Народы кавказа в первой половине xix века

Кавказ в 19 веке

Военные действия русской армии на Северном Кавказе с 1817 по 1864 год направленные на присоединение его территории в истории называются «Кавказская война». Началась она в правление Александра I, затем стала тяжелым бременем Николаю I, а закончилась лишь при императоре Александре II.

Когда в начале 19 века в состав Российской империи добровольно вошла Грузия, то государства соединял единственный путь – Военно-Грузинская дорога, пролегающая по гористой местности Северного Кавказа. Она была опасна из-за постоянных грабительских набегов местных жителей.

Причины Кавказкой войны: обезопасить движение между Грузией и Российской империей и присоединить к ней новые земли.

До войны территория Северного Кавказа выделялась разнообразием этноса и географии. В Дагестане, Чечне, Ингушетии и Северной Осетии, расположенных в речных, плодородных долинах и предгорьях занимались землепашеством, в частности выращивали виноград. Государственные образования представляли собой ханства: Дербентское, Аварское и другие. В горах занимались отгонным животноводством. Большая часть населения жила общинами, некоторые объединялись в «вольные общества» под руководством военных вождей. Мусульманское духовенство обладало огромным влиянием.

Завоевание Кавказа началось после Отечественной войны 1812 года. Правительство Российской империи надеялось на быстрое решение проблемы. Но вооруженный конфликт затянулся из-за приверженности некоторых народов к другой (мусульманской) религии, идеям имамата и географических условий.

Русский военачальник генерал Ермолов Алексей Петрович проводил успешную дипломатическую политику. Он налаживал связи с народами, поддерживающими русских, и вытеснял непокорных из речных долин. Продвигаясь вглубь кавказских гор, русские возводили крепости и дороги. Так появились форты Внезапная и Грозная, позволяющие держать под контролем долину реки Сунжа.

Народы Кавказа в 19 веке

Народы гор оказали активное противостояние завоевательной политике Российской империи. В 1821-1826 годы по Чечне, Кабарде и Адыгее прокатилась волна восстаний. Для их подавления отравлялись специальные отряды казаков.

Разрозненные столкновения перетекли в войну, охватившую Дагестан, Чечню и Северо-Западный Кавказ.

Причины освободительного движения:

  • произвол русской административной власти
  • притеснение прав горных народов
  • борьба вождей и духовенство за власть

Войска Российской империи быстро давали отпор разрозненным отрядам горцев, пока не столкнулись с Шамилем. В Дагестане и Чечне начала XIX века среди народов проповедующих ислам распространился мюридизм. Это религиозное течение, которое возглавлял местный феодал или мулла (имам), выделялось крайним фанатизмом и объявило джихад (священная война против неверных).

Имам Шамиль

В начале 1830-х годов в Чечне и горном Дагестане сформировалась военная теократия (имамат). Духовная и политическая власть принадлежала имаму. Арабский стал языком нового государства, единым законом – шариат. Имаму Шамилю, правящему четверть века над горцами Чечни и Дагестана, удалось организовать армию, навести дисциплину среди народа. Некоторое время он получал финансовую помощь от других государств.

В начале 50-х годов войска Российской империи загнали армию Шамиля в дагестанские горы. В 1859 году из-за голода и нехватки продовольствия имам сдался генералу-фельдмаршалу Барятинскому Александру Ивановичу.

К удивлению Шамиля, его не приговорили к ссылке или казне. Российское правительство видело в нем отважного военачальника и блестящего политического деятеля, который проиграл с честью. В Петербурге его встречали как героя. На постоянное место жительства отправили в Калугу, где Шамилю и его большой семье выделили шикарный дом. Спустя десятилетие размеренной жизни в Калуге бывшему имаму разрешили совершить паломничество в Медину и Мекку, где Шамиль скончался в 1871 году.

Окончательно сопротивление горцев было подавлено спустя пять лет после провала сопротивления во главе с имамом Шамилём. Российская империя начала осваивать новые земли. В ходе Кавказской войны против русских независимо воевали черкесы, совершая набеги на Кубань. (Черкесы – общее наименование множества племен и общин Северо-Западного Кавказа).

Присоединение Кавказа

В результате для Российской империи Кавказская война привела к огромным финансовым и человеческим потерям. В течение военных действий пострадало 77000 офицеров и солдат. Резко испортилось материальное положение в государстве. Финансовые затраты были настолько колоссальны, что не могут быть точно подсчитаны. Народы Северного Кавказа вошли в состав Российской империи, этому теперь способствовала экономическая вовлеченность в экономику империи.

Историки склоняются к мнению, что иначе, Англия, Иран и Турция не потерпели бы независимых народов и подчинили их себе.

Похожие статьи:

  • Кавказ в 16 веке
  • Кавказ в 17 веке
  • Кавказ в 18 веке

Народы Северного Кавказа в первой половине

К началу XIX в. народы Северного Кавказа находились на различных ступенях экономического развития, В Приморском Дагестане, Кабарде, Осетии феодальные отношения были более развиты по сравнению с Нагорным Дагестаном, Чечней, Адыгеей. Там процесс классообразования был скрыт под покровом патриархально-общинного строя, у этих народов существовали «союзы сельских обществ». Однако уже начинало про являться социальное неравенство: родовая община уступала место сельской; ранее свободные общинники теряли свою независимость; пастбища и пахотная земля, которые были раньше в общем владении, переходили в руки ханов и новых феодалов, выходцев из зажиточного узденчества. Этот процесс феодализации общества вызывал протест крестьянства. Местные власти, пользуясь политической поддержкой царизма, усиливали эксплуатацию. Поэтому, выступая против царизма, горцы боролись и против местных правителей. Вместе с тем царские власти, опираясь на родовую аристократию, ограничивали их политические права, и это вызывало недовольство горцев. Русское правительство не считалось и с верхушкой узденчества, «новыми феодалами», отказываясь уравнять их права с местными ханами. Эта часть населения Кавказа также участвовала в борьбе с царизмом. Ее интересы представлял Шамиль (третий имам Дагестана и Чечни).

Недовольство крестьянства усиливавшейся эксплуатацией со стороны местных феодалов и политикой царизма пыталось использовать в своих целях мусульманское духовенство, призывавшее к священной войне (газавату) с неверными, т. е. с немусульманами. Наиболее успешной проповедь газавата была в экономически отсталых районах, оторванных от других частей Кавказа, — в Нагорном Дагестане, Чечне, отчасти Адыгее.

Итак, две причины определяли движение горцев: внутренние противоречия в горском обществе и поли тика самодержавия.

В этом движении участвовали разнородные социальные силы. Главной составной частью его было крестьянство, выступавшее против царизма и процесса феодализации общества. Движение поддерживала часть узденческой верхушки, стремившейся к укреплению своих классовых позиций. В нем участвовали также феодальная знать и духовенство, стремившееся к консервации старых устоев и к отторжению от России. Наибольший размах движение приобрело со второй половины 30-х годов, когда главой государства стал Шамиль, представитель зажиточной части крестьянства (узденчества). Он был храбр, умен, непримирим в борьбе с царизмом. Ему удалось овладеть большой частью Чечни и Дагестана и создать там имамат — теократическое государство во главе с имамом, сосредоточивавшим в своих руках религиозную и светскую власть. Вся под властная Шамилю территория была разделена на округа (наибства) во главе с наибом. В имамате была уничтожена работорговля; пестрота языков была заменена единым, арабским языком, признанным общегосударственным; местное право «адат» было заменено общим — ариатом (сводом мусульманских правовых нормативов). Но Шамиль и другие руководители движения, используя в своей борьбе «священные» лозунги мюридизма, не ставили целью изменить социально-экономический строй на Кавказе. Отстранив старую, связанную с царизмом феодальную знать, Шамиль ввел новых феодалов в лице наибов, которые разоряли крестьян поборами и штрафами не менее, чем прежние хозяева. Горское население, увидев лишь перестановку эксплуататоров, а не ликвидацию эксплуатации, стало отходить от Шамиля.

Ослабление движения горцев, заметное еще в начале 50-х годов, после окончания Крымской войны, особенно усилилось, что было связано с внутренними противоречиями в имамате, с бесперспективностью самой борьбы и активизацией действий русской армии.

В 1859 г. пала последняя крепость восставших, захваченная русскими, — Гуниб. Шамиль был взят в плен и отправлен в Петербург. Вскоре восстание было подавлено и на Западном Кавказе.

Движение горцев, вызванное политикой царизма и процессом внутренней феодализации горского населения, отличалось социальной неоднородностью и внутренней противоречивостью. Горское крестьянство представляло в нем прогрессивное течение; местная знать и мусульманское духовенство были консервативной силой. Призывами к газавату они сеяли вражду между народами Кавказа, отвлекали внимание горского крестьянства от внутренних конфликтов, связанных с усилением социального неравенства на Северном Кавказе.

В исторических условиях, создавшихся к середине XIX в., кавказские народы не располагали достаточными силами, чтобы отстоять свою национальную независимость. Турция и Иран, экономически более отсталые чем Россия, грозили растащить ханства и «вольные общества» Кавказа на части. Вхождение в состав России создавало у кавказских народов благоприятные условия для социально-экономического, политического и культурного развития, ускоряло ликвидацию патриархально-родовых отношений и развитие капитализма. Кавказ, стоявший «…в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории…», включаясь в жизнь России, вовлекался в капиталистические отношения со всеми присущими им противоречиями. Кавказские народы совместно с русским народом участвовали в революционной борьбе против царизма.

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.

Этнический состав населения Восточного Кавказа в XIX веке

ЛЕЗГИСТАН В XIX ВЕКЕ

8.8. Этнический состав населения Восточного Кавказа

В XVIII — XIX веках на территории Восточного Кавказа, простирающейся к югу от Терека до Куры и от Каспийского моря к западу до границ Грузии, проживало более 40 народностей и этнографических групп, говорящих на различных языках с многочисленными диалектами и говорами [48].

Читайте также  Либеральные реформы александра ii (60-70 гг. xix в.)

Этнолингвистическая пестрота по-прежнему оставалась одной из характерных и отличительных черт Восточного Кавказа. Многочисленные народы и этнографические группы Восточного Кавказа относились к иберийско-кавказской, иранской и тюркской семьям языков, последние в основном появились здесь после иранских и тюрко-турецких завоеваний вследствие массовых переселений этих народов в регион Восточного Кавказа.

Дагестано-нахская ветвь кавказско-иберийских языков образует несколько групп [48]: аваро-андо-цезскую (аварцы, андийцы, ахвахцы, багулалы, годоберинцы, ботлихцы, каратины, тиндалы, чамалалы, дидойцы, бежтинцы, хваршины, гинихцы и гунзебцы); 2) даргинскую (даргинцы, кайтагцы и кубачинцы); 3) лезгинскую (лезгины, табасаранцы, рутульцы, цахурцы, агулы, арчины, будухи, крызы, хиналуги, удины); 4) лакскую. К тюркоязычным народностям относятся кумыки, тюрки-азербайджанцы и ногайцы. К ираноязычным — таты и горские евреи.

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТА ДАГЕСТАНА

КАРТА ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА, СОСТАВЛЕННАЯ И.Г. ГЕРБЕРОМ. 1728 Г.

На рис. 8.36 приведена этническая карта Дагестана, составленная Институтом истории, языка и литературы Дагестанского филиала Академии наук бывшего СССР [48]. В целом она правильно характеризует этническое распределение по Дагестану до 1960 года, пока не начались искусственные переселенческие процессы, подспудно организованные определенными кругами некоторых народностей Дагестана с целью расширения своих территорий.

В течение всего советского периода в Азербайджане также шел процесс насильственной ассимиляции лезгин, талышей, татов, армян, курдов и других малочисленных народов и захват их исконных территорий тюрками.

На рис. 8.37 приведена этническая карта общего вида Восточного Кавказа, составленная Гербером, который несколько лет занимался этническим распределением народов этого региона в 1723 — 1728 годах, во время российских военных походов на Кавказ. На карте в общем виде отмечены страны: Грузия, Дагестан, Лезгистан, Карабах и т.д. [49].

«Обширную территорию Терско-Сулакской и Прикаспийской низменностей, от Терека до Башлинской речки, населяли кумыки. На этой же территории от устья р.Сулак до р.Тюркали кочевали ногайцы. На левобережье Терека проживали терско-гребенские казаки. В первой четверти XVIII в., со строительством крепости Святого Креста, терские и донские казаки основали вблизи крепости три станицы — Каменку, Прорву и Кузьминку. Вблизи крепости, по разрешению Петра I, по рекам Тереку, Сулаку и Аграхани, расселились армяне и грузины, прибывшие после 1724 г. с царем Вахтангом в Россию. Во второй половине XVIII в., в притеречных районах число переселенцев — донских казаков, армян и грузин — значительно увеличилось [48].

В Дербенте жило местное население: лезгины, табасаранцы, а также привезенные иранскими шахами таты с IV в., тюрки — с XVII — XVIII вв. Южнее Дербента местные жители — лезгины жили вперемешку с татами.

Всю Самурскую долину занимали лезгино-язычные народы — лезгины, рутульцы и цахуры, последние жили в верховьях Самура.

Центральную часть Дагестана, от восточного склона ТурчиДага, граничащего с Аварией, до пределов Дюлти-Дага, т.е. долину Казикумухского Койсу, населяли лаки [48]. Юго-восточнее аварцев и лаков, в горной зоне среднего Дагестана до низменности, занимаемой кумыками, жили даргинцы [48]. Юго-западнее даргинцев, в горной и предгорной частях Дагестана, непосредственно примыкающей к южной части Прикаспийской низменности, жили табасаранцы, в верховьях Чирахского и Курахского ущельев — агульцы.

Территорию западного берега Каспия от Баку до Хачмаса и Кубы занимали лезгины и таты, последние завезены иранцами; территории северо-западнее Шемахи — это нынешние Кусарский, Кубинский, Исмаи-линский, Куткашенский, Геогчайский, Агдашский, Варташенский, Шекинский и Кахский районы — лезгины и лезгино-язычные народы (цахурцы, рутульцы). В указанных районах жили переселенные или проникшие сюда армяне, таты, тюркские племена, последних называли тюркскими татарами.

По административному делению царской России 1860 года военные отделы на Кавказе были созданы по территориальному принципу, при этом игнорировались многовековой уклад народов, их быт, культура. По указанному делению Закатальский округ, населенный лезгинами и другими дагестанцами, южные отроги Шалбуздага, Шахдага и Базардюзи и Кубинский уезд, населенные народами лезгинской группы, оказывались за пределами впервые созданной Дагестанской области. Хотя и сегодня лезгины проживают на своей исконной территории, и, как много веков назад, по указанию свыше, как по злому року, они оказались разделенными на своей исконной территории надвое под условным названием «северных» и «южных» лезгин. «Южные» лезгины проживали и проживают, как сказано выше, в Хачмасском, Кубинском, Кусарском, Кахском, Шекинском, Варташенском, Куткашенском, Йсмаилинском, Закатальском, Белоканском и в некоторых других районах, находятся в составе Азербайджана. «Северные» лезгины (и лезгиноязычные народы) населяли и населяют нынешние Сулейман-Стальский, Магарамкентский, Ахтынский, Курахский, Хивский, Дербентский, Агульский, Рутульский, Табасаранский районы Дагестана Между «северными» и «южными» лезгинами нет каких-либо иных этнических групп, что, возможно, и послужило бы «оправданием» подобного разделения, хотя никакие политические, экономические и другие причины не могут оправдать разделение единого народа, единой семьи.

РАССЕЛЕНИЕ ЛЕЗГИНСКИХ НАРОДОВ НА ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ

Сказанное подтверждает и известный историк профессор Х.Хашаев в монографии «Общественный строй Дагестана в XIX веке»: «Весь Южный Дагестан от плоскостной до альпийской зоны занимают лезгины, агулы, рутулы и цахуры. Селения их расположены в долинах рек Самура, Гюл-Геричая и Ахтычая, а также на склонах гор Самурского хребта, юго-восточнее главного гребня Кавказского хребта, на склонах Базар-дюзи и по обоим скатам Шахдага… Большое числе лезгин живет на правом берегу р.Самур, в пределах Кубинского и Кусарского районов Аз.ССР. Селения рутульцев, цахурцев расположены на территории Закатальского, Кахского и Белоканского района Аз.ССР. Описанное нами размещение коренного населения Дагестана, за незначительные, исключением, действительно и для раннего периода истории Дагестана»… [36]. На рис. 8.38 приведена карта расселения лезгин и лезгиноязычных народов в настоящее время в Азербайджане составленная на основе научно-исторических и современных статистических данных. В некоторых районах Азербайджана многие лезгинские села из-за ассимиляторской политики националистов, полностью перешли на азербайджано-тюркский язык. В частности около двадцати лезгинских сел в Кубинском районе за последние 30 лет полностью перешло на азербайджано-тюркский язык. А это не значит, что они не являются лезгинами.

Как известно, лезгины играли исключительно большую роль во всех исторических процессах, которые протекали на Кавказе, поэтому они были известны иранцам, армянам и иберам (грузинам) с начала нашей эры. Тюрки и турки столкнулись с лезгинами в XII — XIV вв. Русские активно соприкасались с местным населением и с XVI в. устанавливали связи, которые активизировались с петровской эпохи. Персы, арабы, тюрки, а затем татаро-монголы в завоевательских походах встречались прежде всего с лезгинскими землями и народами.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА НА 1886 Г.

Армяне, иберы, иранцы раньше всех узнали лезгин, поскольку были непосредственными соседями. Поэтому вполне естественно, что все завоеватели многих народов Восточного Кавказа, особенно соседствующих с лезгинами, называли их лезгами, леками. Некоторые русские путешественники и историки также называли в прошлом дагестанские народы лезгинами. Другие народности нынешнего Дагестана в далекие времена были менее известны. Поэтому название народа — лезгины в первую очередь относилось к лезгинам и лезгино-язычным народам, а на другие народы это название перенесено ошибочно из-за отсутствия полной информации о них. «До сих пор, — пишет М.Ихилов, — грузины и армяне называют дагестанцев, и в особенности лезгин, «леками», персы и арабы — «лакзами», «лекзами». Для народностей Северо-Западного Дагестана они употребляют этнонимы «дидо», «анди», «дурдзуки», «авары» и др. Характерно и то, что лезгиноязычные народности испокон веков известны под именем лезгин, в то время как другие народы Дагестана в разные времена выявляли себя под различными названиями. Аваро-андо-дидойские народности раньше были известны под названием маг1арул-маг1арулал — горцы (маг1ар — гора). Кумыки и ныне называют всех горцев, за исключением лезгин, «тавлулар» — «горцы» (тау — гора). Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы. В частности, еще в X в. известен этноним кабардинцев — «тавли». Отсюда можно заключить, что термины «лек», «леки», как «маг1арул», «тавлу» означают понятие «горец», «горцы», однако термины «лек» и «леги» распространены были для обозначения собственно лезгин и лезгинской группы народностей» [50].

«Леки — это, несомненно, — свидетельствует далее Ихилов М., — нынешние лезгины, с глубокой древности живущие на территории, занимаемой ими в настоящее время. Частое употребление в Грузии терминов «лек», «лекеби», а в Азербайджане — «лезгияр», послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем с термином «лезгин» надо увязать, собственно, самих лезгин и народности близкой к ним языковой группы» [50].

Следует указать и на то, что народы Дагестана называли друг друга всегда правильно и точно. Кумыки, например, а за ними и русские жителей нагорного Дагестана именовали тавлинцами (т.е. горцами). Сами себя аварцы и народы андо-цезской группы, как правило, называли по имени общества, к которому принадлежали (андалалцы, гидатлинцы и т.д.), или по названию главного селения: андийцы, ботлихцы, картины, ахвахи, тиндинцы, бежтинцы, хваршины. Одновременно имелось и более общее название маарулал (горцы «от меэр» — гора); для обществ же Аварии, живущих в ущельях, где находились фруктовые сады, — хиндалал. Соседние народы Дагестана называли аварцев яруса (лаки) и каракан (даргинцы).

Лаки сами себя называли лак, а свою территорию — Лакрал-Кану [32]. Аварцы называли лаков — тумау, даргинцы — вулугуни, вулегуни, вуллеко. Но нередко лаков в Дагестане и за его пределами называли также казикумухцами по имени их административного центра.

Читайте также  Русская культура второй половины xix века

Даргинская группа народностей именовала себя чаще всего по имени главного селения общества — акушинцы, цудахарцы, урахинцы. Соседи также называли даргинцев по имени их главных селений. Только лаки всех даргинцев нагорного Дагестана называли общим именем бартхи, а кумыки предгорных и нагорных даргинцев — даргиляр. Даргинцы же называли кумыков диркаланти, аварцы — тляралял, лаки — арниллса [32]. Все эти названия означали жителей равнин, степей [32]. О численности населения Дагестана в целом и отдельных его народов в XVIII в. не имеется сколько-нибудь достоверных статистических материалов. Феодальные владетели Восточного Кавказа, как известно, никогда не производили учета народонаселения. Имеющиеся в местных источниках данные говорят только о селениях и обществах, входящих в то или иное политическое объединение.

Сведения о численности народонаселения Дагестана и его отдельных народов впервые стали появляться в русских источниках. Но русские документы первой половины XVIII в., как правило, ограничиваются перечислением народностей, описанием их расселения и общим указанием на малочисленность или многочисленность населения того или иного владения. В лучшем случае в них имеются данные о числе дворов в селениях. Относительно достоверные сведения, позволяющие судить о народонаселении Дагестана, собрали русские путешественники и военные обозреватели в конце XVIII в.

Нормальному росту народонаселения Восточного Кавказа мешали междоусобицы и особенно опустошительные нашествия иноземных захватчиков, в результате которых гибла масса людей. Выше приводится таблица численности народов Дагестана XIX века, она характеризовала соотношение численности этих народов и в XVIII в.

Кавказская война 1817-1864

В 1817 году для Российской Империи началась Кавказская война, который продолжалась без малого 50 лет. Кавказ давно был регионом, на который Россия хотела расширить свое влияние, и Александра 1, на фоне успехов внешней политики, решился на данную войну. Предполагалось, что достичь успеха можно будет за несколько лет, но Кавказ стал большой проблемой России на протяжении практически 50 лет. Интересное то, что эту войну застали три российских императора: Александр 1, Николай 1 и Александр 2. Победителем в результате вышла Россия, однако, победа далась большими усилиями. В статье предлагается обзор Кавказской войны 1817-1864 годов, ее причины, ход событий и последствия для России и народов Кавказа.

Причины войны

В начале 19 столетия Российская империя активно направляла усилия на захват земель на Кавказе. В 1810 году с ее состав вошло Картли-Кахетинское царство. В 1813 году Российская империя присоединила Закавказские (Азербайджанские) ханства. Несмотря на объявление покорности правящими элитами и согласие на присоединение, регионы Кавказа, заселенные народами, в основном исповедующими ислам, заявляют о начале борьбы за освобождение. Формируются два главных региона, в которых ощущается готовность к неповиновению и вооруженной борьбе за независимость: западный (Черкесия и Абхазия) и Северо-Восточный (Чечня и Дагестан). Именно эти территории стали основной ареной боевых действий 1817-1864 годов.

Историки выделяют такие основные причины Кавказской войны:

  1. Желание Российской империи закрепиться на Кавказе. Причем не просто включить территорию в свой состав, а полностью интегрировать ее, в том числе распространив свое законодательство.
  2. Нежелание некоторых народов Кавказа, в частности черкесов, кабардинцев, чеченцев и дагестанцев присоединяться к Российской империи, а главное – готовность вести вооруженное сопротивление захватчику.
  3. Александр 1 хотел избавить свою страну от бесконечных набегов народов кавказа на свои земли. Дело в том, что еще с начала 19 столетия фиксируются многочисленные нападения отдельных отрядов чеченцев и черкесов на российские территории с целью грабежа, что создавала большие проблемы для пограничных населенных пунктов.

Ход и основные этапы

Кавказская война 1817-1864 годов обширное событие, но ее можно разделить на 6 ключевых этапа. Дальше рассмотрим каждый из этих этапов.

Первый этап (1817-1819)

Это период первых партизанских выступлений в Абхазии и Чечне. Окончательно осложнил отношения между Россией и народами Кавказа генерал Ермолов, который начал строить укрепленные крепости для контроля над местными народами, а также приказал переселить горцев на равнины вокруг гор, для более строгого надзора за ними. Это вызвало волну протеста, которая еще больше усилила партизанскую войну и дальнейшее обострение конфликта.

Карта Кавказской войны 1817 1864

Второй этап (1819-1824)

Этот этап характеризуется договоренностями локальных правящих элит Дагестана в отношении совместных боевых действий против России. Одна из главных причин объединения – Черноморский казачий корпус передислоцировали на Кавказ, что вызвало массовое недовольство кавказцве. Кроме того, в этот период происходят бои в Абхазии между армией генерал-майора Горчакова и местными повстанцами, которые потерпели поражение.

Третий этап (1824-1828)

Этот этап начинается с восстания Таймазова (Бейбулата Таймиева) в Чечне. Его войска пытались захватить крепость Грозная, однако возле станицы Калиновская лидер повстанцев попал в плен. В 1825 году российская армия также одержала ряд побед над кабардинцами, что привело, к так называемому, усмирению Большой Кабарды. Центр сопротивления полностью переместился на северо-восток, на территорию чеченцев и дагестанцев. Именно на этом этапе возникает течение в исламе «мюридизм». Его основой является обязанность газавата – священной войны. Для горцев война с Россией становится обязанностью и частью религиозного верования. Заканчивается этап в 1827-1828 году, когда был назначен новый командующий кавказского корпуса И.Паскевич.

Мюридизм — исламское учение о пути к спасению путем священной войны — газават. Основа мюризма в обязательном участии в войне против «неверных».

Четвертый этап (1828-1833)

В 1828 году происходит серьезное осложнение отношений горцев и российской армии. Местные племена создают первое горское независимое государство в годы войны – имамат. Первый имам – Гази-Мухаммед, основатель мюридизма. Он первый, кто объявил России газават, однако в 1832 году погиб в ходе одного из сражений.

Пятый этап (1833-1859)

Самый длинный период войны. Он длился с 1834 по 1859 год. В этот период местный предводитель Шамиль объявляет себя имамом и также объявляет газават России. Его армия устанавливает контроль над Чечней и Дагестаном. На несколько лет Россия полностью теряет эту территорию, особенно во время участия в Крымской войне, когда все военные силы были брошены для участия в ней. Что касается самих боевых действий, то долгое время они велись с переменным успехом.

Перелом наступил только в 1859 году, после того как возле аула Гуниб Шамиль попал в плен. Это был перелом в Кавказской войне. После пленения Шамиля возили по центральным городам российской империи (Москва, Петербург, Киев), устраивая встречи с первыми лицами империи и генералами-ветеранами Кавказской войны. Кстати, в 1869 году его отпустили в паломничество в Мекку и Медину, где он умер в 1871 году.

Шестой этап (1859-1864)

После разгрома имамата Шамиля с 1859 по 1864 год происходит завершающий период войны. Это были небольшие локальные сопротивления, которые очень быстро удавалось устранить. В 1864 года удалось полностью сломить сопротивление горцев. Россия закончила сложную и проблемную для себя войну победой.

Основные результаты

Кавказская война 1817-1864 годов завершилась для России победой, в результате чего было решено несколько задач:

  1. Окончательный захват Кавказа и распространение там своего административного устройства и правовой системы.
  2. Усиление влияния в регионе. После захвата Кавказа этот регион становится важным геополитическим пунктом для усиления влияния на Востоке.
  3. Начало заселения этого региона славянскими народами.

Но несмотря на успешное завершение войны, Россия приобрела сложный и неспокойный регион, который требовал усиленных ресурсов для поддержания порядка, а также дополнительных мер защиты в связи с интересами Турции в этой области. Такой была Кавказская война для Российской империи.

Политическое устройство народов Северного Кавказа в 18 – начале 19 вв

1. Политический строй народов Северного Кавказа в 18 – начале 19 в.в.

2. Сельская община у народов Северного Кавказа.

Политический строй народов Северного Кавказа в 18 – начале 19 в.в.

Период времени с 18 в. до начала 19 в. является весьма важным в истории народов Северного Кавказа. Это была эпоха, наполненная крупными событиями и бурными катаклизмами, круто изменившая дальнейший ход истории данного региона Российского государства.

Северный Кавказ в 18 веке по-прежнему дробился на значительное число самостоятельных или полусамостоятельных политических образований. Большое число таких образований находилось на территории Дагестана. Феодальные владения Дагестана не были этнически однородны.

Они имели довольно развитую систему административного управления. Управление владениями Засулакской Кумыкии, Эндереевским, Аксаевским и Костековским шамхальствами осуществляли князья (бии). В каждом из владений существовал совет князей, во главе которого был старший князь. При старших князьях находилась дружина. Для разбора тяжб совет назначал судей, которые разбирали уголовные дела по адату. Все гражданские дела по шариату разбирали представители местного мусульманского духовенства. Для исполнения различного рода распоряжений при совете князей имелись бегуалы. Верховным правителем в Тарковском владении являлся шамхал. Однако для решения важных вопросов он созывал совещание из наиболее влиятельных феодалов, живших в его владениях. Отдельными отраслями управления ведали «визири». Местное управление находилось в руках сельских старшин. Суд вершили представители мусульманского духовенства — кадии, которые руководствовались при решении дел шариатом. Полицейские обязанности выполняли тургаки, а отчасти и чауши, в обязанности которых входило доводить до сведения населения постановления шамхала и его чиновников. Вооруженные силы шамхала состояли из отрядов нукеров, которые несли постоянную военную, административную и полицейскую службу. В военное время шамхал производил мобилизацию всего взрослого мужского населения, способного носить оружие.

Читайте также  Учебники по истории школьникам и абитуриентам

Внутри шамхальства сохранялись еще отдельные феодальные уделы — бийликства. Таких уделов в 18 веке насчитывалось четыре: Буйнакский, Эрпелинский, Карабудахкентский, Баматулинский. Владетель Буйнака считался наследником шамхала и носил титул крым-шаха. Большим политическим влиянием в Дагестане пользовался Кайтагский уцмий. Его владения делились на две части: Верхний Кайтаг(горная часть) и Нижний Кайтаг (низменная прикаспийская часть уцмийства).

В административном отношении уцмийство делилось на магалы и бекства. Каждый магал, по существу, являлся самостоятельным союзом общин. Магалы располагались в Верхнем Кайтаге. Их всего было восемь. В Нижнем Кайтаге общинные отношения уже не сохранились, вся земля здесь принадлежала бекам, в руках которых находилось и все административное управление, тогда как в Верхнем Кайтаге земли находились в руках общины и ее представители управляли административными делами.

Довольно своеобразно управлялся Табасаран, где находились два самостоятельных феодальных владения; во главе одного из них стоял майсум, а во главе другого — кадий. В свою очередь каждое из этих владений делилось на две части: на так называемую райятскую и узденскую. В райятском Табасаране вся власть находилась в руках беков. В узденских селениях административное управление осуществляли старшины — кевхи совместно с местным мусульманским духовенством. Административный аппарат, находившийся в непосредственном ведении майсума и кадия, был очень несложен. Он состоял из нукеров, которые в мирное время выполняли полицейские функции, а в военное время составляли дружину майсума или кадия. Кроме этого сравнительно небольшого числа служилых людей, в Табасаране не было никаких чиновников.

Более сложным было управление в Казикумухском ханстве, которое в 18 веке принадлежало к числу наиболее крупных феодальных владений Дагестана. В административном отношении ханство было разделено на 10 округов. Помощниками хана по управлению являлись визири. Полицейские функции выполняли нукеры, состоявшие в основном из рабов хана. Они ее составляли и его военную дружину. Непосредственное управление селениями находилось в руках старшин, кадиев. Присоединенными к ханству территориями управляли или родственники хана, или же наиболее отличившиеся беки.

В 18 веке большое значение в Дагестане приобрели аварские ханы. Занимая центральное положение в нагорном Дагестане, они оказывали большое давление на соседние «вольные общества», за счет которых значительно расширили свою территорию.

В 18 веке большая часть аварских, даргинских и лезгинских союзов сельских общин подпала в той или иной степени под власть соседних кумыкских, аварских и казикумухских владетелей. Другие сохраняли свою независимость, часто номинально и ненадолго.

В «вольных обществах» управление находилось в руках сельских старшин. В ряде общин должность являлась уже наследственной. Также могли избираться старшины, однако, как правило, из числа наиболее богатых и влиятельных лиц. Судебная власть в этих областях находилась в руках духовенства, что давало ему возможность приобретать большое политическое влияние и обогащаться за счет тяжущихся. Некоторые «вольные общества» Дагестана объединились в крупные политические союзы, которые по — своему значения не уступали феодальным владениям (Акуша-Дарго). Управление союзом осуществлял кадий, в руках которого сосредотачивалась духовная, светская и военная власть. По своему значению он был самым влиятельным владетелем Дагестана.

Политический строй Чечни и Ингушетии в 18 веке характеризовался крайней раздробленностью и наличием многих независимых друг от друга обществ (горная Ичкерия, Мичик, Цонтарой, Качкалыковское общество, Майста, Мереджи, Галашка, Дубан и др.).

Разобщенность более всего царила в горной зоне, где формой объединения тайпов были союзы или ассоциации (тухкумы, джамааты и т.д.). Это территориальные объединения Чеберлой, Шатой-Шубуты, Нохчимахкой, Фяппи и т.д. Существовали тайпы, не входившие в тухкумы и жившие самостоятельно: Майстой, Садой, Пешхой и др. Все это определяло чрезвычайную дробность населения и служило серьезным препятствием к внутреннему преодолению исконной политической дробности.

Выходя на плоскость, чеченцы и ингуши в целом сохраняли традиционную форму старшинского управления, приобретавшего в условиях смешанных многотайповых общин характер советов «выборных стариков», опиравшихся якобы на мнение «советов всех стариков и молодых людей».

Однако на равнинах преобладающая часть вайнахских переселенцев с гор попадала в сферу владений кумыкских и кабардинских князей, но их власть над ними была относительна. Этому был причиной зыбкий политический климат раннефеодальных образований с обостренной в них внутриполитической борьбой, последствия которой пагубно сказывались на статусе иноплеменных князей.

В связи с резкой активизацией этнополитических и экономических процессов, обусловленной переселением на равнину, с середины 18 века заметны тенденции к политической консолидации некоторых частей вайнахского населения. Формы и способы этого были различны.

Именно в 18 веке, судя по имеющимся данным, возрастает роль мехкелов («советов страны»)- совещаний старшинско-мусульманской верхушки разных обществ с целью выработки единой политики. Знаменательно, что места общих ингушских, карабулакских и чеченских сходок переносятся теперь в равнинные районы.

К началу 70-х годов 18 века оформляется некоторое политическое единство ингушей. Основой его было стремление обезопасить себя от происков соседних феодалов.

Но в характерных условиях Чечни и Ингушетии предпосылки для создания сколько-нибудь прочных политических объединений отсутствовали. Центростремительные силы были слабы, а устойчивые центробежные устремления предопределяли политическую раздробленость Чечни и Ингушетии на исторической арене 18 века.

Эта ситуация была характерна и для всей остальной территории Северного Кавказа. Она была обусловлена общим уровнем социально-экономического развития страны, которое еще не создало условия для образования централизованных феодальных государств. Более того, в районах, где развитие феодальных отношений сделало наибольшие успехи, обособленность проявлялась с особой остротой и приносила бедствия народным массам из-за непрерывных феодальных междоусобиц. Так было, например, у адыгов. Даже в Кабарде, где феодальные отношения были наиболее развиты, отсутствовала централизация политической власти. Сохранившийся в 18 веке обычай выбора старшего князя не мог предотвратить княжеские междоусобицы и объединить эту адыгскую область в единое целое. Кабарда в первой половине 18 века делилась между пятью княжескими фамилиями, каждая из которых имела свое самостоятельное владение, во главе которого стоял свой старший князь. Во второй половине 18 века число уделов увеличилось до шести. Таким образом, феодальное дробление Кабарды продолжалось, хотя вся Кабарда по-прежнему находилась во власти князей, родоначальником которых был Инал. Это фамильное родство кабардинских князей находило свое выражение в избираемом ими пожизненно старшем князе всей Кабарды. Однак, власть этого князя была в значительной мере номинальной, и старшие князья отдельных уделов нередко с ней не считались.

Феодальные междоусобицы в Большой Кабарде привели к тому, что здесь во втором десятилетии 18 века образовались две феодальные группировки, враждовавшие между собой на протяжении всего столетия. В русских источниках эти группировки именовались Баксанской и Кашкатаусской партиями. В Баксанскую партию входили князья Атажукины и Мисостовы, в Кашкатаусскую — князья Джамбулатовы (позднее Кайтукины и Бекмурзины). Феодалы обеих группировок вели ожесточенную борьбу за власть, за земли и подданных. Обычно перевес в этой области бывал на стороне Баксанской партии как более сильной. Нередко во время своих междоусобиц кабардинские князья обращались за помощью к соседним феодальным владетелям и крымскому хану, что делало их столкновения еще более кровавыми и опустошительными.

Типы политических организаций у народов Северного Кавказа зависели от уровня социально-экономического развития, характера общественных отношений. Наиболее развитыми феодальные отношения и соответствующие им политические организации были в Дагестане.

В начале 19 века здесь было более 10 феодальных владений и несколько десятков союзов сельских общин. На северо-восточной равнине Дагестана, в так называемой Засулакской Кумыкии имелись владения Эндереевское, Аксаевское, Костековское. Каждое из них имело частного пристава и старшего князя. Во главе всех трех административных единиц стоял главный кумыкский пристав. К югу от р. Сулак до речки Орсай-булак располагалось шамхальство Тарковское с уделами (бейликствами) Буйнакским, Карабудахкентским, Эрпелинским, Баматулинским, Казанищенским.

Центральную и значительную часть Южного Дагестана в начале 19 века занимало Кюра-Казикумухское ханство. В 1812 году кавказская администрация в Южном Дагестане образовала Кюринское ханство, объединявшее территорию кюринской плоскости, Курахское, Кошанское, Агульское и Ричинское сельские общества. В 1839 году волей кавказской администрации были образованы два ханства — Кюринское и Казикухумское.

В самом начале 19 века Аварское ханство окончательно вошло в состав России. Административно Авария делилась на бекства — бейликства (шамхальство Тарковское), магалы — уцмийство Кайтага, Табасаран и др. Кроме этого было четыре военных округа: Кувал, Кид, Киль, Каралал. Ближайшими помощниками владетелей Дагестана были визири. Как главы мусульманского духовенства кадии играли во владениях важную роль. Только в руках одного из владетелей Табасаранского кадия была сосредоточена духовная и светская власть. Исполнителями воли владетелей были нукеры — дружинники. Публичную власть на местах осуществляли старшины: чухби, адил-заби (блюстители порядка) — в Аварии, куначу- в Казикумухском ханстве, карты — в уцмийстве и т.д. Полицейские функции исполняли мангуши, эм, чауши — в Аварии, тургаки — в уцмийстве, нукеры — в Казикумухе, Табасаране и других местах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: