Ольвия и тира - Sogetsu-Mf.ru

Ольвия и тира

Раскопки под открытым небом, музей и красивые степные пейзажи на берегу Днепро-Бугского лимана - всё это заповедник Ольвия в Николаевской области. Фото Ольвии.

Ольвия и тира

Ольвия: античный город на берегу Днепро-Бугского лимана

Древнегреческая колония Ольвия в Николаевской области является одним из самых популярных туристических объектов. Раскопки под открытым небом, музей и красивые степные пейзажи на берегу Днепро-Бугского лимана привлекают любителей истории.

«Счастливая» древнегреческая колония

Древний город Ольвия располагался на землях Причерноморья с шестого по четвертый век до нашей эры. Колонию основали выходцы из Милета, переплывшие на кораблях Понт Эвксинский (так греки называли Черное море). Слово «Ольвия» переводится как счастливая. И, действительно, в городе мирно уживались эллины и скифы, процветали ремесла, торговля, культура. Расцвет колонии пришелся на пятый век до н. э.

Древняя Ольвия была не единственной греческой колонией на причерноморских землях. До нашего времени сохранились остатки поселений в Белгород-Днестровском (Тира), Севастополе (Херсонес Таврический), Евпатории (Керкинитида), Черноморском (Калос-Лимен), Керчи (Пантикапей). Сейчас это популярные туристические объекты.

История Ольвии заинтересовала ученых, получивших в свое распоряжение дошедшие до нас древности. Они частично восстановили быт древних греков, рассказав о жизни полиса. Раскопки Ольвии начались в двадцатых годах прошлого века. Археологи изучали руины древнегреческого города, обнаруженные возле села Парутино на берегу Днепро-Бугского лимана.

Раскопки Ольвии

Основная часть построек была раскопана на прилегающих к лиману землях, часть находок поднята с речного дна. И сейчас, купаясь в лимане или прогуливаясь по берегу, можно обнаружить глиняные ручки от амфор и сосудов, расписанные черепки и прочую старинную мелочь.

Как было заведено у древних греков, город делился на верхний, средний и нижний (имел форму неправильного треугольника). Археологи нашли сердце греческого полиса — агору. Были обнаружены Западный и Восточный теменосы (места поклонения божествам). Ученые раскопали остатки башен и стен, окружавших Ольвию, двойные ворота закрывавшие вход в город.

Часть нижнего города затоплена водами лимана и пока недоступна для исследований. Предполагается, что именно там находится амфитеатр Ольвии, его все еще не нашли.

До наших дней сохранились руины храмов, посвященных Зевсу, Аполлону и Асклепию, этих богов больше всего почитали ольвиополиты. Перед храмом Аполлона находился небольшой алтарь, он хорошо сохранился. В наше время его символично поливают вином.

На большой территории разбросаны фундаменты домов горожан, общественных построек и мастерских. Частично сохранился даже городской некрополь. Все это можно увидеть во время экскурсии по Ольвии.

Культурные ценности, предметы быта (амфоры, килики и прочую утварь) можно увидеть в небольшом музее Ольвии. Там же хранятся древние статуи, барельефы, надгробные плиты. Самые большие объекты выставлены под открытым небом (возле маяка, построенного в 19 веке). Самые ценные находки и золотые украшения хранятся в музеях Украины и России.

На территории поселения был создан историко-археологический заповедник Ольвия. Раскопки продолжают по сей день. Для экскурсионных групп доступна законсервированная часть раскопок, в том числе и подземные сооружения. К сожалению, на раскопках активно работают и «черные археологи» вывозящие из страны исторические ценности. Так что территория заповедника находится под вооруженной охраной.

Заповедник Ольвия и остров Березань

Вход в заповедник Ольвия платный. Приобрести билеты и заказать экскурсию можно в кассе. Самое лучше время для посещения заповедника с начала мая и до середины октября. В мае перед туристами предстает цветущая Ольвия, экскурсии проходят по раскопкам утопающим в маках и зеленой траве. Основные объекты экспозиции снабжены указателями с наименованиями и датами. Подробнее о достопримечательностях и истории и Ольвии можно узнать от экскурсоводов.

На территории заповедника есть уникальная фисташковая роща. А на берегу лимана, в тени деревьев, есть родник с питьевой водой, возле него можно поставить палатку и провести выходные на природе. Таким образом совместив поездку в древнегреческий город Ольвия и отдых на берегу лимана.

В состав заповедника Ольвия входит расположенный неподалеку остров Березань, на нем также проводились археологические раскопки. Ученым удалось обнаружить еще одно греческое поселение, основанное жителями Милета.

Оно появилось раньше Ольвии и получило имя Борисфинида – по названию реки Борисфен (древнегреческое название Южного Буга). Самыми интересными находками стали святилище Афродиты, богини любви, и Ахилла Понтараха. Кроме того, на острове нашли следы пребывания древних шведов. Предполагается, что через Березань проходил путь из варяг в греки. Если есть возможность, следует посетить остров.

Много лет подряд на территории заповедника проходил фестиваль авторской песни, греческой культуры и туристического отдыха «Ольвия». Двухдневная программа включала соревнования музыкантов, певцов и бардов из разных стран, парусную регату по Южному Бугу и конкурс красоты «Ольвийская Афродита». Фестиваль проходил в конце августе. С наступлением темноты над Ольвией был виден Млечный путь, можно было наблюдать за падающими звездами и загадывать желания.

Как добраться в Ольвию из Николаева или Одессы

Основным видом транспорта, проезжающего по улицам Парутино, являются туристические автобусы. Автобусные экскурсии в Ольвию из Николаева очень популярны, их предлагают практически все городские турагенства. Такие же предложения можно найти на сайтах туристических бюро Одессы. Причина такой популярности – географическая близость и популярность Ольвии.

Из Николаева можно доехать на автомобиле по Одесскому шоссе, свернуть на Очаковскую улицу (район Варваровка). Дальше трасса идет через Большую Корениху, Старую Богдановку до села Парутино. К заповеднику ведет поворот с Ольвийской улицы (ехать в сторону реки).

Из Николаева до Парутино можно добраться на рейсовом автобусе с автостанции «Дачная». Автобус идет несколько раз в сутки (в интернете можно найти расписание, узнать стоимость и приобрести билет).

Ольвия

О́львия (др.-греч. Óλβια — счастливая, богатая) — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э. [1] [2] [3] на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села Парутино Очаковского района. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. — первая половина III века до н. э.) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами [4] , численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек [5] . На базе открытых во время раскопок руин города в 1924 году создан археологический заповедник. Благодаря раскопкам отечественных и зарубежных археологов на территории Ольвии были открыты и исследованы руины крепостных стен и башен, двойные ворота, агора и Восточный и Западный теменосы . Раскопки в Ольвии ведутся и в настоящее время.

Содержание

История древнего города

Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировались с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду) [6] . В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот [7] . Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию северного побережья Чёрного моря. В VI — V вв. до н. э. тут правили олигархи, в начале IV в. до н. э. была установлена демократическая форма правления. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион. В 55 до н. э. была завоёвана гетским царём Буребистой. Со временем государство возобновило свое существование, но на значительно меньшей территории. В 198 г. н. э. Ольвия вошла в состав Римской империи. Полностью погибла во время нашествия гуннов в 70-е гг. IV в. н. э. [8] .

Археологические памятники

На территории сохранились развалины укреплений, городские кварталы, площадь, священные участки — Восточный и Западный теменосы, храмы, мастерские и некрополь [9] . Произведения изобразительного и декоративного искусства хранятся в многочисленных музеях Украины, России и т.д. На территории города работает археологическая экспедиция Института археологии НАНУ.

Галерея

Фундамент домов-землянок первых поселенцев

Стела на вьезде в заповедник

См. также

Примечания

  1. Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса в VΙΙ — Ι вв. до н. э. — М.: Наука, 1989. — С. 41
  2. Кузнецов В. Д. Ранние апойкии Северного Причерноморья // КСИА, 1991, № 204. — С. 33
  3. Русяева А. С. К вопросу об основании ионийцами Ольвии // ВДИ, 1998, № 1.
  4. Гайдукевич В. Ф. История античных городов Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. Т. 1. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. — С. 48
  5. Блаватский В. Д. Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. — С. 196
  6. Соловьёв С. М.. История России с древнейших времен. Том I.
  7. «Возможно, приблизительно в середине V века до н. э. Ольвию посетил Геродот (основания для такого допущения даёт анализ его рассказа про скифского царя Скила, который имел в Ольвии собственный дворец)» (Давня історія України. Навч. посібник. Кн. 1. К., 1994. С. 163).
  8. Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье / Крыжицкий С.Д., Русяева А.С., Крапивина В.В. и др. – К., 1999. — 478 с. ISBN 966-02-1076-0;); Русяева А.С.,Русяева М.В.Ольвия Понтийская. Город счастья и печали. — К.: Стилос, 2004. — 228 с.
  9. Русяева А.С.,Русяева М.В.Ольвия Понтийская. Город счастья и печали. — К.: Стилос, 2004. — 228 с. ISBN 966-8518-17-9; Древнейший теменос Ольвии Понтийской. Коллективная монография. // МАИЭТ. — Supplemenum. — Вып. 2. – Симферополь, 2006. – 504 с.
Читайте также  Конституция рф 1993 г. развитие россии на современном этапе

Литература

Источники

  • Надписи Ольвии. Inscriptiones Olbiae. (1917—1965). Под ред. Т. Н. Книпович и Е. И. Леви. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1968. 132 с. + 65 таблиц.
  • Карышковский П. О.Новые ольвийские посвящения первых веков нашей эры // Вестник древней истории, 1993. № 1. С. 73—95
  • Книпович Т. Н. Эпиграфические находки из раскопок Ольвии 1920—1954 гг. // Советская археология. 1958. № XXVIII. С. 162 сл.
  • Русяева А.С. Эпиграфические памятники // Древнейший теменос Ольвии Понтийской. Коллективная монография. // МАИЭТ. — Supplemenum. — Вып. 2. – Симферополь, 2006. – С. 117-136.
  • Русяева А.С. Граффити Ольвии Понтийской.- Симферополь, 2010. – 288 с. ISBN 978-966-15-3821-3

Исследования

  • Виноградов Ю. Г. Декрет в честь Антестерия и кризис Ольвийского полиса в эпоху эллинизма // Вестник древней истории. – 1984. – № 1.– С. 51-80.
  • Виноградов Ю. Г.,Карышковский П.О. Каллиник, сын Евксена. Проблемы политической и социально-экономической истории Ольвии второй пол. IV в. до н.э. // Вестник древней истории. – 1982. – № 4. – С. 26-46; 1983. – № 1. – С. 21-39.
  • Виноградов Ю. Г. Политическая история Ольвийского полиса VII-I вв. до н.э.: Историко-эпиграфическое исследование. – М. : Наука, 1989. – 284 с.
  • Гавриленко О. А.Ольвія // Юридична енциклопедія. Т. 4. Н-П. – К. : Укр. енцикл., 2002.. — С. 264.
  • Гавриленко О. А. Правові основи валютного регулювання в Ольвійській державі на початку IV ст. до н.е. // Держава і право. Зб. наук. праць (Інститут держави і права ім. В. М. Корецького НАН України). – 2002. — № 17. – С. 26-31.
  • Грэхем А. Колониальная экспансия Греции. — В книге: Расширение греческого мира. VIII—VI вв. до н. э. (Кембриджская история древнего мира. Т. 3, ч. 3). М.: Ладомир, 2007. ISBN 978-5-86218-467-9
  • Древнейший теменос Ольвии Понтийской. Коллективная монография. // МАИЭТ. — Supplemenum. — Вып. 2. – Симферополь, 2006. – 504 с.
  • Жебелёв С.А. Милет и Ольвия // Известия АН СССР. Отделение гуманитарных наук. – 1929. – № 6. – С. 427-435.
  • Зубарь В.М.,Крапивина В.В. О римском гарнизоне в Ольвии в середине III в. // Вестник древней истории. – 2004. – № 4. – С. 166-178.
  • Зуц В.Л. Гражданская община ольвиополитов догетского времени // Археологія. – 1975. – Т. 16. – С. 37-49.
  • Карышковский П.О.Монеты Ольвии. Киев, 1988.ISBN 5-12-000104-1.
  • Карышковский П.О.Монетное дело и денежное обращение Ольвии (VI в. до н.э.—IV в. н.э.). Одесса, 2003.ISBN 966-96181-0-X
  • Леви Е. И. К истории торговли Ольвии в IV—III вв. до н. э. // Советская археология. 1958. № XXVIII. С. 243—244.
  • Леви Е. И. Ольвия. Город эпохи Эллинизма. Л.: Наука, 1985. 152с.

Культура населения Ольвии и ее округи в архаическое время: Сб. статей. – К.: Наукова думка, 1987. — с.

  • Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье / Крыжицкий С.Д., Русяева А.С., Крапивина В.В. и др. – К., 1999. — 478 с. ISBN 966-02-1076-0
  • Ольвия и Нижнее Побужье в Античную эпоху. Материалы и исследования по археологии СССР. № 60. 78. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 278 с., вкл., ил.
  • Ольвия. Теменос и агора. Отв. ред. В. Ф. Гайдукевич. М.—Л.: Изд-во АН СССР, Наука, 1964. 382 с., илл., карты, табл.
  • Русяева А.С. Земледельческие культы в Ольвии догетского времени. — К.: Наукова думка, 1979. – 172 с.
  • Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. — К.: Наукова думка, 1992. – 254 с. ISBN 5-12-002688-5
  • Русяева А.С. Граффити Ольвии Понтийской.- Симферополь, 2010. – 288 с. ISBN 978-966-15-3821-3
  • Русяева А.С.,Русяева М.В. Ольвия Понтийская. Город счастья и печали. — К.: Стилос, 2004. — 228 с. ISBN 966-8518-17-9
  • Соколов Г. Ольвия и Херсонес. Ионическое и дорическое искусство М.: Греко-латинский кабинет, 1999. 570с., ил.
  • Художественная культура и археология античного мира.Сборник памяти Б. В. Фармаковского. Под ред. Сокольского Н. И., Брашинского И. Б., Горбуновой К. С. и др. М.: Наука, 1976. 240 с., ил. (Большинство статей сборника посвящено Ольвии).
  • Classical Olbia the Scythian World. Fromm the Sixth Century BC to the Second Century AD / edited by David Braund & S D Kryzhitskiy. – Oxford, 2007. — 224 р. ISBN 978-0-19-726404-1

The Lower City of Olbia (Sector NGS) in the 6th Century BC to the 4th Century AD. Black Sea Studies 13. 2 vols. – Aarhus:

  • Aarhus University Press, 2010. — Vol. 1, Text. Pp. 657, tables 32; vol. 2, Plates. Pp. 407, b&w and color pls. 407. ISBN 978-87-7934-523-2

Внешние ссылки

  • Официальный сайт ольвийской экспедиции
  • Губернская Неделя: «Фестиваль в Ольвии»
  • Губернская Неделя: «Грабят Ольвию по-черному»
  • Монетное дело Тиры, Никонии и Ольвии на сайте Одесский музей нумизматики
  • Фотографии Ольвии
  • Полная библиография работ П. О. Карышковского на русском и английском языках на сайте Фридман А.С
  • Ольвия – археологическая жемчужина Украины

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гидроторф
  • Хостинский тоннель

Смотреть что такое «Ольвия» в других словарях:

Ольвия — ольвия … Русский орфографический словарь

Ольвия — (Затока,Украина) Категория отеля: Адрес: Приморская улица 6а, Затока, 67773, Украина … Каталог отелей

Ольвия — Ольвия. Раскопки в Верхнем городе. ОЛЬВИЯ (Борисфен), античный город (6 в. до нашей эры 4 в. нашей эры) на берегу Днепро Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от города Николаев. Укрепление, городские кварталы, агора, храмы, мастерские … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОЛЬВИЯ — (Борисфен) античный город (6 в. до н. э. 4 в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у с. Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи, погребения и… … Большой Энциклопедический словарь

Ольвия — см. Первомайск Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Ольвия — (греч. Olbía) античный рабовладельческое город государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки О. расположены около современного села Парутино Очаковского … Большая советская энциклопедия

ОЛЬВИЯ — Борисфен (греч. Olbia, Borystenns), древнегреч. город государство на Бугском лимане (остатки городища и могильника теперь близ с. Парутино Очаковского р на Николаевской обл.). Осн. переселенцами из Милета и др. ионийских городов в 1 й пол. 6 в.… … Советская историческая энциклопедия

Ольвия — (греч. Olbia) античная колония в Сев. Причерноморье, недалеко от устьев Днепра (Борисфена) и Южн. Буга (Гипаниса), основана выходцами из Милета (другое название О. Борисфен). О. сформировалась как демократический полис; ее расцвет приходится… … Античный мир. Словарь-справочник.

Ольвия — (Борисфен), античный город (VI в. до н. э. IV в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи,… … Энциклопедический словарь

Ольвия* — (Όλβίη или Όλβία счастливая ) древнегреческий город на правом берегу реки Буг (древн. Гипанида), колония ионийского города Милета. У греков, живших в собственной Греции и Малой Азии, О. называлась Борисфеном, или городом и портом Борисфенитов.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НИЖНЕЕ ПОДНЕСТРОВЬЕ

Греческие ионийские колонии, расположенные в Нижнем Поднестровье: Тирас (выходцы из Милета), Никоний (выходцы из Истрии, колонии Милета).

Тира — совр. Аккерман, также считается, что была основана в VI в. до н.э., но археологически слоёв ранее IV в. не обнаружено. Есть гипотеза, что до IV в. Тира находилась на острове близ устья Днестра (сейчас там лиман) и называлась Офиусса. Это было небольшое поселение, возможно единственное на правобережье Днестровского лимана. Историки полагают, что колонизация данного региона происходила путём выведения небольших сельскохозяйственных поселений.

Никоний

Был основан в конце VI в. С ним ассоциируется современное Роксоланское городище.

В окрестностях Никония найдено 12 таких поселений, относящихся к VI в. до н.э. (Надлиманское-3). В V в. земли, принадлежавшие Никонию были размежёваны. Основой хозяйства Никония было земледелие (было удобно вывозить хлеб на продажу морем), основным типом жилищ были землянки и полуземлянки (1-е поколение колонистов, второе поколение уже проживало в наземных домах). С раннего периода жители Никония занималось торговлей хлебом.

В первой половине V в. жизнь в поселениях округи прекращается, а их население перемещается в Никоний и Тиру, которые становятся полисами. Таким образом, Никоний в бытность его поселением аграрного типа можно назвать протополисом. При раскопках Никония были найдены фрагменты надписи конца V-IV вв. до н.э., которая представляет собой проксению — дарование гражданства иностранцу.

В V в. в Никонии начинается каменное домостроительство, в V-IV вв. жители окружают Никоний рвом, а к IV в. город обретает регулярную планировку. Поэтому считается, что с IV в. Никоний становится городом.

В V в. развивается хора города, застраивается с/х-округа. Во внутреннем обращении Никония до V-IV использовалась монеты Истрии, позднее — Ольвии и Апполлонии Понтийская.

450-460 гг. до н.э. в Никонии был осуществлён единственный монетный выпуск бронзовых монеток с совой, колесом и именем Скила. На этом основании считается, что скифы имели протекторат над Никонием. В то же время в Никонии обнаружено большое количество керамики из Афин. На Роксоланском городище также найдено граффити конца V- начала IV вв. на дорийском языке, где упоминается маршрут плавания к северу от Никония.

Читайте также  Наполеон в москве

В III четверти IV в. город был разрушен (разрушена городская стена), однако вскоре снова был восстановлен.

ТИРА И ОЛЬВИЯ В АРХАИЧЕСКУЮ И КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХИ

Тира

Находилась на противоположном от Никония берегу Днепровского лимана. Была основана в конце VI в. до н.э. Названа по имени Тирас — Днестр. Население — тиро-геты. Возникла как центр, в который свозили хлеб и с/х-продукцию, в обмен получая аттическую керамику. Слои архаического времени бедны, в связи с этим предполагают, что Тира была одним из 25 сельских поселений на правом берегу Днестра, а затем к IV в. выросла в полисный центр. Только в одном из 25 с/х-поселении Затока-1 найдены слои 5 в. Развитие Тиры сдерживал Никоний, к тому времени бывший полисом. Лишь с упадком Никония в конце V в. до н.э. Тира стала расти (473 г. — понтийское путешествие Перикла). Афиняне разведывали территорию для закупки хлеба. Афинское решение 425 г. упоминает Тюритаке, который платит в Афинскую казну 2 таланта — учёные склоняются, что это Тира.

В 350 г. — Тира начинает чеканку собственной монеты, строится городская стена, расширяется планировка. Среди поселений хоры наиболее исследовано Певденное-1 (тиро-геты, поставляли зерно, получали керамику). В Тире найдена псефизма (декрет, утверждённый Народным собранием), в которой упоминаются городские магистратуры и культы. В одной из надписей сеередины третьей четверти 3 в. упоминается предоставление убежища жителям Никония от нашествия галатов. Немного позднее Тира также пережила нашествие галатов: была разрушена хора, но город, обнесённый стеной, уцелел. В результате разрушения хоры сократились поставки зерна и Тира начинает вступать в полосу кризиса (3-2 вв. до н.э.).

Ольвия

В районе нижнее Побужья возникло поселение на о-ве Березань (Борисфенида от Борисфен — Днепр). По хронике Евсевия Березань была основана во второй половине 7 в. до н.э. Но археологически самые ранние фрагменты керамики датируются концом 7 в. до н.э. Самый ранний культурный слой — 6 в. до н.э. Березань — это милетская колония, её греческое название — Борисфенида. До основания Ольвии в начале 6 в. до н.э. Березань была ведущим греческим центром в Побужье. Поселение было изначально мелким, полуземляночным. Во второй четверти 6 в. на берегу Березанского лимана появляются группы сельских поселений с домами земляночного и полуземляночного типа. Считается, что эти поселения относятся к хоре Березани, а возможно уже и развивающейся Ольвии.

Датой основании Ольвии раньше считался рубеж 1 четверти 6 в. до н.э. В результате последни раскопок дату удревнили — конец 7 — начало 6 вв. до н.э. Ольвия возникла одновременно с другим центром — Ягорлыцкое поселение ремесленников (остатки стеклоделательного и медеплавильного производств). Территории пустовали, и греки имели возможность заселять широкие пространства с целью земледелия. Поэтому предполагают, что Ольвия также вначале была с/х-поселением.

Основное ядро колонистов — жители сельских районов и жители Березани. Первые колонисты называли Ольвию Милетой в честь родного города, а затем к середине 6 в. — Ольвией (счастливая). Иногородние греки называли Ольвию Борисфенидой по имени реки Днепр. В течение 85 лет после основания Ольвия напоминала аграрный посёлок. В середине 6 в. появляется первый священный участок теменос, посвящённый храму Аполлона-врача, покровителю Ольвии. Один из храмов принадлежал фригийскому культу Матери богов-Кибеле. В конце 3 четверти 6 в. ольвиополиты отстраивают второй (центральный) теменос с храмом Аполлону-Дельфинию (мудрому) и агору. Постепенно апойкия превращалась в полис. Сходный процесс протекал (по Андрееву) в Гомеровскую эпоху: трансформация сельских общин в полис к 8 в. до н.э.

К концу 6 — началу 5 в. до н.э. площадь города начала расширяться, с середины 6 в. до н.э. в Ольвии начала складываться сеть городских улиц. В первой четверти 5 в. земляночное строительство уступает место наземным сооружением. До 5 в. н.э. Ольвия и Березань развивались параллельно. Первые монеты — стрелки появляются в конце 7 в. и используются до 5 в. В начале 5 в. стали отливать монеты-дельфинчики до середины 5 в., в т. ч. и на хоре. Ранний торговый обмен производился стихийно, без контроля полисной власти — дельфинчики были без легенды. Когда на дельфинах появились надписи (часто имя Арихо, возможно жрец), началась государственная регламентация торгового обмена. В середине 5 в. появляются первые эпиграфные монеты и городские магистратуры. В это время Березань подпадает под влияние Ольвии. В это же время в Березани появляется регулярная система застройки.

Греческую керамику также находят и в поселениях лесостепного района в глубине материка (конец 7 — начало 5 вв.) — греки покупали хлеб у населения лесо-степей. Сельских поселений Геродотовских скифов-пахарей в прибрежных районах ранее 4 в. не найдено. Скифы были номадами и взимали дань сначала с населения лесостепной зоны, а потом вышли к побережью.

В период стабилизации сельских поселений Ольвия превращается в ведущий центр ремесла и торговле в Нижнем Побужье. В 1 половине 5 в. до н.э. в Ольвии строятся оборонительные стены: башни, регулярная кладка. В последней четверти 6 в. Ягорлыцкое поселение приходит в упадок, потому что в Ольвии приступают к изготовлению собственных изделий: керамика, свинцовые букрании. Превращение Ольвии в полис привело к тому, что большинство с/х-поселений в конце 5 — начале 4 вв. до н.э. прекратили своё существование. Жители хоры переселяются в город. Город начинает осваивать хору заново, создавая большие коллективные усадьбы.

В это время в Ольвии происходят очень важные события: царь Дарий терпит поражение от скифов. На крыльях военного успеха, скифы объединяются под властью одного правителя и совершают многочисленные походы, в результате которых оседают в Западном Причерноморье.

После 480 г. греческие города оказываются либо под покровительством фракийцев либо под покровительством скифов.

В пользу гипотезы покровительства скифов:

Ø Сокращение хоры.

Ø Появление оборонительных стен.

Ø Рост населения Ольвии.

Ø 460-е гг. выпуск монет с именем скифского царя Эминака (в Никонии чеканилась монета с именем скифского царя Скила).

Ø Появление скифских имён среди населения города.

Ø Скифский царь Ареопиф берёт в жёны гречанку из Истрии.

Против гипотезы покровительства скифов:

ü Иранских имён встречается всего 4-5.

ü Строительство оборонительных стен не обязательно связано с нападением, а всегда связано с урбанизаицей

ü 5 монет с именем Эминака, но типы монет и символы на них — греческие, возможно Эминак был чиновником, следивший за изготовлением эти монеты. А Скил чеканил монеты просто так, вне зависимости от покровительства.

ü Рассказ Геродота о царе Скиле: тот пробирался в Ольвию тайно.

В это время не было никакой угрозы от скифов. В Ольвии наблюдался не упадок, а развитие урбанизационных процессов. Идея протектората в настоящее время полностью отвергается. Возможно скифы взимали дань и с греков, но в основном с населения лесостепных регионов. Скифам было выгодно изымать у них хлеб и продавать и продавать грекам. Это и привело к росту богатства у скифской знати (появление курганов с ювелирными украшениями).

Доказано, что в 480 г. ещё не началось Боспорское объединение: лишь Пантикапей объединил свою округу. Объединение началось позднее: в конце 5 — начале 4 вв. до н.э.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

Ольвия — античный город в Николаевской области

В переводе с древнегреческого Ольвия переводится как «счастливая, богатая». Население древнегреческого города составляло 15 тысяч человек. Ольвия была одним из четырех крупных античных полисов Северного Причерноморья. Она просуществовала с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Ольвия была основана переселенцами из Милета – сейчас этот город находится на территории Турции. До греков здесь жили скифы, и против такого соседства последние возражать не стали. Легенда гласит, что им очень понравилось вино, которое привезли с собой переселенцы.

Через некоторое время после высадки милетяне обратились к оракулу, который и выбрал такое название городу, назвав его счастливым городом. Правда, в это время уже были известны природные богатства выбранного для колонии края, и оракул знал, о чем говорил.
В 1 веке нашей эры Ольвия стала римским городом, который был уничтожен гуннами. Оставшиеся в живых покинули эти места. Город несколько раз восстанавливался, но прежнего расцвета больше не достигал. Ольвия упоминалась в трудах Геродота, Страбона, Плиния старшего. Она торговала с Грецией, входила в Афинский союз. Население занималось ремеслами, рыбалкой и земледелием. Ольвия была центром поставок вина, оливкового масла, тканей, украшений, посуды и предметов роскоши.
В 1926 году Ольвию объявили государственным заповедником. На территории по сей день проводятся раскопки. Сохранился главный алтарь, центральная площадь, фундаменты храмов и жилых домов, остатки рынка, склепы, элементы оборонительных сооружений, дорог и многое другое. Продолжаются поиски театра, но он может быть затоплен лиманом, как и около трети территории древнегреческого города. По словам археологов, раскопано не больше 1/80 Ольвии.

На территории заповедника работает музей, который находится в небольшом здании старого маяка. Можно посмотреть на находки времен существования Ольвии – амфоры, детские захоронения в амфорах, терракоты и многое другое.







Остатки жилого квартала. После того, как греки освоились на новом месте, они начали строить дома по классической греческой схеме. Все внутренние помещения находились по двум, трем или четырем сторонам прямоугольного или квадратного внутреннего двора. В богатых домах присутствовали портики с колоннами, жители с более скромным доходом делали колонны из дерева, а дома бедных не имели колонн и портиков.
Окна и двери выходили только во внутренний двор, кроме одной входной двери. На улицах жилых кварталов можно было увидеть только глухие стены и заборы. Дома тесно примыкали друг к другу, улицы были тесными — около 2-3 м. Городские власти следили за тем, чтобы входные двери домов открывались только внутрь, чтобы не мешать проходу или проезду по тесным улочкам жилых кварталов.

Читайте также  Государственно-социальная система россии в конце xix века




Виды на лиман и ту часть заповедника, в которой сейчас идут раскопки.

Остатки оборонных сооружений

Курган Зевса. В склепе под ним были похоронены знатные жители Ольвии.

Храмы Зевса и Аполлона

Алтарь в священном месте Теменос. Теменос — участок, который отводится для служения божеству. Считалось, что находясь в таком месте, человек может ощутить присутствие божества.

Водопровод. Канализация тоже была во всем городе.

Гимнасий. Здесь обучали наукам и искусствам, а также занимались физической подготовкой учеников и проводили соревнования. Воспитательно-образовательное учреждение из Древней Греции. Кстати, с греческого слово gymnos переводится как «обнаженный» — физическими упражнениями здесь занимались без одежды. Для взрослых жителей гимнасий был чем-то вроде клуба, где можно было послушать выступления философов, обменяться новостями и т.д. В гимнасии был бассейн, комнаты для натирания маслом, умывания и т.п.
Покровителями гимнасиев считали Геракла и Гермеса. Кстати, если верить греческой мифологии, Геракл был в низовьях Борисфена, возможно, побывал и в Ольвии.

Агора — рыночная площадь, центр деловой и общественной жизни города. Она имела и торговые функции, и административные. Кстати, практически везде, куда ни глянь, на земле лежат черепки. Практически в любых кустах лежат куски древнегреческих амфор, и возле агоры их больше всего. Нам посчастливилось найти верхнюю и нижнюю часть амфор, и до этого впечатляющего события мы еще сомневались — ну не могут же старинные черепки вот так валяться прямо на тропинках. Оказалось, что могут, и такие находки можно брать на память — столько негодных осколков музею не нужно, на выходе даже подарили еще несколько осколков с остатками рисунков.




Землянка самых первых поселенцев Ольвии

Курган Еврисии и Ареты, под ним тоже находится склеп.

Игра света в правом нижнем углу очень похожа на привидение)

Зеленый Путь

Ольвия: полис и хора, принципы ревитализации

Я специально сделал такой заумный заголовок. Потому что туризм давно уже стал сегментированным. «Свой до свого по свое«. В Парутино не особо нужна публика, привыкшая к стандартам Коблево.

Транс-европейский коридор культурно-исторического и зеленого туризма от Балтийского моря к Черному это формат семейного отдыха среднего класса.

Балто-Черноморская ось это объективное многовековое направление торгового и культурного взаимодействия

Вино и сыр, плетение и керамика, национальные песни и танцы, скалолазание и рафтинг… Ну, список большой, кто понял, тот понял. То есть точно не футбол и не пиво )))

Полис и хора

Мало кто знает, что гражданин древнего греческого города вовсе и не был городским жителем. Государство всегда состояло из полиса (центра) с очень маленькими рациональными домами и просторными общественными сооружениями, и обширной земледельческой округи – хоры. Полис и хора это составные части каждой античной колонии. Развитие полиса и гражданского общества в нем полностью определялось ресурсами пахотных земель. Агора – главная площадь для обсуждения и принятия решений свободными гражданами не зря дала название профессии агроном. Агороном следил за нормами земельных наделов.

Каждый свободный гражданин полиса был подготовлен на свои средства сражаться за город в тяжелом вооружении пехотинца, вел международную торговлю, отвечал за благополучие своих рабов (в среднем 50 человек). Агороном утверждал не только нормы питания для рабов, но количество и качества вина, которое рабы пили каждый день.

Земельные наделы (клеры) были обычно 12-20 гектаров, в зависимости от плодородия почв и благоприятности климата. Они располагались на огромных территориях, которые имели связь с полисом по водным путям.

Укрепленная усадьба располагалась в центре клера — земельного надела в 12-20 га. Это некий прообраз польского фольварка, полной переработки сельхоз продукции на экспорт.

Лиманы, залитые морем устья рек, представляли для древних греков (впрочем, затем для римлян, византийцев, генуэзцев, турков, русских) идеальные условия для торговли пшеницей твердых сортов, соленой рыбой, медом, и воском, кожей и шерстью, конопляным волокном и прочими ценными для Средиземноморья товарами в обмен на престижное оружие, драгоценности, тонкие ткани, пряности. Торговля рабами процветала с 7 века до новой эры до 18. «Предпродажная подготовка» проходила в полисе и крупных портах хоры.

Клеры, точнее остатки их оград и руины земледельческих усадеб мало изучены археологами. Государство не в состоянии запретить на них хозяйственную деятельность, поскольку громадные территории пахотных земель юга современной Украины это как раз бывшая хора таких полисов как Тира, Ольвия, Херсонес таврический с его «филиалом» Калос Лимен, Феодосия, Пантикапей с цепью подчиненных ему небольших портов.

«Большой взрыв» Ольвийской хоры и Александр Македонский

Ольвия не зря называлась Счастливая. Ее отношения с могущественными соседями Великой Скифии были обычно мирными. По берегам Южного Буга население было оседлым и выращивало пшеницу и прочую продукцию в избыточном количестве, так что нуждалось в посредничестве греков. Даже часть скифов, которые сами пшеницу не употребляли, выращивали ее для продажи.

В 340-х до новой эры царь царей скифов Атей объединил все племена и пошел на захват земель нынешней Молдовы, Румынии и Болгарии. С юга на эти же земли повел свою армию Филипп II Македонский, который путем политического супружества объединил под своей властью и армии Древней Греции.

Золотой статер царя Атея. Чеканился в Пантикапее (нынешняя Керчь) несколько десятилетий после смерти Атея. Аверс — бог реки Борисфен, Днепр. Реверс — гиперборейский грифон, охраняющий пшеничный колос.

Царь Атей умер в сражении в возрасте 90 лет. Однако захвата собственно скифских земель и контроля македонцев над эллинскими колониями не последовало. Во власти Филиппа, а затем его сына Александра Македонского осталась Фракия (нынешние Румыния и Болгария). За скифами осталась Добруджа. Известно о некой контрибуции от скифов – 20 тысяч боевых коней и юноши при них. Это следует понимать, что основу конницы Александра Македонского составили молодые скифы. Традиция продавать в государственное рабство младших сыновей у скифов была издавна и связана с тем, что пастбища, стада и поля получал только один старший.

Я бы не стал называть итог этой войны поражением для скифов. И у точно для Ольвии это была победа и период расцвета в несколько десятков лет. Через Ольвию к армии Александра Македонского пошли морем огромные потоки зерна, лошадей, шерсти и кожи, а также прочие товары, которые армия не могла получать в ходе захвата Персии, Средней Азии и Индии.

Именно в этот период основаны ольвиополитами большинство сел на берегу Бугского лимана от Николаева и до Очакова и чуть далее: Варваровка, Большая и Малая Корениха, Новая и Старая Богдановка, Козырка.

Ревитализация — оживление древней истории, силуэты и ароматы. Жесткое функциональное зонирование и Календарь событий.

Общие тенденции в развитии тематических парков приключений и развлечений:
1. Проживание на объекте персонала, экспедиций, реконструкторов (например, палаточный городок внутри заповедника Ольвия, в 2017 году проживание бесплатно!).
2. Реконструкция не только как шоу исторических событий, но и как развлечение для посетителей, аттракционы на основе старинных боевых навыков, например лучные тиры, набрасывание аркана, эллинские прыжки с гантелями.
3. Мастер-классы ремесел с экспресс-обучением. Керамика это точно на виду и на слуху. НО. Козий сыр это круче.
4. Эклектика фестивалей, соединение истории и современных неформальных движений, например Байкер-фесты и тату в скифском зверином стиле.
5. Отправление религиозных культов, традиционные праздники.
6. Производство сувениров, торговля, национальная и историческая кухня.
7. Услуги фото-сувенира с переодеванием. Демонстрация исторического костюма.

Будущее археологических заповедников видим так:

функциональное зонирование территории на перспективу в 20 лет с выделением приоритетов на первые 5 лет;

— в буферных зонах (за пределами охранной зоны памятников, но с видом на исторические объекты, так чтобы они всегда были в кадре) принципы «народной стройки», самофинансирования, тендерных участков с инфраструктурой для малого и клубного бизнеса, в т. ч. сезонного.
Главное — живое, прибыльное развитие исторического объекта.

Функциональное зонирование тематического парка исторических приключений и развлечений:

1. Майдан (рыночная площадь) для массовых зрелищ и развлечений, фестивалей, ярмарок.

2. Город мастеров — ремесленные ряды с постоянным и временным жильем на втором этаже.

3. Власть и наука — музейная экспозиция, научные кабинеты и библиотека, администрация.

4. Развитие — археологические раскопки, реставрация, реконструкция.

5. Храм — действующие культовые учреждения.

6. Буфер — внешняя сервисная зона, парковка, цивильная торговля, общепит, алкоголь, караоке и т. д.

Прошу отнестись к этому тексту конструктивно. Для комментариев достаточно указать любое придуманное имя и любой адрес электронной почты. Но хотелось бы дельных советов.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: