Оружие первой мировой: бронетехника и авиация

Противотанковые пушки были главным противотанковым средством в годы Второй мировой войны. Основную их часть составляли буксируемые орудия.

Оружие первой мировой: бронетехника и авиация

Противотанковые пушки – главный противник танков во Второй мировой войне

Противотанковые пушки были главным противотанковым средством в годы Второй мировой войны. Основную их часть составляли буксируемые орудия.

Совершенствование технологий в межвоенный период способствовало быстрому прогрессу как бронетехники, так и противотанковых средств.

СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

От противотанковой пушки (ПТП) требовались малые габариты, малая высота линии огня, настильность траектории, бронебойное и заброневое действие снаряда, высокая скорострельность, меткость стрельбы, большой угол и скорость горизонтального наведения, подвижность, быстрота занятия и смены позиции.

Первая удачная ПТП была создана в Германии, «набравшей» наибольший опыт противотанковой обороны. Таковой стала 3.7 cm ТаК 28, ставшая основой для германской ПТП Рак 35/36, советских 37-мм обр. 1930 г. и 45-мм обр. 1932 г., японской 37-мм Тип 97, американской 37-мм М3. Другими популярными в 1930-е годы системами были шведская 37-мм ПТП «Бофорс» и австрийская 47-мм «Белер».

При общем интересе к малым калибрам подход к назначению ПТП различался. Во Франции, например, их создавали как специализированные, в СССР рассматривали как орудия противотанковой и батальонной артиллерии.

К концу 1930-х годов большинство специалистов сходились на том, что появление быстроходных танков противоснарядного бронирования требует от ПТП поражать их с 700-1000 м, что вынуждало увеличивать калибры. От калибров 20-25 мм уже отказывались.

СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА

В ходе Второй мировой войны стремительно росли защищенность и огневая мощь танков. Соответственно росли требования к ПТП по бронепробиваемости и дальности эффективной стрельбы. Развитие ПТП в 1939-1945 годах характеризовалось как ростом калибров и совершенствованием конструкции орудий, так и принятием качественно новых боеприпасов.

Основной ПТП РККА к началу Великой Отечественной войны была 45-мм пушка обр. 1937 г. с калиберным бронебойным снарядом. К тому времени уже была создана 57-мм ПТП ЗИС-2, но технологические проблемы задерживали ее производство. Это определило возобновление и расширение выпуска 45-мм пушек и создание к ней снарядов увеличенной бронепробиваемости. Во время Сталинградской битвы 45-мм пушки еще составляли до 43 % вооружения истребительно-противотанковых полков. Наряду с доработкой 57-мм и созданием новой 76-мм пушки «усиливали» и 45-мм – в 1942-м на вооружение поступила 45-мм ПТП М-42. Однако в том же году на вооружение принята 76-мм пушка ЗИС-3. Борьба станками и ранее числилась среди главных задач 76-мм дивизионных пушек. Но ЗИС-3 стала и дивизионным, и основным противотанковым орудием – к началу 1944 года в истребительно-противотанковой артиллерии РВГК 76-мм пушки составляли 78%.

1943 год характеризовался принятием на вооружение не только весьма эффективной 57-мм пушки обр. 1943 г. (ЗИС-2), но и 45-, 57- и 76-мм подкалиберных снарядов с твердосплавными сердечниками, что значительно увеличило бронепробиваемость на дальностях прямого выстрела. Борьба с тяжелыми танками и САУ требовала еще более мощных орудий и стала одной из главных задач 100-мм полевой пушки обр. 1944г.(БС-3). И все же в конце войны внимание сосредоточили на более маневренных 57- и 85-мм ПТП.

Такой же путь – от легких малокалиберных орудий до тяжелых среднекалиберных с новыми типами боеприпасов – прошла в тот же период артиллерия противника. 37-мм ПТП Рак 35/36 еще в начале войны заслужила в вермахте прозвище «армейская колотушка». Основной считалась 50-мм Рак 38. Германская армия раньше остальных приняла подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды, но и с ними возможности Рак 38 вскоре оказались недостаточны. В истребительно-противотанковые дивизионы пошли «тяжелые» 75-мм Рак 40 – уже с 1942 года они стали основными ПТП вермахта. Хотя наиболее мощной серийной германской ПТП стала 88-мм Рак 43 с длиной ствола 71 калибр, но она же оказалась и чрезвычайно громоздкой и дорогой.

В британской армии ПТП прошли путь от легких 40-мм («двухфунтовых») Q.F.2-pdr через 57-мм (6-pdr) к тяжелой 76-мм Q.F.17-pdr в 1942 году. Характерно, что принятие на вооружение «семнадцатифунтовки»( самой мощной серийной ПТП из числа использовавшихся англо-американскими союзниками, лишь на несколько месяцев «запоздало» по отношению к советской ЗИС-3 и германской Рак 40.

ПРОБЛЕМА ПОДВИЖНОСТИ

На примере трех армий видно, как скачкообразный рост огневых возможностей ПТП сопровождался столь же быстрым укрупнением и утяжелением орудий и боекомплекта. Это увеличивало время перевода из походного положения в боевое и обратно, затрудняло маскировку на позиции, быструю смену позиций.

Неслучайно появление после войны, с одной стороны, большого количества самоходных ПТП, с другой – самодвижущихся буксируемых пушек. Столь же характерен широкий интерес к безоткатным орудиям.

Оружие первой мировой: бронетехника и авиация

ZTCH 158
FastEast. 153
I0I 49
4 мокуй 47
5 Japaneese 47
6 Askolon 38
7 Almara 23
8 Appos 16
9 rab 15
10 ЯКУТСК888 14
FastEast. 463
ZTCH 158
Japaneese 158
4 Appos 79
5 Almara 63
6 I0I 49
7 мокуй 47
8 Askolon 38
9 rab 28
10 alex_p 26
Трофейное оружие и бронетехника на службе Вермахта Категория: Интересно

Стрелковое оружие

Автоматическая винтовка Симонова образца 1936 года, АВС — советская автоматическая винтовка, разработанная оружейником Сергеем Симоновым.

Изначально разрабатывалась как самозарядная винтовка, но в ходе усовершенствований был добавлен режим автоматического огня для использования в экстренной ситуации.

В целом винтовка Симонова оказалась сложной в производстве и недостаточно надёжной для массовой эксплуатации в войсках. АВС имела весьма непростую конструкцию и множество деталей сложной формы, производство которых требовало высокой квалификации, больших затрат времени и ресурсов.

Первый советский образец оружия такого класса, принятый на вооружение. Всего было выпущено 65800 экземпляров.

Трофейные АВС, как и другие образцы советского оружия, использовались финской армией и получили у финских солдат достаточно высокую оценку. Винтовка использовалась в советско-финской и Великой Отечественной войнах. Некоторое количество трофейных АВС-36 находилось на вооружении вермахта под наименованием Selbstladegewehr 257(r).

7,62-мм самозарядные винтовки Токарева образцов 1938 и 1940 годов (СВТ), а также 7,62-мм автоматический карабин системы Токарева — модификации советской самозарядной винтовки, разработанной Ф. В. Токаревым.

СВТ-38 была разработана Фёдором Токаревым в качестве замены автоматической винтовки Симонова и 26 февраля 1939 принята на вооружение Красной армии.

Советские самозарядные винтовки, не уступавшие американской M1 Garand и явно превосходившие более поздние немецкие G.41(M) и G.41(W), заслужили достаточно высокую оценку иностранных специалистов. Значительное количество автоматических винтовок у советских стрелков стало неожиданностью для немцев в начале войны («Русские поголовно вооружены ручными пулеметами»).

Солдаты вермахта с винтовками СВТ-40.

Трофейные СВТ в значительном количестве состояли на вооружении вермахта и отдельных «восточных» частей под наименованием Selbstladegewehr 258(r) (СВТ-38) и Selbstladegewehr 259(r) (СВТ-40).Попавшая в руки финнам СВТ-40 стала основой для финской винтовки ТаРаКо.

7,62-мм пистолет-пулемёт образца 1941 года системы Шпагина (ППШ) — пистолет-пулемёт, разработанный советским конструктором Георгием Шпагиным, принятый на вооружение в 1941 году и активно использовавшийся в Великой Отечественной войне, а также во многих вооружённых конфликтах послевоенного времени.

Немецкий солдат вооруженный ППШ.

Немецкие войска активно использовали захваченные ППШ, частью в оригинальном исполнении, частью после переработки под патроны 9×19 мм Парабеллум и магазины от МП-40. Такие ППШ в Вермахте назывались: 9-mm Maschinenpistole 717(r). В свою очередь, в подразделениях СС предпочитали использовать ППШ в первоначальном варианте с барабанным магазином.

Артиллерийские орудия

76-мм дивизионная пушка образца 1936 года Ф-22 — советская дивизионная полууниверсальная пушка периода Второй мировой войны. Являлась первым орудием, разработанным конструкторским бюро под руководством выдающегося конструктора артиллерийских систем В. Г. Грабина

На 22 июня 1941 года в Красной армии имелось более 3000 пушек Ф-22, из них в западных военных округах — 2300 орудий. Наиболее активно Ф-22 использовались в 1941 году; в дальнейшем, вследствие больших потерь их число в войсках сильно сократилось, но в небольших количествах они применялись и позднее.

Пушка Ф-22 в военном музее.

В ходе боёв 1941—1942 годов вермахтом было захвачено в исправном состоянии большое количество (более 1250 шт.) Ф-22. Первоначально их использовали в качестве полевых орудий, присвоив индекс 7,62 cm F.K.296(r). В конце 1941 года немецкие инженеры, изучив орудие, выяснили, что оно имеет большие запасы прочности. Было принято решение переделать трофейные Ф-22 в противотанковые пушки 7,62 cm Pak 36(r), что позволило получить орудие с хорошей бронепробиваемостью, способное бороться с советскими танками Т-34 и КВ-1. Переделанные орудия использовались как на полевом лафете, так и устанавливались на самоходные артиллерийские установки. Pak 36(r) активно использовались вплоть до конца войны, в частности на 1 марта 1945 года в вермахте имелось ещё 165 таких орудий (на полевом лафете). Несколько десятков Pak 36(r) было захвачено советскими войсками в ходе Сталинградской битвы и направлено для использования в истребительно-противотанковые полки.

Танки и самоходные артиллерийские орудия (САУ)

В ходе Второй Мировой войны Вермахтом было захвачено большое количество различных образцов бронетанковой техники, многие из которых затем активно использовались как в боевых частях, так и для несения охранной и полицейской службы.

Немецкая самоходная гаубица переделанная из трофейного французского танка R-35.

Значительное число трофейных боевых машин в ходе подготовки для службы в Вермахте оснащались вооружением, стандартным для немецкой армии. Так, в 1941 году 174 французских танков R-35 (Renault R-35) были переделаны в САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой L/43.4.

Легкий танк H-39.

Однако значительное число трофейных французских танков активно использовались в Вермахте и со своим штатным вооружением. На Восточном фронте, в частности, использовались лёгкие танки H-39 (обозначение в Вермахте – Pz .735 ( f )) и средние S-35 ( Pz .739 ( f )). Большая часть танков R-35 ( Pz . 731 ( f )) поступила на вооружение 21-й танковой дивизии, а безнадёжно устаревшие танки FT 17/18 ( Pz . 730( f )) использовались Вермахтом для охраны аэродромов и несения полицейской службы на оккупированных территориях.

Итальянский средний танк М15/42.

После падения осенью 1943 года фашистского режима в Италии большая часть итальянских боевых машин, а также предприятия, производящие технику, достались Третьему Рейху. В частности, танковым войскам Германии досталось 120 средних танков M 15/42 и не менее 290 итальянских штурмовых орудий Semovente.

В частях Африканского корпуса в 1941-1943 гг. воевали трофейные английские танки «Матильда», эти машины получили немецкое обозначение Pz. 748 (e).

Тяжелый советский танк КВ-2 в Вермахте.

Самые крупные трофеи достались Вермахту в 1941 году в ходе операции «Барбаросса». Однако попытки использовать трофейные советские танки с самого начала столкнулись с большими трудностями. Значительная часть захваченных немцами советских танков была сильно повреждена. У большинства же танков, не имевших видимых внешних повреждений, при осмотре обнаруживались поломки агрегатов двигателя, трансмиссии или ходовой части, устранить которые оказались невозможно из-за отсутствия запасных частей. Еще одной причиной ограниченного использования советских танков были высокие потери Германии в собственных боевых машинах и связанная с этим колоссальная загруженность ремонтно-эвакуационных и восстановительных служб – т.е. заниматься ремонтом и переоборудованием трофейных советских танков было просто некогда. В результате этих причин, к октябрю 1941 года в частях Вермахта находилось всего 100 исправных советских танков различных типов. Всего же за период с июня 1941 по май 1945 года немецкие войска ввели в строй и использовали в боях с Красной Армией более 300 советских танков различных модификаций.

Бывший советский легкий танк Т-26.

Советский тяжелый танк ИС-2 захваченный немцами. На башне танка надпись «Предназначено для ОКВ» (ОКВ — Объединенное командование Вермахта). 1944 г.

Бывший американский танк «Шерман» захваченный немцами и подбитый в боях с Красной Армией. Прибалтика, 1944 г.

Французский танк S-35. Крым, 1942 г.

Польский танк 7ТР. Оккупированная Франция, 1944 г.

Французский танк Char B1.

Итальянский танк Р40.

Немецкая бронемашина с советским пулеметом Дегтярева.

yarodom

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Необычное оружие Первой Мировой

«В воздухе пахло порохом . », пожалуй именно такой фразой можно охарактеризовать состояние перед 1-й Мировой.

Ни что так не подстёгивает прогресс (к сожалению), как война. Умный полководец стремится не только победить противника, но и с охранить своих солдат. Да и солдаты не торопятся умирать, пытаясь защититься самостоятельно.

Изобретения делаются на фронте не от хорошей жизни – не успели или забыли тыловые изобретатели и конструкторы изобрести ту или иную полезную вещь еще до войны, приходится браться за дело самим солдатам. Так перед первой мировой появились довольно простые, но действенные приспособления. Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.


2.


3.


4.


18.


19.


20.

Мало отсидеться за щитом. Противника «выковырнуть» из-за щита чем? И тут «голь (солдаты) на выдумки хитры … В ход пошли совсем уж экзотические средства.

Французская бомбо-метательная машина. Средневековые технологии снова востребованы.


25.


26.

Но их нужно было как-то передвигать. Вот тут вновь вступил в строй инженерно-технический гений и производственные мощности.

Срочная и довольно бестолковая переделка любого самодвижущегося механизма рождало порой удивительные создания.

24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание — Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

1915 Sizaire-Berwick „Wind Wagon“. Смерть врагу (от диареи), пехоту сдует.

В дальнейшем, уже после 1Мв идея аэро-повозки не заглохла, а была развита и востребована (особенно на заснеженных просторах севера СССР).

Аэросани имели изготовленный из дерева безрамный закрытого типа корпус, передняя часть которого была защищена листом противопульной брони. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором располагался механик-водитель. Для наблюдения за дорогой в передней панели имелась смотровая щель со стеклоблоком от бронеавтомобиля БА-20. За отделением управления находилось боевое отделение, в котором был установлен на турели 7,62-мм танковый пулемет ДТ, снабженный легким щитовым прикрытием. Огонь из пулемета вел командир аэросаней. Горизонтальный угол обстрела составлял 300°, вертикальные — от –14 до 40°. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.


40.


41.

Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого — видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.

Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом — ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

Ну а уж как только не измывались над мотоциклами, пытаясь приспособить их к военным действиям…

Мототачанка на прицепе Motosacoche.


47.


48.


49.

Но для преодоления водных преград индивидуально, разработаны другие средства. Такие например, как:

Боевые водные лыжи.


58.

А вот это уже R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился «хвост»-кабель.


59.

oper_1974

  • Add to friends
  • RSS

Мемуарная страничка

Честные злодеи Родиной не торгуют.

В продолжение темы «Авиация Первой мировой в цвете ( 45 фото )» https://oper-1974.livejournal.com/492887.html

1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».


Известно, что за четыре года воюющими государствами было проведено около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8073 самолета, огнем с земли уничтожено 2347 самолетов. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27 000 тонн бомб, английская и французская — более 24 000.
Англичане претендуют на 8100 сбитых самолетов противника. Французы — на 7000. Немцы признают потерю 3000 своих самолетов. Не более 500 машин потеряла Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25.


Всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.
Так кто же все-таки был самым результативным летчиком Первой мировой? Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами.
Ну, а как тогда Манфред фон Рихтгофен, которому некоторые исследователи приписывают почти 80 уничтоженных самолетов противника и считают именно его самым результативным асом Первой мировой?

Однако часть других исследователей полагает, что есть все основания считать, что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными. Так, что данный вопрос до сих пор остается открытым.
Французских пилотов Рихтгофен вообще не считал за летчиков. Совсем по-другому Рихтгофен описывает воздушные сражения на Востоке: «Мы часто летали, редко вступали в бой и не имели особых успехов».
Исходя из дневника М. фон Рихтгофена, можно сделать вывод о том, что российские авиаторы не были плохими летчиками, просто их было меньше по сравнению с количеством французских и английских пилотов на Западном фронте.
Редко на Восточном фронте устраивались так называемые «dog fight», т.е. «собачья свалка» (маневренный воздушный бой с участием большого количества самолетов), которые были обычным явлением на Западном фронте.
Зимой же в России самолеты вообще не летали. Потому-то все германские асы и одержали столько побед именно на Западном фронте, где небо просто кишело самолетами противника.

Наибольшее развитие в Первую мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налётами на свои стратегические тылы.
К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения.
Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налёты на Лондон и Париж. Опыт Первой мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе «бомбардировщик всегда найдет дорогу».


В 1914 году Япония в союзе с Британией и Францией атаковала германские войска в Китае. Кампания началась 4 сентября и закончилась 6 ноября и отметилась первым в истории Японии применением авиации на поле боя.
На тот момент японская армия располагала двумя монопланами Ньюпор, четырьмя Фарманами и восемью пилотами для этих машин. Первоначально они ограничились разведполетами, но потом стали широко применяться бомбы, сбрасываемые вручную.
Наиболее известной акцией стала совместная с флотом атака германского флота в Цингтао. Хотя основная цель — германский крейсер — не был поражен, зато был потоплен торпедный катер.
Интересно, что в ходе налета произошел и первый воздушный бой в истории японской авиации. На перехват японских самолетов поднялся германский пилот на Таубе. Хотя бой закончился безрезультатно, но немецкий летчик был вынужден совершить вынужденную посадку в Китае, где он сам сжег самолет, чтобы он не достался китайцам. Всего за короткую кампанию Ньюпоры и Фарманы японской армии совершили 86 боевых вылета, сбросив 44 бомбы.

Пехотные самолеты в бою.

К осени 1916 г. немцами были разработаны требования к бронированному «пехотному самолету» (Infantrieflugzeug). Появление этой спецификации было напрямую связано с появлением тактики штурмовых групп.
Командиру пехотной дивизии или корпуса, которым подчинялись эскадрильи Fl. Abt в первую очередь нужно было знать, где в данный момент находятся его подразделения, просочившиеся за линию траншей и оперативно передать распоряжения.
Следующая задача — выявление подразделение противника, которые до наступления не смогла обнаружить разведка. Кроме того при необходимости самолеты можно было использовать в качестве корректировщика артогня. Ну, а во время выполнения задания предусматривалось нанесение ударов по живой силе и технике с помощью легких бомб и пулеметного огня, хотя бы для того, чтобы самого не сбили.

Заказы на аппараты этого класса получили сразу три компании Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (A.E.G), Albatros Werke и Junkers Flugzeug-Werke AG. Из этих самолетов получивших индекс J только самолет Юнкерса был полностью оригинальной конструкцией, два других были бронированными версиями разведчиков-бомбардировщиков.
Вот как описывали штурмовые действия пехотных Альбатросов из состава Fl.Abt (A) 253 немецкие лётчики — Сначала наблюдатель сбрасывал небольшие газовые бомбы, которые заставляли британских пехотинцев покинуть укрытия, затем во втором заходе, на высоте не более 50 метров, обстреливал их из двух пулеметов установленных в полу его кабины.


Примерно в тоже время пехотные самолеты начали поступать на вооружение ударных эскадрилий — Schlasta. Основным вооружением этих отрядов были многоцелевые двухместные истребители, такие как Halberstadt СL.II/V и Hannover CL.II/III/V, «пехотники» были своеобразным довеском к ним. Кстати состав разведывательных подразделений так же был неоднороден, так в Fl. Abt (A) 224, кроме Albatros и Junkers J.1 были Roland C.IV.
Кроме пулеметов на пехотные самолеты устанавливали появившиеся к концу войны 20-мм пушки Becker» (на доработанной турели AEG J.II и на специальном кронштейне по левому борту у кабины стрелка у Albatros J.I).




Французская эскадрилья VB 103 имела эмблему из красной пятиконечной звезды 1915-1917 г.

Армия и вооружение

Очень часто можно слышать как броню сравнивают в соответствии с толщиной стальных пластин 1000, 800мм. Или, например, что определённый снаряд может пробить какое-то «n»-количество мм брони. Факт в том, что сейчас данные расчёты не объективны. Современная броня не может быть описана как эквивалент какой-либо толщины гомогенной стали.

В настоящее время существует два типа угроз: кинетическая энергия снаряда и химическая энергия. Под кинетической угрозой понимается бронебойный снаряд или, проще говоря, болванка обладающая большой кинетической энергией. В данном случае нельзя рассчитывать защитные свойства брони, исходя из толщины стальной пластины. Так, снаряды с обедненным ураном или карбидом вольфрама проходят сквозь сталь как нож в масло и толщина любой современной брони, если бы она была гомогенной сталью, не выдержала бы попадания подобных снарядов. Нет никакой брони толщиной в 300мм, которая эквивалентна 1200мм стали, и следовательно способной останавливать снаряд, который будет застревать и торчать в толще броневого листа. Успех защиты от бронебойных снарядов кроется в изменении вектора его воздействия на поверхность брони.

Если повезёт, то при попадании будет лишь небольшая вмятина, а если не повезёт, то снаряд прошьёт всю броню, независимо от того толстая она или тонкая. Проще говоря, броневые листы являются относительно тонкими и твёрдыми, и повреждающий эффект во многом зависит от характера взаимодействия со снарядом. В американской армии для увеличения твёрдости брони используется обедненный уран, в других странах карбид вольфрама, который фактически является более твёрдым. Около 80% способности танковой брони останавливать снаряды-болванки приходится на первые 10-20 мм современной брони.

Теперь рассмотрим химическое воздействие боеголовок.
Химическая энергия представлена двумя типами: HESH (Противотанковые бронебойно-фугасные) и HEAT (Кумулятивный снаряд).

HEAT — сегодня больше распространена, и не имеет никакого отношения к высоким температурам. В HEAT используется принцип фокусировки энергии взрыва в очень узкой струе. Струя образуется, когда геометрически правильный конус снаружи обкладывают взрывчаткой. При детонации 1/3 энергии взрыва используется на формирование струи. Она за счёт высокого давления (не температуры) проникает сквозь броню. Простейшей защитой от данного типа энергии служит отставленные на полметра от корпуса слой брони, при этом получается рассеивание энергии струи. Этот приём использовался в период второй мировой войны, когда русские солдаты обкладывали корпус танка сеткой-рабицей от кроватей. Сейчас подобным образом поступают израильтяне на танке Меркава, они для защиты кормы от ПТУР и гранат РПГ используют стальные шары, висящие на цепях. Для этих же целей на башне установливается большая кормовая ниша, к которой они крепятся.

Другим методом защиты является использование динамической или реактивной брони. Возможно также применение комбинированной динамической и керамической брони (такая как Chobham). При соприкосновении струи расплавленного металла с реактивной бронёй происходит детонация последней, образующаяся ударная волна дефокусирует струю, устраняя её поражающий эффект. Броня Chobham работает подобным образом, но в данном случае в момент взрыва отлетают куски керамики, превращающиеся в облако плотной пыли, которая полностью нейтрализует энергию кумулятивной струи.

HESH (Противотанковые бронебойно-фугасные) — боеголовка работает следующим образом: после взрыва она обтекает броню как глина и передаёт огромный импульс через металл. Далее, подобно биллиардным шарам, частицы брони сталкиваются друг с другом и, тем самым, защитные пластины разрушаются. Материал бронирования способен, разлетаясь на мелкую шрапнель, травмировать экипаж. Защита от такой брони подобна вышеописанной для HEAT.

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что защита от кинетического воздействия снаряда сводится к нескольким сантиметрам металлизированной брони, когда как защита от HEAT и HESH заключается в создании отставленной брони, динамической защиты, а также некоторых материалов (керамика).

Общие типы брони, которые используются в танках:
1. Стальная броня. Она дешева и её легко сделать. Это может быть монолитный брусок или спаянная из нескольких пластин броня. Обработка повышенной температурой повышает упругость стали и улучшает отражательную способность против кинетического воздействия. Классические танки М48 и Т55 использовали этот тип брони.

2. Перфорированная стальная броня. Это сложная стальная броня, в которой просверлены перпендикулярные отверстия. Отверстия сверлятся из расчёта не больше чем 0,5 от диаметра ожидаемого снаряда. Очевидно, что уменьшается вес брони на 40-50%, но эффективность также падает на 30%. Это делает броню более пористой, что в какой-то мере защищает от HEAT и HESH. Передовые типы этой брони включают твердые цилиндрические наполнители в отверстиях, изготовленные, например, из керамики. Кроме того, перфорированную броню располагают на танке таким образом, чтобы снаряд попадал перпендикулярно ходу просверленных цилиндров. Вопреки расхожему мнению, изначально на танках Леопарда-2 использовалась не Chobham тип брони (тип динамической брони с керамикой), а перфорированную стальную.

3. Керамическая слоистая (тип Chobham). Представляет из себя комбинированную броню из чередующихся металлических и керамических слоёв. Используемая разновидность керамики, как правило, является тайной, но обычно это глинозем (соли алюминия и сапфир), карбид бора (самая простая твердая керамика), и подобные материалы. Иногда используются синтетические волокна, скрепляющие металлические и керамические пластины. В последнее время в слоистой броне используются керамические матричные соединения. Керамическая слоистая броня очень хорошо защищает от кумулятивной струи (за счет расфокусировки плотной металлической струи), но также хорошо противостоит кинетическому воздействию. Слоистость также позволяет эффективно противостоять современным тандемным снарядам. Единственная проблема керамических пластин в том, что их нельзя согнуть, поэтому слоистая броня построена из квадратов.

В керамическом ламинате применяются сплавы, которые повышают его плотность. Это обычная по современным меркам технология. В основном в качестве материала используется вольфрамовый сплав или, в случае танка М1, сплав 0,75% титана с обедненным ураном. Проблема здесь состоит в том, что обедненный уран крайне ядовит при вдыхании.

4. Динамическая броня. Это дешёвый и относительно лёгкий способ защититься от кумулятивных снарядов. Представляет из себя бризантное взрывчатое вещество, сдавленное между двух стальных пластин. При поражении боеголовкой ВВ детонирует. Недостатком является бесполезность в случае кинетического удара снаряда, а также тандемного снаряда. Однако такая броня является лёгкой, модульной и простой. Её можно видеть, в частности, на Советских и Китайских танках. Динамическая броня используется, как правило, взамен передовой слоистой керамической брони.

5. Отставленная броня. Одно из ухищрений конструкторской мысли. В данном случае на определенном расстоянии от основной брони устанавливаются отставленные лёгкие заслоны. Эффективно только против кумулятивной струи.

6. Современная комбинированная броня. Большинство лучших танков оснащаются этим типом брони. По сути здесь используется комбинация из вышеперечисленных типов.
———————
Перевод с английского.
Адрес: www.network54.com/Forum/211833/thread/1123984275/last-1124092332/Modern+Tank+Armor

Танковая броня: 1 комментарий

В HEAT используется принцип фокусировки энергии взрыва в очень узкой струе. Струя образуется, когда геометрически правильный конус снаружи обкладывают взрывчаткой. При детонации 1/3 энергии взрыва используется на формирование струи.

конус из пластичного металла — к примеру медь

HESH (Противотанковые бронебойно-фугасные) — боеголовка работает следующим образом: после взрыва она обтекает броню как глина и передаёт огромный импульс через металл.

1. бронебойно фугасные — всего скорее каморные ?
2. не после взрыва, а до взрыва. ну что вы пишите _)))

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: