Племена, обитавшие на территории азербайджана в 1 тысячелетии до н. э. - Sogetsu-Mf.ru

Племена, обитавшие на территории азербайджана в 1 тысячелетии до н. э.

Археология Азербайджана (азерб. Azərbaycan Arxeologiyasi) — совокупность археологических исследований и находок на территории современного Азербайджана

Племена, обитавшие на территории азербайджана в 1 тысячелетии до н. э.

Археология Азербайджана

Археология Азербайджана (азерб. Azərbaycan Arxeologiyasi ) — совокупность археологических исследований и находок на территории современного Азербайджана. На сегодняшний день на территории современного Азербайджана обнаружены многочисленные памятники доисторической эпохи и первобытной культуры, бронзового и железного века, античности и средневековья.

Содержание

  • 1 Каменный век
    • 1.1 Нижний палеолит
    • 1.2 Средний палеолит
    • 1.3 Верхний палеолит. Возникновение племенной общины
    • 1.4 Мезолит
    • 1.5 Неолит
  • 2 Медный век (энеолит)
  • 3 Бронзовый век
    • 3.1 Период ранней бронзы
    • 3.2 Период средней бронзы
    • 3.3 Период поздней бронзы
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература

Каменный век [ править ]

Древнейшие люди обитали на территории современного Азербайджана предположительно в эпоху эоплейстоцена [1] , и относимы к ашёльской культуре. После VI тысячелетия до н. э., в эпоху энеолита, начинается эпоха массового заселения территории Азербайджана [2] [неавторитетный источник? 1284 дня] .

Стоянки древних людей найдены в Карабахе, Казахе и Нахичевани [3] . В Карабахе ценные находки выявлены в пещерах Азых, Таглар и Зар. В Казахском районе в пещерах Дашсалахлы и Дамджылы, а также на стоянках Шишгузей, Кекилли обнаружены орудия труда и другие материальные остатки. Стоянки людей каменного века выявлены также в Талышской зоне [4] (см. статьи про Алларскую и Бузеирскую пещеры).

Нижний палеолит [ править ]

Ашельский памятник Гараджа датируется возрастом от более 1 млн—800 тыс. лет назад до 500 тыс. лет назад [5] .

В 1960 году азербайджанским археологом Мамедали Гусейновым была обнаружена палеонтологическая стоянка в Азыхской пещере, в ущелье Гуручай, исследования, в которой сыграли большую роль при изучении жизни людей этого времени. Здесь, в нижних горизонтах культурного напластования пещеры выявлены каменные орудия первобытных людей. Это были очень грубые орудия, которыми древний человек мог резать, рубить и выполнять другие работы. Люди наряду с охотой на оленей, туров, козлов и пещерных медведей занимались также и собирательством. Они жили в виде мелких групп, образованных в результате природной необходимости. В Азыхской пещере найдены также следы костров, а также камни, которые расположены вокруг зольного пятна, что объясняется учёными как ранняя форма очага, возраста 600—700 тыс. лет [1] [6] [7] [8] .

Во время исследований в Азыхской пещере в 1968 году была найдена нижняя челюсть человека (молодой девушки) пренеандертальца — азыхантропа [1] . На некоторых черепах медведей, найденных в специально сконструированных скрытых помещениях в Азыхской пещере, были нацарапаны особые знаки. Скорее всего это было связано с религиозными обрядами и тотемическими представлениями. [9] В конце нижнего палеолита изготавлялись уже орудия труда из кремня и базальтовой породы, а также из обсидиана.

Средний палеолит [ править ]

Период мустье на территории Азербайджана начался приблизительно 100 тыс. лет назад и продолжался до 40 тыс. лет до н. э. В этот период люди-неандертальцы начали осваивать всё новые земли (включая южный склон Малого Кавказа). Мустьерская пещерная стоянка Газма находится на территории Нахичеванской Автономной Республики [10] . Они продолжали заниматься охотой и собирательством. Впервые появляются представления о загробной жизни, а также тотемические представления, вера в магию, силы природы. В этот и в последующий период завершается формирование современного человека и человеческое стадо постепенно заменяется племенной общиной [7] .

Верхний палеолит. Возникновение племенной общины [ править ]

Материальные останки данного периода, начавшегося 40 тыс. лет назад и продолжавшейся до XII тысячелетия до н. э., обнаружены в пещерах Таглар (неподалёку от Азыхской), Дамджылы и Зар, а также на стоянке «Ятаг ери» в Казахском районе. Среди орудий труда встречаются скребла, проколки, орудия с зазубренными краями и треугольной формы. В этот период завершилось формирование человека разумного (лат. Homo sapiens ).

Основу человеческого общества составляла кровнородственная общность людей — родоплеменное общество. Люди объединялись на базе кровного родства по материнской линии, так как ведущую роль в жизни племени играли женщины. Они занимались воспитанием детей, сбором плодов, растений, поддерживали огонь, готовили пищу. Поэтому этот период в истории назван матриархатом.

Мезолит [ править ]

12 тыс. лет назад наступил мезолит, который завершился 8 тыс. лет назад. В это время появились новые орудия труда, включая лук и стрелы. Люди в этот период начинают одомашнивать животных, заложив основу первобытного скотоводства. Также появились зачатки земледельческих навыков. Быт и хозяйственная жизнь людей изучена на основе памятников, выявленных в Гобустане. Здесь в стоянках под названиями «Быки», «Ана зага», «Фируз» выявлены орудия труда, изготовленные из кремня и костей животных. Из костей создавали шило, наконечники стрел, орудия используемые в рыболовстве и в других сферах хозяйственной жизни. В пещере Дамджылы в Казахском районе найдены маленькие наконечники стрел, отшлифованные зубчатые пластинки и др.

О первобытном искусстве в эпоху мезолита в Азербайджане свидетельствуют сохранившиеся на скалах в Гобустане изображения, отражающие магические, тотемические представления древних людей, их религиозные обряды, сцены охоты на различных диких животных и т. д. Здесь изображены мужчины и женщины, сцены рыболовства, различные дикие животные.

Также можно встретить изображения скачущих на лошадях охотников, одинокую богатырскую фигуру жнеца с серпом, хороводы пляшущих человеческих фигур, напоминающие народный танец «яллы», лодок с гребцами и солярные знаки. [11]

В здании мугам-центра в Баку находится «гавал чалан даш» — оригинальный каменный бубен, привезённый из Гобустанского заповедника, благодаря которому постукиванием по установленной плашмя огромной плите можно извлекать ритмически чёткие мотивы, которыми сопровождались ритуальные пляски и обряды.

Об обрядах свидетельствуют углубления в каменных глыбах, служившие для стока крови жертвенных животных. О верованиях людей в загробную жизнь в эпоху мезолита свидетельствуют обнаруженное на стоянке «Фируз» погребение. Благодаря этой находке удалось установить, что при погребении умерших, рядом с трупом укладывали различные предметы быта.

Неолит [ править ]

В этот период, начинающийся в VII тысячелетии до н. э. наблюдается становление и развитие производящего хозяйства. Ведущее место в хозяйственной жизни людей, которые уже вели оседлый образ жизни занимали земледелие и скотоводство, производство керамических изделий и ткачество. В памятниках неолита в окрестностях Гянджи (Гилликдаг), в Гобустане найдены каменные мотыги, вкладыши серпов, молоты, топоры и различные пластинчатые орудия труда. Вблизи Гянджи найдены кремнёвые ножевые пластинки и скребки, изготовленные из обсидиана [2] [неавторитетный источник? 1284 дня] .

Медный век (энеолит) [ править ]

Период энеолита [12] [13] [14] начался в VI тысячелетии до н. э. и длился до IV тысячелетия до н. э. Начинается изготовление орудий из меди. Однако продолжали доминировать каменные орудия труда. Население увеличивалось и люди заселяли более обширную территорию. Археологами зафиксированы и изучены поселения этого периода в Гянджа-Казахской (Шомутепе, Бабадервиш, Гаргалартепеси), Миль-Карабахской (Чалагантепе, Лейлатепе) зонах, в Муганской степи (Аликомектепе), в Нахичевани (Кюльтепе). Культура Шулавери-Шому указанного периода существовала на территории восточной Грузии и западного Азербайджана.

Поселения людей были основаны на берегах рек, удобных для земледелия и скотоводства. Стены жилых помещений изготовляли из сырцового кирпича, полы покрывали циновками. В середине помещения или у стены помещался очаг. В это время землю вспахивали мотыгой. Хлеб жали серпами со вставными каменными зубчатыми вкладышами-резцами. Запасы зерна хранили в глиняных кувшинах, ямах или в специальных хранилищах. Земледельческие орудия труда и остатки зерна (ячменя и пшеницы) выявлены в памятниках Тойрертепе, Гаргалартепеси, Аликомектепе. Разводили также как мелкий так и крупный рогатый скот. В V тысячелетия до н. э., согласно выявленным при раскопках на поселении Аликомектепе в Джалилабадском районе костям прирученных лошадей, вероятно началось приручение лошадей. В поселениях энеолитического времени попадаются, хотя и редко, медные изделия. В Лейлатепе, например, обнаружены следы литейного дела.

В середине XX века энеолитической экспедицией были проведены раскопки на поселениях Иланлытепе и Рустепеси. В некоторых случаях полы помещений, исследованных в Иланлытепе, покрыты охрой красно-бордового оттенка, что было зафиксировано впервые в памятниках энеолитического периода, обнаруженных в Азербайджане. Среди керамики из Илантепе встречаются сосуды, покрытые ямками круглой или овальной формы, подобные которым найдены в поселении Далматепе в Южном Азербайджане. При раскопках на поселение Рустепеси были обнаружены предметы из кости, а также керамика, из глины с примесью соломы, иногда окрашенная краской вишнёвого цвета [15] .

Читайте также  Денежная реформа витте

    Выставленные в Музее истории Азербайджана археологические находки эпохи энеолита

Военная аристократия , жрецы и рабы: как жили скифские племена на Алтае в древности

Почти три тысячи лет назад на территории Алтая жили скифы — воинственные кочевники. Во главе скифских племен стояла военная аристократия , женщины могли быть воинами , а ценились больше всего те качества , которые помогают одержать победу в сражении и охоте. Altapress.ru рассказывает о жизни алтайских скифов много веков назад.

Откуда взялись кочевники?

С 11 по 1 тысячелетия до нашей эры люди , жившие в евразийских степях и предгорьях , постепенно перешли к кочевому скотоводству. По данным историков , скифо-сибирский мир сложился «вдоль северных границ древних цивилизаций: Греции , Ахеменидского Ирана , эллинистических государств и Древнего Китая». Мир кочевников в степях Евразии существовал с конца 6 века до начала 2 века до нашей эры.

Дело в том , что у скота и продуктов скотоводства появилась меновая стоимость. То есть они стали одной из первой форм денег , и это богатство было легко захватить или отнять , а уберечь его можно было только с помощью оружия. Для кочевников война стала видом труда и нормой жизни. Большие группы скотоводов двигались по степям Евразии в поисках пастбищ , воды и мест , где можно наладить сотрудничество с земледельцами.

Скифы — древний народ , часть которого обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона. О них известно из сочинений античных авторов , археологических раскопок и генетических исследований.

Как жили алтайские скифы?

На Алтае переход к кочевому скотоводству произошел к 7 веку до нашей эры.

Скифским обществом правила военная аристократия — цари. Кроме того , были жрецы , рядовые свободные воины и рабы. Женщины могли быть воинами , их социальная роль не была ограничена только ролями жены и матери.

Семьи были небольшими , а линия родства велась по мужской линии. Семьи и группы семей объединялись в кочевые соседские общины , а они группировались в племена.

Вся жизнь алтайских скифов была «пронизана» войной. Она стала и главной темой искусства , которая прослеживается в надгробных памятниках , одежде и даже сбруе боевых коней.

Как одевались скифские воины?

Воины считали красивым то , что гарантирует победу и выживание: что-то быстрое , сильное , стремительное. Поэтому на одежду и оружие скифских воинов наносили изображения в «зверином стиле», а также прикрепляли фигурки волков , львов , тигров. Украшая вооружение звериными мотивами , скифы будто призывали свойства этих животных на всадников и их коней.

То , что мужчина принадлежит к военной аристократии , можно было определить , в частности , по головному убору и наборному поясу.

Воинский шлем выполняли в виде головы хищной птицы. На макушке птичьей головы мастера укрепляли фигурку коня с рогами козерога ( символ возрождения мира). Вторую такую фигурку прикрепляли к лобной части шлема. Слева закрепляли фигурку оленя. Всю эту композицию размещали на фоне войлочной поверхности шлема красного цвета. Все фигурки были позолочены.

На пряжках наборных поясов изображали готовящихся к прыжку зверей кошачьей породы. Изображения хищных зверей украшали оружие и служили как обереги-талисманы: они охраняли воинов и отпугивали злых духов. Агрессивность , молниеносная реакция , свирепость и безжалостность хищного зверя олицетворяли стремления всадника быстро настигнуть и поразить врага.

Символы скифской культуры: что о них известно?

Важным образом скифской культуры был Фарн — символ воинской доблести и славы. По поверьям скифов , после смерти кочевника-воина его душа перемещалась по мирам вселенной в образе хищной птицы — Фарна.

Еще одни важным образом культуры скифов была Великая Матерь , или Великая Богиня. Этому божеству , возрождающему жизнь , древние народы поклонялись с эпохи первобытности. Знаки-символы Богини скифы наносили на прическу и головной убор: озолоченные фигурки двух оленей и пятнадцати птиц прикрепляли к высокому войлочному лепестку , символизирующему Мировое древо — символ плодородия.

По мнению историков , эти два образа свидетельствуют о том , что у скифов Алтая существовало разделение труда между мужчиной и женщиной. Роль военной аристократии и мужчины-воина в экономике была весомой. Кочевая культура поддерживала две идеи: «мужчины существуют для войны , а женщины — для воспроизводства воинов».

Саки — великие завоеватели Средней Азии

Саков в древние времена называли по-разному. К примеру, греческие учёные именовали их скифами, а в последние столетия широко используется термин “арии”, что относился к их племенам. Большинство историков сходятся в том, что саки представляли собой индоевропейский этнос, хотя некоторые источники прошлого приравнивают их к тюркским народностям.

Сакские общины и их культура оказали значительное влияние на становление новых народов земель, что находились под властью этих кочевников. Несмотря на то, что о саках сохранилось немало сведений, многие неясности и тайны по-прежнему окутывают эти загадочные племена. Как и когда появился этот народ? Чем отличались саки от соседей-кочевников? Каким был их образ жизни?

Появление саков

В I тысячелетии до нашей эры за счёт слияния различных племён эпохи бронз образовался новый этнос — саки. К предкам саков относили представителей андроновской культуры. Именно поэтому у саков был ярко выраженный андроновский антропологический тип внешности.

Подтверждения этому встречаются в трудах Е. Е. Кузьминой, где отмечается:

“Материальная культура саков сложилась в VIII-VII в. до н. э. на основе более древней местной культуры, известной под названием андроновской”.

Саки принадлежали к ираноязычным кочевым племенам, однако единства в используемом наречии среди них не было. Известно, что на землях саков существовало множество диалектов. Более того, учитывая масштабность расселения племён, учёные склоняются к версии, что часть саков переняла принципы оседлого образа жизни, создавая поселения, и в дальнейшем подготовив основу для возникновения многих европейских народов.

«Иссыкский золотой человек», парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе / © Derzsi Elekes Andor / ru.wikipedia.org

Особенности этноса

Важнейшим этапом перехода от первобытного общества к новой культуре стало появление ранее неизвестных форм деятельности, в частности, кочевого скотоводства. Оно позволяло сакам продвигаться на значительные территории, увеличивая свою численность и укрепляя положение своего народа. За счёт этого появляется возможность создать крупные племенные объединения.

Примечательно, что саки не были однородным этносом. Напротив, они представляли собой огромный племенной союз. В VIII-I веках до нашей эры их территории простирались от сегодняшних Тувы до Украины. Всех кочевников, обитавших на этой территории, персы называли саками, а европейцы (к примеру, древнегреческий историк Геродот) — скифами.

Евгений Край «Шлемы «Сакскских» типов»

В VI-V веках до нашей эры происходит становление двух групп сакского народа. Они занимали земли Средней Азии и Тянь-Шаня. Персидские учёные называли их саки-тиграхауда и саки-хаумаварга.

Оба этих крупных племени отличались воинственностью и суровым нравом. В сакском обществе было принято по первому же приказу военачальника бросаться в противостояние с подошедшим к границам врагам. Далеко не все древние народы решались бросить вызов этим кочевникам.

Солдаты Ахеменидской армии, деталь гробницы Ксеркс I, около 480 г. до н. э. / © A.Davey / ru.wikipedia.org

Успехи саков

Значительная часть саков производит успешное вторжение в Дрангиану, после чего создаёт собственное государство — Сакастан. Оно занимало земли нынешнего Ирана и Афганистана. Конечно, владения других сакских общин простирались и за пределами Сакастана.

Британский офицер Роберт Сандеман отмечал в своих записях:

“Быстро уменьшающиеся племена Саджидов (Sajittae) и Сака (Sacac) являются другими из более древних рас Белуджистана легко узнаваемых в классической географии”.

Несмотря на эти сведения, саков не стоит приравнивать к народу белуджей. Более того, они представляли лишь незначительную часть этого этноса, что было обусловлено миграциями древних кочевников на землях Белуджистана.

Читайте также  Догоняющая индустриализация россии начала xx века

Евгений Край «Сака-тиграхауда. Южное Приаралье. VI век до н.э.»

Одно только название этих племён раскрывает нам особенности их быта и жизненный уклад. По мнению исследователей, слово “сакь” связано с определением собаки, лисы, волка и прочих производных.

Нельзя исключать, что такое “имя” саки получили из-за специфического вида их боевых шлемов. Они предпочитали создавать эту часть военного облачения с определённым “украшением”, например, изображением собаки или волка с разинутой клыкастой пастью. В дальнейшем такая деталь стала отличительным символом рода.

Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, V-IV вв. до н.э.

Саки в Индии

Несмотря на то, что саков историки часто называют кочевниками, это не совсем верно. Образ жизни племён мог быть как кочевым, так и оседлым — в зависимости от региона проживания.

Древние записи, таблички, найденные на сакских территориях, указывают, что этот народ имел строгую социальную иерархию. В сведениях авторов далёкого прошлого также значится, что в сакских общинах были цари, вельможи и их подданные.

Сакские всадники

В конце II — начале I веков до нашей эры отряды саков появляются в Северо-Западной Индии. Это стало началом образования индо-сакских государств. Местные цари стремились расширять границы своих владений. Со временем сакские территории стали охватывать Гандхару, долину Свата, большую часть Кашмира, доходя на востоке до Паталипутры.

Власть саков в Индии продлилась всего пару столетий. В I веке нашей эры их начинают теснить кушаны, племена, двигавшиеся с севера и в дальнейшем создавшие Кушанское царство. Последним сакским царём стал Рудрасимха III, что был повержен индийским правителем.

Рудрасимха III

Саки так и не смогли установить своё владычество на землях Индии. Поражение племён в этой части их территорий стало началом падения могущества сакских общин и в других частях Азии. Саки действительно были превосходными воинами, однако они не смогли создать по-настоящему крепкое государство, что могло бы противостоять натиску могущественных соседей.

Сегодня саки упоминаются как древний народ, однако они стали предками для многих этносов современности. Генетические исследования последних лет показали, что сакские примеси есть во многих племенах Средней Азии, французах, литовцах, румынах, даже славянах. Конечно, саки стали лишь частью нашего прошлого, но неизвестно, каким было бы настоящее, если бы этот народ в далёком прошлом не установил свою власть на большей части земель Азии и Европы.

Железный век Евразии

Железный век родился в результате «эпик фэйла» (коллапса, катастрофы) бронзового века, который в античном эпосе сохранился в образе Троянской войны. Смытая волной «народов моря» Хеттская держава выронила из своих рук секрет производства железа. И в результате пеоеселения народов мира (прежде всего) кузнечное мастерство распространилось по всему миру.

Однако, самые ранние находки предметов, сделанных из метеоритного железа, известны в Иране (VI—IV тысячелетие до н. э.), Ираке (V тысячелетие до н. э.) и Египте (IV тысячелетие до н. э.). В Месопотамии первые железные предметы датированы III тысячелетием до н. э. Также железные предметы находили в ямной культуре на Южном Урале (III тысячелетние до н. э.) и в афанасьевской культуре в Южной Сибири (III тыс. до н. э.). Кроме того, железные предметы изготавливали эскимосы и индейцы северо-запада Северной Америки и в Китае периода династии Чжоу.

Вероятно, изначально рудное железо было получено случайно — железная руда использовалась в качестве флюса при получении бронзы, в результате чего образовывалось чистое железо. Однако его количество было очень мало. Позже научились использовать метеоритное железо, которое считалось даром богов. Первоначально железо было очень дорого и использовалось в основном для изготовления ритуальных предметов.

Что касается «классического» Железного века, то он разделён на 1) ранний («Тёмные века Греции», период гальштатской культуры), 2) средний (от появления на исторической арене греков и финикийцев, создание вокалического алфавита, основание Рима), 3) поздний (до 250 года до нашей эры [почему?]).

Чтобы рассмотрение археологических культур железного века сделать более наглядным, они разделены на европейские и азиатские. Это, наверное, правильно методически, но в корне не правильно теоретически (да и политически), т.к. эти культуры интенсивно взаимодействовали, а их носители перемещались целами племенами.

Особенно это относится к скифо-сарматскому кочевому миру Великой Степи, протянувшейся от венгерской Пушты до Монголии, от Урала до Копетдага. Эти племена по своему укладу продолжали образ жизни своих предков — праиндоевропейцев. И, так же как они, активно мигрировали во все части света.

Разделы страницы об эпохе железной металлургии (от открытия выплавки железа до падения Древнего Рима и наступлению Средних веков):

  • Этнографический ландшафт Европы 1-го тыс. до н.э.
  • Этнографический ландшафт Азии 1-го тыс. до н.э.
  • Великие миграции племён в легендах народов (предположительно железный век)

Этнографический ландшафт Европы 1-го тыс. до н.э.

Рубеж эпохи бронзы и железа сопровождался не только технологической революцией, но и сильнейшим культурным «разрывом». Около 1000г. до н.э. практически повсеместно стартовали новые цивилизации.

Старые письменные традиции Европы почти везде прекратились. На Балканах наступили «темные века». Письменные источники прошлого в это время, если они и были в Европе, куда-то «подевались». Используемое тогда критское линейное письмо B прекратило свое существование. Лишь на Кипре сохранилось (или было туда привнесено «народами моря» родственное кипрское слоговое письмо. В сметённых государствах Анатолии прекратились традиции лувийского иероглифического письма и местных вариантов клинописей. Средиземноморье приготовилось к принятию будущего алфавитного письма, а в некоторых местах эти алфавты и полуалфавиты были смешаны с предыдущими письменностями.

Вот так Геродот описывает расположение различных народов в Европе и прилегающей части Передней Азии в его время, т.е. в V веке до нашей эры (рисунок слева). Интересно сравнить описываемые этнические территории с распространением археологических культур того времени (рисунок справа — по Северному Причерноморью).

Европейские культуры железного века

  • Гальштатская (9 — 5 века до н.э.) — восток Франции, юг Германии, Швейцария, Австрия, Чехия, запад Венгрии, Югославия и Албания [кельтская — от галлов, побывавших в Малой Азии и узнавших секрет добычи и обработки железной руды]
  • Вилланова (9 до н.э. — 6 до н.э.) — западная часть Северной Италии
  • Ананьинская [славяне? киммерийцы?] (8 до н.э. — 3 до н.э.) — бассейн Камы, среднее течение Волги
  • Скифская (7 до н.э. — 3 до н.э.) — степи Причерноморья
  • Городецкая [слав?] (7 до н.э. — 5 до н.э.) — среднее и нижнее течение Оки, средняя Волга
  • Дьяковская [слав?] (7 до н.э. — 5) — западная часть территории между Волгой и Окой
  • Ясторфская (6 до н.э. — 1) — Германия, Дания
  • Пражская (6 до н.э. — 7?) — восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния
  • Латенская (5 до н.э. — 1) — Западная Европа, южная часть Центральной Европы
  • Сарматская (4 до н.э. — 4) — степи между Дунаем и Тоболом [!]
  • Зарубинецкая [слав?] (2 до н.э. — 3) — среднее течение Днепра
  • Черняховская (2 до н.э. — 4) — Западная Украина, Молдавия, восточная Румынии
  • Пьяноборская (2 до н.э. — 5) — бассейн Камы, средняя Волга
  • Каменных могильников с оградками (1 до н.э. — 5) — Эстония, северная Латвия
  • Лужицкая культура (Ж, Балтика-Дунай)
  • Луко-раковецкая культура (Ж, Днепр)
  • Пшеворская культура (Ж, Одер-Днепр)
  • Роменско-борщевская культура (Ж, Днепр) [славяне-северяне]

Порталы и сборники ресурсов по индоевропейским племенам

  • Мифология и история фрако-дакийцев, иллирийцев, скифов. сарматов и аланов (очерки Фанталова Алексея; также Индоевропейский пантеон, иллирийский «Митра» и др.)

Северо-Восточная Европа железного века и формирование славян

Культура подклошевых погребений

Подклошевых погребений культура (польск. kultura grobów podkloszowych) – археологическая культура латенского периода железного века центральной Польши (IV – II вв. до н. э.). Ее ареал охватывает бассейны средней и частично верхней Вислы и почти весь бассейн Варты. В среднелатенское время ареал расширяется до среднего течения Одера на западе и Припятского Полесья и Волыни на востоке.

Читайте также  Промышленность россии в первые послереволюционные годы

Формирование культуры подклошевых погребений явилось результатом смешивания двух предшествующих культур – лужицкой и поморской. Лужицкая культура занимала огромную территорию в бронзовом веке, включая и ранний гальштат. В конце ее существования на севере, у берегов Балтики, в ее ареале появилась поморская (восточнопоморская) культура, которая стала распространяться на юг и юго-восток. В новозахваченных ею районах в бассейне Вислы обе культуры начали смешиваться, образуя новую культуру – подклёшевых погребений.

Скифский (1000-600) период южно-русских степей

Этнографический ландшафт Азии 1-го тыс. до н.э.

Вот так Геродот описывает расположение различных народов в Центральной Азии в его время (V век до нашей эры):

Азиатские культуры железного века

  • Саргатская (7 до н.э. — 4) — Западносибирская лесостепь
  • Передняя Азия:
    • Урартская культура (Ж, Закавказье)
  • Западная Сибирь:
    • Савроматская культура (Ж?, Приуралье)
    • Ирменская культура (Ж?, З.Сибирь)
    • Кулайская культура (Ж, З.Сибирь)
    • Саргатская (Западносибирская лесостепь)
  • Центральная Сибирь:
    • Тагарская культура (Ж, Сибирь)
    • Таштыкская культура (Ж, Енисей)
    • Пазырыкская культура (Ж, Алтай)
    • Уюкская культура [“сибирско-скифская”] (Ж, Тува)
  • Восточная Сибирь:
    • ? культура (?)
  • Китайский регион:
    • ? культура (?)
  • Древние Индия, Индокитай и Индонезия:
    • ? культура (?)

Великие миграции племён в легендах народов (предположительно железный век)

Поход Одина из Асгарда и происхождение германцев [когда?]

[А.Щербаков считает, что легендарные ваны (соседи асов — предков германцев) жили на нижнем Дону. Венендерскими горами назывался раньше Донецкий кряж. Это скорее связано с венедами, а не ванами. Но, возможно, оба этнонима связаны. Думаю, сами асы жили рядом — близ устья Дона и на берегах Азовского моря.

После падения Трои большая часть ванов устремились в Малую Азию (мушки), дойдя до озера Ван и обосновавшись там. Этот район принадлежал древнему народу хайасцев (предполагают, что также индоевропейскому и, возможно, из его наиболее реликтовой ветви), с которыми и смешались ваны-мушки, образовав армянский народ (у которого, т.о., 2 предка, не считая хеттов и урартов — предков чечен). Часть ванов осталась на Дону, продолжая общаться и получать «репатриантов» из Армении от переселившейся ветви. Эта часть армян называется донскими (г. Нахичевань-на-Дону) и даже имеет отдельную армяно-униатскую религию.

Родственные племена асов [хаттов / гетов / готов] двинулись из Черноморья в Прибалтику и, далее, в Скандинавию. Смешавшись с северными индоевропейцами, асы передали им чисто армянское «передвижение согласных» — так образовались германцы (обратите также внимание на сходство этнонимов армян / герман). Оставшиеся в стороне от контактов с асами северные индоевропейцы стали впоследствии говорить на балто-славянском диалекте. Последующий приход в их ареал новой волны из Причерноморья — венетов (тех же ванов?) — дал начало славянскому языку (около 1200-1100 лет до н.э.).

Что интересно, имя верховного германского бога Тора первоначально звучало как Донар, что можно перевести, как эпитет «донской». Сами Эдды помещают Асгард к востоку от Дона [на Волгу?], иногда отождествляя с Троей, что можно интерпретировать как связь переселения с падением Иллиона.

Также хочу заметить, что в истории, видимо, нередко бывают случаи «отсроченной репатриации», когда народ-завоеватель, уже обосновавшись и несколько поколений прожив на новом месте, вдруг снимается и массово переселяется на прежнюю родину, все сметая или покоряя на своем пути. Например, движение на запад гуннов. А в описываемом случае — возврат в Причерноморье готов. Причем, до готтов этот путь проделали ругии (руттены, руссы) — германское, балтское или славянское племя с острова Рюген.

арамеи

, группа западносемитских племен, говоривших по-арамейски. Распространились по «Плодородному полумесяцу» (страны Передней Азии) в течение последней четверти 2-го тысячелетия до н. э. Эти кочевники или полукочевники обитали на территории, простирающейся от Персидского залива на юге до гор Алма-Даг (в древности Аманус) на севере и до Антиливана и северного Заиорданья на западе.

Библейские рассказы дают основание полагать, что патриархи, то есть праотцы евреев, состояли в близком родстве с арамеями. Библия повествует, что Исаак взял в жены Ревекку, дочь Бтуэля арамеянина, сестру Лавана арамеянина (Быт. 25:20). Самого Иакова Библия в одном месте упоминает как странствующего арамеянина (Втор. 26:5). Область в районе Харана, из которой патриархи пришли в Ханаан, называется в Библии Паддан-Арам или Арам-На хараим. Однако существование арамеев в так называемую эпоху патриархов не подтверждается никакими другими источниками, и доводы, особенно лингвистические, о том, что сами еврейские патриархи были «протоарамеями», необоснованны.

Первое внебиблейское упоминание об арамеях имеется в анналах ассирийского царя Тиглатпаласара I (1116–1076 гг. до н. э.). Сын его Ашшурбэлкала (1073–1056 гг. до н. э.) конкретно упомянул «страну Арам». Во времена Тиглатпаласара I арамеи проникли в собственно Ассирию, а в царствование его сына арамейскому узурпатору удалось захватить власть в Вавилонии.

Таким образом, арамеи приобрели историческое значение только в конце 2-го и начале 1-го тысячелетий до н. э., когда возникли независимые арамейские государства в Сирии — библейские Арам-Цова, Арам-Бет-Рехов, Арам-Ma‘axa и немного позже Арам-Даммесек — и в Месопотамии, например, Бит-Адини (библейский Бет-Эден), выше дуги Евфрата, Бит-Бахьяни (со столицей Гозан; ср. II Ц. 17:6) и Бит-Халупе в области Хабор, Хиндан и Суху (библейский Шуах; Быт. 25:2) на среднем Евфрате, Бит-Замани на Верхнем Тигре, Бит-Дакури и Бит-Иакин вблизи Персидского залива. Известно, что разные арамейские или родственные им племена играли большую роль в Вавилонии.

В течение столетия на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. арамеи угрожали самому существованию ассирийского царства. Однако в то же время их экспансия была приостановлена на западе Давидом, нанесшим им решительный удар, победив Хадад‘эзера, царя Арам-Цовы, и его союзников, земли которых были обращены в вассальные государства Израиля.

В царствование Ашшурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.) и особенно Салманасара III (858–824 гг. до н. э.) ассирийцам удалось покорить арамейские государства Сирии, а также овладеть Вавилонией. Главным арамейским государством в 9–8 вв. до н. э. в Южной Сирии был Арам-Даммесек с центром в городе Дамаске. Оно простиралось от области Хамат на севере до Израильского царства на юге, между Сирийской пустыней на востоке и Финикией на западе. Давид завоевал Арам-Даммесек и присоединил его к своим владениям. К концу царствования Соломона Арам-Даммесек освободился от израильского ига; после раскола единого Израильско-Иудейского царства Арам-Даммесек усилился и постоянно угрожал существованию Израильского царства. В 733–732 гг. до н. э. ассирийцы захватили Дамаск, угнали многих жителей и заселили его новыми поселенцами. Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н. э.) превратил независимые арамейские царства в вассальные государства или провинции Ассирии. В Южной Месопотамии в конце 8 в. до н. э. разные арамейские племена воевали с Ассирией, но потерпели поражение и подверглись массовому изгнанию.

За исключением своего языка и письменности арамеи не оказали заметного культурного влияния на другие народы. Широкое распространение арамейского языка облегчалось сравнительной несложностью их письма и было ускорено сменами народо­населения в широком масштабе, массовыми изгнаниями арамеев, их службой в ассирийской и вавилонской администрации и их обширной торговой деятельностью. В области религии арамеи почти не влияли на соседей, но чаще перенимали местные культы. Их главным божеством в Сирии был Хадад, древний западно­семитский бог бури. Материальная культура арамеев, как и их религия, была в основном эклектична.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: