Правовое положение крестьян в россии в период абсолютной монархии

18. Общественный строй России в период просвещенного абсолютизма

В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. Майоратный порядок действовал при наследовании по закону: недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направлении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV—IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет; один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.

Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обязательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политическую силу. В период абсолютизма, когда церковь была подчинена государству, усилилась и правовая регламентация духовного сословия.

Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).

Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.

В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ упраздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась — приказ стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.

В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению своих землевладений и церковной юрисдикции.

Во второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.

С 1705г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.

В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.

Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями 1 и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных, удельных (дворцовых).

Большинство крестьян принадлежало светским и духовным феодалам (помещичьи крестьяне). В пользу хозяина они несли различные повинности: оброк, барщину и др.

Помещики в отношении своих крестьян обладали широкими правами: распоряжались их имуществом, осуществляли суд по мелким уголовным преступлениям, рассматривали гражданские иски между крепостными и т. д. Они распоряжались крестьянами как своей собственностью, могли продавать их, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям, отдавать в смирительные или арестантские дома, ссылать в Сибирь, отправлять на каторжные работы.

Период XVII—XVIII вв. — это период трех крупных крестьянских восстаний под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева.

Государственные крестьяне также являлись феодально-зависимым населением. Экономическая зависимость этих крестьян от государства была не менее тяжелой, чем помещичьих крестьян от своих хозяев. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Вместе с тем правовое положение государственных крестьян было несколько лучше: они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать. Государственные крестьяне могли быть переданы частным владельцам.

В начале XVIII в. в России появилась особая группа крестьян — посессионные крестьяне (от лат. possession — владение). В 1721 г. был принят указ, в соответствии с которым купцам предоставлялось право покупать населенные деревни и приписывать их к частным предприятиям — мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей посессионные крестьяне должны были выполнять различные работы на производстве. Они не могли переводиться на сельскохозяйственные работы, отдаваться в рекруты и т. д. Продажа посессионных крестьян осуществлялась только вместе с продажей мануфактуры. Управление этими крестьянами было возложено на Берг- и Мануфактур-коллегии.

В 1764г. после проведения секуляризации церковных земель крестьяне, принадлежащие церкви, были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими крестьянами. Они несли в пользу государства денежный оброк, не могли подвергаться произвольному переселению, могли быть отданы в рекруты. После упразднения Коллегии экономии в 1786 г. эта категория крестьян была переведена на положение государственных крестьян.

Удельные (до 1797 г. — дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии. Управление ‘ими было возложено на казенные палаты и экспедиции уделов. Удельные крестьяне в основном платили оброк. Хотя их права и были ограничены, но положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.

В XVII—XVIII вв. поселения вокруг основанных предприятий, заводов, крупных центров торговли стали преобразовываться в города. Оформлялось городское сословие. В соответствии с регламентом Главного магистрата 1721 г. посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей.

Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и избираемыми на них старшинами.

Посадское население формировало органы самоуправления — посадские сходы и магистраты. Посадские сходы избирали посадского старосту, членов магистрата и должностных лиц по казенным сборам. Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности. Оно облагалось различными денежными сборами: «стрелецкие деньги», «десятая деньга», сборы с бань, постоялых дворов и т. д. Введенная подушная подать заменила почти все посадские налоги.

Правовое положение крестьянства в условиях становления и развития абсолютизма (XVIII в.)

Консолидация крестьянства в класс-сословие не привела, как уже отмечалось, к устранению его деления на внутрисословные группы, порой значительно различающиеся по правовому режиму. Только теперь это было не то деление, которое мы видели в прежней России. Самой многочисленной и самой бесправной группой были частновладельческие крестьяне. Их положение резко ухудшилось во второй половине XVII — XVIII в. Крепостное право в России достигло своего апогея, превратившись в нечто похожее на рабство. От частновладельческих крестьян заметно отличались государственные, обладавшие известной личной свободой: никто их не продавал и не закладывал, как это делалось с владельческими крестьянами, они могли арендовать и покупать земли, содержать промыслы. Допускались смена места жительства и даже переход государственных крестьян в другие сословия. Не случайно одним из лозунгов крестьянской войны 1773 — 1775 гг. было превращение крестьян помещичьих в государственные. Вместе с тем государственных крестьян можно было насильственно переселять, приписывать к заводам и другими путями распоряжаться их судьбой. Государственные крестьяне составляли большую группу, причем в XVIII в. их число выросло, составив более 40% всего крестьянства России. Секуляризация церковных земель, т. е. отобрание их у церкви, привели к возникновению категории «экономическое крестьянство». Крестьяне духовных феодалов и прежде подвергались несколько меньшей эксплуатации, чем владельческие. Теперь же экономические крестьяне, которых насчитывалось около миллиона, приблизились по своему статусу к государственным. Бывшие служилые люди «по прибору» и даже некоторая часть служилых «по отечеству», сторожившие засечные черты, по миновании надобности в обороне южных рубежей превратились в «однодворцев» — верхушку государственных крестьян. Привилегии однодворцев доходили до того, что им разрешалось иметь крепостных крестьян. К государственным крестьянам были приравнены и ясачные народы Поволжья, Приуралья и Сибири. К ним можно отнести также половников, казахов, ямщиков и др. Несколько категорий включали в себя и дворцовые крестьяне. Крестьянесоставляли основную массу зависимого населения и являлись главной производительной силой общества. Крестьяне разделялись на следующие разделы: — государственные крестьяне, численность которых значительно сократилась (особенно при Екатерине II), платили оброк государству и несли повинности; — крепостные (частновладельческие) несли повинности: оброк и барщину (доходила до 5-6 дней в неделю в черноземных районах); — монастырские и церковные (с 1762 года — «экономические», переданные в ведение коллегии-экономики); — дворцовые ( крестьяне царских вотчин); — посессионные (приписанные к заводам); — однодворцы (потомки служилых людей, поселенных на окраинах государства). Крестьяне платили подушную подать (введенную Петром I в 1719 году), несли барщину и оброк, рекрутскую, постойную и мостовую повинности. Работными людьми назывались разорившиеся крестьяне и горожане. В XVIII в. они представляли целую социальную группу.

Читайте также  Особенности и грамматическая характеристика фразеологизмов монгольского и русского языков

Правовое положение городского населения в период становления и развития абсолютизма (XVIII в.).

Реформы XVII — начала XVIII в. привели к консолидации городского населения. Однако структура города была значительно сложнее, чем структура села. Не случайно исследователи говорят о городских сословиях во множественном числе. И это вполне оправдано, хотя бы потому, что в городах жили и привилегированные сословия, и податные. Даже верхушка города — купцы — стала делиться в XVIII в. на три гильдии, что заменило прежнее деление на гостей, людей гостиной и суконной сотен. Купечество, составлявшее 0,5% населения, было само весьма неоднородным. Купцы первой гильдии были близки к дворянству, купцы третьей гильдии — к городскому низу. Все сословия России подразделяют обычно на две крупные категории — податное и неподатное население, что резко отграничивает привилегированные сословия от непривилегированных и в большой мере эксплуататоров от трудящихся. Податное население составляло подавляющее большинство общества, причем его удельный вес имел тенденцию к росту (91,3% в начале века, 94,6% — в конце). Мещане (городовые обыватели) — составляли большинство городского населения и в соответствии с «Грамотой на права и выгоды городам России» с 1785 г. разделялись на 6 разрядов (частей). 1. Настоящие обыватели (имели земли и здания в городе, банкиры и т.д.); 2. Купцы в свою очередь разделялись на три гильдии (первой — имеющие капитал от 10 до 50 тыс. руб.; второй — от 5 до 10 тыс. руб.; третьей — от 1 до 5 тыс. руб.); 3. Ремесленники, записанные в цеха; 4. Иностранные гости и иностранные лица, записанные в мещане; 5. Именитые горожане — лица, избиравшиеся дважды заседателями совместного суда или на пост городского главы, ученые, художники, капиталисты с капиталом не менее 50 тыс. руб., банкиры с капиталом свыше 100 тыс. руб., музыканты, оптовые торговцы; 6. посадское население, не вошедшее в первые 5 разделов (частей).

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 521 ; Мы поможем в написании вашей работы!

История государства и права России | Страница 7 | Онлайн-библиотека

  • 1
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 21

Выбрать главу

Претерпела изменения также система местного управления. Во главе губерний были поставлены губернаторы, подчинявшиеся непосредственно Сенату и коллегиям. При губернаторе состояла коллегия в качестве совещательного органа. В губерниях и провинциях было учреждено большое число различных должностных лиц, ведавших отдельными вопросами управления.

Основной чертой военной реформы, проведенной Петром I, явилось создание регулярной армии. Основой для создания регулярной армии явились «потешные полки» Петра – Преображенский и Семеновский. Постоянные войска в форме стрелецких полков и наемников существовали и до Петра, однако эти войска были далеки от совершенства. Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск – рекрутский набор: солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе. Обеспечение солдат полностью брало на себя государство, срок службы при этом не определялся. Армия четко разделялась на полки, батальоны, роты, создавалась жесткая система военной иерархии. Вводилась единая военная форма, на вооружение принимались единые образцы вооружения. Реформирование вооруженных сил дало свои результаты, о чем свидетельствует победа в Северной войне.

Четкая регламентация воинской жизни обусловила необходимость кодификации военных отраслей права. Возник Артикул воинский – кодекс военных преступлений, Краткое изображение процессов – Процессуальный кодекс военной юстиции, Воинский и Морской уставы.

18. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства издана 21 апреля 1785 г. Включала систематический свод дворянских привилегий и подтверждение всех ранее присвоенных дворянством льгот. Жалованная грамота дворянству тесно связана с рядом предшествовавших ей законодательных актов, в том числе Манифестом о вольности дворянства 1762 г. Грамота подтверждала исключительное право дворянства на владение землей и крепостными крестьянами, закрепляла права дворянина на эксплуатацию крепостных и обеспечивала рядом политических и личных прав всю систему внеэкономического принуждения, на которой держалась крепостная система хозяйства. Дворянин был свободен от обязательной службы, как военной, так и гражданской, освобождался от податей, рекрутской повинности, постоя, телесных наказаний, объявлялся подсудным лишь дворянскому суду. Грамота формулировала ряд положений, охранявших классовые монополии дворянского сословия: дворянское достоинство объявлялось наследственным и передавалось от отца к детям из рода в род. Утверждался ряд важнейших корпоративных прав дворянства и участие дворянства в аппарате управления страной: дворяне каждого уезда и губернии составляли общество (корпорацию) и имели право собраний. Все общие сословные дела разрешались на губернских дворянских собраниях, созывавшихся каждые 3 года в губернском городе. Дворянские собрания выбирали предводителей дворянства и должностных лиц во все губернские учреждения, имели права юридического лица, обладали капиталом, недвижимой собственностью. Важной привилегией дворянских собраний являлось право непосредственного обращения к центральной власти – в Сенат и к царю.

Грамота на права и выгоды городам Российской Империи издана вместе с Жалованной грамотой дворянству. Состояла из краткого введения о «пользе городов» и «городового положения», представлявшего собой обширный свод правил, главным образом заимствованных из шведских, прусских и остзейских источников. «Городовое положение» устанавливало состав «общества градского» и принципы его самоуправления. Организациями городского самоуправления являлись: собрание «общества градского», созывавшееся губернатором раз в 3 года; «общая городская дума», состоявшая из представителей всех разрядов городского населения; «шестигласная дума» для отправления текущих дел. Устанавливался строгий контроль над вступлением в купеческое звание и мещанство, закреплялся ряд феодальных стеснений торговли: охранялась монополия на торговлю вином, продажу соли, вводился ряд бытовых ограничений. Обширное «ремесленное положение», включенное в Грамоту, в значительной степени воспроизводило шведский цеховой устав 1669 г. и стремилось установить в русской мелкой промышленности отжившие уже на Западе цеховые средневековые формы.

19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии

В период абсолютной монархии процесс закрепощения крестьян завершался. Соборное уложение 1649 г. отменило урочные лета и установило бессрочный розыск беглых крестьян. В этот период крепостное право достигло своего апогея, превратившись в нечто похожее на рабство.

Крестьяне в XVIII в. делились на четыре категории: частновладельческие (помещичьи), государственные, дворцовые, экономические.

Самой многочисленной и бесправной группой были частновладельческие крестьяне, чье положение резко ухудшилось во второй половине XVII—XVIII вв. По сути, частновладельческие крестьяне представляли собой бесправные вещи, на них ложился наибольший груз эксплуатации, их судьба в полной мере зависела от прихотей помещика.

От частновладельческих крестьян заметно отличались государственные, обладавшие известной личной свободой: никто их не продавал и не закладывал, они могли арендовать и покупать земли, содержать промыслы. Допускались смена местожительства и даже переход государственных крестьян в другие сословия. Не случайно одним из лозунгов Крестьянской войны 1773—1775 гг. было превращение крестьян помещичьих в государственные. Вместе с тем государственных крестьян можно было насильственно переселять, приписывать к заводам и другими путями распоряжаться их судьбой. Государственные крестьяне составляли большую группу, при этом в XVIII в. их число выросло, составив более 40% всего крестьянства России. К государственным крестьянам были приравнены ясачные народы Поволжья, Приуралья и Сибири. К ним также относились половники, ямщики и др.

Бывшие служилые люди «по прибору» и даже некоторая часть служилых «по отечеству», сторожившие засечные черты, по миновании надобности в обороне южных рубежей превратились в «однодворцев» – верхушку государственных крестьян. Привилегии однодворцев доходили до того, что им разрешалось иметь крепостных крестьян.

Секуляризация церковных земель привела к возникновению категории «экономического крестьянства». Крестьяне духовных феодалов и прежде подвергались несколько меньшей эксплуатации, чем владельческие. Теперь же экономические крестьяне, которых насчитывалось около миллиона, приблизились по своему статусу к государственным и даже слились с ними.

Несколько категорий включали в себя и дворцовые крестьяне. Особо следует сказать о казаках, которые до конца XVIII в. выполняли важную задачу по защите южных рубежей России, но вместе с тем были постоянным очагом беспокойства, участвуя во всех крупнейших народных движениях. Екатерина II, жестоко подавив восстание Е. Пугачева, предоставила казакам существенные привилегии, что сделало казачество опорой трона, используемой впоследствии для подавления народных волнений.

Читайте также  Русская православная церковь. к.п. победоносцев

20. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в.

Первый этап преобразования приходится на время правления Петра I, который ввел трехзвенное административное деление по схеме: губерния – провинция – уезд. Первоначально было создано 8 губерний. Во главе новых губерний были поставлены губернаторы, которые обладали весьма широким кругом прав и подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям. При губернаторе состояла ландратская коллегия в качестве совещательного органа. Постепенно число губерний росло за счет присоединения к России новых земель и разукрупнения чрезмерно больших губерний.

В 1764 г. было издано Наставление губернаторам, по которому губернатор обладал всей полнотой административных прав, а также определенными судебными правами. В ведении губернатора находились и воинские гарнизоны. Губернатору подчинялись все местные органы отраслевых ведомств, в том числе таможенная, пограничная и иные службы.

Правовой статус крестьян Российской империи в период абсолютной монархии

(Кириллова Т. К.) («История государства и права», 2006, N 2)

ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ

Кириллова Т. К., кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, майор милиции.

Крестьянское население делилось на три категории: государственные, частновладельческие, удельные крестьяне. Положение их было крайне тяжелым. Крестьяне составляли основную массу феодально-зависимого населения. Обширный класс государственных крестьян образовался при Петре I из черносошных крестьян и половников Русского Севера, однодворцев и прежних служилых людей (копейщиков, рейтаров, драгун, солдат, казаков, пушкарей) Русского Юго-Востока, ясашных татар, пашенных сибирских крестьян и других. С этих пор к государственным крестьянам продолжали примыкать все сельские обыватели, которые переставали принадлежать владельцам или пользовались прежде свободой в местностях, присоединявшихся к России . ——————————— Беляев. Крестьяне на Руси. М., 1860.

Таким образом, в состав государственных крестьян вошли так называемые экономические (бывшие монастырские) крестьяне, малороссийские казаки и войсковые обыватели, старостинские, ленные и других наименований крестьяне областей, присоединенных от Польши, поселяне-магометане Таврической губернии и Кавказской области, колонисты, кочевники азиатской и европейской частей России. Обстоятельством, впервые объединившим разнообразные группы свободного сельского населения, было обложение их при Петре I двойной податью — общей со всеми податными сословиями подушной и специальной оброчной. Осуществлялось, таким образом, притязание, заявленное еще московским правительством: все населенные земли, не принадлежавшие духовным или светским владельцам, признавались собственностью государства, которое за пользование землей взимало с земледельцев арендную плату. Плата быстро повышалась после Петра I параллельно с ростом владельческого оброка. Главной целью управления государственными крестьянами оставалось извлечение фискальных выгод, но для обеспечения исправности поступлений правительство по необходимости обращало внимание на поземельное устройство и сословное управление государственных крестьян. С середины XVII в. правительство старалось стеснить свободное отчуждение участков и запретить передачу их в другие сословия. К середине XVIII в. ограничение прав собственности на крестьянские земли стало проводиться систематически . ——————————— Семевский В. И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в. СПб., 1888.

Правительство все строже запрещало государственным крестьянам продажу земель на сторону и отчуждение их между собой. Со времени введения губернских учреждений императрицы Екатерины II государственные крестьяне находились в ведомстве казенных палат и судились нижней и верхней расправами, с участием собственных представителей. Зависимость крестьян от чиновников была настолько велика, что некоторые современники серьезно доказывали преимущество перед нею помещичьей власти. Фискальные цели были для уездных властей на первом плане, поэтому волостное правление превращалось в простое орудие для взимания податей, в низшую полицейскую инстанцию. При раскладке податей и повинностей чиновники всегда имели возможность несоразмерно отягчить государственных крестьян сравнительно с крестьянами влиятельных помещиков, беспрепятственно совершались и прямые вымогательства у крестьян . ——————————— Семевский В. И. Казенные крестьяне при Екатерине II // Русская старина. 1879. N I — VI. Фортунатов. Сельскохозяйственная статистика Европейской России. М., 1893.

Существенные перемены в положении государственных крестьян произошли в 1838 — 1840 гг. благодаря графу П. Д. Киселеву . Он считал, что государственные крестьяне должны быть не источником дохода для казны, а предметом государственного попечения для правительства. Пожалования казенных крестьян в крепостные прекратилось в 1801 г., но и Александр I, и Николай I десятками тысяч обращали их в военных поселян, а в удельные крестьяне было превращено при императоре Николае I до 300 тысяч. Безземелье или недостаточная наделенность государственных крестьян землей, оброчные подати — все это отражалось на положении не только крестьян, но и их семей, в том числе женщин . ——————————— Заблоцкий-Десятовский. Граф П. Д. Киселев и его время. Т. II, IV. СПб., 1882. Тригоров. Община и подать. СПб., 1882.

Разряд удельных крестьян образовался 5 апреля 1797 г. на основании созданного Павлом I «Учреждения об Императорской фамилии» , отделившего дворцовые имения с населявшими их крестьянами от остального государственного имущества и передавшего их под названием удельных имений в заведывание вновь учреждаемого самостоятельного учреждения. ——————————— Свод удельных постановлений. СПб., 1843.

Удельные крестьяне занимали среднее положение между государственными и частновладельческими (помещичьими). Хотя удельное имение по закону «состояло на праве помещичьем», но развитие чрезмерной регламентации крестьянского быта исключалось. Крестьяне не состояли на барщине, и хозяйственные условия не требовали поэтому близкого надзора администрации за крестьянами. Удельное ведомство считалось собственником крестьянской земли, но распределение последней между домохозяевами лежало не на администрации, а на сельских обществах. Крестьянин не имел права сдавать в наем доставшийся ему участок. Он мог приобретать недвижимость в городах, а также землю (с согласия департамента уделов); но продавать купленную землю и сельские строения можно было только удельным крестьянам. Отлучки с места жительства без разрешения начальства воспрещались. Выход в мещанство и купечество дозволялся лицам мужского пола при уплате выходных денег за всех членов семьи . Женщинам дозволялось выходить в другие сословия еще путем замужества, с уплатой выходных денег или при обязательстве учреждения, принимавшего женщину, уволить, в свою очередь, в удельное ведомство крестьянку, которую посватает удельный крестьянин. ——————————— Вильсон И. Выкупные за земли платежи бывших удельных крестьян // Записки Императорского русского географического общества по отделению статистики. Т. V. СПб., 1878.

Семейные разделы допускались при условии, чтобы не нарушалась хозяйственная состоятельность разделившихся. По «Учреждению об Императорской фамилии» удельные крестьяне во всех делах подчинялись общим судам; по «Положению департаментов уделов» тяжбы между удельными крестьянами разбирались удельной администрацией . ——————————— Столетие уделов. СПб., 1897.

Кроме формального ограничения прав удельные крестьяне подвергались стеснениям, происходившим из распространенного, особенно в царствование Николая I, взгляда, что степень образования и «свойства» крестьян таковы, что необходимо неослабное и близкое попечение обо всем, что влияет на судьбу земледельца. Из-за этого принимались не имевшие большого практического значения узаконения и распоряжения о наблюдении за исправным состоянием хозяйства удельных крестьян, о приучении их к тем или иным приемам земледелия . Этой же атмосферой объяснялись и такие распоряжения, как запрещение удельным крестьянам заключать займы у лиц постороннего ведомства или вступать с ними в контракты по подрядам без рассмотрения условий сделки управляющим конторой. ——————————— Ходский Л. В. Земля и земледелец. Т. II. СПб., 1891.

Крестьянам запрещалось занимать места сидельцев питейных заведений, а крестьянкам — поступать кормилицами в воспитательные дома Петербурга и Москвы и брать оттуда детей на вскормление в ущерб питанию собственных детей. Было запрещено обращаться в исковых делах к поверенным, стеснять уход крестьян на судовые работы. Но существовали и меры защиты удельных крестьян от злоупотреблений со стороны. Так, ведение гражданских дел удельных крестьян поручалось удельным стряпчим. В главных торговых пунктах селились удельные чиновники для оберегания удельных крестьян от притеснений, возможных при применении к ним узаконений относительно промыслов и торговли. Управляющие конторами наводили справки, не лежало ли запрещение на земле, которую покупал удельный крестьянин, и тому подобное. Когда в правительственных сферах был поднят вопрос об освобождении помещичьих (частновладельческих) крестьян и были начаты подготовительные меры по данному предмету, тот же вопрос был поставлен на очередь и в удельном ведомстве. В 1858 г. был учрежден комитет для устройства быта государственных, удельных и заводских крестьян. Свои предложения этот комитет должен был согласовывать с решениями редакционных комиссий по устройству быта помещичьих крестьян. До издания положений 19 февраля 1861 г. он занимался лишь подготовительными работами. Было признано возможным, не ожидая общего положения об удельных крестьянах, возвратить им тогда же элементарные гражданские права. Высочайшим повелением 20 июня 1858 г. были отменены ограничения права приобретения удельными крестьянами земель, права пользования (относительно лесов) и отчуждения купленных ими земель и запрещение удельным крестьянам лично ходатайствовать в судебных и правительственных местах в отношении перехода в другие сословия, заключения договоров и совершения духовных завещаний. Все это отразилось на положении крестьянских семей, в том числе женщин. Удельные крестьяне приравнивались к государственным. Они имели возможность учиться грамоте. С целью воздействия на «технику» крестьянского земледелия в 1830-х гг. недалеко от Петербурга было основано Земледельческое училище, воспитанники которого — удельные крестьяне — поселялись в деревнях и должны были заводить на отводимых им участках образцовое хозяйство. В 1840-х гг. учреждены были ремесленные училища, воспитанники которых по окончании курса должны были заниматься в своих селениях ремеслами. Начиная с конца 1820-х гг. принимались систематические меры для распространения начального образования среди удельных крестьян. Эти меры заключались в учреждении Удельных училищ и поощрении частной преподавательской деятельности. Крестьяне неохотно отдавали детей в школы, поэтому ученики набирались сельскими властями. Из-за недостатка подготовленных учителей преподавание в школах было поставлено весьма неудовлетворительно, и ребенку приходилось учиться долго — до 8 лет. Ко времени увольнения удельных крестьян в свободное состояние в удельных имениях насчитывалось 376 приказных училищ и 1885 частных. В первых учились 11400 мальчиков, во вторых — 16800 мальчиков и 9560 девочек . Расход на школьное дело составлял тогда 853 тыс. руб., покрывался он мирскими сборами . ——————————— Столетие уделов. СПб., 1897; В. В. К истории общины в России. М., 1902. Там же.

Читайте также  В. и. ленин и а. а. богданов

Удельные крестьяне на местах подчинены были удельным экспедициям, а с 1808 г. — управляющим удельными конторами. Этим учреждениям не предоставлялось непосредственное вмешательство в крестьянскую жизнь; они имели только право контроля над действиями органов низшего крестьянского управления. Положение частновладельческих крестьян отличалось от положения государственных и удельных крестьян. Ни имущественные, ни личные права крепостных крестьян в ХVII в. не были регламентированы и регулировались обычаем, фактическим положением дел. Закон не обязывал помещика наделять крестьянина определенным участком земли. Никто не мог помешать владельцу распорядиться крестьянским наделом по своему усмотрению. Никакой закон не предоставлял крестьянам права владеть отдельным имуществом. В ряде случаев законодательство, очевидно, исходит из предположения, что крестьянские «животы» входят в состав владельческого имущества. В некоторых случаях крестьянин нес имущественную и личную ответственность по обязательствам своего владельца. В то же время крепостной мог входить со всеми, не исключая собственного господина, в имущественные обязательства, признаваемые законом и защищаемые судом. С начала XVII в. владельцы свободно меняли, делили, перевозили с одной земли на другую или даже с пашни во двор своих крестьян, что сказывалось на положении членов их семей. Вероятно, тогда же началась и прямая продажа крестьян. Вопреки церковному закону помещики женили и выдавали замуж крепостных по своей воле. Право вотчинного суда и наказания принадлежало владельцу исстари. Взаимосвязанные стороны правового положения крестьян как объектов феодального права и как субъектов права, обладающих ограниченным комплексом гражданско-правовых полномочий, тесно взаимодействовали. Крестьяне выступали в законодательстве как органическая принадлежность вотчины и поместья независимо от личности владельца.

История государства и права России. Шпаргалки (14 стр.)

Появившаяся в начале XVIII в. полиция оказалась хорошим нововведением. К ее компетенции относились охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др. Численность полиции и ее структуру в 1782 г. решили дополнить новым полицейским органом — Управами благочиния. Управы подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами. К компетенции Управы благочиния относились дознание и розыск, задержание преступников, исполнение законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.

Города стали разделять на полицейские части во главе с частным приставом. Часть в свою очередь разделялась на кварталы, а кварталы — на дворы. Во главе кварталов стояли квартальные надзиратели и поручики.

К ведению полицейских органов были отнесены городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости. Также, по Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии». В том же году появились работные дома для содержания неимущих, которых заставляли трудиться на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

43. Усиление роли дворянства в XVIII в.

В период абсолютной монархии происходило расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием.

Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. устанавливалось монопольное право дворян на земельную собственность. Это означало не только право на землю, но и право на крепостных крестьян.

Среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья, было надежной опорой абсолютной монархии. Указом 1714 г. о единонаследии были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, но дворяне выступили против системы майората, направленной на защиту дворянских имений от дробления и разорения дворянства. Указ вызвал бурю негодования и в 1731 г. был отменен.

В XVIII в. дворянство стало уже сильным, консолидированным, единым сословием. Этому способствовала отмена местничества и реформы Петра Великого, включая Табель о рангах, изданный в 1722 г. Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось 14 классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (14–9-и классы) или потомственное (с 8-го класса) дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

Однако при Петре I служба для дворян была их пожизненной каторгой — она являлась обязательной и действительно до последнего вздоха. В 1730 г. условия использования дворян немного смягчились: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет; один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством. Но подлинная победа пришла только в 1762 г. с манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»: теперь дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.

Последний штрих на незыблемость прав дворян нанесла Екатерина Вторая, приняв в 1785 г. Жалованную грамоту дворянству. Грамота подтвердила свободу дворян от обязательной службы, уплаты личных податей, постойной повинности, телесных наказаний. Им было разрешено формировать сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания.

44. Процесс огосударствления Церкви в XVIII в.

Как сословие духовенство сложилось в период феодализма и выступало в качестве крупного земельного собственника, владеющего крестьянами. Русские монархи желали изъять часть монастырских земель, первым это попробовал сделать (не слишком удачно) Иван Грозный. При Алексее Михайловиче был создан Монастырский приказ — светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме Патриарха, а также зависимым населением. В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению землевладений и церковной юрисдикции. В 1701 г. компетенция приказа расширилась — он стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.

Петр Первый в смысле религиозном был прагматиком: необходимость Церкви он видел в ее воздействии на умы сограждан. Ему нужна была Церковь нового образца — не разжиревшая на земельных угодьях, а послушная и правильная, проводящая политику государства. Петр предполагал секуляризацию церковного имущества, т. е. передачу его в светское управление. Начал он с обычных поборов — в 1705 г. служители Церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. А в 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Духовенство становится наследственным.

Петр вел осторожную политику, понемногу утягивая церковную узду, чтобы сделать из духовенства таких же чиновников, какие получились у него из дворян. «Черное» духовенство, т. е. монахов, он не трогал, зато «белое» духовенство, т. е. приходское, должно было стать духовными чиновниками. Довести процесс огосударствления Церкви он не успел. Однако уже в 1737 г. на «белую» часть духовенства легли те же обязанности, что и на мирян, — их стали призывать на военную службу по духовному ведомству для поддержания боеспособности армии. В 1766 и 1769 гг. двумя указами было запрещено вступать в духовенство людям из податного сословия и выходить из духовного звания по собственной воле.

Законом 1764 г. Церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие Церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.

45. Положение крестьян и горожан в XVIII в.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне, которые по принадлежности подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных, удельных (дворцовых).

Помещичьи крестьяне. Единственной властью в поместье или вотчине был помещик: он судил, наказывал, распоряжался крестьянским имуществом. Крестьянин был для помещика собственностью, которую можно было продать, обменять, сослать, избить.

Государственные крестьяне были таким же феодально-зависимым населением, но зависели не от хозяина, а от государства: они несли повинности и платили оброк. Правовое положение государственных крестьян было несколько лучше: они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать.

Посессионные крестьяне появились в начале XVIII в., когда был принят указ о предоставлении купцам права покупать деревни и приписывать их к частным предприятиям — мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей крестьяне выполняли работы на производстве. Продать их можно было только вместе с самой мануфактурой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: