Сша во второй половине xx века — начале xxi века

Сша во второй половине xx века — начале xxi века

Во время Второй мировой войны США понесли незначительные потери по сравнению с другими западными странами. Из войны Соединенные Штаты вышли могущественными экономически и политически. На них приходилось более половины промышленного производства капиталистического мира. США обладали монополией на атомное оружие. Американские военные базы были разбросаны по всему миру.

Социально-экономическое и политическое развитие.

После смерти Ф. Рузвельта в 1945 г. президентом США стал Гарри Трумэн. Он заявил, что США берут на себя «мировую ответственность». С политикой нейтралитета и изоляции 1930-х гг. было покончено. Для достижения лидерства на международной арене США предоставили Западной Европе экономическую помощь по плану госсекретаря США Дж. Маршалла.

В 1946 г. произошел спад в американской экономике в связи с ее переходом на «мирные рельсы». В это же время огромного размаха достигло забастовочное движение. Власти были вынуждены пойти на ряд важных реформ. Была повышена минимальная заработная плата, началось строительство дешевого жилья, стала решаться проблема трудоустройства миллионов солдат и офицеров, демобилизованных из армии. Свыше двух тысяч государственных заводов и предприятий, построенных в годы войны, были проданы за полцены частным корпорациям. Одновременно был принят антирабочий закон Тафта — Хартли, который, в частности, запрещал забастовки, имеющие политическую направленность.

В начале 1950-х гг. в США начался быстрый экономический рост. Причиной тому стала реализация государственной модели регулирования экономики, основанной на увеличении зарплат и социальных расходов. Это привело к увеличению потребительского спроса, а следовательно, и производства. Власти взяли курс на создание «государства всеобщего благосостояния». Росту покупательского спроса способствовал также рост рождаемости. Особенностью такой политики стало то, что американцы привыкали жить в кредит при условии постоянной занятости.

В стране возник так называемый массовый средний класс. К концу 1950-х гг. большинство американских семей пользовались холодильниками, стиральными машинами, телевизорами. Свое жилье имели 60 % населения. Происходила тотальная «автомобилизация». Было начато строительство связавшей всю Америку сети автострад, проводилась реконструкция водных путей. Внедрение «культуры процветания» положило конец когда-то традиционной Америке. Пуританские ценности — экономия, самоконтроль, умеренность — были вычеркнуты из жизни. Их заменили стремление к материальному успеху и поклонение изобилию.

Одновременно в американском обществе увеличивалась популярность правых и консервативных сил, а также нарастали антисоветские и антикоммунистические настроения. «Питательной средой» для такого общественного мнения явились победа коммунистов в Китае, создание ядерного оружия в СССР, появление коммунистических правительств в странах Восточной Европы, война в Корее. Г. Трумэн положил начало «охоте на ведьм» — чистке государственного аппарата от тех, кого подозревали в симпатиях к коммунизму и Советскому Союзу. Правоконсервативный поворот в наибольшей степени проявился в 1950-е гг. в маккартизме. Это было движение, названное по фамилии сенатора Дж. Маккарти. Оно сопровождалось обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан. Деятельность маккартистов дестабилизировала, расшатывала внутриполитическую обстановку, наносила ущерб международному имиджу США. Постепенно властям удалось погасить их активность.

В середине 1960-х гг. в США началась реализация масштабной программы социальных преобразований «великое общество». Целью программы была ликвидация прежде всего того, что тормозило развитие экономики, — бедности. Но добиться ее ликвидации № 26 властям не удалось. Начатая президентом Линдоном Джонсоном война во Вьетнаме вынудила сократить социальные расходы и привела к росту инфляции в стране.

Расовая проблема.

После войны около 10 % населения США составляли афроамериканцы. На них не распространялись блага общества массового потребления. Многие жили за чертой бедности. В отношении афроамериканцев проводилась политика расовой сегрегации, т. е. их принудительной изоляции от остального общества.

Массовое движение против расовой сегрегации возглавил протестантский священник Мартин Лютер Кинг. Он активно выступал за равенство в правах афроамериканцев, используя при этом ненасильственные методы борьбы. Однако это не остановило роста радикальных настроений, и с середины 1960-х гг. начались массовые бунты афроамериканцев. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. Властям с большим трудом удалось стабилизировать положение в стране. В итоге были приняты законы, ужесточившие наказания за сегрегацию.

«Неоконсервативная революция».

В 1968 г. победу на президентских выборах под лозунгом «закон и порядок» одержал республиканец Ричард Никсон. Во время его правления были резко сокращены расходы на борьбу с бедностью и строительство дешевого жилья. А в 1974—1975 гг. в связи с ростом цен на нефть произошел мировой энергетический кризис. В США начались падение производства, инфляция и рост безработицы.

Задача вывода американской экономики из кризиса была решена президентом Рональдом Рейганом, пришедшим к власти от республиканской партии в 1980 г. Он выступил за решительное свертывание главенствующей роли государства в экономической и социальных сферах. Государство отказалось от контроля над ценами, сняло ограничения для предпринимательской деятельности, сократило государственные расходы и социальные программы. Новый социально-экономический курс получил название «рейганомики». Она привела к росту безработицы и бедности, усилению социального неравенства. Богатые стали богаче, бедные — беднее. Несмотря на это, правительство не столкнулось с серьезным протестным движением. В начале 1980-х гг. самая трудная фаза кризиса оказалась позади и положение стало постепенно улучшаться, повысился уровень жизни основной массы американцев. Правда, спустя десять лет все экономические показатели в США вновь ухудшились.

Преодоление экономического кризиса и решение социальных проблем.

В 1992 г. к власти пришел кандидат от демократической партии Билл Клинтон, выступивший с резкой критикой «рейганомики». Он предложил вернуться к активной социальной политике. Это означало, что период «неоконсервативной революции» в США закончился. Основное внимание правительство обращало на развитие социального обеспечения, здравоохранения, образования и т. д.

Такая политика обеспечила победу Клинтона и на следующих выборах. Кроме того, на протяжении 1990-х гг. в США наблюдался непрерывный экономический подъем.

Большую выгоду американские корпорации извлекли из распада СССР и всего социалистического лагеря.

Впервые за тридцать лет было отмечено превышение доходов в бюджет над расходами. В конце 1990-х гг. две трети бюджета США составляли отчисления на развитие социальной сферы. Сократилась безработица, уменьшилась доля американцев, проживавших за чертой бедности.

Однако разрыв между богатой элитой и основной массой населения все же продолжал расти.

Внешняя политика США.

После Второй мировой войны США не могли смириться с ростом влияния СССР на международной арене. Их беспокойство вызывала реальная возможность прихода к власти левых сил в отдельных странах Западной Европы, Азии и Африки. США и Советский Союз оказались в состоянии «холодной войны».

В 1947 г. Соединенные Штаты выступили с так называемой доктриной Трумэна. В ней было сформулировано их стремление сдержать распространение советского влияния в мире. Американцы даже готовились применить ядерное оружие против СССР и стран социалистического блока. Но в связи с созданием советскими учеными ракетно-ядерного оружия США вернулись к политике «сдерживания».

В 1962 г. разразился Карибский кризис, вызванный размещением советских ракет на территории Кубы. С большим трудом лидерам США и СССР удалось снять обострение отношений. Но это не остановило гонки вооружений и строительства военных баз по всему миру.

США стали расширять контакты в экономике и культуре со странами Восточной Европы, т. е. проводить политику «наведения мостов». Целью этой политики был раскол социалистического лагеря.

В 1973 г. США потерпели тяжелое поражение в войне против Вьетнама. В середине 1970-х гг. они фактически проигрывали и в «холодной войне». Поэтому Соединенные Штаты предложили Советскому Союзу перейти от противостояния к политике разрядки и ограничения гонки вооружений. В 1970-х гг. были подписаны договоры об ограничении противоракетной обороны и об ограничении стратегических вооружений. Однако разрядка оказалась недолгой. Воспользовавшись вводом советских войск в Афганистан в 1979 г., США перешли к жесткой конфронтации. Американское руководство взяло курс на достижение безусловного военного превосходства и ведения политики с позиции силы. После распада СССР в 1991 г. стало понятно, что в «холодной войне» победу одержали США.

В дальнейшем для Соединенных Штатов оказалось крайне нежелательным появление Российской Федерации в виде мощного противника на международной арене. Они поддерживали стремление стран Центральной и Восточной Европы вступить в НАТО, т. е. присоединиться к американской сфере влияния. США проводили политику экономической и культурной экспансии в странах СНГ.

Читайте также  Великое княжество литовское и русь

В 1999 г. американская авиация совместно с союзниками по НАТО в обход ООН участвовала в бомбардировке Югославии, массированным ударам подверглись в 1998 и 2003 гг. Ирак, в 2011 г. — Ливия, в 2013 г. — Сирия.

В 2015 г. было заключено соглашение о сокращении иранской ядерной программы и смягчении экономических санкций в отношении Ирана, так называемая ядерная сделка. Однако в 2018 г. новый президент Соединенных Штатов Дональд Трамп объявил о выходе США из этого соглашения и ввел дополнительные санкции в отношении Ирана. Стали накаляться отношения с еще одной страной, разрабатывающей ядерное оружие, — КНДР. Все это свидетельствует о том, что Соединенные Штаты по-прежнему стремятся сохранить свою гегемонию в мире.

Конспект урока по всемирной истории «США во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:

Президенты США конца 20в.- начала 21 века.

Ричард Никсон(президент 1969- 1974 г.). пробыв вице- президентом Никсон смог оправиться после поражения на выборах 1960г. и в 1968 г., одолел демократа Губерта Хамфри. Среди успехов его внешней политики- выход США из Вьетнама и установление дипломатических отношений с Китаем. Его внутренняя политика была консервативной и часто обращала реформы вспять. Скандал, связанный с незаконной слежкой за политическими противниками и попыткой скрыть это(т.н. Уотер- гейт) привел к началу процедуры импичмента. Оставил пост в 1974 году.

Джеральд Форд (президент 1974- 1977 г. ).После переизбрания Никсона в 1972 году его вице- президентом был Спиро-Агню, но из- за обвинений в коррупции и уклонении от уплаты налогов ему пришлось уйти. Место Агню занял Форд, поэтому, когда Никсон подал в отставку, его кресло досталось Форду. Форд продолжил политику Никсона, внеся лишь незначительные изменения в состав кабинета.

Джеймс Картер ( президент 1977-1981 г.г.).демократ Картер из Джорджии с небольшим преимуществом обошел Джеральда Форда на выборах. Ожидалось, что он вдохнет в политику США новую жизнь, но ему пришлось бороться со всемирным нефтяным кризисом и инфляцией. Картер был посредником при заключении мира между старыми врагами- Египтом и Израилем. Кроме того, он успешно провел перевороты по сокращению вооружений с СССР, но подписанное в результате соглашение не ратифицировал Конгресс. Ввод войск СССР в Афганистан, захват американских заложников мусульманскими террористами в 1979 году и провал операции по их освобождению привели к тому, что переизбран Картер не был.

Рональд Рейган(президент 1981-1989 г.г.). Рейгану, бывшему киноактеру удалось пережить покушение в самом начале своего президентского срока. Его удивительная способность не заниматься политическими вопросами позволила ему без ущерба для репутации перенести такие скандалы, как раскрытие секретных поставок оружия Ирану. Экономическая политика его администрации привела к хроническому дефициту бюджета, но это не омрачало последних лет его президентства, так как распад Советского Союза позволил США заявить о своей победе в «холодной войне»

Джордж Буш( президент 1989- 1993 г.г.). Буш, бывший директор в ЦРУ и вице- президент Рейгана, проводил довольно успешную внешнюю политику. Ему удалось установить теплые отношения со странами бывшего СССР, причем в то время, когда войска США в составе многонациональной коалиции громили вторгшуюся в Кувейт армию Ирака. Однако экономика США серьезно пострадала от всемирного кризиса, а политики, которая позволила бы справиться с его последствиями, у президента не было. Второй ошибкой Буша было то, что он не убрал с политической арены иракского диктатора Саддама Хуссейна.

Билл Клинтон(президент 1993-2001 г.г.). , демократ, бывший губернатор Арканзаса, победил на выборах, пообещав избирателям реформы. Начатая им и его женой Хиллари грандиозная реформа здравоохранения не принесла успеха. Финансовые и сексуальные скандалы сказались на репутации Клинтона. Но тем не менее он был избран на второй срок в 1997 году.

Джордж Буш-младший (президент 2001-2010 г.г.).Сын 41 Президента США победил на выборах в напряженной борьбе. Его качества как руководителя ставятся многими под сомнение, хотя на первые два года его президентства пришлось такое серьезное испытание, как трагедия терактов 11 сентября и война против терроризма в Афганистане. Но теперешнюю войну в Ираке многие ставят ему в вину.

Барак Обама (президент 2010-2017 г.г.). выпускник Колумбийского университета и Школы права Гарвардского университета, где он был первым за всю историю редактором- афроамериканцем университетского издания «HarvardLawReview». Обама также работал общественным организатором и адвокатом в области гражданских прав. Преподавал конституционное право в Чикагском институте юридических наук с 1992- 2004 г.г. и одновременно трижды, в период с 1997 по 2004 г. избирался в Сенат штата Иллинойс. После неудачной попытки баллотироваться в 2000 году в палату представителей США в январе 2003 года баллотировался в Сенат США. После победы на первичных выборах в марте 2004 года Обама произнес основную речь на Демократическом национальном съезде в июле 2004 года. Был избран в Сенат в ноябре 2004 года, набрав 70% голосов. На президентских выборах 2008 года Обама опередил кандидата от правившей Республиканской партией Джона Макейна, набрав 52.7% голосов избирателей и 365 голосов в коллегии выборщиков. 9 октября 2009 года получил Нобелевскую премию мира с формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении Международной демократии и сотрудничества между людьми». На президентских выборах 2012 года Обама опередил кандидата от Республиканской партии Митта Ромни, набрав 51 % голосов избирателей и 332 голоса в коллегии выборщиков.

Развитие культуры в США во второй половине ХХ в.

По окончании войны в стране образовался мощный военно-промышленный комплекс, который попытался не только установить свое господство в экономике и политике, но и наложить ограничения в культурной жизни. В первые послевоенные годы началась активная кампания «проверки лояльности» государственных служащих и деятелей культуры, у которых был собственный взгляд на положение в США. Произведения писателей или деятелей культуры, занесенные в разряд подрывных, подлежали запрету или уничтожению. Это наносило большой урон культурному развитию США.

Дж. Стейнбек с его романтической искренностью не создал после войны произведений, соответствовавших его таланту. Но за 23 года послевоенной жизни он опубликовал 22 книги, посвященные добру и красоте в мире простых людей. Самыми значительными из них были «Зима тревоги нашей» (1961), которая выдержала 27 изданий, и «Путешествие с Чарли» — 39 изданий (1962). Если «Зима тревоги нашей» представляла собой иронический роман со сложной нравственной и психологической проблематикой, то в «Путешествии с Чарли» он вновь возвращается к судьбам простых американцев. В своем путешествии по стране он столкнулся с воинствующим милитаристским духом, которым оказалось проникнуто сознание среднего американца. Книжные магазины были забиты до отказа дешевыми вульгарными романами без всякого намека на художественность. И самое худшее из того, что он узнал, был расизм, который сохранил свои корни в стране.

В 1962 г Стейнбек был удостоен Нобелевской премии, его знал весь мир, но не знала лишь Америка. Официальная Америка не могла простить ему «Гроздьев гнева» и вплоть до 1954 г. он не имел возможности издаваться в своей стране. За это время он опубликовал лишь несколько статей и рассказов в различных газетах.

Другой классик американской литературы Э. Хемингуэй не писал крупных произведений почти 10 лет после выхода в свет его романа «По ком звонит коло-кол».

В 1950 г. он опубликовал свой роман «Там за рекой в тени деревьев», посвященный воспоминаниям о минувшей войне и раздумьям о послевоенном мире. Идеи, выраженные в его книге, относились к разряду подрывных, и он был записан в разряд диссидентов. Тогда он решил покинуть родину. Он переезжает на Кубу незадолго до победы кубинской революции.

В 1952 г. Э. Хемингуэй пишет свое последнее крупное произведение, явившееся его лебединой песней,— «Старик и море». Это роман о достоинстве человека: даже в старости человек непобедим и должен бороться до конца. В 1954 г. за роман «Старик и море» ему была присуждена Нобелевская премия. В 1961 г. Э. Хемингуэй покончил жизнь самоубийством в своем доме на Кубе. До сих пор никто так и не смог разгадать тайны этой трагедии.

Читайте также  Различные виды химического вооружения первой мировой войны

Как протест против маккартизма в США появилось литературное течение «битников». Самым видным из них был Джек Керуак (1922—1969) — автор романов «На дороге» (1957), «Люди подземелья» (1958) и «Бродяги Дхармы» (1959). «Битники» восставали против лицемерной морали торгашества, которая пропитала весь правящий класс Америки. Бунт «битников» носил анархический характер и постепенно они исчерпали себя. На смену им пришло нигилистическое течение «хиппи».

Значительное место в послевоенной американской литературе занимают радиопьесы, которые до появления массового телевидения привлекли массу талантливых писателей. Рэй Бредбери — один из лучших представителей этого направления. Он опубликовал повести «451° по Фаренгейту», «Марсианские хроггики», «Вино из одуванчиков». Радиопьеса «Луг» транслировалась по радио 2 января 1947 г. и была опубликована как лучшая американская радиопьеса.

Научно-техническая революция, центром которой были США, оказала большое влияние и на литературу. Здесь были опубликованы замечательные научно-фантастические романы, которые часто опережали время и предсказывали открытия, которые затем осуществлялись на практике. Наиболее популярным среди писателей-фантастов были Айзек Азимов (род. в 1920 г.) и Митчелл Уилсон («Живи среди молний», 1949 г.). Айзек Азимов, по образованию ученый-биохимик, создал целую серию книг «Вселенная», в которой предсказал «звездные войны» и битвы в космосе.

В последней трети XX в. в США отмечен значительный рост добротной художественной литературы, связанный с приходом в литературу новой волны писателей, отражавших бурные перемены в американском образе жизни в эти годы. Они принесли лаконичность, простоту стиля, близость к жизни, реализм и сохранили теплоту простых человеческих отношений. Среди них наиболее заметное место занимают Курт Воннегут, Сюи Мюллер и Доменик Данн.

§ 30. Латинская Америка во втором воловине XX — начале XXI в.

Национал-реформизм и модернизация 1940—1950-х гг.

Во время Второй мировой войны создались благоприятные условия для развития национального капитала в Латинской Америке. Выросли цены на сырьё, ослабло влияние иностранного капитала, увеличились средства для вложения в национальную промышленность. Выпуск промышленной продукции в 1958 г. превысил довоенный в 3 раза. Это было следствием модернизации латиноамериканского общества в 1940—1950-е гг.

Важную роль в этой политике стали играть национал-реформистские партии, многие из которых иногда оказывались у власти.

Хуан Перон (1895—1974)

Большинство латиноамериканских стран приняло стратегию так называемой импортзаменяющей индустриализации, т. е. политики поощрения производства тех товаров и продуктов, которые раньше в страну ввозились. Эта политика отражала стремление окрепшего национального предпринимательства усилить своё влияние в государственном управлении, потеснить иностранные компании и связанную с ними агросырьевую олигархию, создать благоприятные условия для развития национальной экономики. На этой основе активизировались массовые национал-реформистские партии и движения. Некоторые из них приобретали популистский характер, например перонизм в Аргентине.

Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики. Демократический режим отличался сильной президентской властью, политикой уступок рабочему движению. В Мексике продолжались аграрная реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост экономических связей на североамериканском континенте впоследствии (1993) подвёл Мексику к участию в интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Сходные черты с курсом Перона имела политика Ж. Варгаса в Бразилии в период «нового государства» (1937—1945) и его президентства в 1951—1954 гг.

В отличие от национал-реформизма, под влиянием кубинской революции в ряде стран в 1960-е и первой половине 1970-х гг. пришли к власти революционные, ле-вонационалистические режимы, часто опиравшиеся на революционное офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооружённых революций и партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.

Рис. Митинг в поддержку Перона у стен парламента в Буэнос-Айресе. 1955 г.

Эрнесто Гевара (Че; 1928—1967)

В результате военных переворотов в 1960-е гг. в целом ряде стран (Перу, Боливия, Эквадор, Гондурас) пришли к власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе.

Они провели национализацию промышленности (нефтяной, горной и др.), где ведущую роль играл иностранный капитал. Был создан мощный государственный сектор, проведено радикальное перераспределение земли в пользу крестьянства, утвердился принцип смешанной экономики. Эти преобразования осуществлялись авторитарно-диктаторскими методами «революции сверху».

Латинская Америка в 1970—2000-е гг.

Поворот к неоконсерватизму

До середины 1970-х гг. политика модернизации означала курс на создание государственного сектора и усиление государственного регулирования, защиту национального рынка, социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило наименование национал-реформизм и экономический национализм.

С середины 1970-х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот. Технологическая революция в развитых капиталистических странах и экономические кризисы ускорили процесс обновления производства. В таких условиях гигантские монопольные государственные компании, сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью.

Участие в процессе глобализации, иначе говоря, в расширении мировых хозяйственных связей, привлечение современной технологии и иностранного капитала стали частью стратегии латиноамериканских стран.

Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики. Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение роли государства.

Основными источниками накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов и кредитов, развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию производства в области энергетики, электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. валовой национальный продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза.

Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в целом ряде стран и установление авторитарных режимов, громадный рост внешней задолженности (в 18 раз за период 1970—1983 гг.), колоссальные выплаты по внешним долгам, рост инфляции. Хотя в ряде отраслей занятость увеличилась, в целом число безработных выросло. Увеличился слой бедных, нищих и оказавшихся на обочине жизни групп населения (маргинальные слои).

Переход к демократизации в 1980-е гг.

Политика военных режимов и негативные последствия модернизации усилили напряжённость в обществе. Недовольство вызывало и отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента стали нарастать забастовки, развёртывалась борьба за демократические права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели. Господствующие элиты укрепили своё положение и не нуждались в репрессивных режимах.

Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным. Повысился уровень образования населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации.

Демократические режимы были восстановлены: в 1983 г. в Аргентине, после поражения в конфликте с Англией из-за Фолклендских островов; в 1985 г. в Бразилии и Уругвае; в 1989 г. в Парагвае. В 1990 г. власть в Чили от диктатора А. Пиночета перешла к конституционному левоцентристскому правительству. С политической карты Латинской Америки исчезла последняя диктатура.

Потерпели поражение также попытки создания общества, альтернативного капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к установлению революционного режима (1979—1990). Однако она закончилась примирением враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций, начатый в 1910 г. мексиканской революцией.

Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться конструктивными, демократическими. Впервые в своей истории к концу XX в. Латинская Америка развивается без диктатур и революций.

На рубеже XX—XXI вв. в Латинской Америке произошёл левый поворот. В результате демократических выборов к власти пришли в Венесуэле Уго Чавес (1998, 2002, 2006), в Бразилии Лула да Силва (2002, 2006), в Аргентине Нестор Киршнер (2003—2010), в Уругвае Табаре Васкес (2004), в Никарагуа Даниэль Ортега (2006), в Эквадоре Рафаэль Корреа (2006) и др. Несмотря на все различия этих политиков (от умеренных социалистов в Чили и Бразилии до левых популистов в Венесуэле и левых социалистов в Боливии), сдвиг влево имеет общие для региона причины. Либерализация и открытие экономики мировому рынку привели во многих странах к росту неравенства, резкому разрыву в доходах и неустроенности части населения, не сумевшему вписаться в новую конкурентную среду. Поэтому на первый план вышли социальные проблемы — борьба с нищетой и бедностью.

Читайте также  Начало правления ивана грозного

Во многих странах с проблемами справиться не удалось и к власти вновь пришли правые силы. Так, ухудшение экономического положения в Венесуэле (падение производства на 10% и инфляция 140%) после многолетнего правления Уго Чавеса и его преемника Н. Мадуро (с 2013 г.) привело к массовым протестам и росту влияния оппозиции. На парламентских выборах в 2015 г. победу одержала правоцентристская коалиция. В Аргентине в 2015 г. на президентских выборах победил представитель правой оппозиции М. Макри.

Панама во второй половине XX — начале XXI века

Главная / Центральная Америка / Панама / Панама во второй половине XX — начале XXI века — Далее

Панама / Панама во второй половине XX — начале XXI века

Политическая ситуация в Панаме на протяжении второй половины XX века оставалась неспокойной, что было связано с растущими националистическими настроениями и недовольством американским присутствием в Панаме, а также ростом политического влияния Национальной гвардии. В 1941 году Арнульфо Ариас Мадрид (брат предыдущего президента) ввёл новую конституцию, которая существенно расширяла объем полномочий президента страны. Это привело к череде военных переворотов, завершившейся в 1946 году принятием новой (третьей по счету) конституции.

Однако начиная с 1948 года власть в стране фактически переходит к начальнику Национальной полиции и Национальной гвардии Хосе Антонио Ремон Кантера, который часто смещал действующих президентов. Была создана проправительственная партия Национальная патриотическая коалиция. В 1952 году Ремон был избран на пост президента и начал проводить относительно прогрессивную социальную и экономическую политику (включая программы по индустриализации, что существенно уменьшило зависимость страны от канала). Он также инициировал новый процесс пересмотра соглашений о статусе канала. Но в 1955 году Ремон был убит, а большая часть социальных реформ была свёрнута. Тем не менее в 1955 году новое соглашение было заключено. В целом оно не изменяло существа предыдущего договора, а уступки США ограничились существенным увеличением арендных платежей.

В последующие годы социальная напряжённость и нерешённость проблемы Панамского канала привели к кризису внутри Национальной патриотической коалиции, которая проиграла выборы 1960 года. Президент от Национальной либеральной партии Роберто Чиари предложил программу радикального переустройства социальной сферы, включая создание системы всеобщего образования и медицинского страхования, однако проект реформ был заблокирован Национальной ассамблеей. Тем не менее Чиари, пришедший к власти под лозунгом обновления договора с США, добился от США перевода всех налогов, собираемых в Зоне Панамского канала (кроме собственно канала), в бюджет Панамы.

В стране нарастали требования возвращения Панаме зоны канала. В результате категорического отказа американской администрации допустить демонстрацию панамского флага на территории ЗПК 9 января 1964 года, там начались крупные волнения. Их подавление американскими войсками привело к гибели 20 человек, ещё несколько сотен человек получили серьёзные ранения. Панама обвинила США в агрессии и обратилась за помощью в Организацию американских государств и ООН, а также разорвала дипломатические отношения с США. Несмотря на то что вопрос о статусе канала решить опять не удалось, в апреле дипломатические отношения были восстановлены, а стороны возобновили переговоры.

После конституционного кризиса 1967–1968 годов, связанного с обвинениями в фальсификации результатов выборов, 10 октября 1968 года был совершён военный переворот, к власти во главе военной хунты пришёл бригадный генерал Омар Торрихос Эррера, который опирался на поддержку прежде всего неимущих слоев населения Панамы (однако одновременно дистанцировался от левых движений Панамы). Торрихосу удалось консолидировать власть в стране. В 1972 году была принята конституция, которая с существенными изменениями действует в настоящее время. После принятия конституции был сформирован смешанный военно-гражданский состав правительства. Торрихос провёл существенные реформы: был принят новый трудовой кодекс, проводилось перераспределение земельного фонда в пользу мелких собственников и др.

7 сентября 1977 года были подписаны соглашения (договор Торрихоса — Картера) о передаче ЗПК под суверенитет Панамы к 1 октября 1979 года, а самого канала к 31 декабря 1999 года. В течение переходного периода каналом руководил Совет директоров со смешанным американо-панамским составом. Также США ликвидировали военные базы на территории страны и окончательно отказывались от права на вмешательство в её внутренние дела.

В 1978 году принимаются поправки к конституции, де-юре вводившие демократический режим, однако фактически Торрихос руководил страной как командующий Силами национальной обороны (бывшая Национальная гвардия) до 31 августа 1981 года, когда он погиб в авиакатастрофе. На смену Торрихосу пришёл генерал Мануэль Антонио Норьега, который не пользовался популярностью не только среди населения, но и среди военных. Норьега создаёт собственные военизированные формирования — «Батальоны достойных». Остальные крупные политические игроки, включая вооружённые силы и Римско-католическую церковь, объединяются в оппозиционный фронт. В феврале 1988 года Верховный суд США признает Норьегу виновным в пособничестве наркоторговле. Президент Панамы Эрик Артуро Дювалль пытается сместить Норьегу, однако последний организует государственный переворот, вводит прямое военное правление, в стране начинается гражданская война. Норьега был вынужден пойти на уступки и согласиться на проведение выборов.

В мае 1989 года кандидат от оппозиции побеждает на выборах с подавляющим перевесом. Норьега отменил итоги выборов, что послужило причиной введения экономических санкций против его режима со стороны США. В декабре 1989 года Норьега объявляет войну США. Военные действия длились около недели, Норьега был арестован и экстрадирован в США. Избирательная комиссия провозгласила выборы 1989 года действительными, президентом стал Гильермо Эндара (1989–1994 годы), который взял курс на демократические преобразования и экономическую либерализацию.

В мае 1994 года в стране прошли первые (начиная с 1968 года) демократические выборы. Победу на них одержал кандидат от Демократической революционной партии (ДРП, созданной Торрихосом) Эрнесто Перес Баладарес, который продолжил либерализацию экономики и подготовил пакет законов, регулирующих владение и управление Панамским каналом (с учётом его предстоящей передачи США). В 1999 году ДРП, обладая большинством в парламенте, проиграла президентские выборы Арнульфистской партии (название в честь президента Арнульфо Ариаса Мадрида), причём президентом стала вдова Ариаса — Мирейа Москосо. Во время её пребывания на посту президента состоялась передача канала под суверенитет Панамы. И хотя, по мнению международных аналитических агентств, управление каналом осуществлялось эффективно, экономический рост во время правления Москосо оказался незначительным. Вторым направлением политики Москосо стало развитие образования, проводимое вместе с программами по поддержке молодёжи. Были предприняты попытки расследования военных преступлений и коррупции, однако в результате этих кампаний были обнаружены факты, компрометирующие правящую партию. В январе 2002 года в столице страны проходили массовые акции протеста.

В 2004 году Арнульфистская партия потерпела поражение и на выборах в парламент, и на президентских выборах. Президентом от ДРП стал Мартин Торрихос Эспино (сын Омара Торрихоса). При Торрихосе произошло улучшение экономической ситуации и инвестиционного климата, в октябре 2006 года на референдуме подавляющим большинством голосов был утверждён план по расширению и модернизации Панамского канала, работы по проекту начались в сентябре 2007 года. В декабре 2006 года было подписано соглашение об образовании зоны свободной торговли с США. Одновременно правительство инициировало спорные реформы социальной сферы, такие как повышение пенсионного возраста, что вызвало в мае — июне 2005 года протест широких слоев населения. В результате пенсионный возраст был сохранён, государство перешло к финансированию пенсионных фондов. Хотя М. Торрихос дистанцировался от левых политических сил, проводимая им политика основывалась на социал-демократических принципах.

В мае 2009 года на очередных президентских выборах победу одержал лидер партии «Демократические перемены» Рикардо Мартинелли (получил больше голосов, чем кандидат от правящей ДРП Бальбина Эррера).

← Назад | Панама во второй половине XX — начале XXI века | Вперёд →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: