Предмет, метод курса истории россии

Вопрос 1 1. Предмет, цели, задачи, значение, периодизация курса истории. Предмет истории : изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского

Предмет, метод курса истории россии

Вопрос 1

1. Предмет, цели, задачи, значение, периодизация курса истории.

Предмет истории: изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей полит. и соц.-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества.

Задачи курса:

— определить место истории в развитии общества;

— раскрыть содержание исторических понятий и категорий;

— объяснить на конкретно-историческом материале различных эпох взаимосвязь российской и мировой истории;

— показать, по каким проблемам истории ведутся сегодня споры и дискуссии.

Периодизация:

Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке.

Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов – античный. Началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Возникает письменность. Начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов.

Средние века начинаются со времен падения Римской империи. Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как великое переселение народов, образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи.

Раннее новое время(конец15–середина17). В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие географические открытия, технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества.

Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны (1918). В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа – Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.

Вопрос 2

2. Методология и методы исторической науки.

Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).

Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, построение гипотез).

К специальным историческим методам относятся:

конкретно-исторический или идеографический метод: суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа.

хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Введение: Предмет, метод и задачи изучения курса

«Отечественная история»

Отечественная история, являясь составной частью исторической науки, помогает понять истоки возникновения русской нации, государства, объясняет сегодняшний день и дает исходный материал для прогнозирования будущего. На исторический опыт сегодня все чаще ссылаются руководители государства, представители политических партий и движений, другие политики. В связи с этим возрастает значение исторической правды, правильного истолкования отечественной истории. «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем» – этот афоризм не потерял своего значения и в наши дни.

И еще о значении тщательного изучения отечественной истории. Неверно суждение нерадивых студентов о том, что история – это давно забытое прошлое, что это прошлое никого и ничему не учит. При этом они забывают меткое высказывание известного русского историка В.О. Ключевского о том, что история учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение.

Предметом учебной дисциплины «Отечественная история»являются объективные процессы становления и развития нашего государства, его внутренняя и внешняя политика, взаимоотношения различных классов и социальных групп, причины реформ и революций, социально-экономические изменения и другие процессы, которые происходили в нашем Отечестве на протяжении тысячелетней истории.

Основным методом исследования исторических процессов является анализ и обобщение в их единстве и взаимосвязи, развитии на основе законов диалектики. Наша страна развивалась и продолжает совершенствоваться в наши дни на основе общих закономерностей развития общества. Поэтому история России является составной частью мировой истории. По своему географическому положению, историческим корням появления на Руси христианской религии, ее влиянию на государство, судьбы людей, развитию культуры Россия относится к Европе, к западной цивилизации. М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков и другие выдающиеся русские ученые рассматривали отечественную историю как историю европейского государства. Деятельность Петра I, Екатерины Великой, других руководителей России по превращению нашей страны в мощную европейскую державу не оставляет сомнений в истинности этого утверждения.

Отечественная история при изложении фактов и событий использует метод историзма, требующий подходить к ним как к явлениям, изменяющимся во времени. Чтобы понять суть явления, надо знать, как это явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с учетом этого развития смотреть, чем данное явление стало сегодня.

В последние годы в истории вновь широко стал применяться сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении институтов, форм и методов государства, социальных групп, их экономического положения не только в нашей стране, но и в других странах. Так, например, сопоставляя абсолютную монархию в России с абсолютными монархиями Англии, Франции, Германии, можно выявить как общие их черты, так и различия. В таком контексте рассматривается сейчас государственное управление демократических стран Европы и государственное управление в условиях так называемой суверенной демократии Российской Федерации. Могут сравниваться отдельные институты государственного управления как на территории одной страны, так и на разных ступенях эволюции. Например, государственное управление времен Ивана Грозного и государственное управление эпохи Петра I, государственное управление в советский период с госуправлением в ельцинский или путинский период и т.д.

Сравнивая последующий период государственного управления с предшествующим, можно понять, в какую сторону происходит эволюция государственных институтов, лучше понять тот уровень, на котором оказалось социально-экономическое и культурное развитие Отечества в результате реформ, революций и других изменений. Возможны и другие варианты применения сравнительного метода при изучении отечественной истории.

Научное понимание истории страны предусматривает также анализ и обобщение результатов многовековой деятельности политической элиты и руководителей государства по изменению государственного устройства, системы государственного управления, их влиянию на социальное и экономическое положение дворянства, крестьянства, рабочего класса, других классов и социальных групп на разных исторических этапах.

Изучение отечественной истории осуществляется в хронологической последовательности с учетом ее научно обоснованной периодизации. В основе периодизации истории России лежит тип государства, соответствующий определенной общественно-экономической формации, способу производства, форме производственных отношений и отношению к собственности. В соответствии с этим выделяются следующие типы государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. В последнее время все чаще употребляется термин «постиндустриальное государство». Авторы этого термина отказываются от классового характера государства, по-иному определяют его сущность, основные функции и предназначение, делают главный акцент на трансформацию государства в новых исторических условиях.

Смена типов государства, его правовой системы и управления происходит в результате социальной революции, перехода власти к новому классу, новой политической элите. В результате Октябрьской социалистической революции был уничтожен буржуазный тип государства. Возникло новое государство, принципиально отличающееся от всех предшествовавших эксплуататорских типов; сформирована иная система государственного управления, появились новые направления социально-экономического развития страны. В связи с этим изменилось отношение людей к собственности, к развитию народного хозяйства, к распределению материальных благ по принципу: от каждого по способности, каждому – по труду. Однако воплощение в целом правильных и справедливых принципов из-за негативного влияния субъективных факторов оставляло желать лучшего. Весь ход послеоктябрьского развития нашей страны показывает, как велика роль личности в отечественной истории. Особенно заметно влияние руководителей государства после 1917 года, в так называемый советский период нашей истории.

Читайте также  Падение крепостного права в россии (реформа 1861 г.)

История не знает сослагательного наклонения и не отвечает на вопрос: что было бы со страной, если бы… Но зададимся вопросом, что было бы с Россией, если бы во главе нашего государства после смерти В.И. Ленина стал бы не И.В. Джугашвили (Сталин), а другой руководитель, например В.В. Путин или Д.А. Медведев, то есть другая сильная личность, с иным менталитетом и иными взглядами на социально-экономическое развитие страны. Нам представляется, что Россия при этих лидерах избрала бы иной путь развития, отличный от сталинского.

Поэтому периодизация в изложении курса отечественной истории обусловлена как социально-экономическим развитием нашего государства в разные столетия, так и влиянием субъективных факторов на изменение вектора политического, правового, социально-экономического и культурного развития общества. Отсюда название отдельных этапов истории России: «период культа личности Сталина», «хрущевская оттепель», «брежневский период», «ельцинский период», «путинский период» и т.д.

Отличительная черта курса отечественной истории заключается в том, что он разделяется на три части. Первая часть – история России до октября 1917 г., вторая – история Отечества после октября 1917 г., третья – история обновленной России после распада СССР до сегодняшних дней.

Характеризуя исторические тенденции развития России,автор учебника не разделяет идеи о ее особом пути и обособленности от мировой истории. Скорее наоборот, ход исторического развития Отечества показывает, что наша страна развивалась по тем же объективным законам, шла тем же эволюционным путем, что и подавляющее большинство государств.

Можно с уверенностью сказать, что на ход нашей истории повлияли деятельность Ярослава Мудрого и Ивана Грозного, нововведения Петра I и Екатерины II, В.И. Ленина и И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, В.В. Путина и Д.А. Медведева. Но, несмотря на это, Россия повторила во многом путь развития европейских государств, пройдя, как и они, стадии феодализма, капитализма, а сегодня строит постиндустриальное общество с рыночной экономикой.

При подготовке учебника была использована российская историография предмета. Среди литературы, освещающей историю нашей страны, следует выделить «Историю государства Российского», написанную известным публицистом и историком Н.М. Карамзиным в 1842 г., «Курс русской истории», созданный профессором Московского университета В.О. Ключевским, многотомную «Историю России с древнейших времен», написанную выдающимся русским историком С.М. Соловьевым, «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», опубликованную Н.И. Костомаровым, а также другие труды российских ученых.

К числу современных исследований истории Отечества относятся фундаментальные труды М.Н. Зуева, В.Г. Игнатова, А.С. Орлова, Р.Г. Пихои, Н.А. Омельченко и других авторов, которые издавались в конце ХХ в. и в начале ХХI в.* Предлагаемый учебник в значительной мере основывается на исследованиях вышеназванных отечественных ученых.

Основной целью курса «Отечественной истории» является систематизация знаний по историческому прошлому России, необходимых современному специалисту в области государственного и муниципального управления. Курс нацелен не только на формирование у студентов сознательного отношения к познанию героической истории Отечества, но и научного подхода к управленческой деятельности с учетом исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Глубокое изучение истории Отечества способствует не только повышению интеллектуального потенциала молодых специалистов, но и воспитывает настоящих патриотов, любящих свою страну и гордых за ее достижения.

В рамках курса решаются следующие задачи.

1. Формирование у студентов цельного представления об исторических процессах и закономерностях и умения анализировать эти закономерности.

2. Передача практического опыта по научному анализу социально-значимых проблем и процессов прошлого, осуществлению необходимых реформ в России.

3. Формирование навыков использования методов исторической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

4. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к отечественной истории, героическому прошлому, преемственности поколений и культурному наследию предков и др.

После завершения изучения курса «Отечественной истории» студент обязан:

· знать историю России, ее место в системе мировой цивилизации

· быть способным к диалогу на темы по истории России;

· иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и своего Отечества;

· знать основные исторические события, факты, даты и имена исторических деятелей;

· уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

На изучение курса «Отечественной истории» учебными планами по специальности 08.05.04 «Государственное и муниципальное управление» отводится от 64 до 122 часов в зависимости от формы обучения. При заочном обучении основная часть отведена самостоятельному изучению тем курса «Отечественная история». Поэтому автор выражает надежду, что учебник, написанный доступным языком, поможет студентам лучше понять изучаемую дисциплину, разобраться в терминах и понятиях, уяснить причины и закономерности изменений в нашей стране, понять логику реформаторов, осознать значение результатов их деятельности в жизни общества. Автор попытался определить эффективность преобразований, позитивные и негативные последствия реформ. Отдельная глава посвящена актуальным проблемам социально-экономического развития современной России.

Учебный материал систематизирован в соответствии с программой курса «Отечественная история». В качестве приложения дан список литературы для более глубокого изучения материала, приводится таблица основных исторических дат и событий, перечень руководителей Российского государства. В конце основных разделов учебника приводятся вопросы для самоконтроля, а в качестве приложения – тесты, которые, по мнению автора, окажут определенную помощь студентам в усвоении материала, а преподавателям – в контроле знаний студентов.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Глава 1. Восточные славяне. Образование Киевской Руси

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Предмет, метод, периодизация курса истории отечественного государства и права

Предмет истории отечественного государства и права

Предметом истории отечественного государства и права является изучение возникновения, развития, смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов у конкретных государств народов России в определённый исторический период. При этом ИОГП исследует не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов нашей страны и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

Методология истории отечественного государства и права (ИОГП)

Методология науки — совокупность приёмов и методов, с помощью которых наука изучает свой предмет.

Основные методы изучения ИОГП:

    1. исторический (рассмотрение государства и права как явлений развивающихся и изменяющихся во времени);
    2. сравнительный (заключается в сопоставлении государственно-правовых явлений России и других стран);
    3. аналогии (применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны);
    4. системно-структурный (используется при исследовании сложных систем, состоящих из нескольких элементов);
    5. статистический (позволяет выявить протяжённость, распространённость, темпы развития и другие стороны процесса);
    6. экстраполяции (предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления на другую его часть).

Периодизация истории отечественного государства и права (И. А. Исаев)

    1. Древняя Русь (IX-XII вв.).
    2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).
    3. Московское государство (XVI-XVII вв.).
    4. Период абсолютизма (XVIII – начало XIX в.).
    5. Россия в период буржуазной монархии (конец XIX-начало XX в.).
    6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.).
    7. Создание Советского государства и права (октябрь 1917-1920 г.).
    8. Период НЭПа (1921-1929 гг.).
    9. Период тоталитаризма (1929 — 1953 гг.).
    10. Кризис социализма (1960 -1990 гг.).
    11. Образование суверенной Российской Федерации (декабрь1991 г. — настоящее время).
    1. Раннефеодальная монархия (IX – середина XVI вв.)
    2. Киевская Русь (IX – первая четверть XII вв.)
    3. «Удельная» Русь (XII – XIVвв.)
    4. Сословно-представительная монархия (XVI — XVII вв.)
    5. Абсолютная монархия (XVIII – середина XIX вв.)
    6. Неоабсолютизм, монархия с элементами буржуазного права (середина XIX в. — 1906 г.)
    7. Конституционная монархия (1906 – 1917 гг.)
    8. Буржуазно-демократическая республика (февраль – октябрь 1917 г.)
    9. Советское государство (1917 – 1991 гг.)
    10. Социалистическая революция и создание основ советского строя с политикой «военного коммунизма» (октябрь 1917 – 1920 гг.)
    11. НЭП (1921 – 1928 гг.)
    12. Государственно-партийный социализм (конец 1920-х – начало 1960-х гг.)
    13. Кризис социализма (1960 – 1990-е гг.)
Читайте также  Карта: освободительная война на Украине и в Белоруссии 1648-1654 гг

Категории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Предмет, метод курса истории россии

Предмет истории в том виде, как мы изучаем его сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменял­ся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития обще­ства развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержа­ние, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупнос­ти, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились це­лые отрасли исторических знаний: гражданская история, полити­ческая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гумани­тарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее позна­ния является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этноло­ги и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих вы­явить тенденции общественного развития.

Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание исто­рии своего Отечества, своего народа и всемирной истории форми­рует гражданские качества, национальное достоинство, позволя­ет показать роль личности в истории, понять моральные и нравст­венные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Приобретение этих знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию. Тем са­мым изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Ис­торическое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается сово­купность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Задачи курса: получить представление об основных закономерностях и особенностях истори­ческого развития;

— понять роли России в мировом историческом процессе;

— сформировать историческое сознание;

— освоить духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и определить собственное отношение к ним; приобщить слу­шателей к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям пред­шествующих поколений россиян, воплощенным в философских и религиоз­ных учениях, искусстве и литературе, народных обычаях и традициях;

— сформировать умения использовать полученные знания, самостоя­тельно извлекать их из исторических источников, находить нужную инфор­мацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;

— развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умение раскрыть причинно-следственные связи между ними;

— осмыслить новые реалии современной отечественной истории с уче­том культурных и исторических традиций России.

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упоря­дочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели.

Долгое время в исторической науке господствовали субъек­тивистская либо объективно-идеалистическая методология. Исто­рический процесс с позиций субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей, императоров и других крупных политических деятелей. Согласно этому подходу, “их умные расчеты или, напротив, ошибки, приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь кото­рых определяли ход и исход исторического процесса.

Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т. д. Исторический процесс при таком истолковании
приобретал целенаправленный характер. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих, безличных сил.

В соответствии с решением вопроса о движущих силах исторического процесса проводилась и периодизация истории. Наибольшее распространение имела периодизация по так называемым историческим эпохам: Древний мир, Античность, Средневе­ковье, Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время. В этой периодизации был довольно ясно выражен временной фак­тор, но отсутствовали содержательные качественные критерии вычленения данных эпох.

Преодолеть недостатки методологии исторического исследо­вания, поставить историю, как и другие гуманитарные дисциплины, на научную основу попытался в середине XIX в. немецкий мысли­тель К. Маркс. К. Маркс сформулировал концепцию материалисти­ческого объяснения истории. Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. История представляется как закономерность смены общественно-экономи­ческих форма­ций , на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества яв­ляется коммунисти­ческая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития произ­водительных сил и уровнем развития производственных отношений. Дви­жу­щей силой развития общества является классовая борь­ба между иму­щими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуа­тиру­емы­ми), закономерно приводя­щая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Первая глава “Мани­феста коммунистической пар­тии”, написанная К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году, начинается так: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”. Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран (Европейский континент) помогает пролетариату менее прогрессивных стран (Азиатский континент).

Методологии формационного подхода в современной истори­ческой науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении истори­ческого процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX — XX вв. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг истори­ческого журнала “Анналы” (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В рос­сийской исторической науке его сторонниками были Н. Я. Данилев­ский, КН. Леонтьев, П.А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин “ци­вилизация” происходит от лат. слова “civil” — городской, граж­данский, государственный. Первоначально термином “цивилиза­ция” обозначали определенный уровень развития общества, на­ступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, соци­ального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией чаще всего пони­мают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенство­ванием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его “закат”, или упадок (О. Шпенглер).

Читайте также  Первая турецкая война

Однако для цивилизационного подхода к историческому про­цессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различ­ные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на се­бе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизмен­ным.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс–эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной точ­кой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — героя, харизматического лидера. Если вектор прогресса истории соответствует западно-европейскому образу жизни — это путь обеспе­­­чения прав и свобод человека, а если — азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество “обречено” на техни­ческое развитие, проходя путь от выделения “из животного мира” до ос­во­ения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постинду­стриаль­ный (информационный). Эволюция распространения фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее пределами получила название мо­дер­низации.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

История как наука. Предмет, цель и задачи отечественной истории.

Сейчас существует более двух с лишним тысяч различных наук, одной из них является история. По сути она наиболее древняя из них. Более того, все остальные науки в обязательном порядке включают в себя исторический раздел (в котором описываются перипетии развития данной дисциплины). И что интересно, сама история имеет в себе подраздел — «историю истории».

1. История как наука

Само слово «история» имеет древнегреческое происхождение в дословном переводе оно означает подробное и максимально объективное повествование о прошлом. Именно «Историей» назвал свой фундаментальный труд первый в истории человечества историк — древнегреческий мудрец Геродот. Он же помимо названия науки и сформулировал ее основные методологические принципы и понятие источника.

К настоящему времени история понимается в двух смыслах:

1. как сам многомерный, идущий из глубины веков, путь развития природы и человеческого общества;

2. как сложная, комплексная общественная наука, в центе внимания которой стоит прошлое человеческого общества во всем его многообразии и неповторимости.

Очень часто до сих пор поднимается вопрос о самом отношении истории к науке — правомерно ли оно? Очевидно, что науки бывают весьма различны и непохожи друг на друга. Все их объединяет один признак — наличие в реальном мире предмета который науки изучают и возможность применения для исследований в практических целях математического аппарата (здесь стоит отметить, что сама математика не является наукой, так как предмет ее изучения отсутствует в реальном мире. По сути математика — это универсальная методология. Это было убедительно доказано выдающимся российским математиком мирового уровня академиком РАН Кедровым).

Говоря об истории неопровержимо можно утверждать что предмет ее изучения — человеческое общество в процессе развития, волне реален, а математический аппарат вполне применим. Причем из исторических исследований можно извлечь практическую пользу — вспомним хотя бы работы Адама Смита, Маркса или Кейнса. Все их выводы были применены на практике и оказали огромное влияние на жизнь миллиардов людей.

В основе истории как науки лежит понятие исторического источника и его научной критики. В качестве источника применимо все, содержащее в себе информацию о прошлом человеческого общества. Под критикой подразумевается установление подлинности и пределов применимости информации источника.

Все разнообразие исторических источников делится на пять типов:

1. Материальные, часто называемые вещественными, источники. Это всевозможные изделия мастеров прошлого — от примитивных горшков до огромных пирамид.
2. Письменные. К ним относится все несущее в себе информацию посредством текста. Причем это не обязательно должно быть в виде книг или свитков. Иногда письменными источниками становятся надписи на стенах общественных зданий или скалах (таким образом до нас дошел самый древний свод законов. Он был выбит на скале).
3. Устные. Это прежде всего фольклор и повседневная лексика языка.
4. Этнографические. Наблюдая за сохранившимися до наших дней обычаями и традициями можно реконструировать их роль в прошлом.
5. Аудиовизуальные. Относятся к недавнему прошлому — носитель для них это фото или кинопленка, различные звукозаписи.

2. Предмет, цель и задачи отечественной истории

История России, ее общества и государства, является неотделимой частью всемирной истории человечества. Она подвергает анализу, во всей их полноте, экономические, политические и общественные процессы, составляющие жизнь нашей страны не только в прошлом, но и в настоящем.

Предметом, изучаемым Отечественной историей, является весь массив информации о путях развития всех сторон российского общества и государства как части всемирной истории.

В качестве объекта изучения отечественной истории принято полагать историю российского общества и деятельности отдельных людей или их групп (входящих в российское общество) в пределах или на пересечении основных сфер жизнедеятельности общества:

— экономической,
— социальной,
— политической,
— культурной.

Целью, которую ставит перед собой отечественная история, является понимание взаимосвязи прошлого и настоящего России, прояснение корней разнообразных проблем и поиск их решений, набросок путей дальнейшего развития в будущем, понимание своей важной роли в мировой истории человечества.

Задачи отечественной истории кратко можно свести в три пункта:

1. Анализ прошедшего в различных сферах жизни российского общества,
2. Выявление очевидных и повторяющихся закономерностей, играющих важную роль в жизни как отдельных социальных групп, так и всего российского общества,
3. Выявление как положительных, так и отрицательных тенденций дальнейшего развития нашего общества, предложение путей их положительной оптимизации.

Как гуманитарная дисциплина, отечественная история выполняет четыре базовых функции в нашей культуре:

1. Воспитательная функция. Она заключается в том, что именно изучение отечественной истории формирует подлинного гражданина и патриота. Оно помогает человеку понимать как плюсы, так и минусы нашего современного общества. И соответственно действовать для максимизации первых и нивелирования последних.

2. Мировоззренческая. Изучая отечественную историю, являющуюся неотъемлемой частью мировой истории, человек получает базис научного мировосприятия. Он осознает необходимость работы с источниками информации и анализа их. Происходит понимание взаимосвязи и взаимозависимости прошлого и настоящего, формируется исторический позитивизм и личностная ответственность за происходящее как в своей так и в общественной жизни.

3. Практическая функция. Зная и понимая суть специфики развития нашего общества политики с одной стороны способны предложить оптимальный путь его дальнейшего развития, а люди со своей стороны способны максимально объективно оценить правильность и полезность их предложений, поддерживая наиболее верное из них, максимально отвечающие их интересам.

4. Познавательная. Изучение отечественной истории обогащает интеллектуальный багаж человека, помогает ему ощутить свою неразрывную связь с прошлым, свою ответственность перед будущим. Развивается не только ум, но и морально-волевые качества, те, которые и делают человека полноценным членом общества.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: