Россия в начале xxi века
Россия в начале 21 века. (кратко)
В самом начале 21 века президентом в стране становится Владимир Владимирович Путин. Коротко о самых важных направлениях политики Путина.
1. Внутренняя политика.
Одной из первых была проведена административная реформа. Она способствовала усилению власти и повышению роли государства. Созданы семь округов по территориальному делению. Подвергся преобразованию Совет федерации. Вышли законы о политических партиях, закон о Российских символах (изменились: флаг и герб) Путин продолжил курс на дальнейшую демократизацию общества.
Владимир Владимирович пришел к власти, когда шла вторая чеченская война. Своими решительными действиями он положил конец этой войне. В Чеченской республике было прекращено формирование школ по международному терроризму.
В начале, 2000 года стала развиваться социально экономическая политика страны. В связи, с высокими ценами на газ и нефть бюджет страны стал с профицитом. Ликвидировались большие задолженности по зарплатам и пенсиям. Пенсии были проиндексированы и продолжают индексироваться в настоящее время. Появилась такая форма поддержки семей с детьми, как «Материнский капитал». В 2007 году семьям, у которых появлялся второй ребенок, выделялось 250000руб. на решение вопросов связанных с детьми. Размер «Материнского капитала» постоянно увеличивается и служит для увеличения рождаемости и прироста населения страны. Уменьшилось количество безработных. Однако большого прорыва в экономике не происходит. В промышленности преобладает сырьевое направление, доминирует торговля углеводородами. В последнее время в связи с санкциями, улучшилось положение в сельском хозяйстве. Стало больше производиться сельхозпродукции, строятся заводы и фабрики по ее переработке.
Самое превосходно развивающее направление экономики – это оборонный комплекс. Значительные средства выделяются для оборонной промышленности и армии. Создаются новейшие виды вооружения, повышаются зарплаты военных. Это вынужденные меры. В армии был застой, изношенная техника и вооружение. Только излишняя милитаризация больно бьет по экономике страны и по социальным нуждам. Народ устал жить у черты бедности. Богатейшая страна с огромными природными ресурсами так нерационально пользуется своими возможностями. Способствует такому положению дел большая коррупция. Олигархи грабят страну, вывозят за рубеж деньги и ценности. В обществе значительное расслоение, огромная разница между бедными и богатыми. Инвестируют в нашу экономику слабо. Иностранные инвесторы не считают нашу страну привлекательной для бизнеса.
Хорошо развивается спорт. Строятся спортивные комплексы, участвуем в проведении олимпиад. В общем, все что любит и может наш президент, то и делается. А в первую очередь нужна крепкая экономика для достойной жизни всех слоев населения.
2.Внешняя политика.
Внешняя политика базируется на противостоянии США и странам Европы. Отстаивается независимость и суверенитет нашей страны. Страдает, прежде всего, экономика от безудержной гонки вооружений и санкций.
С ближним зарубежьем был взят курс на сближение. Со многими бывшими республиками мы находимся в тесных, дружественных связях. Только с Украиной и с Грузией в силу многих исторических событий разорваны все дипломатические отношения. Это большая беда украинского, российского и грузинского народов.
Рано или поздно России придется пересмотреть свою внутреннюю политику и внешнюю. Нужно направить все свои усилия на созидание, на укрепление богатства страны, чтобы всем гражданам жилось у себя на Родине комфортно и достойно. Будучи обеспеченной страной, можно прийти на помощь своим соседям, тем самым наладить с ними близкие отношения. Пора заняться экономикой государства. До перестройки каждый человек чувствовал себя творцом и хозяином своей жизни. Сейчас даже нет того чувства любви к Родине, патриотичности, как было раньше.
ШАГ #142-145: Россия в XXI веке
- ШАГ СТО СОРОК ВТОРОЙ: Россия в XXI веке. Часть 1
- В. В. ПУТИН В 2000 – 2004 ГГ.
- ? В. В. ПУТИН В 2004 – 2008 ГГ.
- ШАГ СТО СОРОК ТРЕТИЙ: Россия в XXI веке. Часть 2
- ? Д. А. МЕВЕДЕВ В 2008 – 2012 ГГ.
- ? В. В. ПУТИН В 2012 – 2018 ГГ.
- ШАГ СТО СОРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: Россия в системе международных отношений
- СОБЫТИЯ
- ШАГ СТО СОРОК ПЯТЫЙ: Современная российская культура
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:
- ОБРАЗОВАНИЕ ?
- НАУКА ?
- ЛИТЕРАТУРА ?
- АРХИТЕКТУРА ?
- СКУЛЬПТУРА ?
- ЖИВОПИСЬ ?
- ТЕАТР ?
- КИНО ?
- ШАГ СТО СОРОК ШЕСТОЙ: Россия на современном этапе: что посмотреть?
- ? А. В. Шубин о России в начале XXI века:
- ? Вооруженные конфликты XXI века, в которых приняла участие Россия:
- ? Документальный фильм об одном из самых выдающихся художников периода:
- ? История воссоздания храма Христа Спасителя
ШАГ СТО СОРОК ВТОРОЙ: Россия в XXI веке. Часть 1
Россия в XXI веке – очень простая тема, так как она связана с событиями, происходящими на фоне нашей жизни. Нам известны основные тенденции жизни страны, самые значимые реформы власти и те, кто эту власть осуществляет.
Россию в XXI веке можно разбить на 4 основных периода:
• Президентство В. В. Путина: 2000 – 2004 гг.
• Президентство В. В. Путина: 2004 – 2008 гг.
• Президентство Д. А. Медведева: 2008 – 2012 гг.
• Президентство В. В. Путина: 2012 – 2018 гг.
В. В. ПУТИН В 2000 – 2004 ГГ.
? Основной целью политики Президента в данный период было укрепление вертикали государственной власти и достижения политической стабильности в обществе в целом.
?Декабрь 2000 г. – Закон о государственной символики: двуглавый орел, бело-сине-красный флаг, гимн.
?Май 2000 г. – Введение ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ: деление РФ на 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный).
Во главе каждого федерального округа был поставлен полномочный представитель Президента РФ.
?Превращение Совета Федерации в постоянно действующий законодательный орган.
?Сентябрь 2000 г. – Создание Государственного совета – совещательный орган при Президенте, состоящий из глав субъектов РФ.
?2001 г. – Закон о политических партиях: развитие многопартийности.
Минимальная численность политической партии была увеличена до 50 тысяч человек.
Самая крупная партия – «Единая Россия».
?1999 – 2000 гг. – Вторая чеченская война.
Конец 2000 г. – окончание чеченской войны и стабилизация ситуации на Северном Кавказе.
? В. В. ПУТИН В 2004 – 2008 ГГ.
?Апрель 2005 г. – Создание Общественной палаты РФ – орган контроля за законодательной и исполнительной властью, соблюдением свободы слова в СМИ.
?2005 г. – Начало осуществления ряда национальных проектов: «Образование», «Доступное жилье», «Здоровье» и другие.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 2000 – 2008 гг.
• Ослабление контроля государства за предпринимательской деятельностью.
• Поддержка малого бизнеса.
• Введение 13%-го подоходного налога.
• Переход к накопительному принципу формирования пенсий.
• Уход государства из сферы ЖКХ.
ШАГ СТО СОРОК ТРЕТИЙ: Россия в XXI веке. Часть 2
? Д. А. МЕВЕДЕВ В 2008 – 2012 ГГ.
?Увеличение срока полномочий Государственной думы до 5 лет, Президента РФ до 6 лет.
?2008 г. – Принятие решения о реформировании Вооруженных сил РФ и утверждение концепции ВС РФ до 2012 года.
?2008 г. — Принятие программы антикризисных мер для улучшения экономической ситуации в стране.
?2009 г. – Начало реформирование Министерства внутренних дел РФ.
?2009 г. – Начало модернизации экономики.
?2010 г. – Создание Северокавказского федерального округа – 8 федеральный округ.
?2010 г. – Указ Президента «О создании инновационного центра в Сколково».
?2012 г. – Введение прямых выборов глав субъектов РФ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ 2008 – 20012 гг.
• Развитие медицинских, энергетических и информационных технологий.
• Развитие космической системы.
• Развитие нано-технологий.
• Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры.
? В. В. ПУТИН В 2012 – 2018 ГГ.
?Май 2012 г. – Указ «О долгосрочной государственной экономической политике».
?Июнь 2012 г. – Утверждение Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года.
?Июнь 2012 г. – Ужесточение ответственности за правонарушения при массовых мероприятиях.
?Июль 2012 г. – Закон о регулировании информации в Интернете.
?Декабрь 2012 г. – «Закон Димы Яковлева»: запрет на усыновление российских детей гражданами США.
?2013 г. – Политическая партия может быть официально зарегистрирована, достигнув численности в 500 человек.
?2013 г. – Запрет на иностранные счета для министров, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы.
?2013 г. – Введение уголовного наказания за оскорбление чувств верующих.
ШАГ СТО СОРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: Россия в системе международных отношений
С распадом Советского Союза окончился период «холодной войн», мир перешел от биполярной системы международных отношений к многополярной.
Основными целями России на мировой арене стали:
• Сохранение ведущей роли России в международных отношениях.
• Интеграция в европейское сообщество.
• Строительство многополярной системы и недопущение усиления отдельных игроков.
• Взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными странами.
СОБЫТИЯ
?1993 г. – Создание Устава СНГ.
?1993 г. – Подписания СНВ-2 (сокращение стратегических наступательных вооружений) с США ??
?1994 г. – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом.
?1995 г. – Заключение Таможенного союза России, Белоруссии и Киргизии.
?1996 г. – Вступление России в Совет Европы.
?1993 – 1996 гг. – Участие России в миротворческих акция на территории СНГ (Приднестровье, Абхазия и др.).
?1999 г. – Создание Союзного государства России и Белоруссии ??
?2000 г. – Создание ЕврАзЭС (Евразийское экономическое общество): Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан, Киргизия.
?2003 г. – Членство России в форуме «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС).
?2008 г. – «Пятидневная война» между Южной Осетией и Грузией.
Подписание указа о признании Россией независимости Южной Осетии.
?2009 г. – Соглашение с Белоруссией и Казахстаном о начале функционирования Таможенного союза.
?2010 г. – Подписание ОСНВ-2 с США (о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений).
?2012 г. – Окончательное вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ?
?2014 г. – Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ.
?2015 г. – Начало участия России в гражданской войне в Сирии.
ШАГ СТО СОРОК ПЯТЫЙ: Современная российская культура
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:
• Исчезновение государственного контроля над культурой.
• Рынок – основной стимул развития культуры (коммерческий характер культуры)
• Деидеологизация культуры.
• Влияние массовой культуры, культуры Запада и Интернета.
• Возрождение религиозной жизни.
• Развитие международных культурных связей.
• С начала XXI века – увеличение государственной поддержки культуры.
ОБРАЗОВАНИЕ ?
• Появление лицеев и гимназий.
• Появление негосударственных учебных заведений.
• Введение государственных образовательных стандартов.
• С 2005 года – осуществление национального проекта «Образование».
• Введение ЕГЭ.
НАУКА ?
• «Утечка мозгов» — массовая эмиграция ученых за границу.
• В начале XXI века Нобелевскими лауреатами стали: Ж. И. Алферов (информационные технологии), А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург (квантовая физика), К. С. Новоселов и А. К. Гейм (опыты с графеном).
ЛИТЕРАТУРА ?
• Реалистические традиции в творчестве В. И. Белова, Ч. Т. Айтматова, В. Г. Распутина.
• Постмодернизм в литературе: В. О. Пелевин.
АРХИТЕКТУРА
• Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.
СКУЛЬПТУРА
• Творчество З. К. Церетели (Памятник Петру I в Москве).
ЖИВОПИСЬ
• И. С. Глазунов – исторические композиции.
• А. М. Шилов – портретная галерея современников.
ТЕАТР
• П. Н. Фоменко – режиссер.
• М. А. Захаров (московский театр Ленком).
• О. П. Табаков (МХТ им. А. П. Чехова).
• «Брат» и «Брат-2» (А. О. Балабанов)
• «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» (Н. С. Михалков)
• «Палата №6» (К. Г. Шахназаров)
• Сериал «Бригада» (А. Л. Сидоров)
• Сериал «Ликвидация» (С. В. Урсуляк)
• Сериал «В круге первом» (Г. А. Панфилов)
ШАГ СТО СОРОК ШЕСТОЙ: Россия на современном этапе: что посмотреть?
А. В. Шубин о России в начале XXI века:
Вооруженные конфликты XXI века, в которых приняла участие Россия:
Документальный фильм об одном из самых выдающихся художников периода:
История воссоздания храма Христа Спасителя
§ 55. Российская Федерация в начале XXI в.
1. Россия в 2004-2007 гг.
В первое десятилетие нового века был продолжен курс, направленный на упрочение вертикали власти. В 2004 г. был принят ряд законов по изменению порядка выборов в Государственную Думу. Выборы по одномандатным округам отменялись, отныне она должна была избираться только по партийным спискам. До 7% увеличивалось число голосов избирателей, которое необходимо набрать на выборах для прохождения в Думу. Эта мера должна была обеспечить твёрдое преобладание крупных политических партий — таких, как «Единая Россия», — в Думе.
Для развития контактов власти и гражданского общества в 2004 г. была создана Общественная палата, члены которой частично назначаются президентом, частично представляют общественные организации. Она призвана привлекать внимание государственной власти и СМИ к нерешённым и важным проблемам общества и отдельных граждан.
21 октября 2005 г. указом В.В. Путина создаётся Совет при президенте по реализации национальных проектов, которые должны были обеспечить решение этих проблем. Ответственным за их разработку и реализацию стал вице-премьер правительства Д.А. Медведев.
Наибольшие средства были выделены на национальный проект «Здоровье» (230 млрд руб. в 2007 г.). Главной его целью было снижение смертности. Началось создание центров высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой с использованием сложных и уникальных медицинских технологий. Другим направлением проекта «Здоровье» стали меры по повышению рождаемости. В начале 2007 г. были введены такие льготы, как право ранее не работавшей женщине получать пособие по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет, работавшей — в размере 40% от получаемого заработка. Рождение второго ребёнка стало вознаграждаться предоставлением так называемого «материнского капитала» (в 2012 г. — 388 тыс. руб.), который может быть использован для покупки недвижимости, получения ребёнком образования и т.д.
По первым итогам реализация нацпроекта «Здоровье» уже принесла определённые плоды — рождаемость увеличилась почти на 10%.
Значительные средства были выделены на национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России», он предполагал государственную поддержку в строительстве доступного жилья, субсидирование ставок по ипотечным кредитам, переселение граждан из аварийных домов.
Большое значение придавалось национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса». Он был призван снизить зависимость России от поставок продовольствия из-за рубежа, создать основу для возрождения российской деревни.
Национальный проект «Образование» должен обеспечить выход школьной и вузовской системы образования на новый уровень, отвечающий запросам информационного общества.
Благодаря высоким ценам на энергоносители и сырьё, основной продукт поставок России на мировой рынок, избранная ей экономическая стратегия оказалась довольно успешной. Часть доходов от экспорта энергоносителей направлялась в созданный в 2004 г. Стабилизационный фонд. Накопленные в нём средства планировалось использовать в случае появления кризисных явлений в экономике или резкого падения цен на нефть. Затем он подвергся реорганизации — часть сверхдоходов от экспорта нефти и газа стала направляться на социальные расходы, часть — в фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния). Его средства предполагалось вложить в развитие инфраструктуры страны: строительство и модернизацию морских и речных портов, аэродромов, дорог; увеличение производства электроэнергии за счёт строительства атомных электростанций (АЭС).
2. Выборы 2007-2008 гг.
Выборы в Думу в декабре 2007 г. приняли характер референдума по вопросу доверия политике В.В. Путина. Он возглавил избирательный список партии «Единая Россия», выразившей готовность продолжать политику президента.
«Единая Россия» видела важнейшую задачу в сохранении преемственности курса, который вывел Россию в число стран мира с наиболее динамично развивающейся экономикой. Она выдвинула своим кандидатом на пост президента вице-премьера Д.А. Медведева. Этот выбор был одобрен также партией «Справедливая Россия».
В выборах президента в марте 2008 г. кандидатуру Д.А. Медведева поддержало 70,28% проголосовавших избирателей. В.В. Путин возглавил партию «Единая Россия» и занял пост Председателя правительства. Это должно было обеспечить политическую стабильность в стране, условия для продолжения и углубления реформ.
Первые шаги президента Д.А. Медведева направлялись на усиление вертикали власти. По его инициативе в 2008 г. были внесены исправления в Конституцию. Срок полномочий Государственной Думы увеличивался с 4 до 5 лет, срок пребывания у власти избранного президента — с 4 до 6 лет.
3. Россия в условиях глобального кризиса
Реализации национальных проектов помешало наступление в 2008-2009 гг. глобального экономического кризиса. Он начался в США и распространился на большинство стран мира, включая и Россию. Падение цен на энергоносители и сырьё привело к сокращению поступлений в бюджет, падению доходов ведущих российских компаний, обесцениванию их акций. Иностранные инвесторы начали выводить капиталы из России. Постепенная девальвация рубля по отношению к ведущим мировым валютам — евро и доллару — поставила в затруднительное положение банки и корпорации, получившие ранее «дешёвые» кредиты в странах Запада. Вынужденное свёртывание промышленного производства в 2009 г. на 14,5%, строительства — на 12,2% вызвало в стране рост безработицы.
Возросли сложности в сфере миграционной политики. В предшествующие кризису годы Россия восполняла нехватку мало- и среднеквалифицированной дешёвой рабочей силы за счёт трудовых мигрантов (в основном из стран СНГ, а также Китая и Вьетнама). В сложившейся ситуации многие из них потеряли работу, что усугубило криминогенную обстановку; привело к росту напряжённости в межнациональных отношениях.
Ответом на кризис стало принятие президентом и правительством Российской Федерации комплекса стабилизационных мер. За счёт накопленных резервов были выделены средства для предотвращения крушения банковской системы, финансирования производящего сектора экономики. Прошла корректировка бюджета (в 2009 г. он стал дефицитным), золотовалютные резервы сократились с 478,8 млрд долларов в 2007 г. до 435,3 в 2008 г. Но при этом финансирование социальных программ (повышения пенсий, выплат материнского капитала, предоставления льготных кредитов покупателям продукции отечественного автопрома и т.д.), а также ранее начатых крупных проектов — таких, как подготовка к проведению Олимпиады 2014 г. в Сочи, — продолжалось.
4. Ориентиры модернизационной стратегии развития страны
В 2010-2012 гг. основные показатели экономического развития России частично стабилизировались. Тем не менее кризис продемонстрировал, что высокая степень зависимости страны от цен на энергоресурсы и сырьевые товары на мировом рынке делает её уязвимой. Обеспечить устойчиво-безопасное дальнейшее развитие Российской Федерации могла только модернизация основных производств, переход к выпуску наукоёмкой, конкурентоспособной продукции, более эффективное использование научно-технического потенциала.
В мае 2009 г. при Президенте РФ была создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России. Тем не менее вопрос о стратегии модернизации оставался дискуссионным. У экспертов не было единого мнения по вопросам о том:
- Способна ли сложившаяся, бюрократизированная, оказавшаяся подверженной коррупции «вертикаль власти» эффективным инструментом модернизации?
- Кто может быть основным субъектом модернизации — крупные корпорации с преобладанием государственного капитала (такие, как «Роснано») или малые и средние предприятия частного бизнеса?
- Как пробудить творческую активность общества и заинтересованность бизнеса в инновациях?
- Что должно осуществляться в первую очередь — политические или экономические преобразования?
- Как предотвратить утрату стабильности в процессе перемен?
Президент России последовательно выступал за совершенствование модели демократии, расширение контактов между властью и гражданским обществом (в том числе за счёт развития интернет-технологий), ужесточение борьбы с коррупцией. Ещё в мае 2008 г. указом президента был создан Совет по борьбе с коррупцией, а в декабре 2008 г. Государственная Дума приняла закон «О противодействии коррупции». Должностным лицам было вменено в обязанность — ежегодно отчитываться о своих доходах.
Началась реорганизация силовых структур. С 2008 г. стало осуществляться преобразование вооружённых сил. Реформа предполагала сокращение их численности, упрощение аппарата управления, повышение мобильности, технической вооружённости и уровня профессионализма. В 2011 г. милиция была преобразована в полицию, началось сокращение и переаттестация кадров МВД, что должно было повысить доверие граждан к органам охраны правопорядка.
В 2012 г. по инициативе Д.А. Медведева был упрощён порядок регистрации новых политических партий, восстановлена система выборности губернаторов, облегчена система регистрации кандидатов-самовыдвиженцев, снижен порог «прохождения» политических партий в Думу.
5. Выборы 2011-2012 гг.
Дискуссии об альтернативах развития страны, начавшиеся в академическом, экспертном сообществе стимулировали рост активности гражданского общества. Идеи борьбы с коррупцией, злоупотреблениями властью получили широкую поддержку в Интернете, на многих блогах стали формулироваться критические по отношению к власти идеи перспектив России. Это сказалось на результатах выборов в Государственную Думу 4 декабря 2011 г. «Единая Россия» утратила абсолютное большинство, получив 49,32% голосов (238 мест). КПРФ получила 92 места, «Справедливая Россия» — 64, ЛДПР — 56.
Оппозиционные «Единой России» партии обвиняли её в использовании «административного ресурса» и фальсификации итогов выборов, во многих городах прошли массовые акции в поддержку справедливых и честных выборов.
Президентские выборы в России, состоявшиеся 4 марта 2012 г., носили беспрецедентный характер. На избирательных участках были установлены веб-камеры, позволявшие следить за процессом голосования и подсчёта бюллетеней. Итоги выборов, уже в первом туре, принесли убедительную победу В.В. Путину, получившему 63,3% голосов.
Главой нового правительства был назначен Д.А. Медведев, он же возглавил партию «Единая Россия».
Конспект по истории «Россия в начале XXI века»
Конспект по дисциплине ___ История ___
Россия в начале XXI века
Разработала: Конради И.Ю.
учитель истории и обществознания
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Президент России В.В. Путин
Новые государственные символы России.
Усиление борьбы с терроризмом.
Разработка новой внешнеполитической стратегии.
Итоги первого президентства В. В. Путина.
Постановка новых задач.
1.Президент России В.В. Путин
Вторым Президентом после Б.Н. Ельцина становится В.В. Путин. Родился 7 октября 1952 года. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1975 по 1991 г. – служил в органах государственной безопасности. 1991 по 1996 г. – мэр Санкт – Петербурга, в 1998 году – назначен директором ФСБ. 26 марта 2000 года – становится вторым Президентом России. В 2004 году избирается Президентом на второй срок.
Уже 7 мая 2000 г. В.В. путин вступил в должность. Главой правительства был назначен М.М. Касьянов – первый вице – премьер в правительстве Путина.
Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований, поэтому первые его шаги были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка. При этом демократический выбор никогда не подвергался сомнению.
2. Политические реформы.
Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов.
2) Северо – западный
Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел.
Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.
По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов ,а из представителей регионов. Избранных законодательными органами и назначенных главами администрации. Итогом можно считать усовершенствование федеративного устройства, преодоление наиболее острых противоречий, существовавших между Центром и регионами.
Был создан Государственный Совет, в состав которого вошли все главы регионов, целью которого было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.
Совершенствовалась и российская многопартийная система. Был принят Закон о политических партиях, который признавал только такие организации, которые имели массовые поддержки населения.
Была начата судебная реформа. В результате которой появились суда присяжных, институты мировых судей и судебных приставов, выведены народные заседатели. В короткий срок закончена работа по кодификации российского законодательства.
Была начата военная реформа, провозгласившая создание профессиональной, хорошо вооружённой и обученной Российской армии к 2015 году.
Придя к власти, В.В. Путин определили одним из своих направлений во внутренней политике обеспечение общественного единства и согласия. Он осуществил ряд мер, направленных на объединение общества.
Ещё одним из нововведений Владимира Путина стали ежегодные встречи с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повысили эффективность государства.
Новые государственные символы России.
Практически 10 лет велась борьба по вопросам о государственных символах. В.В. предложил компромисс, который сблизил позиции различных слоёв общества. В декабре 2000 г. ГД утвердила закон о национальных символах России:
1) трёхцветный бело – сине – красный флаг
2) герб в виде двуглавого императорского орла
3) красный флаг Победы нашего народа в В.О. войне
4) Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирующего о связи поколений.
— Проведена налоговая реформа — введён единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций.
— Принят закон о поддержке малого и среднего предпринимательства.
Начата аграрная реформа
— законы о купле – продаже земли, новый порядок наследования имущества и др. Это действия стали важным шагом на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.
— Принят закон, ограничивающий власть естественных монополий, которые занимали исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а так же транспорта. ( Газпром, РАО « Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта)
— Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х годов стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определить политику государства. Сотрудничая с ними, государство постепенно лишало их возможности вмешиваться в дела государства.
— Увеличивались расходы на оборону страны , создание новейших образцов вооружения и техники.
Усиление борьбы с терроризмом.
Широкая поддержка антитеррористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осенью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. Борьба против террористов, которую возглавил тогда еще премьер-министр В. В. Путин, сплотила большинство российских граждан. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.
Разработка новой внешнеполитической стратегии.
К началу тысячелетия российская внешняя политика завершила стадию своего становления. Результатом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях реализации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов. Концепция национальной безопасности содержит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000 г., июнь) решает ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.
Суть внешней политики России в концентрированном виде изложена В. В. Путиным в послании Федеральному собранию Российской Федерации в апреле 2002 г.
Реализуя идею разновекторной политики, Россия в 2000—2004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («Большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Огромное влияние на состояние международных отношений оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового терроризма. Сентябрьские события объективно способствовали осознанию той важной роли, которую призвана играть Россия в формировании новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспространение средств массового поражения.
Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодействия с различными государствами был разным, концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т.д.) способствовала прагматизации отношений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания поддержке российской диаспоры за рубежом. Этой теме посвящался Конгресс соотечественников в Москве в октябре 2001 г.
Итоги первого президентства В. В. Путина.
Еще в марте 2000 г. В. В. Путин в книге-интервью «От первого лица» наметил график действий на предстоящие годы.
Анализ основных событий 2000—2004 гг. позволяет сделать вывод о том, что в целом этот график выдерживался. К середине 2002 г. стабилизирована общественно-политическая и социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего совершенствования государственного устройства, продолжение либерального реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастающей степени оказывало влияние приближение выборов в новую Думу (декабрь 2003 г.) и Президента РФ (март 2004 г.). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача выстраивания баланса общественных сил, позволяющего, с одной стороны, поддерживать стабильность, а с другой — добиться наилучшего результата на выборах.
Это нашло отражение в практике бесконфликтного согласования интересов между различными частями политической, экономической и региональной элиты.
Поправки в Закон о референдуме, запрещающие его проведение за год до общенациональных выборов, предусматривали ограничение возможностей использования этого института в популистских предвыборных целях. Сближением дат выборов парламента и президента они превращались в единый неразрывный цикл, а на политическую рекламу отводился лишь один месяц. Развернулась кампания по вовлечению в партии известных журналистов, деятелей культуры, космонавтов, что должно было улучшить имидж предвыборных объединений.
Обстановка грядущих выборов оказала влияние и на экономическую политику, рамки которой определялись итогами развития предшествующего периода и ожидавшимся осложнением условий функционирования экономики в 2003 г. В 2000—2002 гг. она развивалась в благоприятной обстановке, что было во многом обусловлено высокими мировыми ценами на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, — нефть, газ, черные металлы, продажа которых обеспечивала надежные поступления в бюджет.
К началу 2004 г. удалось добиться существенного снижения темпов инфляции. В 1999 г. она составляла 36%; в 2001 г. — 18%, а в 2003 г. — 12%. Рост валового внутреннего продукта колебался, составив в 2003 г. 7%. На этот показатель влияла совокупность внешних и внутренних факторов.
Постановка новых задач.
К началу 2004 г. у окружения президента сложилось понимание новых задач, которые стране предстоит решать, и представление о механизмах, посредством которых это можно сделать. Для придания новых импульсов развитию российской экономики в 2002—2003 гг. создавалась правовая база для реформирования системы железнодорожного транспорта, изменения жилищной политики (ЖКХ), преобразований в электроэнергетике (РАО.«ЕЭС России»), управления газовой отраслью (РАО «Газпром»). Большая часть этих мер относится к числу «непопулярных» и связанных с сокращением государственных дотаций на сдерживание роста тарифов и поддержание фиксированно низких цен за услуги. Эти преобразования, как и реформу банковской системы, специалисты признают жизненно необходимыми, хотя многие из них содержат угрозу социальных конфликтов. Все это заставляло как исполнительную, так и законодательную ветви власти особенно осторожно относиться к реформированию чувствительных для массовых слоев населения сфер. Для этого в конце 2003-го — начале 2004 г. предприняты значительные усилия для концентрации властных полномочий группирующихся вокруг президента реформаторов.
Реализуемые В. В. Путиным идеи сохранения социально-политической стабильности при проведении назревших, но неизбежно болезненных реформ нашли поддержку у населения и отразились в результатах голосования по выборам Президента России 14 марта 2003 г. В. В. Путин получил 71,2% голосов участвовавших в выборах, кандидат от КПРФ Н. М. Харитонов — лишь 13,7%.
Электоральные предпочтения такого уровня дают триумфально победившему соперников Путину большой запас политической прочности, которым он сразу же воспользовался при создании нового правительства во главе с М. Е. Фрадковым. Сама процедура формирования нового Кабинета стала частью административной реформы: кардинально изменилась его структура и функции. Среди задач, которые предстояло решать правительству, чаще называли проведение административной, налоговой реформ, реформы естественных монополий, вступление России во Всемирную торговую организацию, обеспечение конкурентоспособности экономики через внедрение инновационных технологий.
Стабилизация общественно-политической ситуации в 2003—2005 гг. совпала по времени с расширением экономических возможностей государства. Этому во многом способствовала и благоприятная международная конъюнктура: цены на нефть и газ — важнейшие составляющие российского экспорта — сохранялись на высоком уровне. Для концентрации «сверхдоходов» был создан специальный Стабилизационный фонд, который в 2006 г. достиг колоссального по меркам нашей страны размера — 2 трл. руб., или 10% годового ВВП. Это позволило государству значительно усилить социальную направленность проводимой политики, оживились общественные дискуссии о стратегических целях и приоритетах России, рассчитанных на длительную перспективу.
5 сентября 2005 г. президент В. В. Путин объявил о необходимости сконцентрировать государственные ресурсы на нескольких направлениях — здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус национальных проектов. В октябре 2005 г. был создан Совет по реализации национальных проектов, который возглавил лично президент.
Книги по истории для студентов
Вопрос 69
1. Президентство В. В. Путина.
2. Внутриполитическое развитие и административная реформа.
3. Экономическая и социальная политика.
5. Начало президентства Д.А. Медведева
1. 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. 26 марта 2000 г. на досрочных выборах Президентом РФ избирается В.В. Путин, получивший 52% голосов.
Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г., юрист по образованию. В 1975-1991 гг. работал в системе КГБ. В 1991-1996 гг. — заместитель мэра Санкт-Петербурга. В 1998- 1999 гг. — директор ФСБ, одновременно — секретарь Совета Безопасности РФ. С августа 1999 г. — Председатель Правительства РФ.
В мае 2000 г. новым Председателем Правительства РФ был назначен М.М. Касьянов.
7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу, когда основные политические оппоненты действующего Президента, как справа, так и слева, потерпели поражение. В Думу прошли только четыре политические партии и объединения: «Единая Россия» (Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков, М. Шаймиев); КПРФ (Г. Зюганов); ЛДПР (В. Жириновский); «Родина» (С. Глазьев, Д. Рогозин, В. Геращенко). СПС и «Яблоку» не удалось преодолеть пятипроцентный барьер.
14 марта 2004 г. В.В. Путин был избран на второй президентский срок. Получив по итогам выборов 71,2%, он существенно улучшил свои результаты по сравнению с выборами 2000 г., когда ему с трудом удаюсь победить в первом туре (около 53%).
2. С приходом к власти В.В. Путина начинают происходить изменения в организации государственной власти, призванные повысить ее эффективность.
В 2000 г. создаются 7 федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента РФ в округах.
В 2003 г. начинается процесс укрупнения регионов. 7 декабря 2003 г. состоялся референдум об объединении двух субъектов РФ — Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области в один — Пермский край.
Политические преобразования, осуществленные в первый период правления В. Путина, привели к ослаблению автономии практически всех политических институтов. Итоги выборов в Государственную Думу в декабре 2003 г. окончательно закрепили моноцентризм в качестве центрального принципа российской политики. Утверждение нового правительства в нижней палате парламента после президентских выборов превращалось в чисто техническую процедуру. Это позволило отправить в отставку кабинет М. Касьянова и начать формировать новое правительство, не дожидаясь результатов президентских выборов. Формирование правительства во главе с М. Фрадковым с самого начала проходило под знаком административной реформы. В то же время административная реформа не ограничивается переменами в кабинете. Она завершает реформу власти, начатую в первый период правления В.В. Путина. В перспективе — реструктуризация Администрации Президента. В среднесрочной перспективе следует ожидать завершения реформы федеративных отношений («территориальная реформа», в первую очередь разделения ответственности между муниципальными и федеральными органами, а также подкрепление функции муниципалитетов соответствующими бюджетами).
В марте 2004 г. был осуществлен переход к новой трехзвенной структуре федеральных органов исполнительной власти: министерства, федеральные агентства и службы. Произошло функциональное разделение — министерствам доверили разработку политики в целом, другим структурам — ее реализацию.
Проводятся также налоговая реформа и реформы в «силовом блоке». В целом реформы второго срока президентства В.В. Путина обладают важной особенностью. Преобразования, проводившиеся действующим президентом в 2000-2004 гг., касались главным образом различных отрядов российской элиты. На период 2004 — 2008 гг. приходятся перемены, которые затронули интересы массовых групп населения. Реформы ЖКХ, образования, здравоохранения призваны ликвидировать некачественные, но доступные и привычные услуги, имеющих отчасти символическую, а отчасти и реальную ценность для большинства населения.
16 сентября 2004 г. на расширенном заседании правительства В.В. Путин объявил о планах реформ государственного и политического устройства, призванных укрепить политическую стабильность и рационализировать сложившуюся политическую систему в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в мае 2007 г. главной политико-идеологической задачей названо развитие России как свободного, демократического государства. При этом выделены 3 направления: меры по развитию государства; укрепление закона и развитие политической системы, повышение эффективности правосудия; развитие личности и гражданского общества в целом.
3. С 2001 г. экономические реформы пошли широким фронтом. Список наиболее крупных экономических реформ, начатых после прихода к власти В. Путина, включает налоговую реформу, дебюрократизацию, реформу естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), банковскую реформу, реформу ЖКХ, земельную реформу, реформу трудовых отношений, пенсионную реформу, а также комплекс мероприятий, связанных с подготовкой к вступлению в ВТО.
Однако все эти реформы шли медленно и непоследовательно. Контраст между масштабностью и замедленными темпами экономических реформ объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, большинство реформ, начатых в первый период правления В.В. Путина, затрагивали институты, имеющие принципиальное значение для обеспечения функционирования экономики (реформа естественных монополий, банковская реформа, подготовка к присоединению к ВТО) или непосредственно связанные с коренными интересами массовых категорий населения (реформа ЖКХ, земельная реформа, реформа трудовых отношений, пенсионная реформа). Подобные реформы требуют особенно тщательной проработки и длительных согласований. Во-вторых, реформы такого типа предполагают длительный период преобразований, а положительный эффект, как правило, растянут во времени. Конкретные результаты могут стать очевидны лишь в отдаленной перспективе.
В конце первого срока правления В. Путин поставил новые задачи перед экономической политикой — обеспечение конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках, изменение качества экономического роста (переориентация с отраслей ТЭКа на развитие реального сектора), удвоение ВВП и борьба с бедностью.
Правительство в своих действиях по-прежнему исходило из того, что все стоящие перед страной задачи в конечном счете сводятся к экономическим и обусловливаются ими. Но, вместе с тем, наконец было признано и значение «человеческого капитала», т.е. образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной сферы.
Все последние экономические успехи России в определенной степени зависели от высоких цен на нефть, природный газ и металлы, которые страна производит и экспортирует в больших количествах. В то же время подобная зависимость делала страну уязвимой к циклическим колебаниям мировых цен.
4. Россия за время президентства В.В. Путина стала более стабильной и экономически сильной страной. Однако эти успехи были достигнуты за счет создания «управляемой демократии», которая подразумевает жесткий контроль над СМИ и подавление политической оппозиции. Стабильность, которая базируется на авторитарном стиле руководства, казне, полной нефтедолларами, и апатии подданных, может превратиться в застывшую формацию, о которую реформаторские стремления разобьются окончательно.
Основы влияния олигархов остались нетронутыми, власть губернаторов на местах центром практически не контролируется, по-прежнему не решена проблема Чечни. Настоящим бедствием стала коррупция. Рост экономических показателей не сопровождается существенными изменениями сложившейся в стране социальной ситуации, для которой характерны значительная прослойка нищенствующего населения и бесчисленное множество сомнений относительно зарождающегося среднего класса, действительно достойного этого названия. Россия по-прежнему не способна конкурировать с другими государствами на международном рынке.
5. В марте 2008 г. Президентом РФ был избран Д.А. Медведев (70,28% голосов избирателей). Правительство возглавил В.В. Путин. Сложился своеобразный «правящий тандем».
Президент в своей статье «Россия — вперед» обозначил основные проблемы России — «неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ». Тремя наибольшими «недугами» России, от которых необходимо избавиться, Медведев называет «вековую экономическую отсталость, привычку существовать за счет экспорта сырья, фактически выменивая его на готовые изделия», «вековую коррупцию, с незапамятных времен истощавшую Россию», «широко распространенные в обществе патерналистистские настроения, уверенность в том, что все проблемы должно решать государство, либо кто-то еще, но только не каждый на своем месте».
Уже первый год президентства Медведева показал, что у него есть свой собственный стиль в политике, который характеризуется открытостью для дискуссий, готовностью выслушать разные мнения и точки зрения. На посту президента Медведев продемонстрировал, что может быть современным, эффективным, рациональным «менеджером, призванным Россией».
Тандем Путина—Медведева показал достаточную работоспособность. Если Путин был и остается национальным лидером страны, то Медведев — это лидер обновления. Курс на модернизацию был заявлен еще Путиным, но именно Медведев сформулировал «манифест модернизации». Медведев совершенствует сложившиеся при Путине национальные демократические институты, а не создает новые. Социальная база, на которую опираются Медведев, Путин, правящая партия и власть в целом, — это по-прежнему коалиция путинского большинства.
Достижения Медведева очевидны. Инициированная им политическая реформа привела к реальному расширению участия политических партий, общественных организаций, граждан в политическом процессе, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. «Правила игры» и для чиновников, и для корпораций, и для граждан стали прагматичными, основанные на учете реальных интересов сторон. При поддержке президента правительство Путина реализовало действительную программу антикризисных мер и сыграло решающую роль в том, что социальные последствия кризиса оказались не столь ощутимыми, как в 1998 г.
Началось омоложение губернаторского корпуса, были выдвинуты инициативы по демократизации политической системы, борьбе с коррупцией, четко обозначены приоритеты в социально-экономической сфере, прежде всего переход к инновационной экономике. Сам институт президентства стал открытым для граждан, появилась возможность напрямую общаться с президентом через Интернет. Россия становилась более открытой, больше не ощущала себя осажденной крепостью, которой угрожали враги. Изменилась общественная атмосфера: более активно идут споры, дискуссии.
За 2 года президентства рейтинг доверия Медведева вырос с 37 до 47%. По этому показателю глава государства устойчиво занимает второе место после Путина, которому доверяет более половины россиян.
К достижениям первых двух лет президентства Медведева многие относят появление в обществе ожидания перемен, появление ряда позитивных элементов во внешней политике, преодоление негативных последствий финансового кризиса, начало ротации губернаторского корпуса, старт реформы пенитенциарной системы. Среди поражений: тщетная борьба с коррупцией, реформа избирательной системы, фиаско идеи о создании профессиональной армии, реформа МВД, модернизация госаппарата в целом, господдержка Автопрома.