Расцвет киевской руси. укрепление феодального строя

Вопрос. Расцвет Киевской Руси и Укрепление феодального строя. Крещение Руси.

конец X — середина XI вв. для Древнерусского государства – эпоха расцвета. В это время Киевская Русь достигла максимального экономического, политического и культурного уровня развития. Огромный вклад в укрепление государства в этот период внес Великий князь Владимир Святославич, на правление которого (980-1015 гг.) пришелся первый этап расцвета Древнерусского государства.

Владимир получил в управление Русское государство, когда оно находилось в весьма неблагоприятном состоянии.

в начале правления перед Владимиром Святославичем встал ряд серьезных задач: во-первых, усилить княжескую власть, во-вторых, избавиться от варягов-наемников, в-третьих, создать свое войско, в-четвертых, укрепить границы и в-пятых, решить вопрос с государственным устройством.

Первым делом Владимир начал искать способ избавиться от варягов-наемников. Он понял, что отправлять варягов домой опасно, ведь они могут разнести весть о том, что Князь Киевский не выполняет своих обещаний. Поэтому Владимир честно рассказал варягам о своих проблемах, упомянул о войске, которое он с их помощью обучил из славян, кривичей, чуди и других племен. Затем поведал о прекрасной стране Греции, в которой, как известно с давних пор, все есть, причем все самое лучшее. Слова князя так раззадорили варягов, что они в один голос попросили: «Отпусти нас, княже, в Грецию, а мы тебе долги простим». Владимир развел руками и, скрывая улыбку, сказал: «Держать не буду».

В целях повышения обороноспособности Владимир провел военную реформу, суть которой заключалась в том, что в дружину стали брать всех представителей племен; отбор в войска проходил по физическим качествам, было создано народное ополчение, а также были укреплены границы со степью. Для защиты ее южных границ Владимир Святославич начал строительство городов.

На протяжении первых пяти лет правления Владимир объединил все восточнославянские земли.

Во время княжения Владимира завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства

Конец Х и начало XI в.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили укрепления феодального строя и государства.

В системе мер, направленных на укрепление страны, большое значение имели религиозные реформы Владимира Святославича

Однако, несмотря на все старания Владимира, религиозные реформы желаемого результата не дали. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству — религии, в которой идея централизации, монотеизма является главенствующей. Под 986 г. летопись сообщает нам о «выборе вер» Замечу, что к этому делу Владимир подошел со всей основательностью, подробно рассматривая каждую религию и сопоставляя её особенности с особенностями русского народа. Так, например, ислам князь Владимир сразу отверг лишь потому, что религия эта предполагала строгое воздержание от свиного мяса и питья, заявив: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть».

В результате, свой выбор Киевский Князь остановил на христианстве по византийскому образцу, которое помогало Владимиру решить ряд задач, среди которых было оправдание социального неравенства и необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Принятие христианства на Руси автор “Повести временных лет” описывает как однократный административный акт киевского князя. После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых сам поставил. Перуна сбросили в Днепр, а киевлянам приказали идти к реке, где их и окрестили попы, прибывшие из Корсуня и Царьграда. Так, по сообщению летописи, произошло крещение населения и в других городах. На местах, где стояли идолы, Владимир приказал ставить христианские церкви. После крещения в Киеве была срублена Васильевская церковь в честь св. Василия — патрона Владимира Святославича. В 989 г. началось и через семь лет закончилось строительство каменной Десятинной церкви. На ее содержание Владимир выделил десятую часть дохода от своих владений, что определило ее название.

Христианство распространялось по стране медленно и полностью так и не вытеснило язычества. Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивалась архитектура и искусство. Христианство способствовало расширению экономических и культурных связей Киевской Руси с европейскими странами, а также укреплению связей между отдельными ее землями.

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ ДЕРЖАВЫ (середина X- первая половина XII вв.) ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА.(стр 27)

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец Х — начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). Содержание этого периода состоит: в окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства. Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. (Этот процесс шел медленнее, чем в Европе). Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения – рядовичи, закупы, холопы, изгои. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия – христианство, в стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда»).

Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны, в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси в 988 г. Принятие христианской религии, заменившей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Хри­стианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития.

4. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ. (стр 34)

Киевская Русь не являлась централизованным государством, её распад был закономерным.

На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30х г.г. XII в. В 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав (1125–1132), сын Владимира Мономаха. На месте единого государства возникли суверенные княжества, по масштабам равные западно-европейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними— Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в.

Факторы, вызвавшие распад Киевской Руси, многооб­разны.

1. Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства в экономике, способствова­ла изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество) друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя продуктами и потребляла их, товарный обмен отсутствовал.

Росли и укреплялись города как новые центры.

2. Также существовали социально-политические предпосылки. Представители феодальной верхушки(боярство), превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих мужей) в феодальных землевла­дельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс «оседания дружины на землю». В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на том основании, что он являлся верховным правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею.

В этот период изменяется система государственного управления: десятичная заменяется дворцово-вотчинной. Формируются два центра управления: дворец и вотчина. Все придворные чины (кравчий, постельничий, конюший и др.) одновременно являются государственными должностями в пределах каждого отдельного княжества, земли, удела и пр.

3. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграливнешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского го­сударственного центра. В XII в. от него отделяется целый ряд княжеств. Образовался конгломерат феодальных государств. Внутри этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования, процесс дробления углублялся.

В XII—XIII вв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного «отъезда», то есть право менять сюзеренов.

Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были ана­логичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

Читайте также  Внутренняя и внешняя политика николая ii

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

Тема III: Расцвет и упадок Киевской Руси

§ 1.Походы князя Святослава. В 957 г. Ольга уступила бразды правления Киевской Русью своему сыну Святославу. Важно, что он был первым князем из династии Рюриковичей, который носил славянское имя. Это означает, что к середине X в. осевшие на Руси варяги были ассимилированы славянами. С этого времени русскими стали называть не скандинавов, а восточных славян – жителей Киевской Руси.

Князь Святослав прославился в первую очередь как воин и полководец. Начиная с 964 г., он почти непрерывно совершал походы против соседних государств. Он нанес поражение Хазарскому каганату, захватил хазарские крепости Саркел и Итиль и вывел свое войско в приазовские степи. Там он разгромил и подчинил некоторые народы Северного Кавказа – предков современных осетин и адыгов. В результате его побед славянское племя вятичей, до того платившее дань хазарам, вошло в состав его государства, а на кубанских землях возникло зависимое от Киева Тмутараканское княжество. Наиболее важный итог походов Святослава заключалось в том, что отныне не Хазарский каганат, а Киевская Русь являлась сильнейшей державой Восточной Европы.

В 967 г. Святослав с войском вторгся в пределы Болгарии. Русским удалось захватить, согласно сообщению летописи, 80 крепостей. Одна из них, Переяславец, стала резиденцией Святослава. У князя даже возникло намерение перенести туда столицу государства. Активные действия русского князя стали представлять опасность для Византии. Для борьбы с ним византийцы использовали печенегов. Это кочевое племя тюркского происхождения появилось в причерноморских степях в начале X в., воспользовавшись нарастающей слабостью Хазарского каганата. В 968 г. печенеги, очевидно, подкупленные византийцами, неожиданно появились под стенами Киева. По просьбе своей матери, княгини Ольги, Святославу пришлось покинуть Болгарию и отразить нападение врага.

Однако на этом Святослав не успокоился. Он вернулся в Болгарию и продолжил завоевание этой страны. Однако на этот раз он столкнулся с сильным византийской армией. После ряда боев византийцы осадили русское войско в одной их болгарских крепостей. Находясь на грани поражения, Святослав вынужден был заключить мирный договор, по которому он отказался от всех своих завоеваний в Болгарии. В 972 г. русское войско, возвращавшееся по Днепру на родину, подверглось нападению печенегов, предупрежденных византийцами. Святослав погиб в бою, а из его черепа печенежский князь сделал себе чашу, из которой пил на торжественных пирах.

§ 2.Князь Владимир и принятие христианства. После гибели Святослава земли Киевской Руси были поделены между тремя его сыновьями. Однако вскоре между ними развернулась междоусобная борьба, победителем из которой вышел младший сын – Владимир (980 г.). Владимир уделял внешней политике меньше внимания, чем его отец, хотя ему также пришлось воевать: при нем были окончательно подчинены вятичи, присоединены земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины.

К этому моменту развитие государственности достигло такого уровня, что потребовалось введение единой религии, которая объединила бы население страны. Этим была вызвана религиозная реформа Владимира: в Киеве и Новгороде были поставлены идолы языческих богов. Главным из них был Перун – аналог древнегреческого Зевса. Этот бог считался покровителем княжеской дружины. Вероятно, это и стало причиной выдвижения его культа на первое место.

Однако язычество не могло обеспечить государству устойчивого положения на международной арене. Страны, в которых господствовало язычество, воспринимались как христианскими, так и мусульманскими государствами как варварские. Они не рассматривались как субъекты международного права, их можно было захватить под предлогом защиты проповеди одной из мировых религий. Подобная печальная участь постигла в XI—XII вв. некоторые племена западных славян, а также народы Прибалтики, земли которых были захвачены немцами.

Во избежание этого Руси требовалось принятие одной из мировых религий в качестве государственной. Обычно выбор религии был предопределен географическим положением: новая вера заимствовалась из соседней страны. Уникальность Руси была в том, что она находилась на стыке сфер влияния разных мировых религий. На западе находилась Польша, которая приняла христианство в форме католичества; на востоке располагалась Волжская Булгария, жители которой исповедовали ислам; к югу лежали земли разгромленного Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм; наконец, Черное море отделяло русские земли от Византии – центра православного христианства. Поэтому Владимир имел возможность выбрать религию с учетом государственных интересов. Принятие веры от соседнего государства было чревато усилением его политического влияния на Русь. В этом смысле православие было идеальным вариантом, так как Византия находилась за морем и не могла оказывать непосредственного воздействия на русские дела.

На выбор православия могли повлиять и другие факторы. Не стоит забывать, что православие уже раньше начало проникать в русские земли. Известно, что в Киеве существовал православный храм. Отдельные группы жителей Руси принимали крещение в индивидуальном порядке. Наиболее известен пример княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, причем ее крестным отцом, согласно летописи, был византийский император Иоанн.

В 988 г. князь Владимир со своей дружиной принял крещение в крымском городе Херсоне, признававшем власть Византийской империи. После этого прошло массовое крещение киевлян. В 989 г. аналогичное крещение состоялось и в Новгороде. Идолы языческих богов были повержены. Русская Православная церковь стала частью византийской. Новую структуру возглавил митрополит киевский и всея Руси, который назначался константинопольским патриархом. Митрополиту киевскому подчинялись епископы, в ведении которых находились священники в городских и сельских приходах.

Распространение христианства на Руси шло медленно. Первоначально оно утвердилось в городских центрах, затем, мало-помалу, начало проникать и в сельскую местность. Однако долгое время в народе сохранялись пережитки прежних, языческих верований. Их сочетание с новыми православными обрядами получило название двоеверия.

Принятие православия сопровождалось появлением ряда новшеств в культурной жизни. Вместе с христианской церковью на Русь появились достижения византийской культуры – литература, архитектура, музыка, живопись. Важнейшим приобретением стала письменность, которая пришла вместе с церковной литературой. Она получила широкое распространение не только среди книжников, но и среди обычных горожан. Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные отечественными археологами при раскопках древнерусских городов.

§ 3.Расцвет Киевской Руси при Ярославе. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его сыновьями и племянником Святополком. Первыми ее жертвами стали князья Борис и Глеб, которые после этого были канонизированы и стали первыми русскими святыми. В 1019 г. с помощью варяжских наемников власть в Киеве захватил Ярослав, прозванный Мудрым. Его правление, продолжавшееся до 1054 г., стало временем расцвета Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Русь пожинала плоды того, что было заложено при Владимире. Укрепление ее международного положения проявилось в том, что супругами самого Ярослава и его детей были представители европейских королевских династий. Например, женой Ярослава была шведская королевна Индигерда, его сын Всеволод взял замуж византийскую принцессу, а мужем его дочери Анны стал французский король Генрих I.

При Ярославе были построены первые сохранившиеся памятники русского зодчества – каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Тогда же возникло и первое литературное произведение, созданное на русской земле – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. При Ярославе началось составление «Русской правды» – древнейшего кодекса русского права.

Наконец, в правление Ярослава Мудрого определились внешние границы Киевской Руси, которые сохранялись даже после начала периода раздробленности. В ее состав, помимо всех восточнославянских племен, вошли и некоторые неславянские народы. Неуклонно распространялось русское влияние в Прибалтике и Поволжье. Впоследствии именно территория Киевской Руси станет колыбелью русского, белорусского и украинского народов.

§ 4.Раздробленность Киевской Руси. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался процесс распада Руси на отдельные земли и княжества. В отличие от феодальной раздробленности, которая существовала в средние века в Западной Европе, раздробленность на Руси носила другой характер. На Западе земля распалась на владения отдельных феодалов. На Руси это было невозможно, так как не существовало сословия, аналогичного европейским рыцарям. Русские дружинники во всем зависели от своего князя, обязанностью которого было снабжать их всем необходимым. Поэтому системы феодального землевладения на Руси не сложилось.

Единству русских земель угрожала другая опасность. Князья рассматривали Русскую землю как свою собственность. Поэтому после смерти она делилась в равной пропорции между их сыновьями. Первоначально после смерти князя его сыновья пытались в междоусобной борьбе выявить сильнейшего, что вело к страшному кровопролитию. Однако в 1097 г. на княжеском съезде в Любече было принято решение закрепить существующее положение и отказаться от политического единства Руси. Отныне дробление происходило едва ли не в геометрической прогрессии.

Территория государства распалась на тринадцать отдельных земель. Шесть из них находились на территории современной России. Это (1) Владимиро-Суздальская земля, занимавшая центр России, (2) Новгородская земля, простиравшаяся на огромной территории от Балтики до Урала, (3) отделившаяся от нее Псковская земля, (4) Смоленская земля, небольшие (5) Рязанская и (6) Муромская земли. В каждой из этих земель (кроме Новгородской и Псковской) сложились свои княжеские династии. При этом сохранялось общее правило, согласно которому князем мог быть только потомок Рюрика. В свою очередь, земли делились на отдельные волости, во главе которых также стояли князья. Иногда дробление приводило к тому, что некоторые княжества ограничивались лишь несколькими селами. Между князьями постоянно происходили конфликты, часто заканчивавшиеся военными походами.

Читайте также  Начало реформ петра i (ранние петровские реформы)

Единство Русской земли обеспечивалось династией Рюриковичей и Православной Церковью. Кроме того, правитель Киева носил титул великого князя и формально считался старшим среди остальных князей. Однако реальной власти над ними у великого князя не было. Только иногда, в случае внешней опасности, князья могли на время объединиться для организации отпора врагу.

В эпоху раздробленности усилилась внешняя опасность. В 1055 г. в южнорусских степях печенегов сменили новые кочевники – кипчаки. На Руси их называли половцами. Половецкие и русские князья часто совершали грабительские набеги друг на друга, нередко в ходе своих междоусобиц русские князья нанимали половецкие отряды для усиления своих отрядов. Вероятно, из-за их активности русские князья утратили контроль над Тмтараканским княжеством и другими владениями в степной полосе.

Другая опасность возникла на Северо-Западе. Располагавшееся на территории Белоруссии слабеющее Полоцкое княжество постепенно утрачивало контроль над Прибалтийскими землями. Этим немедленно воспользовались немецкие крестоносцы. В 1201 г. они построили крепость Ригу в устье Западной Двины. Опираясь на этот город, крестоносцы начали завоевание латышских и эстонских земель, в которых насаждалось католичество. Под натиском немцев русские князья лишились своих владений в Прибалтике. Границы русских земель с владениями немецких крестоносцев были определены только после победы князя Александра Невского в Ледовом побоище (1242 г.).

Но наибольшую опасность представляли собой литовцы. Князья этого остававшегося в то время языческим народа воспользовался слабостью русских княжеств. Поначалу активность литовцев ограничивалась грабительскими набегами, а на рубеже XIII и XIV веков они перешли к подчинению пограничных русских земель (подробнее об их экспансии см. тему 5).

Таким образом, перед лицом монгольского нашествия Русь предстала внутренне разделенной и утрачивающей свое международное влияние. Но даже если Русь и осталась бы единой, противостоять такому грозному и умелому врагу, каким в то время были монголы, она не смогла бы. И дело не в нашей слабости, а в необыкновенной силе государства Чингисхана и его наследников.

Развитие феодальных отношений при Ярославе Мудром и его сыновьях

К середине XI в. Киевская Русь достигла своего расцвета, но уже возникали предпосылки для распада единого государства. На русских землях интенсивно развивалась система феодального землевладения. Появление крупных земельных вотчин и возросшее могущество землевладельцев стало одной из важнейших причин развития феодальной раздробленности. Начало ей положило завещание великого киевского князя Ярослава Мудрого, разделившего единое государство на отдельные уделы для своих сыновей. Развитие феодальных отношений на Руси при Ярославовичах привело к дальнейшему разделению земель на мелкие княжества.

Понятие феодализма

Этот термин происходит от латинского «феодум», означающего «владение». В западноевропейских государствах феодом называли земельный надел, которым собственник земли награждал своего вассала за службу. Создавалась многоступенчатая система владения землей, названная феодальной. Крупных собственников земель, на которых стояли города или крестьянские поселения, называли феодалами.

Крупное феодальное хозяйство имело преимущество по сравнению с мелкими единоличными крестьянскими подворьями. Оно обладало большим запасом прочности на случай засухи или других катаклизмов. В нем легче было организовать масштабные работы вроде строительства домов и хозяйственных построек, вырубки леса, расчистки территорий под посевы и других. Люди, работавшие на феодала, могли рассчитывать на его помощь в случае неурожая и других проблем.

Становление феодализма в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей

На Руси система феодального земельного владения начала активно формироваться во второй половине XI в. Князья, которые раньше основным источником обогащения считали дружину, начинают заниматься земледелием, приносящим доход. Интерес к земельным наделам появился у дружинников, которые оседали в полученных от князя вотчинах, превращаясь в бояр. Крупным землевладельцем становится церковь.

Феодалы-землевладельцы стремились расширять свои угодья за счет общинных или свободных земель. Крестьяне-смерды, проживающие на княжеских, боярских или церковных землях, обязаны были выплачивать дань за пользование землей, или отрабатывать барщину.

Крестьяне могли иметь свои небольшие наделы. Но мелкие хозяйства часто страдали от погодных условий, набегов кочевников, междоусобных войн. Вынужденные обращаться за помощью к феодалу, селяне попадали в зависимость от него. В «Русской правде», составленной киевским князем Ярославом Мудрым, а затем дополненной его сыновьями, упоминаются:

  • Рядовичи. Это крестьяне, поступившие на службу к феодалу по договору-«ряду», например, для отработки за полученную помощь.
  • Закупы. Так называли тех, кто взял долг-«купу» и был обязан ее отработать.
  • Холопы. Фактически это рабы, имеющие минимум прав. Холопами становились военнопленные, а также рядовичи и закупы, не сумевшие отработать долг.

К зависимым от феодала слоям относились также домашние слуги-челядь.

С укреплением экономической власти феодалов росло и их политическое влияние. Князь мог позволить им иметь собственную дружину, собирать государственные налоги, дать право суда на подвластных землях. В «Русской правде» закреплен ряд привилегий для феодалов.

«Русская правда»

Это сборник законодательных норм Древней Руси. Дошедший до наших дней свод законов стал основным источником достоверных сведений об общественно-экономической жизни людей того времени.

Первый сборник был составлен киевским князем Ярославом Мудрым примерно в тридцатых годах XI в., на основе действующих правовых норм. Документ закрепил существующее социальное неравенство, положения «Правды» защищали феодалов в гораздо большей степени, нежели смердов и прочие слои населения.

Следующая редакция была разработана в 1072 г сыновьями Ярослава. К этому времени Русь пережила ряд крупных восстаний, связанных с нежеланием народа попадать в земельную кабалу, а также с протестами язычников против перехода в христианскую веру.

Ярославичи понимали, что масштабные мятежи нельзя усмирить только казнями и другими репрессиями. Устаревшая «Правда» Ярослава была откорректирована. В новую версию были внесены законы для установления порядка, защиты жизни и собственности, разработана новая система штрафов.

«Правда Ярославичей» защищала землевладельцев в большей степени, нежели остальных. Но в ней также оговаривалась защита жизни и собственности прочих социальных слоев. В более привилегированном положении по сравнению с феодально-зависимыми находились свободные люди. Феодально-зависимые смерды и холопы защищались в интересах феодала. Иллюстрацией существующего неравенства может служить размер штрафа в гривнах за убийство:

  • за управляющего княжьим двором (огнищанина) – 80;
  • за свободного человека – 40;
  • за холопа – 5.

Преимущества феодального строя

Феодализм привел к развитию и росту производства, по сравнению с предшествовавшим ему первобытнообщинным строем. Значительно окрепло земледелие – возникали новые отрасли, совершенствовались орудия труда, развивалось пашенное земледелие, распахивались новые земли. Усилилось разделение труда, росла его производительность, развивались ремесла.

Эти изменения привели к росту внутренней и внешней торговли и, как следствие, к развитию денежных отношений и чеканке собственных монет с конца X в. На перекрестках торговых путей возникали и крепли новые города, к концу XI в. на русских землях стояло 42 крупных города. Под защитой городских стен развивались науки и искусства, писались летописи, строились великолепные храмы, крепла православная церковь.

Ярослав Мудрый

В правление Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054) Киевская Русь крепла и богатела. Развивались науки и культура, налаживались отношения с Византией и другими странами, значительно укрепилась православная церковь. При нем были разбиты печенеги, в честь чего был заложен знаменитый киевский собор Святой Софии.

Великокняжеский титул достался Ярославу в результате кровавых внутрисемейных конфликтов. Его старший брат и предшественник на киевском престоле Святополк вошел в историю под прозвищем Окаянный. Предания приписывают ему убийство трех братьев в борьбе за власть. Ярославу удалось отвоевать отцовский престол, но полученный урок он усвоил.

Надеясь избежать борьбы за власть, он в своем завещании сам разделил владения между сыновьями, фактически положив начало раздробленности княжества. В Киеве сел Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, в Смоленске – Вячеслав, во Владимире Волынском – Игорь. Последним отцовским наказом Ярослав Мудрый велел сыновьям жить в согласии, признавая первенство старшего брата Изяслава. И сыновья выполняли условия отца почти 20 лет.

Триумвират Ярославичей

Триумвиратом называют систему управления Киевской Русью в период с 1054 г. по 1073 г. Его составили трое старших Ярославовичей, поддерживаемые младшими Вячеславом и Игорем. Русь при Ярославичах поначалу оставалась единой. Правление было успешным, союз самых сильных княжеств позволил поддерживать установленный порядок. Братья совместно отражали набеги кочевников-половцев и притязания на власть мелких князей из побочных ветвей Рюриковичей.

Читайте также  Государственные крестьяне (таблица)

Триумвират распался в 1073 г, когда Святослав и Всеволод изгнали из Киева старшего брата из-за его желания править единолично. Возможно, их поддержало киевское вече, уже изгонявшее Изяслава в 1068 г. Великим киевским князем стал Святослав. Изяслав бежал в Польшу, затем в Германию, но сумел вернуть себе престол в 1076 г, после смерти Святослава.

Междоусобица в роду Ярослава Мудрого

Кровавые распри на этом не закончились. Освободившийся после смерти брата черниговский престол занял Всеволод, оставив без удела старшего сына Святослава – Олега. Но племянника такое решение не устраивало, как и его младших братьев. Олег Святославович бежал в Тмутаракань, где сумел собрать сильную дружину. Кроме этого, он вступил в союз с половцами и сам повел их на русские земли. Святославовичи сумели захватить Чернигов, вынудив Всеволода Ярославовича бежать к брату в Киев.

Появление общего врага помирило старших Ярославичей. Они объединили дружины и выступили против племянника сообща. Проиграв битву, Олег Святославович вновь бежал на юг. Победное сражение стоило Изяславу жизни. В 1078 г на киевский престол сел последний Ярославич – Всеволод. В Чернигове он посадил своего сына – Владимира Мономаха.

В 1094 г, через год после смерти Всеволода, Олег вновь повел половцев на Чернигов и изгнал из него Мономаха. Половцам он заплатил разрешением на разграбление земель. За приведение на Русь извечных врагов Олег получил прозвище Гориславич.

Любечский съезд

Половцы стали серьезной опасностью для русичей. Умело используя внутренние распри князей, они разоряли русские земли, сдвинули к северу южные границы Киевского и Переяславского княжеств, вызвали миграцию русичей в северные земли.

Постоянные набеги кочевников были одной из основных причин княжеского съезда в 1097 г в г. Любече. Съезд стал попыткой покончить с междоусобицей – «Зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри?». В основе междоусобицы лежала устаревшая, противоречивая система наследования. Поэтому съездом был установлен новый порядок – «Пусть каждый владеет отчиной своей». Княжества стали наследственными владениями отдельных ветвей Рюриковичей. Только пять центральных княжеств остались в общей собственности рода, их престолы должны были занимать старшие в роду.

Этот закон разрушил единство государства. Междоусобицы после Любечского съезда стихли ненадолго. Единство Киевской Руси удалось временно восстановить при киевском княжении Владимира Мономаха, затем политику единства продолжил его сын Мстислав. Но с кончиной Мстислава временная централизация закончилась. Русь вступила в длительную эпоху феодальной раздробленности.

Этап раздробленности неизбежен при развитии феодальных отношений. Он закономерен для государств раннего феодализма, через него прошли многие страны Средневековья. Но феодальная раздробленность Древней Руси затянулась на 350 лет, что имело тяжелые последствия.

Крещение Руси. Расцвет киевской Руси.

В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило гос власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. # При Ярославе мудром киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Было около 400 церквей, 8 рынков. При Ярославе были возведены золотые ворота – парадный въезд в столицу древней Руси. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен софийский собор. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом гос деятель и писателя – Иллариона. Сам князь назывался царем. При Ярославе мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Почему этот период называют периодом расцвета?: = была упорядочена система управления страной, т.е. оформлена полит структура К.Р. = формируются эк связи в гос-ве = была создана законодат база г-ва = была упорядочена соц структура об-ва = была сформирована единая нац идея (христианство) Экономика КР: Основу эк жизни КР сост с/х = КР активно занимается внешн торговлей = продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота, рыбалка, собир-во, борт-во) = получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты, т.к. военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен-торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен. = Соц структура: = В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я: = люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки) = люди (свободные жены городск или сельской общины) = черные люди (полностью зависимые, полузавис)

К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабушка князя Владимира. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия (мирно или насильственно) в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: