Расширение феодального землевладения в хii–хiii в - Sogetsu-Mf.ru

Расширение феодального землевладения в хii–хiii в

Феодальная раздробленность на Руси в XII - XIII вв.

Расширение феодального землевладения в хii–хiii в

Феодальная раздробленность на Руси в XII — XIII вв.

Феодальная раздробленность на Руси в XII — XIII вв.

Феодальная раздробленность — закономерный этап исторического развития человеческого общества, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси удельные княжества постепенно обособляются от Киева.

Удельное княжество – это княжеское владение на Руси в 12- 15 вв.

Временные рамки феодальной раздробленности: формально с 1132 года (смерь Мстислава Великого) по XV век, до правления Ивана Грозного, когда завершился этап собирания земель вокруг Москвы.

Признакифеодальной раздробленности:

  • дробление единого государства на отдельные княжества;
  • каждое княжество имело свою систему управления, свою экономику, свою армию;
  • сохранение признаков единого государства.

Признаки единого государства:

  • формальная зависимость от Киева, который сохранял, хоть и слабую, роль политического центра,
  • общность культуры и языка,
  • единая религия и церковная организация.
  • единые правовые нормы – «Русская правда»,
  • осознание общей исторической судьбы.

Этапы политического дробления древнерусского государства:

  • 1054 г. После смерти Ярослава Мудрого началось обособление отдельных княжеств
  • 1097 г. Любечский съезд князей утвердил договор о закреплении княжеских престолов на местах за отдельными ветвями дома Рюриковичей
  • 1132 г. После смерти Мстислава Великого произошло окончательное дробление государства на отдельные земли и княжества
  • С 1132 г. процесс дробления продолжался уже внутри земель и княжеств

Причины феодальной раздробленности.

Экономические:

  • господство натурального хозяйства, что привело к отсутствию экономических связей между отдельными территориями;
  • развитие пашенного земледелия (трёхполья), что сделало сельское население оседлым и усилило стремление дружинников к владению землей;
  • рост и укрепление городов, что приводило к появлению новых политических центров, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой;
  • развитие ремесла, появление новых центров ремесла и торговли;
  • перемещение основных торговых путей;
  • ослабление Византии из-за нападений норманнов и сельджуков, что привело к сокращению торговли по пути «из варяг в греки»;
  • экономическая независимость крупных вотчинников и местных князей от Киева;
  • превращение дружинников в землевладельцев (на основе княжеского пожалования), из-за чего дружина стала менее «подвижной»: дружинники теперь не были заинтересованы в переходе вместе со своим князем на более почетный княжеский престол; напротив, они были заинтересованы в постоянном пребывании поблизости от своих вотчин.

Вывод: главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения.

Социально-политические:

  • раздел территории между наследниками, род Рюриковичей разделился на несколько династий, каждый удельный претендовал на главенствующую роль: у каждого князя была своя вотчина, складывался свой аппарат власти, появлялась своя дружина, которая не уступала киевской;
  • княжеские междоусобицы, ослаблявшие государство; переломный момент — Любечский съезд, разделивший Русскую землю на отчины.
  • развитие боярского землевладения,
  • борьба с кочевниками,
  • усиление местного аппарата управления.

Внешнеполитические:

исчезновение в 1120-е годы фактора внешней опасности (набегов половцев), который сдерживал процесс распада единого государства.

Особенности феодальной раздробленности:

  • В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепринятый политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.
  • Правители во всех землях Руси принадлежали к одной династии.

Последствия феодальной раздробленности.

Положительные:

  • развитие хозяйственной жизни, новых форм поземельных и политических отношений,
  • расцвет городов, ремёсел,
  • расцвет культуры отдельных княжеств, которая стала более разнообразной, появление новых центров летописания;
  • складывание новых торговых путей,
  • сохранение единого языка, единой культуры, общности.

Отрицательные:

  • постоянные княжеские усобицы,
  • конфликты между боярами и князьями,
  • дробление княжеств между наследниками,
  • ослабление обороноспособности и политического единства страны, уязвимость для внешних врагов,
  • слабость центральной власти.

Основные центры феодальной раздробленности.

В середине 12 века выделялось 15 княжеств, перед нашествием монголо-татар- 50, а в 14 веке – около 250.

Юго-запад Руси, между реками Днепр и Прут, Карпаты.

Центры: Галич. Холм, Львов.

Сильное боярство, оспаривающее власть князей.

Цент пашенного земледелия, обилие плодородных земель; добыча каменной соли и снабжение ею Южной Руси; активная внешняя торговля, рост городов; борьба за главенство на Руси и овладение Киевом; княжество находилось в приграничной зоне и постоянно втягивалось в вооружённые конфликты с соседями.

Ярослав Осмомысл (1153-1187, в Галиче).

Роман Мстиславович

(1170-1185, во Владимире-Волынском), в 1199 объединил земли и создал Галицко-Волынское княжество.

Даниил Романович

(1205-1264).

Значимые политические события:

объединение Галицкого и Волынского княжества Романом Мстиславовичем Галицким (1199).

Повторное объединение произошло при Данииле (1238).

В 1254 г. князь Даниил принял титул «короля Руси» от папы римского.

В 1303 г. Юрий I Львович добился от патриарха Константинопольского признания отдельной Малорусской митрополии.

В 1349 г. Галиция была завоевана польским королем Казимиром III Великим.

Северо- Восточная Русь.

Сильная княжеская власть, которой подчинены бояре и дворяне.

Слабые вечевые традиции, слабое боярство, сильная княжеская власть.

Основная отрасль хозяйства – земледелие, суровый климат, постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников и нормальных условий для ведения хозяйства;

удобное расположение – на пересечении торговых путей по рекам Ока и Волга; быстрый рост городов (Ростов, Владимир, Суздаль, Ярославль, Рязань, Москва, Переяславль-Залесский, Кострома; освоение новых земель;

Юрий Владимирович Долгорукий (сын Владимира Мономаха)

Андрей Юрьевич Боголюбский

Всеволод III Большое Гнездо (1174-1212),

Александр Невский (1252-1263)

Владимиро-Суздальские князья были талантливыми организаторами и военачальниками.

Значимые политические события.

Существенный вклад внес Юрий Долгорукий (1113-1157), который перенес столицу своих владений в Суздаль (1125). С его именем связано первое документальное упоминание о Москве (1147).

В 1154 г. его сын Андрей Боголюбский (1157-1174) избрал своей резиденцией город Владимир.

1299 г. — во Владимир была перенесена резиденция митрополита (митрополит Максим).

Правление Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212) было периодом расцвета Северо-Восточной Руси. Его старшинство признавалось во всех русских землях, кроме Чернигова и Полоцка.

Александр Невский (1252-1263) был последним князем, княжившим непосредственно во Владимире. После его смерти Северо-Восточная Русь распалась на полтора десятка фактически самостоятельных удельных княжеств.

Великий Новгород

Слабая княжеская власть, сильное боярство и купечество, сильная позиция местного владыки церкви.

Всеволод Мстиславович (внук Владимира Мономаха),

Значимые политические события.

В 1136 г. из Новгорода изгнали князя Всеволода Мстиславовича и провозгласили республику.

В 1256 г. при содействии Александра Невского Новгород был включен в систему монголо-татарского ига.

В 1268 г. из Новгородской выделилась Псковская республика. Политический строй:

высший законодательный орган власти в Новгороде и в Пскове – вече, то есть собрание мужского населения города, которое решало вопросы войны и мира, выборов и смещения должностных лиц, наделения землей и привилегиями, принятия законодательных актов и др.

Вече избирало Боярский совет (или Совет господ) — высший государственный орган, обладавший реальной властью и решавший важнейшие вопросы государственной важности.

Он состоял из архиепископа, посадника, тысяцкого, пяти старост городских концов, сотских старост, прежних посадников и тысяцких.

Посаднику принадлежала исполнительная власть, он председательствовал на вече, вел международные переговоры, участвовал в суде, возглавлял полки (в военное время) и контролировал князя.

Заседал Боярский совет по мере надобности под председательством архиепископа в его резиденции.

Князья призывались вечем из соседних княжеств в качестве военачальников.

Новгородская республика была захвачена Иваном III в ходе битвы у р. Шелонь 1471 г. и последующим походом 1478 г.

ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

2. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву­мя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непро­изводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священно­служители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ре­месла, поступавшие по трансконтинеталь­ным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и мо­настырей или превращались в личную собственность, а в да­ль­нейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.

Феодальное землевладение в Древней Руси осуществля­лось следующими способами:

налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, об­рок и др.); исполнения земледельцами-производителями различных повинностей; непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения); использованием наемного труда; правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разреше­ние межевых споров, отчуждение и т.п.

Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменять­ся для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам гео­графии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, мо­на­стырских и др. – в зави­симости от местных условий, отношений и со временем. На­иболь­шее значение в киевс­кий период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйс­твенного производства, так и в отношении численности свя­занного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная ре­нта.

Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законода­тельно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, но­сили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельче­ского населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в по­сле­ду­ю­щие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки кото­рого сохранились до XX в.

Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона воз­никла и распространилась другая форма землевладения – свободное воору­женное зем­леделие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло про­исходить лишь в относи­тельно мирной и лояльной среде. Так возникали во­лости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения свя­занные с город­ским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первона­чально могло с ним совпадать.

Центром административно-территориального владения князя (княжества, земли), где находилась его дружина, резиденция, администрация и казна – был стольный город. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Полоцке, в Ростово-Суздаль­ской земле князья имели городские теремные дворы и загородные резиденции, среди которых известны: Вышгород («Ольгин град»), новгородских князей – на Городище и в селе Ракома (Ярослав), Смядынь под Смоленском, ростов-суздальских – Владимир, Боголюбово – Андрея и др.

Отношения с населением окняженных территорий строились путем:

1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);

2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);

3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);

Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. вхо­дили: посадник, даньщик, черноборец, подъ­ездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.

Возникновение постоянной прослойки профессиональных воинов в восточнославянском обществе по данным современных источников датируется VI-VII вв. Дружина князя существовала за счет его доходов и делились на старшую, состояв­шую из «княжих мужей» (позднее – боярская дума), и младшую – постоянно находившийся при князе вооруженный от­ряд. Старшие дружинники принимали участие военных, админисративных, политиче­ских, торговых, финансовых и других делах князя. Младшие дружинники находились при князе, прожи­вая в гридницах, а в невоенное время кроме ратной службы выполняли ис­полнительные обязанности, участвовали в охоте, сборе даней и др.

С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.

В Галицко-Волынской земле был случай, когда княжеский стол занял боярин: в 1210 г. «Володислав (боярин) въеха в Галич, вокняжися и сидя на столе».

Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Бере­стове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя мог­ло быть не­сколько таких во­лостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, ко­торые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.

Читайте также  Карта: российская империя в xix веке

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с юж­ных земель, позд­нее – распространяется к северу и северо-вос­току.

В XI в. на Ру­си возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укреплен­ные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – бо­ярство, которое фор­ми­ровалось из старшей дру­жины и общинной знати. Доходы дружи­ников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – че­ля­ди и холопов, однако, в целом, частных земель­ных владе­ний феодалов было относительно немного, основную часть на­селения составляли сво­бод­ные об­щин­ники.

Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в за­ви­симости от ме­стных условий и вида собственности: от зажи­точного или даже богатого с использованием на­емного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти зем­ледельца (смерда или холопа) – при отсутствии на­след­ников – его имущество при­над­лежало собст­вен­нику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.

Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным зем­левладе­нием, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укреплен­ное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор на­чина­ется про­цесс образования дворянства. В дальнейшем круп­ные землевладельцы име­ли свои вооруженные отряды. Частные земле­владельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.

В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собствен­ности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хо­зяй­ства, при этом не оговари­вается чья это межа: производителя, об­щины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.

Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.

В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в пе­рио­д раннего феода­лизма характерные отношения еще не охватили всего населе­ния она длительное время сохраняла дохри­сти­анские родо­пле­мен­ные традиции.

После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Пер­воначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и до­ходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подве­домственны церков­ному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведов­ст­во, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство вне­брачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собст­венные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже суще­ствовали.

В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.

Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравни­тельно мирными. Вой­ны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреб­лению мест­ного на­селения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздаль­ской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Са­мой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.

Правильная колонизация южных степей остановилась в X в. где-то по линии Воин (Желни) – Лтава – Донец; и рече Володимеръ: «Се не добро, еже малъ городъ около Киева. И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словенъ, и от кривич, и от чюди, и от вятичь. и от сихъ насели грады; бе бо рать от печенегъ»; и вовсе была прекращена половцами в XII в.; славянские поселения Се­верного При­черноморья пришли в упадок – Тмутаракань последний раз упоминается в летописи в 1094 г.

Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сы­новей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.

На съездах в Любече (1097 г.), Витичеве (1100 г.) и Долобоке, созванных благодаря усилиям Владимира Мономаха, князья целовали крест, что больше не будут участвовать в междоусобицах и обязыва­лись совместно бороться против нарушителей согласия, но в Любече сказали твердо: «каж­дый да держит отчину свою». В (1111 г.) объединенное вы­ступление князей под руководством Владимира привело к успеху в Задонских степях на реке Сал, после чего Русь более 20 лет не знала нашествий кочевников.

Последним Великим Князем Киевской Руси был Мстислав (1125-1132 гг.) сын Моно­маха. В 1169 г. сын Ю.Долгорукого князь А.Боголюбский, возглавил коалицию против Киева, ослаблен­ного внутренними и внешними конфликтами, захватил его и отдал своему брату, а затем и сам пал от рук «кучкового семени» – по­сле чего Ки­евская Русь окончательно распалась на полтора десятка независимых земель; в таком виде она сущес­т­во­вала вплоть до второй черверти XIII в.

В 1221 г., в Киеве по инициативе Галицкого князя Мстислава состоялся новый и по­следний съезд феодалов – предшественник Калки (Кальмиус) и мон­голо-татар­ского на­ше­ствия.

Русские земли в XII-XIII вв. Феодальная раздробленность и ее последствия.

В XII в. Русь вступает в период феодальной раздробленности. Это был исторически закономерный этап развития феодального общества, через который прошли и страны Западной Европы. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств и земель. Следует обратить внимание на хронологические рамки периода. Тенденция к феодальной раздробленности проявилась еще в XI в., но условно принято считать началом раздробленности Киевской Руси смерть князя Мстислава Владимировича в 1132 г. В XIII в. процесс феодальной раздробленности не прекратился, однако завоевания русских княжеств монголо-татарами существенно отразилось на нем, что позволяет период зависимости выделить в самостоятельный этап.

Одной их главных причин раздробленности Древнерусского государства (как и других феодальных государств) явился бурный рост производительных сил общества, прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы.

Подъем ремесла и торговли ускорил развитие новых городских центров. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 300 городов. Окраинные молодые города часто своим богатством затмевали столицу. Усложнялась социальная структура русского общества, крупное боярство, торговцы, ремесленники, городские низы, крестьяне. В этот период не только князья , но и бояре обзаводились земельными владениями – вотчинами, что прочно привязывало их к местным центрам и местным князям.

Киев терял свою роль в жизни русских земель, что не было предопределено, а обуславливалось конкретно-историческими событиями. Благодаря крестовым походам Запад проложил себе новые торговые пути на Восток, что сказалось на старых посреднических торговых центрах, в том числе и на Киеве. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов в Константинополь и крымские города. Половцы постоянно опустошали земли Южной Руси, население стало искать более спокойных мест для жительства. Таковыми являлись внешнеполитические причины.

К внутренним политическим причинам, способствовавшим раздробленности русских земель, следует отнести, во-первых , порядок наследования великокняжеского престола и, во-вторых, княжеские усобицы по поводу Киевского стола. Первое выступило в роли своеобразной предпосылки раздробленности. Со времен Ярослава Владимировича старший получал Киевский стол, а другие дети – разные земли во владениях. Постепенно каждое княжество получило свою династию. Сложилась так называемая удельная система. Но традиционно княжеский род сохранил память о престиже Киева – «матери городов русских», что провоцировало местных князей стремиться к обладанию Киевским престолом.

Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси, наиболее крупными были ?

Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское.

Эти государства при значительной пестроте экономических условий по политическому устройству можно разделить на два основных вида ? феодальные монархии и феодальные республики (Новгород, Псков).

Галицко — Волынское княжество занимало обширную территорию – от границ земель пруссов и литовцев до Дуная и от Буга до Закарпатья. Это был край с плодородными землями, богатыми лесами, многочисленными городами. Здесь проходили многочисленные торговые пути , в Центральную и Западную Европу, в Балтию, на Восток. Это способствовало экономическому росту и усилению политического влияния княжества. До конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали раздельно. Их объединение произошло в 1199 г., когда князю Роману Мстиславовичу удалось подавить сепаратизм местной боярской знати. На короткое время он занял Киевский престол (1203 г.), приняв титул великого князя. В Галицко — Волынском княжестве боярская знать была экономически сильной, и после смерти Романа в 1205 г. началась борьба боярских группировок за власть. Ослаблением политического единства воспользовались польские и венгерские феодалы. Сыну Романа Даниилу (1238-1264 гг.) пришлось выдержать длительную борьбу и добиться восстановления независимости и политического единства Галицко — Волынского княжества в 1238 г. Во время его правления Галицко — Волынское княжество достигло своего расцвета. Были построены новые города (Холм, Львов и др.), значительно расширились торговые и политические связи с соседними странами. Галицко-Волынское княжество было разорено в 1240 г. монголо-татарами, а в XIV в. территория княжество попала под власть Польши, Литвы и Венгрии.

Ростово — или Владимиро — Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги, граничила с Рязанским, Черниговским, Смоленским княжествами и Новгородской землей. До IX в. в крае жили восточно-финно

Читайте также  Культ личности сталина для общества

— угорские племена (меря, весь, мурома), которые слились со славянами (вятичами и кривичами). В крае было много лесов, которые служили защитой от внешних врагов и основой многих промыслов. Население занималось земледелием, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, боровым промыслом. В городе и селе были развиты ремесла. Обилие рек способствовало развитию торговли. Важнейший торговый путь проходил по реке Волге. Усилившийся приток переселенцев из Новгородской и Смоленской, а затем из южных земель в конце XI в. способствовал быстрому развитию Ростово-Суздальской земли.

Политическое обособление края от Киева произошло при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гг.). Этот князь положил начало местной династии. Юрий Долгорукий боролся, с одной стороны, за расширение границ своего княжества, а с другой – за великокняжеский Киевский престол, который захватил в 1155 г. С именем этого князя связано основание Москвы (1147 г.). Расцвет Северо — восточной Руси связывают с деятельностью Андрея Боголюбского (1157 – 1174 гг.) и Всеволода Юрьевича (1176 – 1212 гг.). Андрей Боголюбский являл собой образец динамичного феодального правителя. Он был храбрым полководцем, целеустремленным и жестоким государственным деятелем, властолюбивым человеком. Андрей перенес столицу во Владимир — на — Клязьме. В своих действиях он опирался на зависимых от него служилых феодалов — дворян, мало считаясь с боярами и братьями — князьями. Его политика была направлена на укрепление авторитета Владимиро — Суздальского княжества. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси. Самовластие князя порождало заговоры, в результате одного из них Андрей Боголюбский был убит (1174 г.). После двухлетней феодальной усобицы престол занял Всеволод, получивший прозвище Большое Гнездо. Он продолжил политику расширения влияния Северо — восточной Руси. Но после смерти Всеволода Юрьевича само Владимирское княжество распалось на семь образований, причем владимирский князь стал первым среди равных князей Северо-восточной Руси.

Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана да верховья реки Волги и отПрибалтики до Урала. Особенности этой земли определились рано. Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей.

Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою независимость. Неплодородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень развития ремесла и торговли. В Новгородской республике сложился особый общественно — политический строй.

Для Новгорода характерно было призвание князя на престол. Князь был, прежде всего, военачальником, исполнял представительные функции, был символом единства новгородских земель. Его права и обязанности были оговорены в ряде (договоре) между князем и городом, причем город мог прогнать князя в любой момент. Такое положение сложилось после восстания горожан в 1136 г. Новгород прогнал князя, отделился от Киева и стал боярской республикой.

Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Вече принимало решения по вопросам войны и мира, утверждало уставы и законы, заключало договоры с князьями. Вече являлось верховным судом республики. Вече выбирало правителей город а посадника, тысяцкого, архиепископа. Посадник управлял городом, судил население и контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял городское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви, хранителем эталонов мер весов, скреплял печатью договоры с иностранцами. Однако, несмотря на большую роль веча в жизни Новгорода, власть в республике фактически принадлежала верхушке боярства и купечества. Новгородское боярство являлось кастовым, т.е. боярином можно было только родиться. Богатство бояршло от их участия в дележе государственных доходов, ростовщичества и эксплуатации ремесленников, живших на их усадьбах.

Новгород вел постоянную борьбу за независимость против соседних княжеств,

стремящихся подчинить себе богатый город. Он являлс

я торговым, политическим и

военным форпостом на северо-западных рубежах страны.

Таким образом, в XII в. Древнерусское государство вступило в период феодальной раздробленности. По результатам этот процесс был двойственным.

С одной стороны, раздвинулись границы русских земель, развились производительные силы. Натуральное хозяйство сосуществовало со специализированным ремесленным производством, которое разнообразилось и совершенствовалось. Городская культура достигла своего апогея. Ценности духовной культуры, утвердившиеся в социальных верхах, проникли в массы, отразившись в быте, хозяйствах, преданиях.

С другой стороны, междоусобицы проходили исключительно на русских территориях. Для борьбы с соперником русские князья нередко приглашали степняков. И кто бы ни победил, погибало русское население, сжигались русские города и села.

Усобицы приводили к запущению освоенных плодородных земель и к ослаблению военной мощи русских княжеств. Поэтому в сознание русских людей идея единения воспринималась как благо, а раздор – зло.

В период феодальной раздробленности возросла роль православной церкви, которая выступала идеологическим и организационным скрепом русских земель.

Как отмечают историки, распад русских земель никогда не был полным, всегда сохранялись предпосылки для их будущего объединения (общие религия, язык, право, традиции, ментальность, экономические связи).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Русские земли в XII-XIII вв. Феодальная раздробленность и ее последствия.

Русские земли в XII-XIII вв. Феодальная раздробленность и ее последствия.

Русские земли в XII-XIII вв. Феодальная раздробленность и ее последствия.

XII—XIII вв. АКТЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА ВВЕДЕНИЕ

Публикуемые акты дают ценные материалы для истории феодального землевладения в Великом Новгороде. В Новгороде экспроприация общинных земель была произведена крупным боярством и церковными феодалами.

В архивах Великого Новгорода сохранились древнейшие русские акты феодального землевладения и хозяйства и, в первую очередь, грамота великого князя Мстислава Владимировича — древнейший русский акт, сохранившийся в подлиннике, характеризующий феодальный иммунитет в. Грамоты князей Всеволода Мстиславича и Изяслава Мстиславича характеризуют феодальное землевладение крупных новгородских монастырей-вотчинников. Вкладная Варлаама Хутынского — древнейший из дошедших до нас русских частных актов. Эта грамота, как и духовная новгородца Климента, дает ценные сведения о хозяйстве новгородской боярской и купеческой знати.

1 1 25 — 1 1 32 гг.

ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА И СЫНА ЕГО ВСЕВОЛОДА НОВГОРОДСКОМУ ЮРЬЕВУ МОНАСТЫРЮ

ПОЛЮДЬЕ И СЕРЕБРЯНОЕ БЛЮДО

Се аз, Мьстислав Володимирь сын, дьржа Русьску землю, в свое княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати [Буи]це 1 святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами, [и вено во. . .кое] 2. Даже который князь по моемь княжении почьнеть хотети отъяти у свя- таго Георги [я, а] бог буди за темь и святая богородица, и тъ святыи Георгии у него то отимаеть. И ты, игумене [Исайе], и вы, братие, донеле же ся мир състоить, молите бога за мя и за мое дети, кто ся изоостанеть в манастыри, то вы темь дължьни есте молити за ны бога и при животе и в съмьрти.

ГВН и П Kq 81 В скобках помещаем стершиеся части текста, теперь не под- дающиеся прочтению, но в свое время прочитанные русскими исследователями. Вписано между строк другим почерком, повидимому, уже после- написания грамоты.

1 1 25 — 1 1 37 гг.

ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА МСТИСЛАВИЧА ЮРЬЕВУ МОНАСТЫРЮ НА РЕЛЬ У ВОЛХОВА С УСТАНОВЛЕНИЕМ МЕЖ

МЕЖДУ ЮРЬЕВЫМ И ПАНТЕЛЕЙМОНОВЫМ МОНАСТЫРЯМИ

Се аз князь великыи Всеволод дал есми святому Георгию рель от Волхова по крьст, по ручью в Мячино, и велел есми учинити межу промежь Юрьевым монастырем и Пантелеевым монастырем: по излогу ввьрх Мячином на горки, да в болото Дрянь к Рускому пути, от пути на горки, да в прость. А кто сие мое слово переставить, ино судить ему бог и святыи мученик Георгии в семь веце и ^ будущем.

1 1 25 — 1 1 37 гг.

ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА МСТИСЛАВИЧА ЮРЬЕВУ МОНАСТЫРЮ НА ТЕРПУЖСКИИ ПОГОСТ ЛЯХОВИЧИ

Се аз князь великыи Всеволод дал есмь святому Георгию Терпужьскыи погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища на Ловати, а по Ло- вати ка низ по конец Водоса за рекою за Любытиною по большии мъхи, с больших мхов на вьрх межьника, с того межьника на Каменичища на усть Березна, со обе стороны

межьник ввьрх Березна, по обе стороны ввьрх Березна иа вьрх Глистьны по чистыи мох, от Морее с вьрх Глистьне на вьрх Робьи Ильмны, с вьрх Робьи на вьрх Лебединьца, с вьрх Лебединьца на вьрх Възвада, с вьрх Възвада на вьрх Городьни, на низ по одной стороне до Робьи. А то дал есмь святому Георгию во векы. А хто поступить, судиться со мною перед Георгиемь в сии век и в будущии.

1 1 4 6 — 1 1 55 гг.

ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИЗЯСЛАВА МСТИСЛАВИЧА НОВГОРОДСКОМУ ПАНТЕЛЕЙМОНОВУ МОНАСТЫРЮ НА СЕЛО ВИТОСЛАВИЦЬ

Се ез князь великыи Изяслав Мьстиславичь, по благословению епискупа Нифонта, испрошав есми у Нова- города святому Пантелеймону землю село Витославиць и Смерд и поля Ушьково и до прости. А завод той земли от Юрьевской ораницы простью ввьрх, и с прости возле Ушь- ковскую ораницу по вьрхнеи стороне да направо в лог, логом по вьрховью Мячина и Мячином въниз по вешьнюю воду и Добрыни улици к Образу святому, от Добрыни улице Мячином ввьрх подъле рель да налево в Великыи ручей, ручьем ввьрх подъле княжую рель до Юрьевского межьника, чьто крьст стоить под межьникомь, от Юрьевского межьника логомь подъле Юрьевскому рель, да подъле Юрьевскую ораницю логомь да по конець логу промежь ораницы Юрьевской Ушькова поля да в прость. А в тое

земли, ни в пожьни, ни в тони не въступатися ни князю, ни епискупу, ни боярину, ни кому. А кто почьнеть въсту- патися в тое землю, и в воду, и в пожьни или князь или епискуп, или хто иметь силу деяти, и он в второе пришь- ствие станеть тяжатися с святым Пантелеймоном.

Не позднее 1147 г, ДАННАЯ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА АНТОНИЕВУ МОНАСТЫРЮ НА ЗЕМЛЮ У РЕКИ ВОЛХОВА, КУПЛЕННУЮ ИМ У СМЕХНА И ПРОХНА ИВАНОВЫХ ДЕТЕЙ

Се труд, госпоже моя пречистая богородица, имь же трудихся на месте семь. Купил есми землю Пречистые в дом у Смехна да у Прохна у Ивановых детей у посад- ничих. А дал есми сто рублев. А обвод той земли от реке от Волхова Виткою ручьем вверх, да на Лющик, да Лю- щиком ко кресту, а от креста на коровеи прогон, а коровем прогоном на олху, а от олхи на еловой куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым внис, а Донец впал в Деревяницу, а Деревяница впала в Волхов. А той земле и межа. А кто на сию землю наступит, а то управит мати божия.

Не позднее 1147 г. ДУХОВНАЯ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА

Се яз, Антонии, хужши во мнисех, изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа.

На обороте составов 1—3:

Лета 7081-го августа в 15 день, на праздник Успенье пречистые владычицы богородицы, на всеношнои у Софеи премудрости божии, государь царь и великии князь Иван Васильевичь всея Русии сеи списка з духовной грамоте Он* тонья чюдотворца слушал и, выслушав, пожаловал в своей государеве отчины в Великом Новегороде в своем госуда- реве богомолье, в Онтонове монастыре, игумена Мисаила з братьею, или иные по нем игумены в том манастыри будут. Ходити им по сеи духовной по старине; и грамоту им государь жаловалную пожаловал дал и велел подписати свою государеву жаловалную грамоту дияку своему ноугородц- кому Ивану Собакину. А подписал на сем списку по госу-

Читайте также  Обходный маневр кутузова и переход русской армии в контрнаступление

дареву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии приказу дияк Иван Собакин.

Лета 7092-го августа в 31 день государь царь и вели- кии князь Федор Ивановичь всеа Русии сего списка з духовные грамоты чюдотворца Онтонья слушал и, выслушав, пожаловал в своей отчине в Великом Новегороде Онтонова монастыря игумена Кирила з братьею, или кто по нем в том монастыре иныи игумен будет, велел им по сеи духовной ходити по старине, и грамоты им жаловалные велел подписати на свое царево и великого князя имя диаку своему Дружине Петелину.

Лета 7114-го июля в 30 день государь царь и великии князь Василеи Ивановичь всеа Русии сего списка з духовные грамоты чюдотворца Онтония слушал, а, выслушав,, в своей отчине в Великом Новегороде Онтонова монастыря игумена Харитона з братьею, или хто по нем в том монастыре иный игумен будет, пожаловал, велел им по сеи духовной ходити по старине, и грамоты им жаловалные велел подписати на свое царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии имя. Государев царев и великого князя Василья Ивановича всеа Русии диак Захареи Свиязев.

Лета 7125 июня В 24 день государь царь и великии князь Михаило Федоровичь всеа Русии сего списка з духовные грамоты чюдотворца Онтония слушал, а, выслушав, Онтонова монастыря игумена Павла з братиею, или хто по нем в том монастыре иныи игумен и братия будут, пожаловал, велел им по сеи духовной ходити по старине, и грамоты им жаловалные велел подписать на свое царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имя. А подписал государев царев и великого князя Михаилах Федоровича всеа Русии диак Иван Болотников.

Около 1211 г. ДАННАЯ ВАРАААМА СПАСО-ХУТЫНСКОМУ МОНАСТЫРЮ НА ЗЕМЛЮ С УГОДЬЯМИ, ЧЕЛЯДЬЮ И СКОТОМ

Се въдале Варламе святому Спасу [з]емлю и огород, и ловища рыбьная и гоголиная, и пожни: 1) рьль противу села за Волховом, 2) на Волхевьци коле, 3) корь, 4) ло[зь], 5) волмина, 6) на острове и с нивами. Вху же ту землю Хути[ньскую] въдале святому Спасу и с челядию и с скотиною. А се брат[ии дал]: 1) отрок с женою, 2) Вълос[ъ]gt; 3) девъка Феврония с двема сын[овьци], 4) недачь; а конь шестеро и корова. Се другое село на Слудици за. . . бнею въдале святому Спасу, и божниця в немь святаго Георгия, и ниви, и пожни, и ловищя и еже в немь. Се же все дал Варлам Михалев сын святому Спасу. Аще кто дияволъмь [науч]ен и злыми [человекы наважен цьто] хочеть отъяти, от нив ли, от пожьнь ли, или от ловищь, а буди ему про- тиве[н] святыи Спас и в сь век и в будущии.

Не позднее 1270 г. ДУХОВНАЯ КЛИМЕНТА

В имя отця и сына и святаго духа. Се аз раб божии Климянт [XXI] [даю] [XXII] святому Гергью и игумену Варламу и всей братье, что възял ес[м]ь 20 гривн серебра на свои

рукы святаго Гергья, было же бы ми чим заплатит [и].. Даю за все за то два села с обильемь, и с лошадьми, и с борътью, и с малыми селищи, и пьнь и колода, одерьнь* святому Гергью; а заводник сусед мои Опаль. А Калисту есмь дал Микшиньское село с огородом и с борътью. А Воинову сынови Анъдрею даю Самуиловьское село, и пьнь и. . . .ду [XXIII] и борътью; то же есмь не даром дал, платил за мен[е Д]анило и Воин искуп литовьскыи. [Во]лодиславу Даниловичю даю сивыи же[ре]бець, а Василю брату даю- щит Въиновьскыи, оже Вельяминовьскыи жеребечь. [А] свою жену приказываю игумену Варламу и всей [XXIV] братьи^ А и[з] свинеи из моих Самуиле дайте борой лутьшии; а в скоте, в овцях и в свиньях розделить с женою моею напол. А жена моя пострижеться в чернице, есть е[и] чим ся пострици, и двор городьскыи ей ж даю. А про се кла- няюся игумену и всей братье: а жена моя пострижеться в чернице, то выдайте ей четверть, оть не будеть голодна; или того не въслушаеть, а нечто меншее дадите ей. Хотя подо мн[ою] что останеться, или лошак или оружье, то все даю святому Гергыо. А про куны, чимь то ми ся было вам платити: в купецьском съте у Фомы 8 гривн възмите, а у Борькы 4 гривне, у Фомы у Моръшня особьнеи 2 гривне без 2-ю ногату, а на поральское серебро наклада възяти Климяте на Борьке 13 ногате и гривна, а у Савиниця съимати Климяте с Бор[ько]ю пять гривн, а в том

Вътьши 2 гривне Климяте 40 резан, а Жихневе. . . ^

у Хотьвита взяти Климяте гривна солоных кун, у [К]ъчь- ня полъгривны, а Къ. . .зя, а полъгривны, у Козельця с Ламлян[ы] полъгривны, на Дуране 7 гривн, у Михальця. полъгривне, у Еремея без 10 резан 2 гривне, у Гюрья 13 ногате, у Климяте гривна, у [Въ]тьше гривна. Или кто» почнеть ся запирати того, тъ станет со мною перед богомь. А ты, Варламе, исправи, того же деля написах, зан да не было у мене брата, ни сыну. Аже кто вьс[ту]пить на сю грам[от]у, да не со мною с однымь станеть пре богомь, с всимь моимь племенем [ь].

1. Расширение феодального землевладения

К середине XII в., когда завершился процесс перехода к феодальной раздробленности, на основе Киевской Руси возникло около 15 самостоятельных княжеств, соответствующих прежним территориальным единицам: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Муроме-Рязанское, Переяславское, Полоцко-Минское, Смоленское, Тьмутараканское, Турово-Пинское, Черниговское, а также Новгородская феодальная республика и отпочковавшаяся от нее Псковская земля. Наиболее крупными, оказывающими влияние на соседние с ними земли и княжества, были Владимиро-Суздальское или Ростово-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Число самостоятельных образований не было постоянным в виду частых разделов или реже объединений. К середине XIII в. насчитывалось около 50 княжеств и земель, а в XIV в., когда начался процесс объединения, их количество достигало 250. Эти княжества и земли не были связаны едиными законами, порядком наследования власти и общей государственной властью. В период раздробленности Русь представляла собой территориальную совокупность отдельных самостоятельных и раздробленных частных феодальных владений — княжеских и боярских вотчин и зависимых в разной степени крестьянских хозяйств.

Основой такого порядка являлось развитие частного феодального (княжеского и боярского) землевладения, присоединение к этим владениям земель общинников и установление их зависимости от феодала. Феодальная вотчина, образующаяся путем насильственного присоединения общинных земель и закрепощения крестьян-общинников, выступает основной формой и центром экономической и политической жизни страны. Вотчина стала главным звеном хозяйства и формой феодальной земельной собственности. Особенностью землевладения феодалов было закрепление их собственности с политическими правами, обязательствами вассальной иерархической зависимости. Захват общинных (черных) земель означал также и признание их в верховном владении князя. Появление верховного владельца не было лишь номинальным актом. На эти земли накладывалось податное обязательство. Владелец этих землями земель должен был выплачивать за них подать. Однако право владения еще долгое время (до конца XV в.) признается за обрабатывающими землю крестьянами.

Между тем происходит сокращение «черных земель», находящихся во владении крестьян-общинников, и расширение собственности князей, бояр. Бояре получали от князя (суверена) часть доходов от земель — кормление или доход с государственных должностей бояр.

Военной опорой князя была дружина, характер которой в период феодальной раздробленности изменился. Старшие дружинники, или бояре, оседали на земле. В этих условиях князь должен был набирать военных слуг, которые получали от князя за время несения службы землю. Утверждалось условное землевладение, из которого возникала поместная форма владения землей феодалом. Условное землевладение означало, что земля предоставлялась в обеспечение службы, росло церковное и монастырское землевладение. Крестьяне-общинники, прежние владельцы «черных» земель (черносошные), становились зависимыми «держателями» владельческой земли. По сравнению с частновладельческими крестьянами черносошные имели большую хозяйственную самостоятельность: иногда они могли продавать свои земельные участки. В дальнейшем государство стало жестоко пресекать эту практику.

В XII в. часть крестьян начинает терять не только «черные» земли, но и хозяйственную самостоятельность, и личную свободу. Получение от феодала ссуды, а затем задолженность и невозможность покинуть эту землю стали причиной экономической и личной зависимости крестьянина. В XIII—XIV вв. крестьяне еще сохраняли за собой право перехода при уплате ссуды и выполнении своих обязательств к другому владельцу земли. В процессе складывания централизованного государства укрепляется отношение к «черным» землям как к «государевым».

К XIII—XIV вв. развитие вотчинного землевладения, закрепощение масс крестьян свидетельствуют о том, что феодальные отношения стали решающими. Экономической основой этих отношений выступают землевладение и землевладельческое хозяйство, основанное на использовании труда зависимых крестьян. Собственник-феодал выступает «государем» над всем населением, живущим в его вотчинных владениях, он осуществляет управление и свершает суд. Основу зависимых, крепостнических отношений непосредственного производителя (крестьянина) к владельцу земли (феодалу) составляет экономическое принуждение в форме задолженности, нехватки крестьянину земли, а также внеэкономическое принуждение в виде прикрепления крестьянина к земле, превращение его в крепостного.

Помимо частновладельческой вотчины существуют княжеское, или дворцовое, землевладение и хозяйство. Удельный князь расширял свои вотчинные владения, как силой, так и покупкой земель у разоряющихся владельцев. Так, Иван I Калита смог завещать своим детям уже 54 села, Василий Темный — 125 сел. Серпуховской и Боровский князья — несколько десятков сел. Дмитровский — 31 село и т. д. Были распространены следующие виды вотчин: княжеские, родовые, купленные, пожалованные.

Церкви и монастыри расширяли свои владения за счет дарения им князьями и боярами сел и земель, покупки, а также захвата земель силой. Так, к XIV в. крупнейшими землевладельцами стали монастыри: Троице-Сергиев (близ Москвы), Кириллов (у Белоозера), Соловецкий (на островах в Белом море). Земли за церквями и монастырями закреплялись навсегда.

Феодал, владевший собственностью на землю и правом на труд крестьянина, использовал различные формы эксплуатации. Феодальная рента была основной формой эксплуатации крестьянства. Различным ступеням развития феодальных отношений соответствовали и различные формы ренты — отработочная, натуральная (продуктовая) и денежная. В период феодальной раздробленности значение продуктовой ренты возросло в большей мере, чем отработочной, что стимулировало рост производительности труда. Это не означало, что отработочная рента исчезла, она использовалась наряду с продуктовой. Например, крестьяне, принадлежавшие монастырям, помимо продуктового оброка, обязаны были строить церковь, хоромы, огораживать монастырь и его двор, пахать пашню игумена, сеять, жать, запасать сено, ухаживать за садом, прудить и чистить пруды. В XV в. с ростом поместной формы землевладения происходило усиление барщины. Частновладельческие крестьяне платили ренту вотчиннику, помещику, монастырям и церкви, а черносошные крестьяне платили ренту и подати государству.

В период феодальной раздробленности на Руси не существовало единой окладной податной единицы, каждое княжество имело свои особенности. Оклады производились по сохам, людям и по силе (количеству труда). Кроме того, отдельные группы феодального крестьянства облагались податями неодинаково. Например, половники государевых податей или не платили, или платили их в уменьшенном размере.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: