Российские сословия xix века

Род С-М. Структура общества в XIX в Чтобы лучше понять место и социальный статус предков рода Суворовых-Максимовых в структуре российского общества XIX века, нужно понимать и знать, что положение

Российские сословия xix века

Род С-М. Структура общества в XIX в

Чтобы лучше понять место и социальный статус предков рода Суворовых-Максимовых в структуре российского общества XIX века, нужно понимать и знать, что положение сословий в то время (первая половина XIX в.) было обусловлено аграрной реформой и разложением крепостнического строя в России. Классовая структура российского общества начинала изменяться: ещё сохранялись стародавние классы феодалов-помещиков и крестьян, но уже зарождались новые классы – капиталистическая буржуазия и рабочий пролетариат. При этом официально в России XIX века было 6 сословий: аристократия царских и княжеских родовых кланов; дворянство, духовенство, крестьянство, городские обыватели и казачество.

В 1897 году крестьянство составляло 84% от всего населения России, городские обыватели (мещане) – 11,9%, казачество – 9,9%, дворянство – 1,1%, духовенство – 0,5%, родовая аристократия – несколько сотен человек. Всего в России в 1897 году проживало 129 142 100 человек. Кстати, по сравнению с началом XIX века крестьянство в конце XIX века уменьшилось на 3,4%, казачество увеличилось на 3,9%, городских обывателей увеличилось на 7,3%, дворянство увеличилось на 0,1%, а духовенство уменьшилось на 0,5%. Царская и родовая аристократия осталась без изменений.

Все сословия в России официально делились на привилегированные и непривилегированные. Привилегированными сословиями были дворянство и духовенство, непривилегированными – крестьянство, городские обыватели (мещане) и казачество. При этом в самих сословиях по закону подобия (Всё подобно всему) также были свои привилегированные и непривилегированные слои и прослойки (главные и рядовые, начальники и простые).

Царская и родовая аристократия в России состояла из членов царской семьи, рода и фамилии – наследственного рода-клана Романовых. К числу родовой аристократии принадлежали потомки княжеских и боярских семей-родов и кланов, владельцы огромных участков земли, территорий, регионов, областей, уездов, городов, поселений, сёл и деревень в России.

Дворянство было поделено на потомственное (родовое) и личное (пожалованное), духовенство на «белое» (социальное) и «чёрное» (монашествующее), крестьяне делились на государственные (подданные российскому государю императору), помещичьи (бывшие крепостные) и удельные (владельцы надельной земли, подчинённые удельным властям). Городские обыватели делились на: почётных граждан, купцов, артельных (цеховых) мастеров, мещан-обывателей, мелких собственников домов и дворов и рабочих людей (наёмных работников).

Дворянство в России было экономически и политически господствующим классом. Дворяне издревле официально (документально) владели большей частью земли и тем самым имели «в крепости», то есть эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Дворянам принадлежало монопольное право на владение крепостными крестьянами вплоть до их продажи. Дворяне занимали все командные должности в государственном аппарате управления и власти в России. Основные права дворян: владение землей и крепостными крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Основные обязанности дворян: военная и государственная служба.

Духовенство в России делилось на «чёрное» и «белое». Чёрное духовенство Белое духовенство
Духовенство было наиболее приближённым сословием к царской и родовой аристократии, одновременно контактировавшее со всеми сословиями в России. Награждённое государственными орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а чёрное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права духовенства: владение землей и крепостными крестьянами, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Обязанности духовенства: духовное образование населения, отправление церковных обрядов и ритуалов, поддержание веры в Бога и самодержавного правящего режима.

Крестьяне, особенно крепостные крестьяне, составляли основную массу населения России, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Помещичьи крестьяне были собственностью помещиков-дворян. Посессионные крестьяне были относительно самостоятельными и вели своё натуральное сельское хозяйство на свой страх и риск. Удельные (государственные) крестьяне были непосредственно подданными самодержавной власти, то есть абсолютно подчинёнными власти в центре и на местах. Права крестьян: жить и трудиться на отведённой им земле, общинное владение надельной землёй, общинное самоуправление. Обязанности крестьян: барщина, оброк, рекрутская повинность, уплата налогов и другие повинности.

Городские обыватели в России делились на группы: почётные граждане, купцы, артельные (цеховые) мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди (работники по найму). Почётные граждане имели привилегии: освобождение от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии: купцы первой гильдии – оптовые торговцы; купцы второй гильдии – розничные торговцы. Группу артельных (цеховых) мастеров составляли: ремесленники, приписанные к разным видам артелей (цехов), мастеров и подмастерьев. Мещане – это просто городское население, которое училось, работало по найму, служило в учреждениях, школах, больницах, на заводах и фабриках. Права городских обывателей: служба в городских учреждениях, занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности городских обывателей: рекрутская повинность, уплата налогов.

Казачество стало обособленным сословием только ко второй половине XIX века (с 1837 года). Казаки, как служилые на пограничье люди, получали на окраинах России (Причерноморье, Кавказ, Поволжье, Средняя Азия, Сибирь и Дальний Восток) наделы по 30 и более десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 году были объявлены потомственной собственностью. Главное право и обязанность казаков: сохранять традиционный экономический, политический и идеологический уклад жизни в России, выполнять сторожевые и полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках и т.д. Хозяйственные обязанности: развозка, хранение и продажа продовольствия; сбор податей; разные поручения при казённых заготовках. Военные обязанности: разведка и освоение новых территорий; охрана границ.

В середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.

После отмены в России в 1861 году крепостного права в правах и обязанностях сословий произошли изменения. Дворянство потеряло права на практически «бесплатную рабочую силу крепостных крестьян» и большая часть помещиков разорилась. Другая часть дворян нашла себя в помещичьем предпринимательстве, иными формами завладело трудом и результатами труда бывших крепостных (сдача в аренду земли, сельскохозяйственных орудий, техники и механизмов, семян и новшеств агротехники). При этом дворянскому сословию сохранили сословные привилегии, титулы и иные наследственные права и обязанности. Главное, в руках дворянства была сосредоточена политическая власть в России.

Духовенство сохранило права на земли, но не на крестьян. При этом служители церкви (религий) получили дополнительные привилегии в части воздействия на умы и души крестьян, городских обывателей и казаков.

Крестьяне объявлялись свободными «сельскими обывателями» с наделением их всеми гражданскими правами граждан-подданных самодержавной Российской Империи. Крестьяне должны были: платить подушную подать, другие налоги и сборы; давать по жребию или решению общества рекрутов в военную службу; могли быть подвергнуты телесным и иным наказаниям. Земля, на которой работали освобождённые крестьяне, принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её, они назывались «временнообязанными», обязанными отдавать помещикам установленные повинности за пользование землёй. Освобождённые от крепостной зависимости крестьяне в каждой деревне, селе или поселении объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В деревнях, сёлах и волостях крестьянам был предоставлено право на общинное (местное) самоуправление.

«Городовое положение 1870 года» изъяло из системы городского управления сословный принцип «как вредный для преуспевания городов». При этом «право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере требуемом законом». Только по традиции в городах продолжали следовать старым городским обывательским сословиям, а по новому все жители городов стали «горожанами» (гражданами).

К концу XIX века окончательно сложилось территориальное, экономическое и социальное устройство российского казачества в казачьих областях России. Положение 1869 года «закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков «паем» в 30 десятин на казака». Имея главную обязанность – защита государства и его территории, российское казачество, имевшее ряд привилегий самоуправления, стало опорой самодержавной власти в России, в борьбе с революционным движением городской интеллигенции и рабочего класса (пролетариата).

Читайте также  Карта: образование ссср. развитие союзного государства (1922-1940)

Несомненно, первопредки, предки и прадеды рода Суворовых-Максимовых, так же как их жёны-матери, принадлежали к крестьянскому сословию, но не к помещичьим крестьянам, а к государственным, уездным, к сословию свободны сельских обывателей. То натуральное сельское хозяйство, которое вели прадед Егор Иванович Суворов и дед Иван Егорович Суворов в деревне Кошелёвка и то бедное крестьянское хозяйство, которым владел прадед Никита Максимов в селе Бабка, несомненно, были на границе между типичным крестьянским пахотным хозяйством и сельскохозяйственной артелью.

Автору неведомо пока, чем в основном занимался ослепший по болезни прадед по материнской линии Никита Максимов, но зато точно известно, что наряду с производством хлебного зерна, пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур, мой прадед Егор Иванович Суворов и дед Иван Егорович Суворов занимались выращиванием овощей, держали сад, огород, содержали лошадей, коров, телят, овец, коз, гусей и кур, а также занимались кустарным производством всех необходимых в сельской жизни вещей, орудий и предметов. Всех и любых. В частности, род Суворовых в деревне Кошелёвка артельно строили любые деревенские транспортные средства от саночек для детей, до саней, телег, тарантасов, бричек и повозок. Эти изделия автор видел своими глазами и трогал своими руками, слышал восторженные воспоминания о мастерстве мужиков Суворовского рода и суворовской артели. Таким образом, несомненно, исторически род Суворовых и род Максимовых произошли из истинно русского крестьянского сословия, не отягощённого крепостничеством, а свободолюбивого, самостоятельного и предприимчивого.

На картинке: «Ярмарка в Можайске» (1916). Холст, масло. 69х130 см. Автор: русский советский художник Иван Лаврентьевич Горохов (1863-1934). Источник: Архив Можайского объединения краеведов.

Сословия в России 19 века — формирование, структура и характеристика представителей

Получение статуса

Необходимо отметить, что в России переход из одной группы в другую был не только возможен, но и более прост по сравнению с некоторыми другими государствами. В частности, его было возможно осуществить за счет:

  1. Государственной службы.
  2. Гражданского подвига.
  3. Получения диплома.
  4. Благодаря браку.

Крепостные крестьяне отдавали детей «в учение», чтобы те стали в будущем вольными. Различия между представителями категорий начали сглаживаться после реформ, произошедших в 1860-х годах.

Сословный ранжир

В основном подданные подразделялись на податных и привилегированных. Различия состояли в разрешении на службу в армии и чинопроизводстве, также касались участия в государственном и самостоятельном управлении. Государством поощрялось наследование профессии, и в некоторых специальностях (к примеру, в инженерии) фамильная профессия могла быть освоенной за казенный счет.

Такие понятия, как подсудность и наказания, право собственности, учеба и разрешение на торговлю, регулировались и определялись Сенатом. Контролировались городские, купеческие, мещанские, ремесленные общества и дворянские депутатские собрания. Особо охранялись права дворянства. Почетным гражданам выдавались грамоты и свидетельства, которые иногда передавались по наследству.

Разница в сословиях подчеркивалась правами на госслужбу и чинопроизводство, государственное управление, работу и место проживания. Категории определяли происхождение, род занятий и образование. В 19 веке в России общество делилось на 4 основные части:

  1. Дворян.
  2. Христианское духовенство.
  3. Городских обывателей.
  4. Крестьян.

При этом каждое звание имело свои подгруппы и особенности. Дворянин мог быть потомственным и с ненаследуемым правом передачи. Среди духовенства разделяли православных, протестантов и прочих служителей церкви, а дополнительно — монахов и приходских. В городском сословии были почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники и рабочие.

Среди крестьян было разделение на крепостных, удельных и посессионных. Дополнительно выделялось казачество (по сути, крестьянское сословие с воинскими званиями) и инородцы (чаще всего лица азиатского, семитского и кавказского происхождения).

Перечень привилегий и обязанностей

Наибольшими привилегиями обладало дворянство: они владели населенными землями, освобождались от налогов и земской повинности, не могли нести телесные наказания и быть принудительно призванными в армию. Каждый дворянин имел возможность поступить на государственную службу и получить образование. Похожими, хотя и меньшими привилегиями было наделено и духовенство: они пользовались возможностью обучаться, не призывались в рекруты, и к ним не применялось телесное наказание.

Среди горожан в каждой категории были свои особенности. Почетные граждане освобождались от воинской повинности, не платили подушный налог и не наказывались телесно, избирались на общественную должность. Купцы подразделялись на 3 гильдии (1 — вела крупную внешнюю и внутреннюю торговлю, 2 — только крупную внутреннюю, 3 — мелкую городскую и уездную). У купечества были права на сословное самоуправление и обучение.

Мещанство занималось городским промыслом и торговало в уездах. Разрешение на сословное самоуправление у них было, а возможность образования ограничивалась, более того, их забирали в рекруты и обязывали платить подати. Ремесленники и рабочие лишь занимались продажей своих изделий или предлагали услуги, а привилегий не имели вообще. Также горожанам было запрещено переселяться в деревню.

У крестьян были только обязанности и никаких возможностей улучшить свое положение: их время занимала работа на владельца, отбывание барщины, уплата оброка, рекрутская повинность. Своей земли у крепостных крестьян не было, только государственные крестьяне владели землями общинно. Казакам было разрешено иметь землю и не платить подати, зато в их обязанности входила военная служба.

Таким образом, кастовость российского общества приносила очевидную выгоду в основном только дворянам, духовенству, почетным гражданам и купечеству, а остальным категориям оставался только тяжелый труд вкупе с ограничением в правах. О жизни крестьян и рабочих до отмены сословных различий можно прочесть в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сословия в Российской империи

.
(Историческая справка).

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).
Сословие — социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:

дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:

почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди,
т.е. работавшие по найму

В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества — дворянство.

Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе.

Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).

В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права — недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и у становившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора — в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.

Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них — Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.

К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ — Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).

Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник — обер-прокурор Синода, подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа — епархии.

После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи — муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.
Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. — почётными гражданами.

Мещанство — основное городское податное сословие в Российской империи — берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие — с разрешения властей.

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) .

В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. — от подушной подати.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права — для всех) крестьян, но для последних — лишь при увольнении из общества и разрешения властей

Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им.
Слово «Мещанин» — происходит от польского слова “място” – город.

Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: — первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ

ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ

КАЗАЧЕСТВО

военное сословие в России в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV—XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI—XVII вв. и в России XVII—XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.

Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.

Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Сословия в России

Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

– Владение населенными землями.

– Освобождение от налогов.

– Освобождение от земских повинностей.

– Освобождение от телесных наказаний.

– Освобождение от обязательной службы.

– Поступление на госслужбу и получение образования.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Без особых обязанностей.

Духовенство

Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.

Были обязаны проповедовать Слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.

Без особых обязанностей.

Купечество

1-, 2- и 3-й гильдий.

Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.

Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.

Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).

Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Сословия в Российской империи

Сословия в Российской империи — термин Свода законов Российской империи, описывающий несколько «разрядов» подданных, пользующихся особыми правами.

Содержание

Образование сословий

В допетровской Руси сословий в западноевропейском смысле слова не было; даже само слово «сословие» появилось только в XVIII веке, вначале для обозначения коллегии, корпорации, и лишь затем было перенесено на корпоративно организованные группы людей.

Стройной системы сословий в Российской империи так и не образовалось, так что отдельные исследователи (М. Конфино) считают, что сословий западноевропейского типа в России вообще никогда не было.

Классификация в начале XX века

По состоянию на начало XX века проживающие в Российской империи разделялись на подданных и иностранцев.

Подданные в свою очередь делились на:

  • природных подданных,
  • инородцев,
  • финляндских обывателей.

В свою очередь природные подданные, жители Финляндии, а также некоторые из инородцев разделялись на сословные группы. У столь сложного деления было много разнообразных причин:

  • широкая местная автономия Великого княжества Финляндского, приводившая к тому, что его уроженцы пользовались особыми личными правами,
  • «особый порядок управления» инородцами, как западными (евреями), так и восточными,
  • остатки попыток в XVIII веке привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя.

Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов все природные обыватели России предполагались разделёнными на четыре главных группы людей (статья 2):

Свод законов называл эти группы сословиями (статья 4), но комментаторы отмечали, что это название было весьма условным. Во-первых, большинство из этих главных групп людей не составляли одного целого. Например:

  • дворянство делилось на потомственное и личное, имевшие между собой мало общего
  • духовенство разделялось по исповеданиям
  • городское сословие распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):
    • почётные граждане (личные и потомственные)
    • гильдейское купечество, местноe и иногороднеe
    • мещане или посадские
    • ремесленники или цеховые
    • рабочие люди.

Во-вторых, некоторые из этих состояний не только не наследовались, но даже не были пожизненными. Так, правами купечества лица пользовались лишь при условии уплаты гильдейских пошлин, а вместе с тем после их уплаты любой мог приобрести все права купечества. Так же и духовенство не образовывало на практике особого сословия: дети священнослужителей и церковнослужителей причислялись к почётному гражданству, а духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние. Кроме того, лицо, носящее духовный сан, могло одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану. Цеховые и рабочие люди также реально не были особым сословием, так как им законодательство не присваивало никаких особых личных прав (какие были, например, присвоены почётным гражданам и купцам).

Казачество

Закон называл казачество «казачьим сословием», «казачьим состоянием», «казачьим званием», и «казачьим населением» (иногда в тексте одного и того же закона). Комментаторы-юристы объясняли это тем, что казак — это лицо другого (обычно крестьянского) сословия, носящее постоянное военное звание и потому с гражданской точки зрения казаки составляют группы внутри сословий, в основном, внутри крестьянского сословия, а с военной — воинское звание [1] . Но в работах, посвященных непосредственно казачеству (исторических, статистических), говорится о существовании отдельного сословия казаков как об абстракции, необходимой для понимания исторических и экономических процессов. В наше время поэтому иногда пишут, что раз крестьяне обычно рассматривались как податное сословие (платили подушную подать) Российского государства (наряду с мещанством), а казаки и несущие казачью службу инородцы (башкиры, калмыки и т. д.) подушной подати не платили, то казачество было отдельным сословием и с юридической точки зрения и относилось к неподатным сословиям (как и дворянство). [2] .

Реформы Александра II

После реформ Александра II, по мнению Н. М. Коркунова, эффективно сословные различия сохранились только в существовании одного привилегированного сословия: дворянства. Тем самым, русское законодательство того времени о правах состояния, состояло в противоречии с фактическими условиями жизни; не редкость была встретить человека, который не знал к какому сословию он принадлежал.

Ликвидация сословного разделения

Отмена сословий стала планироваться сразу после Февральской революции; ожидалось, что всесословный характер будущей Российской республики будет утверждён Учредительным собранием.

После Октябрьской революции сословная организация общества была упразднена по декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» в ноябре 1917 года.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: