Русская культура на рубеже xix-xx веков

Культура России конца 19 и начала 20 века

Богатейшая культура России в конце XIX и начале XX веков вобрала в себя лучшие традиции уходящего столетия и некоторые веяния нового. В эти годы мир стремительно менялся, и люди менялись вместе с ним. Возникали новые мысли насчёт старых социальных и иных вопросов, что не могло не сказаться на развитии культуры, которое охватило все её стороны.

Литература

В литературном сообществе продолжалось развитие идей критического реализма. В конце XIX и начале XX веков в России были созданы новые произведения таких признанных мастеров пера, как Толстой и Чехов. Однако, не все писатели и поэты были довольны затянувшимся периодом реализма, они пребывали в поиске чего-то нового. Так и зародилось новое направление – русский символизм, одним из самых ярких представителей которого стал Валерий Брюсов. Символизм, в свою очередь, привёл к появлению акмеизма, движения, противопоставленного ему (Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв), а отрицание традиционного искусства породило футуристов, таких, как Владимир Маяковский и Игорь Северянин.

Образование

Развитие системы образования оказало огромное влияние на культуру России конца XIX и начала XX веков. Заметно вырос уровень грамотности среди простого народа, усилилась деятельность различных просветительских организаций, возникло множество новых форм внешкольного образования. Во многом это было связано с процессами индустриализации и промышленной революции, которые привели к урбанизации (росту городов и численности городского населения). Соответственно, в городах появлялись новые школы и училища, так как новым фабрикам и заводам требовались рабочие. При этом высшее образование также развивалось, причём оно стало доступным для всех, а не только для дворянского сословия.

Архитектура

В прошлом облик российских городов определяли резиденции властей и просто дворян, но развитие культуры России в конце XIX и начале XX века изменило его навсегда. Теперь решающее значение для внешнего вида городской среды имели новые промышленные и общегражданские здания – фабрики, заводы, вокзалы. Немало этому поспособствовало и появление новых строительных материалов, таких, как бетон. При этом российские архитекторы экспериментировали с самыми разными стилями, такими, как модерн (Ярославский вокзал в Москве) и неоклассицизм (Киевский вокзал там же). Неорусский стиль также пользовался определённой популярностью, хорошим примером является здание Казанского вокзала.

Геологическое строение и рельеф России

15 интересных фактов об Анненском

Наука

Промышленная революция не только дала новые возможности, но и принесла с собой новые потребности. Началось бурное развитие наук, призванное удовлетворить их, причём характерным процессом этой эпохи стала их дифференциация, то есть разделение на более узкие направления. Набирал популярность философский материализм, во многом подстёгнутый крепнущими в обществе революционными идеями, хотя одновременно с ним возникло и движение русского космизма, имевшее религиозно-философский характер. Что интересно, значительный интерес к русскому космизму сложился значительно позднее, уже во времена СССР.

Живопись

С одной стороны, в России конца XIX и начала XX веков сохранялись традиции академической живописи, а с другой, крепли националистические настроения, так что особенной популярностью стала пользоваться живопись на историческую тематику – батальные сцены, важные исторические события и тому подобное. Одновременно с этим шёл и другой процесс, когда группа художников, связанных с журналом “Мир искусства”, начала развивать модернизм, выступая за свободу живописи от социальных проблем и политики. Именно в начале 20 века зародилось такое движение, как русский авангард. К нему относят, в частности, Казимира Малевича и Владимира Татлина. Сейчас Малевич знаменит на весь мир, и, хотя известность ему принёс его «Чёрный квадрат», он создал и множество других полотен.

Музыка

В целом можно сказать, что национальная русская музыкальная школа окончательно оформилась во второй половине 19 века. Центрами культуры России в конце 19 и начале 20 веков стали Петербург, Москва и Киев, в которых были построены великолепные консерватории и театры. Огромное значение имела и деятельность художественного деятеля Сергея Дягилева, который фактически организовал знаменитый балет “Русские сезоны”, пользовавшийся безумной популярностью не только в России, но и в других странах Европы. Современные исследователи полагают, что развитие русских музыкальных традиций в эту эпоху оказало влияние и на мировую музыкальную сцену.

Кинематограф

Появившийся на рубеже столетий, кинематограф быстро обрёл огромную популярность, так как был по меркам тех лет изумительной диковиной. Правда, в России поначалу снимались в основном документальные фильмы, и первая художественная кинолента была создана лишь в 1908 году, а первый полнометражный фильм – спустя ещё три года. Для многих фильмов источниками вдохновения служили произведения Пушкина, Достоевского и других классиков, но это их, правда, не спасало. Снимались тогда в основном довольно низкопробные комедии и мелодрамы, и их художественная ценность невелика. Что, разумеется, не умаляет их исторической ценности.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 22

Русская культура на рубеже xix-xx веков

4.1. Развитие русской художественной культуры в конце XIX – начале XX веков

Рекомендуемая литература

  1. Бердяев, Н. Русская идея / Н. Бердяев // Вопросы философии. – 1990. – № 1, 2.
  2. Келдыш, В.А. Русский реализм начала ХХ века / В.А. Келдыш. – М., 1975.
  3. Левая, Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи / Т. Левая. – М., 1991.
  4. Воспоминания о серебряном веке. – М., 1993.
  5. Русская музыка на рубеже ХХ века. – М., Л., 1966.
  6. Асафьев, Б. Русская музыка. XIX и начало ХХ в. / Б. Асафьев. – Л., 1979.
  7. Тройнин, В. М.П. Беляев и его кружок / В. Тройнин. – Л., 1975.
  8. С. Дягилев и русское искусство: сб. ст. / под ред. И.С. Зильберштейна. – М., 1982.
  9. Белый, А. На рубеже столетий / А. Белый. – М., Л., 1931.
  10. Лифарь, С. С Дягилевым: монография / С. Лифарь. – СПб., 1994.
  11. Нестьев, И. Дягилев и музыкальный театр ХХ века / И. Нестьев. – М., 1994.
  12. Стернин, Г. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ в. / Г. Стернин. – М., 1984.

Конец XIX и начало ХХ в. являлись порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений. Данный период сравнивают с Ренессансом. Понятие «культурного Возрождения» распространялось не только на область художественного творчества, но и на сферу философско-мировоззренческих представлений. Однако, как и в XV‑XVI вв., господствовало эстетическое постижение реальности.

В начале 900-х гг. появилось определение «серебряный век». Термин принадлежит Н. Бердяеву . Под этим определением подразумевается не вся художественная культура данного периода, а только совокупность его новых течений – то, что иначе принято именовать «модернизмом». Хронологические границы «серебряного века» – примерно 25-летний отрезок , от начала 1890-х гг. до1917 г. Первым его эстетическим манифестом считается работа Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Долгое время искусство «серебряного века» противопоставлялось классическому наследию XIX в. как пора кризиса и упадка. Сегодня эта точка зрения опровергнута – это был закономерный, хотя и не лишённый противоречий этап развития русской художественной культуры.

При сравнительной непродолжительности «серебряного века» эпоха была чрезвычайно динамична, заряжена высоким потенциалом творческой энергии и оставила богатейшее наследие во всех областях искусства. Течение времени казалось сжатым и ускоренным , новое возникало и утверждало себя с небывалой быстротой. Одним из основных мотивов в настроениях передовых слоёв общества становится ожидание грядущих перемен . Отсюда – приподнято-взволнованное настроение, беспокойство духа, которыми проникнуты произведения русского искусства. Рубеж первых двух десятилетий ХХ в. многими воспринимался как исторический рубеж, разграничивающий две большие эпохи в развитии искусства. Именно в это время возникает ряд художественных течений, определяющих облик искусства первой половины ХХ в.

А. Белый в своих мемуарах «На рубеже столетий» писал о том, что Россия в эту эпоху переживала сразу три кризиса:

  1. Кризис жизни. Поражение в русско-японской войне.
  2. Кризис мысли. Россия никогда не имела такого смятения, пестроты в умах интеллигенции. Сосуществовали в одном духовном «пространстве» разные, порой противоположные концепции и идеи: позитивизм, ницшеанство, марксизм, идеи Л. Толстого. Также появляется целая поросль философов-богословов и философов-идеалистов. Последние развивают «русскую идею».
  3. Кризис искусства. «Слишком многие стали эстетами, мистиками, оккультистами, презирали этику, пренебрежительно относились к науке» (Бердяев).
Читайте также  Тезисы сталина о государстве

Каждый из крупных художников нёс в себе сложный комплекс идей. Рядом творили композиторы разных поколений. Среди них можно выделить пары противоположностей (антиномии): Прокофьев – Метнер, Стравинский – Гречанинов, Скрябин – Рахманинов.

Творческая среда делилась на две группы:

I – модернисты (появляются в 1890-е гг.). Тяготели к эстетизации жизни, мифологической утончённости, символистской туманности и загадочности.

II – авангардисты(появляются в 1910-е гг.). Характерна простота, доведённая до крайности, радость улицы, всё тайное, непознаваемое отвергалось во имя земного мира.

В музыке можно выделить 4 линии развития : 1) неоромантическая; 2) импрессионистическая; 3) неоклассическая; 4) славянизм – «поиски родной красоты» (ответвление неоклассицизма на славянской основе).

В рассматриваемый период появляются новые журналы, творческие объединения и кружки, в которых концентрируется художественная элита Москвы и Петербурга. Журналы: «Северный вестник», «Северные цветы», «Весы», «Апполон». Кружки: «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Голубая роза».

Самым крупным и влиятельным было объединение « Мир искусства » (1898‑1924 гг.). Создано в Петербурге А. Бенуа и С. Дягилевым. Издавали журнал «Мир искусства», где публиковали сообщения о художественных выставках, театрально-музыкальных проблемах, поэтических сборниках. С. Дягилев – величайший русский антрепренёр и импресарио – устраивал выставки исторических портретов, русские сезоны в Париже.

Большое значение для развития музыкального искусства имела деятельность « Беляевского кружка ». Центром кружка были М.П. Беляев – страстный любитель музыкального искусства, «образованный меломан» (Глазунов). Возмущался, когда его называли меценатом. Основал множество музыкальных учреждений: «русские симфонические концерты», «русские квартетные вечера», издательство в Лейпциге, премии им. Глинки и т.д. Фактической главой кружка являлся Римский-Корсаков. В своей «Летописи» композитор пишет о сходствах и различиях между «Могучей кучкой» и «Беляевским кружком». Кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева – периоду спокойного шествия. 1-й был революционный, 2-й прогрессивный. Балакиревский состоял из пяти человек, беляевский был многочисленный, с течением времени разрастался (около 70 человек). 1-й состоял из композиторов, 2-й по составу был разнообразный. Различие исторического положения обоих кружков определило и разный характер их творческой деятельности. Беляевцы не столько завоёвывали новые области музыкального искусства или расширяли его горизонты, сколько закрепляли ранее достигнутое, совершенствовали мастерство, композиторскую технику.

На рубеже веков выдвинулось множество талантливых музыкантов-исполнителей. В их числе дирижёры В. Сафонов и С. Кусевицкий, певцы А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов, Ф. Шаляпин, пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер и другие.

В музыкальных жанрах всё изменяется, неожиданно меняется местами. Показательна судьба оперного жанра. Если у большинства русских композиторов XIX в. опера стояла в центре творческих интересов, то к концу века отношение к ней резко меняется. Исключение составляет оперное творчество Римского-Корсакова. Причины охлаждения к опере: 1) рост индивидуалистических настроений и тяготение к лирическим формам высказывания; 2) растущие тенденции «автономизации» музыки, освобождения её от связи со словом и каким-либо определённым образно-смысловым содержанием.

Пору необычайно яркого и пышного расцвета переживал балет, который привлекает внимание крупнейших композиторов, живописцев, деятелей театра. Именно в условности балетного действия, лишённого такой степени смысловой определённости, как опера, видели одно из главных преимуществ композиторы начала ХХ в. Балет в центре внимания Стравинского и Прокофьева. Появляются новые виды балета: импрессионистический, неоклассический, примитивистский. Черты нового русского балета: «короткометражность», равноправие всех компонентов – декораций, хореографии, музыки.

В области «чистой» инструментальной музыки возрастает роль камерных жанров , которые порой затмевают симфонические. Необычайно высокого расцвета достигает фортепианная музыка – прежде всего у Рахманинова, Скрябина, Метнера.

Сложную картину представляет симфоническое творчество. Завершающим этапом, синтезировавшим основные достижения русского симфонизма XIX в., явилось симфоническое творчество Глазунова и Танеева. Новатором же в симфоническом жанре был Скрябин. В своих вершинных созданиях он приходит к утверждению нового типа симфонического мышления, связанного с поэтико-символической основой его творчества.

Значительное место в творчестве большинства композиторов занимает камерно-вокальный жанр. Это связано с процессом усиления лирического начала во всех сферах художественного творчества. Возникает новый тип соотношения музыки и слова. В результате вместо обозначений «песня» или «романс» появляется обозначение «стихотворение с музыкой» или «музыка к стихотворению».

В непосредственной связи с возникающим на рубеже веков движением «национального возрождения» находится возрастающая роль церковно-певческого искусства . На протяжении большей части XIX в. церковное пение в России переживало пору кризиса и застоя. Только в 80-е гг. новую освежающую струю в данную область внесли Римский-Корсаков и Чайковский. Одним из главных представителей возрождения был А. Кастальский. Далее по его пути пошёл А. Гречанинов. Вершиной всей русской музыки a cappella стала «Всенощная» С. Рахманинова.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте особенности эпохи «серебряного века».
  2. Опишите три кризиса, которые, по мнению А. Белого, переживала Россия на рубеже веков.
  3. На какие направления делилась творческая среда?
  4. Расскажите об объединении «Мир искусства» и деятельности С. Дягилева.
  5. В чём состояло значение «Беляевского кружка» для развития русской музыкальной культуры?

РУС. МУЗ. КУЛЬТУРА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ

Конец XIX — начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху — эпоху русского культурного ренессанса начала века — одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир.

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Наряду с ней наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например,Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты — его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») Чайковского и т. д.
Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет «Садко» построен на различных вариантах новгородской былины — повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. «Снегурочку» Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав «картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства». В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику.

Если опера и занимала главное место в русской музыке во времена Мусоргского, Бородина иЧайковского, то к концу XIX века и начала ХХ отходит на второй план. И потребность вносить какие-либо изменение подвергло возрастанию роли балета.

Но и другие жанры, как симфонические, камерные, стали широко развиваться. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого — начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей музыка Скрябина покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда — Прокофьев.

Читайте также  Хронологическая последовательность князей на руси

Огромную популярность приобретают российские театры. Малый театр в Москве и Мариинский в Петербурге. Примечательной чертой культуры этого периода стали поиски нового театра.

Благодаря деятельности Дягилева (мецената и организатора выставок) театр получает новую жизнь, а русское искусство – широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже выступления артистов русского балета относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства.

В состав труппы вошли М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Неженский и другие. Фокин был балетмейстером и Художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники А. Бенуа, Н. Рерих. Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птица» и «Петрушка» (музыка Стравинского) и так далее. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя.

Лучшими постановками Фокина были «Петрушка», «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка живопись и хореография были едины.

Актер, режиссер, теоретик сценического искусства, вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было – знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей. Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( “по востребованию публики”, как отмечалось в программах ).

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер — “Русалки” А. С.Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского-Корсакова, — которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу “Псковитянка” Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в Петербург.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов — композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент — скрипка.

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Таким образом, музыка ХХ века развивает традиции отечественных композиторов – романтиков и композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем она продолжает смелые поиски в области формы и содержания.

Западно-европейская и русская культура рубежа 19-20 века

Главная > Реферат >Культура и искусство

Федеральное агентство по образованию


ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет


Центр дистанционного образования

по дисциплине: «Культурология»

Тема: «Западноевропейская и русская культура рубежа XIX – XX вв.»

Выполнил: студент 1 курса

группа ЭТР — 08 СВ

специальность «Экономика и управление персоналом» Завозова О.В.

1. Особенности культурной ситуации рубежа веков. Проблемы судеб культуры в зеркале искусства.

2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

3. Символизм как течение в искусстве рубежа веков. Стиль модерн, его смысловые истоки и основные принципы формообразования. Влияние стиля модерн на повседневную жизнь. Русский модерн.

1. Особенности культурной ситуации рубежа веков. Проблемы судеб культуры в зеркале искусства.

Конец XIX — начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиозных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рождала в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние «никонианцев» и старообрядцев в XVII в.). Антиномии «свое» — «чужое», «Россия» — «Запад» особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — начало XX в. был именно такой эпохой, и проблема «русской европейскости» приобрела в это время особый смысл, образно выраженный в известных строках А. А. Блока:

Мы любим все — и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все — и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений.

Идеалы «русской европейскости», ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и педагогическую работу за рубежом. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. «Второе дыхание» обрела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху «религиозно-культурным ренессансом».

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник «Вехи», где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

Русский «ренессанс» отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на «больные вопросы» российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Читайте также  Создание колхозно-совхозной системы в ссср

Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называют «серебряным веком». Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох. Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства, поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности «обыденной серостью» и жаждали открытий новых миров.

2. Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых смысловых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации XX в. Характеристика художественных течений импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, экспрессионизма, фовизма, футуризма.

Импрессионизм (Impressionism, франц. impression — впечатление), направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар — очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. «Импрессионистами» называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

В 80-х гг. XIX в. ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и одновременно свидетельствовали о том, что оно уже исчерпало себя.

В конце столетия четыре художника громко заявили о себе, подводя итог искусству XIX столетия и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн (1839—1906), Винсент Ван Гог (1853—1890), Поль Гоген (1848—1903) и Анри де Тулуз-Лотрек. Яркие индивидуальности, они не объединились в группу, однако с разных сторон двигались к одной цели — познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их внешностью. Так родился постимпрессионизм (от лат. pos — «после»). Это течение было тесно связано с импрессионизмом и смогло проявить себя лишь в пору его заката.

Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Гоген в свою очередь познакомился с Писсарро в 1876 г. и по его рекомендации примкнул к импрессионистам. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма.

Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние только противопоставляли своё искусство салонному, то первые отрицали буржуазный образ жизни. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Он жил в нищете на островах Таити и Хива-Оа, изучая обычаи туземцев и считая их выше достижений европейской цивилизации. Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора, изучал теологию в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Обратившись к живописи, он уехал в Париж, а потом в Арль, где, измученный одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством.

Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Они повернулись к маленькому мирку импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов Вселенной

Русская культура на рубеже xix-xx веков

Меню сайта

  • Сочинения
  • Шпаргалки
    • Шпаргалки по истории
    • Шпаргалки по математике
    • Шпаргалки по русскому
    • Шпаргалки по психологии
    • Шпаргалки по философии
    • Шпаргалки по химии
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Культура России на рубеже 19-20 веков

Культура страны конца XIX – начала XX вв. переживала бурный расцвет. Новаторское движение охватило литературу и живопись, театр, архитектуру. Большой толчок получают наука и техника. Начало XX столетия вошло в историю России как кратковременный период ренессанса, в ходе которого шло освобождение духовных ценностей человека от обыденности. Это время расцвета поэзии и философии получило название «серебряного века русской культуры».

Литература. Писателей этого периода отличала социальная активность, поиски положительного начала. Вершиной литературы конца XIX в. становится творчество Л.Н. Толстого («Анна Каренина», «Воскресение», «Живой труп»). Мир маленького человека в своих произведениях раскрывал А.П. Чехов. В романтических произведенияхА.М. Горького(«Старуха Изергиль», «Буревестник») отразились демократические настроения этого времени.
В поэзии появляются новые течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), которые были объединены общим понятием – модернизм. Для него характерно стремление встать над обществом, которое лишено чувства красоты.
Символизм. Представители: В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, А.А. Блок, А. Белый, Д.С. Мережковский.
Для их творчества свойственно:
– провозглашение тезиса «Искусство для искусства»;
– создание в произведениях мира мечты, символов;
– стремление передать необычность своего мироощущения.
Акмеизм. Представители: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев. Для их творчества свойственно:
– отрицание мистических устремлений символистов;
– стремление воспеть земной мир во всей многоцвет-ности и силе.
Футуризм. Представители: В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. Для их творчества свойственно:
– внимание к новой поэтической форме;
– острая социальная тематика.
Изобразительное искусство
Для него также характерно появление новых течений в стиле модернизма, возникновение творческих объединений художников.
В 90-е гг. XIX в. создается творческое объединение «Мир искусства», в которое вошли: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере и др. Это широкое культурно-эстетическое движение захватило живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию. Для живописи мирискусников было характерно: отказ от салонного академизма, а также тенденциозности передвижничества, индивидуализм в творчестве, идеал «чистого», «свободного» искусства. Больших успехов они достигли в театрально-декорационном искусстве.
К 1910-м гг. относят возникновение русского авангарда, в стиле которого написаны произведения К.С. Малевича, В.В. Кандинского, К.С. Петрова-Вод-кина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, П.Н. Филонова и др.
Театр. Обновление театрального искусства в этот период связывают с творчеством Московского художественного театра, созданного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В театре утверждались новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей.
Наука. Российские ученые в начале XX в. внесли значительный вклад в развитие научных знаний. В 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за разработку учения об условных рефлексах. Больших успехов в различных областях науки достигли И.И. Мечников (иммунология), П.Н. Лебедев (физика), В.И. Вернадский (биохимия, биогеохимия, радиогеология) и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: