Расцвет киевской руси

Что происходило в Киевской Руси в период ее расцвета?

Наивысший расцвет Киевской Руси пришелся на конец 10-го – начало 11-го столетий, когда страной правили Владимир Святославович и Ярослав Мудрый. В то время территория государства имела такие пределы:

  • восток – волжские притоки;
  • север – верховья Северной Двины;
  • запад – верховья Вислы и Днестр;
  • юг – Таманский полуостров.

Завершилось расширение границ Древней Руси усилением феодальной раздробленности во второй половине 11-го – начале 12-го веков. Этот процесс приостановили князья Владимир Мономах и Мстислав Владимирович. Именно они занимались возрождением единства и величия русского государства. Когда же в 1132 году умер Мстислав, процесс распада Киевской Руси был завершен. Бывшая территория единого государства состояла из удельных княжеств.

Владимир I

Когда погиб великий князь Святослав, Киевская Русь оказалась в руках его старшего сына Ярополка, а Олегу досталась Древлянская земля. Владимира же отправили в Новгородское княжество. В 985 году братья вступили в междоусобную войну. Олег потерпел поражение от Ярополка и был убит вражеским копьем.

Брат княгини Ольги Добрыня сбежал с Владимиром за пределы Киевской Руси, где они находились в течение двух лет. Там князья наняли дружину варягов и вернулись с ней домой.

После убийства Ярополка великим киевским князем стал Владимир I, при котором началось объединение восточнославянских земель в единое русское государство. Процесс продолжился окончательным присоединением червленских городов, карпатских земель и вятичей. В Киевской Руси укреплялся государственный аппарат. Старшим дружинникам и княжеским сыновьям разрешили управлять крупнейшими центрами.

В это же время многочисленные племена печенегов продолжали совершать набеги на русские земли. Чтобы защититься от них, на реках Стугна, Сула, Осетр и Десна начали строить крепости.

Принятие христианства

В 988 году Владимир I определился с официальной религией для своего народа. Он остановил выбор на христианстве, которое, по свидетельствам летописцев, уже исповедовали некоторые русские люди. В «Повести временных лет» рассказывается об апостоле Андрее, который оказался в районе среднего течения реки Днепр, увидел киевские холмы и завершил свое восхождение на них установкой креста и предсказанием о том, что Киеву уготована судьба «матери городов русских». Позже отдельные группы жителей Руси приняли христианство. Эти процессы застали:

  • княгиня Ольга;
  • Кирилл и Мефодий;
  • Аскольд и Дир.

Владимир I и его приближенные крестились в крымском городе Корсунь (Херсонес), которым в то время владела Византия (сейчас это место относится к Севастополю). Перед этим киевская дружина помогла Василию II подавить мятеж, который организовал полководец Варда Фока. Византийскому императору удалось победить, но он не исполнил своего обещания. Его сестра Анна осталась в Корсуне, хотя была обещана Владимиру в качестве жены. Киевский князь разозлился и взял в осаду город. Тогда Василий II снова пообещал свою сестру Владимиру, но только в том случае, если он примет христианство и пройдет обряд крещения. На самом деле киевский князь и сам думал об этом ранее.

Крещение Руси

Крещеный владыка Руси вернулся в Киев и начал массовое обращение своего народа в христианскую веру. Вначале русские люди сопротивлялись крещению, так как у них были свои языческие боги. На окраинах государства этот процесс завершился намного позже, чем в киевском и новгородском княжествах.

Принятие христианства способствовало укреплению государственной власти и территориального единства Киевской Руси, жители которой постепенно отказывались от «примитивного» язычества и становились ближе к народам других христианских стран, что способствовало развитию международных отношений с ними. После крещения Руси начала активно развиваться русская культура, которая впитывала в себя лучшие образцы византийского и античного искусства.

Русская православная церковь

Русская православная церковь получила своего митрополита, которого назначил константинопольский патриарх. В некоторых областях Руси появились епископы, руководившие сельскими и городскими священниками.

Церковь получала от своих прихожан «десятину» (1/10 часть от их общего дохода). Затем этот «налог» повысился, не меняя своего названия. Чуть позже у монастырей, епископов и митрополитов появились собственные крупные земельные наделы. В 11-м столетии была основана Киево-Печерская обитель. До нашествия на Русь монголов на территории государства действовало около восьмидесяти монастырей. Церковь имела право судить людей, совершивших антирелигиозные преступления, нарушивших семейные и нравственные нормы.

Позже церковь канонизировала князя Владимира, как святого и равноапостольного крестителя Руси.

Ярослав Мудрый

Крупнейшие волости Руси управлялись двенадцатью сыновьями Владимира I. Когда он умер, то страной стал править старший из них – Святополк. В это время снова вспыхнула междоусобная война, во время которой новый великий князь безвинно убил своих братьев Глеба Муромского и Бориса Ростовского, которых русская церковь впоследствии причислила к лику святых, а Святополка наградили прозвищем Окаянный. Новгородскому князю Ярославу, к которому присоединились варяги, удалось изгнать своего брата из Киева. «Святошка Окаянный» оказался в Польше, где правил его тесть король Болеслав Храбрый. О дальнейшей судьбе Святополка в летописях нет ни слова.

Ярослав Мудрый защитил свой народ от печенегов. В 1030 году состоялся его успешный поход, главной целью которого было завоевание прибалтийской чуди. Рядом с Чудским озером произошло основание города Юрьева (сейчас это эстонский Тарту).

Когда в 1035 году умер брат великого киевского князя Мстислав Тмутараканский, у которого в подчинении были восточные от реки Днепр земли, все государство оказалось в руках Ярослава Мудрого. При нем Киеву удалось присоединиться к крупнейшим европейским городам. Теперь сам Константинополь считал русскую столицу равной себе по значимости. Город оброс рынками и многочисленными церквями. В 1037 году было завершено возведение Софийского собора и Золотых ворот – парадного въезда в Киев. В это же время иностранные книги переписывались на русском языке. Простолюдинов учили писать и читать.

При Ярославе впервые появился русский по национальности киевский митрополит – писатель и государственный деятель Илларион. С этого времени князя на Руси стали называть на византийский манер царем.

Ярослав Мудрый активно развивал международные отношения. Представители крупнейших европейских королевских дворов хотели стать родственниками киевского царя, женой которого была шведская принцесса. Своих дочерей Ярослав выдал замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции, сестру – за короля Польши, а внучку – за императора Германии. Император Византии Константин Мономах выдал свою дочь замуж за сына великого киевского князя Всеволода, которого наградили прозвищем Мономах.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Бояре и князья Киевской Руси владели своими вотчинами (отчинами) – отцовскими землями, которые передавались по наследству. В это же время появились крестьяне-общинники, к которым частные феодалы не имели никакого отношения. От таких независимых крестьянских общин государство получало дань.

Всех свободных жителей Руси называли «людьми». Они были обложены данью – «полюдьем». В селах в основном жили «смерды», которыми правили князья. Они организовывали крестьянские общины или относились к вотчинам. У последних жизнь была тяжкой. Фактически они становились рабами своих хозяев. Свободных людей загоняли в кабалу путем закупничества. У обедневших или разорившихся крестьян не оставалось другого выхода, как брать у князей в долг «купу»:

  • деньги;
  • скот;
  • урожай.

Поэтому их называли «закупами». Они работали на своих кредиторов до тех пор, пока не выплатят все долги.

Боярские и княжеские вотчины также населяла челядь или холопы, которые, по сути, находились в рабстве у своих хозяев. Это были разорившиеся крестьяне или пленники. Рабовладельчество широко распространилось по русской земле, но при этом государственный строй Киевской Руси все же был ближе к феодализму. В отличие от «классического» западноевропейского образца этот строй на Руси базировался на крупном государственном секторе экономики с многочисленными свободными крестьянскими общинами, над которыми довлела великокняжеская власть.

«Русская Правда»

Составлять «Русскую Правду» начали при Ярославе Мудром. По сути, это правовое и законодательное регулирование общественного устройства Киевской Руси. Принятие некоторых разделов и статей «Русской правды» состоялось после смерти Ярослава. При нем приняли только семнадцать статей «Древнейшей Правды», в которой кровная месть ограничивалась ближайшими родственниками.

Народные восстания в 60—70-х гг. XI в.

В 1068-1072 годах Киевская Русь пережила несколько массовых народных восстаний. Самое мощное из них произошло в Киеве в 1068 году. Поводом для него послужило поражение Ярославичей – Всеволода, Святослава и Изяслава, которых разгромили половцы.

Ремесленная часть киевского Подола стала местом проведения вече, на котором жители города попросили князя о выдаче оружия для нападения на половцев. В этом им было отказано, так как сыновья Ярослава боялись вооруженного народного восстания. Народу такой ответ не понравился и он начал громить богатые боярские дворы. Великому князю Изяславу пришлось бежать к полякам, которые в 1069 году помогли ему вернуться в Киев. Волна массовых народных бунтов охватила Новгород и Ростово-Суздальские земли.

«Правда Ярославичей»

После народных восстаний бояре и князья предприняли ответные действия. Они дополнили «Русскую Правду» статьями, после чего ее стали называть «Правдой Ярославичей». В ней говорилось о защите боярского и княжеского имущества и их вотчин с хоромами, домами, конюшнями и скотными дворами. Главным богатством вотчины считали землю, за нарушение межи которой полагался высокий штраф.

В «Правде Ярославичей» отменялась кровная месть и усиливалась разница в плате за убийство людей, относящихся к разным категориям. К самым «дорогим» из них относились княжеские подъездные, огнищане и старшие дружинники, а к самым «дешевым» — рабы и смерды.

Читайте также  Хронология и периодизация событий гражданской войны

Расцвет Киевской Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Киевская Русь — это государство в Восточной Европе, сформировавшееся в IX веке в результате объединения восточнославянскихи финно-угорских племён под властью династии Рюриковичей.

Киевская Русь при Владимире Святославиче

После введения на Руси христианства князь Владимир Святославович начал формировать новую систему управления государством. Своих сыновей Владимир посадил наместниками в Новгород, Туров, Полоцк и Ростов, где они управляли княжествами и осуществляли сбор дани, большая часть которой отправлялась в Киев.

Сыновья Владимира занимали княжения в порядке старшинства. Самым важным и почетным после Киевского было княжение в Новгороде. Его занимал старший брат. Младшие братья княжили в менее важных и значимых княжествах. В случае смерти старшего брата, его место занимал следующий по старшинству, а остальные переходили на освободившиеся княжения. Все поднимались на ступеньку по лестнице (такая система распределения княжений называется лестничной). Ее нарушение допускалось в случае смерти младшего княжича. Ему могли наследовать сыновья и внуки. Его княжение при этом выпадало из системы распределения престолов. Так случилось после смерти второго Владимировича — Изяслава. Полоцкое княжество в итоге закрепилось за потомками Изяслава.

В 981 году Владимир у Польши отвоевал Червенские города, затем покорил ятвягов, вятичей и радимичей. Удачно шла борьба с печенегами. Цепочка укрепленных пунктов на реках Осетр, Трубеж, Десна, Сула позволила отодвинуть границу.

«Лествичная система» работала только при жизни главы династии. Еще в 1014 году Ярослав Владимирович, княживший в Новгороде, прекратил выплачивать в Киев положенную часть новгородской дани. Владимир решил наказать сына. Но подготовку к походу прервала смерть князя в 1015 году. Сыновья Владимира начали борьбу за власть, в которой победил Ярослав, занявший киевский престол в 1019 году. Он не сумел осилить только Мстислава Тмутараканского. Русская земля в результате была поделена братьями по Днепру. Ярослав объединил державу лишь после смерти Мстислава.

Расцвет Киевской Руси при Ярославе

С именем Ярослава связывают расцвет Киевской Руси. Князь пресекал все распри, стремясь упрочить отвечающие государственным интересам порядки, издавал законы и творил суд. Летописцы назвали его «самовластием», так как современники воспринимали Ярослава не как первого среди князей, а как самовластного правителя.

Готовые работы на аналогичную тему

Ярослав особенно покровительствовал церкви. Киев при нем стал одним из крупнейших городов Европы. В столице Древнерусской державы появились:

  • Золотые ворота;
  • храм св. Софии;
  • монастыри святых Георгия и Ирины.

Таким образом, Киев в основных чертах повторил святые места Константинополя, бросая вызов Византийской империи. Киев осмелился претендовать на роль центра христианского мира.

Идея о переходе на Русь роли центра мира и ответственности за судьбы православных христиан надолго оставалась сплачивавшей все древнерусские земли. Этим объяснялась необходимость существования Древнерусского государства. В дальнейшем с этой идеей древнерусские правители будут сверять свои действия.

С Ярославом связана «Русская правда».

«Русская правда» — это первый писаный свод законов в Древнерусском государстве.

Древнейшая часть «Русской правды» — «Правда Ярослава»,- регламентировала отношения внутри дружины князя и имущественные отношения. Законодательство Ярослава сформировало представления о значении княжеского права, сменившего обычное право, в том числе и такие архаичные проявления, как институт кровной мести. «Правда Ярослава» лишь ограничила кровную месть, но система штрафов уже лишила дальних родственников погибшего сородича права мстить виновным, нанося удар по родоплеменным представлениям.

Правление Ярославичей и распад Древнерусского государства

Чтобы предотвратить усобицу между сыновьями, перед смертью Ярослав разделил русские земли между ними. Князья заняли свои престолы согласно старшинству. Изяслав стал князем Киевским и Новгородским. Святослава посадили в Чернигов, Всеволода – в Переяславль, Игоря – во Владимир, Вячеслава – в Смоленск. Все были должны подчиняться киевскому князю и почитать его. Тот должен был защищать братьев. Сохранив киевское первенство, новая система была призвана предотвратить конфликты между князьями. Однако развитие событий показало, что изменения не принесли стабильности.

В новых условиях выросла роль общин городов, которые обязывали князей править «по ряду» — договору. В случае нарушений вече могло изгнать князя. Так случилось в 1068 году в Киеве, когда горожане отказали князю Изяславу, не сумевшему их защитить. Вече возвело на престол Всеслава. Позже с помощью поляков Изяслав вернул княжение.

Ярославичи продолжали законотворческую деятельность своего отца. «Правда Ярославичей» прежде всего защищала княжескую собственность. Устанавливались штрафы за кражу скота, сена, хлеба, лодок, дров, за вторжение в охотничьи угодья и прочие имущественные преступления. Убийство княжеского тиуна по новому закону каралось смертью или разорявшим деревню огромным штрафом. «Правда Ярославичей» отразила более зрелую ступень общественных отношений.

Развернувшаяся борьба уже не прекращалась, втягивая новое поколение — внуков Ярослава. Все чаще князья привлекали половцев, которые обосновались в степях после разгрома печенегов. Половецкие ханы не только выступали союзниками русских князей, но и совершали самостоятельные набеги.

Масштабы разорений заставили русских князей заняться поисками решения конфликтов. В 1097 году на съезд князей в Любече внуки Ярослава установили новые принципы взаимоотношений князей. Теперь князь должен был управлять своей «отчиной». Этим отменялся принцип занятия престолов, основанный на представлениях, что все члены княжеской семьи являются совладельцами Русской земли. Старый порядок сохранился только в пределах княжений. Отныне старшинство не играло решающей роли и «лествичную» систему сменило наследственное династическое правление. Русские земли окончательно были распределены между ветвями Ярославичей. Киевский князь больше не нес ответственность за соблюдение в стране порядка. Против нарушителя договора должны были выступать все князья.

Новый порядок не принес на Русскую землю спокойствия. В 1113 году в Киеве умер князь Святополк. За столичный престол сразу разгорелась борьба. Каждый из претендентов на престол пытался найти поддержку киевлян. В городе вспыхнул бунт. По призыву митрополита Никифора на престол был приглашен Владимир Мономах. Беспорядки прекратились.

Владимир Мономах осознал необходимость уступок для снижения социальных противоречий. «Устав Владимира Всеволодовича» заметно облегчил положение простых людей:

  • Снижался ростовщический процент;
  • Закупы получили право на уход с господского двора на заработки;
  • Устанавливался штраф за несправедливое наказание закупа;
  • Также штраф взимался за самовольное обращение закупа в холопа.

Владимир Мономах сумел организовать несколько походов на половцев. Особенно удачным был поход 1111 года. Вместе с союзниками Мономах далеко вторгся вглубь степей. В решающем сражении орда хана Шарукана была разбита. Побежденные отступили от русских границ.

Авторитет и могущество Владимира Мономаха были так высоки, что его утверждение на киевском престоле легко признали другие князья. Новый великий князь Киевский на время приостановил распад Древнерусского государства: в Новгород, Ростов, Смоленск и Суздаль Владимир Мономах посадил сыновей, признающих власть отца. Не противились воле Мономаха и другие князья.

После смерти Владимира Мономаха в 1125 году его сын Мстислав Великий еще удерживал князей в повиновении. Но с его смертью в 1132 году древняя Русь рассыпалась на самостоятельные уделы.

Пункт. Расцвет Киевской Руси. Обострение политической борьбы в Киевском государстве во второй половине XI — начале XII вв. и его распад.

Расцвет Киевской Руси.

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол. При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Читайте также  Монголо-татарское вторжение на русь

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный. Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти — Авт.) царя нашего». При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир,— Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Расцвет киевской руси

До сих пор историки выдвигают различные теории насчет возникновения Киевской Руси в качестве государства. Уже долгое время за основу взята официальная версия, по которой датой зарождения называется 862 год. Но ведь государство не возникает «на голом месте»! Невозможно себе представить, что до указанной даты на территории проживания славян были одни дикари, которые без помощи «со стороны» не могли создать свою собственную державу. Ведь, как известно, история движется по эволюционному пути. Для возникновения государства должны быть определенные предпосылки. Попробуем разобраться в истории Киевской Руси. Каким образом это государство было создано? Почему пришло в упадок?

Возникновение Киевской Руси

В данный момент отечественные историки придерживаются 2-х основных версий возникновения Киевской Руси.

  1. Норманнская. Она опирается на один весомый исторический документ, а именно на «Повесть временных лет». Согласно этой теории, древние племена для создания и управления своим государством призвали варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора). Таким образом, самостоятельно они не могли создать свое государственное образование. Им понадобилась помощь извне.
  2. Русская (антинорманнская). Впервые зачатки теории сформулировал знаменитый русский ученый Михаил Ломоносов. Он утверждал, что всю историю древнерусского государства написали иностранцы. Ломоносов был уверены, что в истории этой отсутствует логика, не раскрывается важный вопрос о национальной принадлежности варягов.

К сожалению, до конца IX столетия никаких упоминаний о славянах в летописях нет. Подозрительно, что Рюрик «пришел править русским государством», когда в нем уже были свои традиции, обычаи, собственный язык, города и корабли. То есть Русь не возникала на пустом месте. Древнерусские города были очень хорошо развиты (в том числе и с военной точки зрения).

Согласно общепризнанным источникам, датой основания древнерусского государства считают 862 год. Именно тогда в Новгороде стал править Рюрик. В 864 году его сподвижники Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве. Спустя восемнадцать лет, в 882 году, Олег, которого принято называть Вещим, захватил Киев и стал великим князем. Он сумел объединить разрозненные славянские земли, и именно в его правление был совершен поход на Византию. К великокняжеским землям присоединялись все новые и новые территории и города. В период правления Олега между Новгородом и Киевом не было крупных столкновений. Во многом это происходило по причине кровных уз и родства.

Становление и расцвет Киевской Руси

Киевская Русь была могущественным и развитым государством. Ее столица была укрепленным форпостом, расположенным на берегу Днепра. Взять власть в Киеве означало стать во главе огромных территорий. Именно Киев сравнили с «матерью городов русских» (хотя такого титула вполне был достоин и Новгород, откуда в Киев прибыли Аскольд и Дир). Статус столицы древнерусских земель город сохранял вплоть до периода татаро-монгольского нашествия.

  • Среди ключевых событий периода расцвета Киевской Руси можно назвать Крещение в 988 году, когда страна отказалась от идолопоклонничества в пользу христианства.
  • Правление князя Ярослава Мудрого привело к тому, что в начале XI века появился первый русский судебник (свод законов) под названием «Русская правда».
  • Киевский князь породнился с многими известными правящими европейскими династиями. Также при Ярославе Мудром навсегда превратились набеги печенегов, которые приносили Киевской Руси много бед и страданий.
  • Также с конца X века на территории Киевской Руси началось свое собственное монетное производство. Появились серебряные и золотые монеты.

Период междоусобиц и распада Киевской Руси

К сожалению, в Киевской Руси не была выработана понятная и однообразная система престолонаследия. Различные великокняжеские земли за военные и другие заслуги раздавались дружинникам.

Лишь после окончания правления Ярослава Мудрого был установлен такой принцип наследования, который предполагал передачу старшему в роде власти над Киевом. Все другие земли делились между членами рода Рюриковичей в соответствии с принципом старшинства (но и это не могло убрать все противоречия и проблемы). После смерти правителя оставались десятки наследников, претендующих на «трон» (начиная от братьев, сыновей, а заканчивая племянниками). Несмотря на определенные правила наследования, верховная власть зачастую утверждалась с помощью силы: через кровопролитные столкновения и войны. Лишь немногие самостоятельно отказывались от управления Киевской Русью.

Претенденты на титул великого киевского князя не чурались самых страшных деяний. В литературе и истории описывается страшный пример со Святополком Окаянным. Он пошел на братоубийство только ради того, чтобы получить власть над Киевом.

Многие историки приходят к выводу о том, что именно междоусобные войны и стали тем фактором, который привел к распаду Киевской Руси. Осложняло положение и то, что XIII веке активно стали нападать татаро-монголы. «Мелкие правители с большими амбициями» могли объединиться против врага, но нет. Князья занимались внутренними проблемами «на своем участке», не шли на компромиссы и отчаянно отстаивали собственные интересы в ущерб другим. В результате Русь на пару столетий попала в полную зависимость от Золотой Орды, а правители были вынуждены платить дань татаро-монголам.

Предпосылки грядущего распада Киевской Руси сформировались еще при Владимире Великом, который решил дать каждому из 12 сыновей свой город. Началом же распада Киевской Руси называют 1132 год, когда скончался Мстислав Великий. Тогда сразу 2 мощных центра отказались признавать великокняжескую власть в Киеве (Полоцк и Новгород).

В XII в. наблюдалось соперничество 4 основных земель: Волынской, Суздальской, Черниговской и Смоленской. В результате же междоусобных столкновений Киев периодически разграбляли, сжигали храмы. В 1240 году город был сожжен татаро-монголами. Влияние постепенно ослабевало, в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир. Для управления русскими землями больше не надо было занимать Киев

Расцвет Киевской Руси

На конец X — первую половину XI в. пришелся расцвет Киевской Руси. Особое место в древнерусской истории принадлежит князю Владимиру (980-1015), при котором оформилась территория державы, сформировался единый народ, принявший в 988 г. христианство, упрочилось международное положение Руси.

Читайте также  Особенности государственной службы воевод в уездах

Князь Владимир. Владимир был младшим сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. При разделе русских земель Владимиру был выделен в управление Новгород. После гибели Святослава в 972 г. его старший сын Ярополк Киевский затеял войну со своим братом Олегом, правившим в Овруче. В битве Олег погиб. Испугавшись подобной участи, Владимир нанял варяжскую дружину, которая по его приказу убила Ярополка. Так он стал киевским князем.

Заняв Киев, Владимир в первые годы своего прав­ления объединил все восточнославянские земли: в 981 г. он отнял у Польши Перемышль и другие Червенские города, в 981 и 982 гг. побеждал вятичей, в 984 г. привел к покорности радимичей. Своих 12 сыновей Владимир посадил наместниками в важнейших русских городах. Они собирали налоги, судили и правили от его имени, укрепляя власть киевского князя. С соседними странами князь поддерживал мирные отношения, скрепляя их династическими браками своих детей. Старшего сына Святополка он женил на дочери польского короля, за другого сына — Ярослава — сосватал варяжскую принцессу.

Главной заслугой князя Владимира была органи­зация обороны южных границ Руси от постоянных набегов печенегов. Для защиты от врагов Владимир начал строительство крепостей по притокам Днепра. Крепости располагались так, что бы их самые высокие башни были в пределах видимости друг друга. Дозорный, заметивший приближение врага, разжигал на башне костер, его видели соседи и передавали дальше. «Огненный телеграф» быстро доносил тревожную весть до столицы, и княжеская дружина спешила навстречу врагу. Владимир заботился о своей дружине: награждал, угощал на пирах, советовался со знатными дружинниками по важным государственным вопросам. Народные былины с любовью говорят о Владимире, называя его Красное Солнышко.

Принятие христианства. Язычество, издавна существовавшее на Руси, не способствовало объединению славянских племен, затрудняло международные контакты с развитым христианским миром, мешало политическому и культурному становлению государства. Понимая это, князь Владимир в 980 г. попытался провести реформу язычества, он приказал создать общий для всей Руси пантеон, куда должны были войти 9 богов во главе с Перуном. Однако реформа не была успешной.

Согласно легенде, к Владимиру приходили послы- миссионеры от мусульман, иудеев, папы римского и восточных христиан, каждый из них стремился привлечь князя к своей вере. Да и сам князь отправлял послов в другие страны, посмотреть на храмы и обычаи. В это время все большее распространение получает христианская религия, проникавшая на Русь из Византии. Связь с Византией Владимир пытался укрепить путем своего брака с сестрой византийских императоров принцессой Анной. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Херсонесе, по другим — в Киеве или в Васильеве. Затем князь стал активно насаждать новую религию. Вслед за ним крестилась его дружина. К концу X в. большинство жителей Руси приняли христианство.

Новая религия не сразу утвердилась в обществе, черты язычества переплелись с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы. Многие языческие обряды сохранились в повседневном быту. На окраинах Руси язычество существовало наряду с христианством до XIII в. Греческие и болгарские священники, приглашенные Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания, трудились переводчиками и переписчиками при монастырях. Одновременно на Русь стали приезжать иностранные зодчие, художники, камнерезы, каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, передали секреты мастерства местным ученикам. С принятием христианства начался расцвет древ­нерусской культуры, государственная власть получила освящение, а народ — идею общности.

Ярослав Мудрый. На годы правления Ярослава (1019-1054), сына Владимира, пришелся расцвет Киевской Руси. Общество и государственность обрели «зрелость», появились писаные законы, росли города, расцветало искусство. Киев разросся, «спустился» со старокиевской горы, вокруг него были возведены новые укрепления: ров, вал, дубовые стены с тремя воротами. Расширились и границы Руси: в землях эстов (предки эстонцев) был основан русский город Юрьев (современный Тарту), на западе была завоевана земля лето-литовского племени ятвягов (современные западные белорусы), на востоке началось освоение Поволжья. Удачной борьбой с поляками Ярослав отклонил угрозу Киеву с запада, на юге он разбил подступивших в 1036 г. к Киеву печенегов, которые после этого прекратили свои набеги на Русь.

Заслугой Ярослава стало начало оформления письменного законодательства на Руси. В 1016 г. появился «Устав новгородцев» (другое название «Правда Ярослава»), сыновья князя составили «Правду Ярославичей» (1072), которую дополнили Владимир Мономах (внук Ярослава) и более поздние князья. Все эти законы составили первый древнерусский кодекс — «Русскую Правду». Здесь собраны обычаи и судебные решения, позволяющие нам узнать о жизни и быте людей того време­ни. Население Руси в основном состояло из свободных общинников, община отвечала за своих членов и порядок на своей территории. «Завещание Ярослава» (1054) утвердило новый государственный порядок: власть киевского князя переходила не от отца к сыну, а к старшему в роду. Ярослав выделил своим сыновьям в управление княжества (уделы), обязав удельных князей подчиняться великому князю киевскому. Постепенно удельные правители получили самостоятельность во внутренних делах, так в каждом уделе стали складываться собственные династии.

С Западной Европой и Византией князь поддерживал дружественные отношения, закрепляя их брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, дочь Елизавета была замужем за норвежским королем, а дочь Анна стала супругой французского короля Генриха I.

При Ярославе окончательно сложилась организация православной церкви в русских землях. Ранее митрополитов в Киев назначал константинопольский патриарх (обычно из греков или южных славян). В 1051 г. Ярослав, стремясь к независимости от византийской церкви, сам назначил митрополитом Иллариона (русского по происхождению). Правда, после смерти князя Илларион вынужден был покинуть митрополитскую кафедру. В народе Ярославу не зря дали прозвище Мудрый. Он был большим любителем книг и много внимания уделял просвещению. На Руси открывались новые монастыри, при них создавались школы, в храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зародилось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская.

Владимир Мономах. Великий князь киевский Владимир Мономах (1113-1125) приходился внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху (от него он и получил свое прозвище). Владимир вошел в историю как талантливый правитель, успешный воевода, рачительный хозяин, автор блестящего произведения древнерусской литературы «Поучение к детям».

Владимир Мономах сначала княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, затем в Переяславском княжестве. Он всячески пытался прекратить междоусобицы князей, был инициатором созыва княжеских съездов 1097 г. В Любече, 1100 г. в Витичеве, 1103 г. на Долобском озере. На Любечском съезде князья договорились, что каждый должен править только своей «отчиной» — наследственным владением, не воевать между собой и сообща оборонять русскую землю. Князь ратовал за совместные походы русских князей против половцев. Одна из самых знаменитых битв произошла весной 1111 г. и принесла русским убедительную победу. После этого половцы ушли за Дон и на время прекратили свои набеги на Русь.

В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич, это послужило поводом к мощному народному восстанию в Киеве. Простолюдины громили дома ростовщиков и некоторых бояр Святополка. Для установления мира киевские бояре, нарушив традицию престолонаследия, пригласили («не в очередь») авторитетного Владимира Мономаха. Он издал указ, улучшавший положение городской бедноты и защищавший ее от произвола ростов­щиков. Волнения прекратились. Мономах оставался киевским князем до самой смерти. Ему удалось объединить под своей властью большинство земель Древнерусского государства, удельные князья признали его «старейшим князем» на Руси. В наиболее важных русских землях Владимир по­садил княжить своих сыновей: Мстислава — в Новгороде, Святополка — в Переяславле, Вячеслава — в Смоленске, Юрия — в Суздале, Андрея — во Владимире-Волынском.

В правление Мономаха практически прекратились междоусобные войны, укрепилась централизованная власть. Это способствовало расцвету хозяйства, развивалась внутренняя и внешняя торговля. Активно шло строительство городов и сел, по поручению князя были построены Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский. В старых городах возникали новые кварталы, возводились мощные укрепления, строились соборы, монастыри. Владимир Мономах прославился как выдающийся мыслитель, автор нескольких произведений. Наиболее известно его «Поучение», обращенное к собственным детям и «иным, кто прочтет». Здесь он призывает жить по справедливости: помогать убогим и слабым, не наказывать невиновного, соблюдать клятву, чтить старших. Говоря об управлении хозяйством, князь пишет: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, не полагайтесь на тиуна (управляющего). чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим». В «Письме к Олегу» Моно­мах призывает русских князей к согласию между собой и к совместной борьбе с кочевниками.

Авторы: А.В. Голубев, В.Л. Телицин, Т.В. Черникова, по материалам энциклопедии «История России».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: