Русская культура в первой половине xix века

Культура России в первой половине XIX века

В первой половине XIX века в Российской империи еще сохранялись крепостнические устои. Вместе с тем народ был воодушевлен победой в 1812 году. В массах преобладал патриотический настрой. Это наложило определенный отпечаток на развитие культуры. Она продолжала развиваться в европейском направлении, но в то же время стремилась сохранить национальные традиции. Деятели культуры в своих работах и дальше опирались на предшествующие достижения.

Образование в России

В начале XIX века в Российской империи подавляющее количество людей оставались безграмотными. Правительство занималось расширением системы образовательных учреждений. В 1804 году создано 6 учебных округов. Структура учебных заведений была следующая:

  • Низшая ступень. 1-годичные церковно-приходские школы. Открыты для детей всех сословий.
  • Средняя ступень. Уездные училища, гимназии. Принимали всех детей, кроме крепостных.
  • Высшая ступень. Университеты в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Харькове, Вильно.

В 1815 году в Москве открылось армянское училище. Его основала семья Лазаревых, имеющая армянское происхождение. В 1827 году заведение преобразовалось в Лазаревский институт восточных языков.

Постепенно открывались специализированные вузы. Следует выделить:

  • Педагогические институты.
  • Лесной институт.
  • Петербургский технологический институт.
  • Московское техническое училище.
  • Инженерные и артиллерийские академии.

Благодаря появлению специализированных учебных заведений молодые люди перестали ездить за границу. Отечественные вузы давали качественное образование. Хотя не все сословия имели возможность поступить в институты, но все же низшую и среднюю ступень мог освоить каждый желающий. Благодаря этому увеличилось количество грамотных людей среди купцов, мещан, ремесленников.

Во время правления Николая I требования к учащимся и преподавателям ужесточились. С 40-х годов преподавать философию могли только духовники. Все учащиеся делились на группы по социальному положению. Обучение в университетах стало платным.

Научные открытия

В первой половине XIX века отечественные ученые сделали множество открытий:

  • Химия. Н. Зинин положил начало производству синтетических красителей. П. Аносов нашел метод изготовления высококачественной стали.
  • Математика. Н. Лобачевский создал неевклидовую геометрию.
  • Физика. Б. Якоби создал гальванотехнику, электродвигатель. В. Петров нашел способ освещения улиц, подробно исследовал электродугу.
  • Техника. Черепановы создали первый отечественный паровоз, а также построили 3,5 км Нижнетагильской заводской железной дороги (1833-1834).
  • История. Н. Карамзин выпустил 8 томов «Истории государства Российского». Профессор Т. Грановский написал исторические работы.
  • География. Исследовательские экспедиции позволили составить и уточнить множество карт. Были подробно изучены сухопутные и водные регионы страны. В 1803-1806 гг. кругосветное путешествие совершили Лисянский и Крузенштерн. В 1811 Головнин привез данные о Курильских островах. В 1819-1821 гг. Лазарев и Беллинсгаузен совершили антарктическую кругосветную экспедицию, в ходе которой открыли Антарктиду. Невельской изучал низовья Амура. А Литке исследовал Камчатку, Ледовитый океан, берега Южной Америки.
  • Медицина. Н. Пирогов положил начало военно-полевой хирургии. Первым сделал операцию под наркозом в полевых условиях.
  • Астрономия. В. Струве основал под Санкт-Петербургом Пулковскую обсерваторию.

Русская литература и журналистика

В начале XIX века в литературе наблюдалась быстрая смена направлений, стиля. В первых годах нового столетия еще преобладал сентиментализм. Его яркими представителями оставались Н. Карамзин и Г. Державин. Далее начал развиваться романтизм. В этом стиле писали поэты-декабристы, В. Жуковский.

Во второй четверти в литературной среде распространился реализм. Это направление выбрали А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Особенности критического реализма:

  • Патриотизм. В произведениях прослеживалась любовь к стране, русскому народу.
  • Гуманизм. Авторы сопереживали своим героям, защищали права человека, показывали его борьбу, стремление к лучшей жизни.
  • Идейность. Произведения затрагивали наболевшие вопросы. Авторы пытались дать на них ответы.
  • Художественность. Писатели мастерски использовали средства изображения.
  • Обобщение. Авторы центральной фигурой делали типического героя в типических обстоятельствах. Каждый в нем мог увидеть схожесть со своей жизнью.

Большой вклад в литературное развитие сделал критик В. Белинский. А вот гением в книгоиздательстве считается А. Смирдин. 30-40-е гг. даже назвали «смирдинским периодом» в истории книгопечатания. Смирдин реформировал эту отрасль, выстроил торговлю книгами на принципах буржуазного бизнеса.

В XIX веке увеличилось количество издаваемых газет и журналов. Н. Карамзин основал общественно-политический журнал «Вестник Европы». Ф. Булгарин издавал газету охранительного направления «Северная пчела». Большой популярностью пользовался журнал «Современник», которым сначала занимался Пушкин, а после его смерти Некрасов и Панаев. С охранительным направлением активно боролся журнал «Отечественные записки». Занимались им Краевский (издатель) и Белинский (редактор).

Архитектурные направления

В начале XIX века преобладал высокий классицизм, получивший второе название «русский ампир». Ему присущи:

  • монументальность;
  • симметрия;
  • торжественность;
  • античные элементы.

В этом стиле Захаров построил Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Воронихин создал Казанский собор в Санкт-Петербурге, Горный институт. Стасову принадлежит идея Московских и Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге. К. Росси построил Александринский театр, ансамбли Дворцовой площади. Архитекторы О. Бове, Д. Жилярди, А. Григорьев в своих работах умело сочетали высокий классицизм с московскими традициями. Примером служат здания Большого и Малого театров.

После 30-х гг. классицизм постепенно уступает место эклектике, которой присуще смешение стилей. В этом направлении работал К. Тон, создавший Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя. А. Брюллов в стиле эклектики построил Пулковскую обсерваторию. А. Штакеншнейдер создал Мариинский дворец, резиденцию князей Белосельских-Белозерских.

Скульптура и живопись

Среди скульпторов в начале XIX века особо популярна патриотическая тема. В работах идет прославление героев, поднятие боевого духа народа. И. Мартос создал памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади. Б. Орловскому принадлежат памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, установленные в Санкт-Петербурге. Отдельного внимания заслуживают работы П. Клодта. Ему принадлежит конная статуя Николая I (Санкт-Петербург), группа «Укрощение коня» (Аничков мост).

В первом десятилетии XIX века в живописи преобладал классицизм, получивший второе название «академизм». В стиле романтизма работали:

  • В. Тропинин: «Гитарист», «Кружевница», портрет Пушкина.
  • О. Кипренский: портреты Пушкина, Жуковского.
  • С. Щедрин: пейзажи.

Живописцы, работавшие в бытовом жанре, в своих работах показывали повседневную жизнь русского народа. Они соединяли воедино элементы портрета, пейзажа и бытовой картины. В таком жанре писали А. Венецианов, Ф. Алексеев, А. Плахов, Г. Сорока.

В середине XIX века самым известным живописцем стал К. Брюллов. В своих работах он сочетал элементы романтизма, классицизма и реализма. Лучшие картины: «Всадница», «Последний день Помпеи». Еще одним великим художником XIX века был А. Иванов. Больше двух десятилетий он создавал полотно «Явление Христа народу». В это же время начал зарождаться критический реализм. Его основателем стал П. Федотов, автор картин «Завтрак аристократа», «Сватовство майора».

Музыка и театр

В XIX веке в России началось формирование национальной музыкальной школы. Историческую оперу основал М. Глинка. Лучшие его работы: «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя». В реалистическом направлении работал А. Даргомыжский. Ему принадлежат оперы «Каменный гость», «Русалка». Огромный вклад в развитие бытового романса сделали А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев.

В театре выделилось два направления: драматическое и оперно-балетное. В 1824 году Петровский театр дал начало Малому и Большому театрам. В первом ставили драму, а во втором – репертуар из балетов, опер. В 1832 году в Санкт-Петербурге открылся Александринский театр. В XIX веке к лучшему изменилась игра актеров. Они стали вести себя на сцене более естественно. Известные актеры того времени: М. Щепкин, Е. Семенова, А. Мартынов, П. Мочалов, В. Каратыгин.

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в.

Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем новым, что естественно вырастало из потребностей страны, а с другой – западным влиянием. Следует также отметить, что большое воздействие на рост национального самосознания, русскую культуру оказала Отечественная война 1812 года.

Просвещение и наука. В области развития просвещения важнейшим событие стало учреждение Министерства просвещения (1802). Факт его появления свидетельствовал о внимании власти к вопросам образования. В 1804 г. проводится реформа среднего и высшего образования. Основной формой среднего образования становится гимназия. Наряду с Московским в первой четверти ХIХ в. основаны университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Вильне, Дерпте. По уровню преподавания и образовательным программам им мало уступали лицеи (Царскосельский, Ришельевский, Демидовский, Нежинский). Создаются учебные округа, в которых университеты были поставлены во главе всех средних и низших учебных заведений. В области научных знаний наряду с накоплением фактов интенсивно начинают развиваться естественные науки. Н.И. Лобачевский создал новую систему так называемой неевклидовой геометрии. Открытия физиков В.В. Петрова, Э.Х. Ленца, Б.С. Якоби обогатили знания в области тепловой и электрической энергии, создав условия для их практического применения. Основание в 1839 г. Пулковской обсерватории стало значительной вехой не только для русской, но и для мировой астрономии. В начале века впервые в русской истории состоялась первая кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1821 г. открыли шестую часть света – Антарктиду. Русская историческая наука в первой половине ХIХ в. в значительной степени развивалась под впечатлением, написанной Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского». В целом первая половина ХIХ в. отмечена прогрессом в области просвещения, хотя политика и Александра I, и Николая I в отношении образования носила двойственный характер. Было понимание необходимости народного образования и одновременно опасение, что образование приведет к распространению нежелательных для правительства идей. Отсюда стремление властей ограничить свободу преподавания, гонения на самостоятельно мыслящих учителей и профессоров. Аналогичные меры принимались и в отношении печати. Была введена цензура. Особенно ужесточился контроль над образованием и печатью после подавления восстания декабристов. Николай I чутко уловил опасность распространения свободолюбивых идей именно благодаря образованию, печати и литературе.

Читайте также  Политический и общественный строй скифских племен

Литература первой половины ХIХ в. На рубеже XVIII—ХIХ вв. классицизм в литературе сменяется сентиментализмом. Основоположником сентиментального направления стал Н.М. Карамзин. Однако и сентиментальная литература, воздействуя на чувства читателей, мало затрагивала реальную жизнь. Разлад между идеалом и действительностью вскоре привел к тому, что на смену сентиментализму пришел романтизм в лице В.А. Жуковского, юного А.С. Пушкина. В романтических произведениях изображались сильные страсти, герои действовали в необычной обстановке, проявлялся интерес к национальному прошлому. Наиболее яркое представление о литературе русского романтизма дают стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова.

«Золотой век» в русской литературе начинается с А.С. Пушкина, основоположника русской классической литературы. Творчество Пушкина В.Г. Белинский определил как поэзию жизни, поэзию действительности. Вслед за Пушкиным традиции русской литературы в первой половине ХIХ в. развивали М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. В творчестве Гоголя критический реализм достиг особой остроты.

Последние годы дореформенной эпохи (1845–1855) были, пожалуй, самими тяжелыми для русской литературы ХIХ в. После революционных событий в Европе цензура обрушилась не только на передовой «Современник», произведения Пушкина, Гоголя, славянофилов, но даже на М.П. Погодина, Ф.В. Булгарина, любимца царской семьи В.А. Жуковского. Чуть позже власти признали деятельность цензуры в 1845–1855 гг. цензурным террором. Но именно в эти годы начинали свою творческую деятельность гениальные писатели второй половины ХIХ века – А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

Живопись. В академической живописи второй половины XVIII в. считалось недостойным искусства писать то, что видишь вокруг. А.Г. Венецианов в начале ХIХ в. одним из первых русских художников пытался отобразить жизнь такой, какая она есть. Его картины «Гумно», «На пашне», «Жатва», хотя и идеализировали крестьянскую жизнь, все же положили начало развитию бытового жанра.

В первой половине ХIХ в. господствующее положение по-прежнему занимала академическая живопись. Важным явлением не только в искусстве, но и в общественной жизни стала картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1836), получившая широкую известность не только в России, но и в Европе. «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день», – написал Е.А. Баратынский. Однако Брюллов работал в отживающих формах, и его живопись позже утратила привлекательность для современников.

Покончить со старым направлением, т. е. академическим классицизмом, внести в живопись жизнь и правду, по замыслу А.А. Иванова, должна была его грандиозная картина «Явление Христа народу». Но когда он ее закончил (а писал он ее более 20 лет), то все переменилось: время, люди и сам художник, который понял, что русскому обществу нужно что-то другое. Предвестником этого «другого», критического направления в русской живописи стал П.А. Федотов. В его картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Завтрак аристократа» отразилась неприкрытая действительность николаевской России.

Архитектура. В начале ХIХ в. в архитектуре стал доминировать стиль ампир (имперский стиль). Он достиг высокого уровня в синтезе архитектуры и монументальной скульптуры. Ампир позволил отразить во многих постройках пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года.

Крупнейшим архитектором этого времени был К.И. Росси. Своими монументальными строениями он придал центру Санкт-Петербурга завершающий вид. Основная черта творчества Росси – система архитектурных ансамблей. Главные работы архитектора – Михайловский дворец с площадью, здание Главного штаба с монументальной аркой, Александринский театр с прилегающей площадью и улицей, ныне носящей имя Росси, и два соединенных аркой здания – Сената и Синода. Таким же монументальным сооружением является Исаакиевский собор по проекту архитектора О.Р. Монферрана – последняя грандиозная постройка в стиле классицизма.

С конца 20-х гг. XIX в. в развитии классицизма наступает кризис. Общественно-экономическое развитие требует новых форм, новых подходов в архитектуре. Художественные идеалы классицизма стали подвергаться резкой критике. На смену классицизму в 30—40-е годы приходит неоготика, восточный стиль. В храмовом зодчестве большое распространение получил русско-византийский стиль. Ведущим архитектором этого направления был К.А. Тон, пользовавшийся расположением царя. Николай I увидел в русско-византийском стиле прямое соответствие теории официальной народности. Самая известная постройка Тона в русско-византийском стиле – храм Христа Спасителя в Москве.

В целом этот период можно охарактеризовать как переход от классицизма к эклектике (эклектика в архитектуре – сочетание разнообразных стилевых элементов). Типичным образцом перехода от классицизма к эклектике является здание Мариинского дворца архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Музыка и театр. А.С. Пушкина принято считать основателем русской национальной литературы. В отношении национальной музыки то же самое можно сказать о М.И. Глинке. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила» положили начало русской классической музыке.

В русском театре в первые десятилетия ХIХ в. на смену классицизму приходит романтизм. Утверждению его влияния на сцене способствовал П.С. Мочалов. Его исполнение роли Гамлета стало крупным событием в жизни русского театра. Основоположником реализма на русской сцене был другой замечательный актер – М.С. Щепкин. Его творчество положило начало русской школе драматического искусства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в § 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

Культура Италии в XVI – первой половине XVII вв.

Культура Италии в XVI – первой половине XVII вв. Расцвет гуманизма и Возрождения, начавшийся в Италии в XIV – XV вв., продолжался и в первой половине XVI в. В переломный период, когда после бурного роста городов начинает ощущаться их экономический упадок, в области культуры

Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава I. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в Русская культура XIX и начала XX в. имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего

Русская культура в первой половине XVIII в.

Русская культура в первой половине XVIII в. Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее

Русская культура во второй половине XVIII в.

Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура в первой половине XIX в. Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в. Отмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н. э

Финикийская культура в первой половине I тысячелетия до н. э Финикийская культура — культура, созданная. финикийцами в IV–I тысячелетии до н. э. на территории Финикии и ее колоний.Финикийская культура испытала значительное влияние египтян, ассиро-вавилонской, хиттской,

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в.

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия: Подъем общественной мысли. – Влияние Отечественной войны 1812 г.1.2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической роли культуры. – Общая

§ 38. ТВЕРСКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

§ 38. ТВЕРСКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В 1805 г. в Осташкове открылся первый в Тверской губернии городской театр. Правда, в с. Новые Ельцы Осташковского уезда — имении помещиков Толстых — и раньше существовал крепостной театр. Первыми актерами в

Развитие русской культуры в первой половине XIX века

Характерными чертами культуры первой половины XIX в. были: ее демократизация; увеличение числа деятелей культуры из непривилегированных сословий; тесное взаимодействие русской культуры с мировой, в первую очередь с европейской; начало мирового признания лучших достижений русской культуры.

Просвещение

В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования. Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений. Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).

В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.

Читайте также  Завоевание государств средней азии

В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.

Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.

Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе.

Однако во второй четверти XIX в. по новому уставу учебных заведений каждый тип школы становился сословно обособленным. Так, приходские одноклассные школы предназначались для детей «самых низших состояний», трехклассные уездные училища — для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». Для детей дворян, чиновников, крупных купцов были предназначены семилетние гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.

Книгопечатание и книготорговля

Во второй четверти XIX в. в стране увеличилось число образованных людей. Этому во многом способствовал рост печати, расширение книготорговли, открытие публичных библиотек. Несмотря на ограничительные меры и строгость цензуры, росло число издаваемых книг, открывались новые газеты и журналы. В конце 50-х гг. в России ежегодно издавалось около 2 тысяч книг. Число же периодических изданий за полвека увеличилось более чем в 3,5 раза.

Литература

Большое значение в развитии русской национальной культуры и духовной жизни, в развитии общественной мысли и осознании окружающей действительности имела литература. На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г. Державин. Основоположником сентиментализма в русской литературе был Н. Карамзин («Бедная Лиза»). Однако сентиментализм просуществовал недолго. Война 1812 г. вызвала к жизни новое направление — романтизм. Наиболее видным представителем раннего романтизма был В. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана»). Отдал дань романтизму и А. Пушкин (поэма «Цыганы»). Но и романтизм как ведущее литературное направление был не долог. На смену ему пришел реализм, представителями которого были А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и И. Крылов. Утверждение этого направления в 30-е годы связано с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. Основоположником реализма, который прочно утвердился в русской литературе, по праву считается А. Пушкин («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.).


И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов

Пушкин создал классические образцы литературы всех жанров, существующих и поныне: рассказ и поэму, повесть и трагедию, лирику и роман, сказку и публицистику, рецензию и эпиграмму, очерк и путевые записки. «Он у нас — начало всех начал»,—верно сказал о нем Горький. Пушкин был вольнолюбец. Он часто повторял слова М. Ломоносова: «Не только царю, но и самому Господу Богу холопом быть не хочу!»

Эпоха правления Николая I, несмотря на политическую реакцию, не была временем духовной спячки. Она стала поистине «золотым веком» русской художественной литературы. Во второй четверти XIX в. писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В это время начинают свое творчество И. Тургенев, Ф. Достоевский и Л. Толстой.

Литература в условиях отсутствия свободы слова и печати имела особое значение. Она была ведущей областью духовной жизни в России. «Литература у народа, не имеющего политической свободы,— писал А. Герцен,— единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Именно в XIX в. появляется такая профессия, как писатель.

Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в качестве традиционных черт русской литературы неразрывно связано с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40—50-е гг. Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве). Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.


Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин


Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена


Карл Павлович Брюллов

Хотя в первой половине XIX в. официальным стилем живописи продолжал оставаться классицизм, выражавшийся в преобладании религиозной и мифологической тематики, в портретах О. Кипренского и В. Тропинина, в живописи К. Брюллова, А. Иванова преобладает романтическая теплота и мягкость. Подлинным шедевром русской романтической живописи стало полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Кисти О. Кипренского принадлежит лучший прижизненный портрет А. Пушкина. Написанный с натуры в 1827 г. по заказу А. Дельвига, лицейского товарища Пушкина, портрет этот не только исторически конкретен, но в нем чувствуется стремление художника дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин, увидев этот портрет законченным, заметил:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.


Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский

Бытовые сельские идиллические картины А. Венецианова («На пашне», «Утро помещицы») стали шагом к развитию реалистической живописи, которую представлял П. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора»).

Музыка

В начале XIX в. замечается оживление русской музыкальной жизни. В 1802 г. открывается первое «Филармоническое общество». Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям. Получает развитие и русская опера (композиторы Кавос, Верстовский). Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы. Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский (опера «Русалка» и др.).


Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки

В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.

К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др.). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1836 г. Н. Гоголь опубликовал комедию «Ревизор» — нечто вроде, по определению Герцена, «полного курса патологической анатомии русского чиновника». В иронической, даже забавной форме Гоголь вскрыл порочность николаевской бюрократии. Сам Николай I после премьеры «Ревизора» признал: «Всем досталось, а мне — более всех».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Русская культура конца XVIII – первой половины XIX веков

Содержание:

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

С XIX века начался культурный подъем в русском народе. Отечественная война 1812 года ускорила процесс национального самосознания. Началось сближение русского народа с другими народами страны.

Образование

Образование в России в начале XIX века можно назвать лишь формальным. Т. е. существовавшая система образования удовлетворительных результатов не давала.

В 1804 году существовал только Казанский университет. Из технических учебных заведений только горный в Петербурге. Немного позже при Александре I появился Лесной институт.

Затем сфера образования стала развиваться. Николай I продвигал техническое, инженерное и военное образование. Появились Московское техническое училище, Петербургский Технологический Институт, Инженерная и Артиллерийская академии, академия Генерального штаба.

В 1815 году Лазаревы основали в Москве Институт восточных языков. Это дало возможность русским студентам углубиться в культуру Востока. Стали возможны дипломатические миссии в восточные страны.

Еще одним направлением развития образования было женское образование. Открывались Институты благородных девиц, воспитывающие добрых жен и матерей.

Открывающиеся духовные учебные заведения объединялись в одну систему.

К середине столетия в стране появилось уже 8 высших учебных заведений, 2 лицея и примерно 40 гимназий.

Наука

Начавшийся промышленный прогресс требовал развития науки. Научная жизнь страны в тот период :

  1. Благодаря Лобачевскому появилась геометрия, отличная от геометрии Евклида, которая была названа неевклидова геометрия.
  2. Николай Зинин синтезировал анилин, который стал использоваться в промышленности.
  3. Благодаря Петрову стало возможным использование электрического разряда в разреженном газе и электрические дуги для освещения.
  4. Якоби открыл метод гальванопластики.
  5. Аносов, который проводил исследования в области стали, создал стальные клинки.

Среди важных достижений следует выделить появившуюся военно-полевую хирургию, основоположником которой был хирург Пирогов. Его деятельность нашла применение во время Крымской войны. Пирогов брался даже за самые тяжёлые случаи. Иногда происходили даже курьезы. Однажды к Пирогову доставили тело солдата, которому осколком оторвало голову. На вопрос «зачем?» военные ответили, что Пирогов проведет операцию и солдат оклемается.

В исторической области выделились историки Карамзин, написавший «Историю государства Российского», и Соловьев с «Историей России с древнейших времен».

Живопись

В русской живописи существовало 2 направления – академизм и реализм.

Самые известные художники-академисты:

  • Иванов;
  • Тропинин;
  • Кипренский;
  • Брюллов.

Самым известным художником-реалистом того времени являлся Федотов. Он писал картины в комедийно-сатирическом характере.

Читайте также  Расселение славян после распада праславянской общности

Развитие музеев началось только во второй половине XIX века

Театр и музыка

Отечественный театр только начинал развиваться. Большую роль играли крепостные театры, т. к. многие артисты были из крепостных, Например, Щепкин и Мочалов.

В 1836 году состоялась премьера спектакль «Ревизор». В Большом театре проходили оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя», а также «Русалка» Даргомыжского.

Самые знаменитые композиторы того времени:

  • Гурилев;
  • Варламов;
  • Алябьев.

Эти композиторы заложили основы русского городского романса.

Архитектура и скульптура

В архитектуре господствовала эпоха классицизма. Петербургский классицизм отличался построением целых ансамблей, которые были едины и гармоничны. Самые знаменитые проекты того времени:

  • здание Адмиралтейства Захарова;
  • Петропавловская крепость Захарова и Том де Томона;
  • Казанский собор Воронихина;
  • скульпторы Пименов, Демут-малиновский, Теребенев создали фигуры, олицетворяющие главные реки страны;
  • бронзовые скульптуры «Укротители коней» Клодта поставленные на Невском проспекте;
  • здания Сената, Главного штаба, Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца, который сейчас является Русским музеем, были созданы по проектам Россе.

В стиле Московского классицизма строились отдельные здания, а не ансамбли. Самые знаменитые проекты:

  • Большой театр и Манеж Бове;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади Матроса.

Современный музей Толстого на Пречистенке тоже был построен в то время по проекту Григорьева.

В Петербурге стали строиться многоквартирные дома, которые в то время назывались доходными.

В 1838 году по проекту Тона построен Большой Кремлевский дворец, а в 1839 году заложено основания Храма Христа Спасителя.

Журналистика

В начале XIX века журналистика стала активно развиваться и широко использоваться. С 1838 года в каждой губернии стали выпускаться свои газеты «Губернские ведомости».

Самые популярные русские журналы в первой половине XIX века:

  1. «Вестник Европы» с 1802 года. Был основан Карамзиным. Публикуемые материалы всегда были высокого уровня, умеренно-консервативные взгляды выражались во взвешенных суждениях.
  2. Бестужев и Рылеев издавали Альманах «Полярная звезда». Альманах – это разновидность издания, в котором публиковался сборник произведений. С «Полярной звездой» сотрудничали Пушкин, Грибоедов, Жуковский, Крылов.
  3. «Московский телеграф», выпускающийся под редакторством Полевого отличался от других журналов либералистическими взглядами.

К середине XIX века количество журналов с материалами либеральной направленности увеличилось, особенно в Петербурге. Среди подобных журналов выделились «Отечественные записки» с 1836 года и «Современник» с 1839 года.

Литература

Начало XIX века было названо «золотым веком» русской литературы. В это время литература развивалась по двум направлениям:

  1. Романтизм. Представители данного направления – Жуковский, Рылеев, Кюхельбекер. В ранние годы Лермонтов и Пушкин тоже писали в стиле романтизма.
  2. Реализм. Направление появилось ближе к середине XIX века. Основоположником являлся Пушкин. Другие писатели, создававшие произведения в стиле реализма, – Грибоедов, Тургенев, Лермонтов, Некрасов, Гоголь.

После зарождение реализма постепенно появляется и критический реализм. Он прослеживается в произведениях Гоголя «Шинель», и Герцена «Кто виноват?».

Путешествия и географические открытия

В начале XIX века проводилось множество экспедиций и исследований. Самые важные из них:

  1. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 году под руководством Крузенштерна и Лисянского. Экспедиция проходила из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Во время путешествия изучались острова Тихого океана и составлялись карты местности.
  2. В 1811 году на Курильские острова с целью их исследования отправилась экспедиция во главе с Головиным. Русские моряки были взяты в плен японцами.
  3. В 1821 году открыта Антарктида. Началось исследования материка.
  4. В 1845 году основано Русское географическое общество.
  5. Крупные географические открытия были совершены на Дальнем Востоке в 1848-1849 годах Невельским.

Помимо достижения в области географической науки, экспедиции имели значение во взаимодействии с другими народами.

Культура России в первой половине XIX в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Жизнь страны неразрывно связана с культурным развитием. В начале ХIХ века развитие отечественной культуры было обусловлено борьбой между старинными порядками и тем, что вырастало под западным влиянием. Также воздействие на национальное самосознание и культуру оказала Отечественная война 1812 года.

Просвещение и наука

В области просвещения важнейшее значение имело создание Министерства просвещения в 1802 году. Его появление свидетельствовало о внимании властей к вопросам образования. В 1804 году была проведена реформа среднего и высшего образования. В среднем образовании основной формой стала гимназия. В первой четверти века в Санкт-Петербурге, Казани, Дерпте, Вильне были основаны университеты. По уровню образовательных программ им не уступали лицеи (Царскосельский, Демидовский, Ришельевский). Были созданы учебные округа, в которых во главу системы средних и низших учебных заведений были поставлены университеты.

Начинается интенсивное развитие естественных наук. Н.И. Лобачевским была создана новая система неевклидовой геометрии. Открытия В.В. Петрова, Б.С. Якоби, Э.Х. Ленца обогатили знания в области электрической и тепловой энергии, создав предпосылки для практического применения. Учреждение Пулковской обсерватории в 1839 году стало вехой для всей мировой астрономии. В начале века И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский осуществили первую русскую кругосветную экспедицию. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открыли Антарктиду в 1821 году. Историческая наука развивалась под впечатлением «Истории государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В целом политика Александра I и Николая I в области образования имела двойственный характер. Было осознание необходимости народного образования и опасение, что оно может привести к распространению нежелательных идей. Отсюда стремление к ограничению свободы преподавания, гонения на мыслящих преподавателей и профессоров. Вводилась цензура. Особенно контроль над образованием ужесточился после восстания декабристов. Николай I осознавал опасность распространения свободолюбивых идей благодаря развитию образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Литература

На рубеже веков классицизм сменяется сентиментализмом. Его основоположником стал Н.М. Карамзин. Однако воздействующая на чувства читателей сентиментальная литература мало затрагивала действительную жизнь. Этот разлад привел к тому, что сентиментализм был сменен романтизмом в лице В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. Романтические произведения изображают сильную страсть, герои действуют в необычной обстановке, появился интерес к национальному прошлому. Яркое представление о литературе романтизма дают стихи М.Ю. Лермонтова.

Романтизм — это литературное направление, для которого характерно изображение идеального мира и героя, ведущего борьбу с обществом.

«Золотой век» русской литературы начался с А.С. Пушкина, творчество которого В.Г. Белинский определял как поэзию действительности. Затем традиции русской литературы развивались М.Ю. Лермонтовым и Н.В. Гоголем, в творчестве которого особой остроты достиг критический реализм.

1845–1855 годы были самыми тяжелыми для русской литературы. После европейских революционных событий цензура обрушилась на «Современник», произведения Пушкина, славянофилов, Гоголя, М.П. Погодина, Ф.В. Булгарина, царского любимца В.А. Жуковского. Позже власть признала деятельность цензуры в этот период цензурным террором. Однако именно тогда начали творческую деятельность Ф.М. Достоевский, А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

Живопись

В начале ХIХ века А.Г. Венецианов одним из первых художников начал изображать жизнь так, как она есть на самом деле. Его картины «Жатва», «Гумно», «На пашне» идеализировали сельскую жизнь, однако дали начало и бытовому жанру.

Господствующее положение оставалось за академической живописью. Важным явлением как искусства, так и общественной жизни, была работа К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», широко известная как в России, так и в Европе. Однако отживающие формы живописи Брюллова уже утрачивали для современников свою привлекательность.

Покончить со старым академическим классицизмом, по замыслу А.А. Иванова, должна была картина «Явление Христа народу». Однако к моменту окончания работы все переменилось: люди, время и сам художник, понявший, что обществу нужно другое. Предвестником нового критического направления живописи стал П.А. Федотов, в картинах которого неприкрыто отразилась действительность николаевской России:

  • «Сватовство майора»;
  • «Свежий кавалер»;
  • «Анкор, еще анкор!»;
  • «Завтрак аристократа».

Архитектура

В начале века в архитектуре доминировал стиль ампир, достигший высокого уровня в синтезе монументальной скульптуры и архитектуры. Ампир позволял отразить в постройках пафос победы в Отечественной войне.

Крупнейшим архитектором эпохи был К.И. Росси, придавший монументальными строениями завершающий вид центру Санкт-Петербурга. Главная черта его творчества – системы архитектурных ансамблей. Его основные работы:

  • Михайловский дворец и площадь;
  • здание Главного штаба и монументальная арка;
  • Александринский театр и прилегающие площадь и улица;
  • два соединенных здания – Сенат и Синод.

С конца 1820-х годов в развитии классицизма наступил кризис. Общественное развитие требовало новых форм и подходов в архитектуре. Идеалы классицизма подвергались резкой критике. Классицизм в 1830—40-е годах сменился неоготикой, восточным стилем. В храмовом зодчестве распространился русско-византийский стиль. В этом направлении ведущим архитектором был К.А. Тон. Николай I нашел в русско-византийском архитектурном стиле определенное соответствие теории официальной народности. Известнейшая постройка Тона – храм Христа Спасителя в Москве.

Период в целом можно охарактеризовать как переход к эклектике.

Эклектика – это сочетание элементов разных стилей.

Музыка и театр

А. С. Пушкин считается основателем национальной литературы. То же можно сказать про М.И. Глинку в отношении музыки. Его операми «Жизнь за царя» «Руслан и Людмила» было положено начало русской классической музыке.

В русский театр приходит романтизм. Утверждению его влияния способствовал П.С. Мочалов, исполнение которым роли Гамлета было в жизни театра крупным событием. Основоположником реализма был актер М.С. Щепкин, творчество которого легло в основу русской школы драматического искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: