Социально-экономическое развитие ссср - Sogetsu-Mf.ru

Социально-экономическое развитие ссср

Меры советского правительства по восстановлению стабильности государства в послевоенный период. Экономическая политика начала 50-ых годов.

Социально-экономическое развитие ссср

Социально-экономическое развитие СССР

Переход к мирному строительству

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных условиях. Война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). В соответствии с задачами мирного времени была проведена реорганизация некоторых военных наркоматов, на их базе создавались новые (наркомат машиностроения и приборостроения на базе наркомата минометного вооружения и др.).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального режима труда на предприятиях и а учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливались 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 г. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. В августе 1945 г. Госплан СССР получил задание подготовить проект плана восстановления и развития народного хозяйства.

Перестройка народного хозяйств и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Восстановление и развитие промышленности

1946 г. явился наиболее трудным а послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь». Вступила в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов — Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжалась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Большой объем индустриальных работ был осуществлен в республиках и областях, включенных в состав СССР накануне Второй мировой войны. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели к росту численности рабочего класса. Только за годы четвертой пятилетки ряды рабочих увеличились на 11 млн. человек.

Трудности развития сельского хозяйства

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Положение дел в агро-секторе экономики осложнилось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947 — 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней умерли около 1 млн. человек.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Главными путями его подъема были определены; обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства агросферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. На рубеже 40—50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов. В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Только из Литвы были выселены в мае — июле 1948 г. свыше 19,3 тыс. крестьянских семей общей численностью около 70 тыс. человек.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. т против 36,4 млн. в 1940 г. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств: увеличивались поборы с приусадебных участков.

Социально-экономическое положение в начале 50-х годов

Экономика в начале 50-х годов развивалась на основе сложившихся в предшествующий период тенденций. В пятой пятилетке (1951—1955 гг.), как и прежде, первостепенное внимание уделялось тяжелой и особенно оборонной индустрии. Выпуск предметов народного потребления (хлопчатобумажных тканей, обуви и др.) значительно отставал от плановых заданий и нужд населения.

Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло потребностей легкой и пищевой промышленности в сырье.

На рубеже 40—50-х годов усилилась централизация управления промышленностью. Укрупнялись министерства (угольной, нефтяной промышленности и др.), создавались новые ведомства. Это вело к росту управленческого аппарата, его отрыву от производства.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения.

В течение четвертой пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена денежная реформа. С ее помощью предполагалось изъять из обращения фальшивые деньги, получившие распространение в годы войны на оккупированных территориях. В обращение вводились новые деньги. Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1. На практике реформа привела к изъятию у граждан наличных средств.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского населения. В начале 50-х годов нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

В 1952 г. была опубликована работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности развития тяжело промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению И. В. Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

История России

§ 26. Социально-экономическое развитие СССР: новации и догмы

Одна из крупнейших строек 1950-х гг. — Братская ГЭС в Сибири

Советская деревня 1950-х гг.

• всесоюзные комсомольские стройки

1. Продовольственная проблема: догнать и перегнать США по производству мяса и молока. Десятилетия промышленного развития страны за счёт аграрного сектора привели к его катастрофическому состоянию. Советскому руководству предстояло принять важные решения о судьбах десятков миллионов сельских жителей, об экономике страны в целом. В середине 1953 г. был принят ряд положений, направленных на улучшение сельскохозяйственного производства и облегчение жизни колхозников. Они были суммированы и развиты в докладе первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства в СССР».

Одним из первых мероприятий в области сельского хозяйства было сокращение налогов с приусадебных участков. Налог был снижен с каждого колхозного двора в среднем в 2,5 раза. Были полностью сняты недоимки по сельскохозяйственному налогу за прошлые годы. Рабочим и служащим, проживающим в сельской местности, было разрешено содержать свиней, птицу, коров. Был снижен налог с продажи продуктов на рынке. Были существенно повышены государственные закупочные цены (в 5,5 раза на мясо, в 2 раза на молоко и масло, в 1,5 раза на зерновые). Повышение закупочных цен сопровождалось уменьшением обязательных поставок. В результате деревня и некоторые города перестали испытывать острую нужду в продовольствии, хотя положение всё ещё оставалось достаточно серьёзным.

Вскоре, однако, стал отчётливо прослеживаться отход от этого курса. Новой целью стало обеспечение в кратчайшие сроки невиданного подъёма сельского хозяйства и благосостояния народа. В 1954 г. было принято решение об освоении целины — земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала.

«Целинная эпопея» стала ярким событием в истории советского сельского хозяйства. На освоение целины только в первый год по комсомольским путёвкам отправился один миллион добровольцев. Каждая советская республика получила задание на поставку рабочей силы и техники на новые земли. За 1954—1956 гг. было распахано почти 36 млн га (это равнялось 65% территории Франции). Около ста тысяч героев эпопеи были награждены орденами и медалями за доблестный труд. За 1954—1964 гг. целинные земли дали около 40% валового зерна. С 1954 по февраль 1956 г. «поднятием целины» в Казахстане руководил сначала второй, а затем и первый секретарь республиканской партийной организации Л. И. Брежнев. Выдвинувшись на целинных делах, он стал секретарём ЦК КПСС.

Читайте также  Ключ к спасению, или общество истинных и верных сынов отечества

При освоении целинных и залежных земель в полной мере проявилась бесхозяйственность, свойственная социалистической системе экономики. Зернохранилищ, дорог, погрузочных узлов не хватало. В результате порой хлеб гнил, мок под дождём, портился. Каждый год на целину перебрасывали рабочую силу и технику. Всё это обходилось дорого и снижало эффективность кампании. Целина оставалась зоной рискованного земледелия вследствие, прежде всего, ветровой эрозии почв, песчаных бурь. В то же время она помогла временному решению продовольственной проблемы.

Какие реалии социально-экономического развития СССР отражают эти советские плакаты?

Несмотря на повышение капиталовложений в сельское хозяйство, колхозно-совхозная система всё хуже обеспечивала потребности страны. В поисках выхода власть прибегала к различным кампаниям в аграрном секторе экономики. С 1955 г. развернулась «кукурузная эпопея». Хрущёв рассматривал кукурузу как ключ к решению кормовой проблемы, настаивал на максимальном её распространении. В 1958 г. были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), их материальная база была продана непосредственно колхозам, что снизило эффективность работы сельскохозяйственной техники.

Снова, через усиление налогообложения, началось наступление на личные подсобные хозяйства колхозников и жителей малых городов. Усилилось обобществление находившегося в личном пользовании домашнего скота.

В 1957 г. Хрущёв выдвинул задачу «догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока к 1960—1962 гг.» (В 1956 г. США произвели 16 млн т мяса; СССР — 7,5 млн т, а в 1964 г. — 8,3 млн т.) Вместо этого в 1962 г. произошло повышение цен на мясо, мясные продукты, молоко. В 1963 г. страна стала испытывать серьёзные продовольственные трудности, люди выстраивались в очереди за продуктами. Советский Союз был вынужден закупать зерно за границей.

Главной причиной проблем аграрного сектора народного хозяйства стала неэффективная социалистическая колхозносовхозная система, основанная на незаинтересованности в труде.

1. В чём суть аграрных преобразований Н. С. Хрущёва? Какие они имели последствия?

2. Почему не утихают споры вокруг освоения целины: надо было это делать или были другие способы поднять сельское хозяйство? Приведите аргументы обеих сторон, проведите дискуссию.

2. Научно-техническая революция в СССР. С середины 50-х гг. XX в. СССР вступил в эпоху научно-технической революции (НТР), которая характеризуется коренным преобразованием производительных сил, качественным скачком в их структуре и динамике.

В условиях научно-технической революции критериями прогресса становились не количественные показатели, не тонны и кубометры, а новые виды энергии, материалов, энерго- и материалосберегающие технологии, современные виды коммуникаций, резкое сокращение времени от возникновения той или иной идеи до её реализации в массовом производстве. Происходили существенные изменения в социальной сфере: в общественную жизнь включались новые слои и группы населения, в частности, молодёжь и женщины, шёл процесс дальнейшей демократизации общества. Развивалось и модернизировалось образование. Уделялось внимание экологическим проблемам, сохранению окружающей среды.

В СССР НТР потребовала резкого увеличения энерговооружённости народного хозяйства, создания новых материалов, новых научных и производственных технологий, например, автоматизации производственного процесса. Большие требования НТР предъявляла к квалификации работников.

В отличие от экономики «позднего сталинизма», ориентированной на экстенсивные факторы развития, страна смогла сделать рывок к научно-технической модернизации. Однако и пятый и шестой пятилетние планы развития народного хозяйства СССР (1951—1955 гг. и 1956—1960 гг.) в основном были составлены по старым меркам индустриализующегося общества, не соответствовали новым задачам, предъявляемым экономике научно-технической революцией.

Не дожидаясь завершения шестой пятилетки, руководство страны разработало семилетний план (1959—1965). Разработка и осуществление семилетки сопровождались экономической реформой, которая характеризовалась переходом от отраслевого управления народным хозяйством к территориальному. Вместо министерств создавались советы народного хозяйства (совнархозы). Это новшество преследовало цель ликвидации межведомственных барьеров и приближения руководства промышленностью непосредственно к предприятиям, что должно было, по мнению реформаторов, обеспечить региональное развитие. Однако замысел не оправдал себя, и в 1965 г. совнархозы были ликвидированы.

В целом семилетний план развития народного хозяйства был успешно выполнен.

Производство основных видов промышленной продукции в годы семилетки (1959—1965)

Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 годах

Урок 49. История России 10 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 годах»

В период перестройки в СССР наблюдался острый дефицит товаров. Особенно тяжело приходилось жителям маленьких городов. Например, в Торжке, где находился мясокомбинат, не было ни мясных продуктов, ни самой дешёвой колбасы. Жители Подмосковья на заполненных до отказа электричках ездили в столицу, где со снабжением дела обстояли немного лучше. Про них даже сочинили загадку «Зелёная, длинная, колбасой пахнет».

В ходе урока вы узнаете об экономических преобразованиях Михаила Сергеевича Горбачёва, начале экономического кризиса и переходе к рыночным отношениям.

В апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачёв провозгласил политику ускорения социально-экономического развития. Он хотел улучшить положение в стране путём развития научно-технического прогресса и активизации «человеческого фактора».

Реформы Горбачёва стали продолжением политики Юрия Владимировича Андропова. Была поставлена цель соединить социализм и демократию. Она соответствовала настроениям в обществе и отражала перспективы советской системы.

Осенью 1985 года Горбачёв предложил максимально загрузить производственные мощности. Для этого нужно было перевести предприятия на работу в несколько смен; укрепить трудовую дисциплину, повысить качество выпускаемой продукции и продолжить соцсоревнование.

Незадолго до этого в СССР началась антиалкогольная кампания. Она должна была привести к повышению производительности труда. Согласно статистике, из-за пьянства на работе, государство несло большие материальные потери. Ущерб оценивался в сумму около ста миллиардов рублей ежегодно.

Однако антиалкогольная кампания не принесла ожидаемых результатов. Положительными последствиями стали подъём производства и снижение смертности. Но в то же время росла спекуляция спиртным. Массовым стало самогоноварение.

В апреле 1985 года прошёл пленум ЦК КПСС, на котором была поставлена задача перестройки системы управления экономикой. К лету этого же года Горбачёв составил программу ускорения социально-экономического развития. Её главным звеном стало машиностроение. В эту отрасль направили основную долю инвестиций. С помощью развития машиностроения планировалось провести технологическое обновление экономики. АвтоВАЗ должен был превзойти уровень мирового автомобилестроения.

Положения новой экономической политики были отражены в «Основных направлениях социально-экономического развития на двенадцатую пятилетку и до 2000 года». В этом документе содержались следующие пункты:

в течение ближайших пятнадцати лет удвоить экономический потенциал;

в два раза увеличить объём промышленного производства;

в 2,5 раза повысить производительность труда:

направить средства на модернизацию действующих предприятий.

Первостепенное внимание предполагалось уделить ускорению развития вычислительной техники, приборостроения, электротехники и электроники как катализаторов научно-технического прогресса.

Появилась новая контролирующая инстанция – госприёмка. Она занималась контролем качества продукции.

Катастрофическими стали последствия аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Радиационному заражению подверглась значительная часть украинских и белорусских земель. Позже загрязнение было обнаружено в Брянской и Тульской областях. Ликвидация последствий взрыва только в 1986 году обошлась в 13 миллиардов рублей.

Правительство пыталось решить противоречащие друг другу задачи. План двенадцатой пятилетки предусматривал обеспечение материально и духовно богатой жизни, а также поднятие благосостояния населения СССР. В то же время власти стремились максимально увеличить долю накоплений в национальном доходе.

В руководстве страной было достаточно много сторонников традиционных методов регулирования экономики. Они выступали за использование суровых административных мер. Но были и те, кто стремился к внедрению достижений научно-технического прогресса.

Однако возможностей увеличить инвестиции в экономику не было, поэтому руководству пришлось всё-таки прибегнуть к административным мерам. В 1985 году ввели государственную приёмку продукции. Независимые службы контролировали качество выпускаемой на предприятиях продукции. Однако эта мера не дала ожидаемого результата, так как в стране начала расти коррупция.

15 мая 1986 года было издано постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». К тем, кто получает нетрудовые доходы, отнесли даже владельцев приусадебных участков, которые продавали выращенные продукты. В ноябре 1986 года это постановление прекратило свой действие, так как появился закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Он разрешал частную деятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров и услуг.

Принятые административные меры к июню 1987 года помогли повысить прирост промышленного производства до 4,5 %. При этом предприятия продолжали производить продукцию, на которую не было спроса. Соответственно, усилился дефицит качественных и современных товаров.

В 1987 году экономический кризис усилился. Ситуацию усугубляла необходимость привлечения средств на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии и землетрясения в Армении, произошедшего в 1988 году.

Первый этап преобразований Горбачёва прошёл, опираясь на прежние советские методы модернизации. Стало очевидным, что только призывами экономическую ситуацию стабилизировать не удастся. Поэтому руководство страны приступило к разработке экономической реформы.

В первую очередь был поставлен вопрос о движении к рыночной экономике.

В феврале 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС. На нём было расширено содержание концепции ускорения. Горбачёв подчёркивал, что перестройка должна охватить не только экономику, но и социальные отношения, политическую систему, стиль и методы работы партии.

От власти были отстранены наиболее консервативные члены партии. Главой правительства стал Николай Иванович Рыжков. Пост председателя Госплана занял Николай Владимирович Талызин. Московский Горком возглавил Борис Николаевич Ельцин.

К началу 1987 года заменили 70 % членов Политбюро.

Летом 1987 года правительство разработало план реформ, ставший программой перехода к «социалистическому рынку».

Чтобы пробудить инициативу людей, нужно было преодолеть полный государственный контроль экономики. Появилась новая экономическая стратегия, которая предусматривала расширение самостоятельности предприятий; перевод предприятий на хозрасчёт и частичное самоуправление; развитие индивидуального предпринимательства; привлечение иностранных инвестиций.

Читайте также  Народные движения в казахстане. восстания исатая тайманова

В то же время сохранялись социалистическая собственность и планирование.

1 января 1988 года в силу вступил закон «О государственном предприятии». Изменялось соотношение прав министерств и предприятий, союзных и республиканских органов власти. Вместо привычного плана вводился «государственный заказ», охватывавший лишь часть производимой продукции, остальную разрешалось реализовывать по своему усмотрению самим предприятиям. На предприятиях предусматривалось избрание руководителей, а также создание советов трудовых коллективов, что также должно было мобилизовать активность, повысить ответственность и заинтересованность работников. Эту же цель преследовало расширение прав предприятий в определении зарплаты и выбора ассортимента выпускаемой продукции.

Испытанием для экономики стало появление кооперативов – небольших частных предприятий. В феврале 1987 года был зарегистрирован один из первых кооперативов, который занимался пошивом балетных тапочек.

В 1987–1988 годах был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Главным из них стал Закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 1988 года. Однако чем активнее развивалось кооперативное движение, тем более настороженное отношение оно вызывало. Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким государственным ценам, а продавать свою продукцию по высоким, коммерческим.

Из-за нехватки законных источников сырья кооператоры часто устанавливали контакты с теневыми структурами. Правительство опасалось бесконтрольного расширения негосударственного сектора экономики и вводило различные ограничения. Они мешали формированию частной собственности.

Одной из важных особенностей периода перестройки стало появление коммерческих банков. Первым из них стал банк «Патент», открывшийся в 1988 году в Ленинграде.

Реформирование государственного сектора экономики не принесло ожидаемых результатов. Поэтому усилилась ориентация на рыночные отношения. Но и здесь принимаемые меры не были последовательными.

В 1990 году был издан ряд законов, которые предусматривали:

перевод промышленных предприятий на аренду;

вывод экономики из-под государственного контроля;

создание акционерных обществ;

развитие частной инициативы.

Но реализацию этих законов отложили до 1991 года, а некоторых и до 1995 года.

Бессистемными были реформы и в сельском хозяйстве. В 1988 году объявили о необходимости введения арендного подряда на селе. С крестьянами и фермерами предполагалось заключать договоры об аренде земли на пятьдесят лет. Также арендаторы получали право полностью распоряжаться полученной продукцией. Определять площади участка и поголовье скота должны были колхозы. В результате, к 1991 году только 2 % земель обрабатывалось на арендных условиях.

Как вы видите, ни одна из экономических реформ не имела ожидаемых результатов. Из-за непоследовательности действий правительства было дезорганизовано производство; нарушена система перераспределения. Реформы превратились в экономическую катастрофу. Сократилось производство как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Впервые с 1947 года было введено нормированное распределение продуктов.

Стремительно падал уровень жизни населения. Люди видели, что правительство не может добиться перемен к лучшему. По всей стране начались массовые забастовки рабочих.

В 1990 году были проведены выборы народных депутатов. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Борис Николаевич Ельцин. Он попытался начать собственные реформы в сфере экономики.

Летом 1990 года Григорий Алексеевич Явлинский и Станислав Сергеевич Шаталин, совместно с другими экономистами, разработали программу, которая получила название «500 дней». Она предусматривала проведение приватизации государственных предприятий (то есть передачи их в частную собственность) и сокращение экономического влияния Центра. Однако консервативно настроенные члены правительства надавили на Горбачёва и настояли на отказе от поддержки этой программы.

Было объявлено, что СССР перейдёт к рыночным отношениям к 1997 году. Помощь в этом процессе руководство страны надеялось получить от Запада.

В июне 1991 года президентом был избран Борис Николаевич Ельцин. Большинство избирателей надеялись, что он поддержит курс на ускорение экономических реформ. Уже в июле 1991 года приняли закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Это должно было стать альтернативой зашедшей в тупик экономической политике Михаила Сергеевича Горбачёва.

Давайте подведём итоги.

В апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачёв провозгласил политику ускорения социально-экономического развития.

Положения новой экономической политики были отражены в «Основных направлениях социально-экономического развития на двенадцатую пятилетку и до 2000 года».

15 мая 1986 года было издано постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами».

1 января 1988 года в силу вступил закон «О государственном предприятии».

В 1987–1988 годах был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу.

В июле 1991 года приняли закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-1980 гг

Теоретический материал

Особенностью внутренней жизни СССР рассматриваемого периода являлось сочетание неосталинизма в общественно-политической теории и практике и поиска путей дальнейшего социально-экономического развития. Первое время руководство страны еще сохраняло преобразовательные импульсы эпохи Хрущева, но только в плане ограниченной экономической реформы. Затем попытки серьезных хозяйственных преобразований ослабли, хотя и не прекратились полностью.

Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа была задумана еще при Н. С.Хрущеве и проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Она затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Реформа должна была развиваться в нескольких направлениях.

  • Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевого управления).
  • Вторым направлением реформы стало введение хозрасчета на предприятиях, что, однако, не означало реабилитации рыночных отношений или перехода к «социалистическому рынку».
  • Существенные изменения произошли в системе управления

промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху показателей. Основой оценки деятельности предприятий должны были стать объем реализованной (а не произведенной) продукции, рентабельность производства, размер прибыли.

Финансирование промышленного строительства также предполагалось осуществлять не за счет дотаций, а путем кредитования.

  • В целях экономического стимулирования на предприятиях образовывались специальные фонды: фонд материального поощрения рабочих и служащих, фонд соцкультбыта (социально-культурных нужд и жилищного строительства) и фонд самофинансирования предприятия.
  • Итоги реформы в промышленности. В течение 1964–1965 гг. более чем на 100

На предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показателисвоей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966–1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства возрос в полторараза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, КамАЗ и др.).

Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы. Неудачным был шаг по одновременному расширению прав предприятий и воссозданию министерств (органов административного управления). Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно-хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию по-прежнему устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Реформа почти не коснулась финансов и ценообразования. В результате она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970-е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

2. Промышленность и научно-технический прогресс.

  • Приоритеты в развитии промышленности. Советская промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы.
  • Топливно-энергетический комплекс. Форсированными темпами развивалась нефтегазодобыча в Западной Сибири: если в 1971–1975 гг. она составляла 11 % общего объема капиталовложений, то в 1981–1985 гг. – 14 %, а в 1992 г. – уже 21 %. В 1980 г. комплекс давал 10 % мировой добычи нефти и газа. В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы два крупнейших территориально-производственных комплекса в Казах-стане (Павлодарско-Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае – Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяженностью3145 км (строительство началось в 1974 г.).

С 1960 по 1985 г. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4 %,а сложной техники упала с 20,7 до 12,5 %. Получаемые «нефтедоллары» государство использовало крайне неэффективно – они вкладывались в «долгострои» (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия.

  • Военно-промышленный комплекс. С приходом к власти Л. И. Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет – залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны (ПВО), в том числе и противоракетной (ПРО), укреплялась военная база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

Паритет в вооружениях с США обеспечивался работой предприятий военно-промышленного комплекса, на который приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно свыше 45 % бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

  • Научно-технический прогресс. Удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики), в валовой (количественной) продукции, вырос с 25 % в 1970 г. до 38 % в 1985 г. В индустриально развитых державах он достигал 55–65 %. На фоне развития мировой экономики осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства, что проявилось в сокращении (в 4 раза) числа сооружаемых крупных предприятий. Создавались научно-производственные объединения, возникли новые отрасли –роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др.

Однако определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. К 1985 г. в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ). К началу 80-х гг. в СССР труд 40 % промышленных рабочих и до 75 % работников сельского хозяйства не был механизирован.

3. Развитие сельского хозяйства.

  • Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Аграрная политика нового руководства характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство. В области сельского хозяйства пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) наметил меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов труда. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20 %) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50 % – я надбавка за сверхплановую продукцию, были сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного – 34 %.
  • Спад сельскохозяйственного производства. Колоссальные капиталовложения (в 4 раза больше, чем за все время с начала 20-х гг.), направлявшиеся в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию – объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают.
Читайте также  Церковь накануне раскола

Созданные на этой основе агропромышленные комплексы тем не менее не стали жизнеспособными экономическими органами, превратившись в очередную административную структуру. В 1985 г. в добавление ко всему был создан Госагропром СССР.

Со второй половины 70-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала приобретать кризисный характер. Валовой прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составлял: в восьмой пятилетке (1965–1970) – 21 %, девятой (1971–1975) – 13 %, десятой (1976–1980) – 9 %,одиннадцатой (1981–1985) – 6 %. Соответственно темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60-х гг. составили 4,3 %, в начале 80-х гг. – лишь 1,4 %. Большинство колхозов и совхозов за годы пятилеток оказались убыточными, в результате государство продолжало

осуществлять массовые закупки зерна за рубежом (в среднем 40 млн т в год и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.

4. «Застой» в экономике.

  • К началу 70-х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации. С 1970 г.

началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7 % в восьмой пятилетке (1965–1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке(1981–1985). Соответственно с 6,8 до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

  • Несмотря на усилия по интенсификации производства – кампании по снижению

металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т. д., экономика сохраняла экстенсивный характер. Попытки выработки стимулов «социалистического труда» (организация социалистического соревнования, апелляции к «рабочей совести») не

приносили реального результата. Самые эффективные из них, такие как введение «щекинского метода», создавшего экономические стимулы труда рабочих, выхолащивались и ограничивались советскими управленцами.

В результате ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь нефти). К концу 70-х гг. в условиях спада отечественного производства обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

  • За годы правления Брежнева проявился кризис централизованного планирования экономики, которое включало в себя до 1,5 тыс. обязательных плановых показателей. Ни один из трех пятилетних планов, принятых в эти годы, не был выполнен. В результате каждый последующий план строился на показателях, заниженных по сравнению с предыдущим.
  • В рассматриваемый период продолжился процесс бюрократизации государственного аппарата управления экономикой и другими сферами общественной жизни. Число министерств возросло с 20 (в 1938 г.) до 160 (в 1985 г.), соответственно выросла общая численность управленческого персонала всех уровней (к середине 80-х гг. – 18 млн человек)

5. Социальная сфера.

  • Демографические проблемы. За весь послевоенный период СССР превратился в одну из наиболее урбанизированных стран. Возросла численность городского населения (62 %) и сократилась доля сельского. В 60—70-е гг. из-за снижения рождаемости на 25 % и увеличения смертности на 15 % прирост трудоспособного населения упал к началу 80-х гг. с 2 до 0,25 %.
  • Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не изменялся. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых).
  • На рубеже 70-х – 80-х гг. с развитием кризисных явлений положение в социальной сфере начало ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические прораммы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей, а затем привели к его снижению.

Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 80-х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал 77-е место в мире, по продолжительности жизни – 35-е, по уровню детской смертности – 50-е

Советская экономика периода 1964–1982 гг.: развитие или стагнация?

Д.А.Кротова
МГИМО МИД России, 2 курс ФПЭК

Аннотация. В статье рассматриваются результаты социально-экономического развития СССР в период с 1964 по 1982 гг. Приводятся данные о промышленности, строительстве железных дорог, росте жилищного фонда, развитии здравоохранения и образования. Также представлены итоги опроса Фонда «Общественное мнение» об отношении опрошенных к периоду руководства страной Л.И.Брежнева.

Ключевые слова: Л.И.Брежнев, сельское хозяйство, промышленность, строительство, жилищный вопрос, социально-экономическая политика, здравоохранение, образование.

Soviet economy in 1964-1982: development or stagnation?

D.A.Krotova
MGIMO-University, School of Applied Economics and Commerce

Abstract. The article discusses the socio-economic results of the USSR for the period 1964-1982. There is also presented data on industry, railway construction, housing stock, health and education indicators. In addition, the article reports some results of the survey on the attitude of respondents to the Brezhnev’s reign.

Keywords: L.I. Brezhnev, agriculture, industry, construction, housing, social and economic policy, healthcare, education.

Л.И. Брежнев занимал должность Генерального секретаря ЦК КПСС (до 1966 г. Первого секретаря ЦК КПСС) на протяжении 18 лет в период с 1964–1982 гг. Данный период характеризуется как эпоха «застоя», однако, согласно многим социологическим опросам, тот период ассоциируется у людей со стабильностью и благополучием: доходы страны за 18 лет увеличились в 1,5 раза [10].

Экономические преобразования 1960-х гг. были нацелены на трансформацию системы хозяйствования, усиление экономических рычагов и увеличение количества самостоятельных предприятий. Инициатором реформ был А.Н.Косыгин – Председатель Совета Министров СССР (1964-1980 гг.). Данные преобразования касались многих отраслей хозяйства. Изначально реформы А.Н.Косыгина, проведенные в сельском хозяйстве, дали значительные улучшения экономических показателей в этой отрасли. На предприятиях вводился хозрасчет, предоставлявший возможность самостоятельного распоряжения денежными средствами для их дальнейшего развития. Также велось строительство ирригационных систем, способствовавших эффективному орошению земель, что приводило к высоким сборам урожая. Как результат – рост валовой продукции в отрасли на 1,7 % [10]. Однако эти реформы не были закончены из-за разногласий в административном аппарате и неготовности всех сельскохозяйственных предприятий перейти на самостоятельность и самоокупаемость.

Для данного периода времени характерно также быстрое развитие промышленности (было построено около 1900 новых предприятий), в том числе в таких отраслях, как радиоэлектроника, машиностроение, химическое производство. Большое внимание уделялось развитию фармацевтической промышлености, что создавало потенциал для развития производства новых лекарственных средств [6].

В период с 1966 – 1970 гг. национальный доход вырос на 1,1% [10]. ВВП СССР в 1970 г. составлял 433,4 млрд долл., доля ВВП СССР в мире составляла 12,7% [2]. На протяжении 1970-1983 гг. ВВП СССР увеличился в 2,3 раза, а среднегодовой прирост составил 6,6% [2]. На протяжении 1970-1983 гг. ВВП на душу населения в СССР вырос в 2 раза [2].

Проблемы 1970-х гг., связанные с внешними факторами и ростом цен на нефть, имели противоречивые последствия для СССР. С одной стороны, страна стала одним из мировых лидеров по экспорту нефти и приток «нефтедолларов» значительно улучшил состояние государственного бюджета, произошел рост экономики, который продолжался в течение нескольких лет. С другой стороны, ситуация с экспортом нефти начала оказывать негативное влияние на развитие экономики. Это было обусловлено тем, что избыток нефтедолларов в СССР способствовал замене отечественного производства на импорт продовольствия и товаров народного потребления. Эффект от данного явления проявился в стагнации, ухудшении всех состояния во многих отраслях. Самым ярким показателем того времени является импорт зерна. Если в 1970 г. в СССР закупалось 2,2 млн тонн зерна, то в 1975 г. – импортировалось 15,9 млн тонн зерна, а в 1980 г. импорт составлял уже 27,8 млн тонн зерна [9]. Неэффективное во многих случаях использование нефтедолларов привело к тому, что состояние экономки, находящейся на подъеме, сильно ухудшилось.

Одной из составляющих экономики и социальной политики являлось строительство. Самым масштабным проектом в период руководства Брежнева Л.И. стало строительство БАМа (Байкало-Амурской магистрали), когда тысячи молодых «романтиков» отправляются на БАМ, чтобы жить, строить и растить детей. Его запуск обеспечивал разгрузку Транссиба, увеличивал грузооборот, обеспечивал освоение новых территорий, месторождений и промышленных районов. Строительство БАМа в экономическом и социальном плане обеспечило граждан СССР и молодых специалистов рабочими местами, достойными и стабильными зарплатами, которые доходили до 600 руб. в месяц [5], увеличенным отпуском до полугода, гарантией получения жилья. В процессе строительства БАМа многие молодые люди действительно создавали семьи и оставались жить в тех районах. На рис. 1 отражена динамика развития эксплуатационной длины железнодорожных путей за несколько лет.

Рис. 1. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в СССР, 1940–1985 гг.

Источник: составлено автором по: Транспорт и связь СССР (Статистический сборник) (1990) [Электронный ресурс] // Исторические материалы. – Режим доступа: http://istmat.info/files/uploads/22104/transport_i_svyaz1990_puti_soobshcheniya.pdf (дата обращения: 07.05.2020).

Как видно на графике (рис. 1), в период 1960-80-х гг. наблюдалась положительная тенденция строительства железных дорог (эксплуатационной длины), что свидетельствует об активном развитии инфраструктуры страны того времени.

Важным преимуществом социальной политики являлось активное строительство жилого фонда. В таб. 1 приведены данные о вводе в действие общей (полезной) площади жилых домов за 1961–1982 гг.

Сводная таблица ввода в действие общей (полезной) площади жилых домов в СССР за 1961–1982 гг.

Ввод в действие жилых домов, млн кв. м общей (полезной) пл. жилищ (всего построено).

Число построенных квартир и их общая (полезная) площадь (всего построено тыс. квартир).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: