Советская внешняя политика в 1953-1991 гг.

Этапы, развитие и итоги «холодной войны» между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки, изменение геостратегического положения СССР.

Советская внешняя политика в 1953-1991 гг.

Советская внешняя политика в 1953-1991 гг.

Концепция мирного сосуществования

Поворот от балансирования на грани войны к мирному сосуществованию был связан не только со смертью И. В. Сталина. Не менее важную роль сыграло обретение США, а затем и СССР водородного оружия. Противостояние двух военных блоков впервые стало термоядерным. Осознавая его опасность, глава советского правительства Г. М. Маленков в 1954 г. заявил, что в условиях существования такого оружия новая мировая война будет означать гибель человеческой цивилизации, и предложил перейти к политике мирного сосуществования. Предполагалось, что соперничество между «миром капитала» и «мировым социализмом» переместится из военной области в сферу экономики, идеологии, политики, культуры, в результате чего весь мир увидит «преимущества социализма», а капитализм «окончательно скомпрометирует» себя. Кроме того, непрерывные кризисы мирового капитализма приведут к его ослаблению, в то время как возможности советской экономической системы будут год от года возрастать.

В 60-е гг. такой подход позволил идеологам развить эти положения выводом о мирном сосуществовании как специфической форме классовой борьбы, в ходе которой обеспечивается мирный труд советского народа и наращивается «потенциал сил мира и общественного прогресса».

Наряду с этим в советском руководстве по-прежнему полагали, что гарантировать мир может только сильная военная машина. Поэтому забота о развитии военного производства и переоснащении армии новейшими видами оружия была одной из ключевых задач.

Военно-стратегический паритет и начало разрядки

Отставание СССР от США в разработке принципиально новых типов вооружения советская пропаганда объясняла тем, что «гонка вооружений нам навязана Западом», а мы лишь «вынуждены принять вызов», чтобы обеспечить прочный мир. Лишь в производстве ракетносителей СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. на время опередил США, но промышленные мощности нашей страны не позволяли тогда обеспечить количественного преимущества в этом главном виде военной техники. Лишь к концу 60-х — на­чалу 70-х гг. военно-стратегический паритет между Востоком и Западом оформился и создал благоприятные условия для политики разрядки международной напряженности. Ее началом принято считать подписание в 1972 г. двух ключевых документов военно-стратегического характера между СССР и США — об ограничении стратегических наступательных вооружений и о создании ограниченных систем национальной противоракетной обороны.

Кризис и окончание разрядки

Обе стороны, провозглашая политику разрядки, имели в виду достижение с ее помощью собственных стратегических целей.

Руководство СССР, полагая, что США вынуждены пойти на договоренности из-за неудачной войны во Вьетнаме и нарастания общего кризиса капитализма, считало возможным перенести военное соперничество с Западом в региональную плоскость, усилив помощь национально-освободительным движениям в Азии, Африке и Латинской Америке. В итоге это должно было привести к расширению «сил мира и демократии» и ослаблению США и их союзников. Кроме того, размещение советских ракет средней и малой дальности вблизи границ западноевропейских стран меняло соотношение сил в Европе в пользу Варшавского договора, а значит, усиливало его позиции в диалоге с США.

Аналитики и руководство США, наоборот, полагали, что советская система не способна выдержать испытания открытостью, неизбежной в процессе разрядки. Одновременно были приняты меры к усилению во внешней политике акцентов, связанных с соблюдением прав человека, что давало бы повод для постоянного давления на советских лидеров. Один из идеологов американской внешней политики

3. Бжезинский прямо указывал, что разрядка — временное явление, но «в результате ее в советской системе могут наступить необратимые процессы, и мы должны всячески этому способствовать».

Оставалось лишь ждать повода к свертыванию процессов разрядки. Таковым стало введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Новый виток конфронтации

Вся первая половина 80-х гг. прошла под знаком нового обострения международной ситуации. Администрация Р. Рейгана сделала основной упор на вовлечение СССР в новый виток гонки вооружений с целью подорвать его экономическую систему. Главная ставка была сделана на программу «звездных войн»: развертывание в космосе средств раннего предупреждения о ракетном нападении и его предотвращение. Предполагалось, что СССР не обладает ни достаточными материальными ресурсами, ни новейшими технологиями для того, чтобы сделать ответный ход. Как оказалось позже, США и не собирались в действительности развертывать такую систему. Цель состояла в другом — вовлечь СССР в колоссальные затраты. С учетом того что война в Афганистане обошлась СССР в 50 млрд долларов, новые грандиозные затраты на военные цели были ему не по силам.

Одновременно началось развертывание американских ракет средней и малой дальности на территории Западной Европы. Для СССР они представляли стратегическую угрозу, так как, обладая такой же разрушительной мощностью, как американские стратегические ракеты, они летели до целей на территории СССР не 25—30 минут, а всего 3—5. Советская система ПРО должна была за это время принять меры к обороне, а политическое руководство — решение о целесообразности ответного удара. Это также потребовало принятия срочных мер по ослаблению новой угрозы.

В ответ советские атомные подводные лодки со стратегическими ядерными ракетами подошли к берегам США.

Все эти меры вели к риску начала новой мировой войны. Ситуация стала настолько угрожающей, что обе стороны признали ее опасность и начали искать шаги к выходу из нее.

«Новое политическое мышление»: замыслы и результаты

Поводом к началу переговоров стала смена политиче­ского руководства в СССР. Ставший лидером страны М. С. Горбачев положил в основу внешнеполитического курса СССР концепцию нового политического мышления. Она означала пересмотр главных принципов советской внешней политики, основанных раньше на идеологических положениях, и предусматривала отказ от вывода о разделе мира на две системы; признание невозможности применения силы для решения международных проблем; отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и иными.

Декларируя эти принципы, советское руководство стремилось каждый раз доказывать Западу, что оно следует им в своей политике. Подписанные двумя странами к началу 90-х гг. договоры о ликвидации ракет средней и малой дальности, сокращении наступательных вооружений и др. значительно снизили угрозу мировой ядерной войны. Это был важнейший итог «политики нового мышления ».

Однако США и их союзники, на словах признавая важность перечисленных выше подходов к внешней политике, вместе с тем не собирались отказываться от достижения своих стратегических задач в практической деятельности. Они стремились использовать новую международную обстановку для радикального изменения глобальной ситуации в свою пользу.

Сокращение ядерных арсеналов СССР и США было в большей мере выгодно Западу, так как оставались нетронутыми ракетно-ядерные силы других членов НАТО — Англии и Франции.

Разблокирование региональных конфликтов означало на деле утрату в целом ряде регионов мира позиций СССР и усиление влияния США.

Отказ советского руководства от «доктрины Брежнева» привел к распаду «социалистического лагеря» и потере Советским Союзом традиционных позиций в Восточной Европе.

Начавшиеся в СССР демократические перемены усилили центробежные тенденции в союзном государстве, приведшие в конечном счете к его распаду.

В итоге на политической карте мира осталась единственная сверхдержава — США.

Таким образом, примат идеологии во внешней политике СССР сохранялся до начала перестройки, в ходе которой геостратегическое положение страны радикально изменилось. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверх­держава — США, которая активно стремится установить свое господство в мире.

ИЗ КНИГИ 3. БЖЕЗИНСКОГО «ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА» (1997):

Америка занимает доминирующие позиции в четырех имеющих решающее значение областях мировой власти: в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания; в области экономики остается основной движущей силой мирового развития… в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на ее некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира. Именно сочетание всех этих четырех факторов делает Америку единственной мировой державой в полном смысле этого слова.

  • Советская Федерация в 1953 — 1991 гг.
  • Советская экономика в 1953-1991 гг.
  • Советская политическая система в 1953 — 1991 гг.

США как начало свое восхождение в лице мировой угрозы, так теперь и не остановится. Не уж то еще тогда Европа не понимала, какую дурную силу представляет собой США с их ядерным оружием и любовью вмешиваться в дела других стран? Это же будет хуже Германии!

В истории СССР много чего спорного. Но то, что одной из важнейших задач было создание именно СВЕРХДЕРЖАВЫ с мощной обороной — это вернее верного. Уважали потому, что боялись. Как говори древние римляне: Хочешь мира, готовься к войне. А потом разоружились в начале 2000-ых при Ельцине и Америка распоясалась. Плоды жнем сегодня.

Лекция VIII СССР в 1953 – 1991 гг

1 Внешняя политика Советского государства в первые послевоенные годы (середина 40-х – начало 50-х годов). Причины возникновения «холодной войны»

С окончанием второй мировой войны резко возрос международный авторитет СССР, опыт которого было решено использовать в странах Восточной Европы. В 1945-1948 гг. СССР заключил договоры о дружбе с Польшей, Югославией, Румынией, Венгрией, Болгарией, в рамках которых оказывал помощь этим странам. Советская помощь была особенно важной в первые послевоенные годы. Но каждая страна желала развиваться с учетом национальных традиций, своего опыта развития и конкретной ситуации. Между тем И. В. Сталин, другие советские руководители настаивали на опыте Советской власти как идеале общественного развития и вынудили страны Восточной Европы копировать советскую модель общества. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание коммунистических партий, на котором А. А. Ждановым был сформулирован тезис о разделе мира на два противоположных лагеря и оформлении лагеря социалистических стран.

Сталинский диктат вызвал возражения со стороны части руководителей стран Восточной Европы. К примеру, в 1948 г. грубое вмешательство И. В. Сталина во внутренние дела Югославии привело к разрыву отношений с этой страной.

После войны ни одна крупная проблема мировой политики не могла быть решена без участия СССР. Это проявилось в создании Организации Объединенных Наций, активном участии СССР в движении сторонников мира, решении проблем послевоенного устройства Германии (в ответ на создание в сентябре 1949 г. Федеративной Республики Германии в советской зоне оккупации 7 октября 1949 г. была провозглашена Германская Демократическая Республика).

Вторая мировая война вызвала серьезные изменения в соотношении сил в мире. Определяющее влияние на развитие мировых событий стали оказывать США. Внешняя политика США стала строиться с опорой на монопольное обладание ядерным оружием, которое часто использовалось как средство давления на другие страны. Все это привело к оформлению системы международных отношений послевоенного времени, получившей название «холодная война». Началом «холодной войны» принято считать речь английского премьер-министра У. Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 г., в которой он открыто выступил против СССР с призывом «показать русским силу» и сплотить мир против «восточного коммунизма».

Таким образом, причинами «холодной войны» были:

1) претензии США на роль военно-политического лидера в мире;

2) стремление международные проблемы разрешать с помощью военного диктата, опираясь на монополию США на ядерное оружие;

3) желание остановить рост влияния СССР и распространение коммунистических идей в мире.

В исторической литературе принято делить «холодную войну» на четыре этапа.

1 этап: 1945 – 1955 гг. На начальном этапе развития международных отношений после войны главным вопросом, размежевавшим отношения сторон, стал германский. В начальный контрольный период (вторая половина 1945 г.) по решению Потсдамской конференции Германия оставалась единой. Однако уже в 1946 г. из зоны, контролировавшейся СССР, и объединенной англо-американской зоны на территории Германии сформировалась Бизония. Каждая из сторон, действовавших под прикрытием объединенного Совета министров иностранных дел стран-победительниц) ставила задачу объединить Германию под своей эгидой. В итоге этого не произошло, и в 1949 г. образовалось два германских государства: Германская демократическая республика (ГДР, Берлин) просоветской ориентации и Федеративная республика Германии (ФРГ, Бонн) проамериканской направленности. Обе во второй половине 1950-х гг. вступили в соответствующие военно-политические блоки. В 1953 г. был ослаблен оккупационный режим в Восточной Германии: ликвидированы Советская контрольная комиссия и Главком ВС. На этом же этапе разразился советско-югославский конфликт (1948 – 1953) по вопросу о путях построения социализма в Югославии. В 1947-1948 гг. по решению ООН, которое поддержал Советский Союз, в Палестине было создано государство Израиль во главе с Голдой Мейер. В начале 1950-х гг., стремясь предотвратить рост советского влияния на Дальнем Востоке, США вели войну с Кореей, которая завершилась разделом страны на Корейскую Народно-Демократическую республику (Пхеньян), установившую тесные контакты с СССР, и Южнокорейское государство (Сеул), вошедшее в зону американского влияния. Уход советских войск из Австрии, вхождение ФРГ в НАТО и Женевская встреча глав правительств стран-победительниц – все эти события пришлись на 1955 г. и завершили первый этап, который условно можно назвать временем поиска компромиссов.

Читайте также  Басмачество и гражданская война

2 этап — 1955 – 1969 гг. – период похолодания Международного климата, нарастания противоречий в мировой социалистической системе. Осенью 1962 г. разразился советско-американский Карибский кризис, едва не окончившийся для сторон ядерной катастрофой. С 1964 по 1973 гг. шла кровопролитная война между США и Вьетнамом, которому СССР оказывал военную и материальную помощь. В арабо-израильском конфликте СССР неизменно стоял на стороне арабского мира и участвовал в той или иной форме в периодически вспыхивавших вооруженных конфликтах против США и Израиля. В 1959 г. победила социалистическая революция на Кубе, ставшей с тех пор одним из самых надежных партнеров СССР. Однако противоречия в мировой системе социализма постоянно нарастали: в 1961 г. обострились отношения с Китаем, в 1962 г. – с Албанией, в 1968 г. – с Чехословакией. Недовольство советской политикой в отношении стран социалистического блока назревало и прорывалось в Венгрии, Польше, ГДР. Но не все на этом этапе было так печально. Открылась эра космоса: 4 октября 1957 г. СССР запустил первый спутник Земли, 12 апреля 1961 г. Ю.А.Гагарин открыл эпоху пилотируемых космических полетов, 16 – 24 июля 1969 г. американцы совершили первый пилотируемый полет на Луну. И, наконец, 5 августа 1963 г. СССР, Великобритания и США подписали первый совместный договор о запрете ядерных испытаний в трех сферах (атмосфере, космосе и под водой).

3 этап — 1970 – 1984 гг. – полоса разрядки. В этот период Советский Союз был на взлете своего могущества, создал ценой неимоверных усилий ядерной потенциал, по мощности равный американскому, сгладил острые углы в отношениях со станами социалистического содружества, расширил свое влияние в странах Третьего мира, держал оборону своих границ, внутри которых общество было приведено в состояние устойчивого равновесия. СССР стал воистину великой державой, и с ним стали считаться. Поэтому разрядка носила взаимовыгодный характер. Ее открыл договор между ФРГ (В.Брандт) и СССР (Л.И.Брежнев) от 12 августа 1970 г., согласно которому стороны обязались разрешать все свои споры исключительно мирным путем и признали нерушимость всех европейских границ. Следующим важным шагом стал визит президента США Р.Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе переговоров был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ – 1). Также были подписаны Основы взаимоотношений между СССР и США, в которых отмечалось, что различие идеологий и социальных систем не является препятствием для развития нормальных отношений. Накануне советско-американской встречи в верхах представители СССР подписали в Москве, Вашингтоне и Лондоне Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении.

Высшей точкой разрядки стало подписание в августе 1975 г. в Хельсинки 33 странами Европы, в т. ч. СССР, США и Канады Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, важнейшей составляющей которого является Декларация принципов взаимоотношений между государствами:

суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;

неприменение силы или угрозы силой;

территориальная целостность государств;

мирное урегулирование споров;

невмешательство во внутренние дела;

уважение прав и свобод человека;

равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

сотрудничество между государствами;

добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Последним рубежом разрядки стал подписанный в июне 1979 г. в Вене Л.И.Брежневым и американским президентом Дж. Картером Договор об ограничении наступательных вооружений (ОСВ – 2), который устанавливал равные предельные уровни средств доставки ядерного оружия для обеих сторон, предусматривал сокращение существующих ядерных вооружений, а также налагал существенные ограничения на модернизацию стратегических наступательных систем и создание новых систем. Однако в начале 1980-х гг. мир вновь был отброшен в полосу международной мерзлоты. Разговоры о том, что СССР – виновник этого похолодания, безосновательны. Непопулярную в советском обществе и в глазах мировой общественности войну в Афганистане (декабрь 1979 – февраль 1989) руководство СССР вело отнюдь не из кровожадных побуждений, а в силу необходимости защитить собственные государственные интересы на границах Средней Азии от проникновения в страну исламского фундаментализма. Наказывая СССР, США не ратифицировали ОСВ – 2. Вскоре там к власти пришли республиканцы во главе с Р.Рейганом, которые с 1981 г. развернули программу Стратегических оборонных инициатив (СОИ). В 1982 г. интересы СССР и США вновь столкнулись в Ливане, а в 1983 г. США, забыв о негодовании по поводу советских действий в Афганистане, развернули крупномасштабную аннексию в Никарагуа, Гренаде, Панаме.

4 этап — 1985 – 1988 гг. – заключительный этап «холодной войны», характеризующийся смягчением напряженности между Востоком и Западом путем переговоров на высшем уровне о разоружении (ноябрь 1985 г. в Женеве, октябрь 1986 г. в Рейкьявике, декабрь 1987 г. в Вашингтоне), урегулированием региональных конфликтов, а также признанием существующего миропорядка и расширением экономических связей между странами различной идеологической ориентации.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Советская внешняя политика в 1953-1991 гг.

Общие сведения о периоде

Период 1945–1991 гг. – время сложных и противоречивых процессов, происходивших во внутренней и внешней политике, в социальной и национальной сфере, в экономике и культуре СССР.

Традиционно этот период делится на несколько этапов: последние годы правления И.В. Сталина (1946–1953), десталинизация и хрущёвская оттепель (годы нахождения у власти Н.С. Хрущёва, 1953–1964), эпоха стабильности с последующим нарастанием кризисных явлений в идеологии и экономике (правление Л.И. Брежнева, 1964–1982), затем период руководства страной Ю.В. Андроповым (1982–1984), К.У. Черненко (1984–1985) и время реформ М.С. Горбачёва (1985–1991).

Первый из названных периодов ознаменовался попытками сталинского режима укрепить свои позиции в стране и мире на фоне новых геополитических, экономических, технологических и социальных вызовов, определивших основные тенденции мирового развития на несколько десятилетий вперед. Советский Союз находился в целом в русле этих общемировых процессов, но не смог найти на них адекватного ответа в силу консерватизма своих политических институтов.

Период десталинизации стал результатом отложенных общественных ожиданий первых послевоенных лет, особенно в части реализации социальных программ и политической либерализации. Но эти процессы носили непоследовательный, противоречивый характер, что нашло отражение в образной характеристике периода 1953–1964 гг. как оттепели.

Брежневский период, считающийся самым стабильным в истории нашей страны в ХХ в., тоже неоднозначен. Его начало совпало со столь долгожданными реформами, но уже на рубеже 1970–1980-х гг. страна вошла в состояние экономического и идеологического кризиса. Не заинтересованная в радикальных реформах номенклатура, используя возможности наращивания экспорта сырья, сделала упор на консервацию сложившихся социально-политических и экономических структур. Под громкие фразы о построении «развитого социализма» в стране назревал системный кризис, ответом на который стала политика «перестройки» в СССР (1985–1991) и распад Советского Союза.

В 1950–1970-е гг. за счёт преимущественно экстенсивного развития страна демонстрировала высокие темпы экономического роста, опережая многие страны Запада. Под влиянием Советского Союза возникла социалистическая система, началась кооперация в рамках СЭВ, был подписан военно-политический Варшавский договор. Значительные успехи были достигнуты в области науки и техники (запуск первого искусственного спутника Земли, первый пилотируемый полёт человека в космос, строительство индустриальных объектов ТЭК и ВПК). Однако поддержание военного паритета с НАТО, помощь союзникам по социалистическому лагерю, финансовая поддержка международного коммунистического движения и освободившихся от колониализма стран третьего мира, выполнение социальных обязательств перед собственными гражданами требовали всё больших средств.

Концентрация ресурсов на ключевых направлениях ВПК и ТЭК вела к остаточному финансированию других отраслей, что в условиях единой системы народнохозяйственных связей вело к нарастанию диспропорций. Увеличение экспорта нефти с целью пополнения бюджета привело к опасной зависимости СССР от конъюнктуры мировых цен на энергоносители.

Мобилизационная модель экономики, созданная в СССР в 1930-е гг., оказалась эффективной лишь в экстремальных условиях форсированной индустриализации, войны и во время восстановления разрушенного хозяйства, когда продолжали действовать многие чрезвычайные законы военного времени. Однако в длительной перспективе мирного развития эта модель проигрывала соревнование с Западом, который в послевоенный период демонстрировал способность к эволюции. Потребность в реформировании советской системы в соответствии с вызовами времени была очевидной. Препятствием к серьёзным реформам был идеологический догматизм, который удалось преодолеть лишь в период перестройки.

Основными проблемами советской послевоенной экономики стало отставание от ведущих капиталистических стран в области производительности труда и качестве продукции, экстенсивный характер развития, отсутствие у работников заинтересованности в результатах своего труда, хронические проблемы в сельском хозяйстве. В условиях научно-технической революции, ставшей частью мирового процесса перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, выявилось отставание СССР, прежде всего, в области инновационных технологий.

В 1960–1970-е гг. в СССР было усилено внимание к социальным проблемам, что соответствовало идеям социализма и общеевропейским тенденциям тех лет. Успешно развивалась наука и культура, а система образования считалась одной из лучших в мире. Поощрялся культ знаний. По данным ООН, население СССР было одним из наиболее образованных и читающих в мире. Развивалась система дополнительного образования для детей, рассчитанная на раскрытие талантов и способностей (Дома пионеров, музыкальные и спортивные школы, изостудии и др.).

Федеративная политика была направлена на предоставление большей самостоятельности республикам и на выравнивание уровня их экономического развития. Последнее достигалось приоритетным финансированием экономически слабых регионов за счёт общесоюзного бюджета. Много внимания уделялось интернациональному воспитанию, пропаганде дружбы народов, поддержке национальных культур, считавшихся достоянием многонациональной советской культуры. Была выдвинута концепция о формировании в СССР новой общности людей – советский народ. Эти усилия принесли некоторые плоды, доказательством чему стало растущее число межнациональных браков. Вместе с тем, это не снимало определённой напряжённости в межнациональных отношениях.

В целом в материальном и бытовом плане в 1960–1970-х гг. жизнь советских людей улучшилась. Граждане начали забывать бедствия военных лет и жестокость сталинского режима. Жизнь приобрела черты стабильности и предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. В стране практически отсутствовала безработица. Почти в каждом доме появились телевизоры, холодильники, стиральные машины. В городах наращивались объёмы строительства государственного жилья, передаваемого гражданам бесплатно (официального рынка жилья в стране не существовало). С 1970-х гг. в СССР началось массовое производство автомобилей для личного пользования, считавшихся основным предметом роскоши в стране.

Тем не менее качество жизни и динамика потребления отставали и от западных стандартов и от растущих потребностей граждан. Особенно это было заметно в деревенской глубинке, где отсутствовали элементарные бытовые условия. На фоне увеличения денежных доходов населения нарастал товарный дефицит, и одновременно шло затоваривание: люди отказывались покупать товары немодные и низкого качества. Это означало, что отголоски потребительской революции на Западе достигли и СССР, где наблюдался процесс индивидуализации вкуса, входивший в противоречие с массовым характером советского производства.

Дефицит продуктов и товаров особенно ощущался в провинции, снабжавшейся хуже крупных городов. Разница между городом и деревней, центром и провинцией не только не сокращалась, как обещали идеологи партии, но даже увеличивалась.

Разоблачение сталинских преступлений, ликвидация ГУЛАГа, прекращение массовых политических репрессий, частичная демократизация в жизни страны и в партии положили начало эволюции системы в сторону «смягчения» режима. Появились разнообразные идейные течения. В то же время относительность этих перемен не удовлетворяла запросы части населения, вызвав численно небольшое, но активное диссидентское движение. В повседневной жизни широкое распространение получил феномен вольномыслия. Но запаздывание с реформированием планово-директивной экономики и неспособность политической элиты перестраиваться в соответствии с вызовами времени в итоге оказались роковыми для страны.

Читайте также  Галицко-волынское государство в хii–хiii веках

В период перестройки была предпринята попытка создать на базе существующей концепции развитого социализма новую идеологическую модель – «социализм с человеческим лицом». Обновление социализма включало в себя комплекс экономических, социальных, внешне- и внутриполитических мер: предоставление большей самостоятельности предприятиям и трудовым коллективам, допущение индивидуальной трудовой деятельности, гласность и частичное снятие цензуры, политический плюрализм, расширение внутрипартийной демократии, проведение политики нового мышления на международной арене с приоритетом общечеловеческих ценностей, отказ от холодной войны и противостояния с Западом и др.

Однако с 1988–1989 гг. ситуация фактически вышла из под контроля власти. При этом Горбачёв оказался под огнём критики как справа, со стороны консервативной части номенклатуры, так и слева, со стороны более радикально настроенной демократической оппозиции. Реформы не смогли разрешить коренное противоречие политической системы: согласно Конституции СССР вся власть принадлежит народу и осуществляется через Советы народных депутатов, но на практике власть осуществлялась через структуры КПСС. Это несоответствие становилось всё более очевидным для общества. Митинги проходили под лозунгом «Вся власть – Советам!».

Ситуация в СССР усугублялась нарастанием экономического хаоса и утратой управляемости. Развитие коммерческого сектора экономики, в который перетекали госресурсы, ещё больше дестабилизировало экономическое положение. Попытки одновременного проведения экономических и политических реформ в рамках прежней системы не увенчались успехом.

Воспользовавшись конституционным положением о праве на выход из состава СССР, ряд союзных республик, а вслед за ними и автономий, приняли декларации о независимости. Попытки Горбачёва подписать новый союзный договор закончились неудачей. Следствием августовского политического кризиса 1991 г. стало разрушение основы советской системы – структур КПСС, объявление государственной независимости союзными республиками, прекращение деятельности центральных органов власти и управления. Все эти процессы привели к распаду Советского Союза в 1991 г.

Послевоенная история СССР (1945-1991 гг.)

После окончания Второй мировой войны Советский Союз заслуженно занял одно из лидирующих положений на политической арене мира. Страна — победитель теперь оказывала влияние на всю в Восточную и Центральную Европу.

  1. Последние годы правления Сталина
  2. Приход к власти и годы правления Н. С. Хрущева (1953-1964 гг.)
  3. Эпоха Брежнева: период стабильности и застоя (1964-1982 гг.)
  4. Перестройка и демократия времен Горбачева (1985-1991 гг.)
  5. Распад СССР — конец советской истории (1990-1992 гг.)

Последние годы правления Сталина

Первой и главной задачей советского правительства в конце сороковых и начале пятидесятых годов ХХ века было восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Для этого были приложены героические усилия всего советского народа. Были проведены в это время денежная реформа 1947 года, испытание первой советской ядерной бомбы в 1949 году и новые попытки переселения разных народов СССР. Продолжались активные притеснения и гонения на представителей религиозных меньшинств и инакомыслящих, продолжался поиск “врагов народа”.

И.В.Сталин в своем кабинете

Во внешней политики начался период “холодной” войны между США и СССР. В 1950 году это противостояние вылилось в реальную войну. Это произошло когда каждая из сторон начала прямое или косвенное участие в корейской войне.

Не доведя до конца свое последнее репрессивное дело о врачах-вредителях, советский руководитель умер от последствий инсульта в возрасте 74 лет 5 марта 1953 года. После его смерти борьба за власть развернулась между его ближайшими соратниками Лаврентием Берией, Георгием Маленковым и Никитой Хрущевым. В итоге, перевес оказался на стороне последнего.

Приход к власти и годы правления Н. С. Хрущева (1953-1964 гг.)

Среди людей, определявших ход истории Советского государства в послевоенные годы, Н.Хрущев выделяется особенным образом. Он стал руководителем самой большой страны мира в особенное время и оставил яркий след в истории не только своей родины, но и сыграл весомую роль в мировом правопорядка.

Н.С.Хрущев

Его правление началось в особенное время, после смерти И.Сталина, который управлял страной поистине «железной рукой». От нового руководителя народ подсознательно ждал определенных послаблений и перемен. И люди эти перемены получили. Не зря период его правления получил название «оттепели Хрущева» и развенчания “культа личности Сталина”.

В области внешней политики напряженные послевоенная обстановка требовала разрядки. Н.Хрущев старался наладить отношения с капиталистическими странами, особенно с США. Он первым из советских лидеров посетил «оплот капитализма» в 1959 году и, со свойственной ему простотой и коммуникабельностью, развенчал миф о русских медведях. При непосредственном участии Н.Хрущева и поддержке других государств была принята «программа мира», которая послужила постепенному налаживанию добрососедских связей с капиталистическим Западом.

Как ни странно, политика Н.Хрущева не в лучшую сторону отразилась на отношениях со странами социалистического лагеря. Особенно это коснулось Китая. СССР не терпел «инакомыслия» и жестоко подавлял попытки свержения коммунистического режима в странах социалистического содружества. А они были. В результате попытки изменить государственный режим в Венгрии, ее территория была оккупирована советскими войсками в 1956 году. В Венгрии пострадало более 3000 человек, в основном мирного населения. Своим вмешательством в Берлинский кризис Н.Хрущев внес напряжение в этой части мира, результатом чего в 1961 году была построена знаменитая Берлинская стена как символ непреодолимых противоречий капитализма и социализма. События в Карибском регионе могли перерасти в ядерную войну (к тому времени у мировых держав уже накопилось достаточно ядерного оружия, и СССР не был исключением), но, к счастью, обошлось…Принятый Договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой на время разрядил напряженность.

Никита Хрущёв и Джон Кеннеди

Очень заметные изменения наблюдались и во внутренней политике Н.Хрущева, хотя и здесь не обошлось без сложностей и противоречий. Хрущев принял страну в руинах после войны, население еще помнило сталинские репрессии, народное хозяйство требовало преобразований. И Н.Хрущев решительно взялся за дело. Начал он с разоблачения и осуждения массовых репрессий, проводимых И.Сталиным. Его смелое и яркое выступление на историческом 20-м съезде КПСС дало толчок многим преобразованиям в стране. Было амнистировано более 700 000 политзаключенных, в отношении других были вновь пересмотрены дела. Перемены в народном хозяйстве, повлекшие за собой значительный рост благосостояния людей были очень одобрительно приняты людьми и это подняло уровень популярности нового руководителя государства среди граждан. Например, крестьяне получили паспорта, за их труд им стали начислять зарплату, чего не было раньше. Реформы коснулись армии, затраты на ее содержание были значительно снижены (как и ее численность). Проведенная пенсионная реформа откликнулась благодарностью со стороны людей: новой пенсии стало хватать для жизни. Массовое жилищное строительство породило понятие «хрущевок» — определенной архитектуры жилых домов, которыми пользуются и сейчас. Семьи массово получали бесплатное жилье, безработицы не было,наоборот — ощущался дефицит в кадрах.

Из отрицательного во внутренней политике Н.Хрущева следует отнести жесткую религиозную кампанию (пострадало много людей),освоение целинных земель не оправдало ожиданий, повсеместное сеяние кукурузы (как ее тогда называли-«царицы полей») в неподходящих условиях было экономически неоправданным. Препятствия в ведении личных подсобных хозяйств и другие непродуманные новшества привело к упадку сельской отрасли. С 1963 года страна стала импортером зерна. Обещания Н.Хрущева «догнать и перегнать Америку»по производству основных продуктов питания на душу населения осталось невыполненным,не увидели люди и обещанного коммунизма.

В целом, для описания правления Н.Хрущева можно применить слово «стабильность». Но, несмотря на отсутствие потрясений в обществе, в этот период был заложен ненадежный фундамент. Все ошибки и просчеты стали очевидны в эпоху, сменившую правление Н.Хрущева.

Его правление закончилось в результате заговора высшей партийной верхушки в 1964 году.

Умер Н.Хрущев в Москве в 1971 году.

Эпоха Брежнева: период стабильности и застоя (1964-1982 гг.)

Л.И.Брежнев к власти пришёл в результате заговора высших партийных руководителей, когда его близкий соратник по партии и покровитель Н.Хрущев был отстранен от руководства страной.

Обладая мягким и уступчивым характером,проводил непоследовательную политику. Ему недоставало инициативы и энтузиазма. В целом его правление вошло в историю как период «застоя». Когда Л.Брежнев пришел к власти,в мире ощущалось дыхание «холодной войны». Необходимость в защите поспособствовала активному укреплению армии и увеличения затрат на ее содержание. Заключенные советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений можно бы было назвать успехом, если бы не отсутствие доверия и контроля с двух сторон. В целом, отношения с капиталистическими странами все же потеплели.

В отношении стран социалистического лагеря велась политика «воинствующего социализма» — любое инакомыслие и несогласие с политикой КПСС жестоко пресекалось и подавлялось. Ввод войск в Чехословакию в 1968 году и военного контингента в Афганистан в 1979-м, под предлогом «братской помощи»- яркие тому примеры.

Во внутренней политике отсутствие реформ базировалось на удачной конъюнктуре мировых цен на нефть. Велась активная торговля полезными ископаемыми, львиная доля ВВП страны пополнялась именно за счёт экспорта сырья. При этом темпы производства достигли критического минимума, особенно в легкой промышленности. Из-за отсутствия заинтересованности в результатах пропала мотивация: страдали качество продукции и производительность труда. Выпускаемые товары были не конкурентоспособные, страна все больше отставала от ведущих стран мира.

Из достижений можно добавить успехи наших спортсменов на международной олимпиаде в Москве в 1980-м году: советская команда заняла командное первое место. Развивалось освоение космоса,строительство городов приобрело новый уровень. Но на этом фоне упадок сельского хозяйства привёл к пресловутым «поездкам на картошку» горожан, выражению «битва за урожай» и другим негативным явлениям в аграрном секторе экономики.

Леонид Брежнев в столице Грузии, 1981-й год

Хотя правление Л.Брежнева отличалось стабильностью, процессы,которые происходили в этот период,послужили дальнейшему обострению ситуации в стране.

Эпоха правления Л.Брежнева закончилась с его смертью в 1982 году.

Перестройка и демократия времен Горбачева (1985-1991 гг.)

Михаил Сергеевич Горбачёв, пришедший к власти в 1985 году, сразу же взял курс на фундаментальные перемены в советском обществе, и мышлении советского человека, в частности. Его правление запомнилось современникам, с одной стороны, гораздо большими свободами, с другой — полным отходом от коммунистической идеологии и развалом основ советского государства.

Человек, оба деда которого были репрессированы Советской властью, скорее всего, не должен был ее сильно жаловать. По сути, проводя политику демократизации советского общества, Горбачев заложил основы для развала Советского Союза.

Среди первых, объявленных новым правителем СССР целей, были ускорение производства и полная перестройка общества. Результатов своих они не достигли, но в умах советских людей остались, как попытки улучшить социалистическую систему и повернуться лицом к народу.

Большой негатив у советских людей вызвала антиалкогольная кампания 1985-1987 годов. Проведя ее довольно бездарно, советское руководство лишь усугубило и без того серьезные экономические проблемы в стране.

Межнациональные конфликты, которые стали возникать в СССР начиная с 1988 года, как грибы после дождя, ясно показывали, что люди уже не готовы жить в единой многонациональной стране. Также они лишний раз подтверждали глубокий кризис власти.

Ближе к 90-м годам, когда особой популярностью стал пользоваться руководитель РСФСР Борис Николаевич Ельцин, стало понятно что смена власти в стране является лишь вопросом времени.

Распад СССР — конец советской истории (1990-1992 гг.)

Вывод советских войск из Европы, развал Берлинской стены и подрыв авторитета и реальной власти в стране у Михаила Горбачева, неумолимо приближали конец советской эпохи.

Перед распадом СССР во многих странах проходили митинги

В союзных республиках прокатился “парад суверенитетов”, когда каждая из них, друг перед другом, старалась поскорее заявить о выходе из состава СССР.

ГКЧП, которая была образована в августе 1991 года, лишь подстегнула процесс распада СССР. Была запрещена КПСС на всей территории СССР, а Беловежские соглашения, подписанные первыми руководителями России, Украины и Белоруссии, официально объявили о конце советской эпохи.

Читайте также  Основные направления внешней политики екатерины ii

26 декабря 1991 года самая большая страна перестала существовать. Вместе с ней с политической арены ушел и М. С. Горбачев — первый и последний президент СССР.

История. 11 класс

Конспект урока

История, 11 класс. Урок № 12.

Тема – Внешняя политика

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Политика мирного сосуществования.

2. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.

3. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада.

4. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).

5. СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г.

6. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». СССР и страны третьего мира.

7. Война во Вьетнаме.

8.Падение мировой колониальной системы

Сталинизм — процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной либерализации общественной жизни, называемой «оттепелью».

Водородная бомба — тип ядерного оружия, разрушительная сила которого основана на использовании энергии реакции ядерного синтеза лёгких элементов в более тяжёлые, при которой выделяется энергия

Концепция — система взглядов на что-нибудь; основная мысль чего-нибудь

Социализм — доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы.

Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства.

Политика мирного сосуществования- идеологическая концепция, согласно которой, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют классовые противоречия, они не должны решаться военной силой.

Социалистический лагерь – идеологический и политический термин, использовавшийся в СССР и других социалистических странах для обозначения СССР и дружественных ему стран, ставших на «социалистический путь развития».

Революция — коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях, насильственным путём приводящий к смене общественного строя.

Национализация — передача из частной собственности в собственность государства крупных предприятий, земель, целых отраслей народного хозяйства.

Демонстрация — массовое шествие для выражения общественно-политических настроений.

Мораторий — временный запрет на проведение чего-либо

Доминион — фактически независимое государство в составе Британской империи

Повстанцы — участники восстания, партизанского движения

Национально-освободительная борьба — организация (временная форма существования государства), которая ведет борьбу за освобождение какого-либо народа от иностранного господства.

«Культ личности» — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии.

Стратегия «большого скачка» в Китае экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 год, нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики страны и имевшая трагические последствия для китайского народа.

«Культурная революция» в Китае серия идейно-политических кампаний 1966—1976 годах в Китае, развёрнутых и руководимых лично Председателем Мао Цзэдуном, либо проводимых от его имени, в рамках которых под предлогами противодействия возможной «реставрации капитализма» в КНР и «борьбы с внутренним и внешним ревизионизмом» выполнялись цели по дискредитации и уничтожению политической оппозиции.

«Год Африки» — кульминацией процесса деколонизации стал 1960 г. Он вошел в историю как «Год Африки». На карте мира появились 17 новых африканских государств.

«Берлинский кризис» — термин, которым, прежде всего, определяют кризисы политического, международного и социального характера, случившиеся в разделенной на оккупационные секторы столице Германии Берлине.

«Суэцкий кризис» — международный конфликт, происходивший с октября 1956 года по март 1957 года, связанный с определением статуса Администрации Суэцкого канала.

«Пражская весна» — период либерализации в Чехословакии с 5 января по 21 августа 1968 года, связанный с избранием первым секретарём ЦК КПЧ Александра Дубчека и его реформами, направленными на расширение прав и свобод граждан и децентрализацию власти

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Горинов М. М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Ч.2. Издательство «Просвещение» — С. 138-142.

2. Громыко А.А. Карибский кризис. // Вопросы истории, 1971, №7. С. 8.

3. Советский Союз и венгерский кризис 1956 года: Документы / Ред. — сост. Е.Д. Орехова и др. М., 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

После смерти Иосифа Виссарионовича Сталина 5 марта 1953 г. советское руководство отказалось от ряда тезисов сталинизма в области международных отношений, в частности, от положения о фатальной неизбежности мировой войны. Испытание Советским Союзом в 1953 г. водородной бомбы способствовало изменению отношения Запада к СССР. В марте 1954 г. Георгий Максимилианович Маленков первые высказался о недопустимости военных конфликтов в эпоху ядерного оружия. В 1956 году на XX съезде КПСС была провозглашена новая концепция, которая: признавала возможность многовариантности построения социализма и курс на мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Однако мирное сосуществование не означало прекращение идеологической борьбы.

В 1950-х г. Советский Союз определил основные направления внешней политики: создание системы коллективной безопасности в Европе и в Азии.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Основной задачей данной организации была обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе.

Начиная со второй половины 50-х гг., наибольшее внимание стало уделяться отношениям с США. В 1957 году министром иностранных дел СССР назначен Андрей Андреевич Громыко. Девизом всей его деятельности на этом поприще была фраза: «Лучше 10 лет переговоров, чем один день войны». Первым шагом к диалогу стало соглашение в 1953 г. между США и СССР по корейскому вопросу. В 1957 г. по инициативе Н.С. Хрущева в СССР прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов Осенью 1959 г. произошёл первый в истории визит советского руководителя в США, который укрепил международный престиж Советского Союза. Но ответный визит американского президента Д. Эйзенхауэра не состоялся из-за вторжения в воздушное пространство СССР 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона, сбитого советской ракетой.

Советский Союз стремился получить влияние и в развивающихся странах. Началом послужила революция в 1952 г. в Египте, в ходе которой власть захватили молодые офицеры во главе Гамаль Абдель Насером. Правительство потребовало вывода английских войск из Египта, 26 июля 1956 г. правительство Г.А. Насера осуществило национализацию Суэцкого канала и начало проводить независимую внешнюю политику. После отказа Великобритании продавать оружие Египет заключил соглашение о поставке вооружения с СССР. В 1956 году Великобритания, Франция и Израиль развязали войну против Египта. СССР оказал помощь Египту в войне, принял участие в строительстве Асуанской плотины. Таким образом, Советский Союз укрепил свое влияние не только в Египте, но и во всем арабском мире. В ответ Великобритания отказалась финансировать строительство Асуанской плотины.

Раскол Германии в 1949 году на капиталистическую ФРГ и социалистическую ГДР продемонстрировал эффективность производства и высокий уровень жизни населения в первой по сравнению со второй. Это привело в июне 1953 г. к забастовкам, массовым демонстрациям с выдвижением ряда требований: отставки руководителей и объединения страны. В ответ командование советских войск применило вооруженное силу. Население ГДР тяготело к лучшей жизни в западной части страны. И в июне 1961 г. разразился второй Берлинский кризис. Обострились отношения между Советским Союзом и его союзниками. В 1961 году была воздвигнута бетонная стена, разделившая ГДР и ФРГ.

Подобные антисоветские выступления были и в Польше, а самые важные события произошли осенью 1956 года в Венгрии. В Будапеште начались выступления студентов и рабочих, которые требовали свободы и материальных благ. В результате Венгрия предприняла попытку выйти из Варшавского договора, но после советского наступления эти решения были аннулированы. Кроме того, компартия Венгрии была переименована в социал-демократическую, в Будапешт были введены войска СССР, в стране фактически началась гражданская война.

5 января 1968 г. к руководству Коммунистической партии Чехословакии пришел Александр Дубчек. Он являлся главным инициатором курса реформ, известных как «Пражская весна» Был провозглашен курс на демократизацию и экономические реформы. Чехословакия начала демонстрировать всё большую независимость от СССР. В ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Операция, получившая кодовое название «Дунай», преследовала цель прекратить происходивший в ЧССР процесс реформ.

В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.

Осенью 1962 г. разразился Карибский кризис. В 1959 г. на Кубе к власти пришли повстанцы во главе Фиделем Кастро. Американское правительство разорвало дипломатические отношения с Кубой. В августе 1962 г. между Кубой и СССР был подписан договор о размещении на Кубе советских ракет. 4 сентября 1962 г. президент Джон Кеннеди заявил, что США не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. 27 октября 1962 г. стал самым критическим днем за все время кризиса. Тогда советской зенитной ракетой был сбит один самолет-разведчик США. Ситуация накалилась до предела, а президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и начать высадку на Кубу. 28 октября в результате переговоров было достигнуто соглашение о не размещении советских ракет Кубе.

Для отношений со странами социалистического лагеря тоже были характерны новые веяния. Особо тесными в 1953-1956 гг. были отношения с КНР. В 1953 г. было заключено новое экономическое соглашение на выгодных для Китая условиях. При этом Китай претендовал на особую роль в мировом коммунистическом движении, ссылаясь на своё влияние в странах Азии, ведущих национально-освободительную борьбу. СССР и Китай тесно сотрудничали при разрешении двух крупных международных проблем: войны в Корее и войны в Индокитае (она шла на полуострове с 1945 г.). Но разоблачение «культа личности» Сталина на XX съезде породило полное неприятие нового курса советского руководства со стороны Мао Цзэдуна. С этого момента Китай начинает осуществлять свою собственную политику, о которой заявил на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в октябре 1957 г. По нарастающей стала развиваться враждебность в советско-китайских отношениях.

Особенно широкий размах национально-освободительное движение приобрело во Вьетнаме, входящем в состав французского Индокитая.

В июне 1954 г. на совещании министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета Безопасности и Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) в Женеве было подписано соглашение о прекращение военных действий в Индокитае и разделе территории Вьетнама по 17 параллели.
Во Вьетнаме возникло 2 государства: опирающийся на западную помощь Южный Вьетнам со столицей Сайгон, и коммунистический ДРВ со столицей Ханой.

Следом о независимости объявили Индонезия, Бирма, Филиппинские острова. Индия была разделена на два государства: индуистскую Индию и мусульманский Пакистан и предоставлено им право доминиона, сохраняя свое подданство британской короне

Начиная с 1960 года развернулась «Африканская фаза» процесса распада колониальной системы. В 1956 г. национально-освободительные движения прошли Марокко, в Тунисе, Судан в 1962 г в Алжире. Ливия провозгласила независимость в 1951 году, Гвинеи в 1958 году. 1960 год вошел в историю человечества как «Год Африки«: в этом году на политической карте возникло 17 новых независимых государств. На Африканском континенте образовалось 34 независимых государств

Примеры и разбор решения заданий

1. Установите соответствие между историческими событиями и их участниками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: