Русская православная церковь. преподобный серафим саровский и митрополит московский филарет

Наши небесные покровители

Святитель Филарет Московский и Коломенский
(память его совершается 19 ноября/2 декабря)

Святитель Филарет Дроздов

Одним из наших небесных покровителей является святитель Филарет Московский и Коломенский, при котором Алексеевская обитель в 1837 году переехала в Красное Село. В честь святителя Филарета освящен приставной престол в верхнем храме Всех Святых. Именно его именем было названо братство, усилиями которого возрождался наш храм.

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря (все даты приводятся по старому стилю) в 1782 году — на второй день Рождества Христова, в праздник Собора Пресвятой Богородицы — в Коломне, в благочестивой семье диакона кафедрального Успенского собора Михаила Федоровича Дроздова. Мать будущего святителя, Евдокия Никитична — кроткая, добрая и тихая, была глубоко религиозна и благочестива. Крестили младенца 1 января 1793 года и нарекли в честь свтителя Василия Великого, память которого отмечалась в тот день. Вскоре после рождения будущего святителя, его отец был рукоположен в сан священника.

Большое влияние на воспитание мальчика оказал его дед по матери — священник Никита Афанасьевич Филиппов. Первым учителем Василия был его отец, а в девятилетнем возрасте 20 декабря 1791 года мальчик был отдан в Коломенскую духовную семинарию. Василий был одним из лучших учеников, в эти годы он начинает также петь на клиросе.

В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, семинария была переведена в Тулу, однако ее учащимся разрешили закончить образование в Московских духовных школах. Так будущий святитель оказался в Троицкой духовной семинарии, под покровом преподобного Сергия. Здесь талантливый юноша был замечен митрополитом Платоном (Левшиным). После окончания семинарии Василий Дроздов был назначен туда учителем. А также специально для него митрополит Платон учредил должность лаврского проповедника.

Постепенно созревает в душе Василия решение о выборе монашеской стези. И 16 ноября 1808 года он принял монашеский постриг с именем Филарет в честь святого Филарета Милостивого. А через несколько дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.

В декабре 1808 года иеродиакон Филарет был переведен в Санкт-Петербург, где назначен учителем, а затем инспектором в семинарию. А 28 марта 1809 года, на Пасху, он был рукоположен в сан иеромонаха. Он много проповедовал, и его проповеди обратили на себя внимание всех — от простых людей до священноначалия и Императорской семьи. Иеромонах Филарет стал известным высшему петербургскому свету и Двору.

С 1809 по 1819 год святитель Филарет преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии, ректором которой он был назначен 11 марта 1812 года. 5 июля 1811 года иеромонах Филарет был возведен в сан архимандрита. С 1817 года — епископ Ревельский. В 1819-1820 — архиепископ Тверской, затем Ярославский. С 1821 года и до кончины — Московский архипастырь. В 1826 году был возведен в сан митрополита.

Святитель Филарет родился в царствование Императрицы Екатерины II, возрастал при Императоре Павле I, начинал церковное служение в царствование императора Александра I, который любил Владыку Филарета, исключительно доверял ему, посвящал в тайны, которые никому другому не решался доверить. Многие знают историю таинственного сибирского старца Федора Кузьмича, ныне прославленного в лике местночтимых святых земли Сибирския. Существует достаточно много убедительных доказательств тождества старца Феодора Козьмича и Императора Александра I Благословенного, чья таинственная смерть в Таганроге стала для всех полной неожиданностью. Очень вероятно, что святитель Филарет был посвящен и в эту тайну. Почти все служение святителя на Московской кафедре пришлось на годы правления Императора Николая I. А закончил митрополит Филарет свой жизненный путь в царствование Императора Александра II.

Святитель Филарет — замечательный проповедник, богослов, духовный писатель. Его перу принадлежат, в частности, «Краткий» и «Пространный» Православные катехизисы, «Начертание церковной библейской истории», «Записки на Книгу Бытия», его стараниями был организован перевод Библии на русский язык. Участвовал святитель и в общественной жизни. В 1861 году он составил Манифест об освобождении крестьян. Известна стихотворная переписка святителя с А.С.Пушкиным.

Митрополит Филарет — ревностный защитник чистоты Православия, человек долга и правды, не боявшийся противиться и Царской воле, если эта воля шла вразрез с заповедями Христовыми. Так, например, Владыка отказался освящать в Москве Триумфальные ворота, украшенные изображениями языческих богов, проявив при этом непослушание Царскому повелению. Император был крайне разгневан таким поступком Московского митрополита, однако, сам Владыка был утешен явлением ему преподобного Сергия, сказавшего: «Не смущайся, все пройдет».

Важнейшим из дел святителя было присоединение к Церкви униатов. Также, его стараниями было издано Житие преподобного Серафима Саровского, его своевременным вмешательством была прекращена Великая Дивеевская смута, когда самочинно объявивший себя духовным наставником обители лжеученик преподобного Серафима иеромонах Иоасаф стал насаждать там свои порядки, вопреки заветам Преподобного.

Вознесенный на высоту церковного служения, Владыка Филарет оставался, прежде всего, монахом. Его отличали удивительная скромность и глубокое смирение, теплота молитвы и милующая любовь к людям, которым он не упускал случая творить добро, причем делал это тайно, избегая похвал человеческих. Всегда и во всем он искал исполнения воли Божией. Сокровенным оставалось его монашеское делание, которое он тщательно скрывал от посторонних глаз.

Известна его молитва: «Господи! Не знаю, чего просить у Тебя, Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред Тобою, сердце мое Тебе отверсто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Нельзя не отметить особое попечение митрополита Филарета о монастырях и монашествующих. И, конечно же, в первую очередь, о Троице-Сергиевой Лавре, наместником которой Владыка поставил архимандрита Антония (Медведева), в лице которого митрополит Филарет обрел духовного друга, сотаинника, верного помощника и духовника. Ныне преподобный Антоний прославлен в лике святых. Вблизи Лавры святителем Филаретом был основан Гефсиманский скит, отличавшийся простотой убранства и строгостью устава. Скит был закрыт для посещения женщинами. Здесь Владыка любил уединяться для молитвы, размышления и работы.

Любили и почитали Святителя все — начиная от Императорского Двора и кончая простолюдинами. Еще при жизни он получил от Господа дар чудотворения, известны многие случаи исцелений и благодатной помощи в разных обстояниях по его молитвам.

Незадолго до кончины митрополит Филарет увидел знаменательный сон: к нему пришел его покойный отец и сказал: «Береги девятнадцатое число». С этого времени святитель решил каждое девятнадцатое число причащаться Святых Христовых Таин. 19 ноября 1867 года митрополит Филарет отслужил на Троицком подворье в Москве свою последнюю литургию и в этот день отошел ко Господу.

Святитель Филарет был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в 1994 году. Мощи святителя до 2004 года почивали в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. А 9 июня 2004 года совершилось торжественное их перенесение в Москву, в храм Христа Спасителя.

Святителю отче Филарете, молит Бога о нас!

Тропарь святителю Филарету, глас 4
Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным, / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству Российскую жезлом правости сохранил еси. /Сего ради ко Христу Богу дерзновение имея, / моли даровати Церкве утверждение, // и душам нашим спасение.

Литература:
1. Яковлев А. «Светоч Русской Церкви: Жизнеописание святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского», — М.:Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007

2. «Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Служба, Житие», — М.:Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004

Пререкаемый святой: митрополит Филарет Московский

Святитель Филарет освящал домовый храм Московского университета в 1837 году. Теперь ему посвящен престол в нижнем храме, и день его памяти — престольный праздник некогда освященной им церкви.

Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, Чудотворца, великого угодника Божия и светоча Русской Церкви.

Святитель Филарет относится к числу святых, которые при жизни и отчасти после смерти были предметом человеческих пререканий и преткновений, пережили любовь и почитание со стороны одних и неприятие и отталкивание со стороны других. В Церкви Божией святые разные: бывают такие, образ святости которых становится ясен даже для тех, кто не принимает их свидетельства. Таким был, предположим, святой Иаков, первый архиерей Иерусалимской Церкви: даже его враги не могли не благоговеть перед его необыкновенным благочестием и святостью. К таковым относится, например, преподобный Сергий Радонежский: даже люди, не понимающие сути монашеского подвига и его служения, не могут не отдать дани уважения и почитания этому святому. Можно назвать и других подобных святых, которых даже внешний мир, пусть и не понимая, каким-то образом по-своему уважает и прославляет.

Есть святые, которых мир, напротив, жестко отвергает и не понимает. Например, преподобные Даниил и Симеон Столпники могли ли быть поняты внешним миром? Как человек, не понимающий, что есть аскеза и путь ко спасению, и как бесценна душа — вещь бессмерная, — может согласиться и принять подобного рода свидетельство святости?

Читайте также  Восточные славяне и образование древнерусского государства

А есть святые, которые, как святитель Филарет, как царственные страстотерпцы, как святой праведный отец Иоанн Кронштадтский при жизни одними были очень любимы и почитаемы, а другие решительно не соглашались признать, что перед ними святой угодник Божий.

Не упрощая жизнь святителя Филарета и его отношения с современниками, мы должны сказать, что и с ним было так. Похожим образом когда-то было со святителем Кириллом Александрийским. Мы можем сделать несколько наблюдений о том, почему это было. Во-первых, святитель Филарет относится к тем святым, значимость подвига которых для Церкви определяется Евангельским словом «По плодам их узнаете их» (Матф.7:20). По итогу того, что они сделали, мы не случайно сравниваем святителя Филарета со святителем Кириллом Александрийским. Последний при жизни был человеком очень и очень сложным, таким, что даже друзья с трудом могли его переносить, — горячим, пылким до грубости, до резкости, до жестокости в обращении с врагами. Но то, что он сделал для Церкви, — сохранил святое Православие во время распространения ереси несторианства — это бесконечно много. Эта ревность святителя Кирилла Александрийского о Боге оказалась в нем главным и даже привела его к лику святости.

У святителя Филарета было нечто подобное. Он не был простым в общении человеком. Он был достаточно остр умом, жесток и едок в характеристиках. Он вовсе не был склонен к компромиссным умолчаниям тогда, когда речь шла об общении с людьми. Он вовсе не был благостным тихим дедушкой-архиереем даже в годы маститой старости. И тогда он был главой епархии, тем архиереем Божиим, перед которым трепетали все от последнего священника Московской епархии до протопресвитера включительно, ибо знали, что от святителя всего можно ждать, и никакими человеческими соображениями ничего не добьешься. Нужно увидеть и узнать плоды деятельности святителя. По управлению епархией, по переводу Священного Писания на русский язык, по тому, как он на своих плечах поднял дело этого перевода и по сути возрождения (если не становления) русской богословской науки и московских духовных школ, по тому, как он боролся за Коломну, становится видно, что он своим подвигом сохранял и спасал на будущее Русскую Церковь. Он сохранял подлинное монашество, чтил преподобного Серафима, будучи духовным сыном его ученика — преподобного архимандрита Амвросия, наместника Троице-Сергиевой Лавры. Он поддерживал и сохранял Оптину Пустынь, а ведь старчество тех времен еще не было тем безусловно авторитетным и великим явлением в Русской Церкви. Многим тогда казалось странным и подозрительным: что это за такое духовное руководство, что за послушание для мирян, что это за правила, которые возлагаются на обычных обывателей, а не только на монахов? Святитель Филарет был одним из тех, кто утверждал своим авторитетом — и тем самым спасал для Русской Церкви — русское старчество.

Святитель был из тех людей, которых никто не мог себе в обычном смысле «присвоить»: ни консерваторы, ни либералы. Казалось бы, консерваторы могли бы порадоваться: каких традиционных монархических взглядов человек, как консервативен! Им, казалось бы, легко записать его в свою партию. А он продвигает идею перевода Священного Писания на русский язык, которая у всех ассоциируется с самой свободомыслящей частью Русской Церкви, на грани допустимого, как казалось тогда другим весьма авторитетным архиереям и святителям. Другим он кажется достаточно свободомыслящим человеком, когда он отзывается в своих ранних трактатах о западных христианах. Но потом, когда настает время свободомыслия, святитель пишет Императору Александру II записку о недопустимости послабления сектам и расколам и о вреде, который от этого проистекают.

Его хотели видеть, и он сам всей душой хотел быть искренним почитателем Государя и верноподданным. Но когда приходил час выбора между подданством и верностью Царю Небесному с непослушанием царю земному по причине неправд последнего, он всегда выбирал послушность Царю Небесному. Вспомним хотя бы известнейший эпизод: он отказался освящать Триумфальные ворота, на которых были изображения языческих божеств, так как считал невозможным для святителя Христова послушаться здесь земного царя и лично совершить чин освящения.

Святитель блюл каноны так, как никто больше не соблюдал их в своей жизни. Он готов был лишиться кафедры, но не согласиться на четвертый брак одного из императорских приближенных или на супружеский союз в слишком близкой степени родства. И этот же величайший блюститель канонов пишет своему другу Муравьеву, что католика Гааза он поминает на проскомидии. Это действие никак не вписывается в формальные канонические предписания Церкви. Но святитель, зная, кто такой святой доктор Федор Петрович Гааз, совершал это. Здесь мы видим нечто удивительное. Святитель был одним из очень немногих людей (на словах так для всех, а на деле для очень немногих), для которых Бог и правда Божия, поставление себя перед этой правдой были тем, чем они руководствовались в своей жизни. Мы обычно говорим об этом, часто слышим. Слова о том, что правда Божия должна быть некой точкой отсчета в нашей жизни, затерты до невозможности. А у него так и было. Он действительно все в своей жизни из нее строил и созидал. Это удивительный пример и свидетельство.

Еще об одном хотелось бы сказать. Святитель Филарет дает нам свидетельство, как можно и должно спасаться и даже достигать святости, несмотря на колоссальные дарования, огромный ум и катастрофическую осведомленность. Это то, что человек обычно не вмещает — даже одного из этого не вмещает, а уж когда все вместе соединяется: и ум, и одаренность, и высокое положение, и знание вещей не таковыми, какими они показываются публике, а такими, какие они есть, — редко кто может устоять. А святитель Филарет дает нам пример: можно устоять. Можно быть и умным, можно знать тайны человеческие и все потайные механизмы, которыми все совершается. Можно все знать и остаться верным Богу, Ему служить и не поколебаться. Это для нашего времени и для многих людей, пусть неизмеримо ниже него стоящих, но что-то знающих, чем-то одаренных, какую-то остроту и проницательность ума имеющих, удивительный пример и образ того, за кем можно и нужно идти.

Помолимся этому великому архиерею, этому настоящему христианину, этому свидетелю правды Божией в век, когда о ней только говорили и уже почти забывали, что такое жить и свидетельствовать об этой правде. Святитель Филарет напоминает нам о том, что это всегда возможно. Аминь.

Серафим Саровский (Прохор Исидорович Мошнин)

Фото Все

Видео Все

Жития Святых. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец 1754—1833

Жития Святых Серафим Саровский

Чудотворец Серафим Саровский

Серафим Саровский — биография

Серафим Саровский – иеромонах в Саровском монастыре, основал Дивеевскую женскую обитель. Канонизирован Российской церковью в 1902-м по предложению царя Николая II

Если к имени Серафима Саровского применять художественные термины, то его можно назвать «золотое сечение» русской православной церкви, если использовать музыкальные значения, то он камертон Истины. Но это все высокие материи, а многие верующие воспринимают его как родного, близкого и самого любимого покровителя Руси, заступника грешных душ. Биография Преподобного Серафима Саровского – это доказательство того, что спасение подобно полноводной реке, которая может стремительно очистить берега, убрав весь хлам с души, то подобно исповеди, погрузить в мутную воду искушения, то напоминает сердечную молитву, исцеляющую душу.

Детство

Родился Прохор Мошнин(именно так при рождении звали великого старца) 19 июля 1754 (по некоторым данным 1759) года в Курске Белогородской губернии. Его родители – Исидор и Агафия, были достаточно обеспеченными людьми. К моменту рождения Прохора, родители уже растили старшего сына Алексея.

Детство Серафима Саровского

Исидор Мошнин был купцом и владельцем нескольких кирпичных заводов в Курске. Помимо этого он занимался строительством жилых домов и церквей. Он заложил фундамент храма Сергея Радонежского, однако достроить не успел – умер. На тот момент Прохор был трехлетним ребенком. Продолжателем его дела стала супруга Агафия.

Прохору с ранних лет нравилось все церковное, и он всегда навязывался с матерью, когда та посещала храм. Когда ему было 7, он умудрился залезть на колокольню в строящемся храме, и упасть с нее вниз. Несмотря на значительную высоту, мальчик совершенно не пострадал.

Немного позже он серьезно заболел. Однажды после пробуждения он сказал маме, что видел во сне деву Марию, которая пообещала вылечить его. Рядом с их домом как раз проходило шествие, которое начиналось с иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Мать не знала что делать, вынесла Прохора к шествующим. Ему разрешили прикоснуться к Богородице. Мальчик выздоровел, и с того самого времени решил, что его жизнь принадлежит Богу.

Подвижничество

В 17-летнем возрасте Мошнин стал паломником, и побывал в Киево-Печерской лавре. Он понял, что именно здесь примет монашеский постриг. Мама приняла выбор сына, она поняла, что у него действительно есть непостижимая связь со Всевышним. В 19-ть он начал подготовку к постригу в мужской монастырь Саровская пустынь.

Читайте также  Внешняя политика россии во второй половине xviii века

В 1786-м Прохор стал монахом Серафимом. Сперва он был иеродиаконом, а после семи лет пребывания в монастыре стал иеромонахом.

Серафим был настоящим аскетом, впрочем, как и все, кто пошел по пути служения Богу. Местом его жительства стала лесная келья. До монастыря он добирался пешком, спокойно преодолевая пятикилометровый путь.

Зимой и летом он одевался в одну и ту же одежду, питался дарами леса, мало спал и строго постился. Он проводил много часов за чтением святого писания, много молился. Рядом с кельей он устроил себе огород и завел пасеку.

Столпничество Серафима Саровского

Много лет он питался одной травой, которая называется сныть. Помимо этого он выполнял обряд столпничества, который предусматривает непрерывную молитву на камне на протяжении тысячи дней и ночей. Его стали называть преподобным, что подразумевает уподобиться Богу с помощью определенного образа жизни. Иногда приходящие к нему миряне заставали его за кормлением огромного медведя.

В его биографии был случай, когда разбойники собрались его ограбить. Они видели, что Серафим часто принимает обеспеченных гостей, и подумали, что он тоже богат. Пока он читал молитву, его начали бить. Иеромонах не сопротивлялся, хотя был молод и силен. К великому разочарованию преступников, келья Серафима была пустой.

Он остался в живых, но зато спина его так и осталась сгорбленной. Когда преступники были пойманы, Серафим их простил, и их отпустили.

Отшельничество Серафима Саровского

Начиная с 1807-го года, Саровский ограничил общение с людьми. Он отважился принять обет молчания. Спустя три года он снова появился в монастыре, но на протяжении пятнадцати лет пребывал в затворничестве. Единственным утешением для него были молитвы. После этого Серафим снова начал прием людей, но теперь к нему потянулись не только миряне, но и монахи. Книга его жизни гласит, что он стал целителем и прорицателем. Его посетил сам император Александр I.

Смерть настигла иеромонаха Серафима 2 января 1833 года, когда он читал коленопреклоненную молитву в своей келье. Ему шел 79 год.

Житие

Жизненный путь Серафима подробно описан иеромонахом Сергием, который начал работу через 4 года после его кончины. Сейчас это основной источник знаний о Серафиме, хотя он редактировался несколько раз.

В 1841-м житие Серафима было переписано митрополитом Филаретом. Это было вынужденной мерой – цензура того времени требовала соответствия определенным требованиям.

Следующее издание вышло в авторстве настоятеля Георгия. Он включил в описание жития детали о кормлении зверей, о том, как Серафиму явилась дева Мария.

Канонизация

Слава пришла к Серафиму при жизни. А вот канонизировали его 19 июля 1902 года, по настоянию Александры Федоровны, жены императора Николая II. Царская чета была убеждена, что именно молитвы Серафима помогли им родить наследника.
Ярым противником канонизации был Константин Победоносцев, который являлся представителем императора в Святейшем Синоде. Он был твердо убежден, что царь не имеет права издавать указ в этом случае, потому, что такие вопросы должны решаться только Синодом.

Наследие

Серафима Саровского и сейчас почитает весь православный мир. Часто в СМИ появляются публикации, которые свидетельствуют о чудесах исцеления от многих болезней людей, прикоснувшихся к его мощам.

Прижизненная икона Серафима Саровского написанная Серебряковым

В наши дни сохранилась икона с ликом преподобного иеромонаха. Она написана с портрета, созданного художником Серебряковым за 5 лет до смерти Серафима.
Существует и множество молитв, которые дошли до наших дней, и с которыми обращаются к преподобному за помощью. Верующие считают, что Серафим может исцелить от недугов, принести в смятенную душу покой и умиротворение, гармонию и душевную стойкость. Иногда его просят наставить на истинный путь, девушки обращаются к нему с просьбой о достойном спутнике жизни. Не обходят Серафима стороной и бизнесмены, которым он помогает в торговле и прочих делах.

Храмы Серафима Саровского расположены во многих городах России. Поклониться великому старцу могут жители Москвы, Казани, Санкт-Петербурга. Даже в некоторых селах есть приходы в его честь. Верующие продолжают чтить его память.

Пророчества

Некоторые источники, сохранившиеся до нашего времени утверждают, что преподобный сделал предсказание Александру I, касающееся рода Романовых. Он сказал, что род зародился и закончится в одном месте – доме Ипатьева. Это полностью подтвердилось — первый царь Михаил короновался в Ипатьевском монастыре, а в доме Ипатьева в Екатеринбурге нашли свою гибель все члены царской семьи.

Серафим каким-то непостижимым образом сумел предсказать восстание декабристов, Крымскую войну 1853 года, отмену крепостного права, российско-японскую войну, мировые войны, Великую Октябрьскую революцию. Великий старец считал, что через 600 лет случится пришествие антихриста.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Серафим Саровский

Содержание

  • 1 Церковное почитание
  • 2 Биография
  • 3 Подвиги
  • 4 Изречения
  • 5 Почитание и канонизация
  • 6 Избранные молитвы
  • 7 Литература
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Церковное почитание [ править | править код ]

Серафи́м, Саро́вский и всея России чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Машнин; в некоторых источниках — Мошнин; 19 июля 1759 — 2 января 1833) — русский святой, преподобный; по инициативе Императора Николая II канонизованный Российской Церковью в 1903 году.

Биография [ править | править код ]

Серафим родился в Курске в купеческой семье Исидора и Агафьи, рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни, но остался невредим. В 1776 совершил паломничество в Киев, где старец Досифей благословил его спасаться в Сарове. В 1778 г. стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Все хозяйственные обязанности в монастыре Серафим выполнял как бы служа Богу. Любимым подвигом Серафима стала Иисусова молитва в окрестном лесу. В 1786 принял монашество и был посвящен в иеродьяконы, в 1793 рукоположен в иеромонахи.

Он постоянно носил одну и ту же одежду: полотняной балахон, кожаные рукавицы и бахилы, поверх которых надевал лапти. Спереди у него висел крест, которым его благословила мать, отпуская из дому, а в сумке за плечами было Евангелие. В юродивом подражании древним святым старец носил и вериги на обеих плечах: спереди к ним были привешены кресты в 20 фунтов (8,2 кг), сзади — в 8 (4,1 кг). Кроме этого, он надевал на себя железный пояс. В 1794, притесняемый официальными церковными властями, стал отшельником в глухом тамбовском лесу. Поначалу к нему за советом и благословением приходили миряне, но затем прошел слух, что Серафим отказался принимать, уйдя в безмолвие. Некоторые крестьяне боялись быть в сообщении со святым подвижником, опасаясь слежки и наказания. Одним из его подвигов было еженедельное перечитывание Евангелия Спаса-на-Крови (Крестных страданий Спасителя) и полного круга православной лествицы. Около келлии Серафим развел огород и устроил пчельник. Ограниченный в питании и вынужденный сам себе добывать пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу воздерживался от пищи. Мебелью кельи служили пни, мешки с песком и каменьями и дубовый гроб. Известен случай, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды, по наущению завистливых монахов, на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. В 1810 возвратился в монастырь, но ушел в затвор до 1825. Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 сподобился видения Царицы Небесной в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Был посещаем знатными особами, в том числе Императором Александром I; всех приходящих к нему в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

Перед смертью Серафима видели «стоящим в воздухе». Скончался в Саровском монастыре.

Есть свидетельства о том, что узникам ГУЛАГа — старцам Сампсону (Сиверсу) и Серафиму Соловецкому (Поздееву) — незадолго до ареста открывался Серафим Саровский, читая свою любимую им же составленную чудотворную молитву «Всемилостивая Владычице».

Подвиги [ править | править код ]

  • Затвор
  • Молчание
  • Чтение
  • Рукоделие
  • Терпение (в том числе и укусов комаров)
  • Столпничество (молитва на камне)

Изречения [ править | править код ]

  • Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом.
  • Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

Почитание и канонизация [ править | править код ]

Основной источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни» схимонаха Марка; книга включала «Духовные наставления отца Серафима». «Сказание о жизни и подвигах» отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841.

Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок купца Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 [1] .

Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее Царя с народом, который «его искренне любит» [2] .

Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 — годом коронации Александра III: начальник московских женских гимназий Викторов в письме, адресованном К. П. Победоносцеву, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием Государя Императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого Государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском» [3] . Обер-прокурор Святейшего Синода, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно.

Читайте также  Русь перед татаро-монгольским нашествием

По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 (согласно официальной версии, 19 июля 1902 [4] ) [5] .

Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), тогда настоятеля Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал Императору «первую мысль о сем предмете» [6] . Того же мнения был и генерал А. А. Киреев [7] , замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. Положим Сер[афим] действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)».

11 января 1903 комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Машнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Антонию пришлось выступить с заявлением «Новом Времени» и в Прибавлениях к Церковным Ведомостям [8] , где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления.

Своим Деянием от 29 января 1903 Святейший Синод извещал: «Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение: 1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою, 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода.» [4] [9] .

Примечательно, что в Настольной книге для священно-церковно-служителей издания 1913 авторы сочли необходимым первый пункт Деяния снабдить пространным комментарием, разъясняющим позицию Российской Церкви по вопросу о нетленности мощей: «Некоторые утверждают, будто мощи святых всегда и непременно суть совершенно нетленные, то есть совершенно целые, нисколько неразрушенные и неповрежденные тела. Но понимание слова „мощи“ непременно в смысле целого тела, а не частей его и преимущественно костей, — неправильно, и вводит в разногласие с греческой церковию, так как у греков вовсе не проповедуется учения, что мощи означают целое тело, и мощи наибольшей части святых в Греции и на Вотоке (равно как и на Западе) суть кости » [10] .

Летом 1903 состоялись «Саровские торжества» при огромном стечении народа и с участием Царя и других членов Императорской фамилии.

Император Николай II и Императрицы Мария Фёдоровна и Александра Фёдоровна во время Саровских торжеств. 19 июля 1903 г. Фото.

Русская православная церковь. преподобный серафим саровский и митрополит московский филарет

Русская православная церковь возникла в 988 г., после принятия христианства на Руси. Получив первоначально свою структуру от патриарха Константинопольского, она в последующие века развивалась, расширялась и в XV в. стала самостоятельной (автокефальной). С 988 до 1589 г. она имела устройство митрополичье (главой являлся митрополит), а затем патриаршее, когда ее возглавлял патриарх. С 1721 г. начался синодальный период. Во главе церкви стоял Святейший Правительствующий Синод, включавший виднейших церковных иерархов, решавших важнейшие вопросы церковного устройства. Во главе же административного управления Синода находился ставленник верховной земной власти – обер‑прокурор Святейшего Синода.

Положение церкви и ее роль регулировались законом, в котором говорилось, что православная вера есть «первенствующая и господствующая в России». Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния».

К середине XIX в. численность духовенства достигла примерно 60 тыс. человек, которое делилось на черное (7 тыс.) и белое (все остальные). Черное духовенство включало монахов и монахинь, из круга которых назначались архиереи (высшие должностные лица церковного управления – епископы, архиепископы, митрополиты). Белое духовенство включало приходских священников и низших служителей прихода (дьяконов, псаломщиков).

Церковное управление делилось на епархии, размеры которых примерно соответствовали территориям губерний. Во главе епархии стоял архиерей. Имелась система духовно‑учебных заведений, состоявшая из училищ, семинарий и четырех академий: Киевской, Петербургской, Московской и Казанской.

В среде православного духовенства всегда имелось немало подвижников и ревностных хранителей веры православной. Не стал в этом смысле исключением и XIX в.

Большую известность получил монах Саровской пустыни (монастыря, расположенного в Тамбовской губернии) Серафим (1759–1833). Он родился в городе Курске в семье купца Сидора Мошкина. При крещении его назвали Прохором. В 1778 г. он поступил послушником (так называли тех, кто готовился стать монахом) в Саровскую пустынь. Через 8 лет был пострижен в монахи и получил имя Серафим. Добровольно удалившись в одинокое затворничество, он все время проводил в постах, трудах и молитвах.

Его безупречная, «богоугодная» жизнь и преданность вере Христовой вызывали восхищение. Ежегодно многие тысячи людей стекались в это удаленное место, надеясь увидеть этого старца, услышать его слово‑наставление. Он доносил до людей Слово Спасителя, утешил множество душ, а иных излечил от тяжелых недугов. Его называли «преподобным». Так обычно именовали монахов, своей деятельностью заслуживших высочайший моральный авторитет. В 1903 г. Синодом Русской православной церкви Серафим Саровский был канонизирован (причислен к лику святых).

Широкую известность в первой половине XIX в. получило имя митрополита Московского (с 1821 г.) Филарета (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783–1867). Это был выдающийся ученый‑богослов, общественный деятель, талантливый проповедник.

Родился он в городе Коломна Московской губернии в семье священника. В восьмилетнем возрасте был отдан учиться в Коломенскую духовную семинарию, где сразу выделился среди учеников своими блестящими способностями. Продолжил обучение в семинарии Троице‑Сергиева монастыря, где его разносторонние знания и усердие удивляли всех преподавателей. После окончания курса был оставлен в семинарии преподавателем греческого и древнееврейского языков. В 1808 г. Василий Дроздов принимает монашество под именем Филарета, и церковное начальство назначает его инспектором Петербургской Духовной академии.

С этого времени начинается широкая проповедническая деятельность Филарета, и ни одно сколько‑нибудь важное государственное событие не проходит без его пасторского слова. В 1812 г. Филарет, имея сан архимандрита, назначается ректором (управителем) Петербургской Духовной академии и получает звание профессора богословских наук. Когда началась Отечественная война 1812 г., Филарет множество раз выступает со своими речами‑проповедями, где призывал русский народ дать отпор ненавистному врагу. Победу России в войне он объяснял «единством духа» и «единством воли» народа, его верой православной, преданностью делам предков и своему государю.

В 1821 г. Филарет переводится в Москву в сане митрополита и здесь остается до самой смерти. В декабре 1825 г., во время волнений на Сенатской площади, Филарет всецело на стороне власти и не раз выступал перед прихожанами с напутствием, призыва подчиняться «священным установлениям власти».

С именем митрополита Филарета связано большое событие в духовной жизни страны: перевод текстов Священного Писания на русский язык. Ранее различные части Библии существовали или на греческом, или на старославянском языках, и знакомство с ними доступно было далеко не всем. Эта работа, которой Филарет отдал несколько десятилетий жизни, была завершена уже после его смерти. К этому важному делу были привлечены и другие ученые‑богословы, но и митрополит лично занимался переводами. Именно ему принадлежит перевод Евангелия от Иоанна.

В 1827 г. был издан Катехизис Филарета, ставший настольной книгой как для учеников духовных и светских учебных заведений, так и для всех верующих. Катехизис содержал краткие описания основ православного вероучения. Книга была составлена в форме вопросов и ответов, что помогало читателю легко ориентироваться в сложном мире христианских догматов, норм и понятий.

В ряду заслуг митрополита Филарета находится и еще одно дело огромного исторического значения. По поручению императора Александра II он составил текст Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: