Ссср на международной арене

СССР НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. На рубеже 60–70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене

На рубеже 60–70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене. В марте 1970 г. — договор о нераспространении ядерного оружия. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией.

Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70–80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгосаппарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира.

В отношениях с соцстранами — увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии.

(С другой стороны) Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по Организации Варшавского Договора (ОВД) советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Политика «ограниченного суверенитета», проводившаяся советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. В конце 70-х – начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД (организация Варшавского договора). В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме

Презентация к учебнику Н.В. Загладина. История Отеченства. 20-21 вв.

Скачать:

Вложение Размер
sssr_na_mezhdunarodnoy_arene.pptx 1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

Вопросы для повторения Охарактеризуйте международную обстановку середины 1960-х гг. Какую роль играл СССР в мировой политике того времени?

Ход урока Начало распада «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления.

Мир в годы «холодной войны»

1. Начало распада «социалистического лагеря» Идеология КПСС о том, что увеличение числа стран, идущих по пути социализма, укрепляет позиции СССР на международной арене. КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США»

КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США» Из Китая отозваны советские специалисты; Торгово-экономические связи между СССР и КНР заморожены; В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории; В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению; Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г. (см. видео)

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский . Тогда погибло 58 советских воинов. Похороны пограничников – участников боя с китайскими солдатами на острове Даманский . 1969 год.

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский . Тогда погибло 58 советских воинов. Пограничники демонстрирую журналистам оружие, брошенное китайскими нарушителями на острове Даманский .

Пограничники на заставе Нижне-Михайловка Тихоокеанского пограничного округа ведет наблюдение за китайским берегом реки Уссури Обострение отношений с Китаем, располагавшим внушительной по численности армией и собственным ядерным оружием, потребовало от правительства СССР мер по укреплению восточных границ, развертывания сил по их прикрытию.

«Пражская весна» — это период (1968-1969 гг ) при котором утверждалась свобода слова и печати, легально действовали политические клубы, оппозиционные правящей партии. Руководство СССР восприняло перемены в Чехословакии как угрозу основам социализма, спровоцированную действиями зарубежных спецслужб. Задание: Прочитайте на стр. 335 рассказ о том как происходил ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию (…Поводом для ввода…) и определите действительно ли так необходимо было вводить войска и реальными или выдуманными были причины ввода войск. (. видео «Пражская весна»)

Реальный социализм – модель организации жизни общества, которая утвердилась в СССР и союзных ему странах. После событий в Чехословакии руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать реальный социализм. Претензии Советского Союза на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрины Брежнева. Задание: прочитайте документ на стр. 336 и ответьте на вопросы после него.

2. СССР и международные конфликты. Задание: Прочитать пункт параграфа на стр. 337 найти и выписать в тетрадь конфликты и страны, которые принимали в них участие. 1. Юго-Восточная Азия (война во Вьетнаме); 2. Ближний Восток (Израиль, Египет, Сирия, Иордания); 3. Африка (Ангола, Мозамбик). Итог: Война в Юго – Восточной Азии и помощь арабским союзникам потребовали значительных материальных затрат со стороны СССР.

3. Переход к политике разрядки международной напряженности Задание: Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 338-340. Найти причины перехода к разрядке международной напряжённости. Вьетнамские солдаты возле груды корпусов-контейнеров из под шариковых бомб, сброшенных американскими самолетами во время войны во Вьетнаме.

Взгляды сторон на причины разрядки. СССР. Новый этап международных отношений. 2) Достижение паритета (равенства) в стратегических силах. 3) США терпят поражение в «холодной войне», вынуждены перейти к разрядке. 4) Невозможность для США военными средствами отстаивать свои интересы. США. Экономика СССР не выдерживает бремени гонки вооружений. 2) Конфликты и противоречия между странами социализма побуждают СССР искать пути примирения с Западом. В действительности разрядка объективно была выгодна обеим сторонам. 4. Разрядка: опыт теоретического осмысления .

Домашнее задание: Прочитать п. 35, подготовить ответы на вопросы к нему.

Признание СССР: начало и хронология событий

  • 27 Декабря, 2019
  • События
  • Владимир Яковлев

Дипломатическое признание государства на международной арене – необходимое условие для того, чтобы данное государство могло в полной мере успешно функционировать, решать свои задачи и выстраивать внешнеполитический курс с учетом интересов других государств. Пожалуй, именно в XX веке международное право и межгосударственные взаимоотношения получили небывалое доселе значение. Несмотря на многочисленные кризисы и глобальные противоречия в отношениях между государствами, которых было слишком много в двадцатом столетии, необходимость функционирования системы, в которой был бы возможен диалог между странами, была ясна всем.

Новая Россия в мировой политике

Союз Советских Социалистических Республик – молодое государство, оформившееся в 1922 году на месте бывшей Российской империи, которое неизбежно должно было стать субъектом международных правоотношений. Вполне естественно, что это была все та же Россия, пусть и кардинально реорганизованная, а с Россией на международной арене всегда приходилось считаться. Но советский режим, крепко установившийся после двух революций и Гражданской войны, в 20-е годы 20-го века не воспринимался другими государствами устоявшимся. По приходу к власти большевиков многие верили, что этот режим не протянет и нескольких месяцев. Эти прогнозы не оправдались.

Внешнеполитический курс СССР

Большевистский режим выстоял. Но внешнеполитический курс СССР был противоречивым в силу двух тезисов В. И. Ленина, которые должны были определять внешнюю политику Советского Союза. Первый тезис, так называемый принцип пролетарского интернационализма, базировался на вере большевиков в мировую социалистическую революцию, которая казалась им пусть и далекой целью, но вполне реальной и осуществимой. Средства для достижения этой цели были самые разные, порой не исключалось даже вмешательство во внутренние дела суверенных государств. Суть же принципа пролетарского интернационализма состояла в поддержке рабочего класса и антикапиталистических движений в других странах мира.

В свою очередь, второй тезис, принцип мирного сосуществования с капиталистической системой, вступал в явный диссонанс с первым. Этот принцип был похож на своего рода уступку, его суть заключалась в признании необходимости взаимодействия с капиталистическим миром и прекращения изоляции Советского Союза на международной арене. Было необходимо наладить политические и экономические связи новообразованного государства.

Серьезные потери

Октябрьская революция не принесла для западных стран ничего хорошего — капиталы, инвестированные в различные материальные объекты на территории России, были для них потеряны. А первое в мире социалистическое государство самим фактом своего образования несло в себе угрозу для капиталистического мира. Поэтому западные государства не торопились с признанием СССР и налаживанием с ним каких-либо связей, во время Гражданской войны некоторые из них оказывали поддержку белому движению и даже засылали на территорию нашей страны интервентов и террористов. Однако подобное положение дел не могло длиться вечно, было необходимо волей-неволей налаживать взаимоотношения с новообразованным государством, а также попытаться вернуть потерянные после революции средства, инвестированные в различные объекты на территории бывшей Российской империи.

Генуэзская конференция

В частности в апреле 1922 года прошла Генуэзская конференция, посвященная вопросам о долгах Российской империи и потерях иностранных капиталистов, чье имущество было национализировано после Октябрьской революции. Представителем СССР на этой конференции выступал нарком иностранных дел Г. В. Чичерин. Однако добиться компромисса на этой конференции не получилось, вышла совсем забавная ситуация — по подсчетам Советского правительства, сумма ущерба от интервенции западных государств во времена Гражданской войны превысила сумму долгов царской России и Временного правительства, вместе взятых.

Первые соглашения

31 марта 1920 года — день подписания советско-эстонского торгового договора. Было положено начало торговых отношений СССР с европейскими странами.

А спустя год, 16 марта 1921 года, был подписан советско-английский торговый договор, имеющий достаточно большое значение — Англия являлась одной из ключевых капиталистических держав в XX столетии.

6 мая 1921 года — день подписания советско-германского договора, который положил начало не только торговым операциям между СССР и Германией, но и установлению дипломатического контакта — Германия признала представительство РСФСР на своей территории.

Дальше дело было за малым, и вскоре соглашения стали подписываться одно за другим. Соглашения с СССР заключили такие страны, как Норвегия, Дания, Чехословакия, Австрия, Италия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия.

1921 год также ознаменовал собой расширение сфер влияния СССР на Востоке, были заключены соглашения с такими странами, как Иран, Турция и Афганистан. Но до дипломатического признания СССР дело пока не дошло.

Дипломатическое признание СССР

Активное признание Советского Союза на политической карте мира началось в 1923 году. Первой страной, признавшей СССР, был Афганистан. Затем, все в том же 1923 году, Советскую Россию признали такие страны, как Германия, Монголия, Иран, Финляндия, Польша, Турция.

Большое значение имело признание СССР Великобританией в 1924 году — ее правительство во главе с Д. Макдональдом заключило с нашей страной несколько соглашений и признало ее де-юре. Затем СССР признала Италия, правительство Б. Муссолини, а затем — Франция, все в том же 1924 году.

Также в 1924 году СССР был признан Норвегией, Грецией, Швецией, Австрией, Францией, Мексикой, Албанией, Хиджазом и Китаем.

На 1925 год приходится признание СССР со стороны Японии.

А в 1926 году СССР был признан тремя странами — Саудовской Аравией, Исландией и Уругваем.

В каком году США признали СССР? В 1933-м, и это событие внесло существенные изменения в состояние дел в мировой политике. Также в 1933-м СССР был признан Испанией, в 1934-м — Венгрией, Румынией, Чехословакией и Болгарией.

В 1935 году СССР признала Бельгия, и лишь в 1940-м — Югославия.

СССР и США

Соединенные Штаты Америки не признавали Советский Союз очень долго. Ведь Америка и по сей день считается оплотом капитализма, и признавать произошедшую социалистическую революцию, угрожающую своим примером благосостоянию американской элиты, никому не хотелось.

Однако время шло, и Советский Союз показывал достаточно выдающиеся результаты в различных сферах, начиная с ликвидации безработицы и заканчивая внушительным развитием промышленности. В тот момент времени США не могли похвастаться благополучным положением дел — разразилась Великая депрессия, в 30-е годы в стране насчитывалось до 17 миллионов безработных, обанкротилась половина банков, а уровень промышленного производства рухнул более чем на 40 %. Вопрос о рассмотрении СССР как торгово-экономического партнера встал довольно остро, особенно учитывая интересы частных инвесторов и финансистов, практически однозначно высказывающихся за нормализацию отношений с бывшей Российской империей. Собственно, признание США СССР в текущих условиях было неизбежно.

Политическая ситуация в мире складывалась довольно непросто. Необходимость обретения политического союзника в лице СССР объяснялась в силу нескольких факторов, в числе которых были агрессивная политика милитаризации в Японии и растущая угроза из Германии, где к тому моменту уже пришли к власти нацисты. А Советский Союз в 30-е годы XX века уже имел достаточно высокий авторитет на международной арене и являлся в принципе одной из наиболее значительных политических сил в мире.

Итак, год признания СССР со стороны США — 1933-й. Придя к власти в 1933 году, новый президент США Ф. Рузвельт выбрал курс на сближение с Советской Россией. Политические круги в разных странах мира восприняли эту новость по-разному, многих она даже застала врасплох, в частности японцев. Однако с фактом признания СССР со стороны США, который довольно существенно изменил политическую ситуацию на земном шаре, всем пришлось смириться. Мировая политика вступала в новый этап своего развития. Назревало обострение отношений между отдельными государствами, на горизонте начинала появляться угроза военных действий.

Заключение

Советский Союз, пройдя достаточно длительные этапы восстановления сил, после того как в стране произошли две революции и Гражданская война, все же довольно быстро встал на ноги. На политической карте мира вновь появился серьезный игрок, с которым нельзя было не считаться, — год от года не признавать этот факт западным государствам было все сложнее. Поэтому дипломатическое признание СССР было закономерным и предсказуемым процессом, который только юридически закрепил очевидность существования обновленной России, вопреки всему поднявшейся вновь с колен.

СССР на международной арене

Политика «разрядки»

На рубеже 60—70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР на международной арене в условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В 1966 г. в ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между Советским Союзом и ФРГ. Расширились торговые связи с Италией.

Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии в разработке Южно-Якутского угольного бассейна. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений а ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 гг. состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности.

СССР и социалистические страны

Руководство страны во главе с Л. И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный «обмен» Топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Изменение цен на нефть и энергоресурсы на мировом рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивались автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР — судостроение и текстильное машиностроение.

В рамках СЭВ действовало несколько десятков межгосударственных учреждений, призванных способствовать экономической интеграции соцстран. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран — членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился Завод по производству каучука в Румынии.

Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по Организации Варшавского Договора (ОВД) советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования.

Политика «ограниченного суверенитета», проводившаяся советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши Ввод войск стран — участниц ОВД в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании, других государств. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма».

Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

В конце 70-х — начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

Международный кризис конца 70-х годов

К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями с более чем 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70—80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла Народно-демократическая партия. Руководств НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство партгос-агшарата и часть руководителей военного ведомства, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Обострение международной обстановки и снижение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

Общество накануне перестройки

Неэффективность экономики, Деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызывали глубокую озабоченность в руководстве страны. Принимались меры с целью преодоления негативных явлений в экономике и политике. В официальных документах декларировалась необходимость борьбы со взяточничеством и спекуляцией. В них содержались призывы к преодолению перекосов в распределительной сфере. Но реальных шагов по оздоровлению экономики не осуществлялось.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю. В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л. И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии, до этого назначения в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали действия нового Генерального секретаря, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Были отстранены от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства либо уличенные во взяточничестве (например, министр внутренних дел Н. А. Щелоков). В аппарат ЦК партии были привлечены Н. И. Рыжков (заместитель председателя Госплана СССР), В. И. Воротников, Е. К. Лигачев (местные партийные работники) и др. В числе ближайших помощников нового лидера находился М. С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Ю. В. Андропов видел прежде всего в совершенствовании руководства экономикой — системы управления и планирования, хозяйственного механизма. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с бюрократизмом, бесхозяйственностью и коррупцией. Речь шла не о каких-либо радикальных реформах и преобразованиях, а об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддержали курс, направленный на установление порядка в стране. Однако меры по наведению порядка не привели к ощутимым результатам. Оставались неизменными подходы партийно-государственного руководства к внешней политике: конфронтация по отношению к США и странам НАТО, укрепление социалистического содружества во главе с СССР. Игнорировались растущие антисоциалистические настроения в странах Восточной Европы. Как и прежде, советские войска продолжали участвовать в «необъявленной войне» в Афганистане.

После смерти Ю. В. Андропова (февраль 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК КПСС в течение 13 месяцев занимал К. У. Черненко. Кадровый партийный работник, немолодой уже человек (в момент избрания Генсеком ему было более 70 лет), он не стремился к проведению в стране каких-либо реформ. Важнейшими направлениями своей деятельности он считал развитие экономики, совершенствование планирования и укрепление обороноспособности. Успешное решение этих задач новый лидер связывал с улучшением организации производства и методов управления, укреплением порядка и дисциплины. Однако четкой и эффективной программы выхода страны из кризисного состояния разработано не было.

Продолжалось падение промышленного и аграрного производства. Деформация все глубже охватывала структуру экспорта СССР: к середине 80-х годов свыше его половины составляли топливо и энергоносители. Увеличивались валютные средства, направляемые на закупку продовольствия и промышленных товаров народного потребления.

Негативные явления в экономике тяжело отражались на развитии социальной сферы. Падали реальные доходы населения. В городах и поселках учащались перебои с продуктами питания и промтоварами.

Тринадцать месяцев пребывания на посту главы государства К. У. Черненко показали полную обреченность курса на стабилизацию советской системы. Общество, декларируемое как высшее достижение развития человечества, пребывало в состоянии глубокого политического и экономического кризиса.

Однако начатый в общественно-политической жизни процесс перемен оказался необратимым. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской «оттепели», находилась на грани распада. Это все глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.

СССР на международной арене

Победоносное окончание войны изменило международное по­ложение СССР, внесшего решающий вклад в разгром фашизма. Советский Союз стал играть одну из ключевых ролей в междуна­родных делах. Закреплением этого статуса было участие в создании Организации Объединенных Наций (1945 г.), в уставе которой на­шли отражение принципы суверенитета и равенства всех стран. Великие державы признали право СССР на территории, приобре­тенные им в Европе и на Дальнем Востоке (возвращение Куриль­ских островов и Южного Сахалина).

Важнейшей особенностью послевоенного периода были победы народно-демократических революций в странах Восточной Европы и Азии. Переход к социалистическим преобразованиям в этих странах отличался от СССР (создание единого демократического фронта, многоукладность в экономике, многопартийная парламентская форма политической власти и др.). Но, начиная с 1947 г. этим странам стала навязываться сталинская модель социализма.

Война положила начало национально-освободительному движе­нию: в послевоенное десятилетие получили независимость 25 стран.

В политической жизни государств Западной Европы резко вы­росло влияние коммунистов, которые в годы войны возглавляли во многих странах борьбу против фашизма.

Каждый из союзников по-своему представлял итоги войны, началась борьба за геополитическое превосходство и «раздел» Ев­ропы. К осени 1945 г. США находились в апогее своей мощи. Аме­рика была единственным государством, имевшим атомную бомбу. В ноябре 1945 г. был разработан первый план атомного нападения на СССР. Политическое руководство США и Англии оправдывало это тем, что якобы Советская Армия готова атаковать союзников и оккупировать Центральную и Западную Европу. Однако мировая общественность до сих пор не имеет документов, которые под­тверждали бы обоснованность таких выводов.

Возрастание опасности войны с применением атомных бомб вынудило Советский Союз форсировать работы по созданию соб­ственного атомного оружия. Первый испытательный взрыв был проведен в августе 1949 г. Затем советские ученые разработали новое поколение оружия — термоядерное, в создании которого приняли участие ученые И.Е. Тамм, А.Д. Сахаров и Ю.Б. Харитон.

Против СССР и его союзников были созданы военно-полити­ческие блоки: Северо-Атлантический (НАТО, 1949 г.), Организа­ция Юго-Восточной Азии (СЕАТО, 1954 г.), Багдадский пакт (1955 г.). В 1949 г. из трех зон оккупации была образована Федера­тивная Республика Германия, которая немедленно вступила в НАТО.

Мерой защиты против НАТО послужило образование военно-политического союза социалистических стран Европы — Варшав­ского Договора (май 1955 г.).

СССР и страны Восточной Европы постепенно оказались в окружении военных баз США, число которых превысило 300.

В годы войны борьба против общего врага стала основой ком­промисса между странами антигитлеровской коалиции. Тегеран­ская (1943 г.), Крымская (1945 г.), Потсдамская (1945 г.) конферен­ции носили демократический характер и могли стать основой мирного сосуществования государств. Но на смену второй мировой пришла холодная воина. О том, кто первым начал холодную воину, говорить не имеет смысла, так как убедительные аргументы приводятся с обеих сторон.

Отношения между СССР и Западом начали приобретать харак­тер острого политического, экономического и военного противо­стояния, что нашло отражение в речи У. Черчилля, которую он произнес в марте 1946 г. в США в присутствии президента Г. Тру­мэна. В июле 1945 г. госсекретарь США Дж. Маршалл выступил с программной речью, посвященной проблеме послевоенной Евро­пы. США переходили через экономическую помощь западным странам к утверждению своих позиций на долгосрочной, упорядо­ченной основе. СССР и страны народной демократии отказались участвовать в этой программе. Правильно они сделали или нет? Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.

В развертывании и проведении холодной войны большую роль играли идеологические факторы, социальные изменения в после­военном мире, укрепление позиций демократических и левых сил. Не исключено, что также была реакция и на репрессии, которые проводились в Советском Союзе и странах народной демократии, на установление «железного занавеса».

Итак, появившаяся после разгрома фашизма уникальная воз­можность для укрепления целостного мира осталась неиспользо­ванной. Экспансионистская политика капиталистического мира во главе с США, утопические представления Сталина и его окруже­ния о мировой революции, приверженность к силовым приемам и идее превосходства не дали странам по-новому подойти к реше­нию вопросов международной политики. Реальная оттепель в меж­дународных отношениях началась лишь после XX съезда КПСС.

ЛЕКЦИЯ XXV

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 60-80-е ГОДЫ

Иллюзии и коммунистические перспективы. Экономические реформы и их результаты. Политическое устройство советского общества. Международное положение и внешняя политика. Симптомы кризиса

Анализ развития страны в 60—80-е годы представляет немалую сложность. Это один из наиболее противоречивых периодов в истории Отечества, насыщенный драматическими событиями, которые повлияли и на российскую и на мировую историю.

Правомерно выделить крупные этапы, в рамках которых скла­дывались принципы, подходы и методы исторических исследова­ний. С начала 60-х годов, особенно после принятия XXII съездом партии третьей Программы КПСС, историки приступили к анали­зу событий через призму коммунистического строительства. Услов­ные грани этого этапа пролегают от начала 60-х до середины 70-х годов. В эти годы вышли монографии Л.С. Гапоненко, Ф.Г. Кротова, Л.В. Фокина, О.И. Шкаратан, С.Л. Сенявского и других исследователей. Упрощенные представления о перспекти­вах коммунистического будущего усиленно культивировались в сознании советских людей, не миновали они и исторические ис­следования.

С приходом в теорию понятия развитого социализма уже к се­редине 70-х годов появились исследования, где исторический про­цесс рассматривался через концепцию развитого социалистичес­кого общества. С середины 70-х до середины 80-х годов концепция зрелого социализма являлась приоритетной. Исследователи обра­тились к проблемам сущности, критериев зрелости советского об­щества. Чрезмерная оптимизация оценок зрелости обусловила ис­кажение реальности.

Третий период, в рамках которого начинает формироваться новое видение проблем современного общественного развития, следует отнести к концу 80-х — началу 90-х годов. Преодоление устоявшихся схем исторических исследований, ломка стереотипов открыли широкие перспективы перед исследователями.Иллюзии и коммунистические перспективы

На рубеже 50—60-х годов разворачивается поиск путей усовер­шенствования советского общества. Смелый, эмоциональный и импульсивный человек, Н.С. Хрущев пытается исправить дефор­мации, допущенные в период правления Сталина. Он выступил с развенчанием культа личности Сталина, реабилитировал жертвы большевистского террора и начал поиски пути к осуществлению технического прогресса, совершенствованию управления эконо­микой.

Партийный и государственный аппарат поддержал Хрущева, деятельно создавал ему соответствующий престиж, пропагандируя идею построения коммунизма в СССР. Внеочередной XXI съезд КПСС в феврале 1959 г. констатировал, что социализм одержал в нашей стране полную и окончательную победу. Этот гипертрофи­рованный вывод повлиял на прогнозирование перспектив разви­тия страны. Помыслы о построении коммунистического общества в СССР органично вытекали из идей предшественников. Принци­пиально нового в развитие коммунистической теории привнесено не было. Сама идея получила конкретизацию, была облечена в Программу коммунистического строительства, на реализацию ко­торой отводилось 20 лет. В октябре 1961 г. XXII съезд партии утвер­дил эту программу и провозгласил в качестве высшей цели постро­ение коммунистического общества. Построение коммунизма предполагало создание прочной материально-технической базы, формирование коммунистических общественных отношений, вос­питание человека нового типа.

Новая экономическая ситуация определялась начавшейся в стране научно-технической революцией. Овладение ядерной энер­гией, первые шаги по освоению космоса, автоматизация произ­водств и развитие науки придавали Программе коммунистическо­го строительства особый колорит, подпитывали иллюзию скорого достижения коммунистического идеала.

В конце 50-х — первой половине 60-х годов наблюдается подъ­ем социальной активности населения. Люди с интересом и энтузи­азмом принимают планы коммунистического строительства. Рост­ки нового, коммунистического, как тогда говорили, появляются в трудовых коллективах, множатся и тиражируются. Ярким проявле­нием этого стали бригады коммунистического труда, которые стре­мились повысить производительность, экономить энергию и ре­сурсы. Демонстрируя доверие к товарищам, рабочие снимали замки с кабинок и ящиков, где хранились вещи и инструменты. В отдель­ных бригадах практиковали получение зарплаты без кассира и т.д.Вместе с тем уже к середине 60-х годов в стране сложились се­рьезные противоречия. Главным из них стало снижение производ­ства. Если основные производственные фонды страны в 1959— 1965 гг. увеличились примерно в 2 раза, то объем промышленной продукции вырос только на 84%. Снижение фондоотдачи посте­пенно превращается в хроническую проблему отечественного про­изводства. Общие темпы развития страны также последовательно и резко падали. Если за годы восьмой (1966—1970 гг.) пятилетки национальный доход государства вырос на 41%, девятой (1971— 1975 гг.) — на 28, десятой (1976—1980 гг.) — на 21, то одиннадцатой (1981-1985 гг.) — только на 16,5%.

Преимущественно экстенсивный путь развития народного хо­зяйства обусловил расширение производственных площадей, уве­личение численности занятых в промышленном производстве ра­бочих. Вторая по численности населения держава мира постоянно испытывала нехватку свободных рабочих рук. Хозяйственная мо­дель СССР приобретала ярко выраженный характер затратной эко­номики. Лучшим пятилетием был период 1966—1970 гг. Экономи­сты называли восьмую пятилетку «золотой», которая была последним всплеском коммунистической эйфории и иллюзии.

Уже в 70-е годы поиски теоретической мысли были направлены на оправдание просчетов в коммунистическом строительстве. Если поначалу появлялись робкие упреки в адрес авторов Программы коммунистического строительства, то со временем теоретические изыскания привели к оформлению новой парадигмы — концепции развитого социализма.

Сама концепция зрелого социалистического общества была призвана всколыхнуть сознание, реанимировать былой энтузиазм населения, поддержать тонус развития общества, ничего не меняя в нем существенно. По мере нарастания трудностей в экономической сфере руководство страны искало выход из тупика на пути усиления массово-политической работы. В течение 1977—1979 гг. ЦК партии принял ряд постановлений, ориентированных на по­вышение роли политической пропаганды, усиление идеологичес­кой работы. На предприятиях стали регулярно проводиться еди­ные политдни, ленинские пятницы, вечера вопросов и ответов. Если к этому добавить средства массовой пропаганды, то станет понятен огромный информационный вал, обрушившийся на об­щество. Мировоззрение населения складывалось не только под воздействием пропаганды, но и под влиянием конкретных условий социально-экономического развития страны, которые определяли уровень жизни и быта людей. Концепция развитого социализма абсолютизировала гармонию общества как стирание социальных различий. Уравнительные тенденции проявлялись в том, что шли спонтанный рост и выравнивание заработной платы. Нарушение принципа распределения по труду привело к потере материальной заинтересованности работников, порождало социальное иждивен­чество. В то же время платежеспособный спрос населения опере­жал производство товаров и услуг. В связи с этим на руках у насе­ления быстро увеличивался остаток неизрасходованных денег. Сумма вкладов в Сбербанке увеличилась в девятой пятилетке в 2,6 раза по сравнению с ростом продажи товаров народного по­требления, а в десятой пятилетке — в 3 раза.

К началу 80-х годов страна «развитого социализма» оказалась на 35-м месте в мире по продолжительности жизни. Почти 50 стран имели более низкую детскую смертность, чем СССР. В середине 80-х годов техническое развитие экономики СССР было не выше уровня развитых стран середины 70-х годов. Технологическое отставание продолжало нарастать. В этой тревожной ситуации рас­пространялись настроение самодовольства, стремление приукрасить действительность. И хотя банкротство идеологов коммунистического, а позже и зрелого социалистического общества было полным, елейное славословие в адрес Л.И. Брежнева только уси­ливалось. Парадные и звонкие фразы значительно расходились с реалиями жизни. Косность, бюрократизм становились все более нетерпимыми во всех сферах общественной и государственной жизни. Наступило время для формирования новых парадигм. Ушло в прошлое упрощенное представление о светлом будущем челове­чества. Потерпела неудачу господствовавшая экономическая теория, на основе которой не удалось с достаточной степенью надеж­ности предвидеть будущее.

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 1064 ;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: