Становление советского трудового общества. развитие культуры. характерные черты советской цивилизации.

Мифы, наука, литература, эхотерика

Становление советского трудового общества. развитие культуры. характерные черты советской цивилизации.

Становление советского трудового общества. развитие культуры. характерные черты советской цивилизации.

Цивилизация возникла 1 в. назад.
Цивилизация остановилась 1 в. назад.
.
С 1917 года в мире стала складываться цивилизация нового типа, в которой победили трудящиеся классы, а потому она принципиально отличалась от каждой из тех, что исследовали Шпенглер и Тойнби.

Возникновение советской цивилизации положило начало расколу гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви.

В 30-е годы 20-го века советская цивилизация набирает силу и своим фактом существования начинает влиять на мировой распорядок.

С 50-х годов Советская цивилизация начала серьёзно влиять на состояние мировой цивилизации.

Всплеск технического прогресса, произошедший в 50-70-е годы двадцатого века известен в истории как Научно-Техническая Революция (НТР).

Положительные результаты приносит взаимообмен между цивилизациями в сфере международных отношений.

Существование великих цивилизаций носит, как правило, своего рода пульсирующий характер. Они знают времена взлётов и моменты падений, подчас настолько глубоких, что создаётся впечатление об их гибели. Однако проходит время, и такие цивилизации вновь начинают возрождаться, устремляясь к высотам развития.

Д о конца 19 века гуманистическая цивилизация, родившаяся в результате преодоления межконтинентального барьера роста, продолжала свою экспансию по поверхности планеты, не встречая географических препятствий, непреодолимых при существовавшем уровне техники. Но к концу 19 века человечество вовлекло в хозяйственный оборот ресурсы всех континентов Земли, и таким образом вышло к новому, межпланетному барьеру роста, в то время технически непреодолимому.

О становился экономический рост, остановился технический прогресс, в некоторых странах (Германия, Италия) идеалы свободы оказались забыты и возникли тоталитарные фашистские режимы. Произошёл раскол гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви как средство преодоления первого кризиса гуманистической цивилизации.

Первым вопрос о советском историческом опыте с точки зрения цивилизационного подхода к мировой истории поставил Кара-Мурза.

Рождение новых общественных отношений было обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом в созданной ими теории научного коммунизма, получившей развитие в трудах В.И. Ленина.

Это важнейшее учение есть кардинальный поворот в мировоззрении, действиях и революционном объяснении действительности, характерных для периодаХ1Х-XX вв. Оно является важнейшим в той мере, в какой связывает революцию с современным капиталистическим, промышленно развитым обществом, из которого революция проистекает естественно и неизбежно. Это учение является важнейшим еще и потому, что предлагает комплексную концепцию мирового развития, тесно увязывающую его социальное объяснение с экономическим.

В озникновение советской цивилизации положило начало расколу гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви. В 30-е годы 20-го века советская цивилизация была еще весьма слаба в материальном плане, и могла способствовать выходу западной ветви из кризиса Великой Депрессии лишь самим фактом своего существования, что впрочем, уже не мало — сам факт существования на Земле государства, провозгласившего себя «государством рабочих», заставлял западных капиталистов интенсивнее искать способы повышения уровня жизни своих трудящихся, чтобы они не последовали советскому примеру.

С 50-х годов Советская цивилизация начала серьёзно влиять на состояние мировой цивилизации.

В сплеск технического прогресса, произошедший в 50-70-е годы двадцатого века в результате противостояния Восточной и Западной ветвей гуманистической цивилизации известен в истории как Научно-Техническая Революция (НТР)

Положительные результаты приносит взаимообмен между цивилизациями в сфере международных отношений. Идеи мира без войн и насилия, глобальной международной безопасности и сотрудничества, как и тесно связанная с ними идея единства человеческого рода, давно уже циркулируют в лоне самых различных цивилизаций.

С оветская власть пытались создать собственную цивилизационную систему. Русский язык признали советским. Признали своим кое-что из истории. Выдумали даже «новую историческую общность — советский народ. (Володихин)

С егодня о советской цивилизации вспоминают всё чаще. Само это понятие обрело полное право на существование как в научных публикациях, так и в политической полемике. К её авторитету всё чаще обращаются уже не только сторонники социалистического пути развития, но и, казалось бы, ярые его противники, у которых зачастую просто не остаётся никаких других исторических ориентиров. Впрочем, исследование советской цивилизации — дело сложное и многотрудное, оно ещё впереди. И сегодня мы только определяем контуры этой научной и политической задачи.

С 1917 года в мире стала складываться цивилизация нового типа, в которой победили трудящиеся классы, а потому она принципиально отличалась от каждой из тех, что исследовали Шпенглер и Тойнби.

Советская общественная формация явилась и органичной стадией развития русской — российской цивилизации.

С первых дней существования Советской власти были приняты меры по обеспечению самых насущных социальных и политических прав рабочего человека.

Советская цивилизация стала первой, в которой были осуществлены принципы социального равенства.

Впервые в мире у любого человека появилась возможность учиться бесплатно и получать бесплатно все виды медицинских услуг.

Впервые со времён патриархата была создана цивилизация, покончившая с неравноправием и угнетённым положением женщин.

Советская цивилизация была первой, основанной на принципах национального равенства. Были учреждены различные национально-территориальные образования. Была создана письменность для тех народов, которые прежде её не имели. Практически у всех народов СССР появились национальный театр и национальная литература.

Впервые в мире цивилизация строилась на научной основе. Советская цивилизация воплощала в жизнь вывод марксизма-ленинизма о постоянном развитии общества от капитализма, разделённого на антагонистические классы, к обществу с дружественными классами, к социализму, а затем — к бесклассовому коммунистическому обществу.

Впервые в мире было организовано плановое хозяйство, не знающее кризисов, банкротств предприятий и безработицы.

Построенное на научной основе общество обеспечивало приоритетное развитие исследований во всех областях человеческого знания.

Советская цивилизация доказала свою способность к защите от вражеских посягательств. В годы Великой Отечественной войны наша страна продемонстрировала не превзойдённые в мире достижения в создании самого совершенного оружия: легендарные «катюши», танки Т-34, самолёты Ил-2.

Свидетельством совершенства советской цивилизации стали быстрое восстановление разорённой страны и начало мирного строительства.

Одновременно советская цивилизация смогла мобилизовать промышленное производство, науку и технику, для того чтобы в считанные годы преодолеть отставание от США в создании ядерного оружия и обеспечить защиту страны от готовившегося американскими империалистами уничтожения сотен наших городов и миллионов советских людей.

Одно из главных достижений советской цивилизации — становление советского человека. Отторжение буржуазной морали как пережитка прошлого сопровождалось развитием таких качеств, как добросовестное, а порой и самоотверженное исполнение своего общественного долга, патриотизм, готовность оказать помощь не только ближнему, но и людям из дальних краёв и стран.

Советский Союз оказал мощное воздействие на окружающий его — близкий и далёкий — мир. СССР способствовал формированию советского типа общественных систем практически везде — в Европе, где сложилось социалистическое содружество таких стран, как ГДР, Болгария, Польша, Югославия, Чехословакия, в Азии (Китай, Вьетнам), в Америке (Куба), в Африке (Ангола и Мозамбик). Причём очаги и ростки советской цивилизации сохранились в ряде этих стран и после разрушения СССР. А некоторые, как, например, Китай, даже окрепли, во многом переняв «красную» цивилизационную инициативу Советского Союза и привив её к древу собственной многотысячелетней культуры.

Свержение социалистического строя и развал СССР сопровождались разрушением советской цивилизации.

Советская цивилизация сменилась эпохой буржуазного варварства. Упадок знаний, культурная деградация, бешеный рост алкоголизма и наркомании.

СССР, советская цивилизация стали легендой нашего времени, своего рода Китеж-градом ХХ века. Они стали не столько легендой, сколько мечтой, обращённой в будущее.

В СССР был установлен режим политической диктатуры, где отсутствует свобода слова, прессы, высказывания независимого мнения, организации общественных союзов, забастовки, где существует одна-единственная дисциплинированная и «монолитная» политическая партия, противоречия в которой проявляются только на уровне драматического столкновения личностей.

Таким образом была установлена социальная иерархия в обществе, появились очевидные привилегии.

Другая важная проблема — попытки реорганизации сельскохозяйственного производства на коллективной основе не дают никаких результатов, что вызвано, судя по всему, сопротивлением крестьян.

В человеческом плане за индустриализацию пришлое дорого заплатить. В 1917 г. Россия не предоставила новому режиму заготовок, поэтому Советский Союз вынужден был создавать их сам, что предопределило особенности сталинской диктатуры. Индустриализация выполнила здесь свою основную, «осуществленную в других странах капитализмом железного века» задачу.

Произошли огромные социальные сдвиги. Все слои советского общества подверглись влиянию развивающейся быстрыми темпами индустриализации. Процесс индустриализации развивается, невероятные успехи были достигнуты в Сибири и других регионах.

Союз, созданный еще во времена царской империи, идо 1917 г. испытывал немалые трудности. Внутренние связи то разрывались, то восстанавливались, но проблема всегда оставалась, и наилучшего решения так и не было найдено.

Автономия республик в СССР очевидна, но они не являются по настоящему независимыми, поскольку оборона, полиция, основные коммуникации находятся в ведении центра, представленного делегатами, включенными в ЦК каждой Республики. В республиках существуют свои националисты, свои шовинисты, которых периодически разоблачают. Происходят столкновения интересов.

Российская социал-демократическая партия, впоследствии Коммунистическая, была основана в 1898 г. усилиями второго поколения русских марксистов (Ленин, Мартов, Дан) при согласии первого поколения (Георгий Плеханов, Павел Акеельрод, Вера Засулич, Лев Дейч), которые создали за границей группу «Освобождения труда».

На втором съезде РСДРП в Лондоне (1903) произошел раскол на большевиков, имевших преимущество всего в один голос, и меньшевиков, в их числе Плеханов. В чем причины раскола? Он был вызван первой статьей партийного устава, в которую Ленин внес положения, известные под именем «демократического централизма».

Эти положения предусматривали следующее:

1) руководящую роль профессиональных революционеров (т.е. специалистов);

2) строгую (железную) партийную дисциплину;

3) расширенные диктаторские права Центрального Комитета, которому должны были подчиняться низовые организации;

4) при необходимости передачу всех полномочий узкому партийному бюро.

Партия становилась самостоятельной военной машиной, что послужило причиной критических выступлений со стороны меньшевиков, которые заявляли об установлении диктатуры, о забвении демократических принципов партийного строительства.

Международный коммунизм. Внутри огромного коммунистического семейства, следует собственным правилам: сталкиваются интересы, возникают разногласия вплоть до взаимных угроз, происходит примирение, достигаются компромиссы, на которые способны нетолько англосаксонские нации. Однако в мире вырисовывается классификация коммунистических партий, которые вращаются вокруг СССР, подобно планетам, вращающимся вокруг Солнца (ведь планеты не похожи одна на другую).

Читайте также  Воинствующий мюридизм на кавказе

В отдалении находятся национальные коммунистические партии: одни действуют во враждебном окружении в преуспевающих западных странах — Италия, Франция, другие фактически превращены в маргинальные политические силы — англосаксонские страны, Западная Германия; третьи вынуждены действовать в условиях подполья в политически им враждебных и экономически слабых странах Запада — Испания, Португалия, Латинская Америка; четвертые работают в слаборазвитых странах, находясь под впечатлением советского или китайского опыта.

Культура советского периода

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Доработать Узнать цену уникальной работы

  1. Осуществление культурных преобразований в 20 — 30 гг.
  2. Особенности культурной жизни страны в 40 — 80 гг.
  3. Проблемы культуры в условиях формирования рынка.

1. Осуществление культурных преобразований в 20 — 30 гг.

20-е годы были самыми многообещающими в истории советской культуры. Специфика этих годов состояла в многообразии форм социально-экономического развития, в динамичности и открытости политической жизни, в духовном богатстве. В эти годы активно занимались своей деятельностью выдающиеся учёные и художники (И. Павлов, Н. Вавилов, М. Шолохов, А. Платонов). Выделение 20-х годов в особый этап связано ещё и с нэпом. Следует учесть, что на содержательность 20-х годов в культуре падал благотворный отсвет Серебряного века. Прослеживается многообразие литературных группировок и художественных объединений, богатство стилевых и жанровых исканий в искусстве (М. Булгаков, И. Бабель, М. Бахтин). Но со второй половины 20-х годов начала проявляться разрушительная деятельность сталинского тоталитаризма.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Широко развернулось строительство новых школ. Были преобразованы школьные программы, созданы новые учебники. Развивалась система среднего специального и высшего образования. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, — «история партии». Мировое признание получила советская физическая школа, представленная именами Вавилова, Иоффе, Капицы. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра. Также значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология. Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Активно исследовался и осваивался Север.

Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х и 30-х годов отражались в сознании людей через собственный опыт и любимые кинокартины. Над документальными фильмами трудились такие мастера как Д. Вертов, Э. И. Шуб и др. Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество фильмов было посвящено историко-революционной тематике («Чапаев», «Мы из Кронштадта»). В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссёр Н. В. Экк). Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Любимым жанром стали исторические картины. Яркие образы в фильмах 30-х годов создали Б. М. Андреев, Б. А, Бабочкин, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова и др.

Музыкальная жизнь страны в 30-е годы связана с именами Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского и др. Были созданы коллективы, прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Вузовцы», «Допрос коммунистов»). Непременный атрибут каждого города и учреждения — портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями (М. Горький «Жизнь Клима Самгина», А. Толстой «Пётр I», М. Шолохов «Тихий Дон»). С конца 20-х годов на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Погодина, В. Вишневского и др. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ.

Итак, важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Широко распространялась художественная самодеятельность. Развитие советской культуры в 20 — 30-х годах имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература были взяты под строгий контроль и испытывали идеологическое давление. С другой стороны, советская культура достигла значительных успехов.

2. Особенности культурной жизни страны в 40 — 80 гг.

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Но надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. В конце 1948 г. страна вновь оказалась в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

Один из первых ударов был нанесён по литературе. Был закрыт журнал «Ленинград». Критике подверглись Зощенко, Ахматова, Штейн, Герман, Казакевич и другие деятели культуры. Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. Критике были подвергнуты многие кинорежиссёры и кинофильмы. В конце 1947 года жёсткий идеологический пресс обрушился на советских музыкантов. Также как и другие деятели культуры, многие композиторы были подвергнуты критике (Прокофьев, Хачатурян и др.).

Одной из важнейших задач было возрождение образовательной системы. Развернулись оживлённые дискуссии среди историков, экономистов, философов, биологов, физиков. В 1952 году вышла в свет работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью». На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи и кинематографии. Настоящим потрясением для людей стал выход в свет произведений А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

В 1556 году был создан Международный исследовательский центр в Дубне. В 1957 году было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Крупнейшие достижения того времени: создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957), первый полёт человека в космос (1961). Научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

В области образования была задумана реформа. В декабре 1958 года был принят закон о новой структуре образования, была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.

Смена курса в октябре 1964 года повлекла за собой идеологические перемены. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины». Это означало отказ от двух крайностей: очернительства и лакировки действительности. По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Специфической чертой 60 — 70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Уже в 80-х годах начала возвращаться культура Серебряного века.

Итак, в 40 — 80-х годах наблюдалось постоянное обострение противоречий между властью и обществом. Существовало противоборство двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

3. Проблемы культуры в условиях формирования рынка.

В силу вступают рыночные законы, и возрастает потребность не во всесторонне развитой, а в «рыночной» личности. Для неё характерна способность быть такой, какой от неё требует быть рынок.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры началось с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе ряда учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчёта». Вслед за постановлением последовало проведение эксперимента в театрах страны. Суть эксперимента: выработать модель театра, действующего в условиях рынка, которую можно бы было предложить в качестве образца для других типов культурно-просветительных учреждений. В результате произошло повышение стоимости на билеты, поэтому уменьшилось число зрителей. Нечто подобное произошло и с другими учреждениями культуры — Дворцами, Домами культуры, библиотеками. Их заставляли искать не бюджетные источники финансирования, сдавать своё помещение в аренду коммерческим организациям.

Так были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, и увеличиваться количество «доходных» организаций. Значительному разгрому подверглись социально-культурные учреждения села.

Внедрение рыночных начал больно ударило по основной массе творческой интеллигенции, работников в сфере культуры. Встала проблема выживания перед библиотекарями, артистами театров, сотрудниками музеев, которые оказались за чертой бедности. У них была низкая зарплата, понижался социальный статус. Рыночные отношения сказались на репертуаре. С афиш театров исчезли пьесы мировой и отечественной классики. Их вытеснили произведения, заранее обречённые на успех благодаря конъюнктурной тематике и учёту потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов.

Читайте также  Басмачество и гражданская война

Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. Существенный удар рыночные отношения нанесли отечественному кино и книгоиздательской деятельности. Книга становится недоступным товаром для широких слоёв населения, в связи с ростом цен на бумагу.

Социально-культурная ситуация в стране усугубляется растущим социальным неравенством населения.

Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалась разрушена её инфраструктура, уменьшился объём и качество духовной продукции, сузился круг культурных образов, сократилась сфера любительского художественного творчества.

Список литературы:

  1. Е. В. Попов. Введение в культурологию. М.: Владос, 1995 г., стр. 318 — 324.
  2. Г. В. Драч. Культурология. М.: Феникс, 1995 г., стр. 426 — 430; 445 — 452.
  3. А.А. Данилов. История России XX — начало XXI века. М.: Просвещение, 2005 г., стр. 191 — 361.
  4. А. М. Прохоров. Новая иллюстрированная энциклопедия. М.: Мир книги, 2001 г., т. 1 — 20.
  5. А. Н. Маркова. Культурология. М.: Юнити, 1995 г.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

34 Становление советской культуры (1917-1937)

Становление советской культуры (1917-1937 гг.)

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Культура в период гражданской войны

Условия развития культуры в годы нэпа

Образование и наука

Литература и искусство

Культура в период гражданской войны.

Рекомендуемые файлы

Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров.

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал унич тожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).

Условия развития культуры в годы нэпа.

С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения — научные, творческие, культурно-просветительные. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуни-верситеты.

Образование и наука.

Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экза менов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический; (сейчас — имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). Были основаны новые институты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство.

Лекция «7.2. Виды генерализации» также может быть Вам полезна.

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как да средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАГГХ).

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»).

Становление советского трудового общества. развитие культуры. характерные черты советской цивилизации.

Курс отечественной истории IX-XX веков. Под ред. Ольштынского Л.И.

Оглавление

Введение 9
I. Древний мир и раннее средневековье. Древняя Русь
Глава 1. Истоки российской цивилизации и судьбы древнерусского государства (IX — XIII вв.) 15
1.1. Древние цивилизации. Раннее средневековье в Европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций. 15
1.2. Образование и развитие древнерусского государства, ранний феодализм на Руси, формирование русской цивилизации 21
1.3. Феодальная раздробленность, особенности разделившихся русских княжеств : 31
1.4. Русь под натиском Запада и Востока. Монголо-татарское иго 36
II. Классическое и позднее средневековье. Становление российского евроазиатского государства
Глава 2. Объединение русских земель в централизованном российском государстве (XIV-XVIIBB.) 41
2.1. Геополитические условия образования российского государства. Развитие феодального общества в Европе и Азии, мировая экспансия европейского феодализма 42
2.2. Возвышение Московского княжества. Падение монголо-татарского ига, создание централизованного российского государства 47
2.3. Реформы Ивана IV, становление евроазиатского государства. «Смутное время» и его последствия 53
2.4. Установление династии Романовых, утверждение самодержавия и крепостного права. Воссоединение с Украиной и стремительное продвижение на восток до Тихого океана 62
2.5. Этапы истории культуры русского средневековья. Характерные черты российского развитого феодализма 68
III. Новое время. Развитие многонациональной Российской империи
Глава 3. Российская империя в XVIII в. Особенности позднего российского феодализма 75
3.1. Геополитические условия развития России в эпоху Нового времени 75
3.2. Модернизация российского феодализма при Петре I. Утверждение России на берегах Балтики 77
3.3. Дворянская Российская империя после Петра I. Эпоха Екатерины II, выход России к Черному морю. Характерные черты российского общества в конце XVIII в 88
Глава 4. Феодальная Россия и буржуазная Европа в первой половине XIX в 102
4.1. Исторический процесс перехода от феодализма к капитализму в Европе. Значение Великой французской революции 102
4.2. Российская империя в борьбе с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Роль России в посленаполеоновской Европе 108
4.3. Николаевская эпоха—последний этап российского военно-государственного феодализма. Декабристы. Общественно-политическая мысль и культура в первой половине XIX в 115
Глава 5. Российский капитализм (вторая половина XIX в.) 129
5.1. Развитие домонополистического капитализма в Европе, утверждение капитализма в США и Японии. Колониальный раздел мира, изменение международного положения России 129
5.2. Особенности становления российского капитализма. Реформы Александра II. Начало организованного революционного движения 134
5.3. Контрреформы Александра III. Характерные черты российского капитализма. Особенности российской цивилизации конца XIX в 147
Глава 6. Социальные потрясения начала XX в. Первая русская революция и ее последствия (1900-1914) 162
6.1. Переход капитализма в монополистическую стадию и начало борьбы за передел мира. Подъем международного рабочего движения 163
6.2. Сущность кризиса в российском обществе в начале XX в. Русско-японская война и революция 1905—1907 гг 167
6.3. «Думская» монархия. Реформы Витте—Столыпина. Россия накануне Первой мировой войны 179
Глава 7. Россия в Первой мировой войне 188
7.1. Причины и характер Первой мировой войны. Роль России в коалиции Антанты 188
7.2. Русский фронт в Первой мировой войне 192
7.3. Поражение России в войне, обострение общенационального кризиса 197
IV. Новейшее время. Россия на новом этапе мирового исторического процесса
Глава 8. Россия в революционных потрясениях 1917 г. Распад Российской империи 200
8.1. Февральская буржуазно-демократическая революция, падение самодержавия. Развитие революционного процесса и распад Российской империи. 200
8.2. Великая Октябрьская социалистическая революция, ее особенности и историческое значение 216
8.3. Установление Советской власти в стране. Брестский мир 236
Глава 9. Интервенция и Гражданская война в России (1918-1920) 248
9.1. Начало интервенции и развертывание всеобщей Гражданской войны в России. Переход к «военному коммунизму» 250
9.2. Окончание Первой мировой войны. Революции в Европе. Коренной перелом в ходе Гражданской войны 260
9.3. Советско-польская война, разгром Врангеля. Причины победы Советской власти в Гражданской войне 272
Глава 10. Образование СССР. Советское общество в условиях нэпа (1921 — 1928) 277
10.1. Образование СССР, его историческое значение 278
10.2. Новая экономическая политика (нэп) и разработка путей социалистического развития России. Значение ленинской эпохи в отечественной и мировой истории. 285
10.3. Развитие советского общества в условиях нэпа 297
Глава 11. Ускоренное создание основ социалистического общества. Рост военно-экономической мощи СССР (1929-1939) 307
11.1. «Великая депрессия 30-х годов» в капиталистическом мире. Фашизм и нарастание угрозы Второй мировой войны 308
11.2. Отказ от нэпа, форсированная индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Установление авторитарной . политической системы в СССР. 313
11.3. Становление советского трудового общества. Развитие культуры. Характерные черты советской цивилизации 328
Глава 12. СССР в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг 343
12.1. Причины Второй мировой войны. Начало и расширение масштабов войны. Военно-политические акции СССР. 343
12.2. Начало Великой Отечественной войны советского народа. Агрессия Японии на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции 366
12.3. Коренной перелом на советско-германском фронте и во Второй мировой войне. Экономическая победа Советского Союза. Тегеранская конференция, изменение стратегии англо-американских союзников 383
12.4. Освобождение Европы и капитуляция Германии. Разгром Японии и окончание Второй мировой войны. Историческая роль СССР в разгроме фашизма. Источники победы 399
Глава 13. СССР в послевоенном мире. Образование мировой системы социализма, соревнование и борьба двух систем (1945—1970) 422
13.1. Основные направления общественного развития в послевоенном мире. Развертывание «холодной войны». Формирование мировой системы социализма 423
13.2. Первые послевоенные пятилетки, второй этап индустриализации СССР. Советское общество в конце сталинской эпохи. 437
13.3. Советское общество во второй половине 50-х и 60-х гг.: достижения в научно-техническом прогрессе и социальном развитии. Военно-стратегический паритет с США. 450
Глава 14. Советское общество в условиях нового этапа научно-технической революции. Усиление «холодной войны» (1971—1985) 467
14.1. Мировые общественные процессы в 70—80-е гг., влияние нового этапа НТР на общественные отношения 467
14.2. Тенденции и противоречия экономического развития СССР в условиях «технологической революции» 481
14.3. Социальное развитие советского общества 488
Глава 15. Разрушение СССР и провозглашение СНГ. Начало нового этапа истории России. Мировое сообщество на рубеже веков (1985—2000) 495
15.1. «Перестройка» Горбачева. Общественно-политический кризис и государственный переворот 1991 г. Разрушение СССР и провозглашение СНГ. 496
15.2. Начало нового этапа истории России. Государственный переворот 1993 г. Образование Российской Федерации, форсированная реставрация капитализма и углубление кризиса 517
15.3. Мир на пороге XXI в. Закономерности исторического процесса и их проявление на рубеже тысячелетий 526
Заключение 534
Литература и источники 537

Читайте также  Обострение русско-японских противоречий

Становление советского трудового общества. развитие культуры. характерные черты советской цивилизации.

Подробное решение Параграфы § 19 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014

Вопрос 01. Охарактеризуйте духовный климат советского общества во второй половине 1920-1930-х гг. Что в духовном климате этого периода позволяло осуществлять грандиозные планы модернизации, воспитывать людей, десятилетие спустя одержавших победу над фашизмом? Какие явления, на ваш взгляд, отражают негативные черты этого духовного климата?

Ответ. Искусство, как вся страна было мобилизовано для проведения индустриализации. Оно должно было создавать атмосферу готовности к трудовому подвигу и веры в светлое будущее. И такая атмосфера действительно царила и среди деятелей искусства. Но для достижения такой цели требовалось, чтобы все деятели искусства пропагандировали одно и то же. Началась борьба за единообразие взглядов. Деятели искусства были объединены в союзы по сфере творчества. Союзам давали партийные задания, в рамках союзов производились осуждения тех, кто отклонялся от официальной линии. И если до этого власть мало вмешивалась в споры между творцами, то теперь начали гонения и откровенные репрессии против тех, кто не исполнял предписания партии.

Вопрос 02. Какая роль в воспитании советской молодёжи принадлежала официальной идеологии и пропаганде?

Ответ. По задумке идеологии того времени воспитание молодёжи семьёй требовалось максимально ограничить, воспитывать подрастающее поколение должно было в первую очередь общество. И воспитание это, естественно, должно было быть идеологически правильным. Для этого были созданы соответствующие инструменты. По состоянию на январь 1936 года в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тыс. так называемых красных уголков. Красные уголки организовывались при предприятиях, в учреждениях, общежитиях и жилых домах. В этих небольших по размерам помещениях проводились лекции и собрания по разъяснению внутренней и внешней политики партии, а также культурные и развлекательные мероприятия. В кружках художественной самодеятельности занималось более полумиллиона человек. Во всех этих учреждениях воспитание осуществлялось идеологически правильно. Именно там ковался новый советских человек, о феномене которого и во время Великой Отечественной войны, и в последствии столько написано и положительного, и отрицательного.

Вопрос 03. Какие художественные фильмы 1930-х гг. вам известны?

Ответ. «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев), «Путёвка в жизнь» (реж. Н.В. Экк), «Семеро смелых» (реж. С.А. Герасимов), «Трактористы» (реж. И.А. Пырьев), «Светлый путь» (реж. Г.В. Александров), «Депутат Балтики» (реж. А.Г. Зархи и И.Е. Хейфиц), «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм), «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» (реж. Г.В. Александров).

Вопрос 04. Почему именно в области гуманитарной мысли советская власть установила наиболее жёсткий контроль?

Ответ. Гуманитарная мысль всегда так или иначе анализирует жизнь общества, определяет наилучшие для него пути развития. А именно в этой сфере партия больше всего не любила расхождений со своей официальной идеологией, так как эти расхождения быстрее всего могли привести к критике общественного строя.

Вопрос 05. Назовите характерные черты советской культуры 1920-1930-х гг. Какие из этих черт стали результатом политического воздействия на её развитие?

Ответ. Практически все основные черты культуры либо стали результатом прямого указания политического руководства, либо были следствие других его решений:

1) жёсткое насаждение единообразия мыслей;

2) объединение деятелей культуры в союзы, невозможность творить вне этих союзов;

3) выполнение деятелями культуры заданий политического руководства, прежде всего, прославления преобразований в стране;

4) уход многих талантливых писателей и поэтов в детскую литературу, где было меньше опасность подвергнуться репрессиям;

5) активное участие деятелей культуры в воспитание молодёжи в идеологически правильном русле.

Вопрос 06. Кто из деятелей русской культуры 1920-1930-х гг., на ваш взгляд, популярен и сегодня?

Ответ. До сих пор популярны отличные произведения детских поэтов и писателей того времени: К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Е.Л. Шварца. Это уникальный период, когда действительно талантливые люди выбирали детскую литературу, в которой сложнее было приписать им неправильные политические взгляды, творить для детей было безопаснее.

Вопрос 07. Что понималось в СССР под «воспитанием нового человека», какими средствами оно осуществлялось?

Ответ. Это означало воспитание человека по-новому мыслящего, имеющего новую систему ценностей. Создавался такой человек и через работу СМИ (когда человеку каждый день говорят одно и то же, он начинает этому верить), и через воспитание молодёжи, и через «перевоспитание» в лагерях осуждённых, и через уничтожение тех, кого по мнению компетентных органов уже невозможно было перевоспитать.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: