Укрепление великокняжеской власти

Укрепление великокняжеской власти

Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель — единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван III всячески стремился подчеркнуть своё особое положение.

В 1467 году умерла первая жена Ивана III — тверская княжна Мария. В 1472 году он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Как мы знаем, Византийского государства уже не существовало. Поэтому, женившись на греческой царевне, московский князь становился как бы преемником византийской династии. Он сделал гербом своего государства двуглавого орла — символ Византийской империи.

Иван III принял новый титул — государь всея Руси. Он провозгласил себя самодержцем, подчёркивая тем самым, что он держит землю сам, т. е. не подчиняется никакой другой власти (имелась в виду прежде всего власть ордынских ханов). На торжественных приёмах Иван III стал появляться со скипетром и державой — символами верховного правления. Его голову венчала великокняжеская корона — шапка Мономаха, он окружал себя пышным двором. Появились придворные чины конюшего, постельничего. В придворных церемониях Ивана III на византийский манер начинают именовать титулом царя. Вводится ритуал целования государевой руки.

Органы управления государством

С появлением единого государства в Москве формируются центральные органы власти. Во главе государства стоял великий князь, государь и самодержец всея Руси. Только он имел право издавать законы, вести переговоры с другими государствами, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету. Он возглавлял наиболее значительные военные походы.

Великий князь «держал совет» с Боярской думой, которая состояла из представителей старинных боярских родов. С включением новых земель в состав Московского государства в Боярскую думу стали входить и князья прежде независимых княжеств. Боярская дума состояла из представителей двух думных чинов: бояр и окольничих, которых назначал великий князь. Численный состав думы был небольшим: 10—12 бояр, 5—6 окольничих.

Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли великокняжеские распоряжения: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, первоначально ведал землями великого князя — дворцовыми. Затем дворецкие стали рассматривать земельные споры, вершили суд. После присоединения новых земель к Московскому государству или ликвидации удельных княжеств для управления этими землями создавались местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский и т. д. Казну возглавлял казначей. Он контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). В казне хранились государственная печать, государственный архив. Казна занималась и вопросами внешней политики.

Вся территория страны делилась на уезды. Границы уездов совпадали с границами прежних удельных княжеств, а потому все они были разных размеров. Уезды делились на более мелкие единицы: волости и станы. В уезд великий князь присылал своих управителей — наместников, в станы и волости — волостелей. Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу. Наместники и волостели не получали за свою работу жалованье. Они оставляли себе судебные пошлины и определённую часть налогов. Такой порядок содержания должностных лиц за счёт местного населения назывался кормлением.

Внутри Московского государства продолжали существовать уделы, которые выделялись только братьям и сыновьям великого князя. Но права удельных князей были сильно урезаны, и они во всём подчинялись великому князю.

Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки. Такой порядок назывался местничеством. Суть местничества заключалась в следующем: чем раньше правители тех или иных княжеств переходили на службу к московскому князю, тем более почётные должности они получали. Более того, данные места закреплялись за их прямыми потомками. Местничество препятствовало незнатным по происхождению, но одарённым людям в их продвижении по государственной службе.

В 1497 году Иван III издал Судебник — первый свод законов единого государства. В нём были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве. Но теперь они становились обязательными на всей территории Русского государства. Кроме того, в Судебнике были закреплены важные изменения, которые произошли в распределении земельной собственности и во взаимоотношениях между землевладельцами и крестьянами.

Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй

Создание единого государства сопровождалось увеличением численности войска. Обеспечить его боеспособность можно было только одним путём — предоставить воинам на время службы земельные владения. Когда в руки Ивана III попали обширные новгородские и тверские земли, то он стал переселять («испомешать») на них людей, которые находились у него на службе. Такие люди, испомещённые на новые земли, стали называться помещиками, а их владения — поместьями.

В отличие от вотчины, поместье — это условное держание, т. е. земля давалась человеку под условие несения им службы московскому князю и не передавалась по наследству. Помещик не имел также права ни продать, ни подарить свою землю. Земельные владения были небольшими и не шли ни в какое сравнение с огромными боярскими вотчинами.

Вместо дружин была создана единая военная организация — московское войско, основу которого составляли помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу вооружёнными, на коне да ещё привести с собой определённое количество вооружённых людей из числа своих холопов или крестьян — «конно, людно и оружно».

Появление поместного землевладения и его быстрый рост были связаны со стремлением московских князей увеличить слой людей, на которых они могли бы опираться. Благосостояние помещиков, размеры их владений целиком зависели от государя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в существовании единого государства.

Значительную часть земельных владений в Московском государстве составляли боярские вотчины. Боярские роды владели своими землями не одну сотню лет. Их предки получили эти владения за службу от первых владимирских или московских князей. Сохранили свои земли и многие князья и бояре бывших самостоятельных княжеств. Вотчинники были менее зависимы от московского князя, чем помещики, и не всегда соглашались с его политикой.

Происходил рост церковного землевладения. Монастыри, митрополит, епископы усиленно скупали земли вотчинников, получали их как плату за долги. Но чаще всего церковь получала земли в дар. Люди того времени считали, что, подарив имущество церкви, можно замолить тем самым грехи и избежать ада.

Ограничение свободы крестьян. Появление казачества

Создание единого государства на первых порах улучшило положение крестьян. Прекращение усобиц и военных действий на территории страны привело к подъёму крестьянских хозяйств. Потеряли силу запреты на переход крестьян из одного княжества в другое.

Со второй половины XV века на всей территории Московского государства окончательно утвердилось пашенное земледелие с трёхпольным севооборотом. При таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. Первый участок он засевал яровыми культурами, второй — озимыми, а третий участок отдыхал под паром, т. е. оставался незасеянным. Трёхполье не приносило быстрых и богатых урожаев, но оно обеспечивало устойчивую урожайность в течение длительного времени. К тому же такая система не требовала коллективного труда и позволяла бережно относиться к земле.

С распространением трёхполья изменился набор выращиваемого зерна. Наиболее распространённой озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали в основном овсом. Заметно сократились посевы пшеницы, ячменя, проса. Довольно широко распространилась имеющая ценнейшие питательные свойства гречиха. Усовершенствовались земледельческие орудия труда. На смену сохе приходил кое-где плуг.

Многие крестьяне поначалу не осознали, что земля, на которой они вели своё хозяйство, перешла в разряд поместий. Ведь собственником земли по- прежнему оставалось государство в лице великого князя.

Однако вскоре началось наступление на права крестьян. Помещики были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле. Ведь ранее крестьяне были вольны уйти от одного владельца земли к другому, когда им вздумается. В крупных боярских и монастырских вотчинах крестьянам жилось вольготнее, чем в небольших поместьях, хозяевам которых постоянно были нужны деньги на жизнь и на военные нужды. Идя навстречу пожеланиям помещиков, Иван III установил в Судебнике 1497 годаединый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. При этом, уходя от помещика, крестьянин должен был заплатить ему пожилое — плату за проживание на земле. Сумма пожилого в конце XV — начале XVI века была примерно 1 рубль с человека. На эти деньги в то время можно было купить хорошую лошадь, 100 пудов ржи или 7 пудов мёда.

Введение Юрьева дня было первым законодательно закреплённым ограничением крестьянской свободы. Крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников, стали называться владельческими.

В первой половине XVI века поместная система охватила почти все уезды страны. Только в русском Поморье (землях по берегам Белого моря, Онежского озера, по Северной Двине, Печоре, Каме и Вятке) на обширных государственных (чёрных) землях проживали в основном черносошные, т. е. лично свободные, крестьяне. Крестьяне, жившие на землях, принадлежавших самому великому князю, назывались дворцовыми. По своему положению они были близки черносошным.

Со второй половины XV века за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах Русского государства стали скапливаться беглые крестьяне и бывшие жители посадов, которые называли себя «вольными людьми» — казаками. Казаки селились в основном по берегам крупных рек — Дона, Днепра, Волги, Яика (ныне река Урал), Терека — и их притоков. Наиболее важные дела обсуждались на общем сходе (собрании) казаков. Во главе общины стояли выборные атаманы и старшины.

Итог
Таким образом, в ходе формирования Русского единого государства власть великого князя московского стала значительно усиливаться. Великий князь опирался на служилых людей, раздавая им в качестве платы за службу земельные пожалования. С ростом числа поместий происходит ограничение крестьянской свободы, прикрепление крестьян к земле.

Укрепление великокняжеской власти пенском соборе в феврале

Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания «шапкой Мономаха» внука Ивана III Дмитрия (сына умершего наследника Ивана Ивановича Молодого), состоявшаяся в Ус- 1498 г. За Дмитрием отныне было закреплено звание великого князя Владимирского и наследника русского престола. Венчание Дмитрия шапкой, якобы полученной Владимиром Мономахом от византийского императора, отражало рост международного престижа России.

Читайте также  Попытка демократизации общественно-политической жизни

В связи с этим событием сложилось особое публицистическое произведение — «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагались официальные политические идеи. В «Сказании» рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа. Московские государи рассматривались в «Сказании» как непосредственные преемники киевских князей и наследники византийских императоров. «Сказание» служило целям идеологического обоснования самодержавной власти московских государей. Вместе с тем оно обосновывало право московских государей на воссоединение земель, входивших ранее в состав древнерусского государства. Аналогичные задачи преследовали и другие публицистические произведения, появившиеся в конце XV — начале XVI в. Так, в повести о Вавилонском царстве развивалась идея преемственности власти византийских монархов от правителей Вавилона, а в дополнениях к повести сообщалось о передаче византийским императором Львом знаков царского достоинства Владимиру Мономаху.

Укреплению великокняжеской власти ожесточённо сопротивлялась боярская оппозиция, недовольная ростом самодержавия. К концу XV в. при дворе Ивана III сложились две группировки, между которыми шла борьба за власть. Одну из них возглавлял сын Ивана III — Василий и его мать Софья Палеолог, опиравшиеся, по-видимому, на широкие круги дворянства, другая концентрировалась вокруг малолетнего Дмитрия и его матери Елены, дочери, молдавского господаря Стефана Великого. Вероятно, к этой группировке принадлежали видные представители боярства — князь Семён Ряполовский, князья Иван и Василий Патрикеевы, посольский дьяк Фёдор Курицын и др. В 1499 г. князь Семён Ряполовский был казнён, а Иван и Василий Патрикеевы насильственно пострижены в монахи (последний — под именем Вассиана). Окончательное падение Дмитрия-внука произошло в 1502 г., когда он был заточён в темницу, а Василий Иванович провозглашён наследником престола. Основная причина опалы Дмитрия заключалась в связях его окружения с княжеско-боярской оппозицией. Падению Дмитрия-внука содействовала близость Елены Стефановны и Фёдора Курицына к московскому кружку еретиков, тогда как Василия Ивановича и его окружение поддерживала официальная церковь.

Укрепление самодержавной власти сопровождалось усилени

ем классовой борьбы. Одной из её форм в конце XV — начале московская ересь

XVI в. была новгородско-московская ересь, своим остриём

направленная против официальной церкви и самих основ церковной идеологии (идейные противники еретиков называли их «жидовствующими», в связи с тем, что еретики, развивая свои взгляды, ссылались на Ветхий завет). В этой ереси, носившей характер реформационного движения, отчётливо выделяются два направления. Одно обладало чертами бюргерской оппозиции. Его идеологами были выходцы из новгородского духовенства (священники Алексей, Дионисий и др.) и купечества (Игнат Зубов, Семён Клёнов). Новгородские еретики отрицали основные догматы православия (в том числе троицу), божественность Христа, выступали против обрядности и т. п. Уже вскоре после появления ереси в Новгороде она начала распространяться и при великокняжеском дворе. Московский кружок, идеологами которого стали дьяки Фёдор и Иван Волк Курицыны, представлял иное, умеренное направление и был поддержан феодально-княжескими кругами, в частности Ряполовским и Патрикеевыми. В России, как в Польше и других европейских странах, элементы реформационного и гуманистического движения использовались теоретиками боярской оппозиции, превращавшими гуманистическую проповедь свободы личности в проповедь самовластия бояр. Вместе с тем московские еретики выступали с критикой монашества, выдвигали требования секуляризации монастырских земель и являлись сторонниками распространения научных знаний и просвещения. На церковном соборе 1490 г. Дионисий и другие новгородские еретики были отлучены от церкви и преданы «анафеме» (Алексей к этому времени умер). После заключения в тюрьму Дмитрия церковный собор в 1504 г. приговорил к сожжению; Ивана Волка (брата умершего Фёдора Курицына) и других виднейших московских еретиков. Несмотря на разгром ереси, передовые идеи вольнодумцев конца XV — начала XVI в. оказали заметное влияние на развитие русской общественной мысли, способствовали её высвобождению от пут церковной идеологии, развитию гуманистических тенденций. К передовым гуманистам более позднего поколения принадлежал, например, окольничий Фёдор Карпов, видный политический деятель времён Василия III. Широко образованный человек, хорошо знавший классиков античной литературы и философии, Фёдор Карпов в своих посланиях выступал против попыток реакционных церковников подчинить политическую деятельность русского правительства узкоцерковным интересам.

Распространение реформационных и гуманистических учений

Осифляне и нестяжатели заставило представителей официальной церкви задуматься о

путях укрепления её идеологических позиций.

Учеником и последователем Геннадия был игумен Волоколамского (Волоцкого) монастыря Иосиф Санин (Волоцкий). Его основной труд «Книга на еретиков», получившая в XVII в. название «Просветитель», и другие публицистические сочинения посвящены критике воззрений новгородских и московских еретиков, обоснованию положений воинствующих церковников (в особенности защите монастырского землевладения). В последние годы своей жизни волоцкий игумен попытался упрочить союз воинствующих церковников с великокняжеским правительством. Он разработал теорию божественного происхождения власти московских государей, содействуя тем самым идеологическому укреплению самодержавия. Путём установления строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия Иосиф Волоцкий и его последователи (осифляне) стремились поднять пошатнувшийся авторитет церкви. Осифлянскую доктрину разделял и старец одного из псковских монастырей Филофей, в годы правления Василия III развивший далее идею об исторической преемственности власти московских государей от византийских императоров. Согласно его теории, Москва являлась третьим Римом, причём «два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не бывать».

Иные по сравнению с осифлянами пути церковной реформы намечал Нил Сорокин, выходец из дьяческой семьи Майковых. Побывав в молодости на Афоне, Нил основал на реке Соре в Заволжье пустынь (отсюда его последователей иногда именуют «заволжскими старцами»), где начал проповедовать своё учение.

Взгляды Нила Сорского формировались под сильным влиянием средневековых мистиков; он отрицательно относился к внешнему благочестию и настаивал на необходимости аскетизма и нравственного самосовершенствования. В отличие от осифлян, преданных каждой букве церковной литературы, Нил Сорский требовал критического подхода к церковным писаниям. Его последователи возражали против осифлянских жестокостей по отношению к еретикам, а заволжские скиты часто делались очагами ересей.

Учение Нила Сорского также было использовано идеологами боярства и, прежде всего Вассианом Патрикеевым, который отстаивал мысль о необходимости секуляризации недвижимых имуществ церкви.

Открытое столкновение Иосифа Волоцкого с Нилом Сорским и его последователями произошло на церковном соборе 1503 г., на котором Нил Сорский, поддержанный Иваном III, поставил вопрос о секуляризации церковных владений (отсюда последователей Нила называют «нестяжателями»). Осифлянское большинство собора решительно отвергло предложение о ликвидации монастырского землевладения. Но борьба нестяжателей с осифлянами продолжалась и в дальнейшем.

Максим Грек и нестяжатели

Годы правления Василия III были временем дальнейшего роста великокняжеской власти. Решительной борьбе с вельможным боярством предшествовал период, когда Василий III пытался опереться в своей политике на нестяжателей, секуляризационная программа которых отвечала интересам великокняжеского правительства. Василий III приблизил к себе Вассиа- на Патрикеева. Специальным уложением было запрещено жи-

телям ряда районов Русского государства, а также потомкам ярославских, суздальских и ста- родубских князей продавать и давать на «помин души» свои вотчины в монастыри без ведома великого князя. В 1511 г. митрополитом стал близкий к нестяжателям Варлаам, который для исправления богослужебных книг вызвал с Афона учёного монаха Максима Грека (гуманист — грек Михаил Триволис), в своё время находившегося под влиянием Савонаролы. На Руси Максим Грек сделался видным публицистом, воспринявшим нестяжательские идеи Вассиана Патрикеева.

Сближение Василия III с нестяжателями оказалось кратковременным, ибо оно противоречило основной политической линии русского правительства, направленной на ограничение боярского своеволия. Нестяжатели и их боярские союзники не склонны были поддерживать самодержавные стремления московских государей. В 1522 г. вместо попавшего в опалу Варлаама на митрополичий престол был назначен ученик Иосифа Волоцкого и глава осифлян Даниил, сделавшийся горячим сторонником укрепления великокняжеской власти. В 1525 г. правительство раскрыло заговор, во главе которого стоял один из видных придворных деятелей — Берсень-Беклемишев. Берсень выступал в защиту прерогатив феодальной знати и возмущался тем, что «государь наш запершись сам-третей у постели всякие дела делает», не советуясь, как это бывало прежде, с боярами. Берсень был казнён. Одновременно началось преследование нестяжателей. В 1525 и 1531 гг. дважды подвергался осуждению Максим Грек, которого заточили в монастырь. В 1531 г. после судебного разбирательства в заточение попал и Вассиан Патрикеев, вскоре после этого скончавшийся.

§ 52. Великий князь Василий III Иванович

Иван III, по примеру своих предков, составил завещание, в котором поделил свои владения между своими пятью сыновьями. По форме это завещание было похоже на старые княжеские душевные грамоты, но по сути своей оно окончательно устанавливало новый порядок единодержавия в Московском государстве. Старшего своего сына Василия Иван III делал прямо государем над братьями и ему одному давал державные права. Василий получил 66 городов, а четверо его братьев — только тридцать, и притом мелких. Василий один имел право бить монету, сноситься с другими государствами; он наследовал все выморочные уделы бездетных родственников; только его детям принадлежало великое княжение, от которого отказались заранее его братья. Таким образом, Василий был государем, а его братья и прочая родня — подданными. Такова основная мысль завещания Ивана III.

Василий III. Миниатюра из Царского титулярника

Василий III наследовал властолюбие своего отца, но не имел его талантов. Вся его деятельность была продолжением того, что делал его отец. Чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий. Покорив Новгород, Иван оставил прежнее самоуправление во Пскове. Внутренняя жизнь Пскова не давала тогда поводов к вмешательству в его дела. Во Пскове не было внутренних усобиц. Находясь на окраине Русской земли, в постоянном страхе от литвы и немцев, Псков крепко держался Москвы, был ей послушен и всегда имел у себя вместо самостоятельного князя московского наместника.

При таких условиях Псковское вече не могло сохранить за собой прежнего самостоятельного политического значения; оно стало органом местного самоуправления под главенством московского государя. Однако послушание псковичей великому князю не обеспечивало их от притеснений со стороны московских наместников. Псковичи жаловались на своих «князей» в Москву, а наместники жаловались на псковичей. В 1510 г., после одной из таких ссор, Василий III уничтожил вече во Пскове, взял в Москву вечевой колокол и вывел из Пскова на жительство в московские волости 300 семей псковичей, а на их место прислал столько же семейств из московских городов. Псков не оказал великому князю никакого сопротивления: псковичи только слезами оплакивали потерю своей вековой вольности и жаловались, что город их поруган и разорен, «а псковичи бедные не ведали правды московские».

Читайте также  Псковское и новгородское восстания 1650 г.

Троицкий собор во Пскове. Перед ним находилась вечевая площадь

То же было сделано и с Рязанью. Иван III, овладев одной половиной Рязани, другую оставил за малолетним

Рязанским князем Иваном, но управлял Рязанью за него, как его дед. Московская опека продолжалась и при Василии III. Однако, возмужав, Рязанский князь стал тяготиться зависимостью от Москвы и мечтать о самостоятельности. Заметив это, Василий арестовал князя Ивана, а его волость присоединил к Москве (1517). Как и во Пскове, рязанцев толпами выводили в московские волости, а на их место селили москвичей. Такой «вывод» из покоренных земель делали для того, чтобы уничтожить в них возможность восстаний и отпадений от Москвы.

Наконец, оставались еще князья Северской земли, перешедшие к Ивану III от Литовского великого князя со своими волостями.

Объединение Московской Руси при Иване III и Василии III

Внешняя политика Василия была продолжением политики предшествующего княжения. Москва по-прежнему притягивала к себе выходцев из Литвы (князья Глинские), а Литва, как и ранее, не могла примириться с уходом князей и земель из литовского подданства. Дважды вспыхивала война между Василием III и Литовским великим князем Сигизмундом Казимировичем (братом великого князя Александра Казимировича, § 41). Василий III овладел в 1514 г. Смоленском, имевшим важное военное значение. Как ни старались литовцы вернуть себе Смоленск, эта крепость осталась в московских руках, и Литва была вынуждена заключить (в 1522 г.) перемирие с уступкой Смоленска Москве до «вечного мира» или «докончания». Но этого «докончания» так и не было достигнуто в течение более чем столетия, ибо Литва и Москва никак не могли размежевать между собою спорные промежуточные между ними русские волости. Татарские отношения после падения Золотой орды не стали легче для Москвы. Дружба с Крымом при Василии III прекратилась, а влияние Москвы в Казани не было прочно. И со стороны Крыма, и со стороны Казани на русские области совершались постоянные набеги. На южных границах Московского государства грабили крымцы; в местах нижегородских, костромских и галицких — казанские татары и подчиненная им мордва и черемиса.

От татарской и черемисской «войны» русские люди не могли жить спокойно у себя дома, не имели возможности колонизовать ни плодородной черноземной полосы на Юг от Оки (так называемого «дикого поля»), ни лесных пространств за Волгою по рекам Унже и Ветлуге.

Тульский кремль, построенный при Василии III. Первоначальный вид

Василий III был женат на Соломонии из боярского рода Сабуровых и не имел детей. Он, однако, никак не хотел оставить великого княжения своим братьям (Юрию и Андрею), так как, по его мнению, они и своих уделов не умели устроить. Поэтому, с разрешения митрополита (Даниила), он заставил свою жену постричься в монахини (с именем Софии) и отправил ее на житье в суздальский женский Покровский монастырь. Сам же он женился вторично, взяв за себя княжну Елену Васильевну Глинскую, из рода литовских выходцев.

Соломония Сабурова. Картина П. Минеевой

В этом браке у него было два сына, Иван и Юрий. Старшему из них было всего 3 года, когда Василий III заболел случайным нарывом и умер, не дожив до 60 лет. И личный характер Василия, и его поступок с первою женою вызвали неодобрительные отзывы окружавших его старых бояр. Властный и строгий, Василий не обладал достоинствами Ивана III, зато еще более его любил власть и привык окружать себя простыми раболепными дьяками. Таков был последний «собиратель» Руси.

Укрепление великокняжеской власти

История России с древнейших времен до конца XX века

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

Перед вами учебное пособие, которое может оказать реальную помощь в подготовке к экзаменам по истории России, в том числе к единому государственному экзамену по этому предмету.

Авторы подошли к отбору материала таким образом, чтобы максимально учесть требования образовательного минимума, примерных школьных программ, а также примерной программы вступительных экзаменов по истории России в высшие учебные заведения. Также была учтена практика приема экзамена по этой дисциплине в вузах Российской Федерации, сложившаяся в последние годы.

Изложение исторического материала в пособии отличается краткостью, а по своей структуре приближено к вопросам экзаменационных билетов. Большое внимание уделено наиболее сложным для понимания абитуриентов проблемам отечественной истории. С этой целью в пособие включены историографические справки под рубрикой «Мнения историков». По замыслу авторов, данные материалы будут полезны тем, кто выберет для себя повышенный уровень подготовки, необходимый для поступления на факультеты, где экзамен по истории является профилирующим. Также историографические очерки помогут лучше разобраться в сложных процессах отечественной истории.

Пособие предлагает, прежде всего, базовый уровень знаний по истории, то есть факты, события, понятия, идеи, без которых невозможно понять исторические процессы и явления.

Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать справочные материалы, помещенные в пособии, – словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица важнейших событий отечественной истории, а также персоналии. В самом тексте выделяются опорные даты (полужирным шрифтом), а хронологическая таблица позволит запомнить большой объем фактов и событий. Словарь может использоваться при повторении и самоконтроле за запоминанием экзаменационного материала. Для лучшего усвоения термины и понятия выделены в тексте курсивом.

В пособии изложение событийного материала носит, как правило, конспективный характер. Однако некоторые сюжеты, вызывающие у абитуриентов затруднения, раскрыты более подробно. Особое внимание уделено темам, которые недостаточно освещены в других пособиях и учебниках.

Проблемная постановка некоторых вопросов в экзаменационных билетах определила и проблемное их изложение в данном пособии (образование централизованного государства, церковь и государство в разные историческое периоды, сталинские репрессии в СССР и др.).

Следует отметить, что в пособии рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Абитуриентам предлагается алгоритм нахождения ответов на подобные вопросы. При использовании материалов пособия они смогут не только изложить эти проблемы, но и сформировать свою точку зрения.

Отдельный раздел пособия посвящен истории культуры. Такое расположение материала позволяет проследить развитие культурных процессов на протяжении многих веков и в то же время облегчает повторение этого материала.

В пособие включены тесты по всем разделам отечественной истории. Они помогут проверить и закрепить знания, полученные в ходе подготовки к экзамену. Тесты будут также полезны тем, кто решит вместо устного экзамена по истории пройти тестирование.

На экзамене абитуриент должен показать:

• знание фактического материала;

• владение историческими понятиями и терминами;

• умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

• способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы;

• умение ориентироваться в исторической карте;

• знание хронологии важнейших исторических событий и явлений.

Авторы желают вам успешной сдачи экзамена и надеются, что данное пособие поможет вам в этом.

Пособие написано преподавателями факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: В.В. Барабановым (разделы I–III, XIII–XV), И.М. Николаевым (разделы IV–VII, XV), Б.Г. Рожковым (разделы VIII–XII, XV, тесты).

Раздел I. Древняя Русь

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI–VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.

Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы – III в., гунны – IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюркоязычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.

К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

Читайте также  Реформа 1861 г. в национальных районах

Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название «дунайской», или «балканской». Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII – начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.

К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифско-сарматской». Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.

Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.

Урок «Усиление великокняжеской власти»

Тема урока: Укрепление великокняжеской власти. Борьба с крестоносцами

Цель: изучение событий, процессов, которые привели к усилению великокняжеской власти и борьбе с крестоносцами.

Задачи: *образовательная: способствовать развитию умений описывать и сравнивать исторические события, локализовывать их во времени и пространстве, характеризовать деятельность исторических личностей;

*развивающая: развитие исторического мышления, внимания, памяти, наблюдательности;

*воспитательная: содействовать формированию чувства патриотизма, национального самосознания, уважению к своей родине.

Тип урока : изучение нового материала.

Межпредметные связи : История Средних веков, 6-й класс: темы «Мир в эпоху Средневековья», «Усиление Московского княжества»

Учебные исторические карты : «Образование ВКЛ», «Рост Великого Княжества Литовского до 1962 года».

Презентация «Укрепление великокняжеской власти. Борьба с крестоносцами».

1. Проверка домашнего задания.

Блиц-опрос по теме «Образование Великого княжества Литовского»

1. Какие предпосылки способствовали образованию нового государства – Великого Княжества Литовского?

2. Чем отличались в своем развитии балты и славяне?

3. Почему именно столица Понеманья стала центром развития этих событий?

4. Какие личные качества помогли Миндовгу возглавить новое государство?

5. Как долго длилось правление Миндовга и чем вам запомнилось?

2. В начале этапа изучения новой темы организовываю совместное с учащимися целеполагание.

Для изучения пункта «Пути включения белорусских земель в состав ВКЛ» мы будем работать с пунктом параграфе с. 15-17, заполним табличку в презентации.

Давайте вспомним, были ли раньше в истории династические браки. (Вспоминаем брак Ягайло и Ядвига).

Назовите князей , которых местные жители приглашали править в свои города (Рогволод, Миндовг).

Как часто в истории встречался военный захват территории разных народов и государств. (Карла Великого).

Результат проделанной работы.

С согласия местных жителей , путём договора к ВКЛ были присоединены Полоцкое и Менское княжества.

Путем брака Витебское княжество. Витебский князь отдал свою дочь за литовского князя Ольгерда. После его смерти Ольгерд стал княжить в Витебске.

Военным путем – Берестейское и Мстиславсое княжество.

Давайте обратим особое внимание, на событие, которое произошло в 1362 году – битва на реке Синяя вода. Изучим хронику Литовскую и Жемайтскую на с. 17.

(Слайд 5) Князь Даниил Острожский в битве на Синей воде. 1362г. Художник Артур Орлёнов

Ответьте на вопросы. Какое важное событие изображено на картине?

Как вы можете отличить, где войско литовское и где войско татарское?

Какое оружие применяли воинствующие стороны? Выделите князя Даниила Острожского на этой картине, опишите его действия. Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Какие привилегии получали входящие в состав ВКЛ новые земли?

Примерный ответ учащихся:

-местные жители получали защиту от внешнего врага;

-сохраняли свой уклад, традиции и веру предков;

-во внутренние дела верховная власть почти не вмешивалась.

3. Княжение Гедимина.

Гедимин занимался объединением восточнославянских земель.

Всю свою жизнь он провёл в военных походах, защищая свой народ от агрессии крестоносцев и татар, для чего строил немало крепостей (например, Лидский и Трокайский замки) и оборонительных сооружений.

Одним из главных его достижений было основание в 1323 году города Вильно.

Легенда о Вильнюсе

«Там, где сейчас расположен Вильнюс, в XIII столетии еще шумел густой лес. Здесь огромный тур — царь зверей литовских лесов своим зычным голосом будил дремлющие вековые дубы, по ночам разносился эхом вой волков, а голоса бесчисленных птиц звучали как изумительно-прекрасная музыка.

Эти места привлекали многих охотников. Здесь любил охотиться и великий князь Гедиминас. Однажды, а это было в 1322 году, князь Гедиминас, преследуя огромного тура, оказался на горе, у подножия которой Вильня отдает свои воды Нерису, и тут прикончил его. Усталые охотники решили не возвращаться в тот вечер в столицу — в Тракай — и выбрали для отдыха место между Нерисом и святилищем, там, где недавно были преданы огню останки князя Швянтарагиса. Соорудив шалаши, подкрепившись дичью и запив медом, охотники улеглись спать.

Князь долго не мог заснуть, но все же усталость взяла свое, и сон сомкнул его веки. И вот снится ему, что на вершине горы, там, где он убил тура, появился огромный волк в железных доспехах, будто вылитый из железа. Задрав голову к луне, волк стал выть и выл так громко, словно это была целая стая волков.

Когда лучи восходящего солнца залили своим светом холмы, реки и проникли сквозь листву, проснулся и князь Гедиминас. Вспомнив сон, он рассказал его остальным охотникам. Но никто из приближенных не мог разгадать, что мог означать этот сон. Тогда кто-то предложил позвать Кривиса Кривайтиса Лиздейку, который славился своей мудростью. Верховный жрец выслушал рассказ князя и глубоко задумался. Наконец, Лиздейка, одной рукой опершись о палицу, которая была знаком его величия, а другую воздев к небу, торжественно произнес: «Могущественный князь! Ниспослав этот сон, боги объявили тебе свою волю, и если ты исполнишь ее, ждут тебя почет и могущество. Железный волк означает, что на этом место должны быть построены могучий замок и город — столица государства, вой стаи волков — это слава, которая разнесется о тебе и об этом городе по всему миру. Поэтому ты должен повиноваться воле богов и возвести здесь замок и город, и имя его долгие годы будет озарять блеском славы Литву — нашу Родину!

Такое толкование сна очень понравилось князю, и вскоре после этого он начал возводить на горе замок, опоясанный прочной каменной стеной с двумя шестиугольными башнями. А вокруг начал рубить вековые дубы и строить дома.

Так был основан город, который от названия реки Вильни получил название Вильнюса. Позднее князь Гедиминас переселился сюда из Тракая, и в 1323 году Вильнюс стал столицей Литвы.( https://nicbar.ru/legenda1.htm).

Сделаем выводы о правлении Гедимина:

• борьба с крестоносцами;

• подчинение части Галицко-Волынского княжества, расширение границ;

• старобелорусский язык при Гедемине стал государственным;

• Гедемин стал называть себя королём Великого княжества Литовского и Русского;

Физкультминутка. Волшебные смайлики

4. Правление Ольгерда и Кейстута.

Обратим внимание, что два брата княжили мирно и дружно. Кейстут правил в Вильно и отвечал за западную часть ВКЛ. Ольгерд правил в Витебске и отвечал за восточную часть ВКЛ. Он стремился расширить границы ВКЛ на востоке. Вел активную борьбу с Золотой Ордой. Вел аскетичный образ жизни, был очень умен и хитер.

Вел христианизацию Вильно. Вторая жена Ольгерда великая княгиня Ульяна Тверская, приказала вырубить священную дубраву язычников. На месте, где стоял дуб, на котором повесили христиан, Ольгерд возвел Троицкую церковь.

Давайте изучим карту на слайде 11, сделаем выводы, как расширились границы ВКЛ при Ольгерде?

5. Борьба с агрессией крестоносцев

*крестовые походы в Палестину завершились;

*крещение литовских язычников;

*захват Жемайтии для укрепления своих позиций в Прибалтике

Великие князья литовские старались возвести мощный оборонительный пояс – замки в Городне, Новогородке, Лиде и Крево.

Карта с. 21 Противостояние ордена и ВКЛ в XIV веке.

6. Староста Давыд Городенский. Князь Андрей Полоцкий

Читаем самостоятельно пункт на с. 22-23.

Выполняем задание QR -кодом на с.23 (Слайд 13-14)

Можно задать на дом.

7. Обобщим и проверим себя . Слайд 15.

Для этого ребята вы выполните задание с QR -кодом на с.24.

Все ли у вас получилось? Какие два князя изображены в задании?

(Ответ: Гедемин и Ольгерд).

Как вы оцениваете вклад этих исторических личностей в нашу историю?

8. Рефлеския.

Оцените свою деятельность на уроке при помощи знака «Лайк»

9. Домашнее задание . §2 Выполните задание с с QR -кодом на с.23

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: