Увеличение денежной эмиссии в эпоху перестройки

В данной статье вы рассмотрите сущность финансовой системы, а также охарактеризуете финансовую систему СССР в период перестройки 1985-1991 гг.

Увеличение денежной эмиссии в эпоху перестройки

Финансовая система СССР в период перестройки 1985-1991 гг.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика финансовой системы

Финансовая система – это денежные отношения, возникающие между субъектами экономики в процессе общественного воспроизводства и перераспределения общественного продукта.

Финансовая система тесно связана с экономическими системами различного уровня организации. Движение денежных средств от участников хозяйственного процесса осуществляется в противоположном направлению движению готовой продукции и услуг. Основой экономики является производственный процесс, который включает в себя несколько этапов, каждый из которых строится, в том числе, на денежных отношениях. Первый этап – это создание благ, требующее ресурсов, факторов производства, капитальных вложений. Далее осуществляется распределение готовых благ в зависимости от потребностей рынка. Доведение готовых товаров и услуг до покупателя осуществляется через розничную или оптовую торговую сеть. Завершающим этапом является полное потребление благ.

Принцип функционирования финансовой системы зависит от того, каким образом в ней образуются доходы субъектов. Поэтому финансовая система может быть централизованной и децентрализованной. Она так же делится на:

  1. Государственные финансы.
  2. Финансы реального сектора.
  3. Рынок финансов.
  4. Финансы в сфере международного обращения.

Государственные финансы связаны с формированием и распределением национального дохода. Они направляются на обеспечение функций государственного аппарата управления, выполнения социальных и оборонных обязательств перед населением. Реальный сектор получает доход, выплачивая его часть в пользу государственного бюджета. Финансовый рынок страны – это инструмент перераспределения денежных средств и фондовых инструментов. Международное обращение подразумевает денежные отношения, складывающиеся в ходе установления партнерских отношений между странами.

Финансовая система СССР в период перестройки

В период командного управления экономикой основой финансовой системы СССР был государственный бюджет. До начала перестройки он принимался к рассмотрению без учета дефицита. Лишь к середине восьмидесятых годов он впервые был принят в сбалансированной сумме, то есть доходы не превышали расходы. Мероприятия перестроечного периода привели к тому, что за годовой период дефицит бюджета был увеличен на 36 миллиардов рублей. Это изменение произошло с 1988 по 1989 год. В реальности дефицит бюджета был намного больше, так как часть его доходов составляли ссуды, выдаваемые Госбанком. Юридически они не относились к бюджетным доходам, их размер составлял 64 миллиарда рублей. Фактически дефицит составил более 100 миллиардов рублей.

Готовые работы на аналогичную тему

Государство скрывало эту информацию благодаря централизованной структуре финансов. Это повлияло на способность аппарата управления гибко перераспределять средства среди отраслей народного хозяйства. В 1988 году был принят закон, защищавший доходы предприятий. Был исключен привычный источник покрытия расходов бюджета. Теперь восполнение дефицита осуществлялось за счет эмиссии и государственного кредита.

Эмиссия привела к росту внешнего долга СССР. Попытки ограничить выпуск денег не были успешными, и на начало 1990 года размер долга составил более 75 миллиардов долларов США.

Действующая власть в 87 году провела преобразование финансовой системы, реорганизовав действующую банковскую систему. Новая система состояла из:

  1. Госбанка.
  2. Внешэкономбанка.
  3. Агропромышленного банка.
  4. Банка жилищно-коммунального хозяйства.
  5. Сбербанка.

Целью этого преобразования было внедрение в повседневную практику кредитных инструментов. К иным его задачам можно отнести укрепление денежного обращения, повышение покупательной способности национальной валюты, а так же улучшение обслуживания госбюджета и народного хозяйства в целом.

Финансовая система СССР перед его распадом

Эффект от реформы банковского сектора на практике привел к следующим последствиям:

  1. Задержка и расстройство расчетов между организациями.
  2. Организационные ошибки в работе самих банковских структур.
  3. Потеря ссудного государственного фонда.
  4. Ослабление государственного контроля над движением денежной массы.

Первая попытка отказа от командно-административной системы управления не дала должного эффекта. Далее была применена Программа 500 дней Явлинского. Она строилась на простых принципах, а именно, передаче государственной собственности народу, наделение граждан экономическими свободами. То есть, программа была направлена на осуществление перехода к рыночной экономике.

В сфере финансового обращения начался процесс децентрализации. Стоит отметить, что к этому периоду в стране был накоплен инфляционный потенциал, в 1990 году в стране наступил сильнейший финансовый кризис. Однако, в этот период осуществлялся переход от планирования к регулированию денежной массы. Так же были приняты попытки по сокращению бюджетных расходов. Основной задачей стало преодоление дефицита бюджета.

Предприятиям были даны права, позволяющие самостоятельно выбирать форму существования, принципы осуществления хозяйственной деятельности. Таким образом, предприятия получили право использовать свою прибыль в собственных интересах. Источниками формирования доходов стали амортизационные отчисления, финансовые доходы от операций с ценными бумагами, различные виды взносов. Так же представители реального сектора получили право открывать собственные расчетные счета.

Банковская система так же претерпела преобразования. Теперь она стала двухуровневой. На первом уровня находился Центральный банк, а на втором – коммерческие банки. Бюджетная система стала трехуровневой. Доходы бюджета стали формироваться только за счет налоговых поступлений. Основная ее задача сводилась к стимулированию экономики, однако, система была слишком громоздкой и не дала должного эффекта.

В период перестройки осуществлялся переход от командно-административного метода ведения финансовой политики к рыночному. Он был болезненным и привел к большим финансовым потерям и кризису. Стабилизация финансовой системы была достигнута лишь к концу девяностых годов.

Эмиссия в СССР (графики)

Теперь посмотрим на одну из основных причин инфляции, а именно, эмиссию наличных денежных знаков (бумажных рублей), которые обращались в сфере потребительского спроса и при взаиморасчетах с коллективными хозяйствами.

По имеющимся статистическим данным можно легко построить такой замечательный график для периода 1923 г. по 1991 г.

С логарифмической шкалой лучше виден ранний период.

Собственно объёмы выпуска наличных денег в ценах 1924 и 1947 гг.

А также в ценах 1961 г.

В качестве довеска график номинального золотого содержания золотого рубля (не путать с бумажным!). Стоит говориться, что для внутреннего рынка, данная величина не играла никакой существенной роли.

Комментарии

Рост денежной массы это нормальное явление — в том смысле, что растущая экономика требует и роста обслуживающих ее денежных средств.

Ненормальным будет разрыв динамики денежной массы с динамикой физической экономики — но из статьи этот разрыв не виден.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

почему? как раз после 1986 года, с 1988-го, даже на этих графиках видна безудержная эмиссия, хотя если её сравнить с 2000-ми американцев — то да — почти ничего. но тогда и у наших и у антиподов были какие-то рамки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Возможно, но этого не видно конкретно из приведенных данных, так как данных по динамике экономики не приведено.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

если всё время функция монотонная, с регулярными сворачиваниями оборота (например 1947, 1961) а тут с замыканием контуров безналичного и наличного рубля резко выдает пик до обрыва — это как раз и указывает о советском вынужденном КуЕ, для печати деюре купюр, введенных дефакто денег в «розничный» с «промышленного» контура.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Небезосновательное мнение — СССР был удерживающей и благотворной силой для формирования и существования среднего класса на Западе. Западному руководству, благодаря росту доходов населения СССР, приходилось увеличивать зарплату и социальные пособия. В объективное доказательство приводится уровень доходов амер.домохозяйств, которые росли во время СССР и неуклонно снижаются после его распада на фоне роста закредитованности.

В конце 1980-х популярным аргументом в пользу перестройки было владение акциями предприятий западными рабочими. Дескать, и тут и там рабочие совладеют своими предприятиями, но тут всё вокруг номенклатурно-ничейное, а вот там — право голоса в выборе руководства, распределении прибыли и прочая. На самом деле.

Джон Александер (John Alexander) из Macrocharting.com опубликовал график доли акционерного капитала в собственности нижних 90% домохозяйств США. Или, если смотреть сверху вниз, доли наиболее богатых 10% домохозяйств. Указываются красным периоды до 1932 и после 1984 — разрешён байбек (buyback) — выкуп компаниями собственных акций. В эти периоды имеет место резкая концентрация капитала в руках 10% домохозяйств: пик 84% в 1927 г. и около 78% в настоящее время. И напротив, в период законодательного запрета на байбек доля верхней 1/10 снижалась и на минимуме в 1986 г. им принадлежало «лишь» 66%, нижним 9/10 — 34% соотв.
( Свернуть )

Несомненно, легальный байбек — объективный фактор в биржевых манипуляциях и концентрации капитала. Но граждане бывшего СССР не могут не заметить, что ключевые переломы на графике удивительным образом совпадают. со сменой власти/политики в СССР. Начиная с периода индустриализации и заканчивая распадом:

Разумеется, влияние СССР на концентрацию капитала в США не было односторонним. Но и думать, что смена тренда концентрации капитала в США провоцировала смену власти в СССР — никак невозможно, абсурдно.


P.S. Холодная война. против собственного среднего класса. В пору переименовать медаль «За победу в холодной войне» — «За победу над средним классом».

Увеличение денежной эмиссии в эпоху перестройки

Масштабности трех реформ-предшественниц — ленинской, сталинской и хрущевской (см. «ВД» № № 36–38) — не было, и потому горбачевская считается «урезанной». Вместе с тем, её предпосылки, условия проведения и результаты перекликаются с наименее удачными попытками укрепить национальную валюту и стабилизировать денежное обращение в стране, сделав его эффективным. Предпринятый ровно 30 лет спустя после хрущевского финансового «маха» частичный обмен денежных знаков коснулся только банкнот высших номиналов (50- и 100-рублевых купюр). «Пожарная» мера лишь на короткое время замедлила скорость локомотива инфляции. Но не сумела воспрепятствовать ни ценовому беспределу, ни прочим событиям и обстоятельствам, неотвратимо тащившим к пропасти финансовую жизнь страны, чья экономика и без того была уже изрядно подорвана неуклюжей перестроечной политикой генсека-реформатора-президента Михаила Горбачева и его окружения.

Читайте также  Англо-французское соглашение с гитлером

В октябре 1964 г. пост № 1 в КПСС перешел к Леониду Брежневу, а руководство Совмином — к Алексею Косыгину, с идеями которого принято связывать очередной этап экономических реформ в СССР. Денежного обращения они не коснулись. Новое руководство страны сосредоточило внимание на техническом перевооружении народного хозяйства, автоматизации производства и управлении производственными процессами. Такие шаги привели к увеличению соответствующих капиталовложений на 47% и довели их до уровня 310 млрд руб. В сельском хозяйстве был взят курс на агропромышленную интеграцию. На нее израсходовали около 170 млрд руб., следствием чего стал неплохой результат в производстве овощей, эфиромасличных и других культур.

Однако в 1970-е «застойные» годы реформы Косыгина по изменению принципов управления экономикой и её стимулированию рублем забуксовали. И, в конце концов, оказались неосуществленными.

Многое из предлагавшегося этим образованным, умным и деловым человеком шло вразрез не только со сложившимися традициями, но и конкретными интересами оформившейся к тому времени новой касты партийно-хозяйственной номенклатуры. Её члены рассматривали себя в качестве постоянных, несменяемых начальников. Параллельно интенсивно формировалась теневая сфера экономики страны. В ней особую роль играли сельскохозяйственные и торговые «мафии», аккумулировавшие громадные материальные ресурсы и колоссальные суммы наличных денег.

Для будущего финансовой жизни СССР это явление рождало сильнейшую деструктивную волну. Но стареющий генсек Брежнев и прочие почтенновозрастные государственные мужи той поры этого словно не замечали. К тому же все брежневские годы один за другим праздновались шумные юбилеи и устраивались торжества: 20-летие Победы в Великой Отечественной войне (1965 г.), 50-летие Октябрьской революции (1967 г.), 100-летие со дня рождения Ленина (1970 г.), Олимпиада (1980 г.). По всем этим и прочим поводам чеканились и выпускались в обращение бесчисленные юбилейные монеты (рубли и копеечные номиналы), а олимпийская нумизматическая серия включала даже коллекционные изделия из драгметаллов.

Реформы с ускорением

С приходом к власти нового поколения партийно-государственных руководителей во главе с Михаилом Горбачевым связаны наиболее радикальные реформаторские эксперименты в советской экономике. Первым шагом стало провозглашение в апреле 1985 г. курса на ускорение социально-экономического развития, потребовавшего крупнейших денежных вливаний. Только на реконструкцию и техническое перевооружение производства планировалось израсходовать 200 млрд руб. И это в то время, когда одни лишь военные расходы в стране составляли около 100 млрд руб. в год, а их доля в госбюджете равнялась 26%! Да и для тогдашних поисков эффективных ответов на американские планы модернизации ядерного оружия и «звездных войн» (рейгановской программы противоракетной обороны) нужны были все новые миллиарды. Доходы же бюджета, начиная с 1986 г., стали резко сокращаться. Во-первых, снижение мировых цен на нефть и газ привело к уменьшению доходов СССР от внешнеэкономической деятельности на 9% (с 71,1 млрд руб. в 1985 г. до 64,4 млрд руб. в 1986 г.). Во-вторых, в результате Чернобыльской катастрофы непредвиденные расходы государства составили 20 млрд руб., из которых 8,5 млрд были истрачены в первые месяцы после аварии. В-третьих, на тот же 1986-й пришлись и 9 млрд убытков от горбачевской антиалкогольной кампании.

Все это привело к тому, что средства на «ускорение» — т. е. модернизацию экономики — можно было изыскать только путем резкого увеличения бюджетного дефицита. Декларируя недопустимость бюджетного дисбаланса, горбачевское руководство за шесть лет расшатало финансовую систему государства в гораздо большей степени, нежели это имело место за все 18-летие «брежневского застоя». Если в 1985 г. дефицит госбюджета составлял около 14 млрд руб., то в 1991-м он превысил 58 миллиардов. Денежная эмиссия тех времен стала беспрецедентной за весь послевоенный период.

Превышение денежной массы над товарной за годы перестройки увеличилось невероятно. Неэффективная погоня за инвестициями привела денежное обращение в полное расстройство. Успев потратить на перестройку 240 млрд руб., государство за три года превысило объем средств, отпущенных на пятилетку. Страну лихорадило от постоянного дефицита на промтовары, на продукты питания, на медикаменты.

Вместе с тем, за те же шесть лет денежные доходы населения выросли на 56%, а сбережения — на 72%. Как итог — излишки денежной массы увеличились на 97%. После принятия закона о кооперации стала стремительно углубляться социальная дифференциация. Болезненный процесс интенсивного расслоения общества проходил на фоне резкого падения покупательной способности советских денег.

За годы перестройки рубль успел потерять более 30 коп., причем в разных республиках этот процесс шел неравномерно, стимулируя центробежные тенденции в масштабах всего Союза. Например, более значительное падение курса рубля в Прибалтике создало механизм откачки товаров из других республик, переполняя их обесцененными рублями. В 1991 г. региональные администрации под лозунгами «защиты» внутренних потребительских рынков стали вводить в оборот различные купоны, талоны и т. п. — в дополнение к рублям для торговли на местах. Так начало разрушаться валютное единство страны.

Последний период перестройки стал звездным часом торговой мафии, обогащение который даже по сравнению с брежневским периодом пошло вперед семимильными шагами. Это стало мощнейшим дополнительным фактором, подрывавшим и без того «ослабевший» рубль. Параллельно подкоп с закладкой «мины» под фундамент советской валюты велся и с другой стороны. В 1990 г. коррумпированные чиновники и разбогатевшие хозяйственники, легальные и подпольные собственники изрядных рублевых капиталов начали интенсивно обменивать свои миллионы через Внешэкономбанк на форинты и злотые. Поскольку курс венгерской и польской валют был искусственно занижен по отношению к рублю, благоприобретенные денежки тогда ещё «братских» соцстран можно было потом выгодно «махнуть» на доллары. Соискателей твердой валюты не пугали ни обязательные взятки кассиршам (около 2 тыс. руб.), ни подать рэкетирам, густой сетью окружавшим банки (около 10 тыс. руб.). Полученная прибыль от валютных махинаций покрывала все расходы, ведь каждый доллар по венгерской линии обходился нашим «бизнесменам»-миллионерам всего в три рубля, а по польской — в 7 руб. (Курс же доллара на «черном» валютном рынке до 1991 г. составлял 25–30 руб.).

А в результате интенсивной утечки советских денег за границу там оказалась рублевая масса, оценивавшаяся в 100 миллиардов. Угроза «вброса» её в страну, имевшую и без того подорванную денежную систему, была более чем реальной и требовала срочных контрмер.

В такой отчаянной экономической ситуации оказался Советский Союз, когда его правительство возглавил Валентин Павлов, занимавший ранее пост министра финансов.

Новый премьер сразу же попытался принять решительные меры по спасению гибнущего рубля. Возглавив Совмин 14 января 1991 г., Павлов девять дней спустя начал денежную реформу. Суть её заключалась не просто в изъятии из обращения максимальных номиналов (50- и 100-рублевых банкнот) образца 1961 г. и простом их обмене на новые дензнаки. Операция имела отчетливый «конфискационный» акцент, поскольку обмен купюр надлежало проводить лишь в размере месячного оклада. При этом «временно» замораживалась значительная часть вкладов населения в сберкассах.

Как утверждал Павлов, срочность проведения реформы диктовалась, помимо прочего, наличием тех самых «роковых» 100 млрд рублей за границей. Последние были якобы «материализованы» именно в крупных, подлежащих изъятию банкнотах. Но если благие намерения премьера обезопасить страну от рублевой «интервенции» из-за кордона можно считать осуществившимися, то внутриэкономический эффект оказался мизерным.

Естественно, что при тогдашнем уровне коррупции масса заинтересованных лиц заранее узнала о грядущем «конфискационном» обмене крупных купюр и загодя успела разменять банкноты на мелкие номиналы. Так что реформа ударила прежде всего по рядовым гражданам. Жалобам, скандалам и прочим проявлениям народного недовольства не было конца. Под давлением обстоятельств Совмин был вынужден дважды пересмотреть сроки окончания обмена денег. Но после каждого переноса прибыль государственной казны уменьшалась. Сразу после начала обмена она составила около 10 млрд руб., в марте 1991 г. — уже 8 млрд руб., а к апрелю сократилась до 4 млрд руб.

Тем не менее реформа создала определенные предпосылки для стабилизации денежного обращения, и так могло бы и произойти, если бы удалось приостановить дальнейший рост эмиссии и снизить темпы инфляции. Номинальная денежная масса, составлявшая в январе 1991 г. 132,7 млрд руб., снизилась в апреле до 125 млрд руб. Однако последующая экономическая политика новоиспеченного первого президента СССР Михаила Горбачева и целиком подчиненного ему правительства Павлова свели на нет положительный эффект денежной реформы. Роковой «торпедой», окончательно подорвавшей временную стабилизацию денежного обращения в СССР, стала крайне неудачная ценовая реформа.

Государственные розничные цены с апреля 1991 г. выросли примерно в три раза. Кооперативные и базарные при этом снизились, но покупательная способность населения была уже на пределе. Резкое падение уровня жизни, вплоть до полного обнищания, было налицо. Чтобы провести компенсационные выплаты населению, государство вновь запустило денежный станок, который уже не останавливался до самого конца существования Союза. Инфляция, начавшаяся ещё в доперестроечную пору, стала приобретать признаки гиперинфляции. В обращение были введены новые крупные банкноты, номиналами в 200, 500 и 1000 рублей. С марта по июнь 1991 г. стоимость жизни выросла почти в три раза.

В июне—сентябре денежный кризис резко усилился ввиду реально обозначившегося распада СССР, связанного с отказом союзных республик перечислять средства в союзный бюджет. Золотой запас Союза уменьшился за последний год его истории почти в четыре раза (с 4 тыс. т в 1990-м до 1–1,2 тыс. т в 1991-м). Страна оказалась на грани банкротства. В июле Горбачев даже пошел на незаконное (в обход Верховного Совета) получение в Госбанке 93 млрд руб. на содержание армии и госаппарата. Поражение августовской попытки горбачевского окружения свергнуть президента и взять под контроль ситуацию в стране поставило жирную точку и на судьбе советского рубля. В декабре последнего года истории Страны Советов его курс превысил 170 руб. за 1 доллар. Вот и все.

Читайте также  Особенности государственной службы воевод в уездах

5.3Денежное обращение России периода трансформационного спада

Начавшиеся в 1992 году реформы правительства Е. Гайдара вызвали резкое наращивание денежной массы. Они были направлены на создание в Российской Федерации рыночного хозяйства. Правительство России стало на практике применять принципы монетаризма, полагая, что важно изменять величину денежной массы, и цены будут под нее подстраиваться.

Матюхин подал прошение об отставке, будучи несогласным, с требованием Верховного Совета повысить ставку по кредитам с 50 до 80% и выделить 1 трил. руб. для погашения взаимных неплатежей. Он критиковал правительства Е. Гайдара, продолжавшим политику неконтролируемого повышения зарплат и печатающего необеспеченные деньги. 16 июля 1992 года Верховный Совет РФ принял отставку Матюхина и назначил исполняющим обязанности председателя Геращенко В.С.

25 сентября 1992 года был издан закон «о денежной системе РФ». Он установил правовые основы функционирования денежной системы России. Официальной денежной единицей РФ остался рубль, состоящий из 100 копеек. Эмиссионным центрам вместо Государственного банка СССР стал Банк России, приступивший к эмиссии российских банкнот и разменной монеты.

На Банк России были возложены функции:

  • планирования объема производства банкнот, перевозки, хранения денежной наличности и создания резервных фондов;
  • установление правил хранения, инкассации денежной наличности;
  • определение порядка ведения кассовых операций на территории России;
  • регулирование денежного обращения на основе действующего законодательства и направлениями денежно-кредитной политики.

В 1993 году основным средством воздействия ЦБ РФ на денежную массу и общий объем кредита банковской системы являлись централизованные кредиты коммерческим банкам и правительству.

Пытаясь ввести новые инструменты денежно-кредитной политики и смягчить ситуацию на рынке в 1993 году Центральным банком был введен новый способ эмиссии — рублевые интервенции на валютной бирже. К прежним причинам инфляции (увеличение денежной массы, увеличение скорости оборачиваемости денег) добавился рост долларизации. В результате инфляция была выше уровня, которого она достигла бы только из-за роста денежной массы.

В этих условиях в марте 1993 года впервые была принята денежная программа, сформулированная в совместном Заявлении Правительства и Центрального Банка РФ об экономической политике. Программа предусматривала комплекс стабилизационных мер:

  • сокращение месячных темпов инфляции до уровня ниже 10 процентов к концу 1993 г. и достижение в 1994 г. дальнейшей стабилизации цен;
  • начиная со второго квартала 1993 г. общий прирост кредитов Центрального банка России ограничивался поквартальными лимитами, которые определялись, исходя из задач сокращения инфляции;
  • предоставление целевых субсидированных кредитов, как Правительством, так и ЦБР, должно было соответствовать вышеуказанным кредитным ориентирам. Все заявки на целевые банковские кредиты рассматривались Комиссией по кредитной политике;
  • Правительство России и ЦБР постепенно должны были отказаться от предоставления всех видов целевых кредитов по линии Центрального банка, перейти к предоставлению субсидий только через бюджет, опираясь при проведении денежно-кредитной политики на рыночные механизмы. Для достижения этой цели ЦБР должен был существенно увеличить долю кредитов, которые он предоставлял коммерческим банкам либо через кредитные аукционы, либо на рыночных условиях. ЦБР должен был воздержаться от распределения целевых кредитов на отраслевой или региональной основе, а также от предоставления кредитов напрямую конкретным предприятиям.

    К 15 июля 1993 г. учетная ставка ЦБР должна была быть установлена на уровне не более 7 процентных пунктов ниже межбанковской основной рыночной процентной ставки, как указано в Техническом приложении, а затем должен был поддерживать ее на этом уровне.[1]

    С 24 июля 1993 года все банковские и казначейские билеты СССР выпуска 1991-92 годов и билеты банка России в 5000 и 10000 руб. образца 1992 года были изъяты из обращения на территории РФ. Была выпущена новая серия банкнот номиналами 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000, 50000 руб.

    22 сентября 1993 года Б. Ельцин издал указ о назначении В.В. Геращенко Председателем ЦБ, осуществив полномочие, присвоенное им после расстрела парламента.

    Указом от 24 декабря 1993 года в связи с принятием новой Конституции РФ Ельцин объявил недействующими все статьи Закона о ЦБ, связанные с полномочиями парламента и его президиума в отношении ЦБ. Конституция РФ принятая в 1993 году ст.75 закрепила основную функцию ЦБ – защита и обеспечение устойчивости рубля. Денежная эмиссия – это исключительная компетенция ЦБ. Председатель ЦБ согласно ст. 83 данной конституции назначается Государственной Думой по представлению Президента.

    1994 году в основном в целях защиты банкнот от подделки выпущены модифицированные банкноты банка России в 5000, 10000, 50000 руб. образца 1993, но на бумаге разного цвета для каждого номинала, с изменением водяного знака и улучшенной печатью.

    В 1994 году Центральный банк в своих документах поставил вопрос о том, что в большинстве развитых стран ведущей задачей центрального банка является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы, то есть стабильности внутренних цен. Он указывал, что позиция МВФ состоит в том, что обеспечение стабильности цен является наиболее важным условием экономического роста и, следовательно, центральные банки должны сосредоточить свои усилия главным образом на решении этой задачи. При этом он указывал, что в развитых странах цель политики центрального банка иная.

    В основе его программы лежали определение ключевых факторов, формирующих спрос на деньги в экономике (главным образом это ожидаемые темпы инфляции и производства валового внутреннего продукта). В зависимости от полученной оценки должны были поквартально устанавливаться целевые ориентиры по приросту денежной массы в обращении. Эти ориентиры через определенные параметры должны были увязываться с деньгами Центрального банка, называемыми денежной базой. Затем должны определяться ограничения на источники формирования денежной базы, а именно внутренние и внешние активы Центрального банка. Ориентиры роста этих активов должны были стать главными контрольными величинами денежной программы. Составление денежной программы во многом носило вероятностный характер, и поскольку у Центрального банка не было ни накопленного опыта и не было возможности с высокой степенью достоверности оценить реакцию банков и экономики в целом на те или иные меры денежно-кредитного регулирования, что приводило определенным просчетам в денежной политике.

    В 1994г. произошло определенное изменение в источниках денежного роста. Если в 1993г. рост денег достаточно следовал расширению денежной базы, т.е. пассивов Центрального банка — наличных и резервов банков, то в 1994г. увеличение общего количества денег несколько опережало расширение денежной базы.

    Для контроля роста денежной массы Международным валютным фондом были установлены предельные размеры чистых внутренних активов (ЧВА) кредитно-денежных органов, а также ориентиры по объему официальных валютных резервов. Обычно в программах стабилизации МВФ контроль за денежной массой (базой) обеспечивается путем таргетирования ЧВА, т.е. допускается рост денежной базы за счет накопления внешних резервов. Контроль за ЧВА, с точки зрения МВФ, наиболее важен для финансовой стабилизации, поскольку их рост непосредственно ведет к инфляции.[1]

    В соответствии с совместным Заявлением Правительства и ЦБР об экономической политике в 1994 году, Банк России продолжал пытаться осуществлять контроль за денежной базой. С этой целью программой были установлены ежеквартальные лимиты прироста чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, включая лимиты чистого кредитования расширенного Правительства. Согласно данным ограничениям, на конец 1994 г. величина чистых внутренних активов была установлена в размере 52,5 трлн руб., а чистого кредита расширенному Правительству — 51,6 трлн руб. Основную часть ЧВА к началу 1995 года составляли кредиты Центрального банка Правительству.

    12 октября 1994 года, на следующий день после падения курса рубля с 3000 до 4000 за доллар Ельцин внес в Думу представление об освобождении Геращенко от должности «в связи с допущенной ситуацией на финансовом рынке, создавшей угрозу экономической безопасности России»

    С начала 1995г. произошло резкое снижение приростов денежных агрегатов. Центральный банк не осуществлял кредитования правительства сверх объема, оговоренного в денежной программе. Однако он производил закупки краткосрочных обязательств правительства в пределах ограничений на увеличение чистых внутренних активов.

    В основу концепции макроэкономической политики было положено традиционное монетаристское видение природы инфляции. Согласно разработанной макроэкономической программе на 1995 год процесс денежной стабилизации должен был завершиться весной — летом этого же года. В первоначальном варианте программы предполагалось, что в 1995 году инфляция составит около 27%, темп роста М2 — около 60%, сокращение скорости обращения денег — на 40%, при снижении реальной величины ВВП на 7%.

    В 26 апреля 1995 года была принята новая редакция закона «о ЦБ (Банке России)», в котором были определены функции и полномочия ЦБ в области осуществления денежно-кредитной политики. С 1 мая 1995 года закон о денежной системе утратил силу. Согласно закону ЦБ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег; является кредитором последней инстанции; организует систему рефинансирования, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; лицензирует деятельность кредитных организаций; регистрирует эмиссию ценных бумаг; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

    В 1992-1995 гг. проявилась некоторая закономерность, в соответствии с которой, темпы инфляции снижались быстрее, чем сокращались темпы прироста денежного предложения. Приросту денежной массы на 1% соответствовали относительно меньшие темпы прироста цен, т.е. замедление инфляции создало основу для развития стабилизационных процессов в условиях роста денежной массы в реальном выражении.

    Однако монетарным властям не удалось добиться жесткого соблюдения ограничений, наложенных на прирост количества денег в обращении. Особенностью 1995 года стало то, что — кредитный рынок и уровень процентных ставок практически не регулировались монетарными властями. С одной стороны, воздействие ставки рефинансирования на уровень процентных ставок полностью потеряло свое значение — в отличие от мировой практики ставка ЦБ давно задавало не нижнюю, а верхнюю границу процента. Рефинансирование банковской системы с помощью кредитных аукционов не оказывало заметного воздействия ни на объемы рынка, ни на формирование индикаторов уровня ставок процента на денежном рынке. В то же время операции на открытом рынке преследовали, прежде всего, фискальные цели, а более тонкие методы управления процентными ставками (сделки репо с ценными государственными бумагами, ломбардное кредитование, депозитные операции), не были включены в инструментарий ЦБ.

    Когда же осенью, наконец, был, достигнут перелом инфляционной динамики, нормальный ход стабилизационных процессов был нарушен институциональным кризисом банковского сектора экономики.

    Денежно-кредитная политика была направлена на сужение эмиссии, ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы. Все это сопровождалось рядом негативных явлений:

    • Расширились процессы эмиссии квазиденег, происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Накопление хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами – платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями. Это затрудняло действия ЦБ по регулированию денежного обращения, снижало его эмиссионный доход. Падение покупательской способности рубля вызвало его замещение на традиционных рынках СНГ другими валютами.
    • Расстройство платежно-расчетной системы в процессе проведения децентрализации банковской системы, замена старой централизованной плановой экономики на децентрализованную переходную экономику.
    • К началу 1997 года массовые неплатежи составили более 170% годового ВВП. В структуре просроченной задолженности 96% занимала кредиторская задолженность поставщикам.
    • Бартерные сделки обусловили расстройство платежно-расчетной системы.
    • Теневая экономика, внебанковский оборот.
    • Уровень монетезации к ВВП составил 15-16%, что ограничило возможности платежной системы для осуществления расчетов.

    Увеличение денежной эмиссии в эпоху перестройки

    &nbsp Печатный станок с программным управлением

    Правительство готовит гражданам долгожданный подарок — денежную эмиссию. Идею, давно витавшую в воздухе, изложили в письме правительству старые соратники нового премьера — экономисты-академики, «прорабы перестройки». Премьер поручил им превратить письмо в развернутую антикризисную программу.

    В России в политической моде ретро. Авторы открытого письма в адрес российских властей экономисты Леонид Абалкин, Николай Петраков, Дмитрий Львов и Олег Богомолов сделали себе имена в 80-е. Сейчас они готовы перестроить экономику России по образцу 1992-1994 годов, а там, глядишь, по опустошенности полок в магазинах она выйдет к показателям их любимых 80-х.
    Главное в программе — эмиссия, предстающая у академиков чудодейственным универсальным средством. Именно она не даст российским гражданам в очередной раз лишиться сбережений. Сбережения в любых российских банках предлагается гарантировать. И не в номинальном выражении, а с учетом инфляции. Для этого вклады будут ежемесячно индексироваться в соответствии с ростом цен. Правда, это совсем не означает, что вы тут же сможете воспользоваться плодами индексации, превратив вклад в наличные. В этом случае, как предлагают авторы программы, ваш вклад будет проиндексирован лишь частично. Таким способом они надеются заставить граждан вновь полюбить российские банки.
    Эмиссия спасет и деньги, застрявшие в ГКО и ОФЗ. Эти вложения предполагается также возвратить владельцам в полном объеме, компенсировав им убытки от падения курса рубля.
    За индексацией сбережений следует индексация доходов населения — заработной платы, пенсий, социальных пособий. Они также будут ежемесячно повышаться на величину прироста потребительских цен. Но и в этой бочке меда не обошлось без ложки дегтя. Больше всего повезет тем, у кого доходы не выше «средних» (как будет определяться средний доход, пока неясно),— их деньги будут индексировать в полном объеме. Тем же, чей заработок выше среднего, придется довольствоваться частичной индексацией. Так что, возможно, уже через несколько месяцев заработков выше средних у нас почти не останется.
    Но прежде чем индексировать доходы, надо дать предприятиям возможность регулярно платить зарплату своим работникам. Эмиссия предусматривает и это. Предлагается разом погасить все задолженности предприятий друг другу и бюджету, а штрафы и пени амнистировать. Оставшиеся долги возьмет на себя государство — предприятиям-кредиторам вернут долги за счет бюджета. В результате даже у, казалось бы, безнадежных банкротов может появиться второе дыхание. По расчетам авторов, спасенные от неминуемой гибели предприятия на радостях тут же начнут выплачивать работникам зарплату.
    Стратегический замысел академиков — поднять российское производство из пепла. Их логика такова: получая неурезанные доходы, граждане понесут их в магазины, повысится спрос на товары. Промышленность, которую планируют подбодрить снижением налогов на прибыль, социальных взносов и НДС, начнет расширять выпуск продукции. Пригодятся и сбережения в банках — они пойдут на инвестиции в реальный сектор. В итоге сбудется заветная мечта — начнется экономический рост.
    Казалось бы, светлое будущее — за ближайшим поворотом. Но те, кто не забыл 1992-1994 годы, академикам не поверят. И правильно сделают.
    Сегодня на банковских счетах заморожено порядка 300 млрд рублей вкладов населения. Еще 50 млрд вложено гражданами в ГКО-ОФЗ. Эти деньги уже обесценились почти вдвое. Чтобы компенсировать людям потери, надо проиндексировать их на 100%. Дополнительных наличных денег, конечно, не требуется эмитировать на все 350 млрд — ведь даже в нынешних условиях маловероятно, чтобы все тут же бросились превращать свои сбережения в наличные (хотя желающих окажется немало). Но миллиардов на 150-160 тот объем наличности и остатков на текущих счетах, который имеется сегодня, увеличить придется. С учетом индексации текущих доходов эта сумма может легко возрасти до 200 млрд рублей. Между тем на начало сентября объем наличной денежной массы оценивался ЦБ в 168 млрд руб. Получается, что в течение двух-трех месяцев (сами академики называют свое письмо сводом неотложных мер, которые надо осуществить именно в этот срок) наличных денег станет вдвое больше. Однако эмиссия на этом не закончится. Придется впрыскивать в экономику все больше и больше новых рублей.
    Причина очевидна: денежные знаки изготовить нетрудно, а вот чтобы обеспечить их выпуском новых товаров, потребуется время. Прирост производства можно заменить расширением импорта. Но для этого нужны не рубли, а доллары. А долларов ЦБ, к большому сожалению, не печатает, и их катастрофически не хватает. Сегодня их единственный источник — это экспорт, однако очевидно, что большая часть валютной экспортной выручки (а ее в последнее время сильно поубавилось) пойдет на покрытие многомиллиардных внешних долгов. Так что импорта в России станет не больше, а, наоборот, значительно меньше. В итоге новые рубли спровоцируют повышение цен на товары. Что заставит государство напечатать еще рублей. И так далее.
    Тут стоит оговориться: умеренная инфляция, как доказала мировая практика, может быть даже полезной. Умеренным принято считать темп роста цен не более 40% в год. Авторы программы полагают, что сумеют удержать инфляцию на этом уровне. Но если массу денег в обращении придется удвоить уже в первые месяцы, цены сразу подскочат почти на 100%, а предсказать, во сколько раз они увеличатся за год, и вовсе невозможно. Это уже гиперинфляция, а ее последствия хорошо известны.
    Получив необеспеченные дензнаки, российские граждане в ожидании нового роста цен бросятся сметать с прилавков последние остатки товаров. Производители не только не смогут угнаться за ажиотажным спросом, они не будут заинтересованы в увеличении выпуска продукции: в условиях гиперинфляции они просто не будут успевать окупать стремительно растущие издержки. И мы вернемся к временам товарного голода.
    Доллар станет предметом роскоши. Свои сбережения граждане, естественно, будут стремиться обратить в твердую валюту. При дефиците долларов это означает многократное падение курса рубля. А если учесть, что программа предусматривает ограничение обмена рублей на валюту (чтобы направить деньги в реальный сектор), обесценение рублей может оказаться просто катастрофическим. Впрочем, за последний месяц все уже успели на собственном опыте изведать все прелести инфляции, дефицита и девальвации рубля.
    Не стоит забывать и о том, что России испокон веков была свойственна одна особенность. Все плохие начинания властей осуществлялись здесь в полной мере, а хорошие никогда не доводились до конца. В том, что импорт товаров потребления и конвертируемость рубля новое правительство ограничит, не приходится сомневаться. А вот реальной индексации доходов и сбережений ждать не стоит. Официальные данные о росте цен, периодически оглашаемые властями, и в более благополучные времена внушали сомнения своей скромностью: уж слишком они расходились с ценниками в магазинах. В грядущую эпоху эмиссии честного учета инфляции от правительства тем более ждать глупо. Да и цены в разных уголках огромной России уже сейчас растут по-разному. В крупных городах инфляция выше, зато в глухой провинции нельзя ничего купить — нет товаров. Так что при усредненной индексации потеряют все, и счастливое будущее, как и положено, останется в будущем.

    ИРИНА РЕЗНИК, СЕРГЕЙ ЗЛОБИН

    В ТОМ, ЧТО НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОГРАНИЧИТ ИМПОРТ ТОВАРОВ И КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ РУБЛЯ, МОЖНО НЕ СОМНЕВАТЬСЯ. А ОБЕЩАННОЙ РЕАЛЬНОЙ ИНДЕКСАЦИИ ДОХОДОВ И СБЕРЕЖЕНИЙ ЖДАТЬ НЕ СТОИТ

    Подписи
    Новая экономическая программа правительства будет рождаться не в Белом доме, а в Институте экономики РАН (слева) и в Центральном экономико-математическом институте
    Леонид Абалкин и другие авторы письма сделали себе имена в 80-е. В мыслях они до сих пор там

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: