Анализ лирики Блока А.А.

Одной из главных особенностей романтического ис­кусства, в том числе символизма, является устремленность к высоким духовно-нравственным, социальным и эстети­ческим идеалам и восприятие дейст

Анализ лирики Блока А.А.

Анализ лирики А.А. Блока

Одной из главных особенностей романтического ис­кусства, в том числе символизма, является устремленность к высоким духовно-нравственным, социальным и эстети­ческим идеалам и восприятие действительности, со всеми ее противоречиями, достоинствами и несовершенствами, в свете этих идеалов. Для Александра Блока с самого начала и до конца творческого пути многое значили романтичес­кие идеалы Вечной Женственности и Христа. Разумеется, со временем содержание этих идеалов в творчестве Блока не оставалось неизменным, как не оставалось неизменным отношение к ним поэта, особенно к Христу.

Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, Блок имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала как Прекрасная Дама. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственнос­ти, знаменовал гармонию природы и культуры, чувствен­ного и духовного восприятия мира. Блок до конца своих дней оставался верен идеалу Прекрасной Дамы, ее отсветы и отзвуки чувствуются в образах Коломбины, Незнакомки, снежной Девы, Фаины, Кармен, Изоры, Катьки из «Две­надцати» и, конечно, Руси, России.

Ощущение исторических перемен, которых с таким нетерпением ждал Блок в революционный 1905 год, поро­дило в его творчестве новые темы. В его поэзии послышал­ся язык улицы, мелодии городских окраин, зашумела жизнь повседневная.

В лирическом предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок прочеркивает восходящий путь своей поэзии, неумо­лимую логику выпущенных своих трех книг: «Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря. «Нечаянная радость» — первые жгучие и горестные восторги, первые страницы книги бытия. И вот «Земля в снегу». Плод горестных восторгов, чаша горького вина, когда безумец потеряет дорогу, — уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю — идите своими путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки, глухие овраги, огни в избах моей родины, яркие очи моей спутницы. Но не победит и Судьба. Ибо в конце пути, исполненного паде­ний, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия. »

Так в лирических образах блоковской прозы возникает основная тема его стихов — «тема о России».

Блок находится в центре перелома, общеевропейского политического кризиса, в конечном счете приведшего к первой мировой войне и межреволюционной реакции в России. Россия, «вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой. »

Безумья ль в вас, надежды ль весть ?

От дней войны, от дней свободы —

Кровавый отсвет в лицах есть.

Тема родины, России захватывает Блока всецело. Ощу­щение отчизны как живого существа сливается со сверх­чувством жгучей любви. Личная трагедия одиночества под­нимается до уровня трагедии народа. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», — говорит поэт.

От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель, с отвле­ченной идеей, а как поэт — с интимной любовью. Напи­саны они в угарное время увлечений, но несут на себе печать объективизма, красивого спокойствия и эстетизма правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта.

Утонченное мастерство совпадает в стихах о России со всем богатством творческого опыта и достигает истинной классичности. Любовь, муки, мудрость, вся сложность чувств современного лирика соединены в них с величест­венной, в веках теряющейся духовной генеалогией.

Образ родины в русской литературе обычно ассоции­ровался с образом матери. Блок связывает его с образом молодой красавицы, невесты, жены, тем самым придавая ему глубоко интимный, любовный характер («Твои мне слезы ветровые — как слезы первые любви!»), и в то же время — с вечной и нетленной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души, мировой гармонии. В блоковском образе родины — полной сил и страсти женщины, наделенной «разбойной красой», — интимно-личное неотделимо от вселенского, чувственное — от духовного, национальное — от общечеловеческого, природное — от культурных тради­ций, высокое — от будничного. В свете романтического идеала родина предстает не только поэтической, одухотво­ренной, прекрасной, нетленной, но и нищей — с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глу­хой песней ямщика. Чувство живой нетленной красоты родины помогает Блоку верить в ее будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и препятствия на своем трудном пути.

В небольшом цикле «На поле Куликовом» (1908 г.), состоящем из пяти стихотворений, Блок достигает вершин русской классики. Поднимаясь над условностями школ и направлений, гений Блока достигает своего апогея.

Река раскинулась. Тенет, грустит лениво

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Спокойное любование широтой родной природы ме­няется порывом выражения кровного единения с Россией в острый драматический момент:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Я не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Блок проводит аналогии между двумя важнейшими моментами русской истории: событиями на Куликовом поле и сложной социально-политической и революцион­ной ситуацией начала XX века.

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

Он надеется, что тяжелый путь во мгле, «в тоске безбрежной», бесстрашно будет пройден: «Домчимся. Оза­рим кострами степную даль». Разум и духовность сразятся со всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной. «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!» Только в неуспокоенности и движении к добру видит автор смысл существования: «Не может сердце жить покоем. » Блок часто подчеркивает, что цена победы — кровь. Кровь сопутствует свету. «Закат в крови!» Звучит призыв к дейст­вию:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

У Гоголя Россия — тройка, несущаяся вдаль, у Блока она «степная кобылица» и та же тройка. В записях к стихотворению «Я пригвожден к трактирной стойке. » Блок пишет об этом образе: «Слышите ли вы задыхающий­ся гон тройки? Это Россия летит неведомо куда — в сине-голубую пропасть. Видите ли вы ее звездные очи — с мольбой, обращенной к нам: «Полюби меня, полюби красоту мою. » Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика. »

Стихотворение «Россия» (1908 г.) звучит как признание в любви нищей, но прекрасной Родине. Чистота и непод­дельность народной силы питают надеждой:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.

Все стихи зрелого Блока написаны от лица сына «страшных лет России», обладающего отчетливой истори­ческой памятью и обостренным предчувствием будущего.

Из низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костер в лугу далеком.

Поэт писал, что «перед русским художником вновь стоит неотступно вопрос пользы. Поставлен он не нами, а русской общественностью, в ряды которой возвращаются постепенно художники всех лагерей. К вечной заботе ху­дожника о форме и содержании присоединяется новая забота о долге, о должном и не должном в искусстве». К проблеме искусства и жизни обращается Блок и в поэти­ческой практике, полемически утверждая, что жизнь выше искусства:

Чтобы вы влюбились в простого человека,

Который любит землю и небо

Больше, чем рифмованные и нерифмованные

Речи о земле и небе.

Решение этого сложнейшего вопроса неотделимо для Блока от проблемы народности искусства, потому что именно в народном творчестве совпали польза и красота (например, в рабочих песнях, неразрывно связанных с ритмом труда). Таким образом, ставя вопросы о пользе искусства, о долге художника, Блок в конечном счете приходит к выводу, что долг современного художника — стремиться к той вершине, «на которой чудесным образом подают друг другу руки заклятые враги: красота и польза».

В Блоке как бы истекают силы великой русской лите­ратуры. За спиною Блока — путь ее страданий, на котором было все: и искус чистого мастерства, и проповедничество, и сатира, желание спасения в реализме и отлеты от него, попытки познать глубины страха и глубины святости, и даже дерзкие опыты споров с Евангелием, переписывания Евангелия. Все это потребовало такого напряжения и такой отдачи, что русская литература подошла к Блоку, как бы испробовав все, — ноты восторга еще слышались в ней, но верх брала уже иная музыка.

Переход из XIX века в XX — из века «железного», как называл его Блок, в век еще более железный для поэта все равно что переход с освещенной солнцем стороны на неосвещенную сторону. Блок творит как бы в атмосфере затмения.

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Лирика Блока — это художественная первооснова и первооткрытие той идеи, которая реально, а не декларатив­но легла впоследствии в основу литературы послеоктябрь­ской, революционной, ибо в этой лирике действительно выразилась революция как состояние души. Поэтому линия Блока в советской литературе есть линия не поли­тического, а прежде всего поэтического, художественного принятия Октябрьской революции, причем не в ее лозунгах и декларациях, но в ее существе. Весной 1918 года Блок писал, что «пора перестать прозевывать совершенно свое­обычный, открывающий новые дали русский строй души. Он спутан и темен иногда; но за этой тьмой и путаницей, если удосужитесь в них вглядеться, вам откроются новые способы смотреть на человеческую жизнь».

Читайте также  Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве

Анализ творчества Александра Блока

Автор: Guru · Опубликовано 06.05.2017 · Обновлено 13.07.2017

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Анализ стихотворений Блока

Список стихотворений:

Отзывы: 0

Анализ стихотворений Блока: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читайте также  Проза периода Великой Отечественной войны

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Подготовка к ЕГЭ по литературе. Краткий анализ лирики А.А. Блока

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лирика Блок А.А. 1880 — 1921

«Вхожу я в тёмные храмы» — 1902 Впервые образ Любови Менделеевой появился в стихах поэта, датированных последним годом 19 века. К этому период творчества относится создание цикла произведений, посвященных загадочной Прекрасной Даме. Суть: даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью. Сам автор объясняет такое поведение так: «там жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад». Вряд ли Блок встретит свою прагматичную и избавленную от религиозных предрассудков возлюбленную. Поэт это прекрасно понимает, однако продолжает бывать в церкви. Там «в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о Ней». Теперь уже не вызывает сомнений тот факт, что в изображениях «Величавой Вечной Жены» поэт видит черты девушки, в которую влюблен. И это сходство наполняет душу Блока неизъяснимой радостью, он верит в то, что его любовь является даром небес. Такая трактовка сильного чувства заставляет Блока не отказываться от него, а, наоборот, культивировать в своем сердце любовь, дающую ему силы жить. «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая – Ты», — признаётся поэт. Дольник.

«Фабрика» — 1903 На смену возвышенному поклонению приходит тревога и попытка познать современный мир, непонятный и страшный. Главные эпитеты – «жОлтый» (отвращение и страх), чёрный (воплощение страшных сил). Сочувствие миру «Нищих;, но и осуждение их покорности. Ямб.

«Незнакомка» — 1906 Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины. Остаться в объятиях Бахуса или же попытаться попасть в таинственный мир Незнакомки, наполненный светом и чистотой? Александр Блок выбирает третий путь, утверждая, что в вине тоже есть истина, но при этом принимая решение не опускаться до уровня тех, кто пьёт не для того, чтобы её постичь, а для того, чтобы забыться. Только душевная чистота, умение любить и прощать, дают человеку силы жить дальше. Но для того, чтобы это осознать, нужно сперва опуститься на самое дно, после чего встретить таинственную Незнакомку, которая заставит поверить в собственные силы одним лишь своим присутствием, даже если её образ – плод воображения, отравленного алкоголем. Ямб.

«Россия» — 1908 Восхищение своей страной, но и при помощи поэзии указание на проблемы государства. Блок не теряет надежду на светлое будущее России, он сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине, восхищается как женщиной, но не жалеет её. Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие изменения её никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия. Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу». Здесь под «чародеем» понимается правитель государства. В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все ещё не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения. Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве. Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика». Ямб.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — 1912 Практически полное отречение от символизма. Стихотворение является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Безысходность, которой веет от стихотворения в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку. Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Ямб.

«В ресторане» — 1910 В стихотворении поэт описывает один из вечеров в питерском ресторане, где он «в переполненном зале» увидел женщину ослепительной красоты и в порыве восхищения послал ей чёрную розу. В этой роскошной, избалованной мужским внимание женщине поэт увидел родственную душу. В своем стихотворении «В ресторане» Александр Блок отмечает, что именно в этот вечер между ним и героиней его произведения возникла некая духовная близость, которая не имела ничего общего с чувствами. «Но была ты со мной всем презрением юным, чуть заметным дрожаньем руки…». Стихотворение наполнено различными символами и образами. С их помощью Блоку замечательно удалось передать трагедию «живой» человеческой души в мёртвом мире современной городской цивилизации. Анапест.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом») — 1908 Тема стихотворения — осмыс­ление исторической судьбы России, которая пророчески описывается автором как трагическая. Символом её становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Судьба современного поколе­ния представляется поэту как стремительное движение к гибели, вечный. Бой здесь не радостен, а драматичен. Звучит прямое обращение к России: «О, Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая вольность, а проявление высшей степе­ни единения лирического героя с Россией. В финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь. » Ямб.

«На железной дороге» — 1910 Автор констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил. Героиня стихотворения до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернётся и увезет её с собой. Собирательный образ героини является вполне типичным для начала 20 века. Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. Железная дорога — символ пути, символ судьбы. Изображая непрерывные вереницы пасса­жирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Поезд, паровоз, стан­ция — символ этапа или момента пути. Но путь, дорога — ещё й предвестники исхода, к которому движется каждый человек. Первая и последняя строфы, в которых отчетливо звучит мотив смер­ти, замыкают стихотворение в своеобразное «пессимистическое» кольцо. Железная дорога — это знак страшного мира, безжалостного к людям. Стихотворение помещено в цикл «Родина», в котором раскрывается множество аспектов патриотической тематики. Это и судьба русских женщин, и безотрадная жизнь в дореволюционной России, и образ любимой родины. Дактиль.

«Русь»- 1906 С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока. Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная — его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна». Ямб.

Читайте также  Мастер и Маргарита характеристика образа Мастера

«О доблестях, о подвигах, о славе. »- 1908 Цикл «Возмездие». Этот цикл продолжает тему «страшного мира». Возмездие, по Блоку, — это прежде всего осуждение человеком самого себя. Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Стихотворение имеет кольцевую композицию: первая стро­фа повторяет последнюю, но противопоставлена ей. Этот приём замыкает стихотворение в безыс­ходный круг: в словах лирического героя звучит лишь горечь и отчаяние, чистая мечта развеяна, герой больше не верит в любовь. Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причём не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию. Ямб.

«О, я хочу безумно жить…»- 1914 Блок пытается донести до окружающих мысль, то его мечта заключается в том, чтобы «несбывшееся – воплотить». В своем воображаемом мире, наполненном светом и радостью, поэт ощущает себя по-настоящему счастливым. Человек должен жить ради высоких стремлений, чтобы реализовать себя в настоящем, а не придуманном мире. Ямб.

Лирика Блока

Александр Блок утверждал, что вся его поэзия—это единое произведение, своего рода роман в стихах, лирическая «трилогия, посвященная одному кругу чувств и мыслей». Не случайно незадолго до смерти он «выстроил», собрал свою лирику в три тома и настаивал на строгом соблюдении предложенного им порядка. Три тома лирики соответствуют трем этапам судьбы, или, по собственному определению Блока, «пути».

Книга первая: 1898—1904 гг.: «ANTE LUCEM» (до света), «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

Книга вторая: 1904—1908 гг.: «Пузыри земли», «Ночная фиалка», разные стихотворения, «Город», «Снежная маска», «Фаина» и «Вольные мысли».

Книга третья: 1907—1916 гг.: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», разные стихотворения, «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина» и «О чем поет ветер».

Кроме того, в основное собрание не вошли циклы «За гранью прошлых дней», разные стихотворения, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать».

Говоря о лирике Блока, необходимо рассматривать не отдельные стихотворения сами по себе, а ряд стихотворений как некое единство (одноэлементная лирическая система). Наиболее простая жанровая форма здесь —ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, в котором стихи связаны только хронологической последовательнос тью, с чего обычно начинают юные поэты. С этого начинал М.Ю. Лермонтов, с этого начинал Блок. Единство более высокого уровня—ЛИРИЧЕСКИ Й ЦИКЛ, объединенный сквозной темой и посвященный общей идее.

В стихах первого тома три персонажа—лириче ский герой и две его возлюбленные, одна из которых—страсть, вторая—возвышенн ая любовь. Реальные прототипы—Ксения Михайловна Садовская и Любовь Дмитриевна Менделеева.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» посвящён ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ. Меняется настроение лирического героя—не усталость от жизни, а ожидание светлого счастья. Идет погружение в сны и туманы, язык полон таинственных намеков и иносказаний (символизм). Раннему Блоку было практически безразлично, в какой стране, в какой среде обитает его Прекрасная Дама. Однако ледяное дыхание “страшного мира”, прежде всего революция 1905 года, заставили его в буквальном и переносном смыслах ощутить почву под ногами. В начало второго тома Блок поставил стихотворение, написанное несколько позже—в апреле 1905 г.: «Ты в поля отошла без возврата…», которое непосредственно связано с предыдущим циклом и продолжает тему прощания с Вечной Женственностью. Но это стихотворение обращено не к ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЕ МЕНДЕЛЕЕВОЙ, а к самой идее. Сущность этого периода—крушение прежней концепции мира и поиск новой. Об отсутствии прежней цельности говорят даже сами названия циклов. Расчет с прежней верой —«Балаганчик»—па родийность стиля Прекрасной Дамы, пародийность самой пары и т.п.

В попытке осмыслить «стихию» действительности , поэт обращается к ближайшему—теме города. 1905 год—общепринятая гражданственност ь. Выделяются «Барка жизни встала…» и «Сытые»—подлинно е переживание русского культурного человека перед лицом надвигающейся революции, воспринимаемой как расплату за безобразие жизни «сытых». Но бесповоротного отказа от идеи Вечной Женственности нет. Синтез нового и старого—«Незнако мка». Поворот Блока к реальности был ускорен и его личным кризисом — земная женщина Прекрасной Дамой и Вечной Женственностью быть не желала. Но здесь опять возникает конфликт («Все кричали у круглых столов…»)—Любо вь Дмитриевна Менделеева не воплощение Вечной Женственности, а реальная, земная женщина. В прежний мир—мир двоих—входят третьи лица…(цикл «Распутья»).

«О доблестях…»—с этого момента образ ЛДМ и тема «Прекрасной дамы» навсегда и бесповоротно исчезают из поэзии Блока. Но еще раньше в стихах возникает усталость от любви вообще, появляются идеи «отречения», «чистоты», «долга», противопоставлен ного «счастью». Таким образом, Россия оказалась для Блока выходом из кризиса, духовной опорой. В отличие от земной женщины родина была надежна, вечна, а невзаимность такой любви предполагалась заранее и потому не вызывала горечи.

Эта антитеза окончательно оформляется летом 1908 г.—«На поле Куликовом». Этот цикл стал духовным итогом всех предыдущих лет, здесь сошлись воедино все переживания Блока—и личного, и общего характера. Новая философия жизни, новое представление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии». Новой концепции мира—«боя» соответствует и новое представление о предназначении человека—«долг». И герой уже не «инок» и не «бродяга»—теперь он «воин», один из многих. Здесь возникает и особенный, сообразный остальному женский образ. В нем нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности—но преобразившейся, с другим лицом («О Русь моя! Жена моя! До боли…»). Впервые в поэзии Блока мы видим такое сильное, проникновенное национальное чувство.

Обращение к прошлому необходимо Блоку для того, чтобы показать — в широком смысле — судьбы России, ее настоящее и будущее. Прежде всего Блок обращается к прошлому России, Однако Блок не был бы символистом, если бы просто зарифмовал учебник истории, даже выбирая (как мы видим) судьбоносные, переломные моменты этого прошлого.

Именно начиная с «Поля Куликова» можно говорить о нем как о великом русском национальном поэте. Интимный характер блоковской любви выразился в неожиданном образе родины. Если у Гоголя Русь — “тройка”, у Некрасова — “родина-мать”, то у Блока Россия — жена, любовница.

Но своеобразие и особое воздействие блоковского патриотизма в том и заключается, что Россия выступает для него в женственном облике—как здесь, так и позже (Россия). Но что означает по существу это олицетворение? То именно, что национальное чувство поэта порождено крушением всех возможностей личного счастья, питается неудовлетворенны м чувством любви. В этом обаяние блоковского патриотизма—но в этом и его идейная слабость.

На правах любящего человека Блок может себе позволить не закрывать глаза на то, что он презирает в российской современности, в русском национальном характере, но тем не менее, как Рыцарь видит смысл жизни в служении Прекрасной Даме, так зрелый Блок не отделяет своей судьбы от судьбы родины. А когда наступили предсказанные Блоком “невиданные перемены, неслыханные мятежи”, он даже ради самоспасения не покинул страну, которой стал не нужен, и честно попытался понять и принять происходящее.

Незадолго до смерти Блок сказал: “Слопала меня … матушка Россия, как чушка своего поросенка”. Впервые звучит некрасовское «родина-мать», но с совершенно иной интонацией. Наверно, не стоит винить Блока в грубости и измене своему идеалу. Ведь, к сожалению, это правда — Россия издавна именно так поступала со своими пророками, героями и поэтами…

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: