Обломов характеристика образа Марьи Михайловны - Sogetsu-Mf.ru

Обломов характеристика образа Марьи Михайловны

Тетка обломов, Тетка Ольги Ильинской, Тетка Ольги Обломов, Тетка Ольги образ, Тетка Ольги характеристика, Тетка Ольги описание

Обломов характеристика образа Марьи Михайловны

Тетка Ольги Ильинской в романе «Обломов»: образ, характеристика, описание

Тетя Ольги
(актриса Г. Шостко)

Тетка Ольги Ильинской — Марья Михайловна — является одной из второстепенных героинь знаменитого романа «Обломов» Гончарова.

В этой статье представлена цитатный образ и характеристика тетки Ольги Ильинской из романа «Обломов»: описание внешности и характера персонажа в цитатах.

Эта героиня впервые упоминается в части 2 главе V романа.

Тетка Ольги Ильинской в романе «Обломов»: образ, характеристика, описание

«Пришел человек от Марьи Михайловны, Ольгиной тетки, звать обедать.» (часть 2 глава VII)

«. к ее почти пятидесятилетнему, но еще свежему лицу. » (часть 2 глава VIII)

«Кто ж скажет? У меня нет матери. » (Ольга о себе) (часть 2 глава IX)

«Штольц познакомил Обломова с Ольгой и ее теткой. Когда Штольц привел Обломова в дом к Ольгиной тетке в первый раз, там были гости. Обломову было тяжело и, по обыкновению, неловко.» (часть 2 глава V)

«. с теткой Ольги, женщиной очень умной, приличной, одетой всегда прекрасно, всегда в новом шелковом платье, которое сидит на ней отлично, всегда в таких изящных кружевных воротничках; чепец тоже со вкусом сделан, и ленты прибраны кокетливо к ее почти пятидесятилетнему, но еще свежему лицу. На цепочке висит золотой лорнет.» (часть 2 глава VIII)

«. потупила свои большие, немного припухшие веки, а глаза все будто смотрят и сквозь веки. » (часть 2 глава IX)

«Тетка тоже глядит на него своими томными большими глазами. » (часть 2 глава IX)

«Позы, жесты ее исполнены достоинства; она очень ловко драпируется в богатую шаль, так кстати обопрется локтем на шитую подушку, так величественно раскинется на диване. Ее никогда не увидишь за работой: нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдет к ее лицу, важной фигуре. Она и приказания слугам и служанкам отдавала небрежным тоном, коротко и сухо.» (часть 2 глава VIII)

«Весь этот день был днем постепенного разочарования для Обломова. Он провел его с теткой Ольги, женщиной очень умной, приличной. » (часть 2 глава VIII)

«В разговоре она не мечтает и не умничает; у ней, кажется, проведена в голове строгая черта, за которую ум не переходил никогда.» (часть 2 глава VIII)

Марья Михайловна иногда читает. Она хорошо говорит, но в основном по-французски:

«Она иногда читала, никогда не писала, но говорила хорошо, впрочем больше по-французски.» (часть 2 глава VIII)

«У тетки разболелась голова; она сидела в кабинете и нюхала спирт.» (часть 2 глава V)

«По всему видно было, что чувство, всякая симпатия, не исключая и любви, входят или входили в ее жизнь наравне с прочими элементами, тогда как у других женщин сразу увидишь, что любовь, если не на деле, то на словах, участвует во всех вопросах жизни и что все остальное входит стороной, настолько, насколько остается простора от любви.» (часть 2 глава VIII)

«У этой женщины впереди всего шло уменье жить, управлять собой, держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением. Нельзя было застать ее неприготовленную, врасплох, как бдительного врага, которого, когда ни подкараульте, всегда встретите устремленный на вас, ожидающий взгляд.» (часть 2 глава VIII)

«Стихия ее была свет, и оттого такт, осторожность шли у ней впереди каждой мысли, каждого слова и движения.» (часть 2 глава VIII)

«Однакож она тотчас заметила, что Обломов не совсем свободно владеет французским языком, и со второго дня перешла на русскую речь.» (о ее деликатности с Обломовым, часть 2 глава VIII)

«. она бы и тогда не сказала ничего, но, с свойственным ей тактом, как-нибудь незаметно установила бы другой порядок. » (часть 2 глава VIII)

«Она ни перед кем никогда не открывает сокровенных движений сердца, никому не поверяет душевных тайн; не увидишь около нее доброй приятельницы, старушки, с которой бы она шепталась за чашкой кофе.» (часть 2 глава VIII)

«. обходится она с ним так же, как и с другими: благосклонно, с добротой, но так же ровно и покойно.»

«Последний хотел познакомить своего приятеля в таком доме, где все было немного чопорно, где не только не предложат соснуть после обеда, но где даже неудобно класть ногу на ногу, где надо быть свежеодетым, помнить, о чем говоришь, – словом, нельзя ни задремать, ни опуститься, и где постоянно шел живой, современный разговор.»

«Приходите чаще, — сказала тетка, — в будни мы всегда одни, если вам не скучно, а в воскресенье у нас всегда кое-кто есть — не соскучитесь.»

«Отношения Ольги к тетке были до сих пор очень просты и покойны: в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия.

Это происходило частью от характера Марьи Михайловны, тетки Ольги, частью от совершенного недостатка всякого повода для обеих — вести себя иначе.» (часть 2 глава VIII)

«С тех пор не было внезапных перемен в Ольге. Она была ровна, покойна с теткой. » (часть 2 глава IX)

«— Поедемте, ma tante, завтра в Смольный, к обедне, — просила она.

Тетка прищурилась немного, подумала, потом сказала:

— Пожалуй; только какая даль, ma chere! Что это тебе вздумалось зимой!» (часть 2 глава IX)

«Тетке не приходило в голову требовать от Ольги что-нибудь такое, что б резко противоречило ее желаниям; Ольге не приснилось бы во сне не исполнить желания тетки, не последовать ее совету.

И в чем проявлялись эти желания? — В выборе платья, в прическе, в том, например, поехать ли во французский театр или в оперу.» (часть 2 глава VIII)

«Ольга слушалась настолько, насколько тетка выражала желание или высказывала совет, отнюдь не более, — а она всегда высказывала его с умеренностью до сухости, насколько допускали права тетки, никогда более.» (часть 2 глава VIII)

«. она идет почти одна своей дорогой, оберегаемая поверхностным надзором тетки от крайностей, но что не тяготеют над ней, многочисленной опекой, авторитеты семи нянек, бабушек, теток.

. тетка не управляет деспотически ее волей и умом. » (об Ольге и ее тетке)

«Отношения эти были так бесцветны, что нельзя было никак решить, есть ли в характере тетки какие-нибудь притязания на послушание Ольги, на ее особенную нежность или есть ли в характере Ольги послушание к тетке и особенная к ней нежность.

Зато с первого раза, видя их вместе, можно было решить, что они — тетка и племянница, а не мать и дочь.» (часть 2 глава VIII)

— Помилуй, ma chere, к лицу ли тебе зеленые ленты? — говорила тетка. — Возьми палевые.

— Ах, ma tante! уж я шестой раз в палевых, наконец приглядится.

— Нет, ma tante, я лучше вот эти возьму, — говорила Ольга мягко и брала, что ей хотелось.» (часть 2 глава VIII)

«Ольга спрашивала у тетки советов не как у авторитета, которого приговор должен быть законом для нее, а так, как бы спросила совета у всякой другой, более ее опытной женщины.

— Ma tante, вы читали эту книгу — что это такое? — спрашивала она.

— Ах, какая гадость! — говорила тетка, отодвигая, но не пряча книгу и не принимая никаких мер, чтоб Ольга не прочла ее.

И Ольге никогда не пришло бы в голову прочесть.» (часть 2 глава VIII)

» — Ты похорошела на даче, Ольга, — говорила ей тетка. В улыбке барона выражался тот же комплимент.

Ольга, краснея, клала голову на плечо тетки; та ласково трепала ее по щеке.» (часть 2 глава IX)

«Потом на третий день, после того, когда они поздно воротились домой, тетка как-то чересчур умно поглядела на них, особенно на него, потом потупила свои большие, немного припухшие веки, а глаза все будто смотрят и сквозь веки, и с минуту задумчиво нюхала спирт.» (часть 2 глава IX)

«— Что скажут, когда узнают, когда разнесется.

— Кто ж скажет? У меня нет матери: она одна могла бы спросить меня, зачем я вижусь с тобой, и перед ней одной я заплакала бы в ответ и сказала бы, что я дурного ничего не делаю и ты тоже. Она бы поверила. Кто ж другой? — спросила она.

Ольга печально и отрицательно покачала головой:

— Она никогда не спросит. Если б я ушла совсем, она бы не пошла искать и спрашивать меня, а я не пришла бы больше сказать ей, где была и что делала. Кто ж еще?» (часть 2 глава IX)

«Тетка на разговоры по углам, на прогулки Обломова с Ольгой смотрела. или, лучше сказать, никак не смотрела.» (часть 2 глава VIII)

«— Он ужасно ленив, — заметила тетка, — и дикарь такой, что лишь только соберутся трое-четверо к нам, сейчас уйдет. Вообразите, абонировался в оперу и до половины абонемента не дослушал.» (часть 4 глава IV)

«Только с бароном фон Лангвагеном часто остается она наедине; вечером он сидит иногда до полуночи, но почти всегда при Ольге; и то они все больше молчат, но молчат как-то значительно умно, как будто что-то знают такое, чего другие не знают, но и только.

Они, по-видимому, любят быть вместе — вот единственное заключение, какое можно вывести, глядя на них; обходится она с ним так же, как и с другими: благосклонно, с добротой, но так же ровно и покойно.

Злые языки воспользовались было этим и стали намекать на какую-то старинную дружбу, на поездку за границу вместе: но в отношениях ее к нему не проглядывало ни тени какой-нибудь затаившейся особенной симпатии, а это бы прорвалось наружу.» (часть 2 глава VIII)

«Я за этим здесь теперь: нужно еще окончательно похлопотать в палате. Барон не доделал дела; он вздумал посвататься за Ольгу. » (часть 4 глава II)

«Смерть тетки вызвала горькие, искренние слезы Ольги и легла тенью на ее жизнь на какие-нибудь полгода.» (часть 4 глава VIII)

Это был цитатный образ и характеристика тетки Ольги Ильинской из романа «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера героини в цитатах.

Читайте также  Темы и образы поэзии Бунина

«Обломов» (главные герои)

А. Гончаров писал роман «Обломов» с 1847 по 1859 годы. Вначале роман не давался Гончарову. Ему казалось, что все, что он успел написать, пошло, и необходимо изменить. Потом он отправился в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», а вернувшись, работал над путевыми записками.

Главные герои романа А. Гончарова «Обломов»:

Илья Ильич Обломов – мужчина 32-33 лет, с приятной внешностью, темно-серыми глазами. В выражении лица преобладала мягкость. Цвет лица был неопределенный: ни румяный, ни бледный, ни смуглый, ни светлый, характерный для людей славянской наружности. Телосложения он был упитанного и даже изнеженного для мужчины. Под стать его лицу был домашний персидский халат, настолько просторный, что он мог обернуться в него два раза. Дома он ходил без жилета и галстука, любил свободу в движениях. Лежание в постели для Обломова было обычным состоянием, его времяпрепровождением. Он не любит перемен. Тем не менее, Обломов был далеко не глуп. Его острый цепкий ум высвечивается в споре с Пенкиным о литературе, о том, как должно изображать людей и их пороки.

Обломов сочувствует своим друзьям, которые все трое звали его в Петергоф на празднество. А между тем, сочувствовать надо было ему самому. У тех были цель и смысл в жизни, а жизнь Обломова была пустой. Он сам наполнил ее пустотой из-за своей лени.

Образ Обломова продолжает тему «лишних» людей в русской литературе.

Захар Трофимович – пожилой слуга, прислуживавший еще родителям Ильи Ильича. Обычно он носил серый жилет и сюртук, напоминавший ему ливрею. Он успел облысеть, и только густые бакенбарды напоминали о том, что когда-то на голове Захара была довольно пышная шевелюра. Говорил Захар хриплым голосом. Он был предан барину всей душой, и при этом не упускал случая прикарманить монету-другую. Он был лгуном и сплетником, рассказывал про барина всякие небылицы. Он был неловок. То ронял вещи, посуду, которые нес, то задевал за мебель, ронял стулья, бился о дверные косяки и сами двери.

Андрей Иванович Штольц – друг детства Обломова был немцем наполовину. Он исповедовал православие, унаследованное от русской матери. Русскому языку он выучился у матери, из книг и в университете. Немецкому языку обучился у отца и тоже из книг. Отец его с раннего детства приучал к самостоятельности, давал разные поручения, учил всему тому, что знал сам. Андрей Штольц окончил университет, и отец послал его в Петербург. Только Штольцу удается на какое-то время разбудить сонного Обломова, и тот привязан к нему. Он надеялся, что Штольц решит все его проблемы. У Штольца «не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд; от него веяло какою-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Михей Андреевич Тарантьев – мужчина 40 лет, высокий и широкоплечий, с крупными чертами лица, большими глазами навыкате и пухлыми губами. На все и на всех смотрел недоброжелательно, с полу-презрением. Человек он был хитрый и бойкий. Служил писцом в какой-то канцелярии. Теоретически разбирался в юридических и житейских вопросах, мог подвести под любую проблему свою теорию. На практике же был беспомощен, безынициативен. Тарантьев – один из немногих, кто вносил жизнь, движение в сонное царство Обломова.

Ольга Сергеевна Ильинская — дама из дворянского сословия. Прежде любила Обломова за его искренность и благородные чувства. Оставшись сиротой, Ольга Сергеевна жила до замужества у тетки. Замуж она вышла за Штольца. Штольц много времени и внимания уделяет образованию Ольги, мечтая, что впоследствии она станет также воспитывать и образовывать их будущих детей. Она умна и самобытна. Не боится спорить с мужем. В то же время она проявляет покорность и преданность в отношении к Штольцу, которые диктуются ей глубоким чувством любви к нему.

Анисья – кухарка Обломова. Трудолюбивая хозяйка, энергичная, неглупая женщина. Выходит замуж за Захара, но через несколько лет умирает от холеры.

Агафья Матвеевна Пшеницына – хозяйка квартиры, на которую переехал Обломов. Вдова. Необразованная, но хозяйственная и добрая женщина. Обломов женится на ней, и она рожает ему сына, которого назвали Андреем.

Иван Матвеевич Мухояров – чиновник. Крайне непорядочный человек, без стыда и совести. Вместе с Тарантьевым он организует аферу, позволяющую выманивать деньги у Обломова и его жены, то есть, у собственной сестры.

Волков – молодой человек 25 лет. Одевался безукоризненно. Всем своим видом демонстрировал здоровье. Свежесть лица его ослепляла окружающих. Волков был энергичен. Он пытался расшевелить Обломова, вытащить куда-нибудь в гости. Он был влюблен и счастлив. Возможность бывать в лучших домах его радовала.

Судьбинский – гладко выбритый господин с темными бакенбардами и со спокойно-сознательным выражением глаз и потертым, озабоченным лицом.

Пенкин – один из немногих, кто может искренне назвать Обломова ленивцем. Пенкин – литератор, пишет статьи в журналы, литературную критику, пробует себя в литературном творчестве.

Алексеев — человек неопределенного возраста, с неопределенным, трудно запоминающимся лицом. Многие знакомые этого человека не помнили даже его имени, путали фамилию. Он весь был каким-то нейтральным: ни злым, ни добрым. Он никого не любил и никого ненавидел. У него не было ни друзей, ни врагов. Просто нейтральные знакомые.

Марья Михайловна – женщина умная, достойная. Она всегда одевалась изысканно и со вкусом. Она иногда читала, говорила больше по-французски. Держалась с достоинством, и никогда не делала никакой работы, не занималась рукоделием.

Роман заканчивается печально Обломов умирает, не дожив до 40 лет от удара, оставив жену вдовой второй раз. Его сына забирает на воспитание Штольц. Захар окончательно спивается и становится нищим.

«Обломов» (И. А. Гончаров) — характеристики героев

Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. В нём рассказывается о жизни помещика Ильи Ильича Обломова, склонного проводить время в мечтаниях, которые заменяют ему реальную жизнь. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей романа.

Главный герой

Илья Ильич Обломов

Илья Ильич Обломов — главный герой романа. Характер его типичен для некоторых русских дворян середины 19 века. Он добр, ленив, любит спокойную жизнь, мало интересуется событиями, происходящими в мире. Это мечтательный, кроткий человек, склонный к философским рассуждениям, но не способный к деятельности. Его характер сформировался в патриархальной семье, ведущей спокойную, сонную жизнь в родовом имении Обломовка.

Подробная характеристика Ильи Ильича Обломова здесь.

Другие персонажи

Родители Ильи Обломова

Отец — Илья Иванович, добродушный барин, который вёл праздную жизнь в своём имении Обломовка.

Мать — барыня, очень любившая и баловавшая своего сына Илюшу.

Андрей Иванович Штольц

Андрей Иванович Штольц — друг Обломова, по характеру он является полной противоположностью Илье Ильичу. Это деятельный, энергичный человек, для которого цель жизни — труд. Он любит Обломова за его доброту и хочет вырвать своего друга из сонного существования, не понимая, что такой личности, как Обломов, не по силам вести активную жизнь.

Подробная характеристика Андрея Ивановича Штольца здесь.

Родители Андрея Штольца

Отец — Иван Богданович Штольц, немец, служивший управляющим в селе Верхлёве и содержавший пансион для детей окрестных помещиков. Это очень умный и деловой человек, фермер и учитель.

Мать — русская небогатая дворянка. Она очень любила сына и старалась прививать ему любовь к чтению и музыке.

Ольга Ильинская

Ольга Ильинская — молодая дворянка, девушка умная, образованная, гордая, самолюбивая. Она немного насмешлива, энергична, постоянно занимается самообразованием. Полюбив Обломова за доброе сердце, Ольга хотела пробудить его к активной жизни. Илья Ильич, влюбившись в эту прекрасную девушку, действительно как бы пробудился после долгого сна, но ненадолго.

Подробная характеристика Ольги Ильинской здесь.

Марья Михайловна

Марья Михайловна — тётя Ольги Ильинской. Когда Ольга осиротела, Марья Михайловна взяла её жить к себе. Тактичная, спокойная, умная тётя никогда не стесняла свободу племянницы.

Барон фон Лангваген

Барон фон Лангваген — приятель Марьи Михайловны, опекун имения Ольги Ильинской. Это пожилой человек, вежливый и очень осторожный.

Приятели Обломова

Волков — молодой человек, жизнерадостный, активный, любит посещать гуляния, театры, светские вечера.

Судьбинский — бывший сослуживец Ильи Ильича, вся жизнь его посвящена службе. Этот чиновник хорошо продвигается по карьерной лестнице.

Пенкин — журналист, пишет статьи о различных несущественных вещах, мелочах жизни, всё время озабочен, как бы вовремя сдать статью редактору.

Алексеев — «серенький» человек, ничем не примечательный, не имеющий личных интересов и желаний. Он тихий, скромный, с готовностью подчиняется своим знакомым.

Читайте также  Маленький принц характеристика образа Розы

Тарантьев — земляк Ильи Ильича, грубый, угрюмый, хитрый человек. Он способен рассудить юридические и житейские дела только теоретически, а на практике у него ничего не получается. Он служит писцом уже четверть века, не продвигаясь по службе.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова, у которой Обломов снял жильё. Это хозяйственная, добрая женщина. Она боготворила Илью Ильича, заботилась о нём, молилась о его здоровье. Агафья Матвеевна считала Обломова удивительным человеком, у неё и мысли не было, что этот ленивый и добрый барин живёт неправильно, что его жизнь похожа на стоячее болото.

Подробная характеристика Агафьи Матвеевны Пшеницыной здесь.

Иван Матвеевич Мухояров

Иван Матвеевич Мухояров — брат Агафьи Матвеевны, служит чиновником. Он берёт взятки, но из осторожности таит своё богатство, живёт скромно, бедно одевается. Умеет так проворачивать мошеннические дела, что они выглядят законными.

Захар

Захар — слуга Обломова, который начал ухаживать за ним ещё в Обломовке. В Петербурге Захар остался приверженным образу жизни обитателей Обломовки: он ленив, делает всё медленно и неохотно, считая труд наказанием за грехи людей. Захар прочно держится за старые устои и не желает меняться в новых условиях жизни. Он грубовато относится к своему барину, но, сам того не понимая, очень его любит. Подробная характеристика Захара здесь.

Анисья

Анисья — кухарка Ильи Ильича, хозяйственная, чистоплотная женщина. Выйдя замуж за Захара, стала, так же, как он, предана Обломову.

И. А. Гончаров «Обломов». Характеристика героев

Краткое содержание:

  • Илья Ильич Обломов
  • Андрей Штольц
  • Ольга Сергеевна Ильинская
  • Агафья Матвеевна Пшеницына
  • Захар Трофимович
  • Иван Матвеевич Мухояров
  • Михей Тарантьев
  • Анисья
  • Марья Михайловна
  • Барон фон Лангваген
  • Господин Волков
  • Судьбинский
  • Пенкин
  • Иван Алексеевич Алексеев
  • Доктор Обломова
  • Сонечка
  • Обсуждение

В своем знаменитом романе «Обломов» И. А. Гончаров дал жизнь множеству ярких, запоминающихся персонажей.

Илья Ильич Обломов

Центральным образом книги является молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый вальяжный мечтатель. Он – мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми руками. В петербуржской квартире на Выборгской стороне проживает Обломов. Характеристика этого человека неоднозначна. Обломов – прекрасный собеседник. Он по своему характеру не способен причинить кому-либо зло. Его душа чиста. Образованный, имеет широкий кругозор. В любой момент времени его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, мы говорим об успешном человеке, если бы не огромная лень, вселившаяся в Илью Ильича. С детства его опекали по мелочам многочисленные няни. «Захарки да Вани» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В безделье и лежании на диване проходят его дни.

Он наивен до такой степени, что в конце концов оказывается обманутым и разоренным жуликами: Михеем Тарантьевым и Иваном Матвеевичем Мухояровым.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор по своей выборгской квартире, а затем уплатил и липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухоярову в размере десяти тысяч рублей путем фальшивого заемного письма. Друг Ильи Ильича Штольц разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «пускается в бега».

Обломов влюбляется в молодую дворянку Ольгу Ильинскую, но их роман заканчивается разрывом. Позже Обломов женится на трудолюбивой бедной вдове Агафье Пшеницыной.

Окружающие чувствуют, что он душевный человек, Обломов. Характеристика — характеристикой, однако самоуничтожение главного героя ленью не мешает ему иметь друзей. Читатель видит, как настоящий друг Андрей Штольц пытается вырвать Обломова из тесных объятий ничегонеделания. Он же стал после смерти Обломова, согласно завещанию последнего, приемным отцом для сына Андрюши.

И. А. Гончаров показывает, что у таких людей, похожих на Обломова, нет будущего, они обречены на трагичную судьбу. Именно поэтому когда главный герой произведения умирает, повествование все еще продолжается.

Андрей Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Ильи Обломова. Обломов и Штольц дружат с детства. Штольцу за 30 лет. Он — личный дворянин, отставной чиновник. Штольц — наполовину немец (по отцу), наполовину русский (по матери). Штольц дослужился до высокого чина надворного советника. Он занимается торговлей, много путешествует. Штольц — упорный, трудолюбивый, энергичный человек. Он всегда помогает Обломову в его делах. Штольц ценит Обломова за его чистое сердце.

Зачастую темой школьных сочинений является сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Они противоположны даже во внешности. Поджарый, смуглый, с впалыми щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мышц и сухожилий. У него за плечами государственная служба, чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и денежную работу. Это он во второй части романа пытается свести Обломова с Ольгой Ильинской, познакомив их. Однако Обломов остановился в строительстве отношений с этой дамой, поскольку побоялся переменить жилье и заняться активной работой. Разочарованная Ольга, которая планировала перевоспитать лентяя, оставила его. Впрочем, образ Штольца не является идеальным, несмотря на его постоянный созидательный труд. Он, как антипод Обломова, опасается мечтать. В этот образ Гончаров вложил с избытком рассудочность и рационализм. Писатель считал, что образ Штольца им не доработан. Антон Павлович Чехов же даже посчитал этот образ отрицательным, мотивируя это суждение тем, что тот «слишком собой довольный» и «думает о себе чересчур хорошо».

Ольга Сергеевна Ильинская

Молодая дворянка в возрасте 20 лет. Ольга – умная, красивая девушка, энергична и любознательна. Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, а в дальнейшем – жена Штольца.

Ильинская — это более сильная личность в произведении, её заслужено можно назвать «женщиной будущего». Данный образ всегда стремится к развитию, даже больше чем Штольц. Ольга была не особо красива, но всегда уверена в себе. У Ильинской никогда слова не будут не соответствовать действиям. Она человек дела. Героиня искренне пытается изменить образ жизни Обломова, но когда приходит к пониманию того, что у нее ничего не выйдет, расстается с ним. Потому что она не может связать свою жизнь с апатичным человеком. И даже находясь замужем за Штольцем, она скучает, потому что нет такого героя, который бы подошел ее сильному характеру.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Противопоставляется Ильинской образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Агафья – бедная вдова с двумя детьми. Агафья — хозяйка дома, где Обломов снимает жилье. Агафье 30 лет. Она — бедная дворянка. Такая героиня – идеал Обломова, оба они представители старого мира.

Агафья — блестящая хозяйка. Она вкусно готовит, шьет и т.д. Агафья, добра, мила, трудолюбива, недалекая, неграмотная, но честная и порядочная. В конце романа она становится женой Обломова. У них рождается сын Андрюша.

Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Агафья словно теряет часть себя и замыкается.

Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Захар Трофимович

Захар – слуга Обломова. Захару за 50 лет. Он с молодости служит у Обломова. Захар очень похож на своего барина: он такой же ленивый человек, как и его хозяин. Захар вечно ворчит, ворует еду у Обломова и часто врет ему. Но при этом Захар предан Обломову. После смерти Обломова и своей жены Анисьи Захар спивается и становится бродягой.

Иван Матвеевич Мухояров

Иван – брат Пшеницыной. Это хитрый и равнодушный человек, хотя первоначально кажется добродетельным. Мухояров привык получать деньги любым путем, честным и нечестным, он привык брать взятки. У него нет ничего святого, герой вместе с Тарантьевым пытается создать аферу, с помощью которой им удастся обокрасть Обломова. Однако Штольц раскрывает их планы.

Михей Тарантьев

Сорокалетний здоровяк, типичный «разводила», «мастер говорить», паразитирующий в обществе типаж. Тарантьев – грубый, безнравственный, критикующий всё и всех человек. Убежденный пройдохой, Обломов оставляет квартиру и возвращается в Обломовку. Тарантьев — мошенник «на доверие», слушая его, жертве кажется все «ясным и понятным», но лишь дело доходит до практического исполнения, как у Тарантьева ничего не выходит. Далее он «тепленького клиента» передал своему подельнику. Иван Матвеевич Мухояров сделан из другого теста. Это проходимец-практик. Его ремесло – подлоги, подло составленные, разоряющие документы.

Анисья

Кухарка Ильи Обломова. Анисье 47 лет. Она похожая на Агафью Матвеевну. Обе они являются воплощением настоящей русской женщины. Анисья так легко влилась в семью Обломова, что уже стала неотделимой ее частью. Она трудолюбива, добра и житейски умна. Она выходит замуж за слугу Захара. Спустя несколько лет Анисья умирает от холеры.

Марья Михайловна

Тетка Ольги Ильинской. Женщина почти 50 лет. Она воспитывает Ольгу с тех пор, как та осталась сиротой. Марья Михайловна — умная, деликатная женщина. У нее с Ольгой хорошие, ровные отношения. Тетка дружит с бароном фон Лангваген.

Барон фон Лангваген

Друг семьи Ольги Ильинской. Ему около 50 лет. Он помогает Ольге решить проблемы с документами на ее имение. Барон — очень воспитанный и чистоплотный мужчина. Он делает Ольге предложение после ее разрыва с Обломовым, но получает отказ.

Господин Волков

Знакомый Обломова. Волков — это первый гость, который приходит к Обломову в начале романа. Волкову 25 лет. Он – богатый дворянин, модник, и любитель светской жизни. Он носит самую модную одежду и прическу. Каждый день Волков бывает на балах, в театре и т.д. Обломов и Волков имеют общих знакомых в светском обществе.

Читайте также  Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Судьбинский

Бывший сослуживец Обломова по канцелярии, второй гость Обломова. Судьбинский активно строит свою карьеру чиновника, старается получать все возможные награды и премии. Он получает хорошее жалованье, но при этом и много работает. Вся жизнь Судьбинского заключается в службе.

Пенкин

Знакомый Обломова. Пенкин — это третий гость Обломова. Пенкин – модный литератор, писатель. Он пишет статьи и заметки о светских новостях, интересных происшествиях т.д. Он много работает, ведет насыщенную жизнь и хорошо зарабатывает.

Иван Алексеевич Алексеев

Знакомый Обломова. Алексеев — четвертый посетитель Обломова. Алексеев — мелкий чиновник, незаметный, непримечательный, робкий человек. Он ходит к Обломову, чтобы вкусно поесть.

Доктор Обломова

Доктор – шестой посетитель Обломова. Он хорошо знаком с Обломовым. Это внимательный и сдержанный человек. Он лечит состоятельных клиентов. Доктор советует Обломову меньше лежать и больше двигаться, но тот не прислушивается к советам доктора.

Сонечка

Приятельница Ольги Ильинской. Она является хитрой и кокетливой девушкой. После того как Сонечка распускает сплетни об Ольге, их дружба заканчивается.

Вереница гончаровских образов проходит перед глазами читателя романа. Безусловно, самым ярким из них является образ Ильи Ильича Обломова. Имея замечательные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился загубить себя. В конце жизни помещик осознал, что же все-таки с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина».

2. Женские образы в романе И. А. Гончарова Обломов

Разница между Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной мастерски изображена Гончаровым, начиная с портретной характеристики: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие. ». Автор не давал такого подробного описания внешности Ольги, как будто желая подчеркнуть, что главными в ней были не внешние качества.

В облике Агафьи Матвеевны автор (значит, и его герой) отмечает «крепкую здоровую грудь», полные белые руки с круглыми локтями, пышную фигуру, обтянутую платьем. «У неё простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» И действительно, Агафья Матвеевна была доброй, сердечной, порядочной женщиной, она так заботилась об Илье Ильиче, что готова пожертвовать ради него многим. Например, отнесла в ломбард свои украшения, чтобы барин ни в чём не нуждался. На вопрос Штольца о долговой расписке (мошеннической подделке её брата и Тарантьева, про которую Агафья не знала) она простодушно ответила, что барин ей ничего не должен, хотя давно уже кормила его за свой счёт.

Однако душевные качества этой героини автор не выдвигает на первое место, и в повествовании преобладают бытовые и физиологические подробности, которые важны для главного героя. Это соблазнительные плечи, полные руки с круглыми локтями, которыми Обломов любовался «с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку». Эта женщина вносила покой, умиротворенность в его душу, и он чувствовал благодарность к ней за удивительную атмосферу уюта, так напоминающую привычный и милый обломовский быт.

Агафья Матвеевна была трудолюбивой хозяйкой, и она готова ежеминутно служить человеку, которого всем сердцем полюбила. Её невозможно представить отдыхающей, и Обломову нравилась её неутомимость. Его также очень устраивало, что от него ничего не требуют, ничем не докучают, зато о нём неустанно заботятся. Любовь и жертвенность всегда рядом в жизни простых русских женщин, и Агафья Пшеницына – одна из них. Она не дворянка и не крестьянка («чиновница»), и зарабатывает себе на жизнь сдачей комнат постояльцам, выполняя много разной работы для квартирантов и для своей семьи. У неё обывательские взгляды на отношения мужчин и женщин, но когда она поняла, что полюбила Обломова, она готова на любые жертвы ради него, забота о нём стала смыслом её жизни.

Во многом похожа на Агафью Матвеевну её верная помощница Анисья, жена Захара, с которой хозяйка очень подружилась. Они обе очень трудолюбивы, к работе относятся не как к изнурительной, тяжёлой обязанности, а как к привычному и необходимому условию жизни, что было полной противоположностью взглядам на труд в Обломовке. Анисья была «проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой. и цепкими, никогда не устающими руками». Ленивому и ворчливому Захару, который с женой иногда разговаривал грозно и гневно, пришлось признать, что «Анисья – умнее его!» И поэтому все недоразумения с барином решала именно Анисья, которая так заговаривала Обломова, стрекоча без остановки, что он в недоумении успокаивался.

Автор отмечает взаимную симпатию Агафьи Матвеевны и Анисьи. «Если есть симпатии душ, если родственные сердца чуют друг друга издалека. », то таким примером является дружба этих женщин, которая свидетельствует также о доброте и душевности Агафьи Матвеевны. Да и как ей не ценить свою помощницу, если с её появлением всё в доме засияло чистотой и везде наведён порядок! Так Анисья стала «великой сподручницей» в хозяйских распоряжениях, а Агафья Матвеевна нашла «у себя место в сердце» для Анисьи, которая тоже поняла, что отныне она вместе с хозяйкой будет участвовать во всей жизни дома. «Две женщины поняли друг друга и стали неразлучны»: они делились секретами во всём, что было внесено в быт людей наблюдательными умами и вековым опытом.

Как все простые женщины, Анисья не только любознательна, но и любопытна, ей интересна жизнь барина, однако она не станет заниматься пересудами и в любой момент готова отстоять честь хозяина, если кто-либо рискнёт сказать лишнее.
Когда Илья Ильич женился на Агафье Матвеевне, Анисья окончательно утвердила своё положение в доме Пшеницыной, и «взаимное влеченье Анисьи и хозяйки превратилось в неразрывную связь, в одно существование». «Агафья Матвеевна выросла, Анисья расправила свои руки, как орлица крылья, и жизнь закипела и потекла рекой». Если так нужно для семьи, то Анисья и спать не ляжет, только бы всё было прилично, как хочет барин. И кухня стала «палладиумом деятельности великой хозяйки и её достойной помощницы», под пристальным оком которой находился весь дом, где распоряжалась её «проворная, всесметающая рука».

Образы женщин, вблизи которых протекает спокойная жизнь Обломова, введены автором не случайно. Читатель видит, как благотворно влияет любовь на души тех, кто способен любить самоотверженно, кто не боится труда, а окрылённые женщины готовы на многое. Работа их как будто раззадоривает, и глаза сияют ярче. Образы Агафьи Матвеевны и Анисьи помогают ещё отчётливее увидеть яркую противоположность на их фоне, барина Илью Ильича, и то разрушительное воздействие, какое оказали на Обломова воспитанные с детства лень и барство. Его не воодушевила на «подвиги» даже любовь Ольги, он страдал от необходимости каждый день прилагать усилия, когда давно уж надоело ему просто из дому выходить. Обломов не захотел и не смог работать над собой, менять себя и свой привычный образ жизни. А в доме Пшеницыной многое напоминало ему детство в Обломовке, когда можно любоваться чужим трудом, оставаясь в покое, ощущая при этом заботу и любовь.

Агафья Матвеевна боготворит человека, изменившего всё в её судьбе, считает его особенным, благородным и изнеженным дворянином, который одарил её своим вниманием. Вместе с любовью расцветала душа этой простой женщины, Агафья Матвеевна росла духовно, вызывая удивление своим преображением у тех, кто знал её раньше. Теперь она способна отстоять своё право на счастливую семейную жизнь, и брат с семьёй вынужден съехать, а Агафья Матвеевна живёт в мире и согласии с самым дорогим для неё человеком. Она приняла в нём всё (Ольга же сделать этого не смогла даже по просьбе Ильи Ильича: «прими меня таким, какой я есть»).

Агафью не раздражали бездеятельность, сонливость, лень Обломова, а его тихий, спокойный нрав и его образ жизни признала она за идеал. Эта женщина считала, что «бог вложил в её жизнь душу», когда появился в её доме Илья Ильич. Выйдя за него замуж, она по-новому стала осознавать себя, так как «теперь уже она знала, зачем жила». И даже после смерти Обломова, оставаясь вечно неутешной, Агафья Матвеевна понимала, что «на всю жизнь её разлились лучи, тихий свет от пролетевших как одно мгновение семи лет».

Сына Андрюшу Агафья Матвеевна любила не меньше, чем его отца, но мудро рассудила, что Штольц и Ольга сделают для его воспитания гораздо больше, чем она. И в конце романа автор сообщает о её сближении с Ольгой Ильинской, но не только по причине их общей заботы об Андрюше. Оказывается, их «связывала общая симпатия, одна память о чистой как хрусталь душе покойника».
Так, вначале бесконечно далёкие и разные женщины становятся ближе, благодаря способности сильно и самоотверженно любить, хотя судьба и жизнь повели их различными путями.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: