Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича - Sogetsu-Mf.ru

Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Мережковский Дмитрий Сергеевич (2 (14) августа 1865 — 9 декабря 1941) — один из представителей русской литературы XX века, гонимый некогда советской властью. Лишь в конце XX века изучение творчества и значения Мережковского для русской литературы стало переосмысливаться.

Предок Мережковских — Федор Мережка — войсковой старшина, служивший на Украине. Дед Мережковского участвовал в войне 1812 года.

Маленький Дмитрий родился в 1866 году в городе Санкт-Петербург в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце. В некоторых источниках указано, что Мережовский родился в семье мелкого чиновника — это неверная информация, так как действительный тайный советник — это гражданский чин II класса в Табели о рангах. Действительные тайные советники занимали самые высокие государственные должности.

Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки от совершенства. Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского. Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет. Достоевский ознакомился со стихами Мережковского и вынес свой неутешительный вердикт: «Чтобы хорошо писать, — страдать надо, страдать!». Действительно, не имея душевных терзаний, неразрешимых вопросов, метаний мысли нельзя написать произведение находящее отклик в сердцах читателей. В тот же день Мережковский встретил Надсона, творчество которого Дмитрий находил очень интересным — Мережковский даже подражал Надсону в своих первых стихах.

Как поэт Мережковский состоялся в 1888 году, когда был опубликован его первый сборник стихов, названный просто «Стихотворения». Несмотря на то, что здесь Мережковский многое берет у Надсона, Брюсов отмечает особенность творчества Дмитрия Сергеевича, Мережковский обращается к теме радости и силы, тогда как последователи Надсона творили больше в минорных нотах.

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму.

В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие — он женится на Зинаиде Гиппиус. В дальнейшем Гиппиус оказывает серьезное влияние на творчество Дмитрия Сергеевича, становясь его музой.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика — он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в «Труде», «Русском обозрении» и «Северном вестнике».

В 1892 году выходит сборник стихов Мережковского «Символы». Именно этот сборник дал название литературному направлению — символизму. В том же году Мережковский выступает с речью, в которой он объясняет чем, должен стать символизм в русской литературе. Спустя четыре года в 1896 году выходит следующий сборник стихотворений Мережковского «Новые стихотворения».

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным — он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

В процессе литературного труда Мережковский много обращается к исторической прозе, пишет трилогию «Христос и антихрист» о борьбе христианского и языческого начал в человеке, призывает к принятию нового христианства (Третий Завет), однако его идеи не находят поддержки у представителей церкви. В 1896 году публикуется первая часть трилогии «Смерть богов. Юлиан Отступник». Вторая часть «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» публикуется в 1901 году. Последняя часть трилогии «Антихрист. Петр и Алексей» увидела свет в 1905 году.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием «Собрание стихов». В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

Особенность Мережковского как поэта состоит в том, что он в своих стихотворениях всегда абстрагировался от своего «я», он выражал те чувства и настроения, которые на его взгляд должны были у масс, тогда как многие поэты выражали именно свою точку зрения, выступая в стихотворениях от своего имени.

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д.Философовым труд «Le Tsar et la Revolution» (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» — трилогия на тему русской истории XVIII — XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии — «Павел I», за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство. Вторая часть трилогии — «Александр I» публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию «14 декабря» также спустя пять лет в 1918 году. В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе — его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

Революцию 1917 года Мережковский с супругой встретили в России. Поэт не понял смысл и назначение революции, не осознал всю силу и возможность духовного возрождения России, Большевизм в его глазах — это болезнь — прожив два года в Советском государстве, Мережковский решает бежать за рубеж, услышав о поражении Колчака и Деникина. Надежды поэта на свержения советской власти не оправдались. В 1919 году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, Мережковский вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок «Зеленая лампа», который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал «Новый курс», однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин. После нападения Гитлера на Советский союз, Мережковский ошибочно выступает на стороне Гитлера. Режим фашистов ему кажется более приемлемым, чем советский. Ненависть к советской власти была нестерпимой. От Мережковского отворачиваются многие представители эмиграции — поддержку Гитлера ему не могли простить.

9 декабря 1941 года в Париже Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался.

В 1951 году была опубликована биография Мережковского, над которой Зинаида Гиппиус трудилась в конце своей жизни, но так и не успела закончить.

* Многие факты, указанные в этой биографии не проверены. Если у вас есть корректировки — пожалуйста свяжитесь с нами. 

Биография Дмитрия Мережковского

Дмитрий Сергеевич Мережковский – поэт, прозаик, драматург, философ, литературный критик, один из основоположников символизма в России – родился 2(14) августа 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце.

Вехи биографии Мережковского совпадают с основными вехами русской истории конца 19 – начала 20 в. В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму. Пережил увлечение философским позитивизмом и левым уклоном, заменил их проповедью философии религии в ее единстве с культурой, приветствовал февральскую революцию, но не принял большевизма, в конце 1919 года бежал за границу, став одним из столпов русской эмиграции.

В связи с биографией Мережковского обычно упоминают два факта: визит юноши Мережковского с отцом к Достоевскому с целью показать стихи начинающего поэта, по поводу которых Федор Михайлович сказал: «Слабо, плохо, никуда не годится. Чтобы хорошо писать, — страдать надо, страдать!», — и брак с З.Н. Гиппиус, с которой Мережковский прожил 52 года, «не разлучаясь со дня свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день».

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика – он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в «Труде», «Русском обозрении» и «Северном вестнике».

В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», а в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшие в определенной мере программными для литературного направления символизма.

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным — он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

Известность к Мережковскому пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов (Юлиан Отступник)» (1896), «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» (1902), «Антихрист (Петр и Алексей)» (1905). В то же время он пишет большое исследование «Л. Толстой и Достоевский» (1901-1902). Этот этап творчества по праву считается самым удачным в литературной биографии Мережковского. Он сразу же заявил о себе как о нетрадиционном романисте. Он скорее являет сложившийся в Европе тип художника-эссеиста. Полиглот, знаток античности и итальянского Возрождения, он свободно контаминировал культурные смыслы как в публицистических, так и романических жанрах. И те и другие были подчинены одним и тем же метафизическим и культурологическим схемам: Христос и Антихрист, Богочеловек и Человекобог, Дух и Плоть, власть неба и власть земли. Мережковский использовал одни и те же историко-культурные универсалии. Так, в романе о Леонардо да Винчи Микеланджело и Леонардо выступают как тезис и антитезис, как Плоть и Дух, а Рафаэль – синтез Духа и Плоти. В русском искусстве, которому посвящено исследование Мережковского, эта триада перевернута: история искусства начинается с синтеза – Пушкина, разбиваясь затем на две составляющие линии – творчество Л.Н. Толстого («ясновидца Плоти») творчество Достоевского («ясновидца Духа»).

Читайте также  Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д. Философовым труд «Le Tsar et la Revolution » (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» — трилогия на тему русской истории XVIII-XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство. Вторая часть трилогии – «Александр I» публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию «14 декабря» также спустя пять лет в 1918 году. В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе — его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием «Собрание стихов». В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

В 1915 году Мережковский опубликовал публицистический сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев». В 1916 году состоялись премьеры двух его пьес: «Будет радость» (МХТ) и «Романтики» (Александринский театр, постановка В.Э. Мейерхольда); вторая из них имела большой успех.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года. Октябрьские события вызвали яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул «хамства», воцарение «народа-Зверя», смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество «надмирного зла». Мережковский и Гиппиус первым делом занялись хлопотами по освобождению министров, заключённых в Петропавловскую крепость. В конце этого года писатель выступал с антибольшевистскими лекциями и статьями, одна из них, «1825-1917» (14 декабря, газета «Вечерний звон») анализировала ведущую роль интеллигенции в русском революционном движении. В 1919 году Мережковский вынужден был начать сотрудничество с горьковским издательством «Всемирная литература», где стал получать паёк и заработок. В этом же году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность, направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, он вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок «Зеленая лампа», который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал «Новый курс», однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В сентябре 1928 года Мережковские приняли участие в Первом съезде русских писателей-эмигрантов, организованном в Белграде королем Югославии Александром I Карагеоргиевичем. Тогда же сербский монарх наградил писателя орденом Святого Саввы первой степени за заслуги перед культурой. Мережковский и Гиппиус выступили с публичными лекциями, организованными Югославской академией, после чего при Сербской академии наук стала издаваться «Русская библиотека», в которую вошли произведения Бунина, Мережковского, Гиппиус, Куприна, Ремизова, Шмелева, Бальмонта, Северянина.

В июне 1936 года Мережковский получил стипендию от правительства Муссолини для работы над книгой о Данте; более того, итальянский диктатор нашёл время, чтобы несколько раз встретиться с писателем и поговорить с ним о политике, искусстве и литературе.

Осенью 1938 года, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию и захватила Судеты, а потом и Чехословакию, Мережковский и Гиппиус выступили с категорическим осуждением «Мюнхенского сговора». Начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже.

Произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х гг.: «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида-Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932-1933), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939).

Последние месяцы жизни Мережковский непрерывно работал: прочёл публичные лекции о Леонардо да Винчи и Паскале, пытался прочесть доклад о Наполеоне, но он был запрещён оккупационными властями. К июню 1941 года у Мережковских кончились деньги: выселенные из виллы за неуплату, они сняли на лето меблированные комнаты. В сентябре, одолжив деньги у знакомых, супруги вернулись в парижскую квартиру. Истощённый физически и морально, Мережковский до последних дней пытался работать над «Маленькой Терезой», но она так и осталась неоконченной.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг.

Единство своего творчества Мережковский осознавал и писал в предисловии к собранию сочинений, что «это не ряд книг, а одна, издаваемая для удобства только в нескольких частях. Одна об одном». Творческое наследие Мережковского поистине огромно: это сотни критических и публицистических статей, несколько романических циклов. Но наибольший успех и признание ему выпали именно на начальном этапе, хотя и в это время оценки его творчества были самыми разноречивыми. А. Белый свидетельствовал, что Мережковский, будучи известным и популярным в Европе, в России оставался непонятым и одиноким. Для осознания природы его новаторства потребовалось немало времени.

Время показало, что Мережковский явился создателем романа нового типа – романа историософского. Своеобразие его состоит в том, что автором двигало желание не запечатлеть историю, а объяснить ее, соединив ее начала и концы, почувствовать ритм истории, определив тайные законы ее движения. В основе романического творчества Мережковского лежит мифо-поэтическое мышление, основанное на философской и религиозной интуиции. Символы и концепты философско-религиозных интуиций становятся организующими центрами всего творчества и проходят в качестве сквозных символических лейтмотивов. Отсюда основные особенности поэтики творчества. Мережковский сочетал в себе художника и ученого. З. Гиппиус в воспоминаниях писала, что он был одержим жаждой познания: «Ко всякой задуманной работе он относился с серьезностью ученого». Исследовал источники, путешествовал по местам предполагаемых событий, искал и собирал различные свидетельства. И в творчестве романист нередко следовал в Мережковском за знатоком и свидетелем. Источник в романе становился ибо дневником героя, либо текстом его письма, либо содержанием его монолога. Сам Мережковский называл свой метод «методом религиозно-исторического познания». Пристрастие к художеству также во многом было концептуально: именно в искусстве и творческом акте, по мнению Мережковского, единственно возможно чаемое им разрешение мучительных антиномий мира и его культурной истории.

Новаторские приемы Мережковского и его исторические версии оказали влияние и получили продолжение в творчестве многих писателей ХХ в. Эссеизм в искусстве стал одним из отличительных факторов, работа Мережковского с историческим материалом повлияла на творчество А.Н. Толстого и сказалась в его романе «Петр Первый», а трактовки исторических лиц, данные в трилогии «Павел І», «Александр І», «14 декабря», оказали влияние на историческое творчество Ю.Н. Тынянова.

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Российский писатель. Переводчик. Религиозный философ. Историк. Философ. Вошел в историю как теоретик и основатель русского символизма. Оригинальный мыслитель XX века. Его статьи собраны в книгах: «Грядущий Хам», «В тихом омуте», «Не мир, но меч», «Больная Россия».

Дмитрий Мережковский родился 14 августа 1866 года в городе Санкт-Петербург. Отец писателя Сергей Иванович являлся чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских находилось шестеро сыновей и три дочери. После школы Дмитрий окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В юношестве начал писать стихи. И уже в пятнадцать лет публиковал свои творения в разных изданиях.

В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы тот оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании опубликовались стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения», а через четыре года сборник «Символы. Песни и поэмы». Далее появилась брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Для Дмитрия Сергеевича 1899 год стал поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, Гиппиус подала идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Мережковскому пришла с его романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно заграницей вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». Там же поэт начал трилогию на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

Через два года публикуется первая часть этой трилогии «Павел I», за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть «Александр I» выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» в 1918 году.

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов», «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и «Данте».

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в храме Святого Александра Невского. Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во Франции.

Библиография

Романы

«Христос и Антихрист»:
«Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895)
«Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901)
«Антихрист. Петр и Алексей» (1904-1905)

«Царство Зверя»:
«Павел I» (1908)
«Александр I» (1911-1913)
«14 декабря» (1918)

Дилогия о примордиальном Христианстве:
«Рождение богов. Тутанкамон на Крите» (1924)
«Мессия» (1926-1927)

Итальянские новеллы
«Рыцарь за прялкой» (1895)
«Святой Сатир» (1895)
«Из Анатоля Франса» (1895)
«Любовь сильнее смерти» (1896)
«Наука любви» (1896)
«Железное кольцо» (1897)
«Превращение» (1897)
«Флорентийская новелла XV века» (1897)
«Хроника XVI века»
«Микеланжело»

Философские и религиозные произведения

Трилогия о Троице и примордиальном христианстве
«Тайна Трех: Египет и Вавилон» (1925)
«Тайна Запада: Атлантида- Европа» (1930)
«Иисус Неизвестный» (1932-1934)

«Лица святых от Иисуса к нам»
«Павел. Августин» (1936)
«Св. Франциск Ассизский» (1938)
«Жанна д’Арк и Третье Царство Духа» (1938)

Читайте также  Гадкий утенок характеристика образа Гадкого утенка

«Испанские мистики» (1940-1941)
«Св. Тереза Иисуса»
«Св. Иоанн Креста»
«Маленькая Тереза»

Исторические эссе

Дилогия о государственных деятелях
«Наполеон» (1929)
«Данте» (1939)

«Реформаторы»
«Лютер»
«Кальвин»
«Паскаль»

Поэзия

«Стихотворения, 1883-1887» (1888)
«Символы. Песни и поэмы» С-Петербург, Изд. А. С. Суворина (1892)
«Новые стихотворения» (1891-1895)
«Собрание стихов» (1904, 1910)

Критика и публицистика

«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892)
«Вечные спутники» (1897)
«Лев Толстой и Достоевский» (1901-1902)
«Гоголь и черт» М., 1906, она же «Гоголь. Творчество, жизнь и религия»» (1909)
«Чехов и Горький»
«Пушкин»
«М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»
«Грядущий хам» (1905), сборник статей
«Царь и революция» (1907), сборник статей
«Не мир, но меч; К будущей критике христианства» (1908)
«Было и будет. Дневник» (1910-1914)
«Невоенный дневник» (1914-1916)
«Больная Россия» (1906)
«В тихом омуте»
«Лица»
«Акрополь»
«Россия и большевизм»
«Царство Антихриста»

Драматургия

«Борис Годунов» (киносценарий)
«Данте» (киносценарий)
«Будет радость»
«Гроза прошла»
«Маков цвет»
«Митридан и Натан»
«Осень»
«Романтики»
«Царевич Алексей»
«Юлиан-Отступник»

Переводы

Переводы из Эдгара Аллана По. «Ворон». Поэма (1890)«Легеля». Фантастическая новелла (1893)
«Гете. Фауст. Пролог на небесах» (1892), перевод с немецкого
«Из книги Та-Хио (Великая наука)»
«Из книги Чунг-Юнг (Неизменность в середине)»
«Из книги Лунь-Ю (Беседы мудрецов)»
«Из книги Менг-Тсе (Менция)»

Дмитрий Мережковский: биография. Стихи, цитаты

Краткая биография Мережковского

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский — основатель русского символизма, общественный деятель, писатель и поэт. Это мыслитель XX века, у которого были необычные философские идеи и взгляды на литературу. Дмитрий Мережковский родился 14 августа 1865 года в Санкт-Петербурге, на Елагином острове. Его отец — тайный советник, а мать — красивая женщина с ангельским характером.

Будущий философ учился в гимназии. Здесь на первом месте была зубрежка и выправка. В 13-летнем возрасте Дмитрий написал первые стихи. В это время юноша увлекался творчеством Мольера и организовал кружок. Отец по достоинству оценил талант сына и познакомил его с княгиней Воронцовой. В 1880 году Мережковский познакомился с Федором Достоевским. В этом же году в издании «Живописное обозрение» появились стихи «Тучка», «Осенняя мелодия». В 1882 году Дмитрий познакомился с Семеном Надсоном, который стал его лучшим другом.

В 1884 году юноша поступил в Петербургский университет. Во время обучения Мережковский интересовался французской литературой и философией позитивизма. В 1888 году Дмитрий защитил свое сочинение о Мишеле де Монтене и получил диплом.

В 1880-1889 годах Мережковский общался с Глебом Успенским, Василием Сютаевым и восхищался идеями народничества. Главными темами его творчества было одиночество и обманчивость чувств. В 1886 году Дмитрий тяжело заболел. После выздоровления он обратился к вере и совершил путешествие по южной части России. В Боржоме поэт встретил девушку, которая зимой 1889 года стала его женой. Это Зинаида Гиппиус — поэтесса, писательница и яркая представительница Серебряного века.

Первая поэма Мережковского — «Протопоп Аввакум». Известность начинающему автору принесла книга «Стихотворения». Переводы произведений древнегреческих драматургов изначально не были востребованы. Сегодня они являются гордостью русской школы.

В 1890 году в журнале «Русская мысль» появилась поэма «Вера». Это произведение оказало огромное впечатление на читателей. Следующие произведения автора — «Семейная идиллия» и «Смерть». В 1894 году в «Северном вестнике» был опубликован исторический роман «Смерть богов. Юлиан Отступник». Это первая часть трилогии «Христос и Антихрист». Две другие части — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей».

В 1900 году Мережковский вместе с супругой организовали «мистические собрания». Их цель — формирование «новой церкви». На религиозно-философских собраниях обсуждались вопросы культуры, совершенствования человека. В 1903 году организацию закрыли.

Дмитрий Мережковский — автор романа «Царство Зверя», новеллы «Святой Сатир», исторических эссе «Наполеон» и «Данте», стихотворений «Символы. Песни и поэмы». Много произведений посвящены христианству.

Мережковский был яростным противником октябрьских событий 1917 года. Свои мысли он выражал на антибольшевистских лекциях и в статьях. В 1919 году Дмитрию предложили произнести речь, посвященную восстанию декабристов. Он отказался. Зимой 1919 года Мережковский с женой покинул Россию. Они жили в Минске, Варшаве, Висбадене и в 1920 году остановились в Париже, в своей квартире. В эмиграции Дмитрий Сергеевич написал книгу «Иисус Неизвестный», трилогия «Реформаторы».

Мережковского десять раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе.

Дмитрий Сергеевич Мережковский умер 7 декабря 1941 года в Париже. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Поэта похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Обучение в университетах, увлечение философией позитивизма

Дмитрий с 1884 года учился в Петербургском и Московском университетах, на историко-филологических факультетах. В это время Мережковский увлекся философией позитивизма, а также сблизился с такими сотрудниками «Северного вестника», как Г. Успенский, В. Короленко, В. Гаршин, благодаря чему стал понимать с народнических позиций проблемы, стоявшие перед обществом. Увлечение это, однако, было непродолжительным. Знакомство с поэзией В. Соловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение поэта. Дмитрий Сергеевич отказывается от «крайнего материализма» и переходит уже к символизму.



Религиозно-философские собрания

Жена Дмитрия Мережковского осенью 1901 года предложила идею создания особого общества людей философии и религии для обсуждения вопросов культуры и церкви. Так появились религиозно-философские собрания, знаменитые в начале прошлого века. Главной темой их было утверждение того, что лишь на религиозной основе может совершиться возрождение России. Вплоть до 1903 года проходили эти собрания, с разрешения К.П. Победоносцева, обер-прокурора Синода. Участие в них принимали и священнослужители. Хотя не было принято христианство «Третьего завета», стремление на переломном этапе развития нашей страны создать новое религиозное общество было понятно и близко современникам.

«Собрание стихов»

Четвертый сборник «Собрание стихов» вышел в 1909 году. Новых стихотворений в нем было немного, поэтому книга эта являлась, скорее, антологией. Однако определенный подбор произведений, сделанный Мережковским, придал сборнику современность и новизну. В него были включены только произведения, отвечавшие изменившимся взглядам автора. Новый смысл обрели старые стихотворения.

Мережковский среди поэтов-современников был резко обособлен. Он выделялся тем, что выражал в своем творчестве общие настроения, тогда как А. Блок, Андрей Белый, К. Бальмонт, даже касаясь «злободневных» общественных тем, говорили прежде всего о себе, о собственном отношении к ним. А Дмитрий Сергеевич даже в самых интимных признаниях выражал всеобщее чувство, надежду или страдание.

Эмиграция, основание «Зеленой лампы»

Дмитрий Мережковский был склонен рассматривать эмиграцию как некоторого рода мессианство. Он считал себя духовным «водителем» оказавшейся за границей интеллигенции. Мережковские в 1927 году организовали религиозно-философское и литературное общество «Зеленая лампа». Его президентом стал Г. Иванов. «Зеленая лампа» сыграла заметную роль в интеллектуальной жизни эмиграции первой волны, а также объединила лучших представителей зарубежной русской интеллигенции. Когда началась Вторая мировая война, общество прекратило собрания (в 1939 году).

Мережковские еще в 1927 году основали «Новый курс» — журнал, продержавшийся лишь год. Они участвовали также в первом съезде писателей-эмигрантов из России, состоявшемся в сентябре 1928 года в Белграде (его организовало югославское правительство). Мережковский в 1931 году был в числе претендентов на Нобелевскую премию, однако получил ее И. Бунин.

Взаимоотношения с большевизмом

Мережковские в 1917 году еще жили в России. Поэту страна виделась в канун революции в образе «грядущего хама». Немного позже, прожив в Советской России два года, он утвердился в своем мнении о том, что большевизм — нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда.

Дмитрий Сергеевич в конце 1919 года добился права чтения своих лекций в частях Красной Армии. В январе 1920 года он вместе со своей супругой перешел на территорию, которая была оккупирована Польшей. Поэт читал лекции в Минске для русских эмигрантов. Мережковские в феврале переезжают в Варшаву. Здесь они активно занимаются политической деятельностью. Когда Польша подписала мирный договор с Россией, а супруги убедились, что «русскому делу» в этой стране положен конец, они уехали в Париж. Мережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. Здесь они наладили старые связи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами.

Женитьба на З. Гиппиус

Дмитрий Мережковский, как отмечали современники, был очень замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. Тем более знаменательным стал для него 1889 год. Именно тогда Мережковский женился. Избранница его — поэтесса Зинаида Гиппиус. Поэт прожил с ней 52 года и не расставался ни на день. Этот творческий и духовный союз супруга его описала в неоконченной книге под названием «Дмитрий Мережковский». Зинаида являлась «генератором» идей, а Дмитрий оформлял и развивал их в своем творчестве.

Путешествия, переводы и обоснование символизма

В конце 1880-х и в 1890-е гг. они много путешествовали по разным странам Европы. Дмитрий Сергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, а также выступал в роли критика, публиковался в таких изданиях, как «Труд», «Русское обозрение», «Северный вестник».

Мережковский в 1892 году прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и «мистическое содержание» могут расширить «художественную впечатлительность» русской словесности. Сборник «Символы» появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии.

Поддержка Гитлера

Мережковских не любили в русской среде. Неприязнь была во многом вызвана их поддержкой Гитлера, режим которого казался им более приемлемым, чем режим Сталина. Мережковский в конце 1930 годов увлекся фашизмом, даже встречался с одним из его лидеров — Муссолини. Он видел в Гитлере избавителя России от коммунизма, который считал «нравственной болезнью». После того как Германия напала на СССР, Дмитрий Сергеевич выступил на немецком радио. Он произнес речь «Большевизм и человечество», в которой сравнил Гитлера с Жанной д’Арк. Мережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. После этого выступления все отвернулись от супругов.

Новые произведения

Мережковские в марте 1906 года перебрались в Париж и прожили здесь до середины 1908 года. В соавторстве с Д. Философовым и З. Гиппиус Мережковский в 1907 году издал книгу «Le Tsar et la Revolution». Он также приступил к созданию трилогии «Царство Зверя» по материалам истории России конца 18 — начала 19 вв. Дмитрий Сергеевич после выхода первой части этой трилогии (в 1908 году) подвергся судебному преследованию. В 1913 году появилась вторая часть ее («Александр I»). Последний роман — «14 декабря» — в 1918 году опубликовал Дмитрий Мережковский.

«Больная Россия» — книга, которая появилась в 1910 году. В ее состав вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 гг. в газете «Речь».

Книжное товарищество Вольфа издало в период с 1911 по 1913 гг. 17-томное собрание его сочинений, а Д. Сытин в 1914 году выпустил четырехтомное. На многие языки была переведена проза Мережковского, она была очень популярна в Европе. В России же произведения Дмитрия Сергеевича были подвергнуты жесткой цензуре — писатель высказывался против официальной церкви и самодержавия.

Читайте также  Фауст характеристика образа Мефистофеля

Краткая биография: Мережковский Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1866 года в Петербурге, в одном из императорских дворцов — Елагинском, в семье действительного тайного советника, столоначальника придворной конторы. Его прадед — Федор Мережки был войсковым старшиной на Украине и служил в Измайловском полку и, очевидно, тогда дед и сменил украинскую фамилию на русскую; в жилах бабушки текла кровь князей Курбских; дед по материнской линии — из крупного чиновничества — управлял канцелярией петербургского оберполицмейстера (градоначальника). В семье Мережковских было девять детей — щесть сыновей и три дочери. Дмитрий — младший из сыновей. Чувство семьи было связано у Дмитрия Сергеевича с матерью. Они испытывали друг к другу взаимную нежность. Она умерла 20 марта 1889 года, когда Дмитрию было 23 года. Отец был богат, но считал, что дети сами должны обеспечивать свою жизнь. Он умер в 1908 году, когда Дмитрий был в Париже.
Мережковский сначала учился в третьей классической гимназии, затем, в 1884 году, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлекся теориями О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля, Ч.Дарвина, проявил интерес к новейшей французской литературе. Постигал он и различные религиозные учения, а также сектантство. Тогда же Мережковского захватили народнические идеи.
Первые стихи начал писать еще в гимназии. Впоследствии сам определил их как подражание пушкинскому «Бахчисарайскому фонтану». В 1880 году отец отвез сына к Ф.М.Достоевскому. Достоевский без восторга согласился прослушать стихи молодого человека, после чего подвел итог: «Чтоб хорошо писать — страдать надо, страдать!». Встреча с Достоевским стала одним из глубочайших переживаний юности.
В том же году Мережковский познакомился с С.Надсоном, юнкером Павловского военного училища. Через восемь лет после этого знакомства вышел в свет первый сборник стихов Д.Мережковского, и в их мотивах, их тональности угадывалось некоторое влияние поэзии Надсона.
Темы стихотворений Д.Мережковского 1880-х гг. — одиночество поэта («Поэту наших дней» (1884 г.):
«Молчи, поэт, молчи: толпе не до тебя.
До скорбных дум твоих кому какое дело?
Твердить былой напев ты можешь про себя, —
Его нам слушать надоело.
Не каждый ли твой стих сокровища души
За славу мнимую безумно расточает, —
Так за глоток вина последние гроши
Порою пьяница бросает.
Ты опоздал, поэт: нет в мире уголка,
В груди такого нет блаженства и печали,
Чтоб тысячи певцов об них во все века
Во всех краях не повторяли.
Ты опоздал, поэт: твой мир опустошен —
Ни колоса в полях, на дереве ни ветки,
От сказочных пиров счастливейших времен
Тебе остались лишь объедки.
Попробуй слить всю мощь страданий и любви
В один безумный вопль; в негодованье гордом
На лире и в душе все струны оборви
Одним рыдающим аккордом, —
Ничто не шевельнет потухшие сердца,
В священном ужасе толпа не содрогнется,
И на последний крик последнего певца
Никто, никто не отзовется!»
«Я хочу, но не в силах любить я людей://Я чужой среди них. «), опустошенность души («. в душе — ни веры, ни огня. «), призрачность жизни и обманчивость чувств («Не печаль, а только след печали, // Не любовь, а только тень любви», «Безмолвным сумраком полна душа моя: // Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой, — //Все замерло в груди. лишь чувство бытия// Томит безжизненною скукой»). Его лирический герой — мрачный романтик, разочарованный, отчаявшийся скептик, но и мечтатель, нечто средне между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким.
В 1888 году Д.С.Мережковский предпринял путешествие по Закавказью, остановился в Боржоми и там познакомился с девятнадцатилетней Зинаидой Гиппиус. 8 января 1889 года, в Тифлисе, они обвенчались. Вскоре молодые переехали в Петербург.
В начале 1890-х годов Д.С.Мережковский сблизился с сотрудниками журнала «Северный вестник», прежде всего с редактором А.Волынским. Вокруг «Северного вестника» объеденились первые русские символисты: Д.Мережковский, З.Гиппиус, Н.Минский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб и другие. Выступления авторов «Северного вестника» имели серьезный резонанс. Они стали популярны. Популярной стала и поэзия Мережковского. Его имя уже ассоциировалось с литературной элитой, его стихи читали на всевозможных журфиксах, а в 1892 году увидела свет его вторая поэтическая книга — «Символы. Песни и поэмы».
Тогда же он выступил с публичной лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В 1893 году лекция была издана отдельной книгой. Работа Мережковского не наносила удар по эстетике русской классической литературы. Более того, в ней указывалось на наличие всех трех признаков нового искусства (а именно: мистического содержания, символов, расширения художественной впечатлительности) уже в творчестве Толстого, Тургенева, Достоевского, Гончарова. Новое искусство, по убеждению Мережковского, лишь продолжает эти тенденции классики.
Союз с А.Волынским был недолгим. Волынский далеко не все принимал в философии символизма, и его сближение с Мережковским произошло прежде всего на почве их хлопот о новой поэзии и негативного отношения к гражданским приорететам утвердившейся литературной критики. Первый роман Мережковского «Отверженный» (впоследствии «Смерть богов. Юлиан Отступник») опубликован в 1895 году на страницах журнала в урезанном и искаженном виде — сказалась редактура Волынского. Уже следующий роман — «Леонардо Да Винчи» в «Северном вестнике» напечатан не был.
Вскоре Мережковский сблизился с дягилевским окружением — художественные и литературные «Сливки» той поры, собрания которых проходили в доме С.П.Дягилева. В этой творческой атмосфере зародился блистательный ежемесячный журнал «Мир искусства». Редакция расположилась в квартире Дягилева.
Литературный отдел в журнале вел Д.В.Философов, с которым Д.Мережковский познакомился еще в 1892 году, когда тот еще был студентом Петербургского университета. С 1901 года началась их пятнадцатилетняя дружба. Мережковский, Гиппиус и Философов объединились в тройственный союз, в общину единомышленников, смыслом существования которой стало утверждение идей Третьего Завета, царства Духа. По инициативе Д.Философова журнал предоставил свои страницы Мережковскому, Минскому, Розанову, Гиппиус, Шестову. Самая значительная литературно-критическая работа Мережковского, в которой он выступил и как религиозный мыслитель, — «Лев Толстой и Достоевский»- опубликована в «Мире искусства» (1901-1902).
Религиозно-философское направление постепенно завоевывало журнальное пространство, что стало причиной недовольства Бенуа. В редакции обозначилось два полюса: философский и художественный. В 1903 году эти разногласия выплеснулись на страницы «Нового пути» полемикой Бенуа с Мережковским.
Однако своим интересам Мережковский не изменил: он целиком сосредоточился на религиозно-философских вопросах, на истории, современности и будущем христианства и Христианской Церкви.
В 1902 году Мережковский занялся созданием литературного журнала «Новый путь», первый номер которого вышел в свет в ноябре 1902 года. В журнале печатались религиозные произведения, идеи Соловьева, отчеты с Религиозно-философских собраний. В апреле 1905 года синодальная власть запретила Религиозно-философские собрания. Мережковский, дабы удержать журнал на плаву, написал роман «Петр и Алексей». Политическую тему в журнале был приглашен вести С.Булгаков. Разногласия между Мережковским и группой Булгакова привели к тому, что Мережковский вместе с Гиппиус добровольно устранились от сотрудничества в журнале, сохранив дружеские отношения с Булгаковым и редакцией в целом.
Еще в 1890-е годы Мережковский начал писать первую трилогию, в которой выразил свою философию истории и свой взгляд на будущее человечества. Трилогия получила название «Христос и Антихрист».
В 1904 году произошла личная встреча Мережковского с Толстым. Это произошло в Ясной Поляне.
Летом 1905 года Мережковский заговорил о поездке за границу. 14 марта 1906 года он и Гиппиус покинули Петербург и через день уже были в Париже. Там они встречаются с А.Белым, Н.Минским, К.Бальмонтом, А.Бенуа, сближаются с Г.Плехановым и Б.Савинковым. Парижская деятельность Мережковского направлена на утверждение «нового религиозного сознания», внутрнней Церкви. Для этого устраиваются русские «субботы», читаются лекции. 11 июня 1908 года Мережковский и Гиппиус возвратились в Россию.
В 1908 году одна за другой вышли книги Мережковского «Не мир, но меч. К будущей критике христианства» и «В тихом омуте». 13 января 1910 года в книжных магазинах появилась его книга «Больная Россия», в состав которой вошли статья, опубликованные в газете «Речь» в конце 1908 и в 1909 году.
Основной пафос его работ 1908-1909 годов сводился к тому, что христианская идея в России вывернута наизнанку. В 1908 году он завершил начатую еще в Париже драму «Павел I». Затем были написаны романы «Александр I» (1913) и «14 декабря» (1918). Эти вещи образовали трилогию. При первой публикации романа «14 декабря» вся трилогия была названа «Зверь из Бездны».
Мережковский выступил как неохристианин не только в своих романах и публицистике, но и в литературно-критических работах. Его дебют как литературного критика состоялся в 1888 году в «Северном вестнике». Это была статья о Чехове — «Старый вопрос по поводу нового таланта». В дальнейшем последовал целый ряд статей — опять о Чехове, а еще о Короленко, Розанове, Андрееве, Чаадаеве, Достоевском, Тургеневе, Майкове, Гончарове, Льве Толстом, Лермонтове, Гоголе, Некрасове, Тютчеве.
Октябрьскую революцию Мережковский принял враждебно. В конце 1919 года он и Гиппиус оставили Петербург и отправились в Польшу вместе с Д.В.Философовым и студентом филологического факультета Петербургского университета В.А.Злобиным. Но вскоре, в ноябре 1920 года, чета Мережковских перебралась в Париж.
В эмиграции Мережковский работал с такой же творческой жадностью, как и в России. С 1924 по 1939 года он выпустил множество литературных произведений: роман «Тутанкамон на Крите» (1924), «Мессия» (1925), «Тайна трех. Египет и Вавилон» (1925), «Наполеон» (1929), «»Тайна Запада: Атлантида — Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932-1933), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте», «Мессия» (1939).
За границей Мережковский яростно осуждал большевизм, и даже съездил в Италию, чтобы просить фашистского диктатора Муссолини совершить крестовый поход против Советского Союза, на что тот ответил отказом. После возвращения в Париж осенью 1941 год, заклейменный русской эмиграцией за германофильство (распространение взглядов Германии), он оказался в общественной изоляции. Однако вести о зверствав гитлеровских войск в России заставили Мережковского усомниться в своем выборе. Незадолго до смерти он, по свидетельству В.Мамченко, осудил Гитлера.
Дмитрий Сергеевич Мережковский скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: