А. С. Грин. Судьба писателя и творческий путь

Александр Грин – известный русский поэт и прозаик. Известность получил после публикации феерии «Алые паруса».

А. С. Грин. Судьба писателя и творческий путь

Александр Степанович Грин

Фото Все

Видео Все

Александр Грин. Гении и злодеи.

Судьба писателя. Александр Грин

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 9. Александр Грин. Перевод с неизвестного

Александр Грин — биография

Александр Грин – известный русский поэт и прозаик, работал в жанре неоромантизма, использовал в своих произведениях элементы символической фантастики. Настоящую славу узнал после публикации феерии «Алые паруса».

Перу Александра Грина принадлежат почти четыре сотни произведений. И среди них отдельное место занимают два – «Алые паруса» и «Бегущая по волнам», которые уносят читателя из серого и унылого реального мира, перемещая в вымышленную страну. Эта страна, с легкой руки критика К.Зелинского, стала называться Гринландией. Писатель свято верил, что мечты сбываются, но только в том случае, если это настоящие мечты.

Детство

Настоящая фамилия писателя – Александр Гриневский (Грин – творческий псевдоним). Он родился 11 августа (23-го по новому стилю) 1880-го года в городе Слободской Вятской губернии. Сейчас этот населенный пункт относится к Кировской области. Никто из членов семьи будущего известного литератора не имел к искусству ни малейшего отношения. Отца звали Стефан Гриневский, он польский шляхтич. В двадцатилетнем возрасте принимал активное участие в Январском восстании 1863 года, за что и получил бессрочную ссылку в город Колывань под Томском. Он пробыл там пять лет, до 1868-го, а после этого получил разрешение на поселение близ Вятки.

Александр Грин в молодости

Именно там он и встретил свою судьбу – медсестру Анну Лепкову, и в 1873-м повел ее под венец. Анна была намного моложе своего супруга, на момент бракосочетания ей едва исполнилось 16 лет. Супруги прожили вместе семь лет, и только после этого у них родился ребенок. Первенца назвали Александром. Спустя некоторое время в семье родился сын Борис и две дочери – Антонина и Екатерина. Воспитанием детей родители особо не занимались. Бывало, что Сашу очень баловали и разрешали ему все, что заблагорассудится, бывало, что над ним откровенно издевались, серьезно наказывали или вообще забывали о его существовании.

Читать Александр научился очень рано, в шесть лет он уже не мог оторваться от книги. Вместо того, чтобы гонять мяч со своими ровесниками или еще чем-то заниматься, он сидел над книжкой. Особенно любил приключенческую литературу. Первой книгой, которую мальчик осилил самостоятельно, было «Приключение Гулливера», Джонатана Свифта. История Лемюэля, чудом переместившегося в мир лилипутов, очень понравилась маленькому мальчику.

Помимо этого юный читатель увлекался приключенческой литературой, ему нравились истории смелых мореплавателей, бороздивших земные моря и океаны. Отсюда и его стремление быть похожим на героев прочитанных им произведений, он хотел пойти по их стопам. Мальчик принял решение уйти в море, он уже видел себя матросом, поэтому несколько раз сбегал из родного дома.

В 1889 году, в возрасте 9 лет, Саша оказался в подготовительном классе реального училища. Сверстники начали называть его «Грин», и впоследствии он взял это прозвище в качестве творческого псевдонима. Саша никогда не отличался послушанием, он дерзил учителям, сбегал с уроков, чтобы побродить по любимым местам и представить себя бесстрашным капитаном. Педагоги в один голос уверяли, что он ведет себя хуже всех. Несмотря на это, он прошел программу подготовительного класса, и его перевели в 1-й.

Но дальше второго класса обучение в этом училище не продвинулось – его исключили. Все дело в стихотворении, которое талантливый ученик написал в честь своих педагогов. В нем прослеживалась ирония и чуть ли не открытые оскорбления учителям, поэтому после прочтения этого шедевра Гриневского вышвырнули из училища. Продолжить обучение он смог только в 1892-м, после письменного ходатайства отца. Александра зачислили в одно из Вятских училищ, которое имело сомнительную репутацию.

В начале 1895 года, когда Гринецкому было всего 15, от туберкулеза умерла его мать. Спустя четыре месяца, в мае того же года, отец привел домой мачеху – вдову Лидию Борецкую. Отношения мачехи и пасынка не сложились с самого начала, Саша часто убегал из дома, чтобы побродить в одиночестве, и в итоге стал жить отдельно от семьи.

Одиночество, незамысловатый быт провинциального городка, с его ханжеством, ложью и фальшью, вызывали в нем тоску, от которой он находил спасение в приключенческих книгах.

Александр скитался на протяжении шести лет. Его трудовая биография началась очень рано и была достаточно разнообразной. Он переплетал книги, рыбачил, работал на железной дороге, потом устроился грузчиком и землекопом, отметился в качестве артиста бродячего цирка. После окончания Вятского училища в 1896-м, отец выделил сыну 25 рублей и благословил его на поездку в Одессу. Грин решил воплотить в жизнь свою детскую мечту о море. По приезду молодому человеку снова пришлось вести бродячий образ жизни, ему не на что было даже купить еду.

В конце концов, Грин попал на судно, и буквально сразу испытал горечь разочарования. Раньше ему казалось, что моряк – это сплошная романтика, а в действительности пришлось прочувствовать тяжесть и рутину матросского труда. Александр серьезно разругался с капитаном корабля и бросил это занятие.

Жить становилось все труднее, средств к существованию не было вообще. Поэтому в 1902-м он отправился служить в армию. Однако и здесь, под тяжестью солдатского быта, Гриневский долго не выдержал – дезертировал. Затем увлекся революционными идеями, развивал бурную подпольную деятельность. После ареста в 1903-м, Александр отправляется в Сибирь на долгие десять лет. Потом недолго жил в Петербурге под чужим именем.

Литература

Начало творческой биографии Грина пришлось на 1906 год. Именно тогда он написал свой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», и с того времени уже полностью отдался литературной деятельности. В рассказе шла речь о нарушениях в армии.

Автор издал это произведение под псевдонимом А.С.Г., оно стало агитационной брошюрой для военнослужащих. Полиция конфисковала весь тираж прямо в типографии и сожгла его. Грин был уверен, что сочинение утрачено навсегда, но спустя много лет после его смерти, в 1960-м, удалось разыскать единственный сохранившийся экземпляр, который московская жандармерия хранила в качестве вещественного доказательства.

Спустя некоторое время Грин написал новый рассказ – «Слон и Моська». Его судьба была аналогична участи дебютного произведения автора. В продаже появилась только повесть Александра Грина «В Италию», которую разрешили продавать легально.

В 1908 году писатель выпустил свой первый сборник рассказов, под которым стояла подпись «Грин». После этого сборники начали выходить почти каждый год. Грин отличался большим трудолюбием, на протяжении года он «выдавал на-гора» почти тридцать рассказов, объединял их и отдавал в печать. Материальное положение автора заметно улучшилось. В 1913-м он представил на суд читателей три тома своих произведений.

С каждым годом, с каждой новой работой, мастерство Грина становилось все более совершенным. Он писал на разные темы, находил невероятные сюжеты, поражающие глубиной и непредсказуемостью. В каждой из его книг были афоризмы и цитаты, впоследствии ушедшие в народ.

Творчество Александра Грина находится на каком-то особом месте в отечественной литературе. Так как он, не писал никто — ни до него, ни после. Ему даже не пытались подражать, слишком необычным был жанр, в котором он трудился. Однако не обошлось без обвинений в адрес самого Грина. Многие критики считали, что он заимствует свои сюжеты у других известных прозаиков – Джека Лондона, Эдгара По, Стивенсона. Но после того, как тексты Грина подверглись тщательному анализу, стало понятно, что сходство было очень поверхностным и не имело никакого значения.

Многие действия в произведениях Александра происходят в какой-то вымышленной стране, которую он никак не конкретизировал. Название у этой страны появилось только благодаря стараниям критика Корнелия Зелинского, который предложил дать ей имя «Гринландия».

По мнению некоторых исследователей, это место все-таки есть на карте, и находится оно на юге морской границы Китая. Это мнение ученые обосновали тем, что автор часто упоминает в своих произведениях Тихий океан, Новую Зеландию и другие.

Свою самую знаменитую повесть «Алые паруса» Грин начал писать в 1916 году, и закончил работать над ней в 1922-м. Это произведение он написал в честь своей жены Нины. Писатель не вынашивал эту идею долго и мучительно, наоборот, все получилось достаточно спонтанно. В одном из магазинов игрушек он увидел корабль с белым парусом. Именно тогда он понял, что это какая-то подсказка, но сразу не мог ее сформулировать и понять. И только спустя немного времени, когда он представил эту лодочку под алым парусом, он вдруг увидел развитие сюжета.

Александр Грин

В 1928-м Александр Грин опубликовал самую значимую свою работу – роман «Бегущая по волнам», полный фантастики и мистики. Произведение многосюжетное, в его основу легли символы, мифы, архетипы и сказочные мотивы. Бегущая по волнам – полная таинственности Фрези Грант помогает всем потерявшимся в океане.

Год спустя писатель радует своих поклонников произведениями «Дорога никуда» и «Гнев отца».

Перед самой смертью Грин работал над романом под названием «Недотрога», однако произведение так и осталось незаконченным.

Личная жизнь

Несмотря на то, что отец писателя придерживался католического вероисповедания, Александра крестили в православной церкви. В годы жизни в Крыму Грин часто посещал церковь, особенно любил делать это на Пасху.

Известный литератор имел достаточно бурную личную жизнь. Он был официально женат два раза. Первый раз сочетался браком в 1908 году с Верой Абрамовой, отец которой был богатым чиновником. Именно с супруги он писал главную героиню Геллю в произведении «Сто верст по реке».

Александр Грин с Верой Абрамовой

Семейная жизнь продлилась всего пять лет. Инициатором развода стала супруга, которой порядком поднадоели выходки мужа, его неуправляемость и непредсказуемость. Грин любил покутить, и это тоже не делало Веру счастливой женщиной. Писатель предпринимал несколько попыток, чтобы вернуть жену, он посвящал ей свои книги, одна из них вышла с эпиграммой – «Единственному моему другу». Но Абрамова оставалась непреклонна и развод состоялся. Наверное, писатель очень любил свою жену, потому что до последних дней носил с собой ее портрет.

Несмотря на все это, в 1921-м в личной жизни Александра появляется Нина Миронова, ставшая его второй женой. С ней он прожил до самой смерти. Этот брак был счастливым, супруги жили в любви и понимании.

Александр Грин и Нина Миронова

После смерти Грина его супруга осталась жить в их доме в Крыму. Когда во время войны полуостров оккупировали немцы, женщину отправили на принудительные работы в Германию. После победы Нина вернулась в Союз, но ее ждало обвинение в измене и десять лет лагерей. Жены писателя знали друг друга, сдружились после его смерти, и все трудности старались преодолеть вместе.

Читайте также  Мастер и Маргарита характеристика образа Понтий Пилата

Смерть

Сердце известного писателя Александра Грина остановилось 8 июля 1932 года. Он умер от онкологии, доктора диагностировали у него рак желудка. Местом упокоения прозаика стал Старый Крым, его могилу украшает необычный памятник в виде героини самого известного произведения автора – «Бегущая по волнам».

Памятник Александру Грину

В годы правления Сталина имя Александра Грина находилось под запретом. Его книги не печатали. Кто сумел разглядеть в них антисоветскую подоплеку и назвать их далекими от пролетарских идей, так и осталось тайной. Но факт остается фактом, только после смерти Сталина произведения Грина попали на полки магазинов, а сам писатель был реабилитирован.

Память о великом писателе осталась в названиях улиц, гимназий, библиотек. В Феодосии есть музей Грина, его скульптуры имеются во многих российских городах.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Жизнь и Судьба Александра Грина

Кто из творческих людей не стоял перед выбором: творить и жить жизнью странной и зачастую неестественной, или избрать путь благополучия и сытости, наступив на горло своим духовным и творческим порывам? Или иное – если творить, то ради чего? Что принесёшь ты миру: свет или тьму?

Александр Грин в одном рассказе поставил все возможные вопросы, стоящие перед художником, творцом, в течение всей его жизни.

При поверхностном прочтении рассказа «Искатель приключений» читатель увидит противостояние противоположностей: души нервической, беспокойной, ищущей новых впечатлений, как наркотика, и — спокойной, обывательски благополучной, довольной своей здоровой, плотской натурой.

Но творчество Грина – это всегда загадка, которую предстоит разгадывать читателю не только при прочтении произведения, но и после этого, ещё долго возвращаясь к мыслям писателя. Спорить или соглашаться, думать и самому домысливать произведение.
А зачастую – это произведение будет мучить вас, если вы поступаете против совести. Как камертон упрекает нас, взявших фальшивую ноту, так и творчество Грина, для соприкоснувшихся с ним в юности является камертоном духовного, высокого отношения к жизни, чужим и собственным поступкам.

Противопоставление и сравнение вегетарианского, образа жизни: «Чрезвычайная, несвойственная даже понятию о еде, тишина внушала аппетиту входящего быть молитвенно нежным, вкрадчивым, как самая идея травоядения. Постные, хотя румяные лица помешанных на здоровье людей безразлично осматривали Аммона.» и здорового образа жизни избранного Доггером –« Обильный завтрак состоял из масла, молока, сыра, ветчины и яиц», «Крепкий, как ожившая грудастая статуя Геркулеса, Доггер производил впечатление несокрушимого здоровяка» — для Александра Грина не являются противопоставлением.

Он чувствует и в том и в другом образе жизни некую неправду, как говорится – в любой крайности, ищи обратное. Люди, избравшие чересчур жесткие правила существования в чём-то ущербны, неполны, несмотря на пышущее, бросающееся в глаза здоровье тех и других.
Так люди творчества, сознательно лишившие себя поиска, страданий и терзаний, ради благополучия житейского, перестают быть художниками или становятся своей противоположность, доходя до крайности, чтобы себя и весь мир убедить в том, что они счастливы и иной жизни не ищут.

И только где-то, в тайном уголке души, в ночной тиши они находят себя истинного, но боятся открыть миру всю боль, кошмары и безобразие своих страстей: «Он видел стаи воронов, летевших над полями роз; холмы, усеянные, как травой, зажженными электрическими лампочками; реку, запруженную зелеными трупами; сплетение волосатых рук, сжимавших окровавленные ножи; кабачок, битком набитый пьяными рыбами и омарами; сад, где росли, пуская могучие корни, виселицы с казненными; огромные языки казненных висели до земли, и на них раскачивались, хохоча, дети; мертвецов, читающих в могилах при свете гнилушек пожелтевшие фолианты; бассейн, полный бородатых женщин; сцены разврата, пиршество людоедов, свежующих толстяка; тут же, из котла, подвешенного к очагу, торчала рука; одна за другой проходили перед ним фигуры умопомрачительные, с красными усами, синими шевелюрами, одноглазые, трехглазые и слепые; кто ел змею, кто играл в кости с тигром, кто плакал, и из глаз его падали золотые украшения; почти все рисунки были осыпаны по костюмам изображений золотыми блестками и исполнены тщательно, как выполняется вообще всякая любимая работа. С жутким любопытством перелистывал эти рисунки Аммон».

Пока читаешь этот текст, перед глазами стоит все западное искусство, декаденс и ты воспринимаешь весь ужас героя, не от рисунков в той злополучной папке, а от того, что мастер трёх невозможно гениальных картин может так мыслить!
И понимаешь самого Грина: только имея в душе подобный ужас, можно, отталкивая и отрицая это жуткое совершенство создавать невозможно прекрасные образы его героинь!

В «Бегущей» есть герой-мужчина и два главных женских персонажа — милая веселая Дэзи и холодная величественая умница Бичи Сениэль, бывшая хозяйка парусника. И что забавно, структура отношений между этими тремя героями очень напомнает отношения в «Блистающем мире» — между Друдом, Руной Бэгуэм и Тави Тум. Именно Бичи Сениэль и Руна Бэгуэм с самого начала захватывают внимание и читателя, и героя. Возникает подозрение, что в героинях он трансформировал характеры двух главных женщин своей жизни, своих жён.

Образ женщины на картинах в «Искателе приключений» претерпевает ещё большую трансформацию:
«Всю материнскую нежность, всю ласку женщины вложил художник в это лицо. Огонь чистой, горделивой молодости сверкал в нежных, но твердых глазах; диадемой казался над тонкими, ясными ее бровями бронзовый шелк волос; благородных юношеских очертаний рот дышал умом и любовью» — и противоположная ипостась женщины:
«Страшно, с непостижимой яркостью встретились с его глазами хихикающие глаза изображения. Ближе, чем ранее, глядели они мрачно и глухо; иначе блеснули зрачки; рот, с выражением зловещим и подлым, готов был просиять омерзительной улыбкой безумия, а красота чудного лица стала отвратительной; свирепым, жадным огнем дышало оно, готовое душить, сосать кровь; вожделение гада и страсти демона озаряли его гнусный овал, полный взволнованного сладострастия, мрака и бешенства; и беспредельная тоска охватила Аммона, когда, всмотревшись, нашел он в этом лице готовность заговорить. Полураскрытые уста, где противно блестели зубы, казались шепчущими»…

Так описывает А. Грин изображение женщины на двух картинах. Но что оставляет в итоге не сожжённым Доггер (а мы понимает под ним художника, то есть самого автора)? Он оставляет третью картину, лицо которой скрыто:
«Поза женщины, левая ее рука, отнесенная слегка назад, висок, линия щеки, мимолетное усилие шеи в сторону поворота и множество недоступных анализу немых черт держали зрителя в ожидании чуда. Художник закрепил мгновение; оно длилось, оставалось все тем же, как будто исчезло время, но вот-вот в каждую следующую секунду возобновит свой бег, и женщина взглянет через плечо на потрясенного зрителя».

Не напоминает ли этот облик героиню «Бегущей по волнам» да и вообще всех романтических героинь Грина? Это Грин, вместе со своим героем-художником, выбирает облик таинственный и неуловимый для своих героинь.
«Над головами их среди других рам и изображений стояла, готовая обернуться, живая для взволнованных глаз женщина; она стояла на дороге, ведущей к склонам холмов. Толпа молчала. Совершеннейшее произведение мира являло свое могущество.
— Почти невыносимо, — сказала подруга Кута. — Ведь она действительно
обернется!
— О нет, — возразил Аммон, — это, к счастью, только угроза.
— Хорошо счастье! Я хочу видеть ее лицо!
— Так лучше, дорогая моя, — вздохнул Кут, — пусть каждый представляет
это лицо по-своему».

Еще один момент, который меня очень задел и в «Искателе приключений», «Блистающем мире», и в «Бегущей» — скажем так, отказ от власти, отказ от представившейся возможности, если ты понимаешь, что реализация такой возможности будет противоречить твоей внутренней сути. Руна Бэгуэм предлагает Друду, грубо говоря, объединиться и перевернуть мир, используя его необычную способность. Руна принимает решение и пытается добиться своего, играет ва-банк. Друд отказывается, прекрасно осознавая, что это «не его». А вот Бичи Сениэль не делает такой ошибки.

Она гоняется за своим бывшим кораблем, «Бегущей по волнам», пытаясь вернуть его, прилагает к этому все усилия. И когда наконец получает корабль обратно, понимает, что оставить его было бы совершенно неправильно, и волевым решением избавляется от него. Корабль гибнет, но у меня складывается странное ощущение, что Бичи принимает решение, которое потом спасло ее саму, как личность. В отличие от Руны. По сути, все просто: смирение является путем к спасению, умение вовремя отказаться от своего самого сильного желания иногда лучше, чем его исполнение.

«Я не мог показать людям своих ужасных картин, так как они превознесли бы меня, и я, понукаемый тщеславием, употребил бы свое искусство согласно наклону души — в сторону зла, а это несло гибель мне первому; все темные инстинкты души толкали меня к злому искусству и злой жизни. Как видите, я честно уничтожил в доме всякий соблазн: нет картин, рисунков и статуэток. Этим я убивал воспоминание о себе, как о художнике, но выше сил моих было уничтожить те две, между которыми шла борьба за обладание мной. Ведь это все-таки не так плохо сделано! Но дьявольское лицо жизни временами соблазняло меня, я запирался и уходил в свои фантазии — рисунки, пьянея от кошмарного бреда; той папки тоже нет больше. Вы сдержали слово молчания, и я, веря вам, прошу вас после моей смерти выставить анонимно третью мою картину, она правдива и хороша. Искусство было проклятием для меня, я отрекаюсь от своего имени».

И как его герой имеет тайную, тёмную сторону, так и в самом писателе прозреваешь две стороны: светлую и тёмную. В выборе Доггера скрыт выбор самого Грина. Он со своей силой воплощения образов, способный воплотить в этот мир как Образ Тьмы, так и Образ Света, выбирает третье: Таинственное и Непостижимое.

Святость, гениальность, талант… Как часто эти понятия находятся рядом. Мессианство в крови таких писателей, как Александр Грин. И как бы ни была тяжела или грешна их жизнь, они искупают все свои грехи, тем Светом и Надеждой, что несут этому безрадостному, тусклому миру прагматиков.

Александр Грин: хроника жизни и творчества

Я пишу − о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой,
о судьбе, тайных путях души и смысле случая. (Александр Грин)

Читайте также  Страдания молодого Вертера характеристика образа Вертера

Раздел находится в процессе дополнительной вёрстки.
Возможны нарушения ссылочных переходов на внутренних страницах.

Полная хроника жизни и творчества выдающегося русского писателя Александра Степановича Грина (1880-1932) составлена на основе документов из государственных и частных собраний, периодических изданий, в том числе — прижизненных, а также автобиографии писателя, воспоминаний современников, дневниковых записей и писем. Коллективный труд научных сотрудников Феодосийского литературно-мемориального музея А. С. Грина.

Составитель: Наталья Яловая. Комментарии: Людмила Варламова, Лариса Ковтун, Алла Ненада.

Список условных сокращений:

  • АС — Грин Александр Степанович
  • ВП — Гриневская (урожд. Абрамова, во 2-м браке Калицкая) Вера Павловна
  • НН — Грин (урожд. Миронова, в 1-м браке Короткова) Нина Николаевна
  • Грины — А. С. и Н. Н. Грин
  • ГААО РФ − Государственный архив Архангельский области Российской Федерации (Архангельск)
  • ГААРК − Государственный архив Автономной Республики Крым (Симферополь)
  • ГАКО РФ − Государственный архив Кировской области Российской Федерации (Киров)
  • ИМЛИ − Отдел рукописных и книжных фондов Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН (Москва)
  • ИРЛИ − Отдел рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)
  • ОГЛМ − Фондовый отдел Одесского государственного литературного музея (Одесса)
  • РГБ − Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва)
  • РНБ − Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург)
  • РГАЛИ − Российский государственный архив литературы и искусства (Москва)
  • ЦГА ВМФ − Центральный государственный архив Военно-морского флота Российской Федерации (Санкт-Петербург)
  • ЦГАЛИ СПб − Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург)
  • ФЛММГ − Фондовый отдел Феодосийского литературно-мемориального музея А. С. Грина (Феодосия)
  • Книги:
    • Альманах 17 − Альманах 17: Литературно-художественный сборник с портретами авторов. − СПб, 1909.
    • БЭС − Большая советская энциклопедия. − М.: Советская энциклопедия, 1975.
    • ВАГ − Воспоминания об Александре Грине /Сост. В.Сандлер. − Л., 1972.
    • Варламов − Варламов А. Н. Александр Грин. − М.: Молодая гвардия, 2005. (Жизнь замечательных людей
    • Встречи с прошлым − Встречи с прошлым: Сб. материалов ЦГАЛИ. Вып. 7. − М.: Советская Россия, 1990.
    • Грин: взгляд из XXI в. − А. С. Грин: взгляд из XXI в. К 125-летию Александра Грина.
    • Сборник статей по материалам Международной научной конференции «Актуальные проблемы современной филологии». – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
    • Грин Н. − Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. − Феодосия; М.: Издат. дом «Коктебель», 2005.
    • Келин − Келин Н. А. Казачья исповедь. Толстой Н.Д. Жертвы Ялты. − М.: Военное издательство, 1996.
    • Крымский альбом 1998 − Крымский альбом 1998: Ист.-краевед. и лит.-худ. альманах. Вып. 3. − Феодосия; М.: Издат, дом «Коктебель», 1998.
    • Купченко − Купченко В. Остров Коктебель. − М.: Правда,1981. (Б-ка «Огонек»; 37).
    • Лит. жизнь России − Литературная жизнь России 1920-х годов. Т. 1. Ч. 1-2. − М.: ИМЛИ РАН, 2005.
    • Мат. конф. 1998 − Александр Грин: человек и художник. Материалы XIV Международной научной конференции. Феодосия 8-12 сентября 1998 г. − Симферополь, 2000.
    • Махнёва −Махнёва М. Хроника жизни А. С. Грина и семьи Гриневских (1843–1917). − Киров, 1995.
    • Новиков − И. А. Новиков в кругу писателей-современников. Сборник статей. − Орел; Мценск, 2003.
    • Окоём − Окоём: Альманах. Вып. 1. − Феодосия, 1992.
    • Петряев − Петряев Е. Д. Литературные находки: Очерки культурного прошлого Вятской земли. − Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1981.
    • Собр. соч. − Грин А. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. − М.: Правда, 1965.
    • СЭС − Советский энциклопедический словарь. − М.: Советская энциклопедия, 1980.
    • Тимина − Тимина С. Культурный Петербург: ДИСК, 1920-е годы. – СПб: Logos, 2001.
    • Фанданго − Грин А. С. Фанданго: Роман; Повести и рассказы; Автобиографические очерки. − Симферополь: Крым, 1966.
    • Филимонов − Филимонов С. Б. Тайны крымских застенков. − Симферополь: Бизнес-информ, 2003.
    • VI Гриновские чтения − «Мечта разыскивает путь». Материалы VI Гриновских чтений, посвященных 120-летию А. С. Грина. − Киров, 2001.
  • Журналы:
    • Брега Тавриды — Брега Тавриды (Симферополь). 2003, № 1.
    • Дон — Дон (Ростов-на-Дону). 1965, № 7.
    • Мир Паустовского — Мир Паустовского (Москва). 2002, № 19
    • Октябрь — Октябрь (Москва). 1980, № 8
    • Радуга — Радуга (Киев). 1965, № 8
  • Газеты:
    • Кировская правда — Кировская правда (Киров)
    • Литературный Киров — Литературный Киров (Киров)
    • Правда — Правда (Москва)
  • Даты до 14 февраля 1918 г. приводятся по старому стилю.
  • При указании нескольких источников, определяющих один и тот же факт, используется форма − «или:».
  • Указываются произведения, наиболее значительные в творческой биографии А. С. Грина. Полная информация – см.: Киркин Ю. В. Александр Грин. Библиографический указатель произведений А. С. Грина и литературы о нем 1906-1977 гг. – М.: Книга,1980.
  • Известные псевдонимы писателя: Александр Г., А. А. М-в (1906); А. С. Г. (1906, 1916); Грин (1907); А. С. Грин (1907−1932); А. Степанов (1914, 1915, 1917); Эльза Моравская (1914); Александров (1915); А. Г. (1915, 1917); Гриневич (1915); А. М-ов (1916); А. Гр.(1917); Виктория Клемм (1918).

Александр Грин

Биография

Известный российский писатель Александр Грин подарил читательскому миру множество различных произведений. Однако большинство книголюбов ассоциируют имя этого талантливого человека, жизнь которого наполнена интересными фактами, с повестью-феерией «Алые паруса», в которой рассказывается об истории девочки по имени Ассоль. Главная героиня книги повстречала своего возлюбленного Артура Грэя, а сюжет этого произведения о непоколебимой вере и искренней мечте стал подоплекой для кинематографических работ известных режиссеров.

Детство и юность

Александр Гриневский (настоящая фамилия писателя) родился 11 (23) августа 1880 года. Детство юного Саши прошло в городе Слободском, который ныне находится в Кировской области. Грин рос и воспитывался в нетворческой семье, которая не принадлежала к литературному миру.

Портрет Александра Грина

Его отец Стефан Гриневский, поляк по национальности, относился к воинскому сословию шляхтичей. Когда Стефану (в России его называли Степан Евсеевич) исполнилось 20 лет, он стал участником Январского восстания, случившегося в 1863-м году.

За вооруженной дебош на бывших землях Речи Посполитой, которые отошли к Российской Империи, Гриневский был бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. В 1868 году молодому человеку было разрешено поселиться в Вятской губернии.

Родители Александра Грина

В 1873 году Гриневский сделал предложение руки и сердца Анне Лепковой, работавшей медсестрой. Первенец Александр родился у супругов только после семи лет совместной жизни. Позже у Гриневских появились еще трое детей: мальчик и две девочки. Родители воспитывали Грина непоследовательно. Иногда будущего писателя баловали, а в другие моменты строго наказывали или же вообще бросали без присмотра.

Примечательно, что любовь Александра к чтению появилась еще в раннем возрасте. Когда ребенку исполнилось 6 лет, он научился читать: вместо игр со сверстниками на свежем воздухе мальчик перелистывал приключенческие книги. Первым прочитанным произведением Саши стала тетралогия Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», которая рассказывает о том, как некий Лемюэль оказался в мире лилипутов.

Александр Грин в молодости

Кроме того, юный Грин обожал рассказы о бесстрашных мореплавателях, которые путешествуют по водному пространству Земли. Поэтому неудивительно то, что маленький фантазер стремился повторить жизнь литературных героев: мечтавший уйти в море матросом Саша делал попытки убежать из дома.

В 1889-м году девятилетний мальчик был отдан в подготовительный класс реального училища. Кстати, именно одноклассники дали Саше прозвище «Грин». Примечательно то, что автор произведений не был послушным ребенком: Гриневский, наоборот, доставлял неприятности учителям, которые отмечали, что его поведение было «хуже всех остальных». Тем не менее, Грину удалось окончить подготовительный класс и перейти на ступень выше.

Александр Грин

Однако, будучи второклассником, сын польского шляхтича был исключен из школы. Дело в том, что Саша, запомнившийся непоседливым характером, решился проявить свой талант и написал стихотворение об учителях.

Правда, это произведение было не одой в стиле Ломоносова: оно содержало иронический подтекст и считалось весьма оскорбительным. Но в 1892 году Гриневскому удалось вернуться на учебу: благодаря отцу юношу приняли в Вятское училище, которое имело дурную репутацию.

Когда молодому человеку исполнилось 15 лет, в его жизни произошло страшное событие: Александр Грин лишился матери, которая умерла от туберкулеза.

Памятник Александру Грину в Кирове

Через несколько месяцев Степан Гриневский женился на Лидии Борецкой, правда, отношения с мачехой у Саши не заладились, из-за чего парень поселился отдельно от семьи отца. Мастер слова жил в одиночестве, а от атмосферы провинциальной Вятки, в которой царила «ложь, ханжество и фальшь», юношу спасали приключенческие книги.

Будущий прозаик провел в скитаниях шесть лет. За это время он умудрился поработать переплетчиком книг, грузчиком, рыбаком, железнодорожником, землекопом и даже артистом бродячего цирка. В 1896 году он окончил Вятское училище и отправился в Одессу, дабы стать моряком, получив 25 рублей от отца. В новом городе Грин некоторое время бродяжничал, у него не было денег на пропитание.

Последнее прижизненное фото Александра Грина

Когда Александр очутился на корабле – его ожидания не совпали с реальностью: вместо восторга юноша испытал отвращение к прозаическому матросскому труду и разругался с капитаном судна.

В 1902 году из-за крайней нужды в деньгах Александр Степанович поступил на солдатскую службу. Тяжесть солдатской жизни заставила Гриневского дезертировать: после сближения с революционерами Грин занялся подпольной деятельностью. В 1903 году молодого человека арестовали и выслали на 10 лет в Сибирь. Также он провел два года в Архангельской ссылке и одно время жил под чужим паспортом в Петербурге.

Литература

Свой первый рассказ Александр Степанович Грин написал в 1906 году: с того момента творчество захватило молодого человека целиком. Его первое произведение под названием «Заслуга рядового Пантелеева» рассказывает о нарушениях, которые творятся на солдатской службе.

Публикация рассказа Александра Грина в журнале

Дебютное произведение Грина было издано под подписью А. С. Г. в качестве агитационной брошюры для служащих в армии, солдат-карателей. Стоит отметить, что весь тираж был изъят из типографии и сожжен полицией. Александр Степанович всю жизнь считал свое сочинение утраченным, однако в 1960 году был найден один экземпляр брошюры в папке «Отдела вещественных доказательств московской жандармерии».

Далее из-под пера Александра Грина появилось произведение «Слон и Моська», которое постигла та же участь. Первым произведением, которое легально достигло книжных лавок, стала повесть «В Италию».

Иллюстрация к рассказу Александра Грина «Гнев отца»

Начиная с 1908 года писатель начал публиковать сборники рассказов, печатаясь под творческим псевдонимом «Грин»: в год автор сочинял приблизительно по 25 рассказов, зарабатывая при этом неплохие деньги. В 1913 году читательская публика увидела сочинения Александра Степановича в виде трехтомника.

С каждым годом Гриневский совершенствовал свое мастерство: расширилась тематика произведений, сюжеты становились глубокими и непредсказуемыми, а также писатель начинял свои книги цитатами и афоризмами, которые стали широко известны в народе.

Читайте также  Повелитель мух характеристика образа Ральфа

Иллюстрация к роману Александра Грина «Дорога никуда»

Стоит отметить то, что Гриневский занимает в мире русской литературы особое место. Дело в том, что у автора не было ни предшественников, ни последователей, ни подражателей. Однако самого писателя обвиняли в заимствовании сюжетов у Эдгара По, Джека Лондона, Гофмана, Стивенсона и других творческих личностей. Но при анализе текстов выяснялось, что это сходство весьма поверхностно и не обоснованно.

Также имя Александра Грина сравнивают со страной Гринландией. Сам автор не использовал название данной вымышленной локации в своих произведениях, его выдумал советский критик Корнелий Зеленский, который таким образом описал места действия главных героев в романах Грина.

Иллюстрация к повести Александра Грина «Алые паруса»

Исследователи считают, что полуостров, где располагается страна писателя, находится на южной морской границе Китая. Такие выводы были сделаны по упоминаниям в произведениях реальных мест: Новой Зеландии, Тихого океана и т. д.

В 1916-1922 годах Грином была написана повесть «Алые паруса», которая его прославила. Примечательно то, что это произведение мастер пера посвятил второй жене Нине. Идея произведения родилась в голове писателя спонтанно: Александр Степанович увидел в витрине с игрушками лодочку с белыми парусами.

«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия», – так описывал писатель свои воспоминания в черновиках к «Бегущей по волнам».

В 1928 году Александр Степанович выпускает свое значимое произведение, которому дает название «Бегущая по волнам».

Иллюстрация к роману Александра Грина «Бегущая по волнам»

Этот роман о несбыточном, современные критики отнесли к жанру фэнтези. Также Александр Грин знаком читателям по работам «Гнев отца» (1929), «Дорога никуда» (1929) и «Дьявол оранжевых вод» (1913).

Последний роман писателя называется «Недотрога», правда, это произведение Александр Грин закончить не успел.

Личная жизнь

Из биографии Грина известно то, что он был крещен по православному обряду, хотя его отец был верующим католиком. Несмотря на то, что религиозные взгляды литератора стали со временем меняться, его жена отмечала: находясь в Крыму, Гриневский посещал местную церковь и в особенности любил празднование Пасхи.

Александр Грин и его первая жена Вера

Что касается личной жизни, то автор романов был женат дважды. Первой супругой стала Вера Павловна Абрамова, дочь богатого чиновника. Примечательно, что в рассказе «Сто вёрст по реке» именно Вера стала прообразом главной героини Гелли.

Их брак, начавшийся в 1908 году, через пять лет окончился разводом по инициативе Абрамовой: женщина, по ее словам, устала от непредсказуемости и неуправляемости мужа. Не добавляли взаимного понимания и нередкие кутежи Грина. Сам Александр Степанович неоднократно предпринимал попытки воссоединиться. Он посвятил Вере несколько книг, на одной из них написал: «Единственному моему другу». Также до конца жизни Грин не расставался с портретом Веры Павловны.

Александр Грин и его вторая жена Нина

Тем не менее, в 1921 году молодой человек женился на Нине Мироновой, с которой прожил всю оставшуюся жизнь. Супруги жили счастливо и считали друг друга подарком судьбы.

Когда Александр Степанович умер, Нина Грин после оккупации Крыма немцами была сослана в Германию на работу. По возвращении в СССР женщина была обвинена в измене Родине, поэтому последующие 10 лет находилась в лагерях. Примечательно, что обе супруги Грина не только были знакомы, но и дружили, по возможности поддерживали друг друга в трудное оккупационное и лагерное время.

Смерть

Александр Степанович Грин скончался летом 1932 года. Причина смерти – рак желудка. Прозаик похоронен в Старом Крыму, а на его могиле установлен памятник по мотивам произведения «Бегущая по волнам».

Могила Александра Грина

Стоит отметить, что после победы Советского Союза во Второй мировой войне книги Грина были признаны антисоветскими и противоречащими идеям пролетариата. Только после кончины Иосифа Сталина имя Грина было реабилитировано.

Литературно-мемориальный музей Александра Грина в Феодосии

В память о романисте был открыт музей в Феодосии, названы улицы, библиотеки, гимназии, созданы скульптуры и многое другое.

Александр Грин (1880-1932) — биография, жизнь и творчество писателя

Русский писатель Александр Грин, биография которого наполнена интересными сведениями и удивительными событиями, вызывает интерес читателей вот уже несколько десятилетий. Романы из-под пера писателя легли в основу знаменитых художественных фильмов «Алые паруса» и «Бегущая по волнам» и завоевали любовь не только жителей СССР, но и Прибалтики.

Детские и юношеские годы

Александр Грин — творческий псевдоним. Настоящая фамилия автора — Гриневский.

Будущий писатель появился на свет в последний месяц лета, 11 августа 1880 г. в небольшом городе Слободской, что сейчас расположен в Кировской области.

Семья маленького Саши не была творческой. Мать — Анна Лепкова, всю жизнь работа медсестрой. Отец — поляк Стефан Гриневский, борец за справедливость, участвовал в восстании 1863 г., за что был отправлен в ссылку. Знакомство родителей произошло уже после того как Стефан вернулся из ссылки.

Саша был старшим из четырех детей Гриневских. В 15 лет у Александра умирает мать, и отец вскоре женится вновь. Однако найти общий язык с мачехой не удалось, и мальчик поселился отдельно.

Приключения, о которых он столько читал, невидимым светом манили к себе, и после окончания Волжского училища будущий писатель решил стать моряком, бороздить моря и океаны, как герои его любимых книг.

Однако жизнь на корабле не впечатлили Грина, а буйный нрав помешал найти общий язык с командой и капитаном. В 1902 г. Александр поступает на службу в армию, однако дезертировал и, связавшись с революционерами, вел подпольную деятельность. Однако этот период его жизни не продлился долго, меньше чем через год Александр Степанович был арестован и сослан в Сибирь.

Образование и воспитание

Когда первенцу Гриневских исполнилось 9 лет, родители отдали его в школу, где от своих одноклассников Саша и получил свой будущий псевдоним «Грин». Уже во втором классе воспитанник был отчислен. Виной тому послужил дерзкий характер и непоседливость будущего прозаика. В 1892 г. Александру удалось поступить и закончить Вятское училище.

Начало творческого пути

Особой популярности он писателю не принес, однако следующий сборник, выпущенный в 1910 г., позволил ему познакомиться с такими писателями как А. Куприн, А. Толстой, В. Брюсов. Публиковался в «Ниве», «Современном мире».

Очередной перелом в литературной жизни писателя произошел после начала Первой мировой войны. Характер рассказов приобрел антивоенное настроение.

Отношение к революции и советской власти

Советским писателем Александра Грина можно назвать только потому, что он жил в этот период. Он не разделял ценностей советской власти и крайне негативно относился к революции.

В юности увлечение революцией привело его в царскую тюрьму и навсегда отбило желание принимать участие в подобных мероприятиях и вступать в какую-нибудь партию. Грин негативно относился к самой идее революции, однако ярости в нем она не вызывала, в отличие от И. Бунина, А. Толстого, З. Гиппиус.

Осуждение властей Советского союза и критика революции в «Новом Сатириконе» чуть не привели писателя к смертной казни.

Литературная деятельность А. С. Грина

После революции были написаны самые значимые романы писателя. С 1920 по 1924 гг. он трудился над своими знаменитыми романами. В этот период были написаны «Блистающий мир», поведавший о человеческих ценностях и свободе человека, и «Алые паруса» — о вере и всепобеждающей мечте.

В 1926 г. А. Грин написал свой главный и последний масштабный роман-фэнтези — «Бегущая по волнам», который входит в список 100 рекомендованных для школьников произведений. Особенно ярко талант автора проявился и в его повестях «Зимняя сказка», «Зеленая лампа», «Победитель», «Чужая вина».

Интересно то, что школьники и студенты могут не только читать оригиналы произведений, но и использовать краткое содержание и даже смотреть фильмы, которые сняты по многим произведениям Александра Грина.

Личная жизнь писателя

В жизни автора было много женщин, восхищавшихся его творчеством и талантом. Первой супругой поэта стала Вера Павловна Абрамова, с которой он познакомился во время своего политического заключения.

Жалость и сочувствие Веры Павловны к судьбе писателя сблизила их, и вскоре влюблённые поженились. Однако, прожив 7 сложных лет, пара рассталась, оставшись добрыми друзьями.

Следующий брак писателя с Марией Долидзе продлился всего лишь несколько месяцев.

Умер А. Грин на руках у третьей жены, Нины Николаевны Алонкиной, с которой счастливо прожил 11 лет.

Именно ей посвятил автор свои романы и стихи.

После смерти супруга, Нина Николаевна прожила еще 40 лет, и именно она была инициатором открытия музея писателя.

Последние годы жизни и смерть

Несколько лет перед своей смертью представитель неоромантизма А. Грин практически не печатался, жил в Крыму рядом со страстью всей своей жизни — морем.

Умер русский писатель-прозаик в 1932 г., практически в полной бедности. Через 2 года после смерти вышло последнее издание его творений «Фантастические новеллы».

Интересные факты о жизни и творчестве А. Грина

Что ещё интересного хочется рассказать из краткой биографии:

Писатель сбежал из ссылки с поддельным паспортом на имя Мальгинова, и целый год прожил в Питере.

Автор использовал не только псевдоним Грин, а также Степанов, Мальгинов, Моравская.

У Александра Грина была татуировка парусник на груди.

Во время своих путешествий в юные годы успел поработать железнодорожником, лесорубом, рыбаком и даже золотоискателем на Урале.

С 2000 года в России учредили награду имени писателя за особые достижения в сфере литературы для детей.

Поэт всегда носил с собой фотоснимок отца.

В 20-х годах был объявлен врагом народа и запрещен к публикации из-за его антиреволюционной писательской деятельности.

По произведениям Грина снято множество экранизаций. Первый фильм вышел в 1958 г. («Алые паруса»), один из последних — фильм 2012 года «Зелёная лампа».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: