Антоновские яблоки характеристика образа повествователя - Sogetsu-Mf.ru

Антоновские яблоки характеристика образа повествователя

История создания, суть, темы, проблемы, смысл рассказа Бунина "Антоновские яблоки". Главные герои и их характеристика.

Антоновские яблоки характеристика образа повествователя

Анализ рассказа «Антоновские яблоки» (И. Бунин)

Автор: Guru · 12.11.2017

Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» относится к одному из тех его произведений, где писатель с грустной любовью вспоминает невозвратно ушедшие «золотые» дни. Автор творил в эпоху коренных изменений в обществе: все начало ХХ века залито кровью. От агрессивной среды можно было спастись только в воспоминаниях о лучших моментах.

История создания

Замысел рассказа появился у автора в 1891 году, когда тот гостил в усадьбе у брата Евгения. Запах антоновских яблок, которым были наполнены осенние дни, напомнил Бунину о тех временах, когда и поместья процветали, и помещики не беднели, и крестьяне благоговейно относились ко всему барскому. Автор трепетно относился к дворянской культуре и старопоместному быту, глубоко переживал их упадок. Вот почему в его творчестве выделяется цикл рассказов-эпитафий, которые повествуют о давно ушедшем, «умершем», но еще столь дорогом старом мире.

Писатель вынашивал свое произведение 9 лет. Впервые «Антоновские яблоки» были опубликованы в 1900 году. Однако рассказ продолжал дорабатываться и изменяться, Бунин шлифовал литературный язык, придавал тексту еще большую образность, и убирал все лишнее.

О чем произведение?

«Антоновские яблоки» представляют собой чередование картин дворянского быта, объединенных воспоминаниями лирического героя. Сначала ему вспоминается ранняя осень, золотой сад, сбор яблок. Всем этим управляют хозяева, которые жили в шалаше в саду, по праздникам устраивая там целую ярмарку. Сад наполнен разными лицами крестьян, которые поражают довольством: мужчины, женщины, дети – все они в самых хороших отношениях друг с другом и с помещиками. Идиллическую картину дополняют картины природы, в конце эпизода главный герой восклицает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

Об охоте, одном из главных дворянских развлечений, говорится особо. Арсений Семенович, шурин главного героя, устраивал масштабные охоты, иногда и по несколько дней. Весь дом был наполнен людьми, водкой, папиросным дымом, собаками. Примечательны разговоры и воспоминания об этом. Рассказчик видел эти забавы даже во сне, погружаясь в дрему на мягких перинах в какой-нибудь угловой комнате под образами. Но и проспать охоту приятно, ведь в старом поместье кругом книги, портреты, журналы, при виде которых охватывает «сладкая и странная тоска».

Но жизнь изменилась, стала «нищенской», «мелкопоместной». Но и в ней есть остатки былого величия¸ поэтические отголоски бывшего дворянского счастья. Итак, на пороге века перемен у помещиков остались лишь одни воспоминания о беззаботных днях.

Главные герои и их характеристика

  1. Разрозненные картины соединены через лирического героя, который представляет авторскую позицию в произведении. Он предстает перед нами человеком с тонкой душевной организацией, мечтательным, восприимчивым, оторванным от реальности. Он живет прошлым, скорбя о нем и не замечая, что на самом деле творится вокруг него, в том числе, и в деревенской среде.
  2. Тетка главного героя Анна Герасимовна также живет прошлым. В ее доме царят порядок и аккуратность, идеально сохраняется старинная мебель. Говорит старушка тоже о временах своей молодости, да о наследстве.
  3. Шурин Арсений Семенович отличается молодым, залихватским духом, в условиях охоты эти бесшабашные качества очень органичны, но каков он в быту, в хозяйстве? Это остается тайной, ведь и в его лице поэтизируется дворянская культура, как и у прошлой героини.
  4. В рассказе много крестьян, но все они имеют схожие качества: народная мудрость, почтение к помещикам, ловкость и хозяйственность. Они низко кланяются, бегут по первому зову, в общем, поддерживают счастливую дворянскую жизнь.

Проблемы

Проблематика рассказа «Антоновские яблоки» главным образом сосредотачивается на теме обнищания дворянства, потери ими былого авторитета. По мнению автора, помещичий быт прекрасен, поэтичен, в деревенской жизни нет места скуке, пошлости и жестокости, хозяева и крестьяне отлично сосуществуют друг с другом и по отдельности немыслимы. Отчетливо проступает поэтизация Буниным и крепостного права, ведь именно тогда эти прекрасные усадьбы процветали.

Также важен еще один вопрос, поднимаемый писателем – это проблема памяти. В переломную, кризисную эпоху, в которую был написан рассказ, хочется покоя, тепла. Именно его человек всегда находит в воспоминаниях детства, которые окрашиваются радостным чувством, из того периода обычно возникает в памяти только хорошее. Это прекрасное и хочет навсегда оставить в сердцах читателей Бунин.

  • Главная тема «Антоновских яблок» Бунина – дворянство и его быт. Сразу видно, что автор гордится собственным сословием, поэтому ставит его очень высоко. Деревенские помещики воспеваются писателем еще и из-за их связи с крестьянами, чистыми, высоконравственными, морально здоровыми. В сельских заботах нет места хандре, тоске и вредным привычкам. Именно в этих отдаленных поместьях живы дух романтизма, нравственные ценности и понятия чести.
  • Большое место занимает тема природы. Картины родного края написаны свежо, чисто, с уважением. Сразу видна любовь автора ко всем этим полям, садам, дорогам, усадьбам. В них, по мнению Бунина, и заключается подлинная, настоящая Россия. Природа, окружающая лирического героя, поистине лечит душу, гонит разрушающие мысли.

Смысл

Ностальгия – вот главное чувство, которое охватывает и автора, и многих читателей того времени после прочтения «Антоновских яблок». Бунин – настоящий художник слова, поэтому его деревенская жизнь – идиллическая картина. Автор старательно обошел все острые углы, в его рассказе жизнь прекрасна и лишена проблем, социальных противоречий, которые в реальности накопились к началу ХХ века и неизбежно вели Россию к переменам.

Смысл этого рассказа Бунина – создать живописное полотно, погрузиться в ушедший, но манящий мир безмятежности и благоденствия. Для многих людей отход от действительности стал выходом, однако недолгим. Тем не менее, «Антоновские яблоки» — образцовое произведение в художественном плане, а у Бунина можно поучиться красоте его слога и образности.

Анализ «Антоновские яблоки» Бунин

«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в кодификаторе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нём. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ этого произведения И. Бунина.

Краткий анализ

Год написания – 1900.

История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Рассказ был написан только спустя 9 лет.

Тема – В этой лирическом повествовании можно выделить две темы: осень в деревне и поэтизация быта помещиков, сожаление об уходящей дворянской культуре.

Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нём очень слабо представлена событийная линия. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, которые ассоциируются с пейзажами, запахами, звуками.

Жанр – Рассказ, лирический монолог.

Направление – Сентиментализм.

История создания

История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл бунинских произведений-эпитафий.

Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. Бунин продолжал шлифовать своё творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки», следует рассмотреть основные темы и проблемы произведения.

В нём преобладает осенняя тема. Автор раскрывает красоту природы в пору её увядания и тех изменений, которые осень приносит в человеческую жизнь. Затем И.А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды стали символом детства, старины, упоения природой и безмятежности. В этом и кроется смысл названия рассказа.

Особенность произведения в том, что ведущую роль в нём играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях Бунина.

Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой приём помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начале рассказа уже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Читайте также  Биография Грина Александра Степановича

Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, намекая на то, что его поколение гораздо слабее прошлого. В этой же части читатель может узнать, как жили состоятельные крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тётка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Её усадьба была окружена яблоневым садом. Герой детально описывает интерьер дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.

Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте – единственном, что « поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется ещё один герой – помещик Арсений Семёнович, который приятно удивляет внешностью и весёлым нравом.

В заключительной части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семёныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Остались только воспоминания о «мелкопоместной жизни». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, подтверждая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика произведения сконцентрирована вокруг угасания помещичьей культуры и гибели старины.

Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь её хотя бы в памяти.

Основная мысль – человеку дороги воспоминания, которые остались в его сердце с детства и юности.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а внесюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, среди которых есть как авторские, так и фольклорные.

Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными внесюжетными составляющими.

Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – лирический рассказ-монолог. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвлённая. Сам автор относил рассказ к эпитафиям, так как в нём идет речь об «умершем» помещичьем духе.

И. А. Бунин «Антоновские яблоки»: характеристика героев, краткое содержание

Краткое содержание:

  • Характеристики главных героев
  • Рассказчик
  • Анна Герасимовна
  • Арсений Семеныч
  • Николай
  • Мелкопоместный
  • Лукерья
  • Краткое содержание
  • I
  • II
  • III
  • IV
  • Обсуждение

Характеристики главных героев

Рассказчик

Повествование в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» ведется от первого лица. Рассказчик выступает в роли лирического героя, поскольку свои мысли он излагает в виде монолога-воспоминания, по форме схожего с построением поэтического текста.

Главный герой — дворянин по происхождению и по образу мыслей. Тем не менее, он немного завидует простой мужицкой жизни с ее ранними подъемами, работой в поле и сном прямо на гумне. Он думает, как хорошо было бы поехать с красавицей-женой в праздник к бородатому тестю, чтобы есть у него на обед баранину из деревянных тарелок, наслаждаясь вкусом сотового меда и браги.

Герой находится в ностальгическом настроении и вспоминает дни своей юности, проведенные в Выселках осенью. Тогда в деревне было еще много средних дворянских и богатых мужицких домов, в которых кипела жизнь и сладко пахло антоновскими яблоками.

Теперь же этот запах почти исчез из усадеб. Многие знакомые героя, такие как его тетка Анна Герасимовна и шурин Арсений Семенович, умерли, и даже стариков-долгожителей в деревне не осталось.

Думать об этом герою очень грустно. Тяжело ему сознавать и то, что некогда богатые Выселки обнищали и дворянские гнезда разорились. Всему этому на смену пришла «мелкопоместная жизнь».

Несмотря на то что герою такая жизнь странна и непривычна, он и в ней может найти свою прелесть. Ездить на охоту ему теперь не с кем, но он все равно не отказывается от этой затеи, отправляясь в леса один. И как приятно ему бывает вернутся, после такого дня, в теплый дом, погреться, как в детстве, у печки, послушать песни деревенских девушек-кухарок и, наконец, надолго уехать в гости к какому-нибудь мелкопоместному соседу.

Анна Герасимовна

Тётя главного героя, владелица усадьбы, бывшая помещица. Была властная женщина, даже спустя много лет после отмены крепостного права, её крестьяне относились к ней с почтением, например, кучер всегда снимал шапку при въезде к ней на двор. Главный герой любил к ней приезжать, любил её угощения — яблоки разных сортов из её огромного сада.

Арсений Семеныч

Шурин главного героя, заядлый охотник. К нему часто на охоту съезжалось много охотников, которые оставались у него на несколько дней. Любил произвести впечатление, например, выстрелить рядом с собакой, которая ела со стола в доме. Покончил жизнь самоубийством, застрелившись из ружья.

Николай

Мещанин, владелец яблоневого сада и занимающийся продажей яблок. Главный герой любил приходить к нему ночью, когда он охранял урожай, пострелять из ружья в воздух.

Мелкопоместный

Барин, у которого любил останавливаться главный герой после того, умерли тётя и шурин. Тоже был заядлый охотник, но рангом пониже, чем Арсений Семеныч.

Лукерья

Старая кухарка, которая живёт у мелкопоместного ещё с детских лет.

Краткое содержание

Главный герой вспоминает раннюю погожую осень в деревне. Большой, весь «подсохший и поредевший» сад с его тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок.

В этом саду видна дорога, ведущая к летнему шалашу, где живут мещане: «рыжий в сапогах» и его брат — «картавый, шустрый полуидиот». В праздничные дни они устраивают у своего жилища ярмарку, и на нее собирается вся деревня. Везде сильно пахнет яблоками, но здесь особенно.

Вечером возле шалаша также красиво. В саду разводят костер, от которого пахнет «душистым дымом вишневых сучьев». Ярко пылает багровое пламя, окруженное мраком, а вокруг него двигаются черные силуэты.

Бывало, ночью рассказчик также приходил в этот шалаш, чтобы поговорить с мещанами и выстрелить в воздух из ружья, слушая, как звучит в тишине «бодрое эхо». Потом он долго глядел в «темно-синюю глубину» звездного неба, а после скорее возвращался домой, дрожа от холода.

Рассказчик вспоминает и о том, как часто в такую осеннюю пору он просыпался на заре. Затем, умывшись ледяной водой из пруда и позавтракав с рабочими, проезжал по родным Выселкам на лошади, собираясь на охоту.

Эта деревня испокон веков, еще со времен дедушки героя, славилась своим богатством. Первым признаком благополучия было то, что старики жили здесь подолгу.

«Под стать старикам были и дворы в Выселках». Их в свое время строили еще деды, из кирпича. Усадьбы богатых мужиков всегда были большие и прибранные, в таких семьях разводили пчел и жеребцов.

Средняя дворянская жизнь в Выселках была очень похожа на богатую мужицкую. Герой вспоминает усадьбу «тетки Анны Герасимовны», находившуюся в двенадцати верстах от поселка.

Здесь всюду в то время ощущался дух крепостного права. Сама усадьба была небольшой, но старой и прочной, с множеством надворных построек. Когда кто-либо въезжал во двор, из почерневшей людской выглядывали, низко кланяясь, ветхие старики и старухи.

Дом Анны Герасимовны стоял во главе двора. Был он довольно мал и невысок, с соломенной крышей и колоннами у каждого из двух крылец. Гость всегда чувствовал себя в нем уютно, и, входя, прежде всего, ощущал запах яблок.

Рассказчик вспоминает и саму хозяйку. Это была невысокая крепкая женщина с персидской шалью на плечах. Держала она себя важно, но приветливо, с удовольствием потчуя гостей различными яствами. Среди угощений в ту пору всегда были на столе и антоновские яблоки.

Раньше таких усадеб, как у Анны Герасимовны, было много. Например, усадьба ныне покойного шурина героя Арсения Семеныча — страстного охотника.

Охота, вообще, была единственным, что поддерживало «угасающий дух помещиков» в последние годы. Сезон для нее наступал в октябре, когда после затяжных дождей приходили первые по-зимнему прохладные дни, а небо, наконец, становилось ясным.

Герой видит себя в усадьбе у Арсения Семеныча. Здесь собралось много людей, в зале шумно и накурено. Гости только что сытно пообедали и говорят о предстоящей охоте, не забывая допивать водку.

И вот, «шумная ватага» Арсения Семеныча выбирается в лес. Гремит выстрел и начинается гонка за животным. Герой вместе со всеми спешит пришпорить свою лошадь и направить ее наперерез зверю.

Крики людей и лай собак слышатся в лесу до позднего вечера. И лишь когда совсем стемнеет, уставшие охотники «вваливаются» в усадьбу какого-нибудь малознакомого холостяка-помещика. Двор его тут же наполняется шумом и светом, а после ужина начинается веселая «попойка». И так продолжается несколько дней.

Читайте также  Тема природы в лирике А.А. Фета

Рассказчик вспоминает, что порой было приятно и проспать охоту. Тогда можно было подольше полежать в постели, наслаждаясь тишиной. Затем встать, прогуляться по саду, случайно отыскать в холодной листве мокрое яблоко, вкус которого покажется просто необыкновенным. Ну а после вернуться в дом и вдоволь насладиться чтением старинных книг.

Своими мыслями от прошлого герой возвращается к настоящему. Теперь уже все старики в Выселках умерли, покинула этот мир и Анна Герасимовна, а Арсений Семеныч застрелился. Богатые усадьбы разорились, и сейчас из них уже почти исчез запах антоновских яблок. Наступило «царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». Но свои прелести рассказчик находит и в такой жизни.

Как и прежде, глубокой осенью он отправляется на охоту. Только теперь едет он на нее совсем один. Проскитавшись целый день по пустым равнинам, наконец, рассказчик с радостью возвращается домой. Как в детстве, садится он возле печки, чтобы погреться. Потом идет в людскую, где слушает печальные деревенские песни кухарок. А позже надолго уезжает гостить к какому-нибудь мелкопоместному соседу.

Далее следуют размышления героя о жизни мелкопоместных. Эти люди встают рано. Поднимаясь с постели, они тут же выкуривают толстую папиросу, а после, одевшись, выходят во двор.

Стоя на крыльце, мелкопоместный барин обычно долго смотрит на осеннее поле, размышляя об охоте. А тем временем в риге начинается молотьба, и помещик довольно наблюдает за этим процессом.

Уже совсем скоро первый снег покроет эти поля. Мелкопоместные съедутся друг к другу. Днем они будут тренировать гончих для нового охотничьего сезона, а вечером пить на последние деньги и петь под гитару грустные заунывные песни про зиму.

Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грунина Людмила Петровна

Рассматривается одно из программных произведений И.А. Бунина в аспекте организации концептуального пространства и анализа его ведущего мотива.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Грунина Людмила Петровна

Текст научной работы на тему «Роль ключевого образа в создании эмоциональной доминанты повести И. Бунина «Антоновские яблоки»»

РОЛЬ КЛЮЧЕВОГО ОБРАЗА В СОЗДАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ ПОВЕСТИ И.БУНИНА «АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»

Повесть «Антоновские яблоки» была напечатана впервые под заголовком «Картины из книги «Эпитафии». В это время тема прошлого особенно занимает писателя, и он намеревался посвятить ей ещё рассказы.

«Антоновские яблоки» -это одно из первых произведений, где четко проявилось стилевое самосознание писателя. В частности, это выявляется в необычной сюжетной структуре произведения: Бунин впервые сознательно прибегает к построению, основанному не на хронологической последова-

тельности, а на технике ассоциаций, свойственной обычно поэтическому тексту. Особенность произведения проявилась и в том, что писатель дает широкий спектр сравнений (звуковых, вкусовых, обонятельных, осязательных).

Анализ повести «Антоновские яблоки» показал, что основанием данного произведения являются две главные темы: тема прошлого, жизни богатой дворянской усадьбы, и тема настоящего, жизни нищенского мелкопоместного дворянства,

где настоящее понимается как момент авторских воспоминаний, переживаний.

Как отмечает Н. Кучеров-ский, «Автор «Антоновских

яблок» не скрывал как своего пристрастия к «старопомещичьему быту», так и грустного умиления жизнью дичавших в разорении «мелкопоместных». «Ты ведь знаешь. — писал он

В. В. Пащенко, — как я люблю осень! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе со старым домом, старым гумном и боль-

шим садом с соломенными валами. Право я желал бы пожить прежним помещиком!» [1,

В «Антоновских яблоках» перед читателем предстают

именно картины, пейзажные зарисовки дворянской сельской жизни, ушедшей в прошлое, которые сменяют одна другую во временной перспективе от прошлого к настоящему. В этот период творчества И.А. Бунин осмысливает дворянское разорение как историческую трагедию России: «распалась связь времен», Россия отброшена в «дикарское состояние первобытности.» [1, С. 57]. В «Антоновских яблоках» историческую трагедию России автор стремится привести в соответствие с вечным природным круговоротом жизни (богатая дворянская жизнь крепостной усадьбы уступает место разорению и мелкопоместным утехам), а также поставить в один ряд со сменой времен года (богатой жизни прошлого соответствует временной отрезок плодородия, сытости и изобилия -конец лета — начало осени, период бабьего лета, а жизни обедневших мелкопоместных -поздняя осень, покров). По наблюдениям А.А. Волкова,

«Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем» [2, С. 66].

Тема настоящего раскрывается автором как момент происходящих событий, воспоминаний о прошлом и сравнения прошлого и настоящего. Прошлое показано через воспоминания лирического героя. Важную роль в раскрытии этих тем играет мотив памяти, определяющий характер эмоциональ-

ного фона произведения, память хранит живой облик ушедшего, поддерживая тем самым единство мира и гармоничное мироощущение самого автора.

Мотив памяти звучит уже в первом предложении: «Вспоминается мне ранняя погожая осень» и поддерживается на протяжении всего повествования: «Помню раннее, свжее тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, . «Вспоминается мне урожайный год», «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою.».

Повесть «Антоновские яблоки» — одно из прозаических произведений И.А. Бунина, которое строится как лирический монолог, монолог-

воспоминание. Мотив памяти вызывает в сознании автора образы и картины прошлого (образы сада, дома, стариков, помещиков Арсения Семёновича и Анны Герасимовны; картины охоты, сбора яблок, молотьбы, ночного сада, ярмарки). При описании этих образов автор использует многочисленные тропы, в том числе оценочные эпитеты, отражающие авторское отношение к этим реалиям.

Центральным образом прошлого является образ сада, благодаря которому раскрывается основной мотив повести — мотив памяти, — и который становится образом, формирующим основные эмоции автора, так как с воспоминаниями о саде связаны те же чувства и переживания, что и с воспоминаниями о всей дворянской жизни в целом. Память способна оставлять воспоминания, разные по оценке, либо положительные, либо отрицательные. Отрицательные эмоции в повести И.А. Бунина отсутствуют, а по-

ложительные, вызваны воспоминаниями об ушедшем, исчезнувшем укладе жизни дворянской усадьбы, её былом богатстве, о целом поколении людей со своими традициями, своей культурой и составляют атмосферу самого повествования.

Н. Кучеровский первым отмечает доминирующее в повести «Антоновские яблоки» чувство «великой грусти»: «Но прошлое уходило и Бунин провожал с «великой грустью» жизнь, где он искал «сочетаний прекрасного и вечного», где всё свершалось по единым законам мироздания под «покровом Богородицы» [1, С. 55]. Среди эмоций преобладают тихая светлая грусть, печаль, тоска по давно ушедшему; ностальгические нотки появляются каждый раз, как только автор начинает восхищаться образами прошлого, в особенности, картиной сада. А.А. Волков пишет об авторских эмоциях «Антоновских яблок» следующее: «Тепло разлито в этих строках, но, может быть, в них где-то не хватает пылающего накала страсти. В этих строках разлита грусть, но, быть может, эта грусть не достает глубин скорбной печали» [2, С. 67].

Изучение эмоционального фона «Антоновских яблок» дает нам основание выдвинуть предположение, что эмоциональная тональность повести состоит из положительных эмоций, а эмоциональной доминантой является чувство ностальгии, которое тесно связано с мотивом памяти. Чувство ностальгии (от греч. «возвращение домой»; «боль, страдание») понимается как «тоска по родине, по родному» [ МАС, Т. 2, С. 511]. Из этого определения следует, что в произведении чувством ностальгии вызываются эмоции грусти, тоски по прошлому, тому, что дорого сердцу, что было связано с детством и юностью, тоска и боль о родном, но уже далеком.

Образ сада как ключевой образ повести присутствует не только в произведениях

И.А.Бунина. В 1903 г. А.П. Чехов заканчивает работу над пьесой «Вишневый сад», где сад также является ключевым образом, вызывающим у всех героев чувство ностальгии о прошлом и стимулирующим воспоминания о благополучной жизни до эмиграции. Сад у А.П.Чехова «вишневый» (цветущий), а не «вишневый» (плодоносящий).

Такая особенность не случайна, так как сад вырубают до появления плодов и он остаётся в памяти вечно цветущим и благоухающим. «Благолепие», —

говорит одна из героинь пьесы. У Бунина сад как символ прошлого показан в период осени -время урожая. Настоящее для Бунина и Чехова связано с грустными воспоминаниями о саде. У Чехова сад вырубают, у Бунина — «запах антоновских яблок исчезает» из поместья и жизни дворян навсегда. В произведениях двух авторов сад окружают усадьбы: в дом, в жизнь, в сердца героев приходят краски, звуки и запахи, доносящиеся из сада, который окутывает жизнь людей атмосферой любви, тепла, гармонии. Образ вырубленного сада в пьесе Чехова — разрушение этой гармонии. У Бунина гармония присутствует везде: и в прошлом и в настоящем: «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь», «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Чеховский сад по характеру растительности исключительно вишневый, у Бунина — это чаща сада, густо разросшаяся, богатая своим разнообразием: здесь

Читайте также  Крошка Цахес по прозванию Циннобер характеристика образа Цахес

кленовые и березовые аллеи, поляна с шалашом, коралловые рябины, а также многочисленные яблони.

Позднее в своем творчестве И. А. Бунин продолжает раскрывать образ сада. В рассказе «Первая любовь» (1930) из сборника «Темные аллеи» сад представлен как место отдыха и спокойствия, это отдаленный уголок природы, густая непроходимая чаща. Как и весь уклад русской жизни, сад по-

степенно дичает, превращается в лес, бор, но продолжает оставаться для автора предметом поклонения и восхищения: «Бор вдоль них величаво громаден, стоит темно, тесно; мачты его в верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи, сучьё в гнили и еще в чем-то, что висит подобно зеленоватым космам лесных чудищ, образуют дебри, некую дикую русскую древность». Как отмечает Л.А. Ка-чаева, пейзажи и образы Бунина в гораздо большей степени одушевлены, чем образы и пейзажи Тургенева, Куприна, Чехова. «В них создается «эффект присутствия» человека, потому что, несмотря на недосягаемость природы для людей, жизнь их все-таки не может быть отдалена от нее. Такое «объединение несоединимого» достигается у Бунина в результате использования самых разнообразных языковых средств для воплощения картин природы» [ 3, С. 11]. Описания элементов природы, в том числе образа сада, сопровождается высокой, торжественной, яркой лексикой. Сад в «Антоновских яблоках» отличается своей живописностью благодаря языку автора. Бунин словами, словно маслом или акварелью, рисует картины ярмарки, ночного сада, сада в непогоду. Бунин словно художник улавливает все оттенки, в повести великолепная палитра самых разнообразных красок: «бирюзовое небо»,

«свинцовые тучи», «золотой

позумент», «трепещущий золотистый свет низкого солнца», «коралловые рябины». Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, та акварельная прозрачность светлых, серебристых красок, те легкие, чуть пряные запахи, которые исходят из многих ранних рассказов Бунина, слагаются в прекрасную, волнующую живопись.

Образ сада в повести «Антоновские яблоки» и поддержи-

вающие его парадигматические ряды эпитетов передают эмоции радости, восторга, восхищения дворянской жизнью, какая бы она ни была, богатая или мелкопоместная. Доказательством данному наблюдению послужит анализ эпитетов, составляющих парадигматические ряды ассоциативно-семантического поля «сад». Анализ парадигматических рядов проводился с учетом того, что все реалии, которые описывает писатель, их постоянные и временные признаки, ситуации художественного мира последовательно изображаются с конкретной пространственно-временной точки зрения повествователя или персонажа, который носит динамический характер, при этом учитываются различные аспекты восприятия (зрение, слух, осязание, обоня-

ние. Хотелось бы обратить внимание на то, что в повести повествование строится с учетом обострения зрения, слуха автора, с учетом всех оттенков его мыслей и чувств, отсюда особое внимание к деталям, особая образная и цветовая «изобретательность», сгущение или разнообразие тонов, гибкость интонации, что так сближает прозу с поэзией. То есть автор или лирический герой передает эмоции, возникающие в результате восприятия ощущений органов чувств: зрения, слуха,

обоняния, осязания. Образ сада возникает как картина прошлого, которая представлена по-разному — в зависимости от изменений в природе (сад ранней и поздней осенью). Однако способ изображения этой картины и способ передачи эмоций не

изменяется. Парадигматические ряды эпитетов возникают на основе передачи чувственных ощущений.

Анализ позволяет выделить следующие ряды эпитетов, эмоционально поддерживающих образ сада: а) зрительные (цвет, свет, форма, объем); б) слуховые (звуки); в) осязательные (тактильные, вкусовые); г) обонятельные (запахи); д) оценка состояния сада и оценка состояния лирического героя.

Таким образом, эмоциональной доминантой, основным стимулом авторских эмоций, ключевым образом произведения является образ сада, который аккумулирует две главные темы произведения — тему прошлого и тему настоящего, которые связаны мотивом памяти.

1. Кучеревский Н. Иван Бунин и его проза. — Тула, 1980. — 158 с.

2. Волков А. А. Проза Ивана Бунина. — Москва, 1969. — 447 с.

3. Качаева Л. А. Мастер живописания природы // Русская речь. — 1980. — № 5. — С. 10-16.

Грунина Людмила Петровна — доц. каф. отечественной истории, теории и истории культуры

Антоновские яблоки Бунин И.А. — читательский дневник

«Антоновские яблоки» — красивый, лирический, жизнеутверждающий рассказ. Он повествует нам о далекой старине, в которой хорошо жилось и помещикам, и крестьянам. Не даром после выхода этого произведения автор прославился, как писатель. Просмотрите читательский дневник по рассказу Бунина «Антоновские яблоки», что позволит лучше воспринять это замечательное произведение.

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ повести
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и свое мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Афоризмы, понравившиеся цитаты

Бунин написал рассказ в 1900 году. В произведении описан период времен крепостничества (до 1861 года) – эпоха расцвета помещичьего уклада жизни. Действие происходит в русской деревне Выселки и в ее окрестностях.

Рассказчик — барин, эмоциональный и тонко чувствующий человек. Он ощущает свою прочную связь с природой. Для него воспоминания прошлого – это жизнь его предков, сокровищница, багаж позитивных впечатлений.
Помещики — Анна Герасимовна и Арсений Семенович. Их жизнь уже не такая яркая и насыщенная, как раньше, но она сохраняет еще былую прелесть. В саду тетки запустение, но там поют соловьи. Арсений Семенович не знает, как проявить себя, к чему приложить свои силы, но он обожает охоту, едет на нее с ватагой друзей.

В произведении нет явного сюжета. Автор рассказывает о своих ранних впечатлениях. Его воспоминания радостны и вдохновенны. Он описывает жизнь в русской деревне – жизнь помещиков и крестьян. В начале она яркая, богата событиями. Источают чудесный аромат антоновские яблоки в саду. Постепенно, с течением времени помещичий уклад приходит в упадок. Вместе с этим и природа становится все более прозаичной и блеклой. Умирают люди, близкие автору, а с ними и целая эпоха деревенской помещичьей жизни.

Для человека важны воспоминания детских и юношеских лет. Читая рассказ, мы думаем о своих предках, об их времяпровождении, об истории нашей страны. Произведение присоединяет нас к чему-то важному и дорогому.

Не стоит сожалеть об ушедшем. Время течет, жизнь меняется, и человеку важно научиться приспосабливаться к переменам, радоваться новому. Иногда держишься за что-то, не можешь отпустить, а позже понимаешь, что не нужно было бы этого делать.

Рассказ учит помнить историю своих предков и своей земли, ценить, беречь природу, радоваться простой незамысловатой жизни. И еще тому, что сила человека основывается на прошлом опыте, на воспоминаниях, дорогих сердцу.

Мне очень понравилось это произведение. Интересно и приятно читать о том, как человек описывает радостные моменты своей жизни, свои добрые позитивные впечатления. Природа показана Буниным в ярких цветных красках. Читая его рассказ, в деталях представляешь те эпизоды деревенской жизни, которые он описывает. Из рассказа видно, как важна для человека природа, какое сильное влияние она оказывает на него.

Мы представляем жизнь несколько эпох назад. Мы читаем о наших предках, об их деревенской жизни. Конечно, в разных деревнях она была разная, но существуют и общие моменты, характерные для жизни той далекой эпохи. И они волнуют меня, я, как бы, встречаюсь со своими предками, с историей своего народа. И как хорошо, что она была такой интересной и живой. Побольше бы таких произведений было в русской литературе.

Я бы выделила такие образы произведения – образы рассказчика, помещиков, крестьян, природы и образ времени, неумолимо бегущего вперед. Весь рассказ ощущается единым целым. В созвучии находятся рассказчик, помещики, крестьяне, природа, но существует время. Скрытые подводные течения данной эпохи разрушают жизнь помещиков и крестьян, их привычный уклад жизни уходит в историю. Образ времени находится в конфронтации с другими образами, разрушая существующий строй. Мы понимаем, что жизнь в ту эпоху не была такой уж безоблачной, но если рассказчик видел такой оазис единства и гармонии, то это вселяет радость.

Погожий (день) — благоприятный, хороший.
Престольный (праздник) — праздник, отражающий событие из церковной истории.
Квохтанье — прерывистые, короткие, повторяющиеся звуки.
Кулеш — жидкая каша, которую в общепринятом варианте варили из пшена, заправленного салом.
Аршин — старинная единица измерения длины, 1 аршин приравнивается к 72 см.

Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! .

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. .

Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб.

Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад…Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: