Миф о Гомере

Биографии Гомера посвящено множество научных трудов. И все же в ней до сих пор остается немало загадок и так называемых темных пятен. В нашей статье мы перескажем краткую биографию Гомера, коснувшись ее основных, не до конца раскрытых учеными моментов. Они интересны и вполне заслуживают нашего внимания.

Миф о Гомере

Гомер: биография и творчество древнегреческого поэта

  • 17 Марта, 2020
  • Искусство
  • Иван Гресько

Историю жизни Гомера — великого древнегреческого поэта, сказителя, собирателя легенд, автора монументальных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» — дети начинают изучать еще в школе. По сохранившимся древним свидетельствам, в античную эпоху его сочинения считались источником мудрости. Из его поэм можно было почерпнуть сведения о многих сферах жизни – от основ морали до секретов военного искусства. В трудах Плутарха упоминается о том, что великий завоеватель Александр Македонский возил с собой в походы копию гомеровской «Илиады». «Одиссею» использовали в греческих школах для обучения детей грамоте. Философами-пифагорейцами отдельные отрывки из гомеровских поэм рекомендовались в качестве средства для очищения души.

Биографии Гомера посвящено множество научных трудов. И все же в ней до сих пор остается немало загадок и так называемых темных пятен. В нашей статье мы перескажем краткую биографию Гомера, коснувшись ее основных, не до конца раскрытых учеными моментов. Они интересны и вполне заслуживают нашего внимания.

В чем причина различий в трактовке жизнеописания поэта?

Существует около десятка жизнеописаний великого слепца. Портрет Гомера довольно точно обрисован в трудах античных, а затем средневековых исследователей. Но, как известно, они сочиняли свои произведения через много веков после смерти поэта. Поскольку достоверных сведений о жизни Гомера не сохранилось, трактовки ученых содержат много неточностей. Доказательством правильности этой версии может служить наличие во всех биографиях сказителя мифических персонажей, в том числе богов, якобы принимавших участие в судьбе поэта, а также вымышленных событий, которые будто бы имели место в его жизни.

Итак, поговорим о биографии Гомера: кратко о главном. «Самое великое в Гомере то, что не было до него никого, кому бы он мог подражать, и не нашлось после него никого, кто смог бы подражать ему», — сказал Веллей Патеркул, римский историк (19 г. до н. э. — 31 г. н. э.)

Загадка рождения

Исследователи не располагают точными данными о дате и месте появления на свет певца. Туманностью сведений об обстоятельствах его рождения открывается целая череда тайн и неясностей в биографии Гомера. По мнению исследователей, наиболее вероятным периодом жизни Гомера являются X-VIII столетия до н. э. В качестве вероятной родины поэта называют один из городов: Аргос, Родос, Хиос, Саламин, Смирну, Афины. В исследовательских работах, посвященных биографии Гомера, в качестве вероятного места его рождения упоминается еще дюжина разных древнегреческих городов. Наиболее часто учеными высказывается предположение о том, что великий поэт родился в г. Смирне.

Датирование биографии поэта Гомера, в том числе и начального периода его жизни от самого рождения, осложняется тем, что все произведения поэта обращены к древней истории, в них совершенно отсутствуют какие бы то ни было упоминания о современниках автора. По одной из легенд, сказителю самому было неведомо место собственного появления на свет. От Оракула поэту стало известно о том, что родиной его матери является остров Иос.

Загадка имени

Вызывают сомнения у историков и сведения из биографии древнегреческого поэта Гомера о происхождении и значении его имени. Во многих трудах о жизни великого певца упоминается, что свое имя, прошедшее сквозь века, — Гомер – он получил в результате приобретенной слепоты. По одной из версий, оно переводится как «незрячий» или «ведомый». При рождении же своей матерью Крифеидой он был наречен Мелезигеном, т. е. «рожденным у реки Мелеса». Легенда гласит, что поэт ослеп после того, как увидел меч непобедимого Ахиллеса. Чтобы его утешить, богиня Фетида подарила Гомеру дар песнопения.

Известна другая версия исследователей. Некоторые из них считают, что поэт отнюдь не был «ведомым». Наоборот, его имя следует трактовать как «ведущий». И называть Гомером поэта стали не после приобретения им слепоты, а после того, как, благодаря богине, он прозрел и стал мудрецом. На ионийском диалекте «гомер» произносится как «омирос». Впервые это имя певца было упомянуто в 7 в. до н. э. В разные времена ему давались различные толкования: «слагатель», «аккомпаниатор», «заложник», «идущий за…». Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, является это слово настоящим именем или просто прозвищем.

Разногласия по поводу его личности и образа жизни

Пересказывая краткое содержание биографии Гомера, нельзя обойти вниманием факт наличия в трудах исследователей разногласий в описании личности и образа жизни великого певца.

Согласно исследовательским данным, в период творчества сказителя Древняя Греция пребывала на пике своего расцвета. Гомер выступал на городских собраниях, рынках, пиршествах, устраиваемых знатью. Путешествуя из одного города в другой, он декламировал отрывки из своих произведений, которые греки выслушивали с большим восторгом. Вопреки утверждениям некоторых ученых, рисующим Гомера несчастным грязным странником, выпрашивающим милостыню у дверей знати, большинство исследователей считают, что в те благословенные для страны времена путешествующий поэт пользовался огромным почтением, везде был гостеприимно встречаем, всегда имел еду и ночлег.

Гомер, биография: становление поэта

Большой интерес для почитателей творчества великого слепца представляет собой одна из историй, повествующая о том, как произошло становление Гомера-поэта. Она принадлежит перу известного античного исследователя Геродота Галикарнасского, названного Цицероном «отцом истории». Об этом нельзя не упомянуть, пересказывая краткую биографию Гомера.

Поэту при рождении, как уже отмечалось, было дано имя Мелезиген. Юноша проживал вместе с матерью в городе Смирне. Он был необыкновенно умен и прекрасно постигал науки. Мелезиген поступил в ученики к владельцу школы Фемию. После смерти учителя школа досталась в наследство его лучшему воспитаннику. Так Мелезиген стал наставником. Через некоторое время он понял, что ему настала пора углубить свои познания об устройстве мира. Юноша познакомился с неким Ментесом, родом с острова Лефкада, который пригласил его в путешествие по морю на своем корабле. Мелезигену давно уже хотелось увидеть новые страны и города. Он закрыл школу и отправился в путь.

Далее Геродот повествует о том, что во время своих странствий молодой человек занимался собиранием историй и легенд, расспрашивал местных жителей городов, в которых останавливались путешественники, об их обычаях. На острове Итака Мелезиген почувствовал себя плохо. Ментесу довелось оставить своего спутника под присмотром надежных людей и отправиться на родину одному. В дальнейшем Мелезиген путешествовал пешком. Во время своих странствий бывший учитель декламировал собранные им интересные истории. По версии Геродота, в городе Колофоне сказитель ослеп и взял себе новое имя. Современные исследователи подвергают сомнению рассказанную Геродотом историю, впрочем, как и произведения других античных историков о жизни Гомера.

В своих трудах исследователи рассказывают о творческом поединке, в котором приняли участие два великих древнегреческих поэта: Гомер и Гесиод. По преданию, они встретились на острове Эвбее, где происходили игры в честь погибшего Амфидема, и каждый из них читал свои лучшие произведения. Царем Панедом, выступившим на состязании судьей, победа была присуждена Гесиоду, поскольку в его стихах звучал призыв к миру и земледелию, а не к войнам и побоищам, как у Гомера. Тем не менее симпатии публики оказались на стороне последнего.

О слепоте певца

Некоторые исследователи жизни и творчества великого Гомера полагают, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у певца данного недуга свидетельствует следующее. В Древней Греции философов и мыслителей считали людьми, которые лишены обычного зрения, зато обладают даром видеть суть вещей. По одной из исследовательских версий, античные и средневековые биографы могли использовать слово «слепота» как название понятия, синонимичного мудрости. Мудрость Гомера была для всех очевидной, ведь его считали автором родословной богов, одним из создателей всеобъемлющей картины мира.

Достоверных подтверждений его физической слепоты нет. Многие выдающиеся древнегреческие певцы и поэты были слепыми. Этот недуг не позволял им выполнять другую работу. Поскольку древние греки дар поэзии связывали с даром прорицания и выказывали слепым сказителям огромное почтение, вполне возможно, что именно род деятельности Гомера и подтолкнул биографов к мысли о его слепоте.

«Илиада» и «Одиссея»

В своей поэме «Илиада» Гомер рассказал об одном из эпизодов Троянской войны. Им раскрываются характеры персонажей, а также показаны интриги, которые предшествовали началу конфликта.

В поэме «Одиссея» описаны события, которые произошли спустя десять лет после победы греков над Троей.

Ее главный герой, царь о. Итака Одиссей, возвращаясь домой, где его преданно ожидает жена Пенелопа, вместе со своими спутниками преодолевает огромные препятствия и претерпевает множество трудностей.

Известно, что в 19-м веке среди ученых господствовало мнение об отсутствии исторической основы у двух лучших произведений Гомера — поэм «Илиада» и «Одиссея».

Однако неисторичность великих поэм была опровергнута благодаря раскопкам Генриха Шлимана, открывшего Трою. Немногим позже нашли и документы, подтверждающие реальность Троянской войны.

Другие произведения

По мнению историков и литературоведов, Гомер написал не только «Илиаду» и «Одиссею». Сказителя считают также автором «Гомеровских гимнов» и комической поэмы «Маргит». Древнегреческому сказителю приписывают также авторство некоторых текстов, повествующих о возвращении на родину героев Троянской войны: «Взятия Илиона», «Киприи», «Малой Илиады», «Эфиопиды», «Возвращений». Творчество Гомера отличается особым языком и манерой повествования, не имеющими аналогов в разговорной речи и сделавшими его произведения интересными и запоминающимися.

Загадка авторства: гомеровский вопрос

В 1795-м Фридрихом Августом Вольфом, написавшим предисловие к одному из изданий поэм древнегреческого сказителя, была выдвинута теория, получившая название «гомеровского вопроса». По мнению ученого, слепой странствующий певец не мог написать столь сложные художественные произведения, ведь во времена Гомера поэзия была устным искусством. Вольф считал, что перу Гомера принадлежат гимны, песни, музыкальный эпос, легшие в основу «Илиады» и «Одиссеи». Законченность этим произведениям придали усилия других авторов.

Версию о том, что великий сказитель не был единственным автором прославивших его поэм, поддержали и другие ученые. По утверждениям многих исследователей творчества и биографии Гомера, «Илиада» и «Одиссея» принадлежат перу разных авторов. Сам же певец являлся только их исполнителем.

Историки рассматривают также версию о принадлежности Гомера к клану певцов. Известно, что в античной Греции существовали так называемые трудовые династии, в которых секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Если это так, то под именем Гомера мог выступать любой из представителей рода, в котором описанные в поэмах истории, а также манера исполнения передавались от одного члена семьи к другому. Данным фактом можно было бы объяснить и то, что поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы в разные периоды, и то, что вопрос о дате появления поэта на свет до сих пор остается невыясненным.

Читайте также  Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф.И. Тютчева

Так называемый «гомеровский вопрос» до сих пор не решен. Исследователи творчества Гомера продолжают относить себя к разным лагерям: «аналитиков», поддерживающих теорию Вольфа, и «унитариев», их оппонентов, придерживающихся мнения о строгом единстве эпоса.

О смерти Гомера

Кончину великого поэта легенда описывает так: достигнув преклонных лет, слепой певец отправился на остров Иос. Здесь ему встретились два юных рыбака, которые задали мудрецу загадку: «У нас имеется то, чего мы не ловили, а пойманное нами мы выбросили». Поэту долго пришлось размышлять над этой головоломкой. Однако он так и не сумел найти правильного ответа. Старик был настолько раздосадован своим поражением, что покончил с собой, с разгону ударившись о скалу головой. Смерть была для него менее страшна, нежели потеря ясности ума. А смыслом головоломки было то, что рыбаки ловили не рыбу, а вшей. Именно такого ответа и ждали они от мудреца.

Гомер: биография краткая и интересные факты

Гомер, биография которого интересует сегодня многих, — первый поэт Древней Греции, чьи произведения дошли до наших дней. Он и сегодня считается одним из лучших европейских поэтов. Однако о самом Гомере никаких достоверных сведений нет. Тем не менее мы попробуем восстановить хотя бы в общих чертах его биографию, исходя из имеющейся информации.

О чем говорит имя Гомера?

Имя «Гомер» впервые встречается в 7 в. до н. э. Именно тогда Каллин Эфесский назвал так создателя «Фиваиды». Значение этого имени пытались объяснить еще во времена античности. Предлагались следующие варианты: «слепец» (Эфор Кимский), «следующий за» (Аристотель), «заложник» (Гесихий). Однако современные исследователи полагают, что все они столь же неубедительны, как и предложения некоторых ученых приписать ему значение «аккомпаниатор» или «слагатель». Наверняка в своей ионической форме данное слово является реальным личным именем.

Откуда родом Гомер?

Биография этого поэта может быть воссоздана лишь предположительно. Это касается даже места рождения Гомера, которое до сих пор неизвестно. Семь городов боролись за право считаться его родиной: Хиос, Смирна, Саламин, Колофон, Аргос, Родос, Афины. Вполне вероятно, что «Одиссея» и «Илиада» были созданы на малоазийском побережье Греции, которое было заселено в то время ионийскими племенами. А возможно, эти поэмы были сложены на каком-то из прилегающих островов. Гомеровский диалект, впрочем, не дает никаких точных сведений о том, к какому племени принадлежал Гомер, биография которого остается загадкой. Он представляет собой сочетание эолийского и ионийского диалектов древнегреческого. Некоторые исследователи предполагают, что он является одной из форм сформировавшегося задолго до Гомера поэтического койнэ.

Был ли Гомер слепым?

Гомер — древнегреческий поэт, биография которого была реконструирована многими, начиная с древних времен и до наших дней. Известно, что он традиционно изображается слепым. Однако вероятнее всего, что это представление о нем является реконструкцией, типичной для жанра античной биографии, а не исходит из реальных фактов о Гомере. Так как многие легендарные певцы и прорицатели были слепыми (в частности, Тиресий), по логике античности, связывавшей поэтический и пророческий дар, предположение о том, что Гомер был слепым, выглядело правдоподобным.

Годы жизни Гомера

Античные хронографы также расходятся в определении времени, когда жил Гомер. Писатель, биография которого нас интересует, мог создать свои произведения в разные годы. Некоторые считают, что он был современником Троянской войны, то есть жил в начале 12 в. до н. э. Однако Геродот утверждал, что Гомер жил примерно в середине 9 в. до н. э. Ученые современности склонны датировать его деятельность 8-м или даже 7-м веком до н. э. При этом в качестве основного места жизни указывается Хиос или другой регион Ионии, находящийся на побережье Малой Азии.

Творчество Гомера

Гомеру в древности, кроме «Одиссеи» и «Илиады», приписывалось авторство и некоторых других поэм. До наших дней сохранились фрагменты нескольких из них. Однако сегодня считается, что они были написаны автором, жившим позже Гомера. Это комическая поэма «Маргит», «Гомеровы гимны» и др.

Ясно, что «Одиссея» и «Илиада» были написаны намного позже событий, описываемых в этих произведениях. Тем не менее их создание можно датировать не ранее чем 6 веком до н. э., когда их существование было достоверно зафиксировано. Таким образом, жизнь Гомера можно отнести к периоду с 12 до 7 века до н. э. Однако самая поздняя дата является наиболее вероятной.

Поединок между Гесиодом и Гомером

Что еще можно рассказать о таком великом поэте, как Гомер? Биография для детей обычно опускает этот момент, однако существует предание о поэтическом поединке, состоявшемся между Гесиодом и Гомером. Оно было описано в сочинении, созданном не позднее 3 в. до н. э. (а некоторые исследователи считают, что значительно раньше). Называется оно «Состязание Гомера и Гесиода». В нем рассказывается о том, что поэты будто бы встретились на играх в честь Амфидема, проводившихся на о. Эвбее. Здесь они читали свои лучшие стихи. Судьей на состязании был царь Панед. Победа была присуждена Гесиоду, поскольку тот призывал к миру и земледелию, а не к побоищам и войне. Однако именно на стороне Гомера были симпатии аудитории.

Историчность «Одиссеи» и «Илиады»

В науке в середине 19 века господствовало мнение о том, что «Одиссея» и «Илиада» — неисторичные произведения. Однако его опровергли раскопки Генриха Шлимана, которые он провел в Микенах и на холме Гиссарлык в 1870-80-х гг. Сенсационные открытия этого археолога доказали, что Микены, Троя и ахейские цитадели существовали в реальности. Современников немецкого ученого поразили соответствия его находок в 4-й шатровой гробнице, находящейся в Микенах, сделанным Гомером описаниям. Позднее были обнаружены египетские и хеттские документы, в которых прослеживаются параллели с событиями Троянской войны. Много информации о времени действия поэм дала дешифровка микенской слоговой письменности. Однако данные произведений Гомера с имеющимися документальными и археологическими источниками соотносятся сложным образом и не могут поэтому использоваться некритично. Дело в том, что в традициях подобного рода должны возникать большие искажения исторических сведений.

Гомер и система образования, подражания Гомеру

Система древнегреческого образования, сформировавшаяся к концу классической эпохи, строилась на изучении творчества Гомера. Поэмы его заучивались полностью или частично, по темам их устраивались декламации и т. д. Позже Рим заимствовал эту систему. Здесь с 1 века н. э. место Гомера занял Вергилий. Большие гекзаметрические поэмы были созданы в послеклассическую эпоху на диалекте древнегреческого автора, а также в качестве соревнования или в подражание «Одиссее» и «Илиаде». Как вы видите, многих интересовали творчество и биография Гомера. Краткое содержание его произведений легло в основу множества творений авторов, живших в Древнем Риме. Среди них можно отметить написанную Аполлонием Родосским «Аргонавтику», произведение Нонна Панополитанского «Приключения Диониса» и Квинта Смирнского «Послегомеровские события». Признавая достоинства Гомера, другие поэты Древней Греции воздерживались от создания крупной эпической формы. Они считали, что безупречного совершенства можно достигнуть только в небольшом произведении.

Влияние Гомера на литературу разных стран

В древнеримской литературе первым сохранившимся произведением (хотя и фрагментарно) был перевод «Одиссеи». Сделал его грек Ливий Андроник. Отметим, что главное произведение литературы Древнего Рима — «Энеида» Вергилия — в первых шести книгах является подражанием «Одиссее», а в последних шести — «Илиаде». Почти во всех творениях античности можно усматривать влияние поэм, которые создал Гомер.

Биография и творчество его интересовали и византийцев. В этой стране Гомер тщательно изучался. На сегодняшний день были обнаружены десятки византийских рукописей его поэм. Для произведений античности это беспрецедентно. Более того, ученые Византии создавали комментарии и схолии к Гомеру, компилировали и переписывали его поэмы. Семь томов занимает комментарий архиепископа Евстафия к ним. Греческие рукописи в последние годы существования Византийской империи, а затем и после ее крушения попали на Запад. Так был заново открыт эпохой Возрождения Гомер.

Биография краткая этого поэта, созданная нами, оставляет нерешенными множество вопросов. Все они в совокупности составляют гомеровский вопрос. Как же решали его разные исследователи? Давайте разберемся.

Гомеровский вопрос

До сих пор актуален гомеровский вопрос. Это совокупность проблем, которые относятся к авторству «Одиссеи» и «Илиады», а также к личности их создателя. Многие ученые-плюралисты полагали, что эти поэмы не являются в настоящем виде творениями Гомера, которого, как считали многие, вообще не существовало. Их создание приписывается 6 веку до н. э. Эти ученые полагают, что поэмы были созданы, скорее всего, в Афинах, когда песни разных авторов, передаваемые из поколения в поколение, были собраны воедино и зафиксированы в письменном виде. Унитарии же, напротив, отстаивали композиционное единство творений Гомера, а значит, и единственность их создателя.

Поэмы Гомера

Эпические поэмы этого древнегреческого автора — гениальные, бесценные произведения искусства. На протяжении веков они не теряют глубокого смысла и актуальности. Сюжеты и той, и другой поэмы взяты из многогранного и обширного цикла легенд, посвященных Троянской войне. «Одиссея» и «Илиада» отображают только небольшие эпизоды из этого цикла. Вкратце охарактеризуем эти произведения, завершая наш рассказ о таком великом человеке, как Гомер. Поэт, краткая биография которого была нами рассмотрена, создал поистине уникальные произведения.

«Илиада»

В ней говорится о событиях 10-го года Троянской войны. Поэма завершается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. О дальнейших событиях войны не рассказывает древнегреческий поэт Гомер, краткая биография которого представлена выше.

Война — главная нить этой поэмы, основная стихия ее персонажей. Одной из особенностей произведения является то, что битва изображается в основном не как кровавые баталии народных масс, а как сражение отдельных героев, которые демонстрируют исключительную силу, храбрость, мастерство и стойкость. Среди боев можно выделить ключевой поединок Ахилла и Гектора. Единоборства Диомеда, Агамемнона и Менелая описываются с меньшей героичностью и выразительностью. Очень ярко в «Илиаде» изображены привычки, традиции, моральные аспекты жизни, нравственность и быт древних греков.

«Одиссея»

Можно сказать, что произведение это является более сложным, чем «Илиада». В нем мы находим множество особенностей, которые и по сей день исследуются с точки зрения литературы. В этой эпической поэме в основном говорится о возвращении в Итаку Одиссея после завершения Троянской войны.

Читайте также  Конармия характеристика образа Акинфиева Ивана

В заключение отметим, что произведения Гомера — сокровищница мудрости народа Древней Греции. Какие еще факты могут быть интересны о таком человеке, как Гомер? Краткая биография для детей и взрослых часто содержит информацию о том, что он был устным сказителем, то есть не владел письмом. Однако, несмотря на это, поэмы его отличаются высоким мастерством и поэтической техникой, они обнаруживают единство. «Одиссея» и «Илиада» обладают характерными чертами, одной из которых является эпический стиль. Выдержанный тон повествования, неторопливая обстоятельность, полная объективность изображения, неспешное развитие сюжета — таковы характерные черты произведений, которые создал Гомер. Биография краткая этого поэта, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

Миф о Гомере

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Часть I. Античная литература. Греция и Рим

Прежде, чем мы начнём говорить о самой античной литературе, мы должны с вами разобраться с такой проблемой, как миф. Миф в переводе с греческого означает слово или рассказ. Если так, то миф является одной из существеннейших сторон человеческой природы. Можно сказать, что мы отличаемся от животных именно тем, что обладаем очень сложным языком. Мы общаемся друг с другом не с помощью звуков, а с помощью слов. Эти слова складываются в предложения, предложения – в большие, сложные тексты, которые потом человечество начинает записывать, тем самым создавая память, без которой просто нет самого понятия цивилизации.

Дело в том, что проблемой мифа наука занимается серьёзно уже на протяжении последних ста лет. Даже появилась такая дисциплина – «Мифология», предметом изучения которой стал именно миф. В эпоху позитивизма миф воспринимался так, как это было отражено в знаменитой работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В этой работе классик марксизма утверждает, что миф умер и был полностью заменён пришедшей ему на смену наукой. Мол, миф – это результат отсутствия достоверных научных знаний, когда человек пытался объяснить непонятные ему явления психической жизни, жизни общественной и явлений природы заодно через механизм так называемого олицетворения, то есть очеловечивания. По этой причине Зевс будет зваться громовержцем, Нептун, его брат, будет отвечать за океан и моря, а также за землетрясения, Афродита и Эрос за соответствующие чувства, а бог войны Арес вместе с богиней Победы Никой примет непосредственное участие во всех военных конфликтах. Есть такие боги, как Морфей, который ответственен за сон человека. Богиня Обида, дочь самого громовержца, будет ослеплять людей гневом, а богиня раздора станет причиной знаменитой Троянской войны. Даже Гнев не совсем будет принадлежать человеку. Это будет, скорее, некий демон, вселяющийся в тело героя. Именно такой демон гнева и станет своеобразной завязкой поэмы Гомера «Илиада». Но позитивистский подход к мифу в XX веке отошёл на второй план. В связи с развитием науки антропологии, в связи с появлением психоанализа и учения Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, о шести архетипах, напрямую связанных с мировой мифологией, а также в связи с общим европейским кризисом рациональности и постмодернистской концепцией деконструктивизма и прочее миф стал восприниматься как особое явление культуры, явление, которое не исчезло с развитием науки, а, наоборот, стало приобретать новые и, порой, самые неожиданные формы.

Антропология Леви Стросса оправдала древний мир, показав, как он может по-прежнему уживаться с современным научным мышлением. Работа Ролана Барта «Мифологии» смогла связать древние мифы с современными СМИ и даже рекламой.

Знаменитая книга А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» показала, что синоним сказки, выдумки, лжи никак не подходит к этому непростому и противоречивому явлению. А если учесть философию языка Витгенштейна, то станет ясно, что языковая природа мифа (напомним, что в переводе с греческого миф означает слово или рассказ) приобретает особую философскую актуальность.

Современные западные историки науки неожиданно открыли для себя, что даже так называемая ньютоно-кортезианская парадигма является ничем иным, как интерпретацией древних мифов и напрямую связана с так называемыми герметическими знаниями, инициированными богом Гермесом Трисмегистом, покровителем алхимиков.

До этого казалось, что у мифа нет никакой логики, что он подчёркнуто алогичен. Отечественный исследователь мифологии Голосовкер доказал, что эта логика есть и что она функционирует путем противопоставления двух взаимоисключающих начал. И, наконец, проблема мифа и символа показала учёным, что символы напрямую связаны с древними фантастическими сказаниями. Это оказалось особенно актуальным в связи с семиотикой, современной областью познания мира с помощью дешифровки различных знаковых систем, а знак и символ, как известно, явления очень близкие.

Иными словами, именно миф и новый подход к этой проблеме становятся очень важными животрепещущими проблемами во всей культуре XX века. Да и в XXI веке мы ещё продолжаем жить по схожей парадигме, в которой миф играет огромную роль. И в ближайшей перспективе актуальность этой проблемы никуда не исчезнет. Именно мифологи разных направлений пришли к выводу, что существует неразрывная связь между самой природой человека и мифом.

Эта неиссякаемая актуальность мифа и позволяет нам увидеть и почувствовать всю важность древних сказаний тех же греков и римлян, это и делает изучение античной литературы необходимым. По большому счёту мы никуда от них не ушли и многое нас продолжает объединять, как это не покажется странным.

В мифе действительно очень много сказочного, и эта сказочность сразу заметна. Обыватель ведётся, что ли, на эту сказочность. Но здесь надо учитывать то, что А.Ф. Лосев назвал диалектикой мифа. Напомню, суть диалектики заключается в снятии противоречия между двумя взаимоисключающими понятиями, в результате чего устанавливается, по Гегелю, некое «единство и борьба противоположностей». Это единство достигается механизмом «перехода количества в качество», а затем «отрицанием отрицания», то есть когда и снимается само видимое противоречие и устанавливается некоторое внутреннее единство. Так и в диалектике мифа между сказкой и выдумкой, которые сразу бросаются в глаза при первом знакомстве с мифом, и правдой, истиной, оказывается, противоречие может быть «снято». То есть в результате этой самой диалектики миф вполне может быть правдивым, истинным.

Приведём конкретный пример из истории. Известный археолог-любитель Генрих Шлиман с детства был увлечён сказаниями о Трое. До Шлимана было принято считать, что это плод коллективного воображения древних эллинов. Но вот, проведя необходимые изыскания, Шлиман пришёл к выводу, что Троя действительно существовала и находилась в центральной Азии в районе города Гиссарлык. Начались раскопки, которые поначалу больше походили на авантюру, но через некоторое время Троя буквально всплыла на поверхность подобно затонувшей Атлантиде, и это открытие перевернуло все прежние представления о знаменитой поэме Гомера, с которой, практически, и начинается вся история литературы Западной Европы.

Нечто подобное произошло и с открытием мифологического лабиринта Минотавра на острове Крит во дворце царя Миноса. Это открытие совершил английский археолог-любитель Эванс.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей и купец Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. О наличии развалин в Кноссе было известно уже Генриху Шлиману (из писем обнаружившего их Миноса Калокериноса). Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями и скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ этим планам не было суждено осуществиться.

Систематические раскопки территории были начаты 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец. Хочу отметить, что именно Артур Эванс открыл существование целой минойской цивилизации, которая необычайным образом повлияла на всю цивилизацию древних греков.

Я привёл эти факты только лишь для того, чтобы было яснее утверждение о диалектической природе мифа. Сказка – бесспорно, фантастика, само собой, но это нисколько не умоляет и присутствие истины. В мифе может быть зафиксирована историческая память. Например, всем вам хорошо известно ещё со школьной скамьи сказание о таком греческом герое, как Тесей, который отправился на бой с Минотавром. Минотавр (др. – греч. Μῑνώταυρος, бык Миноса) – критское чудовище, человек с головой быка, живший в Лабиринте и убитый Тесеем.

Биография Гомера

Гомер — один из древнейших поэтов античности, является автором всемирно известных эпических произведений, в числе которых «Одиссея» и «Илиада». Он жил в VIII — VII веках до нашей эры. По мнению Геродота, писатель создавал свои шедевры в девятом веке.

Некоторые хронографы утверждают, что Гомер был современником Троянской войны, и умер он ещё в XII веке до нашей эры. Исследования доказывают, что более половины найденных папирусов вышли из-под его пера. О жизненном пути и личности творца известно немногое.

Мифы и факты из жизни поэта

Среди учёных до сих пор ведутся споры о дате и месте рождения Гомера. Большинство из них считает, что годы жизни поэта пришлись на восьмой век до нашей эры. Если говорить о месте, где проживал автор эпических поэм, чаще всего называют семь городов, каждый из которых расположен на территории страны Ионии.

Среди них Родос, Смирна, Афины, Колофон, Аргос, Саламин и Хион. Его наиболее известные эпические поэмы были написаны на малоазийском побережье Греции. Есть вероятность, что это происходило на одном из островов, которые прилегали к этой стране.

Греки активно распространяют предание о том, что поэт родился именно в Смирне возле реки Мелеса. Его мать называют Крифеидой. Согласно рассказам, написанным в тот период времени, учёный мужчина Фемий влюбился в мать Гомера, после чего он взял сына к себе в ученики. Юноша быстро обучался, и скоро смог превзойти своего учителя. После смерти Фемия школа перешла во владение поэта. Люди со всей страны приезжали к нему ради мудрой беседы. Среди них был и моряк Ментес, который уговорил Гомера отправиться с ним в путешествие, закрыв школу.

В преданиях сообщается, что юный творец был весьма любознательным, поэтому он тщательно изучал культуру каждого посещаемого места. Он замечал любые мелочи, а потом постепенно начал описывать увиденные события. Греки утверждают, что писатель ослеп после посещения Итаки. Некоторые источники заявляют, что это была лишь временная слепота, и зрение быстро восстановилось. Другие же склоняются к тому, что Гомер до конца дней остался слепцом. Именно на этот период пришёлся рассвет его творчества.

Читайте также  Биография Черного С.

Гомер много путешествовал, помогал людям, даже занимался воспитанием детей одного богатого господина. В зрелом возрасте он поселился в городе Хиос, где основал школу. Местные жители всячески оказывали ему уважение, поэтому писатель мог в комфорте обучать их детей. Через некоторое время он женился, в браке у семьи появилось двое сыновей и дочь.

Некоторые факты исследователи почерпнули из древних манускриптов и картин, изображавших писателя. Так, на большинстве скульптур он был показан слепым. В тот период представителей литературных профессий было принято изображать лишёнными зрения, поэтому невозможно доказать, правдивы ли эти сведения. Греки считали, что существует некая связь между писательским талантом и отсутствием возможности видеть. Более того, один из действующих персонажей «Илиады» также имел проблемы со зрением. Именно поэтому литературоведы склоняются к выводу, что эта особенность была всего лишь реконструкцией.

Чтобы сделать выводы о происхождении автора, учёные детально изучили язык его произведений. Но даже диалектические особенности языка не помогли приблизиться к истине, поскольку в них сочеталось слишком много слов из ионийского и эолийского диалектов. Такую комбинацию называют особым поэтическим койнэ, сформированным ещё задолго до рождения творца. Значение имени Гомера традиционно расшифровывают как «слепец» и «заложник».

Также известно о своеобразном поэтическом поединке, в котором участвовали Гомер и Гесиод. Они читали свои произведения перед публикой одного из островов. Судьёй этого боя был назначен царь Панед. Гомер проиграл состязание, поскольку в его поэзии было слишком много призывов к войне и битвам. В отличие от него, Гесиод выступал за мир, поэтому активно пропагандировал земледелие и упорный труд во благо. Тем не менее, посетители острова были более благосклонны к проигравшему поэту.

Известно, что смерть настигла Гомера на острове архипелага Киклады. Он был весьма опечален, не смотрел под ноги, вследствие чего споткнулся о камень. Некоторые источники заявляют, что поэт умер от горя, ведь незадолго до столкновения он не смог разгадать загадку местных рыбаков. Другие исследователи склоняются к тому, что Гомер был болен.

Творчество Гомера

Как уже упоминалось выше, Гомер был автором нашумевших эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея». Кроме того, ему нередко приписывали другие произведения, которые увидели свет значительно позже. Среди них комическая поэма под названием «Маргит», цикл «Киприи», «Гомеровские гимны» и другие сочинения.

Представители Александрийской библиотеки провели колоссальную работу для установления авторства каждого произведения. Они изучали рукописи, сравнивали язык и сюжетную линию, которой придерживались авторы поэм. В результате даже на сегодняшний день между учёными проводятся споры о том, какие тексты принадлежат Гомеру, а какие были приписаны ему незаслуженно.

Филологи признают, что именно этот поэт стал первым в своём роде. Их поражает единство действия, оригинальный замысел и стиль рассказа. По словам исследователей, в поэмах отражается техника народных певцов. Как и они, Гомер создавал устойчивые словосочетания, из которых потом с лёгкостью можно было создать песни большого размера.

Гомеровский вопрос

Все дискуссии, связанные с двумя эпическими поэмами, принято называть гомеровским вопросом. Действительно, было немало сомнительных фактов в истории исследования этих произведений. Ещё во времена античности некоторые люди заявляли, что сюжет для поэм Гомер позаимствовал у поэтессы Фантасии, проживавшей во времена Троянской войны.

Длительное время европейские искусствоведы придерживались точки зрения о несомненном авторстве поэта. Также принимался как данность тот факт, что «Илиада» и «Одиссея» были изданы с минимальным количеством исправлений. Но в конце XVII века филологи обнаружили другие варианты песен «Илиады». Это поставило под сомнение не только авторство Гомера, а и целостность произведения. Некоторые исследователи утверждали, что каждая песня была обособленной от других, другие же выступали за единство мысли автора.

Поскольку эпические поэмы претерпели множество вариантов редакции, литературоведы считают нецелесообразным приписывать авторство кому-то одному. В текстах были обнаружены несоответствия временно-пространственных рамок, отступления от сюжета и противоречия. Именно поэтому аналитики пришли к выводу, что поэма постоянно расширялась, а участвовал в этом процессе далеко не один человек.

Существуют и оппоненты аналитиков, так называемые унитарии. Они выступают за то, что Гомер был единственным автором двух поэм. Все доводы своих противников они опровергают идеей о том, что в каждом большом произведении неизбежно встречаются ошибки и противоречия. Акцент унитарии делают на целостности замысла, симметричности и красоте композиции обеих поэм.

Переводы поэта

Отдельно следует упомянуть язык эпических поэм. Гомер предпочитал использовать словосочетания, которые не фигурировали в живой речи. Там было много диалектизмов, а метрически поэт оформлял свои тексты в таком размере, как гекзаметр. Каждая песня состояла из шести стоп, где умеренно чередовались короткие и длинные слоги. Именно поэтому адекватный перевод «Илиады» и «Одиссеи» требовал титанических усилий и таланта.

Первые переводы увидели мир ещё до нашей эры. В третьем веке римский поэт создал версию «Одиссеи» на латыни. Дети из Греции обучались читать, используя для этого творчество Гомера. В XV веке появился перевод на итальянский, через три столетия после этого эпические поэмы постепенно начали переводить на английский, русский и немецкий. Михаил Ломоносов впервые использовал во время перевода сложнейший александрийский стих. После него появился частичный перевод Кострова в размере ямб, далее стало известно о некоторых прозаических версиях. В. Жуковский и Н. Гнедич по праву считаются непревзойдёнными переводчиками Гомера в России.

Поэт Гомер: биография и творчество. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Гомер — один из столпов литературы Древней Греции, известный поэт, автор «Илиады» и «Одиссеи». В настоящее время более половины найденных папирусов с древнегреческими текстами являются отрывками из сочинений Гомера.

В переводе имя литератора означает «слепой», из-за чего некогда циркулировал миф о том, что поэт был слепым. Существует примерно девять версий жизнеописания Гомера, однако историки считают каждую из них более чем наполовину мифом. Составить впечатление о жизни и личности поэта можно лишь по отрывочным фактам, дошедшим до наших дней.

Существовал ли Гомер?

Древнегреческий историк Геродот утверждал, что Гомер жил за четыреста лет до него, то есть в 850 году до н. э. Другие версии, принадлежащие в том числе и историкам Древней Греции, указывают разные даты жизни поэта. Указывается, что Гомер мог жить в 1102 году до н. э. Лектор Кембриджского университета Барбара Грациози является приверженцем теории о том, что он мог жить во времена Троянской войны (рубеж XIII-XII веков до н. э.).

Родина Гомера тоже остается неизвестной. Эпиграмма Галлия указывает на то, что в древности за право носить звание родины поэта боролись многие города Эллады, среди которых не только Афины и Родос, но и Смирна, и даже Итака.

Скептики, утверждающие, что Гомера никогда не существовало, в доказательство этого тезиса приводят умозаключение, что ни один человек не может запомнить и свободно пересказывать такое количество стихотворного текста, авторство которого приписывают древнегреческому поэту. Позже американский ученый Альберт Лорд опроверг данную теорию, приведя факты о том, что в XX веке на Балканах жил фольклорист, обладавший даром пересказывать текст примерно того же объема, что содержится в «Одиссее».

«Илиада» Гомера

Эпическая поэма, являющаяся древнейшим памятником европейской литературы. Это масштабный эпос, описывающий события Троянской войны. Действие поэмы воспроизводит последние месяцы осады полиса ахейцами, продолжавшейся в общей сложности десять лет.

Считается, что «Илиада» была создана в IX-VIII вв. до н. э. На основе преданий крито-микенской эпохи местом ее появления ученые называют греческие ионийские города. Название произошло от наименования царства Илиона, являющегося еще одним названием древней Трои. Эпос написан гекзаметром и содержит 15 700 стихов. Филологи из Александрии поделили произведение на 24 песни.

На протяжении долгого времени историки спорили о том, реальна ли рассказанная в «Илиаде» история. Однако немецкий археолог Иоганн Шлиман провел раскопки на территории, где могла располагаться Троя, и обнаружил артефакты, относящиеся к культуре конца II тысячелетия до н. э., соответствующей событиям, описанным Гомером. На сегодняшний день старейшим манускриптом, содержащим полный текст эпоса на древнегреческом языке, считается Venetus, написанный в X веке и в настоящее время хранящийся в библиотеке святого Марка, что во Флоренции.

«Одиссея» Гомера

Классическая поэма, сюжет которой продолжает события, описанные в «Илиаде». Главным героем этого эпоса является мифический персонаж Одиссей, один из героев Троянской войны, сражавшийся на стороне ахейцев. После десяти лет осады воин стремится вернуться домой на Итаку, к супруге Пенелопе, однако обратный путь преподносит ему немало серьезных испытаний. В сюжете произведения присутствуют мифические элементы: Одиссею приходится встречаться с богами, циклопом и другими мифологическими персонажами.

Произведение, предположительно созданное Гомером, написано при помощи шестистопного дактиля (гекзаметра) и содержит 12 110 стихов. В III веке до н. э. александрийский библиограф Зенодот Эфесский разделил эпос на 24 песни-рапсодии — по числу букв греческого алфавита. Каждая песнь соответствовала отдельной литере («Илиада» — прописными, «Одиссея» — строчными).

Гомеровский вопрос

Этим термином принято называть свод проблем, обозначающих произведения Гомера и саму вероятность существования поэта. Если раньше историки и литературоведы не могли охарактеризовать сомнения в отношении авторства «Илиады» с «Одиссеей» и личности самого Гомера, то в 1795 году немецкий филолог Фридрих Вольф сформулировал эти тезисы в масштабном труде под названием «Пролегомены к Гомеру».

Работа ученого положила начало критике антиковедения. Были высказаны сомнения относительно не только существования Гомера, но и возможности того, что авторство «Илиады» и «Одиссеи» принадлежит одному человеку.

Вольф утверждал, что действие эпосов отделено друг от друга, по крайней мере, целым веком и является коллективным творчеством народов, населявших Элладу в древности. В настоящее время существуют как приверженцы этой теории, так и ученые, уверенные в том, что у Гомера был как минимум реальный исторический прототип.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: