Историческая эпоха в судьбе русской литературы золотого века

Литература XIX века

Историческая эпоха в судьбе русской литературы золотого века

Историческая эпоха в судьбе русской литературы золотого века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Navigation

Search

Золотой век русской литературы (обзор)

Details Category: Русская поэзия XIX века Published on Tuesday, 03 March 2020 15:37 Hits: 1196

«Золотым веком» русской литературы назвали первую треть XIX в., когда жили и творили А.С. Пушкин и поэты его круга.

Хронологически это время определялось рамками 1810-1830-х годов. Но в дальнейшем этот термин стал употребляться применительно к литературе всего XIX в. Советский писатель В. Катаев считал, что «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи – в её начале и в конце».
Содержание нашей статьи соответствует понятию «золотого века» русской литературы в отношении ко всему XIX в.

Г. Чернецов. Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду (1832)

Поэты пушкинской поры:

Кроме указанных поэтов, к ним хронологически можно отнести также М.Ю. Лермонтова. Они были современниками, но их творчество прошло период становления как бы в двух разных Россиях: Пушкин – в России декабристов и Александра I, а Лермонтов – в России Николая I, который старался сделать всё, чтобы не допустить нового восстания.
Завершился Золотой век поэзии произведениями Ф. И. Тютчева. Пушкин печатал стихи Тютчева в литературном и общественно-политическом журнале «Современник». Но поэтическая образность Тютчева и Пушкина имеет серьёзные различия. «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев – человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед «глухими времени стенаньями» (Н.В. Королёва).

Русская литература первой четверти XIX века

В первой четверти XIX в. в России одновременно развивались сразу несколько литературных направлений: классицизм (ему были подвержены члены члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств»: И.П. Пнин, И.М. Борн, А.Х. Востоков. В разное время с Обществом сотрудничали Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков и др. Мировоззрение членов Общества носило просветительский характер), сентиментализм (Н.И. Ильин, В.М. Фёдоров, В.А. Озеров), романтизм (А.Ф. Мерзляков, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, Д.В. Давыдов, К.Н. Батюшков) просветительский реализм (И.А. Крылов, А.С. Грибоедов).
В 1820–30-е гг. господствующим стилем стал романтизм. В этом направлении творили Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Жуковский, Веневитинов, Козлов, Одоевский, Баратынский, Кюхельбекер, Дельвиг, Тютчев. В это время сформировались жанры русской романтической поэмы и баллады.
Литературные герои этого времени ищут личной свободы и противопоставляют себя общепринятым устоям дворянской жизни (Татьяна Ларина, Александр Чацкий). Именно желание переустройства общества способствовало появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.

Русская литература второй четверти XIX века

Во второй четверти XIX в. становления русской литературы продолжилось, но уже в других условиях: Николай I, напуганный выступлением декабристов, боролся с появлением любого свободомыслия. Было учреждено III отделение собственной Его Величества канцелярии во главе с А.Х. Бенкендорфом, в 1826 г. вступил в действие новый цензурный устав (через 2 года его ослабили). В качестве официальной идеологии в 1832 г. была положена формула «православие, самодержавие, народность». Всех, кто был не согласен с существующими порядками, подвергали преследованиям.
Главными достоинствами художественной литературы этого времени стали гуманизм, историзм, психологизм. «Истории государства Российского» Карамзина стала источником вдохновения для многих писателей.
Во второй четверти XIX в. в русской литературе появились два образа, ставших психологическим типом нашей литературы: «маленький человек» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин и др.) и «лишний человек» (Онегин, Печорин).
В 1840-е годы начался первый этап развития критического реализма в русской литературе – натуральная школа. Её особенность: открыто рассказывать читателям о противоречиях жизни, о недостатках общества, воспитания человека. В этом направлении работали писатели и поэты Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, В.И. Даль, И.И. Панаев, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.А. Соллогуб, А.В. Дружинин, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.И. Полежаев, А.В. Кольцов, В.Г. Бенедиктов. Их творчество закрепило торжество реализма в русской литературе.

Читайте также  Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

Русская литература второй половины XIX века

Русская литература второй половины XIX в. известна в основном прозаиками. Она стала на мировой уровень культуры благодаря произведениям Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова, П.Д. Боборыкина, а также писателей революционно-демократического движения Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.В. и Г.И. Успенских, Ф.М. Решетникова.

Сотрудники журнала «Современник». Л. Толстой, Д. Григорович (вверху); И. Гончаров, И. Тургенев, А. Дружинин, А. Островский (нижний ряд). Фото С. Левицкого (1856)
Развитие русской драматургии связано прежде всего с именем А.Н. Островского.
В начале второй половины XIX в. происходит новый подъём поэзии, связанный с именами Н.А. Некрасова, А.А. Фета, И.С. Никитина, Н. Огарева, Я. П. Полонского, Ап. Майкова, Ф.И. Тютчева. Поэзия разделяется на два направления: демократическое (Некрасов, Никитин, Добролюбов, Курочкин, Минаев, Трефолев, Мей) и «чистое искусство» (Фет, Ап. Майков, А. К. Толстой, Каролина Павлова).
В этот период появляется новый герой – «новый человек» с различными убеждениями: Базаров, Рахметов, герои-жертвы Достоевского, а идеи наполеонизма и обломовщины становятся объектом широкого обсуждения.
В конце данного периода продолжают писать Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Успенский; в литературу приходит В.М. Гаршин.
В поэзии отразились душевная надломленность поколения, чувство разочарования. Выразителем этой атмосферы стали С.Я. Надсон, П.Ф. Якубович, известный своими переводами поэзии Шарля Бодлера, основоположника эстетики декаданса и символизма, и Сюлли Прюдома.
Одновременно продолжала развиваться поэзия, тяготеющая к культу прекрасного, к философскому созерцанию: А. Н. Майков, Я.П. Полонский, К.М. Фофанов, А.Н. Апухтин, А.А. Голенищев-Кутузов, К.К. Случевский, К.К. Романов, Н.М. Минский и др. поэты.

Россия в мире. 11 класс

Конспект урока

Конспект урока № 29

по предмету «Россия в мире» для 11 класса

Тема: Русская классическая литература XIX века и её роль в развитии российского общества и мировой культуры.

Вопросы по теме:

1. «Золотой век» русской литературы.

2. Жанр реалистического романа «золотого» века.

3. Русские писатели «золотого» века.

4. «Серебряный» век русской литературы.

5. Развитие театра в XIX веке.

Золотой век русской литературы – крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века.

Критический реализм – художественное направление, возникшее в середине XIX века в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих.

Серебряный век в литературе – образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX – началу XX века, данное по аналогии с золотым.

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Литература XIX века стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы.

В чем же заключаются основные черты русской классической литературы этого периода?

Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед, в начале XIX века на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783–1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799–1837).

XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении XIX века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н. В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Направления у русской литературы конца XIX века были самими разными, каждый писатель создавал свой истинный необычайный смысл своих рассказов. В итоге образовалось множество так называемых течений, которые были связаны с направлением в лирической поэзии. Литературный процесс конца XIX века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Он проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом.

Модный в начале века сентиментализм постепенно уходит на второй план – начинается становление романтизма, а с середины века балом правит уже реализм. В литературе появляются новые типы героев: «маленький человек», который чаще всего погибает под давлением принятых в обществе устоев и «лишний человек» – это вереница образов, начиная с Онегина и Печорина.

Продолжая традиции сатирического изображения, предложенные ещё М. Фонвизиным, в литературе XIX века сатирическое изображение пороков современного общества становится одним из центральных мотивов. Нередко сатира принимает и гротескные формы. Яркие примеры – гоголевский «Нос» или «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ещё одна отличительная черта литературы этого периода – острая социальная направленность. Писатели и поэты все чаще обращаются к общественно-политическим темам, нередко погружаясь в область психологии. Этот лейтмотив пронизывает произведения И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Появляется новая форма – русский реалистический роман, с его глубоким психологизмом, жесточайшей критикой действительности, непримиримой вражды с существующими устоями и громкими призывами к обновлению.

Русские писатели «золотого» века

В. А. Жуковский – наставник Пушкина и его Учитель. Именно Василий Андреевич считается основоположником русского романтизма. После Жуковского и началась эпоха демократизации русского языка, которую так блестяще продолжил Пушкин.

А. С. Пушкин. Его называли по-разному: А. Григорьев утверждал, что «Пушкин – наше всё!», Ф. Достоевский «великим и непонятным ещё Предвозвестителем», а император Николай I признался, что, по его мнению, Пушкин – «самый умный человек в России». Попросту говоря, это Гений.

А. Н. Островский указал и ещё на одно немаловажное достижение этого гениального поэта. До Пушкина русская литература была подражательной, упорно навязывающая чуждые нашему народу традиции и идеалы. Пушкин же «дал смелость русскому писателю быть русским», «раскрыл русскую душу». В его рассказах и романах впервые так ярко поднимается тема нравственности общественных идеалов того времени. А главным персонажем с легкой руки Пушкина теперь становится обычный «маленький человек» – с его мыслями и надеждами, желаниями и характером.

Читайте также  Фауст характеристика образа Мефистофеля

А. С. Грибоедов вошёл в историю как автор одного произведения которое считается первой в истории русской литературы реалистической комедией, фразы и цитаты из комедии «Горе от ума» уже давно стали крылатыми.

М. Ю. Лермонтов – яркий, загадочный, с налетом мистицизма и неимоверной жаждой воли. Все его творчество – уникальный сплав романтизма и реализма. Причем оба направления вовсе не противостоят, а как бы дополняют друг друга. Этот человек вошел в историю как поэт, писатель, драматург и художник. Его перу принадлежат 5 пьес: самая известная – драма «Маскарад».

А среди прозаических произведений настоящим бриллиантом творчества стал роман «Герой нашего времени» – первый в истории русской литературы реалистический роман в прозе, где впервые писатель пытается проследить «диалектику души» своего героя, нещадно подвергая его психологическому анализу. Этот новаторский творческий метод Лермонтова в дальнейшем будут использовать многие русские и зарубежные писатели.

Н. В. Гоголь известен как писатель и драматург, но не случайно одно из самых известных его произведений – «Мертвые души» считается поэмой. В мировой литературе нет другого такого Мастера слова. Гоголевский язык певуч, невероятно ярок и образен. Наиболее ярко это проявилось в его сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И. С. Тургенев – величайший русский романист, установивший каноны классического романа. Он продолжает традиции, установленные Пушкиным и Гоголем. Он часто обращается к теме «лишнего человека», стремясь через судьбу своего героя передать актуальность и значимость социальных идей.

Заслуга Тургенева ещё и в том, что он стал первым пропагандистом русской культуры в Европе. Это прозаик, открывший для зарубежья мир русского крестьянства, интеллигенции и революционеров. А вереница женских образов в его романах стала вершиной мастерства писателя.

И.А. Гончаров продолжал развивать традиции русского реалистического романа. Автор знаменитой трилогии, сумевший как никто другой описать главнейший порок русского народа – лень. С легкой руки писателя появился и термин «обломовщина».

Н. С. Лесков – талантливый продолжатель традиций Н. Гоголя. Сделал огромный вклад в развитие новых жанровых форм в литературе, таких как картинки с натуры, рапсодии, невероятные события.

Н. Г. Чернышевский – выдающийся писатель и литературный критик, предложивший свою теорию об эстетике отношения искусства к действительности. Эта теория стала эталонной для литературы нескольких следующих поколений.

Ф. М. Достоевский – гениальный писатель, чьи психологические романы известны во всем мире. Достоевского нередко называют предтечей таких направлений в культуре, как экзистенцилизм и сюрреализм.

М. Е. Салтыков-Щедрин – величайший сатирик, доведший искусство обличения, высмеивания и пародии до вершин мастерства.

А. П. Чехов. Этим именем историки традиционно завершают эпоху золотого века русской литературы. Чехов ещё при жизни был признан во всем мире.

К концу XIX столетия традиции критического реализма стали постепенно угасать. В обществе, насквозь пронизанном предреволюционными настроениями, в моду вошли настроения мистические, отчасти даже декадантские. Они стали предтечей появления нового литературного направления – символизма и ознаменовали начало нового периода в истории русской литературы – серебряного века поэзии.

«Серебряный век»

Периоду ХХ века присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Серебряный век стал эпохой выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность послужили благодатной почвой для творчества ряда выдающихся литераторов: А. А. Блока, А. Белого, Ф. К. Сологуба, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, В. В. Маяковского, В. Хлебникова, М. И. Цветаевой и других – и, по сути, стали их судьбой. Среди художественных направлений важно осмысление метафизических поисков религиозной философии: именно они определили облик Серебряного века. Согласно философии Серебряного века, мир должен быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения. Но традиционное православие всё более перерождается в обряд, лишается подлинной христианской сути. Бессмысленна цепь насилий, невозможно изменение внешних условий бытия вне «самости» человека, поэтому важна устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины. Теория Л. Н. Толстого «непротивления» злу насилием, теософия (религиозная философия В. С. Соловьева) призывала к необходимости активного сотрудничества человека и Бога, к богоискательству, к «Мудрости» как посреднику между Богом и человеком, к синтезу добра, красоты и мудрости, тем самым формируя христианско-православный идеал общества и как бы направляя страну на путь мирной реформации.

Театр. Главными центрами театральной жизни России были Петербург и Москва. В северной столице ведущим театром был Александринский (ныне имени А. С. Пушкина), в Москве – основанный в 1824 г. Малый театр. Каждый сезон Малого театра открывался или комедией «Горе от ума», или комедией «Ревизор», что свидетельствовало об идейно-художественной направленности театрального репертуара. Самым прославленным актером Малого театра был М. С. Щепкин. Мастер искусства сценического перевоплощения, он отстаивал просветительскую, общественно значимую роль театра.

С созданием национальной русской драматургии в духе реализма во второй половине XIX в. связано имя А. Н. Островского. Он был не только автором многочисленных пьес, но и творческим вдохновителем труппы Малого театра. Замечательной исполнительницей женских ролей в пьесах Островского являлась М. Н. Ермолова (Катерина в «Грозе»).

В 1898 г. режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский художественный (общедоступный) театр. Он открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. На сцене МХТ шли пьесы А. П. Чехова. Не случайно эмблемой театра стало изображение чайки (чеховская «Чайка» была поставлена в год открытия театра). Актёр, режиссер и теоретик театра Станиславский явился создателем новой школы театрального искусства, получившей мировое признание.

Литература золотого и серебряного веков, оказала мощное влияние на развитие мировой культуры в целом. Впитывая всё лучшее, что предлагала мировая литература, русская литература смогла остаться самобытной и уникальной.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Как Лев Толстой охотился на медведя и чуть не погиб, заливался слезами, слушая Чайковского, работал в поле и редактировал свои произведения. Портал «Культура.РФ» собрал воспоминания современников о писателе – субъективные и трогательные.

«Какое счастье жить в одно время с Толстым!»

«Рассказать биографию Пушкина… Впервые с такой задачей я столкнулся шестнадцать лет назад в Норвегии. Лекция моя называлась «Легендарные русские поэты»…»

Новиков В.И. «Пушкин»

Тренировочные задания:

1. Кто из перечисленных авторов не относится к золотому веку русской литературы? Зачеркните лишнее.

Характеристика золотого века русской культуры

Особенности эпохи «золотого века» русской культуры

«Золотой век» русской культуры в России наступил в XIX веке. Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось.

Интересно отметить, что общественно-политические условия XIX века были очень тяжелыми – этот период истории называют мрачной эпохой николаевской реакции, что, собственно, повлияло на высокую адаптивность русской культуры

Исследователи считают, что высокий расцвет в истории, как правило, сопровождается глобальными изменениями. В России «золотой век» завершился стачками, народными волнениями, последующим отречением царя от престола и революцией.

Читайте также  Россия А. А. Блока

Многие исторические события оказали огромное влияние на русскую культуру и формирование менталитета российских граждан. В частности можно выделить:

  • войну с Наполеоном,
  • реформы Александра II,
  • отмену крепостного права,
  • французские и английские революции,
  • продвижение марксистской идеологии.

Развитие культуры России в XIX веке

Прежде всего, необходимо отметить небывалый подъем российского просвещения. Дворянская интеллигенция России того периода серьезно увлеклась идеями французской революции о свободе, равенстве и братстве. Рост городов и развитие промышленности, обусловившие появление новых капиталистических предприятий, безусловно, также повлияли на культуру России.

Еще до начала XIX века – на рубеже XVIII и XIX веков – началось формирование русской классической культуры. Благодаря первым русским классикам – Н.М. Карамзину и А.С. Пушкину – в культуре России сложились две тенденции:

  • стремление к сохранению национального своеобразия;
  • тенденция к размыванию национальной специфики.

В результате русская интеллигенция разделилась на две основные группы: западники и славянофилы. Основой славянофильства стала «русская идея» (Н. Бердяев, В. Соловьев), имевшая особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX века.

Славянофилы осознавали особенность исторического развития России, расположенной между Западом и Востоком, что повлияло на формирование определенной консервативности приверженцев этого направления.

Подобная славянофильская идея в отношении политики была особенно консервативной, поскольку не предоставляла человеку должной свободы

Основой западничества стала радикально-модернистская идея, сформированная на мысли, что Россия органически входит в европейскую цивилизацию. Этой идеи придерживались П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, Б.Н. Чичерин, А. И. Герцен и др.

Таким образом, сложившаяся бинарность затрагивала все аспекты культуры и была ведущей в культуре России XIX века.

Достижения русской культуры XIX века

Литературе принадлежит значимая роль в рассматриваемый исторический период. Именно она являлась универсальной формой общественного самосознания. Это заключалось в том, что представители русского просвещенного общества ориентировали свои жизненные позиции на высокие литературные образы.

«Золотой век» в литературе начался с творчества А.С. Пушкина, который заложил основы для такого направления, как русский реализм

Произведения других великих русских писателей, среди которых А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др., входят в сокровищницу мировой литературы.

В музыкальном искусстве М.И. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Вторая половина XIX века для музыкальной культуры была связана с коллективом русских композиторов под названием «Могучая кучка». В ее составе были М.А. Балакирев – создатель коллектива – А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков.

Эти композиторы создавали шедевры музыкального искусства, следуя традициям классической музыки М. Глинки, но при этом их развивая. Они расширили границы музыкальных жанров и обогатили музыку новыми формами: оперной, симфонической, инструментальной.

Расцвет русской живописи XIX века начался с К.П. Брюллова и его картины «Последний день Помпеи», которая стала примером академической школы.

Свое развитие в живописи получил и реализм. Он связан с именами так называемых художников-передвижников: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий.

Художники-передвижники так назывались, потому что организовывали передвижные выставки картин для просвещения народа

Русские ученые в течение «золотого века» сделали множество научных открытий мирового масштаба. В частности можно выделить:

  • естествоиспытателей Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, К.А. Тимирязева, И.М. Сеченова, В.В. Докучаева;
  • математиков Н.И. Лобачевского и П.Л. Чебышева;
  • изобретателей П.Л. Шиллинга, Б.С. Якоби, А.С. Попова, Н.Е. Жуковского, С.А Чаплыгина.

XIX век в русской литературе

XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление — реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. , А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).

В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков — обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова — острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» — революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором — журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.

В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: