Модернизм как литературное направление

В данной статье вы рассмотрите проявления модернизме в русской литературе.

Модернизм как литературное направление

Модернизм в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Модернизм в русской литературе

Модернизм в русской литературе – это явление конца девятнадцатого – начала двадцатого века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является также частью целого направления в искусстве – модернизма (от лат. «современный», «новый»). Период модернизма считается завершенным к концу тридцатых годов прошлого века. На смену модернизму пришел постмодернизм или постмодерн.

Как явление модернизм возник в силу того, что представители литературных течений понимали: новой России нужна новая литература, нужно новаторство и перемены в устоявшемся слое старой, изжившей себя литературы. Направление модернизма возникло в конце девятнадцатого века в символ того, что Россия обновилась, а, следовательно, обновилась и литература, а точнее, произошло ее переосмысление.

Модернизм в русской литературе также характеризуется отрицанием общепринятых, «изживших себя» норм русского языка – использованием неологизмов, вызовом, бросаемым «старой литературе», времен буржуазии. Модернизм также очень радостно принял революцию. Среди представителей модернизма очень много революционеров.

Вместо создания собственного мира литература модернизма становится либо отражением действительности, либо его противоположностью – антиподом. Автор в своих произведениях зачастую субъективен и относителен – в различных сферах жизни больше не нужна истина. Мир показывается таким, какой он есть: со всеми его трещинами и красотой одновременно, некой смесью добра и зла.

Композиция модернистских произведений зачастую раздроблена, не связана между собой. Она отличается от линейно выстроенной композиции, прежде всего тем, что состоит из нескольких эпизодов, не связанных между собой или же частей.

Модернизм в литературе проявился в следующих направлениях:

  1. Символизм – литературное направление, характеризующееся использованием символов и аллегорий. Представители: А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский.
  2. Акмеизм – литературное направление, характеризующееся субъективным восприятием ситуации, личностным отношением к происходящему. Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев.
  3. Футуризм – литературное направление, характеризующееся новаторством в литературе, нарушением обыденного и привычного стихосложения, использованием метафор и ярких, запоминающихся и броских фраз. Представители: В.В. Маяковский, О. Брик.
  4. Экспрессионизм – направление, характеризующееся открытостью, диалогом между автором и читателем.
  5. Сюрреализм – направление, характеризующееся фантастическим, необычным, непривычным восприятием мира. Может считаться частью символизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Все вышеперечисленные направления являются новыми для русской литературы, поэтому они считаются модернистскими. Таким образом, можно сделать вывод о том, что модернизм – это часть истории русской литературы, определенный период, включающий в себя многие направления, благодаря которым, в свою очередь, появились совершенно новые жанры русской литературы.

Однако, модернизм существовал и вне этих направлений. Была также переосмыслена не только классическая литература, но и реалистическая. В реалистическом направлении благодаря модернизму впервые была поднята тема «потерянного поколения», детей войны, которым война сломала жизнь. В модернистской литературе большое место занимают характеристики внутреннего мира героев, их представлений и образа жизни.

К представителям модернизма в России относятся: А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, Д. И. Мережковский, М. И. Цветаева, А. А. Блок, Бальмонт, Брюсов и многие другие. Все они – поэты нового века, нового поколения, названного «Серебряным веком русской литературы».

Значение модернизма в русской литературе

Безусловно, модернизм как явление играет большую роль в русской литературе. Что же появилось благодаря модернизму и почему он является одним из самых значимых периодов в русской литературе?

Во-первых, модернизм является символом изменений в России: как исторических, так и социальных. Значение модернизма просто огромно: новая литература как ни что другое смогла воплотить перемены в буквах, фразах и строчках, отразить действительность и те перемены, которые происходили в России на тот период.

Во-вторых, в модернизме впервые поднимаются такие важные темы, как тема войны, тема потерянного поколения, разрушенных жизней людей и сломленных судеб. Все это дало понять: Россия беспомощна и слаба, люди истощены морально и физически, все изнурены постоянными войнами и политическими интригами.

В-третьих, модернизм в русской литературе несет историческое, социальное и политическое значение. Именно модернисты, поначалу воспевавшие новую власть и свершившуюся революцию, после стали указывать на недостатки новой системы.

В-четвертых, модернизм, как часть русской литературы, оказал большое влияние на ее структуру: была переосмыслена классическая, «буржуазная» литература, до этого считавшаяся основой и нерушимой нормой, реалистическая литература, считавшаяся одной из самых основных частей классицизма. Все это не только приобрело новые краски, но и стало играть совершенно другую роль в литературе: не роль восприятие человеком произведения, а роль понятия относительности этого произведения. Все это приобрело некий философский, идеологических оттенок.

В-пятых, благодаря модернизму возникли многие жанры и направления в литературе. К таким направлениям относят: сюрреализм, футуризм, символизм, акмеизм и многие другие. К жанрам, появившимся благодаря модернизму, можно отнести: девиз, слоган, стих, поэму в стихах, мемуары, письмо и другие.

В-шестых, модернизм определил дальнейшее развитие русской литературы, как таковой. Благодаря модернизму в русской литературе определились новые течения и популярные жанры, которые отразили в полной мере все происходящее в России на тот период.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что модернизм играет большое значение в русской литературе как явление.

Течения модернизма в русской литературе

  1. Символизм
  2. Акмеизм
  3. Футуризм

Когда говорят о русской литературе конца XIX начала XX века, то в первую очередь вспоминают о трёх течениях, которые были самыми яркими: о символизме, акмеизме и футуризме. Объединяет их то, что они относились к модернизму. Модернистские течения возникли как противопоставление традиционному искусству, идеологи этих течений отрицали классическое наследие, противопоставляли свои направления реализму и провозглашали поиски новых способов изображения действительности. В этих поисках каждое из направлений шло своим путём.

Символизм

Символисты считали своей целью искусство интуитивного постижения мирового единства через символы. Само название течения происходит от греческого Symbolon, что переводится как условный знак. Духовная жизнь не может быть осмыслена рациональным путём, только искусство может проникнуть в её сферу. Поэтому символисты понимали творческий процесс как подсознательное, интуитивное проникновение в тайные смыслы, которое под силу только художнику-творцу. И передать эти тайные смыслы можно не прямо, а только с помощью символа, потому что тайна бытия не может быть передана обычным словом.

Теоретической основой русского символизма принято считать статью Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В русском символизме обычно выделяют два этапа: творчество старших и младших символистов.

  • Старшие символисты пришли в литературу в 1890-е годы. Это В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и др.
    В. Брюсов и Д. Мережковский возглавили течение и воспринимали его как литературную школу. Основные темы их произведений – несовершенство мира, одиночество и избранность поэта.
  • В творчестве младших символистов, пришедших в литературу в 1900-е годы, доминирует идея слияния искусства с жизнью, преобразование мира по законам красоты. Самыми яркими представителями «младосимволизма» были А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.

Символизм обогатил русскую литературу множеством художественных открытий. Поэтическое слово получило яркие смысловые оттенки, стало необычайно многозначным. «Младосимволисты» были убеждены в том, что через «пророческое слово» можно изменить мир, что поэт – «демиург», творец мира. Эта утопия не могла сбыться, поэтому в 1910-х годах наступил кризис символизма, распад его как системы.

Акмеизм

Такое направление модернизма в литературе, как акмеизм, возникло в противовес символизму и провозгласило стремление к ясности взгляда на мир, который ценен сам по себе. Они декларировали возврат к изначальному слову, а не символический его смысл. Рождение акмеизма связывают с деятельностью литературного объединения «Цех поэтов», руководителями которого были Н. Гумилёв и С. Городецкий. А теоретической основой этого течения стала статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм». Название течения происходит от греческого слова acme – высшая степень, расцвет, вершина. По мнению теоретиков акмеизма, главная задача поэзии – поэтическое осмысление многообразного и яркого земного мира. Ее приверженцы придерживались определенных принципов:

  • придать слову точность и определенность;
  • отказаться от мистических значений и прийти к ясности слова;
  • четкость образов и отточенные детали предметов;
  • перекличка с минувшими эпохами. Многие считают поэзию акмеистов – возрождением «золотого века» Баратынского и Пушкина.
Читайте также  Русалочка характеристика образа Русалочки

Более подробно об акмеизме можете прочитать тут.

Самыми значительными поэтами этого течения были Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуризм

В переводе с латинского futurum означает будущее. Появление русского футуризма принято считать с 1910 г., когда был напечатан первый футуристический сборник «Садок Судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуристы мечтали о появлении сверхискусства, которое в корне изменит мир. Это авангардное течение отличалось категоричным отрицанием предшествующего и современного искусства, смелыми экспериментами в области формы, эпатажным поведением его представителей.

Футуризм, как и другие течения модернизма, был неоднороден и включал в себя несколько группировок, которые вели между собой яростную полемику.

  • Кубофутуристы (или «Гилея») также называли себя «будетляне»– наиболее влиятельная из группировок. Они создатели скандального манифеста «Пощечина общественному вкусу», а также благодаря их высокому словотворчеству была создана теория «заумного языка» — зауми. Сюда входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных.
  • Эгофутуристы, входящие в кружок «Ego». Провозглашали человека эгоистом, дробью Бога. Поддерживали эгоистичные взгляды, из-за которых не смогли существовать как группа, и течение быстро закончило свое существование. Самыми яркими представителями эгофутуристов являются: И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.
  • «Мезонин поэзии» — объединение, организованное несколькими эгофутуристами во главе с В. Шершневичем. За свое короткое существование (около года) авторы выпустили три альманаха: «Крематорий здравомыслия», «Пир во время чумы» и «Вернисаж», и несколько сборников стихов. Кроме В. Шершневича в объединение входили Р. Ивнев, С. Третьяков, Л.Зак и др.
  • «Центрифуга» — литературная группа, которая образовалась в начале 1914 года. Ее организатором был С. Бобров. Первое издание – сборник «Руконог». Активными участниками группы с первых дней ее существования были Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Зданевич. Позже к ним присоединились некоторые эгофутуристы (Олимпов, Крючков, Широков), а также Третьяков, Ивнев и Большаков, участники распавшегося на тот момент «Мезонина поэзии».

Модернизм в русской литературе дал миру целую плеяду великих поэтов: А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматову, О. Мандельштама, В. Маяковского, Б. Пастернака.

Модернизм

Модернизм — общая характеристика множества направлений в искусстве конца ХІХ–начала ХХ века, отличительной чертой которых является установка на переосмысление традиций и новаторство. Не стоит путать модернизм со стилем модерн, который является лишь одной из его составных частей. В попытках описать суть модернизма искусствоведы, культурологи, философы, филологи и прочие просвещённые люди сломали немало копий, мы же ограничимся суммированием фактов.

Содержание

  • 1 В чём суть
  • 2 Как это выглядит
  • 3 Направления модернизма
    • 3.1 Изобразительное искусство и литература
    • 3.2 Архитектура

В чём суть [ править ]

Когда именно начался модернизм — сказать сложно: хотя сам этот термин и был изобретён в 1890 году Рубеном Дарио, к модернизму традиционно относят и более ранние произведения искусства (например, поэзию французских символистов — Стефана Малларме, Поля Верлена, Артюра Рембо), а кто-то и вовсе считает первым европейским модернистом Шарля Бодлера, творившего, на минуточку, в 1840-е–1850-е годы. Когда модернизм закончился — вопрос не менее сложный: в середине ХХ столетия он начинает плавно перетекать в постмодернизм и явной грани между поздним модернизмом и ранним постмодернизмом нет. Некоторые теоретики вообще предполагают модернизм никогда не завершавшимся и длящимся в иных, переосмысленных формах, до сих пор.

От предшествовавшего ему искусства модернизм отличается прежде всего невиданным ранее вниманием к технике создания художественного произведения, к «форме». В живописи это проявлялось, например, в стремлении обновить средства визуальной выразительности (застрельщиками выступили импрессионисты — от туманных пятен Моне до фирменных дискретных мазков Ван Гога; затем пришёл ещё сильнее отрывающийся от реального облика предметов постимпрессионизм, агрессивная колористика фовизма, увлечение искусством Азии, Африки и древних народов, наконец, абстрактная живопись), в архитектуре — в тотальном переосмыслении облика и функций здания (от эклектичного декора фасадов стиля модерн до радикально функционалистских построек Ле Корбюзье и «Баухауса»), в литературе — в изобретении новых жанров, форм и техник письма (от стихотворений в прозе Бодлера и Рембо до потока сознания Джойса и «автоматического письма» сюрреалистов).

Важной чертой художественного модернизма является характерное для многих его творцов понимание искусства как глобальной силы: мистического, религиозного дарования, средства изменения истории или общества, трансляции философских или политических идей. Искусство модернизма в оптике самих модернистов — больше, чем искусство, это не просто способ восприятия и осмысления мира, но и ключ к его преображению. Одновременно с этим модернистское искусство обычно очень сильно теоретизировано — творцы начинают выступать как исследователи и мыслители, примеряя различные (зачастую — очень сложные и укоренённые в актуальных философских веяниях того времени) эстетические концепции на итоги собственной работы. Закономерным следствием этого стало возникновение великого множества «-измов», в которых так легко запутаться неподготовленному любителю искусства и краткий список которых мы дадим парой разделов ниже.

Традиционно модернизм разделяют на «высокий» модернизм и авангард. Грань между ними, как водится, тонка, и у обоих понятий существуют авторитетные критики, но в целом разница в следующем: высокий модернизм — эстетское искусство для узкого круга ценителей, глубоко укоренённое в искусстве прошлого и ставящее сложные эксперименты, являющиеся результатом интеллектуального, аналитического труда, в то время как авангард — эпатажное, скандальное искусство, провоцирующее агрессивное неприятие у широкой публики в надежду на месть времени и испытывающая границы дозволенного и возможного, радикально порывая с традицией. Ярким примером авангарда является футуризм.

Как это выглядит [ править ]

  • Отход от реалистического изображения мира — предметы стилизуются, искажаются, размываются, меняют цвета и т.п.
  • Краска из инструмента зачастую превращается в полноценного персонажа картины — большое внимание уделяется её фактуре и техникам её нанесения.
  • Фантастические, загадочные сюжеты, или, напротив, обыденные картины, но изображённые с необычного угла.
  • Нарушения традиционной композиции.
  • Ориентация на древнее искусство (античные росписи, старорусский лубок — вплоть до наскальной живописи), а также на традиционное искусство не-европейских культур (особенно в почёте Япония и народы Африки).
  • Зачастую — нарочитый примитивизм, эксплуатация эстетики наброска, черновика, детского рисунка. Есть, однако, множество примеров аверсии — например, богатая деталями и причудливыми орнаментами живопись Густава Климта.
  • Эклектизм, сочетание и преображение разных исторических стилей в пределах одного здания.
  • Отказ от декора и акцентуация на функциональности (тенденция, закрепившаяся в 1910-е–1920-е гг.).
  • Экспериментальные по своей конструкции, расположению или функции здания.
  • Простые геометрические формы, эстетика необработанного материала или однотонных фасадов.
  • Обилие отсылок, нагруженность историческими и культурными контекстами, диалог или полемика с предшествовавшей литературной традицией.
  • Необычный язык: пурпурная или бежевая проза, высокий штиль, экзотический лексикон, многоуровневая метафорика. Для некоторых прозаиков-модернистов характерны гигантские предложения (признанный король тропа — Марсель Пруст, но Томас Манн не сильно отстаёт), а также орнаментальность и ритмизованность речи (Джеймс Джойс, Андрей Белый).
  • Аналогичная структура произведений — обилие флэшбэков и флэшфорвардов, хронически рваная канва, ненадёжные рассказчики. Порою фабула в принципе вторична относительно ритма и темпа текста.
  • Авангард таким не страдает, а вот «высокий» модернизм обожает философический угар.
  • В поэзии — либо изощрённая выжимка всех соков из мировой традиции (вроде Валерия Брюсова, сочинявшего образцы чуть ли не каждой твёрдой поэтической формы, известной человечеству), либо демонстративный отказ от неё. Именно в модернистскую эпоху европейская поэзия начала преодолевать силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение и переходить к верлибру.
Читайте также  Обломов характеристика образа Обломова Ильи Ильича

Направления модернизма [ править ]

Итак, неполный перечень «-измов», суммарно составляющих модернизм, вместе с их краткими характеристиками, приблизительными датировками и основными представителями:

Модернизм в литературе: примеры, произведения, писатели

Зародившись в 1860-х годах, модернизм ознаменовал собой кардинальный сдвиг в западной культуре, затронувший искусство, науку, технологии, социальное устройство. В конце 19-го века новые теории – Маркса, Фрейда, Дарвина, Ницше – подорвали многие общественные устои. Писатели-модернисты были обеспокоены стремительным темпом, с которым общество двигалось по пути саморазрушения, и пытались отыскать новые координаты после того, как краеугольные камни старой системы рассыпались в прах.

Модернизм в литературе стремился изобразить мир не таким, какой он есть, но каким его ощущают люди. Произведения модернизма широко использовали технику потока сознания или внутреннего монолога. Этот повествовательный прием помогал фиксировать мысли рассказчика такими, какими они рождались и существовали в его голове, давая понять, насколько разрозненно и беспорядочно на самом деле наше мироощущение. Писатели-модернисты считали, что размышления рассказчика, так же как и те вещи, о которых он старается не думать, могут многое сообщить о герое.

Находясь под влиянием одних и тех же новых реалий, авторы обращались и к общим для них темам.

Модернизм в литературе и технологии

Между 1860 и 1940 гг. окружающий мир и представления человека о нём изменились коренным образом. В 1860 г. идея путешествий со скоростью мили в минуту была мечтой, не говоря о полетах. Фотография еще являлась новшеством, а двигающиеся картинки, тем более говорящие – только фантазией (характерной жанру магического реализма). Передача электрических сигналов по проводам уже не казалась невозможной, но идея передачи на расстояние голоса, да еще и по воздуху, представлялась абсурдной.

К 1940-м годам, после двух кровопролитных мировых войн, мир стал другим. Люди стали полагаться на машины в большей степени, чем когда-либо. К 1940 г. путешествия и сообщение, равно как и разрушения, обрели большую скорость и эффективность, чем можно было представить в 1860 г.

Писатели-модернисты в большинстве своем опасались новых технологий и оставляли их за рамками своих произведений. Джеймс Джойс помещает действие «Улисса» в 1904 год, то есть до того, как автомобили стали широко распространены. Томас Элиот и Эзра Паунд свободно переключаются между историческими периодами, но редко упоминают технологический прогресс, который к 1920 г. затронул все стороны городской жизни.

Модернизм в литературе предпочитает обращаться к Классицизму, Средним векам или Возрождению, опасаясь, что зависимость от машин затмит их разум, помешает им понимать человека.

Влияние Фрейда на литературный модернизм

Значительное влияние на писателей-модернистов оказал венский психиатр Зигмунд Фрейд, провозглашенный отцом психоанализа. В основе его теории лежит идея о том, что на основании мыслей и реакций пациента можно вскрыть имеющуюся у него проблему. Такие писатели как Вирджиния Вульф и Джеймс Джойс положили эту идею в основу своих художественных произведений.

В противовес писателям-реалистам, которые стремились объективно фиксировать факты окружающей действительности, модернисты считали, что реальность нельзя изобразить вне связи с внутренним миром рассказчика. Он подвержен влиянию неизвестных сил, а потому воспринимает реальность с некоторыми отклонениями или изменениями. Другими словами, лучше всего просто попытаться записать ход его мыслей, и таким образом донести до читателей личность рассказчика. Модернисты полагали, что внутренний монолог и прием «потока сознания» давали читателям возможность лучше проникнуть в подсознание героя.

Например, в своем первом романе «Портрет художника в юности» Джойс воспроизводит ход мыслей главного героя Стивена Дедала. Рассказ Вирджинии Вульф «Пятно на стене» показывает женщину в момент, когда она смотрит на пятно на стене, ее размышления о том, как оно появилось, подсознательные связи, которые ее разум выстраивает с посторонними темами.

Образ города-фантома у писателей-модернистов

В поэме «Бесплодная земля» Элиот описывает Лондон как город-фантом, в котором тени умерших бредут по улицам. Модернизм стал первым движением в литературе, принявшим городскую жизнь как непреложный факт, как особый опыт, не похожий на иные формы существования. Это открыло новые грани конфликта в литературе, позволив писателям-модернистам воспользоваться ими сполна.

Анонимность города, его темнота, механическая сила – все это вдохновляло модернистов, привлекало и отталкивало их в равной степени. Писателей-модернистов, большинство из которых происходили из пригородов и маленьких городков, влекло в Лондон и Париж, Санкт-Петербург и Нью-Йорк, где они встречались друг с другом и основывали кружки и движения. Город, где массы людей и анонимность идут рука об руку, становится главным образом модернистского течения.

Не имея возможности оставаться в Дублине, Джойс во время свой «ссылки» жил между Парижем, Триестом и Цюрихом, но всегда писал о волнующей городской жизни Дублина. Поэт Харт Крейн сочинил оду «Бруклинскому мосту», об инженерном и архитектурном монументе, сделавшем Нью-Йорк центром американской городской жизни. Меланхоличная поэзия Элиота отражает одиночество и отсутствие смысла, которые часто ощущают городские жители.

Тема отчужденности в произведениях модернизма

Если город – это основной образ модернизма в литературе, то отчужденность – его основная тема, к которой в той или иной форме обращаются почти все писатели-модернисты. Главный тип отчужденности, изображаемый модернистами – оторванность человека от внешнего мира. Для этого особенно хорошо подходит прием потока сознания в повествовании, потому что так читатели могут увидеть внутренние переживания человека.

Герой и альтер-эго Джойса Стивен Дедал отстраняется от своей семьи, друзей, религии и страны из-за приверженности искусству и своей уверенности в том, что никто не понимает и не принимает его. Героини Вульф вдвойне оторваны от мира. Из-за принадлежности к женскому полу им отказано в доступе в сферу политики, образования или экономики. Рассказчики Элиота противостоят миру, расколотому на куски. У Эзры Паунда сам мир в силу собственной алчности теряет связь с историческим наследием.

Модернизм как прошлое в настоящем

Окруженные обломками разрушенных устоев прошлого, модернизм в литературе смотрел на современный мир как на место без ориентиров, без центральной оси, без определенности. Прошлые принципы, хотя и построенные на обманчивых ценностях, все же представляли некую основу. Первая мировая война повергла мир в хаос, продемонстрировав, на что способно человечество.

Писатели в эпоху модернизма нередко чувствовали, что история заканчивалась на них. Из-за этого модернистские романы и лирика часто воплощают и объединяют разные пласты истории. Модернизм в литературе постоянно обращались к прошлому вследствие полной неуверенности в настоящем. Аллюзия – краткая отсылка к иным эпохам, людям, местам, вещам – широко использовалась модернистами, включавшими в свои произведения исторический контекст.

Однако, из этого не следует, что модернизм в литературе был неспособен воспринимать прошлое критически. Стивен Дедал у Джойса говорит, что история «это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться», а ирландцы, живущие прошлым, изображены в шутовском тоне. Модернисты разделяли точку зрения, что прошлое существует в настоящем. Паунд, например, называл свои «Песни» поэмой с элементами истории, а список аллюзий в ней насчитывает свыше 10 тысяч пунктов.

А как модернизм в литературе видите Вы? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Вас могут заинтересоваться следующие материалы:

Модернизм

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля [1] . Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Читайте также  Страдания молодого Вертера характеристика образа Вертера

Содержание

Модернизм в изобразительном искусстве

Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм в литературе

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness ), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821–81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819–92) (Листья травы) (1855–91); Бодлер (1821–67) (Цветы зла), А. Рембо (1854–91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849–1912), особенно его поздние пьесы.

Философами, повлиявшими на писателей модернистов были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд.

Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода:

  • Анна Ахматова (1889-1966)
  • Габриэ́ле д’Анну́нцио (1863-1938)
  • Гийом Аполлинер (1880-1918)
  • Андрей Белый (1880-1934)
  • Готфрид Бенн (1886-1956)
  • Иван Канкар (англ.) русск. (1876-1918)
  • Константинос Кавафис (1863-1933)
  • Джозеф Конрад (1857-1924)
  • Альфред Дёблин (1878-1957)
  • Хильда Дулитл (1886-1961)
  • Томас Стернз Элиот (1888-1965)
  • Уильям Фолкнер (1897-1962)
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896-1940)
  • Э. М. Форстер (1879-1971)
  • Эрнест Хемингуэй (1899-1961)
  • Гуго фон Гофмансталь (1874-1929)
  • Макс Жако́б (1876-1944)
  • Джеймс Джойс (1882-1941) [2]
  • Франц Кафка (1883-1924)
  • Георг Кайзер (1878-1945)
  • Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930)
  • Перси Уиндем Льюис (1882-1957)
  • Томас Манн (1875-1955)
  • Юджин Глэдстоун О’Нил (1888-1953)
  • Ферна́нду Песо́а (1888-1935)
  • Ма́риу де Са-Карне́йру (1890-1916)
  • Эзра Паунд (1885-1972)
  • Марсель Пруст (1871-1922)
  • Дороти Ричардсон (1873-1957)
  • Райнер Мария Рильке (1875-1926)
  • Гертруда Стайн (1874-1946)
  • Уоллес Стивенс (1875-1955)
  • Итало Свево (1861-1928)
  • Эрнст Толлер (1893-1939)
  • Георг Тракль (1887-1914)
  • Поль Валери (1871-1945)
  • Роберт Вальзер (1878-1956)
  • Уильям Карлос Уильямс (1883-1963)
  • Франк Ведекинд (1864-1918)
  • Вирджиния Вульф (1882-1941)
  • Уильям Батлер Йейтс (1865-1939)

Модернизм в архитектуре

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Модернистские течения в искусстве

  • Абстрактное искусство
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Авангард
  • Акмеизм
  • Дадаизм
  • Кубизм
  • Постимпрессионизм
  • Сюрреализм
  • Фовизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм
  • Символизм
  • Примитивизм

Критика

См. также

  • Модерн
  • Модернизм в музыке
  • Постмодернизм
  • Эпоха модерна
  • Архитектурный модернизм

Примечания

  1. Глоссарий.ru: Модернизм
  2. Улисс был назван «квинтэссенцией всего модернистского движения». Beebe, Maurice (Fall 1972). «Улисс и эпоха модернизма». James Joyce Quarterly (University of Tulsa) 10 (1): p. 176.
  3. «Горький выступает убежденным противником модернизма и последовательным поборником реалистического искусства, призванного будить в людях лучшие, благородные чувства, укреплять в человеке уважение к себе и к другим людям» (Канд. филол. наук А. М. Щуйский) с. 140.
  4. Почему я не модернист?

Ссылки

  • МОДЕРНИЗМ: архитектура и архитекторы модернизма
  • Лифшиц М. А. Модернизм

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Добавить иллюстрации.
  • Викифицировать статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Астрономические символы
  • Диоксид углерода

Смотреть что такое «Модернизм» в других словарях:

МОДЕРНИЗМ — (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в зап. эстетике и искусствознании 20 в. для обозначения большого круга… … Философская энциклопедия

МОДЕРНИЗМ — понятие, использующееся в науке (наиболее активно его применяли в советской эстетике и искусствознании) для обозначения всего комплекса авангардных явлений с позиции их предвзятой негативной оценки. В основном это позиция консервативной… … Энциклопедия культурологии

Модернизм — (франц. modernisme, от moderne новейший, современный), обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма; основная направленность буржуазного искусства этого… … Художественная энциклопедия

Модернизм — см. Символизм. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

МОДЕРНИЗМ — (варв. лат.). Следование вкусам, модам новейшего времени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОДЕРНИЗМ [фр. modernisme] общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны … Словарь иностранных слов русского языка

МОДЕРНИЗМ — общее обозначение всех авангардистских направлений в изо культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного искусства современности или искусства будущего . В более строгом историческом смысле… … Большой Энциклопедический словарь

МОДЕРНИЗМ — (фр. Moderne новейший, современный) общее название художественно эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по … Новейший философский словарь

Модернизм — Модернизм, постмодернизм (фр. moderne ең жаңа, қазіргі) қазіргі заман философиясындағы ағым. Жалпы «модерн» ұғымы Еуропада ХҮІІ ғ. басталған ғылыми, діни, философиялық эволюция процесін түсінуге тырысқан жаңа заманның (уақыттың) ойлауын білдіреді … Философиялық терминдердің сөздігі

МОДЕРНИЗМ — МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, русский авангард… … Современная энциклопедия

МОДЕРНИЗМ — направление в католицизме кон. 19 нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением … Большой Энциклопедический словарь

МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и соответственно идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы ‘вещи в… … История Философии: Энциклопедия

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: