Жизнь природы в творчестве Ф. И. Тютчева (На примере нескольких стихотворений)

Жизнь природы в лирике Ф.И. Тютчева

Очарование русской природы вошло в сердце Ф.И. Тютчева еще в юные годы, когда он жил в своем родовом имении — селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения. Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью нолей, встречающих раннюю весну.

В русской лирике трудно найти художника слова, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место как у Тютчева. Но в своих стихах поэт стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмысливал увиденные картины природы. Через образ природы поэт выражает свое отношение к жизни.

Так за необычной прелестью осенней природы мы понимаем, что автор скрывает свою грусть. Так в стихотворении «Есть в осени первоначальной» мы видим эпитеты «прозрачный», «простор везде», которые подчеркивают печальное отношение поэта к ранней осени. Осень становится своеобразным символом страдания. Эти образы являются отражением душевного мира поэта:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Прозрачный воздух, день хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде…

В своих стихотворениях Тютчев стремился показать все оттенки жизни природы. Пейзаж, воспетый им, близок и понятен каждому русскому человеку. Так, великий писатель Л.Н. Толстой признавался, что каждой весной в его памяти неизменно встают строки тютчевской «Весны» :

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, —

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

При более глубоком анализе пейзажной лирики Тютчева, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством. Природа для Тютчева — храм. Но не созданный из камня руками человека, а полный жизни, одухотворенный. Поэту удавалось улавливать, как сказал Некрасов, «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Стихотворения Тютчева заставляют читателя не только задумываться, но и чувствовать, переживать, погружаясь в волшебный мир звуков, красок и эмоций. Тонким переплетением образов Тютчев погружает читателя в глубины мира, что является одной из важнейших черт его поэзии. Так, например, в стихотворении «Утро в горах» образ природы для читателя -таинственный мир, полон загадок:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат

Очень тонко подобраны здесь слова и характеристики, с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.

Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье и беззаботность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира.

Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть. Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности. Прав был В. Брюсов, подметивший, что «любование многообразными проявлениями жизни природы» представляется Тютчеву «высшим блаженством, доступным человеку» .

Изображение природы в лирике Федора Ивановича Тютчева заслуживает самого большого внимания. Восхищение красотой природы — одно из отличающих черт поэзии автора. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира.

Анафора в двух первых строфах и риторический вопрос «О чем ты воешь, ветр ночной?» позволяет поэту показать одушевленность природы в данном стихотворении. Тютчев -лирик поэт наблюдательный, одухотворённый.

Также автор заинтересован поиском ответа на вопрос: «Что значит такое впечатление», связан с пробуждением памяти души. Лирическому герою сложно добраться до ответа на этот вопрос, именно из-за этого в душе лирического героя происходит хаос:

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой! [5;14]

Вой ветра, созвучный настроению лирического героя, в конце второй строфы приобретает новое значение. Он воспринимается как призыв, вызывающий ответный порыв к «беспредельному»:

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться! [5;14]

Чуткость души позволяет расслышать в порывах ветра напоминание о своей связи с миром. Это «страшная» память, но душа, вырвавшаяся из груди, чтобы вернуться в «родимый хаос», предстает грандиозным созданием природы.

Тема души в поэзии Федора Ивановича Тютчева открывается читателю очень важным образом в творчестве автора, занимая большое место во многих его произведения. Душа человека в творчестве Тютчева часто предстает перед читателем негодующей, находящейся в состоянии тревоги.

Заключение

В ходе работы мы изучили произведения Федора Ивановича Тютчева, касающиеся темы души и природы, выяснили, что эти темы занимают важное место в творчестве поэта. Для более глубокого анализа творчества лирика, мы детально изучили его многие лирические произведения. Несомненно, поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стояла у истоков отечественной философской лирики. Так, Н.А. Некрасов в статье 1850 года «Русские второстепенные поэты» высоко оценил его поэзию: «Всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, …исполненного мысли и неподдельного чувства». А спустя четыре года, И.С. Тургенев в небольшой статье «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева» определил особое качество тютчевской поэзии: «… поэту нужно высказать одну мысль, одно чувство, слитые вместе, и он большею частью высказывает их единым образом…». Поэзия Тютчева в литературоведении России достаточно изучена, но необходимы новые методы изучения его творчества. В ходе работы я исследовала особенности поэзии Тютчева. Отличительными чертами лирики автора стали монументальные формы, ораторско-диктаторский стиль. Исследовав тему души и природы в поэзии Федора Ивановича Тютчева, нужно отметить, что тема души занимает центральное место во многих произведения автора, являясь отдельным персонажем. Природа в изображении Тютчева предстает перед читателем одушевленной, часто занимает центральное место в произведениях.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

О природе поэт пишет как о живом человеке, наделённом качествами творца, созидателя, не подвластного никакой чужой воле, наделённом собственной душой, управляющей стихиями мира, космоса, вселенной. В этом стихотворении заключено целостное восприятие природы, синтезирована тема и проблема нашего исследования.

Список литературы

1. Бибихин, В.В. Дневники Льва Толстого / В.В. Бибихин.- ИД Ивана Лимбаха, 2012. — 154 с.

2. Ганькина, Н.Л. Ключевые образы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Фонтан» / Н.Л. Ганькина.- Молодой ученый, 2016. — 98 с.

3. Иссерлина, Е.М. Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах / Е.М. Иссерлина.- Л.: ACADEMIA, 1930. — 182 с.

4. Козырев, Б.М. Письма о Тютчеве / Б.М. Козырев.- Литературное наследство, 1998. — 76 с.

5. Николаева, А.А. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. — Л.: Сов.писатель, 1987. — 217 с.

6. Учебник литературы для студ. учреждений сред.проф. образования: Учебник / под общ. ред. Г.А. Обернихиной. -Академия, 2014. — 384 с.

7. Брюсов, В.Я. Собрание сочинений в семи томах / В.Я. Брюсов.- Художественная литература, 1973. — 198 с.

8. Козырев, Б.М. Большая советская энциклопедия / Б.М. Козырев.- М.: Советская энциклопедия, 1978. — 364 с.

9. Тынянов, Ю.Н. Собрание сочинений / Ю.Н. Тынянов.- Вагриус, 2006. — 211 с.

10. Тургенев, И.С. Сочинения в двух томах / И.С. Тургенев.- Художественная литература, 1980. — 213 с.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также  Ярмарка тщеславия характеристика образа Ребекки Шарп

Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Жизнь природы в лирике Ф.И. Тютчева

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной

Пожалуй, трудно найти русского человека, ко­торый бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихо­творения его не могут оставить человека равно­душным. Ведь все творчество Тютчева — это обя­зательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое — русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к роди­не, к женщине, к жизни наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютче­ва, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчев­ских стихов. Их тематика многообразна, и тем не менее почти все так или иначе связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это глав­ный предмет изображения.

Природа, воспетая Тютчевым, близка и понят­на каждому русскому человеку, она неразрывно связывается в его сознании с образом Родины. Так, великий наш писатель Л. Н. Толстой призна­вался, что каждой весной в его памяти неизменно встают строки тютчевской «Весны»:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, —

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Природа никогда не предстает перед вами во время каких-нибудь могущественных катаклиз­мов, которые вызывают у человека страх и беспо­мощность. Она всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная пре­лесть:

Читайте также  Сергей Есенин. Жизнь и судьба

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красо­ты, которая поражает читателя своим совершенст­вом. И главное — этот мир живой. Природа для Тютчева — храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естест­венный и одухотворенный:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

У Тютчева нет «мертвой природы» — она всег­да полна движения, на первый взгляд незаметно­го, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, сущест­вует человек:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих — лишь грезою природы.

Тютчев дает понять, что, как бы ни пытался человек выделиться, он все равно останется «гре­зою природы», лишь ее творением, пусть даже и «венцом» его. И вместе с тем тютчевская природа чаще всего предстает перед нами как что-то сла­бое, хрупкое и беззащитное, зависимое от челове­ка.

Природа Тютчева всегда многолика и разнооб­разна. Мы видим ее в постоянном движении, не­прерывной смене явлений, в переходных состояниях — от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрыва­ется поэтом во всей красе и величии — это харак­терная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допус­тим, нам встречается солнце, глядящее «исподло­бья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно та­кими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь опи­сывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает с «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы люд­ские. » дождевые капли — это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную про­блему взаимосвязи человека с окружающим его миром.

Для Тютчева природа — загадочный собесед­ник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветр ноч­ной?» — вопрошает поэт. И тут же отвечает:

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке —

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки.

Мастерство Тютчева всегда поражает. Он под­мечает в самых обыкновенных природных явлени­ях что-то такое, что при всей своей невзрачности служит точнейшим, просто зеркальным, отобра­жением неземной красоты. И выражено это «что-то» не в витиеватых фразах, а в простых и обыч­ных словах, но идущих от самого сердца поэта:

Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали.

Не загромождая описания обилием подробнос­тей, Тютчев выбирает самое необходимое, благода­ря чему достигает большой художественной выра­зительности.

Поэту удавалось улавливать, как сказал Не­красов, «именно те черты, по которым в воображе­нии читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу толь­ко человеку, увидевшему в природе «душу», осоз­навшему, что «в ней есть свобода, в ней есть лю­бовь».

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева (в творчестве, поэзии) 10 класс

Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла большую роль во всей русской поэзии. Он всегда природу описывал в ярких красках, свежую и манящею, читая его стихах, природа умеет чувствовать, грустить и радоваться. Природа в воображении Тютчева одухотворена и поэтична, хорошо проявилась во всем известном стихотворении « Летний вечер ».

Смотря на его творчество можно сделать вывод, что он очень любил природу в такие времена года как весна и осень. Это заметно в его стихотворении «Осенний вечер» природа не теряет своей красоты, она прекрасна всегда. Как удивительно наблюдать за листиком, который плавно опускается на землю, люди всегда не обращают особого внимания, и не задумываться какая красота окружает нас всех. Красота осенних вечеров полна трепетного дыхания, живая и неповторима.

Читая поэзию Тютчева на душе становиться спокойно, создается такое ощущение, что мир наполнен гармонией. Природа Тютчева прекрасно в любых его правлениях. Противоположным стихотворением спокойному стилю об осени, раскрывается в стихотворении « Весенняя гроза ». В этом произведении поэт описал обворожительную весну и первый весенний майский гром, читая строки этого стихотворения, ощущаешь на живо, запах свежей грозы в воздухе.

Поэзия Ф. И. Тютчева бывает разная земная, живая и неповторимая, радостная которую невозможно забыть.
Природа сама прекрасна и совершенна спасибо писателям, которые открывают нам глаза своими прекрасными произведениями о природе.

Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

Федор Иванович Тючев – это великий поэт девятнадцатого века. С помощью своего поэтического таланта он очень точно выбирает очень яркие сравнения природы. Он сумел отобразить всю ее красоту и величие.

Поэзия этого поэта бывает очень и очень разной. Но она всегда такая неповторимая. Природа, которую нельзя уже забыть, если хоть когда-либо прочувствовал эту красоту. Читая стихотворения этого поэта, представляешь природу, как что-то воодушевленное, живое. А ведь это потому, что поэт любит природу и она ему небезразлична. Благодаря своему таланту Федор Иванович хочет дать возможность своему читателю приблизиться и полюбить природу. Окунаясь в творчество этого выдающегося поэта понимаешь, что Ф.И.Тючев очень любил природу осенью и весной. В своих стихотворениях он показывает природу с разных сторон, его природа умеет грустить, радоваться.

Глядя на произведения поэта не произвольно напрашивается вывод того, что автор больше всего любит природу в весенние и осенние времена года. Примером этому служит его стих «Осенний вечер». В этом стихотворении автор передает всю красоту природы, хоть уже и осень, но природа не утратила свою красоту. Она так же осталась прекрасна. Человек никогда не задумывается о том, как прекрасна природа. А если присмотреться и понаблюдать за падающим на землю листиком, как он плавно кружась, опускается на землю. Эта красота жива, она неповторима.

Автор показывает своему читателю не одно какое-либо состояние природы, он показывает ее разнообразие оттенков и состояний.

Погружаясь в поэзию Федора Ивановича, чувствуешь себя безмятежно, умиротворенно. Полной противоположностью стихотворению «Осенний вечер» является стихотворение «Весенняя гроза». В этом стихотворении поэт дает возможность своему читателю окунуться в зарождение новой жизни, так как само название стихотворения говорит об этом. Окунуться в прекрасную весеннюю пору. Читая это произведение, начинаешь чувствовать запах свежей грозы в майском весеннем воздухе, а так же слышать раскаты первого грома.

Много своих стихотворений Тючев посвятил природе не просто в разное время года, однако, и в различное время суток.

Ночь так же является одной из главных тем в поэзии Федора Ивановича. Ночь, описанная автором не только обыкновенно красива, ее красота царственна. Показывая своему читателю ночь, автор рисует ее чистой и святой, полной незримых тайн и загадок.

Автор догадывался, что люди – это частичка природы, и они могут черпать силу и энергию от самой матушки природы. Природа является большим кладом вдохновения и основой счастливой жизни.

Природа в лирике Тютчева

Несколько интересных сочинений

Один из главных героев романа — Аркадий Иванович Свидригайлов. Он дворянин примерно лет пятидесяти, спокойный и воспитанный человек

Произведение построено на критике образа жизни помещиков, к которым автор, сам происходивший из этой среды, относился отрицательно.

Читайте также  Крошка Цахес по прозванию Циннобер характеристика образа Цахес

Картина русского художника и графа Федора Толстого «Цветы, фрукты, птица» по жанру является натюрмортом. Известный художник написал свое произведение в Санкт-Петербурге

Ещё один типаж предателя. Алоизий Магарыч. Этот человек не дрожит за свою жизнь. Наоборот. Он желает получить от этой жизни максимум, на который способен сработать его изворотливый ум. Внешне похож чёрт знает на что.

Писатель Пришвин отмечает, что детство – хорошее произведение, но в ней чего-то не хватает, скорее всего в ней не хватает того мальчика Пешкова». Он дает совет Максиму Горькому, чтобы тот каждой главе дал своё название.

Природа в лирике Ф. И. Тютчева

Пожалуй, трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным. Ведь все творчество Тютчева — это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое — русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к родине, к женщине, к жизни, наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютчева, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчевских стихов. Их тематика многообразна, и, тем не менее, почти все, так или иначе, связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это главный предмет изображения.

Стихи Тютчева – это, прежде всего самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения.

Природа одна из основных составляющих лирики Ф. И Тютчева. Для этого великого поэта второй половины девятнадцатого века пейзаж является не только фоном повествования, а, скорее, участником переживаний, надежд, страданий лирического героя.

Поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Тютчев не хочет согласиться с господствовавшей в то время на Западе новейшей философией, которая, бесконечно абстрагируя, разрывала человека и природу, объект и субъект. Поэт стремился к цельности, к единству между миром природным, с одной стороны, и «я» — с другой стороны. «Всё во мне, — и я во всём», — восклицает Тютчев.

Природа в свете философии в XIX веке предстала вдруг каким-то скоплением абстракций, миром бездушным, и это рационалистическое понимание мира было Тютчеву враждебно.

Плоский позитивизм, превращавший весь огромный одухотворённый мир в пустоту, и немецкий идеализм, превращавший природу в умственную отвлечённость, нашли в нём своего противника.

Безусловно, мотивы одиночества и безысходности, характеризующие большинство поэтических творений автора, не могли, не отразится на пейзажной лирике. Состояние природы во многом соответствует настроению поэта

Стихи Тютчева о природе — почти всегда страстное признание в любви.

Его заветное желание — « в бездействии глубоком», весь день « пить весенний теплый воздух» да «следить на высоком небе облака». Он утверждает, что перед « цветущим блаженством мая» ничто самые утехи рая. Он восклицает о море – « как хорошо ты, о море ночное!», о грозе — « люблю грозу в начале мая!».

Поэт прямо исповедует свою любовь к природе в восторженных стихах.

Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу – возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод Здесь опять – таки картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Ее « умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю интонацию стихотворения, и лишь отдельными тревожными нотами врываются в нее слова о «зловещем блеске» деревьев и строки о «порывистом, холодном ветре», предвещающем поздние дни осени.

И не только блаженство видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, счастье.

В каждом проявлении природы Тютчев видит особую красоту. Наделяя иву человеческими качествами, поэт стремиться показать, что способность жить и чувствовать, присуща не только людям, но и растениям.

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна.

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь — его струи.

По листьям весело звучали.

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и величии — это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допустим, нам встречается солнце, глядящее «исподлобья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно такими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь описывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает со «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы людские. » дождевые капли — это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи человека с окружающим его миром.

Для Тютчева природа — загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветер ночной?» — вопрошает поэт.

Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности.

Как можно понять это стихотворение? Тютчев имел такое тонкое восприятие мира, что слово с трудом поспевало за всеми идеями, образами и было бледным отражением сознания поэта.

Поэту удавалось улавливать, как сказал Некрасов, «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия («Весенние воды» (1830), «Зима недаром злится» (1836), «Как весел грохот летних бурь. «, «Чародейкою зимою. » (1852).

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте.

«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии».

Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Лев Озеров в книге « Поэзия Тютчева» сказал, что поэзия Тютчева « дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, смывающим и омолаживающим душу».

Произведения Ф. И. Тютчева, написанные в жанре пейзажной лирики, стали классикой отечественной литературы. Поэт видел в произведениях природы такие черты, которые не всегда заметны читателю.

Я думаю, что именно это заставляет нас еще и еще раз обращаться к стихотворным творениям данного автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: