Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика образа Февронии - Sogetsu-Mf.ru

Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика образа Февронии

В XVI веке самым распространенным литературном жанром было житие. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это произведение, написанное в этом жанре. Эта гениальная повесть выходит за рамки своего жанра

Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика образа Февронии

Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии

В XVI веке самым распространенным литературном жанром было житие. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это произведение, написанное в этом жанре. Эта гениальная повесть выходит за рамки своего жанра, повествуя не только о жизни отдельной личности, но и о совместной судьбе двоих людей. В нем есть как религиозные, так и фольклорные мотивы.

Феврония — главная героиня рассказа. Это простая крестьянская девушка, живущая в деревне Ласково, недалеко от современной Рязани. Ее отличала душевная доброта и чувство справедливости. Также Феврония обладала волшебным даром — она могла излечить любую болезнь своими силами. Именно про этот талант и был наслышан князь Петр, который приехал к Февронии на лечение.

Девушка проявляла ум также в разгадке загадок и заданий, которые ей давала судьба.

Девушка была не такой уж и простой. Еще одним ее отличительным качеством была мудрость. Феврония была мудра не по годам. Она сказала князю, что вылечится он только тогда, когда женится на Февронии. Если такого не произойдет, то все лечение будет напрасно. В конце концов князю пришлось сдаться и поддаться чарам Февронии. Таким образом, девушка стала супругой князя. Такая благодарность была положена ей за ее доброту и прекрасные поступки, которые она совершила. Эти черты заимствованы автором из фольклора, где идеал женщины — это смекалистая и мудрая девушка.

Однако, не всем пришлось по вкусу новое положение простой крестьянки. Приближенные круги постоянно осуждали девушку, придумывали про нее всякие сплетни. Феврония мужественно переносила все нападки окружающих. Она не обращала внимания на мнение общества. Феврония волновало лишь собственное мнение и позиция близких людей. Она слушала свое сердце.

Есть в образе Февронии и религиозные черты. Это прежде всего ее смирение и послушание. Будучи женой князя Петра, Феврония тщательно слушалась мужа и была в его власти. Она не ссорилась с ним, не спорила. Феврония смирилась с его решениями.

Также религиозной чертой является способность сильно любить. Феврония очень сильно любила своего мужа, была ему предана, однако, ее любовь была тихой, внутренней. Отличительная характеристика девушки — сдержанность. Внешне она не была яркой, заметной. Феврония сдерживала свои эмоции, но это не мешало ей любить мужа очень сильно. Именно такой и должна быть любовь с точки зрения религии — спокойной и крепкой.

2 вариант

В XVI столетии был очень популярен писательский стиль — описание жизненного уклада людей. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это литературная работа, созданная в этом стиле. Эта талантливое повествующие произведение не ограничивается собственным стилем, рассказывает не просто о действительности отдельно взятого человека, но и о совместной жизни двух людей. В нем существуют как религиозные, так и народные темы.

Феврония — основное действующее лицо истории. Это обыкновенная деревенская молодая особа, проживающая в небольшом крестьянском поселении Ласково, неподалеку от нынешней Рязани. Ее выделяла теплое добродушие и любовь к честности. Еще Феврония владела сказочным талантом — она могла вылечить всякий недуг собственными возможностями. Как раз относительно этой способности, про нее услышал правитель Петр, который прибыл к Февронии на излечение.

Молодая особа также показывала интеллект в решении тайн и испытаний, которые ей давала жизнь. Дева была особенной и не обыкновенной. Еще одной ее характерной особенностью была сообразительность. Феврония была умна не по возрасту. Она ответила князю, что он станет здоровым если возьмет в жены Февронию. Ежели подобного не будет, то все лечение будет бессмысленно. В конечном итоге правителю пришлось уступить и сдаться чарам Февронии. Следовательно, дева оказалась женой Петра. Подобная признательность была ей предоставлена за человечность и красивые деяния, которые она сделала. Эти особенности взяты писателем из народного творчества, где эталон женщины — это сообразительная и умная девушка.

Но в то же время, не всем понравилась новая жизнь обыкновенной селянки. Подданные всегда упрекали деву, сочиняли относительно нее любые слухи. Феврония стойко выдерживала все придирки находящихся рядом людей. Она никак не реагировала на суждения окружающих. Февронию обращала внимание только на свою точку зрения и на отношения своих близких и друзей. Она прислушивалась к своему сердцу.

Существуют в лице Февронии и набожные качества. Это по большей части ее терпение и повиновение. Являясь супругой правителя Петра, Феврония добросовестно угождала супругу и полностью была в его руках. Она не препиралась с ним, не возражала. Феврония подчинилась его поступками и действиям.

Еще набожным качеством оказывается ее талант крепко любить. Феврония очень любила собственного супруга, была ему верна, но в то же время, ее любовные чувства были глубокими и закрытыми. Характерная особенность девицы — спокойствие. По внешнему виду она не была видной, приметной. Феврония не показывала собственных переживаний, однако это не могло помешать ей любить супруга. Как раз подобными и должны быть любовные чувства — тихими и прочными.

Характеристика 3

Повесть о Петре и Февронии появилась примерно в шестнадцатом веке. Тогда было принято писать о житие народа и древних приданиях. Ее автором был священник Ермолай. Кажется, что история не является правдоподобной, но именно она стала основой для писания Муромских святых.

Повесть начинается с правления князя Павла, а затем переходит к брату Петру и его жене Февронье. Благодаря ярким, лаконичным образам и присутствующим в повести диалогам ощущается перенос в те давние времена.

В основу сюжета легла любовь князя Петра и деревенской девушки Февроньи, которая проживала в Рязанской Губернии. Девушка обладала особым даром и могла исцелить любой недуг. Именно за этим и приехал князь в деревню Ласкава. После сражения со змеем, его одолела странная болезнь, которая никак не поддавалась лечению. Февронья стала его последней надеждой, но у нее было одно условие: чтобы окончательно излечиться, князь Петр должен был на ней жениться.

Несмотря на свой юный возраст, девушка была очень умной и хитрой. Благодаря своей сообразительности, она приблизилась к князю, излечила его, а он не смог отказать ей. В благодарность Петр сделал Февронью своей женой. В дальнейшем их любовь и взаимопонимание стали образцом для многих.

Но их отношения тоже прошли через испытания. Не все знатные люди приняли то, что простая деревенская девушка стоит у власти. Против нее было много упреков и злых сплетен. Но для Февроньи все эти придирки ничего не значили. Она стойко выдержала все нападки, придерживаясь только своего мнения и слушая свое сердце.

Девушка стала идеалом супруги благодаря терпению и беспрекословному повиновению своему мужу. Она всячески угождала ему и полностью была предоставлена его воле. Супруги никогда не ругались и не спорили. Девушка верила в поступки и действия своего мужа.

Еще одно набожное качество девушки – крепко любить. Ее любовные чувства были крепкими и глубокими. Она всегда хранила верность своему мужу.

Февронья не была броской, видной и приметной. Ее главным качеством было спокойствие. Хотя она сильно переживала за супруга, это не помешало ей любить его. Их брак является идеалом супружеских отношений, которые должны быть спокойными и прочными.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии

Популярные сегодня темы

Главными героями Романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» являются два персонажа — Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

Летом 1956 года на 184 километре от Москвы сходит человек. Это рассказчик, которого зовут Игнатьич. Игнатьич мечтает работать учителем где-нибудь в сельской местности, подальше от цивилизации

Внутренние перемены в жизни человека случаются под влиянием каких-то важных событий. Проверим это утверждение на примерах.

На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада

Философская драма Максима Горького рассматривает вопросы человеческого бытия. Главный герой как на подбор располагают сложной судьбой. Людей с таким положением жизни называют никак иначе

Повесть о Петре и Февронии Муромских: характеристика героев

Меню статьи:

C чего начинается любовь?

С чего начинается любовь? С первого взгляда, пленительной улыбки, ласкового слова, страстного поцелуя? Вряд ли бы нашелся чудак, который отказался найти ответ на этот вопрос. Мы жадно вчитываемся в тексты книг и всматриваемся в кадры фильмов, но ответ все время ускользает. Наверное, именно поэтому истории о любви вызывают такой интерес. Ромео и Джульетта, Д′Артаньян и Констанция, Цезарь и Клеопатра – этот список можно продолжать бесконечно. Одна из самых необычных пар на поприще славянской культуры – союз Петра и Февронии.

Рассказ об их жизни считается гимном любви. Что мы знаем об этих героях, почему история их так волнительна и действительно ли это гимн любви? Для того чтобы разобраться в этом, рассмотрим характеристики главных героев. К сожалению, как и в любом другом тексте принадлежащем к периоду древней литературы, не стоит искать описание внешности, сложный сюжет или развернутые диалоги – необходимо делать выводы о личностных качествах исходя из поступков героев.

Начало повествования

Действие повести охватывает длительный период. Начинается повествование в городе Муром в период правления князя Павла. Как-то раз дьявол «послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея». Конечно, такое действие не вызывало восхищение ни у князя, ни у княгини. Обманным путем удалось им узнать, что смерть вредителю «суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». И пока Павел с женой раздумывают над тем, кто такой Петр и как его найти. Брат князя, которого зовут так же, как и предполагаемого спасителя, не сомневается в своем предначертании.

Что мы знаем о Петре?

Автор ничего не рассказывает нам о детстве и отрочестве этого героя, мы знакомимся с ним, когда он уже взрослый. Петр – истинно верующий христианин, он время от времени любит заходить в церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Она для него привлекательна тем, что побыть здесь можно в одиночестве. Почему это для Петра так важно, мы не знаем. Можно предположить, что присутствие множества людей отвлекает, не дает возможности сосредоточиться на общении с Господом. Однажды в церкви к Петру подошел мальчик. Фактически он тоже выполняет свое предначертание – показывает, где находится губительный для змея меч. Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» – спрашивает он. Петр должен сделать выбор: отказаться или же следовать дальше предначертанию. Однако Петр уверен, в том, что спаситель из предсказания – это он.

Читайте также  Кандид характеристика образа Кандида

Кроме того, им движет желание помочь брату со снохой. «Да увижу, где он!» – отвечает уверенно Петр. С этого момента он становится главным героем «Повести». В дальнейшем ходе повествования мы можем говорить о наличии таких качеств у главного героя как мужество, смелость и решительность. Петр раздобыл меч, но чтобы выйти на бой со змеем необходимо быть не только сильным физически, но и сильным духом. Страх не преобладает над героем даже тогда, когда выясняется, что слуга дьявола принимает облик Павла и Петр может случайно убить своего брата, а не злодея. Проблема решается просто: «Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, авось, с Божьей помощью убит будет лукавый этот змей» – говорит Петр, проявив смекалку.

В этой ситуации проявляется его такое качество как бескорыстность – за убийство змея Петр не просит никакой награды – делает он этот поступок из благородного желания помочь ближним, а не получить какую-либо выгоду для себя.

Он высокоморальный человек, что подтверждает несколько раз повторяющийся эпитет «благочестивый» по отношению к герою, к тому же, решительный – войдя в палаты, он без раздумий наносит смертельный удар, но при этом, кровь врага, попав на тело героя, вызывает заболевание: «появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь». Почему Господь не защитил или не исцелил Петра, тоже фактически остается открытым вопросом. Можем предположить, что таким образом Бог дает сбыться еще одному предзнаменованию – свадьбе Февронии и Петра.

Кто же такая Феврония и в чем ее заслуга?

Сведения об этой девушке довольно скудны. Она живет в деревне Ласково на Рязани, отец ее древолаз. Девушка обладает даром врачевания. Автор нам изображает ее как мудрую, честную, добрую девушку. Петр решил проверить ее и дал ей невыполнимое задание, благодаря своему уму девушка легко выходит из затруднительного положения. Вопрос о бескорыстности Февронии – спорный. О плате за услугу в исцелении сама девушка говорит: «… награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».

Перспектива жениться на простолюдинке знатному человеку не выглядит привлекательно, но желание избавиться от болезни велико. Петр обманывает Февронию обещает супружество, но при это не забывает, что неподобающее «князю дочь древолаза взять себе в жены».

Болезнь возвращается, и князь вынужден выполнить свое обещание. Сожалеет ли Петр о таком вынужденном действии? Нет, по возвращении в Муром, «ни в чем не преступая Божиих заповедей». Да и, несмотря на низкое происхождение, Фервония оказалась хорошей женой, умной и рассудительной супругой. Кажется, что во многих ситуациях она превосходит умом Петра – он часто советуется с ней и советует ее советам, но это не так – она просто умеет увидеть ситуацию под другим углом. Оба супруга обладают высоким уровнем моральных качеств и не отступают от своих предубеждений под влиянием трудных жизненных ситуаций. Даже козни бояр не стали камнем преткновения для их отношений.

Любили ли друг друга супруги?

Для современного читателя, привыкшего к шаблону о страстной, эмоциональной любви, может показаться, что никакой любви между супругами нет. Петр женится на Февронии, потому что он хочет исцелиться, не следует совету бояр жениться «на ровне», потому, что «если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» – ни о какой любви автор «Повести» нам не говорит. Однако следует внимательнее вчитаться в текст.

Автор называет Февронию святой. И это не удивительно – хлебные крошки, собранные с обеденного стола в ее ладонь, превратились в «ладан благоухающий и фимиам», а маленькие колья с костра, по ее велению, на следующее утро стали «большими деревьями с ветвями и листвой». Феврония отожествляется с Богом, поэтому любовь Петра к своей супруге приравнивается к любви к Господу. А значит о страсти здесь говорить бесполезно.

Супругов любит их народ – благодаря своей благочестивой жизни и справедливости они стали для простых людей примером для подражания и остались такими до конца своих дней.

Подведем итог

Историю Петра и Февронии нельзя приравнивать к рассказу о Ромео и Джульетте или Тристане и Изольде. Здесь чувства героев оторваны от бытовой подоплеки – они перешли на боле высокий уровень. Супруги, несмотря на схожесть в убеждениях, видении мира и отношении к различным жизненным ситуациям, гармонично дополняют друг друга. В целом и Петр и Феврония – положительные персонажи.

Конечно, в тексте можно отыскать моменты, где их поведение не совсем соотносится с постоянным эпитетом «благочестивый» для характеристики их жизни. Стоит воспринимать такие ситуации не с точки зрения корысти или слабости духа героев, а с позиции Божьего промысла. Если бы Петр не заболел – он бы никогда не встретился с Февронией; если бы не требование жениться в качестве оплаты за лечение – князь бы никогда не взял простую девушку в жены; если бы не было козней бояр – супруги бы никогда не узнали о важности своих праведных дел. Да, следовать своей стезе, придерживаться законов морали и Божьих уставов очень сложно, но только в таком случае можно стать счастливым самому и наполнить радостью жизнь других людей – этот постулат как раз и подтверждает текст повести.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»: анализ. Характеристика Петра и Февронии

В начале XVI века, еще во времена царя Иоанна Грозного, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам-книжникам искать по всем русским городам и деревням истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтичных рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы. Священнику Ермолаю было доверено написать подробное сочинение о жизни и любви Петра и Февронии.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик – сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом – оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках храма Соломона, скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому — князю Андрею Боголюбскому — в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом имена Давид и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось — они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Читайте также  Господин из Сан-Франциско характеристика образа Господина

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он — глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень важных исторических событий на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы — это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы — короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он — образец настоящей христианской семьи. Настоящую любовь и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом – о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои — Петр и Февронья.

Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика образа Февронии

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
      • Сочинения 5 класс
      • Сочинения 6 класс
      • Сочинения 7 класс
      • Сочинения 8 класс
      • Сочинения 9 класс
      • Сочинения 10 класс
      • Сочинения 11 класс
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Cочинение по литературе

Характеристика главных героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Характеристика Февронии. Героиня повести — дева Февро­ния. Она мудра народной мудростью. Первое появление в по­вести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётли­вом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Фев- рония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» де­лом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы симво­лизируя собой слияние её с природой.

Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублев­ская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет послан­ца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Све­дущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жёны бояр невзлюбили Фев- ронию и требуют её изгнания.

Феврония загадывает мудрые загадки и умеет без суеты раз­решать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не ос­корбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок; ее противники са­ми догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных про­тивников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляет­ся высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и ко­рыстному поведению её высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония же не заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь — это корабль и капитан на нём — муж, но всё это огромное судно на­ходится в руках у жены. Таким образом, куда она повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может — в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притча 14,1). Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в од­ном гробу. В 1547 году память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в одной раке в Муромском соборном храме.

Характеристика князя Петра. Князь Пётр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, об­венчавшись, живёт с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти. При том Пётр не потакал ей, как бояре, ко­торые предложили ей оставить их город, потакали своим жё­нам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февро­нии пришёл к благоверному князю Петру и наговорил на неё: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Пётр, же­лая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за од­ним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Пётр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал».

— Расскажите о Петре и Февронии. Какие они? (князь Пётр — сме­лый, бесстрашный, благочестивый; Феврония — «мудрая дева»)

— Каков иносказательный смысл речей Февронии?

«Плохо дому без ушей, а горнице без очей». «Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза», (анализ отрывка из текста)

— Что сделала Феврония в ответ на слова князя Петра? «Сия де­вица хочет, чтобы я взял её в жёны ради мудрости её. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце». (Феврония в свою очередь дала князю невыполнимое задание.) Как ответ Фев­ронии её характеризует? (как мудрую деву)

— Как княжили Пётр и Феврония? (благочестиво)

— Почему бояре изгнали Петра и Февронию? (каждый из бояр сам хотел стать самодержцем)

— Когда Пётр и Феврония вернулись в город и как княжили? («Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония. И кня­жили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.»)

— Какие имена после принятия монашества получили князь Пётр и княгиня Феврония? («Князь Пётр был наречён Давы- дом, а княгиня Феврония — Ефросинией.»)

— Как закончили свою жизнь Пётр и Феврония? (тихо, спокой­но) Какое чудо неоднократно совершилось после их смерти? (Люди пытались положить их тела в разные гробы, «но на ут­ро обретали их в едином гробу».)

Читайте также  Биография Андреева Л.Н.

— Как вы думаете, почему князь Пётр и княгиня Феврония были канонизированы? (князь Пётр и княгиня Феврония вели пра­ведную жизнь)

4) Художественные особенности «Повести о Петре и Февро- нии Муромских».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» представляет со­бой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее- соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повес­ти. » соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претенду­ет на историческую достоверность.

Очарование «Повести. » — в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествова­теля не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокой­ствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

09.10.2018

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жанр: древнерусская повесть

Главные герои «Повести о Петре и Февронии Муромских» и их характеристика

  1. Петр, добрый, честный, благочестивый, умный, умеющий прощать, справедливый, решительный и смелый.
  2. Феврония, мудрая, благочестивая, добрая, справедливая, верная и преданная.

План пересказа «Повести о Петре и Февронии Муромских»

  1. Князь Павел в Муроме
  2. Дьявол в образе князя
  3. Жена князя узнает как убить дьявола
  4. Петр получает Агриков меч
  5. Петр убивает змея
  6. Петр болен и едет в Рязанскую землю
  7. Загадки мудрой девы
  8. Проверка мудрости Февронии
  9. Нарушенное слово Петра
  10. Возвращение болезни
  11. Феврония — супруга Петра
  12. Петр становится князем
  13. Происки бояр
  14. Чудо с хлебными крошками
  15. Выбор Февронии
  16. По реке на корабле
  17. Чудо с деревьями
  18. Возвращение в Муром
  19. Справедливое правление
  20. Принятие монашества
  21. Просьбы Петра
  22. Смерть Петра и Февронии
  23. Похороны в разных гробах
  24. Последнее чудо.

Кратчайшее содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Петр убивает Агриковым мечом дьявола, который принимал облик князя Павла, и ходил к его жене
  2. Петр покрывается струпьями и ищет врача в Рязанской земле.
  3. Феврония загадывает загадки и Петр обещает женится на ней, если она его вылечит.
  4. Петр нарушает слово, болезнь возвращается, и Петр женится на Февронии
  5. Бояре прогоняют Петра и Февронию, но горожане просят князя с супругой вернуться
  6. Петр и Феврония умирают в один день и их тела покоятся в одном гробу.

Главная мысль «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Бог никогда не оставит своей милостью человека, который живет праведной жизнью.

Чему учит «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Повесть учит верной и преданной любви, учит делить с любимым и радости, и горе. Учит быть мудрым, уметь прощать, быть справедливым. Учит помогать тем, кто в помощи нуждается. Учит наказывать гордецов и разбойников. Учит хранить свою веру и никогда не предавать своих убеждений.

Отзыв на «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Эта повесть произвела на меня огромное впечатление. Особенно мне понравилась мудрая и благочестивая Феврония. Она творила добро и чудеса просто потому, что очень сильно верила в Бога, и Бог никогда не оставлял ее. Эта женщина прожила счастливую и праведную жизнь, до последнего дня всю посвятив ее служению Господу. И потому она по праву причислена к лику святых, так же как и муж ее, Петр.

Пословицы к «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Молись втайне, воздастся в яве.
Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы.
С верой нигде не пропадешь.
Кто любит Бога, добра получит много.
Любовь кольцо, а у кольца нет конца.

Читать краткое содержание, краткий пересказ «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Случилось это когда в Муроме правил князь Павел. Стал к его жене прилетать дьявол-искуситель, принимавший образ самого князя. И никто не мог отличить где сам князь, а где змей.
Когда жена князя поняла, что перед ней дьявол, она все рассказала князю, и тот не знал, что делать. Но попросил жену узнать у дьявола, в чем таится смерть его.
И жена узнала, что дьявол не боится ничего, но смерть ему придет от плеча Петрова и от Агрикова меча.
А был у князя брат Петр, который решил убить змея, но не знал где взять Агриков меч. И вот когда Петр пришел в церковь, то явился ему отрок и показал Агриков меч.
Стал Петр искать способ убить змея. Однажды, он увидел как брат его выходит из покоев супруги, хотя сам только что с ним разговаривал. И Петр понял, что это и есть змей. И ударил Петр змея Агриковым мечом, и тот упал, и принял свой ужасный вид. А кровь змея пролилась на Петра и оттого покрылось все тело Петра страшными язвами.
И никто из врачей не мог излечить Петра. Но он узнал, что в Рязанской земле есть много искусных врачевателей и велел отнести себя туда.
Один из слуг Петра приехал в деревню Ласково и увидел в доме девушку, которая ткала, а рядом сидел заяц. Девушка сказала, что плохо дому без ушей, а горнице без очей.
Юноша ничего не понял и спросил про хозяина. Тогда девушка ответила, что отец и мать ее ушли плакать взаймы, а брат пошел через ноги смотреть смерти в глаза.
Юноша попросил растолковать ему странные слова и девушка объяснила, что нет у нее собаки, которая бы залаяла, когда к дому подошел чужой, ведь собака это уши дома. Если бы в доме был ребенок, он бы сказал ей про чужака, ведь ребенок — очи дома. Отце и мать пошли на похороны и плачут, но когда они умрут будут плакать по ним, и это плач взаймы. А брат — древолаз, залез на дерево и смотрит как бы не упасть в глаза смерти.
Тогда юноша спросил имя мудрой девы, и та ответила, что ее зовут Феврония. Она сказала, чтобы он привел князя и если тот будет добросердечен и не высокомерен, то она излечит его.
Петра привезли к Февронии и она сказала, что излечит его, если он станет ее мужем. Петр согласился, а дева дала слуге мазь и сказала смазать струпья, но один струп оставить.
А Петр решил проверить ее мудрость и попросил из пучка льна сделать рубаху, портки и полотенце. Дева дала слуге кусок чурочки и сказала, чтобы князь, пока она чистит лен, сделал бы для нее станок.
Князь сказал, что этого сделать нельзя, но Феврония ответила, что и сшить из пучка льна столько вещей тоже нельзя.
Петр убедился в мудрости Февронии и дал намазать себе струпья. Петр вылечился, но не взял Февронию в жены, а послал ей богатые дары.
Однако скоро все тело Петра вновь покрылось струпьями и он со стыдом вернулся к Февронии. Она повторила свое требование и Петр дал честное слово взять ее в жены.
На этот раз он слово сдержал и женился на Февронии. Вместе они вернулись в Муром и зажили праведно и благочестиво.
Вскоре князь Павел умер и Петр сам стал князем. Но бояре невзлюбили Февронию и стали наговаривать на нее. Как-то они сказали, что Феврония как простолюдинка собирает за столом крошки, но когда Петр попросил жену показать ему ладонь, там вместо крошек был ладан.
Но бояре не унимались и стали требовать, чтобы Петр нашел себе другую княгиню, а Февронии дал бы все, что она захочет, и прогнал.
Князь Петр сказал им спросить про то у самой Февронии, и бояре в наглости великой обратились к Февронии, прося, чтобы она взяла, все что захочет и убиралась из Мурома.
И Феврония обещала исполнить их просьбу. Она сказала, что заберет с собой самое дорогое — Петра. И бояре согласились, ведь каждый из них сам хотел стать князем.
Петр и Феврония сели на корабль и поплыли по Оке. Петр мучился сомнениями и не знал, что будет делать дальше, но Феврония утешила его и сказала, что Бог их не покинет.
Вечером когда повар нарубил веток для костра, она увидела срубленные ветки и пожелала, чтобы на их месте к утру выросли могучие деревья. Так и случилось.
Вскоре явились к Петру и Февронии посланники из Мурома и рассказали, что в городе смута. Что бояре передрались между собой и многие погибли. И что горожане хотят, чтобы Петр и Феврония вернулись и правили ими.
И Петр с Февронией вернулись в Муром и княжили как чадолюбивые отец и мать.
Они всех любили, принимали странников, одевали нищих и кормили голодных. Только гордости и разбоя не допускали.
Когда пришел конец их жизни, они стали молить Господа, чтобы тот дал им умереть в один день. И изготовили себе единый гроб с перегородкой посередине, завещав похоронить себя в том гробу.
А потом Петр и Феврония приняли монашество и были наречены Давыдом и Ефросиньей.
Жили они в разных монастырях. И вот посылает Петр к Февронии со словами, что душа его хочет покинуть тело, но ждет он только ее.
А Феврония дошивала покров для церкви и просила подождать ее. Так трижды посылал Петр и наконец закончила Феврония свою работу, и послала Петру сказать, что готова. И они вместе вручили свои души Господу в день 25 июня.
После их смерти люди захотели похоронить их отдельно. И положили тело Петра в соборе церкви Пречистой Богородицы, а тело Февронии за городом, в монастыре церкви Воздвижения. А единый гроб остался стоять пустым в церкви.
А на утро гробы раздельные пустыми оказались, а тела святых обнаружились в едином гробу. Их снова люди неразумные разделили, но на следующий день тела снова лежали вместе. И больше покой Петра и Февронии никто не тревожил.
Так и лежат они вместе в одном гробу в церкви Пресвятой Богородицы в городе Муроме.

Рисунки и иллюстрации к «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: