Обломов характеристика образа Обломова Ильи Ильича

Характеристика образа Ильи Ильича Обломова, героя романа И. А. Гончарова «Обломов». Творческая манера И. А. Гончарова. Внешность Обломова. Образ жизни. «Сон Обломова». Прежде чем говорить об образе главного героя романа Ивана Александровича Гончарова, следует уяснить позицию автора, понять замысел и цель его романа, осознать особенности творческой манеры писателя. Он в своих произведениях избегал открыто выражать авторскую позицию, а тем более — вершить суд над героями. Поэтому характеристика образа Обломова полностью отдана автором на суд читателей. Творческая манера … Илья Ильич Обломов — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов» Читать полностью »

Обломов характеристика образа Обломова Ильи Ильича

Илья Ильич Обломов — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Прежде чем говорить об образе главного героя романа Ивана Александровича Гончарова, следует уяснить позицию автора, понять замысел и цель его романа, осознать особенности творческой манеры писателя.

Он в своих произведениях избегал открыто выражать авторскую позицию, а тем более — вершить суд над героями. Поэтому характеристика образа Обломова полностью отдана автором на суд читателей.

Творческая манера И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров — писатель-реалист. Но его реализм определяется его личностью, мировоззрением, особенностью творчества. Например, для него большое значение имела объективность изображения, это отмечали многие критики, в том числе и Н. Добролюбов. Писателя в меньшей степени интересовали политические события и революционные потрясения. Больше всего его привлекала обычная жизнь в её нравственных противоречиях. Но писательская манера, эпическая и мало эмоциональная, спокойная, помогала ему создавать произведения, в которых всесторонне показана повседневная жизнь. Общественная жизнь рассматривалась им через социально-бытовой уклад. Нет, он не был равнодушен к передовым идеям того времени — считал необходимым освобождение крестьян от крепостной зависимости, просвещение народа и т. д., но не увлекался революционными идеями.

«… Я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал», — утверждал он.

Илья Ильич Обломов

При создании центральных образов писатель большое внимание уделяет их предыстории: семье, воспитанию, т. к. считает, что истоки характера зарождаются именно там. А внутреннее содержание персонажа помогают понять внешние детали и портрет.

Внешность

В начале романа Обломову 32–33 года. Это мужчина приятной наружности: средний рост, тёмно-серые глаза, нежное белое лицо. Но глаза казались тусклыми, а лицо было измятым от долгого лежания и малой подвижности. Чаще всего лицо его было небритым — бриться ему было лень.

Фигура Обломова отягощена полнотой, приобретённой ещё в детстве. Тело его, судя по цвету шеи, было чересчур белым и изнеженным, а руки — маленькими и пухлыми. Он сам себя считает «дряблым, ветхим, изношенным кафтаном», хотя автор пишет о мягкости и даже некоторой грации его движений.

Главной его одеждой был старый любимый халат, который он не просто надевал, а укутывался в него. А ещё одна замечательная деталь — домашние туфли героя. Если при попытке встать с постели его ноги сразу не попадали в них, то он тут же снова ложился. Полюбив Ольгу Ильинскую, он на некоторое время как будто пробуждается от тягучего сна, и тогда у него появляется желание сбросить халат «не только с плеч, но и с души, с ума…». Но любовь не состоялась. И халат вернулся — Агафья Матвеевна Пшеницына, его новая хозяйка, достала халат из чулана… Всё возвращается на круги своя.

Образ жизни

Обломов — потомственный дворянин, помещик. Он владеет крепостными, которых у него 300 душ. Но дела поместья не волнуют хозяина — он домосед и редко выходит из дома, ведёт уединенную жизнь. Чаще всего он просто лежит на диване. Периодически его пытается встряхнуть и расшевелить друг детства Штольц: он порицает его бездеятельность («тебе, кажется, и жить-то лень?», «точно ком теста, свернулся и лежишь»), но вывести Обломова из полусонного состояния очень сложно.

Книги и газеты он не читает — ему не интересно, но перед Штольцем он оправдывается, что мелкая печать портит глаза.

Обломов — слабый, безвольный человек: «Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…». Всё понимая, он ничего не может с собой поделать и признаётся, что это душевное угасание началось у него ещё в детстве: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну…».

Но это нравственно чистый человек, поэтому к нему тянутся люди. Иногда в его доме бывает по несколько посетителей в день, которые приходят с разными целями, но в основном чтобы излить душу. Он никогда никому не сделал ничего плохого — это и притягивает к нему людей. Обломов эмоционален, он способен плакать о судьбах даже чужих ему людей, но в то же время ничего не делает для помощи ближним. В юности он любил живопись, восхищался мадоннами Рафаэля, но и этот интерес с годами угас. Осталась только страстная любовь к музыке.

Он часто ошибался в людях, но не потерял веры в добро, любовь, искренность и человеческую честь. Это свойственно чистым и целомудренным людям. Он не умеет обманывать, говорить пошлые комплименты, льстить.

Но труд его тяготит. Когда ему сообщают о текущих делах в его имении, это вызывает в нём недовольство и скуку. На слова Штольца о необходимости труда он отвечает: «Так когда же жить? Для чего же мучиться весь век?» Но жизненной цели у него нет, и сам он упрекает себя за пустоту и ненужность своей жизни.

Гончаров показывает характер Обломова и через предметы домашнего быта. На всех его вещах — печать заброшенности, следы запустения.

Обломов не терпит суеты и вечной спешки городских жителей.

В первых восьми главах романа Обломов лежит на любимом диване. К нему постоянно идут визитеры, сменяя друг друга, символизируя образ Петербурга. Каждый из них живет в постоянной суете, вечно спешит, гонится за успехом, строит карьеру, сплетничает, развратничает. Обломов понимает, что это пустота, прикрытая видимостью жизни. Он предпочитает одиночество. Идеал его жизни — Обломовка, т. к. истинное счастье он видит только в покое.

«Сон Обломова»

«Сон Обломова» Гончаров опубликовал ещё в 1849 г., хотя полностью роман был напечатан в журнале «Отечественные записки» только через 10 лет, в 1859 г. «Сон Обломова» — ключ к пониманию героя.

Сам роман произвёл сенсацию в обществе. О нём спорили, им восхищались. Но особенно привлекал внимание и вызывал противоречивые чувства образ главного героя. Одни видели в нём положительный персонаж, а других он возмущал. Н. Добролюбов отмечал, что Гончаров в образе Обломова показал социальное явление, порождённое той средой, в которой он жил, и итог нравственного развития дворянства, итог паразитического существования помещичьего сословия. Лень, физическая и социальная апатия, неспособность к деятельности — всё это Штольц называет «обломовщиной». Добролюбов с этим определением согласен, а истоки этого явления видит в самом укладе русской жизни.

В сущности, сон Обломова — это не просто сновидение. Это подробная картина жизни деревни Обломовки, в которой формировался характер главного героя.

Для жителей Обломовки настоящей жизнью являются «тишина и невозмутимое спокойствие». Иногда это спокойствие нарушается некоторыми неприятностями, в число которых входит и труд — его они считают наказанием. Илюше с детства внушали, что делать ничего не нужно, для всего есть Захары, и скоро мальчик сам научился покрикивать на слуг. Зарабатывать на жизнь — недостойное занятие для дворянина, считал он уже взрослым. Он твёрдо уверен в том, что на барина всегда должен работать крестьянин.

Но… Этот же жизненный уклад сформировал и его благородство, мягкость, доброту. «Обломовщина» — это не только «дикое барство», это и огромная материнская любовь, и ласка, которыми Илюша был взлелеян с раннего детства. Эмоциональность и чувствительность героя сформировались под воздействием поэзии деревенской уединенной жизни, русского хлебосольства, красоты природы. Патриархальный уклад русской жизни отличался не только отрицательными, но и поэтическими его сторонами.

У Обломова было удивительное сердце, «чистое», «как колодезь глубокое» — это очень хорошо понимал и чувствовал его друг детства Штольц. За это полюбила его Ольга Ильинская. Бескорыстие и искренность Обломова привлекали к нему множество людей. Он способен глубоко чувствовать, понимает искусство. В искусстве он ценит красоту и человечность.

Сон Обломова помогает читателям понять его идеалы. Они не совпадают с основами петербургской жизни и даже противоположны им. Только во сне он может попасть в ту страну покоя, счастья и любви, где человеку не надо притворяться, где он остаётся самим собой. Ведь Обломов в сущности своей – идеалист. Эта добрая, честная натура, искавшая правды, но постоянно обманывающаяся, осознала своё бессилие и впала в апатию, из которой её не смогли вывести ни Штольц, ни любовь к Ольге Ильинской. Он только сделал попытку выйти из стоячего болота своей жизни, но эта попытка не была завершена.

Но покой он всё-таки нашёл — в доме вдовы Пшеницыной. Её дом становится для него Обломовкой — здесь были покой и апатия, но не было поэзии и ожидания чуда. И незаметно его сон переходит в вечный сон — так было со всеми обитателями Обломовки.

Заключение

Чем притягивает образ Обломова? Почему этот апатичный, ленивый герой уже полтора века вызывает споры и волнует читателей и критиков? Что же такого находят в нём его сторонники?

В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Об этом он говорит Штольцу: «… Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь… Скука, скука, скука. Где же тут человек?»

Читайте также  Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Как актуально и для нашего времени всё, сказанное им!

Обломов симпатичен тем, что лежит на диване не только потому, что может ничего не делать, но и потому, что не желает жить в ущерб своему нравственному убеждению.

Характеристика образа Обломова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика образа Ильи Ильича Обломова

После выхода романа «Обломов» в печать имена некоторых героев стали нарицательными, появилось множество афоризмов, основанных на цитатах произведения. Эту работу критики считают одной из лучших в прозе Гончарова. Характеристика Илья Ильича Обломова раскрывает перед читателем образ типичного русского дворянина. В персонаже преобладают отрицательные черты, но он не лишен и некоторых достоинств.

  1. Детские годы Обломова
  2. Характер и привычки персонажа
  3. Анализ образа в произведении

Детские годы Обломова

Биография Ильи Ильича запечатлена автором начиная с детского возраста. Об этом повествуется в 1 части произведения. Юные годы Илюша провел в родовом имении Обломовке. Мальчик любил порезвиться, как и другие дети. Любимой забавой Илюши было побегать по окрестностям, каждый день он стремился познать что-то новое.

Родители окружили сына чрезмерной заботой, постоянно переживали, как бы с ним ни случилось чего-то плохого, старались оградить от любых огорчений и потрясений. Илья с детства усвоил, что лицу дворянского сословия не следует утруждать себя физическим трудом, для этого есть специально обученные люди.

Мальчик привык видеть, как его мать или отец отдавали распоряжения и слуги тотчас принимались их исполнять. Именно поэтому во взрослую жизнь герой вошел неподготовленным.

Молодой Обломов с трудом понимал, как ему организовать свой быт и какое найти занятие в жизни, чтобы получать доход и приносить пользу отечеству.

Характер и привычки персонажа

Образ Обломова у читателя складывается из описания привычек и поведения главного героя. После выхода романа в речевом обиходе появилось новое слово — «обломовщина», характеризующее праздный образ жизни, отсутствие прогресса и развития. Автор повествует об Илье Ильиче следующее:

  1. Во взрослом возрасте Обломов переезжает в город, где он сначала пробовал писать, затем устроился на государственную службу. Ни одно дело не доставляло ему удовольствия и давалось с большим трудом. Не привыкший к работе барин быстро уставал, да и, вообще, ни в одном занятии не обнаружил смысла, все ему было скучно.
  2. Внешне Илья был приятным человеком 32−33 лет, среднего роста. Его темно-серые глаза смотрели на мир задумчиво и спокойно. Расслабленными были и черты лица, что выдавало отсутствие какой-либо цели. Комната героя, на первый взгляд, была чисто убрана, но приглядевшись, можно было заметить повсюду пыль и множество мелких деталей, создавших непорядок (открытые книги, остатки еды).
  3. Самое большое удовольствие Обломов получал от лежания на диване. Такова уж была диалектика характера героя. Его личность сочетала в себе противоречивые черты. С одной стороны, молодой человек был образован, имел светлый ум, с другой — разрушал свою личность ленью и апатией.
  4. Илья любил плотно и вкусно поесть, подольше поспать. Ключевая деталь в образе Обломова — его халат. Этот предмет одежды олицетворял ничегонеделанье. Халат был «мягок, гибок», покорялся «самомалейшему движению тела», в нем хозяину тепло и удобно. Вообще, мужчина не придавал особого значения своему внешнему виду. На читателя герой производит впечатление сердечного, но безвольного человека.

Под влиянием обстоятельств на какое-то время Обломов мог меняться. Так случилось после его встречи с Ольгой. Девушка вызвала в душе Ильи романтические чувства и он стал преображаться.

Прежняя лень была позабыта. Любовь будто вдохнула в Обломова силы. Он начал много работать, строить планы и стремиться к их осуществлению. Ольга всячески поддерживала своего возлюбленного. Преображение персонажа длилось до первого столкновения с реальными трудностями. Илья вдруг снова ощутил в себе апатию, к нему вернулась тяга к спокойной, неторопливой жизни.

Так в жизни героя настал новый этап. Обломов снял жилье у вдовы Пшеницыной и сблизился с ней. Женщина окружила его заботой, не предъявляла никаких требований. Обломову она показалась идеалом женского образа. Илья Ильич вновь стал деградировать и вернулся к прежнему укладу жизни. Единственным развлечением для него были визиты старых приятелей, остававшихся отобедать.

Друзья пытались растормошить лентяя, но все их попытки были тщетны. В последней главе Обломов умирает так же тихо, как и жил. Героя хватил удар и он умер на своем диване, где его позже и нашли. Гончаров так описывает эту картину: «…голова немного сдвинулась с подушки да рука судорожно прижата была к сердцу…».

Полнее описать характеристику Обломова в сочинении или сообщении поможет предварительно составленный кластер литературного героя. Этот прием позволит скомпоновать все качества личности и отразить их в графическом формате. В центральный блок следует выписать имя персонажа. Затем каждую черту характера надо кратко описать в соседних блоках и соединить их стрелками с основным.

Анализ образа в произведении

Краткий анализ образа Обломова позволит осмыслить роль этого персонажа в произведении. Илья Ильич — один из главных героев романа. В этот образ автор вложил очень многое. С помощью Обломова перед читателем раскрываются важные темы бытия:

  • отношения отцов и детей;
  • роль дружбы;
  • влияние любви на личность;
  • поиск смысла жизни.

Писатель показывает пагубное влияние апатии и лени на человека. Глядя на Обломова, читатель понимает, как легко можно потерять свой потенциал, если не развивать его.

Автор учит тому, что нужно не плыть по течению, а, наоборот, быть деятельным. Двигаясь вперед и реализуя цели, человек изменяет себя в лучшую сторону. Лежание на диване, напротив, приводит к деградации.

Неслучайно Гончаров противопоставляет образ Обломова Штольцу. Мужчины примерно одного возраста и социального положения, но разница между ними огромна. Андрей Иванович Штольц — целеустремленный человек, легко преодолевающий любые препятствия. Обломов вечно пребывает в иллюзиях, а его друг упорно трудится. Каждый может примерить на себя роль любого из персонажей и понять, куда ему надо двигаться.

Тем не менее Обломов совсем не безнадежен, как личность. В нем есть душевная теплота, сопереживание, способность любить и быть другом. Именно он залечивает душевные раны Штольца, становится близким человеком для Агафьи Пшеницыной, женщина видит в нем смысл своей жизни. Образ главного героя неоднозначен, но тем и реалистичен. Ведь в каждом живом человеке обязательно есть отрицательные и положительные черты.

Характеристика и образ Обломова в романе Гончарова сочинение

И.А.Гончаров не зря назвал свое известнейшее произведение «Обломов», ведь Илья Обломов – это центральный персонаж романа, а значит его образ чрезвычайно важен для общего понимания главной идеи романа.

Сам Гончаров отмечает, что на первый взгляд Илья Обломов производит положительное впечатление, но при близком рассмотрении можно заметить полное отсутствие мысли в его лице. Илья ведет апатичный образ жизни, он практически постоянно лежит на диване в своем любимом халате вокруг него пыль и паутина, он не хочет что-либо делать, у него нет грандиозных планов. Илья ленив и неподвижен, ему не хочется даже встать с дивана, чтобы встретить гостей, он не любит находиться в обществе. За такой стиль жизни его можно осудить.

В чем же причина такого поведения? Почему Илья выбрал именно такой стиль жизни? Все дело в детстве Обломова. Он рос в отдаленной деревне Обломовке, он был единственным ребенком в семье, поэтому всю любовь, заботу родители отдавали ему. Он находился под чрезмерной опекой родителей, он жил спокойно, не зная никаких забот, ему не нужно было что-то делать, все делали за него.

Находясь в такой атмосфере, Илья думал, что все будут обращаться с ним так всегда, но когда он поступил на службу, он столкнулся с очень необычными для него вещами: никто не обращал на него внимания, всем было все равно на его желания и капризы. Столкнувшись с таким отношением, Обломов уволился с работы и больше не искал ее, довольствуясь деньгами, которые приходили из Обломовки.

Илья Ильич ненадолго выходит из апатичного состоянии, когда появляются его лучший друг Андрей Штольц и Ольга, они всячески пытаются вывести Илью в свет, заставить выйти из своей комнаты и чем-то заняться, но «обломовщина» поглотила Илью, он не хочет выходить из своей зоны комфорта, не хочет менять свою жизнь.

Ленивый и неподвижный Илья это одна сторона его образа. Есть и другая. Илья очень мягкий и добрый человек. Он обладает такими качествами как искренность, чуткость, честность. Он умный и очень отзывчивый, умеет любить Илья выделяется на фоне лживых людей, которых интересуют лишь светские мероприятия и деньги. Тем не менее, обломовщина берет верх над героем, несмотря на его человеческие качества. Лень и апатия побеждают. К главному герою романа трудно отнестись однозначно, он не является положительным героем, но он и не отрицательный персонаж. Несложно догадаться, что образ Обломова- собирательный, Гончаров описывал разные характеры и душевные качества русских людей.

Читайте также  Особенности реализма И. А Бунина

Сочинение на тему Илья Обломов

Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване. Но герой романа И. А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич Обломов выбрал именно лежать на диване, мечтая о большом будущем.

Главный герой произведения целыми днями лежит на диване, а все домашние дела за него выполняет его слуга. Его друг Андрей Штольц пытается продубить его к жизни, но тот оказывается равнодушным ко всему. И к дружбе, и к любви. Но Штольц не прекращает попыток. Он ценит своего друга Илью Обломова, потому что тот очень добр. Его доброта вдохновляет Штольца, но даже Андрея опускаются руки. Это означает только одно: если человек сам не хочет развиваться, то никто не сможет его заставить.

Илья Обломов по своей сути очень добр и раним. Он искренен со своим слугой Захаром, открыт для всех людей. Единственный его недуг – это лень, которая не может дать ему нормально жить.

Нельзя сказать, что Обломов лежал на диване всю свою жизнь. В действии книги он несколько раз выходил гулять с Агафьей Пшеницыной, но делал он это по настоятельному прошению Андрея Штольца. В этот момент он словно начинает жизнь заново, но лень ведет его к дивану, где он прекращает любые контакты с внешним миром.

Вскоре, Андрей Штольц и Агафья Пшеницына перестают за него бороться и Илья Обломов умирает. Образ Илья Обломова символизирует русского человека того времени, ленивого и равнодушного, ждущего помощи свыше. Но автор считает, что время Обломовых прошло. В мире начинается время Штольцев. Время активных людей, которые не просто мечтают, а что-то делают для воплощения своих целей. Наступает время, когда нужно много работать, чтобы добиться своего, и ленивому Обломову, которой без Захара не может ступить и шагу, в этом мире нет места. Поэтому он умирает, а Штольц и Агафья Пшеницына идут дальше, в новый мир.

Если бы не лень Обломова, Илья Ильич смог бы стать одним из членов нового общества. Но, к сожалению, лень победила добро, и Илья остается в прошлом. В том мире, где можно ничего не делать и хорошо жить. Илье Обломову на Руси жить хорошо. Но всему есть предел. И его предел наступил.

Вариант 3

Свой роман автор опубликовал в то время, когда в России был поднят вопрос об отмене крепостного права. Прежде, чем создать произведение, писатель прошел через всю жизнь своих героев. Особенно ярко показан главный герой Илья Обломов, показанный инертным и апатичным человеком. Причина такого состояния в его нравственном и умственном развитии. Его главными занятиями считается отдых и еда. И самым насущным вопросом для него был, какие блюда ему сегодня подадут на ужин и обед. После обеда он всегда спит. И так проходит день за днем в течение года.

Если заглянуть в его детство, то можно увидеть, что все начинания пресекались моментально. Будучи подростком, он не может самостоятельно одеться. Захар натягивает чулки ему и надевает обувь. Ему делают прическу и надевают одежду. Всегда напоминают о том, что надо умыться. Такая беспомощность вызывает у нас улыбку. Илья растет, но ничего не меняется. Вот он уже взрослый и все также прислуга бегает вокруг него, а он лежит целыми днями на диване не от усталости, а все потому, что у него такое состояние бездельника.

Обломов не может жить без удобного халата и неуклюжими туфлями, которые всегда спадали при свешивании ног с тахты. Жизнь героя представляла собой ленивую спячку. Ему чужда служба, хотя в молодые годы он трудился и ожидал каких- то результатов. Ему дали неплохое образование в столице, но в голове остались лишь кусочки некоторых знаний. Служба ему вскоре надоела, и он ее бросил. С тех пор он так и лежал на диване, мечтая о том, как он станет великим полководцем или же талантливым писателем. Но в его жизни были минуты, когда он задумывался о причинах, которые побудили вести себя так. Обломов умный человек, но в его логических суждениях имеется грустная истина. Он думает, что раз так уж устроен такой порядок, то ему не стоит переживать и действовать, так как это пустая трата времени. Илью Ильича не беспокоит, в каком состоянии находится его дом, и беспорядок, царящий в нем.

Даже в любви он не может преодолеть свою леность и апатию. Когда он сделал Ольге предложение, то не надеялся, что она ответит утвердительно. А когда получил положительный ответ, то начал мучить ее вопросами. И сразу же, узнав все ее ответы, он начал прятаться от нее, притворяясь больным. Почему же он так поступил? А все потому, что от него стал требовать действия, на что он не способен. Обломов прекрасно понимает человеческую душу, но ему стоит перестать мечтать сверх своих возможностей и перейти к реальности. Прослеживая и переживая угасание человека в Обломове, мы глубже принимаем трагизм его судьбы и осознаем ценность того духовного состояния, которое было заключено в данном персонаже.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Обломова

Популярные сегодня темы

Федор Михайлович Достоевский в своей повести описал одиноко человека, который часами любил просто бродить по улицам города и рассматривать окружающий мир.

О, природа! Что может быть прекраснее, чем она? Природа способна вдохновить человека на создание гениальных произведений, стихов, музыки и вообще она играет важную роль в развитии творческого потенциала человека

Жанровая направленность произведения представляет собой бытовую прозу, основной темой которой является бесчувственность и проявление жестокости со стороны современных подростков.

Жанровая направленность произведения представляется в виде небольшого фантастического рассказа, повествующего об освоении землянами территории планеты Венера, адресованного детской читательской аудитории.

Человека, способного пойти на риск, считают смельчаком. Но всегда ли можно им открыто восхищаться? На мой взгляд, риск достоин уважения только тогда, когда он оправдан.

Илья Ильич Обломов — описание в цитатах

Обломов и
его слуга Захар.
Художник Л. Красовский

Краткая характеристика Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич Обломов — описание в цитатах

«. человек лет тридцати двух‑трех от роду. «

«. у него есть Захар и еще триста Захаров. «

«. получал уже от семи до десяти тысяч рублей ассигнациями дохода. «

«. коллежский секретарь чином. » (Обломов служил 2 года в канцелярии)

«. Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное; руки [. ] не трясутся, не красные, а белые, небольшие. Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво. «

«. По‑твоему, шатайся целый день – тебе нужды нет, что я пообедаю невесть где и как и не прилягу после обеда. «

«. обнаруживать вполне свою лень и капризы. «

«. избавляя ленивого барина самого от необходимости говорить и делать. «

«. Имение хорошее, но сильно запущено. «

«. давно не был в деревне. » (12 лет не был в Обломовке)

«. Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец. «

«. беззаботность отлетела от него с той минуты, как она в первый раз пела ему. «

«. Во-на! Он их сунет куда-нибудь, и сам черт не сыщет. «

«. Бывало, напутаешь в бумаге, не доглядишь, не то мнение или законы подведешь в записке, ничего: велит только другому переделать. «

«. а ты ведь пойдешь лежать… еще рано…»

«. Он целые дни, лежа у себя на диване, любовался, как обнаженные локти ее двигались взад и вперед. «

«. повалится на постель, да и будет ворочаться, как боров, да вздыхать – вот и все. «

«. и еще беспечнее и подолгу спал после обеда. » (в доме Пшеницыной)

«. отучит Обломова спать после обеда. «

«. Видишь, ведь ты какой уродился! – возразил Тарантьев. – Ничего не умеешь сам сделать. Все я да я! Ну, куда ты годишься? Не человек: просто солома. «

«. Зачем же ты пугаешь меня своей нерешительностью. » (Ольга Ильинская Обломову)

«. эта нерешительность, неизвестность скорее кончилась. «

«. Как не напишет! Года через два напишет, – сказал Тарантьев. «

«. А коли хорошо тут, так зачем и хотеть в другое место. «

«. выводил Обломова из неподвижности и скуки. «

«. Он в жизни совершил только одно путешествие [. ] единственную поездку из своей деревни до Москвы. «

«. в те дни, когда он не ждал никого и ничего ни от дня, ни от ночи. «

«. всякий час утра и вечера. [. ] бесцветен и сумрачен. «

«. этот час. [. ] протекал без нее и, следовательно, протекал вяло и скучно. «

«. В самом деле не видать книг у вас! – сказал Пенкин. «

«. дикарь такой, что лишь только соберутся трое четверо к нам, сейчас уйдет. «

«. Откуда вы, Обломов? Не знает Дашеньки! Весь город без ума, как она танцует. » (Волков — один из гостей Обломова)

«. За здоровье олухов! – сказал Иван Матвеевич. Они выпили. «

«. Кроме того, он еще имел простодушие верить, что Тарантьев в самом деле способен посоветовать ему что-нибудь путное. «

«. Покорно благодарю, – ласково отозвался Обломов. «

«. он начал смотреть на нее по прежнему ласково. «

«. Я цель твоя, говоришь ты и идешь к ней так робко, медленно. «

«. Он прятался, как школьник, лишь только завидит Ольгу. «

«. Илья Ильич завел даже пару лошадей, но, из свойственной ему осторожности, таких, что они только после третьего кнута трогались от крыльца. «

«. не делали исключений в пользу балованных сынков. «

«. докучливого любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил. «

«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам…»

«Меня убивает совесть: ты молода, мало знаешь свет и людей. » (Обломов о себе)

«. насмешками над лежаньем, над ленью, над его неловкостью. «

«. вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день. «

«. в кабинете Обломова все было тихо, как в могиле. «

«Здоровье плохо, Андрей, – сказал он, – одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто-нибудь по голове или по спине, так что вскочишь. «

«Плохо здоровье, Андрей, – говорил Обломов, обнимая его, – левая нога что то все немеет. «

«. Что ты? Бог с тобой! Этакой холод, а я только в ваточной шинели. «

«. Илья Ильич кушал аппетитно и много, как в Обломовке. » (живя у Пшеницыной)

«. Анисья опрометью побежала на рынок за потрохами для любимого супа Обломова. «

«. испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе. «

«. стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще. «

«. как гибнет все доброе от недостатка участия, деятельности. «

«. уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает. «

Это было цитатное описание Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера героя.

Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова «Обломов»

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Он постоянно откладывает свадьбу. Ему надоедают частые встречи, прогулки. Ольга понимает это. Она разрывает отношения, так как ей не удается изменить Илью, а с равнодушным к жизни человеком она жить не сможет.

Последние годы жизни

Через несколько лет после расставания с любимой, Обломов женится на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату на Выборгской улице. Он вновь стает таким же унылым лентяем, вечно отлеживает бока на диване. Его супругу это вполне устраивало, не раздражало.

У Ильи Ильича Обломова случилось несколько апоплексических ударов. Судьба отмеряла ему недолгий путь. После очередного приступа он скончался.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: