Природа в поэзии Ф.И. Тютчева

Природа в стихах Тютчева: раскрытие темы природы в поэзии

Содержание:

Федор Иванович – великий русский талант, который написал более четырех сотен стихов за свою жизнь. На самом деле их было намного больше. Однако автор не считал поэзию своим основным делом, поэтому не сдавал стихотворения в печать. Это было его увлечение, способ выражения эмоций. Большинство работ вышли в свет благодаря друзьям Тютчева, которые настаивали на публикации.

Жизнь поэта сказывалась на его творчестве. Жена Элеонора оказала большое влияние на любовную лирику. Второй женой поэта стала Эрнестина. Она родила ему дочь и двух сыновей. Елена – последняя любовь писателя, но их отношения были незаконными, поэтому третьей свадьбы не было. Несмотря на постоянное присутствие любви в жизни писателя, основной тематикой его стихов являлась природа и философская лирика. Как представляет природу Федор Иванович:

  • Живое, одухотворенное существо;
  • Присущи человеческие чувства, качества;
  • Подчинение Божьей воле;
  • Единство с человечеством;
  • Часть общего бытия.

Тема природы в творчестве Тютчева

Тютчев уверен – люди являются источниками хаоса, они не контролируют своих страстей, в отличие от природы. Она знает тайну вечного покоя, упорядоченно живет, развивается, действует по неизвестным, высшим законам. Окружающие растения, деревья, птицы – это единый с человеком мир, который автор воспевает в стихах.

Невозможно не любить природу, так как она является частью одного единого бытия. Писатель часто использовал космические мотивы и теории. Жизнь вокруг человека движется по кругу, циклы зависимы между собой. Жизнь одного дерева повторяется из года в год, каждую осень оно сбрасывает листву, весной снова расцветает. Эту цикличность автор ассоциирует с четким порядком, прерывание жизни человека – с хаосом.

Какую роль играет природа в стихах Тютчева

Каждый стих о природе передает чувство, которое испытывает автор в данный момент. Тютчев проводит параллель между человеческими ощущениями и состоянием неба, земли, растений. Эти образы имеют большое значение в стихотворениях Федора Ивановича.

Философия осени сравнивается с состоянием души человека в период апатии, усталости, расстройства. В произведениях, даже описывая уходящее лето, писатель вносит положительные мотивы. Так он передает мысль, что в любом сезоне есть своя прелесть, как и в любом жизненном этапе человека.

Автора восхищает ночное время, он считает его таинственным, открывающим новые возможности. Это лучшее время для единения с бытием, космосом и силами природы. Сердце поэта открыто для новых ощущений, он пребывает в постоянном поиске гармонии, спокойствия, порядка и смысла бытия.

Природа в произведениях Тютчева: подборка цитат

Тема природы в поэзии Тютчева часто связана с сезонами. В своих строках поэт показывает любовь к весне – он считает это время особенным. Даже грозу Федор Иванович изображает смеющейся, веселой:

«Ты скажешь: Ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила».

К зиме в стихотворении «Зима недаром злится» показано его отношение к этому времени года. В поэзии можно заметить, как автор ассоциирует осень с увяданием, зиму – с холодом. Однако в описании любого периода присутствуют позитивные, добрые мотивы. В его стихах природа смеется, хохочет:

«Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит».

Противопоставление человеческого одиночества и гармонии выражается через образ неба и земли:

  1. «И как земля, в виду небес, мертва!.»
  2. «Туманная и тихая лазурь
    Над грустно-сиротеющей землёю…»

Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение

Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.

Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.

Произведение «Осенний вечер» заставляет читателя задуматься о тихом увядании природы, не теряющей при этом своей чудесной красоты. Тютчев в спокойных тонах описывает осеннее небо, летящий с дерева лист, сорвавшийся под порывом резкого ветра, и в тоже время наслаждается последним теплым вечером. Картина осени насыщена живым, трепетным дыханием, поэтому и легкий шелест деревьев, и светлость вечера полны необъяснимой прелестью и грустью осиротевшей планеты.

Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.

Стихотворение «Весенняя гроза», наоборот, передает предчувствие новой зарождающейся жизни, повествует о пробуждении природы, ведь первая майская гроза – это безумная и мощная стихия, способная на неистовства.

Глубокомысленными размышлениями наполнены и стихи «Море и утес», в которых поэт описывает разрушающую и неистовую силу природных явлений, ее агрессивную темную сторону, но в то же время завораживающую своим могуществом, своенравием и буйством.

Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.

Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.

Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество, является взаимодействие человека и природы, его места в огромном мире. Поэзия Тютчева пропитана его мироощущением, мировоззренческой концепцией. Человек, по его мнению, всегда несёт в себе хаос, так как не в состоянии справиться со своими страстями. Природа же представляется как часть единого, непостижимого мира.

В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону. Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи. Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.

В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.

Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям. Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой. Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.

Особенное место среди системы образов природы занимает ночь. В разные времена года, в любой обстановке она символизирует некое таинство. Минула дневная суета и солнечный свет: человек остаётся наедине с собой и огромным, недоступным его сознанию, миром. Обстановка этого уединения и отрешения от земных забот приводит к тому, что человек как бы «очищается» от всего мирского и может ступить за порог обыденности. Ночь приносит человеку чувство причастности к тем самым непостижимым законам и силам, движущим все процессы в мире. В это время суток человек становится частью единого целого, которое включает в себя и природу.

В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек. Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира. Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.

Читайте также  Фауст характеристика образа Елены

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Тютчева

Популярные сегодня темы

Сказка о Буратино известна абсолютно всем – и взрослым, и детям. Деревянная кукла, которая мечтала о богатстве, — персонаж на века, так как ее история учит добру и сочувствию, а также повествует о дружбе. В

Такие родные, но совершенно непохожи – это высказывание согласуется с характеристикой пушкинских героинь в романе « Евгений Онегин». Дочери уважаемых родителей

Россия — это изумительная страна, она имеет свою историю и славится разнообразием традиций. Но если речь заходит о красоте, то это, непременно, речь пойдет о природе.

Остап — это один из наследников Тараса. Остап с самого младенчества отличался своим упрямством и непослушанием. Он больше всего любил свободу и волю.

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет

Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Читайте также  Человек и природа в лирике С,А. Есенина.

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Литература. 10 класс

Конспект урока

Картина мира и природы в лирике Ф. И. Тютчева.

Перечень тем, рассматриваемых на уроке

1. Особенности поэтической картины мира и природы в лирике Ф. И. Тютчева;

2. Основные этапы жизни и творчества Ф. И. Тютчева;

3. Анализ философской лирики Ф. И. Тютчева.

Мифопоэтика – отражение мифа в литературном произведении.

Натуфилософия (от лат. natura – природа) – термин, обозначающий философию природы, понимаемую как целостную систему общих законов миропорядка.

Образ (художественный) – элемент или часть художественного целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием (напр., символические образы «золотого покрова», «хаоса», «космоса», «природы» у Ф. И. Тютчева).

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Пейзаж – разновидность описания, изображение природного или городского пространства. В структуре пейзажа важно соотношение фона и детали, статики и динамики. Особую роль играет точка зрения субъекта видения, которая может организовывать пространство в описании и определять четкость границ.

Поэтика литературного произведения – система структурно-композиционных и смысловых особенностей художественного целого произведения.

Поэтические дублеты – в лирике Ф. И. Тютчева это стихотворения, в которых повторяются (дублируются) одни и те же образы, темы.

Романтизм (нем. romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) – литературное направление, в основе которого конфликт между идеалом и действительностью. Романтизм связан с интересом к исключительной личности, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу. Ведущая черта – трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей, и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.

Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно – «любомудрие», «любовь к мудрости») – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философская лирика – лирика, формирующая философскую картину мира, раскрывающая законы человеческой жизни, закономерности бытия и природы; проявление философских взглядов лирического героя.

Фрагмент – лирическая форма, предполагающая композиционную компактность высказывания при монументальности содержания; получил развитие в творчестве романтиков.

Хаос и космос – парные философские категории, восходят к мифологической картине мира и связанные с представлением мировой дисгармонии и гармонии бытия: хаос – мировая первостихия, разверзнутая бездна, из которой происходит все существующее; космос – мировой порядок, мировая гармония.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Литература для 10 класса: в 2 частях. М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. C. 226–244

Дополнительная литература:

1. Лотман Л. М. Тютчев // История русской литературы: В 4 томах. Л.: Наука, 1982. Т. 3: С. 403–426

2. Афанасьева Э. М. Молитвенная лирика Ф. И. Тютчева // Духовные начала русского искусства и образования: Великий Новгород, 2005

Открытые электронные ресурсы:

1. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять»: уроки чтения с Н. В. Кулибиной // Интерактивные авторские курсы// URL: https://ac.pushkininstitute.ru/storage/UmomRos/index_chit.htm (дата обращения: 07.07.2018)

2. Леонов И. С. Ф.И. Тютчев – поэт и философ. Русская романтическая поэзия XIX века, онлайн-курс / URL: https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/218 (дата обращения: 07.07.2018)

3. Писатели на дипломатической службе / Литература мира и согласия, онлайн-курс / Э. М. Афанасьева // URL: https://pushkininstitute.ru/school/external_courses/211 (дата обращения: 07.07.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Творчество Ф. И. Тютчева продолжает развитие традиций философии, идей поэтов-романтиков. Главенствующей частью художественной картины мира поэта становится двоемирие: разделённость между миром мечты и миром реальной жизни, основанное на единстве противоположных начал. Ключевыми романтическими оппозициями являются день и ночь, хаос и космос, жизнь и смерть. Одна из сквозных тем поэзии Тютчева – тема природы. Природа воспринимается как живой организм, способный мыслить, чувствовать, вступать в диалог с человеком. Тютчев создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души. Поклонник творчества Тютчева – «мыслящий тростник», думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.

Ф. И. Тютчев вошёл в литературу в 1836 г., когда в Пушкинском журнале «Современник» была опубликована подборка из 24 стихотворений, которая называлась «Стихотворения, присланные из Германии».

Под текстами значились инициалы – Ф. Т. Автор поэтических текстов, Федор Иванович Тютчев, в это время находился вдали от России, в Баварии, на дипломатической службе. Тютчев избегал разговоров о своей поэтической деятельности, к творчеству относился как чему-то второстепенному, рукописями не дорожил. «Сколько листов с записями исчезло в мусорных ящиках Главного управления по делам печати, сколько тютчевских фрагментов осталось не зафиксированными на бумаге — даже приблизительно на эти вопросы ответить невозможно», — пишет о поэте современный исследователь Р. Лейбов.

Действительно, современники Тютчева больше знали его как дипломата и политического деятеля. Долгое время его поэтическое творчество не привлекало внимание читателей. После публикации стихотворений в «Современнике» пройдет около 14 лет и ситуация кардинальным образом изменится. В 1850 г. выйдет статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» с подробным анализом уже упомянутых «Стихотворений, присланных из Германии». С этого момента творчество Тютчева займет ключевую позицию в литературном процессе XIX в.

В лирике Тютчева значительное место уделяется осмыслению законов природы.

Тютчев создал ряд стихотворений, в которых отражается годовой цикл, передаются пейзажные оттенки конкретного времени года.

В описании пейзажа появляются пантеистические мотивы: природа наделяется своей душой и своим языком.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Человек в художественном мире Тютчева находится в постоянном диалоге с природным миром, стремясь разгадать загадку бытия. Но поэт задумывается над тем, а существует ли загадка природы.

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Читайте также  Краткое содержание повести Сорочинская ярмарка Гоголя Н.В.

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Ещё одно направление – романтическая эстетика, определившее особенность поэтической картины мира, обретает вселенский размах. В основе романтического мироощущения находится острое переживание несовершенства бытия, основанного на двоемирии.

Лирический герой Тютчева остро осознает сосуществование хаоса и космоса, жизни и смерти, дня и ночи.

Давайте обратим внимание на средства речевой выразительности, употребляемой Тютчевым на примере стихотворения «День и ночь»:

Здесь наблюдается смещение общепринятого ударения слова (мир духов), используется архаичная лексика (земнородных оживленье) и необычная форма слова (друг человеков). Это характерные черты тютчевской лирики. Метафора золотого покрова становится воплощением гармонии дня, исцеления души, оживления природы.

Две строфы стихотворения – два состояния мира: день и ночь. Торжественно-стилевая образность характеризует дневное время суток. День отождествляется с покровом, скрывающим правду жизни. Возникает целая вереница эпитетов, характеризующих дневной покров. Он называется то златотканым, то блистательным, то благодатным. Указанные приёмы отсылают к традиции торжественной оды, к эстетике классицизма. Однако в стихотворении возникает и романтическое переживание двойственности бытия: златотканый покров дня срывается с мироздания, на смену гармонии приходит хаос. Ночь обнаруживает бездну мира, вызывающую бесконечные страхи. Но кто управляет этими волшебными процессами, так и остается загадкой.

Одним из ключевых для поэтической философии Ф.И. Тютчева является стихотворение «Silentium!», в котором микрокосм человеческой души уподоблен огромной вселенной. В название стихотворения вынесено латинское слово, в переводе оно означает «молчание». Если учесть то, что латынь – язык мертвый, то тема молчания усиливает языковой жест отказа от слова.

Вопреки призыву «Silentium!», а также вопреки четырехкратному призыву к молчанию в финале каждой строфы, стихотворение является воплощением потока мысли, представленного в словах. Обратим внимание на то, как произнесение слов, призывающих к молчанию, превращается едва ли не в священный акт сотворения внутреннего мира человека. В душевном микрокосме, внутреннем мире человека мечты уподобляются звездам, изреченная мысль взрывает внутренние ключи, а таинственно-волшебные думы способны пробудить пение души. Внутри каждого человека – целый мир, подобный миру внешнему. Как защитить его от разрушения? Возможно ли это?

Тютчев в своей лирике создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души, которая находится в неразрывном взаимодействии с природой. Поклонник творчества Тютчева – думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.

Разбор заданий.

Какие средства художественной выразительности помогают поэту показать природу одухотворенной? Выберите все правильные варианты.

Зима недаром злится…

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит:

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Тютчев – поэт философского склада, он продолжает традиции романтизма, поэтому его стиль – лирический, он не использует в своих произведениях сарказм.

Выберите из списка правильное название средства языковой выразительности в следующем стихотворении:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Варианты ответа:

Правильный ответ: Метафора

Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Тема человека и природы в лирике Ф. И. Тютчева

Произведения Тютчева трогают читательские души. Как Фет, Пушкин и другие русские классики, Фёдор Иванович писал стихотворения на разнообразные темы. В творчестве автора преобладают философские, гражданские, любовные и пейзажные мотивы. Рассматривая последнее направление, нужно заметить, что человек и природа в лирике Тютчева занимают важное место.

  1. Раскрытие темы
  2. Произведения Фёдора Ивановича
  3. Смысл творчества писателя

Раскрытие темы

Для раскрытия темы природы в лирике Тютчева используется множество эпитетов и метафор. Тютчевские пейзажи наделены человеческими качествами, у них есть своё сознание и личность. Зачастую природные явления обладают чувствами, предпринимают конкретные действия. Фёдор Иванович сопоставляет природу и личность, подчёркивает их связь.

Очеловечиванием природы Тютчев показывает её значимость. Она имеет сходство с людьми, а если говорить точнее, то они похожи на неё, будучи её творением. Также следует отметить, что Фёдор Иванович в стихотворениях подчёркивает своё всепоглощающее и безусловное уважение к окружающей среде.

Писатель стремится понять окружающий мир и постичь глубины людских душ. Для этого человеческие эмоции и сами люди в лирике Тютчева сравниваются с природными явлениями — грозой, ливнем и т. д. В стихах Тютчева душа есть не только у людей, но и у всего, что его окружает.

Произведения Фёдора Ивановича

Тютчев написал много стихотворений о природных явлениях и людях. Имеет смысл обратиться к некоторым из них для более глубокого понимания позиции автора по поводу этого вопроса. Мир природы в лирике Тютчева можно рассмотреть в следующих стихах:

  • «Могила Наполеона»;
  • «Весенняя гроза»;
  • «Есть в осени первоначальной»;
  • «День и ночь».

В стихотворении «Могила Наполеона» можно заметить сравнение весны, души природы и исторического деятеля Наполеона. Автор подчёркивает, что личность смертна, а природа вечна. Таким образом, человек и история в лирике Тютчева противопоставлены силам окружающей среды. Человеческое бытие ничтожно мало на фоне огромной и нерушимой Вселенной.

Стих «Весенняя гроза» кратко, но глубоко описывает природное явление.Тютчев показывает, что благодаря связи природного мира и людей сохраняется гармония. Обычная гроза предстаёт перед читателем мимолётным, но вместе с тем вечным явлением. Такое противоречие наводит на мысль о двойственности окружающей среды: она вечна, но в то же время хрупка и требует бережного отношения к себе. Фёдор Иванович относится к классу литераторов, продвигающих тезис: «Отношение к природе должно быть трепетным. Ее надо любить, ведь мы её часть».

В произведении «Есть в осени первоначальной» отмечается мимолётная красота окружающего мира, помогающая осознать человеку, что он является его частью. Читатель понимает, что он не вечен, жизнь его быстротечна.

Ещё одним важным для осмысления стихотворением является «День и ночь». Здесь автор описывает своё ощущение космоса, сопричастность к этой синей бездне. Фёдор Иванович отмечает невозможность собственного участия в ходе событий космического масштаба, но акцентирует внимание на их влиянии на него.

Смысл творчества писателя

Изображение взаимосвязи окружающей среды и человека в стихах этого автора толкает на размышления о самом себе и своём месте в мире, о природе и её связи с человеческими созданиями. Своим творчеством Тютчев хочет донести до читателя следующие идеи:

  1. Быть человеком — значит, быть частью природы.
  2. Это нечто несоизмеримо большее, чем человек.
  3. Ее нужно любить.
  4. Она двойственна — нерушима и уязвима одновременно.

Мир природы в поэзии Тютчева является родственным для человека. Проанализировав его стихи, можно прийти к выводу: сопоставление природных явлений и человеческих эмоций уместно не только в поэзии, но и в реальной жизни.

Знакомство с сочинениями Фёдора Ивановича помогает читателю в осознании себя частью этого огромного мира. Любой может найти своё отражение в природе. Также автор вселяет в читателя желание наслаждаться каждым моментом жизни и ценить её, ведь она очень хрупка и быстротечна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: