Изысканность и своеобразие лирики А. А. Фета
Изысканность и своеобразие лирики А. А. Фета
1. Фет как представитель направления «чистое искусство». 2. Фет о назначении поэта и поэзии. 3. Воспевание красоты мира в стихах поэта.
4. Тема любви в лирике Фета. Лирику А. А. Фета принято относить к литературному направлению под названием «чистое искусство».
На самом деле поэт в своем творчестве не пытался высказать собственную гражданскую позицию, никого ни к чему не призывал, не обличал пороки общественно-политической жизни. Фет обращал внимание на вечные общечеловеческие ценности, среди которых красота и изысканность мира вокруг имеет особое значение. Пусть меняется общественный строй, пусть идет борьба за свободу или власть, пусть совершаются великие деяния, но по-прежнему наступает ночь. И на небосклоне появляются звезды, при взгляде на это великолепие у поэта рождаются строки: Какая ночь! Все; звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песней соловьиной Разносятся тревога и любовь. Фет передает тончайшие оттенки настроения.
У него — собственный взгляд на назначение поэта и поэзии. С точки зрения Фета, поэт должен отрешиться от земных проблем, полностью отдаться полету фантазии: Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах; Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел, Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. Каждое мгновение жизни в стихах Фета приобретает особе значение. В его поэзии нет и намека на что-то будничное, унылое. Оказывается, каждый день может быть прекрасен и гармоничен.
Нужно только заметить и наслаждаться этим великолепием. Какое счастие: и ночь, и мы одни! Река — как зеркало и вся блестит звездами; А там-то. голову закинь-ка да взгляни: Какая глубина и чистота над нами! У поэта особый ритм произведений. Не случайно П.
И. Чайковский говорил: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». Великий композитор подразумевал уникальную Мелодику стихов Фета. Многие творения Афанасия Афанасьевича стали романсами. Чтение стихов Фета позволяет на время отвлечься от проблем и погрузиться в удивительно прекрасный мир. Здесь все похоже на сказку. Да, можно признать, что поэт идеализирует мир реальный, наделяет его особыми чертами.
Но разве не прекрасно, что талант Фета, певца красоты, способен на это. Реальный мир предстает совершенно иным, наделяется особыми свойствами. Ночь. Не слышно городского шума. В небесах звезда — и от нее, Будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное мое. И светла, прозрачна дума эта, Будто милых взоров меткий взгляд; Глубь души полна родного света, И давнишней гостье опыт рад. Сам поэт считал главной задачей художника показывать красоту: «Без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне».
Парадоксально, но на произведения Фета значительное влияние оказал реализм. На самом деле, когда поэт описывает пейзаж, он обращает внимание на мельчайшие детали, которые ускользнули бы от внимания простого наблюдателя. Реализм проявляется в описании мира вокруг. Но вместе стем Фет с особым вниманием относится к собственным эмоциям и чувствам. Он честно и открыто говорит обо всех эмоциях, которые возникают у него при взгляде на красоту мира вокруг. Фет умел «уловить неуловимое». Такую характеристику давали ему критики.
Он способен запечатлеть в стихах какое-то мгновенье. И оно приобретает совершенно иное значение, разрастается до категории философских вопросов: Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор. С. Я. Маршак писал о Фете: «Его стихи вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами. Природа у него — точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ.
Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный». Поэт в своих стихах воспевает и любовь. Жизнь самого Афанасия Афанасьевича была трагичной. Он был влюблен в дочь бедного помещика Марию, но отсутствие денег не дало влюбленным сочетаться браком. Девушка вскоре погибла во время пожара. И всю свою жизнь Фет помнил о ней.
По его стихам было ясно, что он не страшится смерти, ведь только небытие может принести успокоение. Не суждено с тобой нам дружно Носить оков, Не ищем мы и нам не нужно Ни клятв, ни слов. Не нам восторги и печали, Любовь моя! Но мы во взорах разгадали, Кто ты, кто я. Чем мы горим, светить готово Во тьме ночей; И счастья ищем мы земного Не у людей.
Стихи Фета привлекают внимание читателя, потому что они гармоничны и прекрасны. Они вне времени, и поэтому интерес к ним никогда не угаснет.
Художественное своеобразие поэзии А. А. ФЕТА
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА.
К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго — Фет.
Поэты «чистого искусства» считали, что цель искусства — это искусство, они не допускали никакой возможности извлечения из поэзии практической пользы. Их стихи отличает отсутствие не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами и проблемами, отражавшими «дух времени» и остро волновавшими их передовых современников. Поэтому критики-«шестидесятники», осуждая поэтов «чистого искусства» за тематическую узость и однообразие, часто не воспринимали их как полноценных поэтов. Поэтому так высоко оценивший лирический талант Фета Чернышевский вместе с тем добавлял, что он «пишет пустяки». О полном несоответствии Фета «духу времени» говорил и Писарев, утверждая, что «замечательный поэт откликается на интересы века не по долгу гражданства, а по невольному влечению, по естественной отзывчивости».
Фет не только не считался с «духом времени» и пел на свой лад, но он решительно и крайне демонстративно противопоставлял себя демократическому течению русской литературы XIX века.
После большой трагедии, пережитой Фетом в молодости, после гибели возлюбленной поэта Марии Лазич, Фет сознательно разделяет жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Поэзия и действительность теперь для него не имеют ничего общего, они оказываются двумя различными, диаметрально противоположными, несовместимыми мирами. Противопоставление этих двух миров: мира Фета-человека, его мировоззрения, его житейской практики, общественного поведения и лира фетовской лирики, по отношению к которому первый мир являлся для Фета антимиром, — было загадкой для большинства современников и остается тайной для современных исследователей.
В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней», оглядываясь на всю свою творческую жизнь, Фет писал: «Жизненные тяготы и заставляли нас в течение шестидесяти лет отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». Поэзия была для Фета единственным способом уйти от действительности и повседневности и почувствовать себя свободным и счастливым.
Фет считал, что настоящий поэт в своих стихах должен воспевать прежде всего красоту, то есть, по Фету, природу и любовь. Однако поэт понимал, что красота очень мимолетна и что моменты красоты редки и кратки. Поэтому в своих стихах Фет все время пытается передать эти мгновения, запечатлеть минутное явление красоты. Фет был способен запоминать какие-либо преходящие, мгновенные состояния природы и
потом воспроизводить их в своих стихотворениях. В этом заключается импрессионизм поэзии Фета. Фет никогда не описывает чувство в целом, а лишь состояния, определенные оттенки чувства. Поэзия Фета иррациональна, чувственна, импульсивна. Образы его стихотворений неопределенны, расплывчаты, часто Фет передает свои ощущения, впечатления от предметов, а не их изображение. В стихотворении «Вечер»
читаем:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
А что «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось» и «засветилось», неизвестно.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Это лишь один миг в природе, минутное состояние природы, которое удалось передать Фету в его стихотворении.
Фет — это поэт детали, отдельного образа, поэтому в его стихах мы не встретим полного, целостного пейзажа. У Фета нет конфликта между природой и человеком, лирический герой поэзии Фета находится всегда в гармонии с природой. Природа является отражением чувств человека, она очеловечена:
Плавно у ночи с чела
Мягкая падает мгла;
С поля широкая тень
Жмется под ближнюю сень.
Жаждою света горя,
Выйти стыдится заря,
Холодно, ясно, бело,
Дрогнуло птицы крыло.
Солнца еще не видать,
А на душе благодать.
В стихотворении «Шепот. Робкое дыханье. » мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными. В обоих этих «мирах» поэт выделяет еле заметные, переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах, однако у читателя они складываются в единую картину свидания, создают единое впечатление.
В стихотворении «Ярким светом в лесу пламенеет костер. » повествование параллельно развертывается в двух планах: внешне-пейзажном и внутренне-психологическом. Эти два плана сливаются, и к концу стихотворения только через природу становится возможным для Фета рассказать о внутреннем состоянии лирического героя. Особенностью лирики Фета в фонико-интонационном отношении является ее музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию еще Жуковским. Прекрасные образцы ее мы находим и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утонченности:
Зреет рожь над жаркой нивой,
А от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
(Музыкальность этого стиха достигается эвфонией.)
Музыкальность поэзии Фета подчеркивается и жанровым характером его лирики. Наряду с традиционными жанрами элегий, дум, посланий Фет активно использует романсно-песенный жанр. Этот жанр определяет структуру чуть ли не большинства фетовских стихотворений. Для каждого романса Фет создавал свою, только ему присущую поэтическую мелодию. Известный критик XIX века писал: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий никто с ним не может равняться».
Фет достигает музыкальности своей поэзии как — композиционным построением стиха: кольцевой композицией, постоянными повторами (например, как в стихотворении «На заре ты ее не буди. »), так и необыкновенным разнообразием строфических и ритмических форм. Особенно часто Фет применяет прием чередования коротких и длинных строк:
В сумрак трепетно манящие,
Все ступени
Легким роем преходящие.
Фет считал музыку высшим из искусств. Музыкальное настроение для Фета было неотъемлемой частью вдохновения. В стихотворении «Сияла ночь. » героиня может выразить свои чувства, свою любовь только через музыку, через песню:
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Поэзия «чистого искусства» спасала поэзию Фета от политических и гражданских идей и давала Фету возможность делать настоящие открытия в области поэтического языка. Изобретательность Фета в строфической композиции и ритмике уже подчеркивалась нами. Смелыми были его эксперименты в области грамматического построения стихов (стихотворение «Шепот. Робкое дыханье. » написано одними назывными предложениям, в нем нет ни одного глагола), в области метафорики (современникам Фета, воспринимавшим его стихи буквально, было очень трудно понять, например, метафору «травы в рыдании» или «весна и ночь покрыли дол»).
Итак, в своей поэзии Фет продолжает преобразования в области поэтического языка, начатые русскими романтиками начала XIX века. Все его эксперименты оказываются очень удачными, они продолжаются и закрепляются в поэзии А. Блока, А. Белого, Л. Пастернака. Разнообразие форм стихотворений сочетается с разнообразием чувств и переживаний, переданных Фетом в его поэзии. Несмотря на то что Фет считал поэзию идеальной сферой жизни, чувства и настроения, описанные в стихах Фета, реальны. Стихи Фета не устаревают и по сей день, так как каждый читатель может найти в них настроения, сходные с состоянием его души в данный момент.
Изысканность и своеобразие лирики Фета
1. Фет как представитель направления «чистое искусство».
2. Фет о назначении поэта и поэзии.
3. Воспевание красоты мира в стихах поэта.
4. Тема любви в лирике Фета.
Лирику Фета принято относить к литературному направлению под названием «чистое искусство». На самом деле поэт в своем творчестве не пытался высказать собственную гражданскую позицию, никого ни к чему не призывал, не обличал пороки общественно-политической жизни. Фет обращал внимание на вечные общечеловеческие ценности, среди которых красота и изысканность мира
Стихотворение Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила.» Афанасий Афанасьевич Фет- один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были — любовь, красота, природа. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание.
Насекомые у Фета «Только пчела узнает в цветке затаенную сладость.» По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о.
Стихотворение Фета «Весенний дождь» (Восприятие, истолкование, оценка) Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что.
Фет — тончайший лирик русской природы Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Фет У Тютчева природа впервые предстала как загадка, мучительный вопрос для души, а Фет находит в природе, в ее непосредственности.
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях Фета о природе Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое.
Образ ночи в лирике Фета Образ ночи в лирике Фета является зыбким, колеблющимся. Он легкой дымкой окутывает читателя и тут же куда-то исчезает. Для лирического героя Фета ночь — это прекрасное время суток, когда человек.
«КРЫЛАТЫЙ СЛОВА ЗВУК» Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов. указанных поэзией, И смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а скорее Поэт-музыкант, как бы избегающий таких тем, Которые.
Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и Фета Девятнадцатый век щедро одарил человечество бесценными духовными сокровищами. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит Фету и Ф. И. Тютчеву. Тютчев написал свое первое стихотворение.
Человек и природа в лирике Фета (План-сочинение) Поэт развивает романтическую традицию, в рамках которой возвышает эстетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет.
Стихотворение Фета «Еще майская ночь.» (Восприятие, истолкование, оценка.) Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как наивный ребенок, как влюбленный юноша. Поэт создавал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих.
Детские годы. Афанасий Афанасьевич Фет В документальной биографии его многое не совсем точно — неточна и дата рождения. Интересно, что сам Фет отмечал как день своего рождения 23 ноября. Место рождения будущего поэта — Орловская.
Пейзажная лирика Фета В своих стихах А. Фет писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души.
Темы и идеи лирики Фета В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72.
«Благоухающая свежесть чувств» в поэзии Афанасия Фета Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание.
Любовь и природа в лирике Фета Слова священные, слова времен былых, Когда они еще знакомо нам звучали. Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика, сама природа «гласит его устами». Невольно начинаешь трепетать, вчитываясь в его.
Мой Фет Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Вступление Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической.
Литературная судьба Фета (о творчестве поэта) Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встречены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и.
«Шепот, робкое дыханье.» (Такая разная лирика) И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Б. Пастернак Афанасий Афанасьевич Фет — прекрасный лирик, сказавший свое неповторимое и самобытное слово в классической русской литературе. Поэзия Фета одухотворена великой.
Свободная муза А. Л. Фета Влача по прихоти парода В грязи пизкопокяопиып стих, Ты слова гордого «свобода» Ни разу сердцем не постиг. А. Фет Фет всегда был апологетом чистого искусства. К революционерам он относился с.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ ФЕТА В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72.
«Шепот, робкое дыханье.» (1850) Изучая творчество Фета, мы уже заметили одну важную особенность его поэтики: он предпочитает не говорить о самом главном напрямую, ограничивается прозрачным намеком. Самый яркий пример такого рода — стихотворение «Шепот.
Жизнь и творчество Фета 1. Краткая биографическая справка. 2. Основные темы лирики Фета. 3. Особенности лирики Фета. В историю литературы Афанасий Афанасиевич вошел под фамилией Фет, однако немало лет его жизни было посвящено борьбе.
Интересные подробности жизни и творчества Фета Драматичная история внезапной смены фамилии в жизни Фета имела своей причиной то, поэт появился на свет прежде, чем брак его родителей был освящен церковью. До этого мать поэта, Шарлотта Фет.
«Я пришел к тебе с приветом.» (Особенности лирики) Шепчутся тихие волны, Шепчется берег с другим, Месяц колышется полный, Внемля лобзаньям ночным. А. Блок Афанасий Афанасьевич Фет — не только великий, но и один из самых трудных для изучения.
Рекомендации по изучению поэзии Афанасия Афанасьевича Фета Афанасий Афанасьевич Фет — не только великий, но и один из самых трудных для изучения русских поэтов. Его жизнь, полная драматизма и противоречий, отражена в его поэзии, ведь биография художника.
Мое восприятие лирики А. Фета Афанасий Фет. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова. Читаешь знаменитое «Шепот, робкое дыханье.» и ощущаешь волшебство фетовского.
Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета «Поэт есть собственно человек, — писал Фет Я. П. Полонскому 3 окт. 1892, — у которого видимо для постороннего взгляда изо всех пор сочится жизнь независимо от его воли». Человек.
Природа и любовь в поэзии Фета. «Культ мгновения» в стихотворении «Шепот, робкое дыханье.» Фет — представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра — философа, отрицавшего роль разума, искусство.
Стихотворение Фета «Заря прощается с землею.» (Восприятие, истолкование, оценка) А. Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по.
«По тому, как человек относится к поэзии Фета и Тютчева, можно судить о его художественном вкусе». Что вы думаете об этом утверждении У каждого любителя поэзии есть свои кумиры. И совсем необязательно, чтобы ими были Тютчев и Фет. Каждый ищет в стихах свое: близкие и понятные мысли, яркие образы, неожиданные метафоры, свои.
Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая в человеческую душу Для поэта-идеалиста его творчество, его стихи — это им созданный мир, в котором живет он сам, его мечты, его чувства, где необыкновенная красота природы и любовь порой соседствует с печалью.
Тема любви в творчестве Фета и Ф. И. Тютчева Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена.
Импрессионизм в поэзии Фета Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства — впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается.
Стихотворение А. Фета «Поэтам» (восприятие, истолкование, оценка) Описать Фета — это значило бы Исчерпать все неисчерпаемое. А. Блок Стихотворение «Поэтам» написано Фетом 5 июня 1890 года. Это был период, когда поэт переживал «чудо возрождения», будучи уже в.
Удивительный мир природы (по произведениям Ф. И. Тютчева, Фета)» Красота природы всегда очаровывала поэтов и служила им неисчерпаемым источником вдохновения. Но неужели взгляду поэта открыто больше, чем глазам обыкновенного человека?! Конечно же, нет.
Гармония и музыкальность поэзии Фета Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких.
Стихотворение Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали.» Способность творить красоту Фет считал главным назначением поэта. Природа, любовь, красота- вот главные темы его творчества. Поэта привлекают неуловимые, не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, видением прекрасного.
Созерцательно эстетическое отношение Фета к природе Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России.
Стихотворение Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали.» (Восприятие, истолкование, оценка) Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншина) — одна из признанных вершин русской лирики. Фет принадлежит к числу наиболее читаемых поэтов. В личности поэта удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый.
Стихотворение Фета «Еще весны душистой нега.» Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что.
Сейчас вы читаете: Изысканность и своеобразие лирики Фета
Вопрос2. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина: Литература.
Тема: А.А.Фет. Жизненный и творческий путь. Лирика поэта.
План:
1.Жизнь и творчество.
2.Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета.
3.Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики поэта.
Вопрос 1. Жизнь и творчество.
1820, 5 (18) декабря — Родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской Губернии, принадлежавшем отставному офицеру Афанасию Неофитовичу Шеншину.
1835—1837 — Обучение в немецком частном пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии.
1838 — поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838—1844 годы.
1840 — вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету.
1845 — поступил на военную службу в кирасирский Военного ордена полк, стал кавалеристом.
1846 – ему присвоено первое офицерское звание.
1850 — вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».
1853 — Фета перевели в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом;
в Петербурге встречался с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др., а также его сближение с редакцией журнала«Современник».
1854 — проходил службу в Балтийском Порту, которую он описал в мемуарах «Мои воспоминания».
1856 — вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.
1857 — Фет женился на Марии Петровне Боткиной
1858 — вышел в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселился в Москве.
1859 — произошёл разрыв поэта с журналистом Долгоруким А.В. из «Современника».
1863 — вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.
1867 — Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.
1873 — Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».
1892, 21 ноября (4 декабря) — скончался в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.
Вопрос2. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета.
особенности лирики Фета:
Использование приемов импрессионизма
Афанасий Фет — один из замечательнейших русских поэтов. Его в былые времена упрекали в беспроблемнос-ти, приводили его стихи как пример «чистого искусства» . Но величественные пейзажные зарисовки, любовная лирика неоспоримо являются шедеврами мировой поэзии. Что касается чистого искусства, то, действительно, стихи Фета могут служить образцом того, насколько творческая жизнь поэта может отличаться от его реального существования. Незаконнорожденный сын помещика Шеншина, он всю жизнь добивался права носить эту фамилию, хотя уже приобрел поэтическую известность как Фет.
В реальной, будничной жизни он и сам был помещиком, сам входил во все мелочи экономических работ. Как не вяжется с привычным обликом поэта! Но в стихах этого и нет. Низменно-будничная жизнь не находит в них прямого отражения.
Взгляды поэта на то, что есть прекрасное в этой жизни, складываются под действием самых различных обстоятельств. Здесь все играет свою особую роль: и условия, в которых прошло детство поэта, сформировавшее его представления о жизни и красоте; и влияние учителей, книг, любимых авторов и мыслителей; и уровень образования; и ход всей последующей жизни. Поэтому можно сказать, что эстетика Фета — это отражение трагедии раздвоенности его жизненной и поэтической судьбы.
Все свое интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней разными путями, не различая добра и зла, принося в жертву своей идее-страсти все самое близкое и дорогое. Когда же эта цель была достигнута, он мог бы с полным основанием сказать о себе словами из «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина:
Мне разве даром это все далось. Кто знает, сколько горьких воздержаний, Необузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне» Все это стоило.
Идея-страсть, владевшая Фетом, не заключала в себе ничего «идеального» и вынуждала, как он пишет в своих мемуарах, «принести на трезвый алтарь жизни самые задушевные стремления и чувства». Фет признавался своему другу Борисову, что во время службы вел «жизнь пошлую настолько, что «добрался до безразличия добра и зла».
Трудный жизненный путь, суровая житейская практика Фета, безнадежно-мрачный взгляд на жизнь, на людей, на современное общественное движение все более отягчали его душу, ожесточали, «железили» его характер, разъединяли с окружающим миром, эгоистически замыкали в себе.
Поэт Я. Полонский писал Фету незадолго до его смерти: «Что ты за существо — не понимаю. Откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески благоговейные стихотворения. Какой Шопенгауэр, да и вообще какая философия объяснит тебе происхождение или тот психический процесс такого лирического настроения? Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый, и нам, грешным, невидимый, человек, окруженный сиянием, е глазами из лазури и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений. ».
Так Полонский очень верно и точно определил противостояние двух миров Фета — мира житейского и мира поэтического, — которое не только чувствовал поэт, но и декларировал как данность. «Идеальный мир мой разрушен давно. » — признавался Фет еще в 1850 году. И на месте этого разрушенного идеального мира он воздвиг иной мир — сугубо реальный, будничный, наполненный прозаическими делами и заботами, направленными к достижению отнюдь не высокой поэтической цели, И этот мир невыносимо тяготил душу поэта, ни на минуту не отпуская его разум.
В этой раздвоенности существования и формируется эстетика Фета, главный принцип которой он сформулировал для себя раз и навсегда и никогда от него не отступал: поэзия и жизнь — несовместимы, и им никогда не слиться. Фет был убежден: жить для жизни — значит умереть для искусства, воскреснуть для искусства — умереть для жизни. Вот почему, погружаясь в хозяйственные дела, Фет на долгие годы уходил из литературы.
Жизнь — это тяжкий труд, гнетущая тоска и страдания: Страдать, весь век страдать, бесцельно, безвозмездно, Стараться пустоту наполнить и взирать, Как с каждой новою попыткой глубже бездна.
Оглядываясь на свой творческий и жизненный путь, Фет писал: «Жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя бы на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии», «. мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Так демонстративно Фет отходит от главного для того времени требования демократической критики — служения литературы обществу, «злобе дня», необходимости отражения в ней социальных пороков и противоречий.
Весь поэтический мир А. Фета располагается в поле красоты и колеблется между тремя вершинами — природой, любовью и творчеством. Они же определяют «предметные элементы» этого мира, кажущегося узким по сравнению с миром реальным, но необычайно емким и поразительно глубоким, образуя единый слитный художественный мир — фетовскую вселенную красоты, солнцем которой является разлитая во всем, скрытая для обычного глаза, но чутко воспринимаемая шестым чувством поэта гармоническая сущность мира — музыка.
На слова Фета сочиняли музыку Чайковский и Танеев, Римский-Корсаков и Гречанинов, Аренский и Спен-диаров, Ребиков и Виардо-Гарсиа, Варламов и Конюс, Балакирев и Рахманинов, Золотарев и Гольденвейзер, Направник и Калинников и многие, многие другие. Число музыкальных опусов измеряется сотнями.
Фет — поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе.
При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармонии и совершенства.
Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетие после ее создания важна прежде всего ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченностъ молодых сил жизни, трепет весны и прозрачная мудрость осени.
Особенности поэзии А.Фета
В данной работе ученица рассматривает особенности поэзии А.Фета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_poezii_feta._vypolnila_uchenitsa_10kl_popova_mariya.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности поэзии А.А.Фета Выполнила ученица 10 класса МБОУ СОШ №8 Карлаш Римма. Учитель: Сергеенко Л.В.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ А.А.ФЕТА 1. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта 2.В поэзии Фета отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. 3. Природа в творчестве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. 4.Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь 5.Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический параллелизм. Главный мотив и идея творчества Фета — красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться».
ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИРИКЕ А.ФЕТА Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression , что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской Влюбленной Безгрешно чисты, как весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями.
Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Преклонение перед чистой красотой Нарочитая красивость Частое употребление эпитетов: Волшебный, Нежный, Сладостный, Чудный Интерес не к предметам, а к впечатлениям Ярким примером является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам находит нужный цвет. Примерно то же при чтении стихотворения Фета. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря.
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных: И лобзания, и слезы, И заря, заря… Многоточие не заканчивает ночь любви.
В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения.
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА 1 . Реальный мир в конкретных деталях. 2. Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах) 3. Передача особого состояния человека. 4. Музыкальность. Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже.
«СИЯЛА НОЧЬ. ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД…»(МАРИИ ЛАЗИЧ. 1877) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства. Радость восприятия бытия. Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.
Опять осенний блеск денницы… Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.
«Какая ночь! Как воздух чист. » Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.
Поэт действительно слагал восторженные гимны личности… Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя… Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий; Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед берёзой, любуется беспредельными просторами, вслушивается в тишину…
В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье – чувство единства с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт. Цветение сердца – символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета – это состояние эстетической восторженности: Как нежно содрогнулась грудь Над этой тенью золотой! Как к этим призракам прильнуть Хочу мгновенною душой!
Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша, Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
СТИХИ О ЛЮБВИ Почти все стихи о любви А. А. Фета написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание, оставшееся в прошлом: Где ты? Ужель, ошеломлённый, Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделённый, Стучусь у сердца твоего? Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена» Пойми хоть раз тоскливое признанье, Хоть раз услышь души молящей стон! Я пред тобой, прекрасное созданье, Безвестных сил дыханьем окрылён. Я образ твой ловлю перед разлукой, Я полон им, и млею, и дрожу, И, без тебя томясь предсмертной мукой, Своей тоской, как счастьем, дорожу. Её пою, во прах упасть готовой. Ты предо мной стоишь как божество – И я блажен; и в каждой муке новой Твоей красы предвижу торжество…
22 мая 1891 года Софья Толстая писала в своём дневнике: « Был Фет с женой, Марией Боткиной, читал стихи, — всё любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Пусть несвоевременно…но всё же хорошо и невинно»
Я ПРИШЕЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ… Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь ,– но только песня зреет.
А. Фет как-то написал: » Поэзия требует новизны , под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Тема стихотворения — любовь. Необычно уже самое начало стихотворения: Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что. Фраза по законам грамматики построена неправильно. Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами «в растрепанном роде». Вот еще несколько примеров: «Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?», «Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!». Неточные слова, неряшливые, «растрепанные» выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли. Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова, передающие настроение. (привет, солнце, свет, трепет листьев) Радость, счастье, любовь — это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота — нераздельны. О последних строках стихотворения: . не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет, Л. Н. Толстой сказал: «. этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, — а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы».
В конце жизни Фет написал такие строки: Сад весь в цвету, Вечер в огне. Так освежительно-радостно мне? Вот я стою. Вот я иду. Словно таинственно речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты — благодатная тайна моя. Его тайна — это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами — вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия — певец любви и природы. Мир Фета-это особый мир. Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.
Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…» ВЫВОД: особенности лирики Фета: интуитивность, метафоричность главное – воспевать красоту мира, природы, любви цель поэзии – сама поэзия безглагольность импрессионистичность двоемирие жизнерадостность