Краткая биография аксаков

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Краткая биография аксаков

Биография Аксакова Сергея кратко для детей 4 класс

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Атмосферу в доме, в которой рос мальчик, отличало спокойствие, доброжелательность, уважение всех членов семьи друг к другу и стремление к образованию. Единственное, что омрачало безоблачную их жизнь – это тяжелое течение болезни мальчика. Из-за повторяющихся приступов он не мог постоянно посещать учебные заведения и поэтому вынужден был обучаться на дому.

Гимназию он начинает посещать в 1799 году. Когда гимназия приобрела статус университета, Сергей продолжил там обучение до 1807 года. Будучи юношей, он был участником группы любителей словесности. Этому способствовала его любознательность и большая тяга к чтению. Позже был увлечен деятельностью театра, пробовал себя в сочинении стихотворений, которые были размещены в местных литературных журналах.

После переезда, связанного с окончанием Казанского университета, из Москвы в Петербург, он назначен на должность переводчика, при этом не оставил литературную деятельность.

1811 год в жизни писателя вновь ознаменован переездом в Санкт-Петербург. Во время Отечественной войны он жил в одной из деревень Оренбургской области. Пребывая там на протяжении 15 лет, он занимался переводами.

От брака с Заплатиной О. С., зарегистрированном в 1816 году, у него было 10 детей. Семья была образцовой. Они дружно проводили время на природе, а в сезон охоты писатель с радостью брал с собой ружье. Получив приличное наследство от родственника, он занялся хозяйственной деятельностью. Позже, оставив хозяйство, вернулся в Москву. Однако, занимаемая там должность цензора имела драматическую развязку. Он был вынужден уволиться. Аксаков подвергался гонениям, например за то, что унизительно относился в произведениях к хранителям порядка.

Большое количество переводов, представляющих богатое наследие С. Т. Аксакова за этот период, представляет собой сочетание глубоких знаний русского слова, традиций, тонкой наблюдательности за окружающим миром: трагедия Софокла «Филоктет», комедия Мольера «Школа мужей», романа В. Скотта «Певерил Пик» и другие. В 1847 году свои реальные наблюдения за жизнью живого мира он обобщил в «Записках ружейного охотника», а в 1855 году — в «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Этот эрудированный, талантливый, увлеченный человек не ушел бесследно. Его имя увековечили, назвав его именем улицы многих городов, санатория, кратера на Меркурии.

Каждый творческий этап литературной деятельности Аксакова С. Т. – это время, богатое впечатлениями, которые в автобиографической прозе или описании природы, быта представлены на страницах произведений.

Жизнь известного деятеля, великого писателя оборвалась в 1859 году в городе Москва.

Вариант 2

С.Т. Аксаков – это выдающийся русский прозаик, публицист, философ, мемуарист. Он родился на Урале, в Уфе в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. Имение Аксаковых называлось Ново-Аксаково, а отец мальчика находился на государственной службе в качестве прокурора. Мать – домохозяйка. В семье издавна культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

В отрочестве С.Т. Аксаков учился в уфинской местной мужской гимназии, а потом поступил в Казанский университет, где проучился сравнительно недолго. Именно здесь он обнаруживает блестящие знания по гуманитарным дисциплинам и серьезно увлекается литературой, искусством, театром, стихосложением. В этот же период появились его первые лирические опыты. В эти же годы его также ждет театральный дебют на университетской сцене.

Но Аксаков не окончил полный курс университета. Он вынужден был перебраться в Петербург, где поступил на службу в Комиссию по составлению законов в качестве переводчика. Иностранные языки он знал хорошо. Но этот род деятельности также его не прельщал. Его продолжало тянуть в мир литературы. В этой сфере Аксаков постепенно обзавелся многочисленными знакомствами: начались походы по литературным салонам, кружкам, объединениям по интересам.

С наступлением 1816 года Аксаков решил жениться. Его избранницей стала О. Заплатина, с которой он поселился в родовом имении Ново-Аксаково. За годы счастливого брака, основанного исключительно на любви и взаимоуважении, у Аксаковых родилось десять детей. Родители уделяли много внимания их воспитанию и обучению – впрочем, как когда-то много внимания уделялось самому Аксакову в детстве. Семейные ценности стояли для него чуть ли не на первом месте.

Через десять лет после свадьбы Аксаковы переехали в Москву. Здесь Сергей Тимофеевич работал в качестве цензора, потом служил в Константиновском межевом училище инспектором. Там же он в скором времени стал директором.

Уделяя все больше свободного времени литературе, Аксаков написал очерк «Буран» в 1834 году. Именно это произведение дало «толчок» к другим более проблемным и личным произведениям автора. Об Аксакове заговорили как о писателе-автобиографисте впоследствии. Также его произведения проникнуты природоведческими предпосылками, написаны интересным, понятным языком. Аксаков также вплотную сотрудничал с толстыми критическими журналами, активно публиковал в них свои статьи по поводу произведений А.С. Пушкина. Н.В. Гоголя и других знаменитых современников.

Позднее дом Аксаковых в имении Абрамцево под Москвой стал центром русской культурной, литературной и философской мысли. Там собирались знаменитые люди, обсуждали насущные государственные проблемы.

Большой успех имело сочинение Аксакова «Записки об уженье рыбы», а также «Записки ружейного охотника», где писатель талантливо поэтизировал русскую природу и указал на ее неповторимость.

В конце жизни здоровье Аксакова ухудшилось. Он начал слепнуть. Ему стало уже трудно писать и вообще вести активную общественную жизнь. Автобиографичность присуща в большей степени его поздним произведениям, таким как «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», сочиненные на основе детских воспоминаний и семейных традиций самого автора.

Как мемуарист Аксаков проявил себя в самые последние годы жизни – в 1858 – 1859 гг. Это знаменитые «Литературные и театральные воспоминания» и «Встречи с мартинистами».

С.Т. Аксаков ушел из жизни 30 апреля 1859 г., похоронен в Москве.

Биография 3

Сергей Аксаков – замечательный литератор консервативного настроя по отношению к нововведениям в старой школе русского языка и литературы, из-за чего многие считали данного писателя узкомыслящим консерватором, однако, несмотря на это автор писал довольно достойные произведения, которые впоследствии вошли в классику художественной отечественной литературы.

Родился будущий автор произведений в городе Уфа в 1791 году, в семье строго консерватора, его отца, который придерживался весьма строгих нравов, ставя в своей семье такие же строгие запреты на практически абсолютно всё, что в дальнейшем, конечно же, повлияло на мировоззрение юного Сергея. Его отец часто запрещал ему простые, казалось бы, вещи, например игрушки, которые отец не позволял ему трогать. Также он часто становился слушателем отцовских наставлений и проповедей.

Став юношей поступил в Казанский университет, после которого решил отправиться на службу, на которой вступил в кружок связанный с литературой, в котором познакомился с будущими литераторами, ему повезло, так как в кружке все придерживались довольно консервативных взглядов насчёт отечественной литературы, и презирали всяческие новшества. Там Сергею прививают любовь к литературе, и именно там он решает связать свою жизнь с литературой, после чего решает начать писать собственные литературные шедевры. Вместе с клубом они выпускают журнал, в котором он издаёт свои произведения. Его труды не остаются без внимания, и очень скоро он становится человеком, о котором все говорят, так как его стиль написания пришёлся очень многим людям по душе, из-за чего он начал издавать свои произведения в более именитых изданиях, чем клубный журнал.

Чуть позже он женится, и отправляется в своё имение в деревне. Там рождается его первенец, а затем и второй сын. В семье он придерживается тех же порядков, что и его отец придерживался при его воспитании.

В 1826 году он с семьей переезжает в Москву, где получает место цензора, а затем, упорно поработав некоторое время, получает место директора в одном из институтов города в 1835 году. Там он и продолжает жить и работать и, в конце концов, покидает мир ввиду старости.

Биография для детей 4 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Конюхова Татьяна Георгиевна это не только актриса российского кино и театра, но и талантливая актриса советского времени, поэтесса и общественный деятель.

В Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.

Екатерина I была первой императрицей в России. Она являлась женой Петра Великого. Екатерина имела весьма скромное происхождение и не очень чистую репутацию. Многие историки указывают, что именно в правления этой императрицы

Г.К. Андерсен – известный датский сказочник, произведения которого знакомы взрослым и детям всего мира. Родился он в 1805г. в семье бедного башмачника и прачки.

В 1154 г в семье у князя Юрия Долгорукого от второго брака появился на свет младший сын Всеволод. Впоследствии кончины папы, возглавлять Владимиро-Суздальскую державу стал старший сын Андрей Юрьевич.

Сергей Аксаков: биография писателя-реалиста

Среди писателей 19 века выделяется Сергей Аксаков, биография писателя-реалиста раскрывает его путь в литературу, многогранность его внутреннего мира и необыкновенные способности.

  1. Краткая биография
  2. Биография писателя
  3. Интересные факты из жизни Аксакова

Краткая биография

С. Т. Аксаков родился в 1791 году в родовитой дворянской семье. Детство прошло в родовом имении Аксаковых. Благодаря отцу и дядьке мальчик много времени проводил в общении с природой. Мать занималась с ним литературой, приучала к чтению. Под влиянием природы и книг формировался характер будущего писателя.

Деревенская жизнь способствовала приобщению к народной культуре. Мальчик играл с дворовыми мальчишками, слушал сказки ключницы Пелагеи.

В 1800 году Аксакова отдали в Казанскую гимназию. Впечатлительность мальчика, удаленность от родных повлияли на психику, и он заболел. Мать забрала его домой, в гимназию он вернулся через год. За отличные успехи Аксаков был принят в университет.

Еще в гимназии Сергей Тимофеевич увлекается театром и декламацией. Он актер и режиссер в студенческих спектаклях. Слава о его декламаторском даре дошла до столицы. Когда Аксаков приехал в Петербург, его пригласил к себе великий Державин, чтобы в его исполнении слушать свои стихи.

В 1816 году Аксаков женится на О. С. Заплатиной. Они некоторое время живут в деревне, потом переезжают в Москву. Двери их дома всегда были открыты для людей искусства. Сам Аксаков пишет критические статьи, переводит пьесы для театра.

После смерти отца Сергей Тимофеевич покупает имение Абрамцево и переезжает туда со своей многочисленной семьей. Незадолго до этого в печати появляется аксаковский очерк «Буран», получивший одобрение критиков. В Абрамцево у Аксакова появляется возможность больше времени уделять творчеству.

Последние два десятилетия жизни оказались наиболее плодотворными в творческом плане. Аксаков пишет произведения о природе, натуралистические заметки, повести, сказки. Самыми известными являются «Записки об ужении», «Детские годы Багрова-внука», «Аленький цветочек».

Умер писатель в 1859 году.

Биография писателя

Аксаков вошел в историю русской литературы как вдумчивый, серьезный писатель, первоклассный художник слова.

Сергей Тимофеевич Аксаков принадлежал к родовитой дворянской семье. Отец служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе. Когда 1 октября 1791 года он родился, нарочного отправили к деду с радостной вестью. Перед этим дед был страшно раздражен рождением старшей сестры Сергея Тимофеевича, ему нужен был наследник, продолжатель рода. Имя мальчику было выбрано заранее. Довольный старик занес его в родословную.

Читайте также  Краткая биография мольер

Мальчик родился болезненным, но на свежем воздухе чувствовал себя лучше. Мать, Мария Николаевна, пользовалась этим, и часто путешествовала с малышом по окрестностям. Так с младенческих лет Аксаков сроднился с природой и сохранил эту связь до самой смерти.

В родовом имении Новое Аксаково прошли детские годы Сергея Тимофеевича. Как это принято в дворянских семьях к Сереже был приставлен дядька, крестьянин Евсеич. Он водил мальчика то в лес, то на пруд, то на мельницу, обо всем подробно рассказывая. Благо Сережа оказался благодарным слушателем. Он любил природу, охоту, рыбалку, сбор ягод, лесные прогулки, которые оставили в нем мощные впечатления, став неиссякаемым источником творческой мысли.

Жизнь в деревне способствовала раннему приобщению Аксакова к народной поэзии. От слуг мальчик узнал много народных сказок, песен, игр. Долгими зимними вечерами слушал мальчик нескончаемые сказки ключницы Пелагеи. Сказка «Аленький цветочек» была его любимой. Став писателем, он изложил ее по-своему, использовав все богатство народного русского языка.

Рассказы Пелагеи и семейные чтения по вечерам сподвигли Сережу на собственные сочинения. Он рассказывал сказки Шахерезады, дополняя их собственными выдумками. Когда его уличали, он недоумевал и переживал. Возможно, эти переживания стали причиной того, что когда он начал писать зрелые произведения, то предпочтение отдавал реальным фактам, нежели выдумке.

Мать была очень образованной женщиной, жизнь в деревне ее не радовала, не прельщали ни народные гуляния, ни хороводы, ни лесные прогулки. Ей больше по душе были театры и книги, она прививала любовь к чтению и сыну. Мать была не просто родным человеком, она стала другом сыну. С ней он мог быть полностью откровенным. Она дает ему советы, рассеивает сомнения, предостерегает от ошибок.

Отец был страстным охотником, демократично обращался с крестьянами. Этому он учил и мальчика. Аксаков рос в единстве с природой. Евсеич щедро делился с ним своими познаниями. Благодаря ему мальчик рос наблюдательным, проявляя настоящий интерес к природе. Пробуждение природы от зимнего сна сменялось летними картинами покоса, жатвы, приходила осень и наряжала деревья в пышные одежды, зима укрывала землю белым покрывалом. За всем этим наблюдал пытливый детский ум подрастающего Аксакова.

Отец научил сына уважать тяжелый крестьянский труд. Однажды Сергей, глядя на крестьянских ребятишек, попробовал пахать. Этот случай убедил его в непригодности к тяжелому физическому труду.

В 1800 году мальчик поступил в Казанскую гимназию пансионером. Ему было девять лет, он оказался впервые оторван от дома. Это серьезно повлияло на психику, и Аксаков слег. Евсеич сообщил родителям, и мать забрала сына домой. Через год Сергей окреп и вернулся на учебу.

Некоторое время подросток жил у преподавателя Карташевского, который сыграл немалую роль в приобщении его к литературе. В частности, он предостерегал его от подражательства. Под руководством преподавателя русской словесности Ибрагимова Аксаков изучал творчество писателей 18 века.

Спустя три года будущий писатель принят в университет. Здесь он увлекается естественной историей, собирает коллекции бабочек. Позже он напишет рассказ об этом периоде своей жизни. Став студентом, Аксаков пробует сочинять, участвует в рукописных журналах. Его первые стихотворные опыты имеют оттенок сентиментализма.

Побывав в театре, Аксаков увлекается декламацией, разыгрывает роли. Как завзятый театрал, он с удовольствием участвует в студенческих спектаклях, причем не только как актер, но и как режиссер. На склоне лет, вспоминая о своих успехах на театральном поприще, он скажет, что театр был его настоящим призванием.

Университет Аксаков так и не окончил, но благодарен этим годам. Аксаков считал, что у детей, не получавших образование в публичных общественных учреждениях «остается пробел в жизни».

В 1807 году он переезжает в Москву, а через год – в Петербург. Он определяется на службу в комиссию по составлению законов, затем в экспедицию о государственных доходах. Аксаков посещает кружок «Беседы любителей словесности». Много времени он уделяет театру, знакомится с выдающимися актерами. Сергей Тимофеевич переводит пьесы, выступает с литературной критикой в периодической печати.

Ему довелось познакомиться с Державиным, который узнав о его таланте декламировать, пригласил к себе. Аксаков читал державинские стихотворения, услаждая слух именитого поэта. От Державина он узнал о Пушкине и сам получил благословение на литературное поприще.

В 1816 году Аксаков женится на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной. Некоторое время они жили в деревне, но вести сельское хозяйство не умели и переехали в Москву. У них в браке родилось много детей. Сергей Тимофеевич оказался на редкость заботливым отцом.

В 1827 году он поступает на должность цензора в Московский цензурный комитет. Проработал он там недолго, был уволен со службы за лояльное отношение к некоторым авторам. В частности, им было пропущено в печать произведение, высмеивающее московскую полицию. Этот случай и сыграл роковую роль.

Хлебосольный дом Аксакова собирает столичных литераторов под своей крышей. Знаменитые «субботы», словно огонек свечи мотыльков, привлекали людей искусства в дом Аксаковых. Здесь бывали знаменитые люди своего времени: актер Щепкин, историк Погодин, Композитор Верстовский, писатель Загоскин, профессор Надеждин. Когда стали взрослыми сыновья, они приглашали Белинского, Станкевича. Сергей Тимофеевич одушевляется интересами сыновей. Их поколение на тот момент определяло идейную жизнь русского общества. Аксаков старался не отставать от жизни. На лето семья Аксаковых выезжала за город, писатель любил проводить время в общении с природой.

В 1837 году умер отец, и Аксаков стал обладателем крупного состояния. Это дало ему возможность заняться литературой и писательством. Он купил поместье Абрамцево и поселился в нем. Первое время из-под пера Аксакова выходят лишь небольшие статьи и рецензии. В 1834 году в печати появляется очерк «Буран», показавший самобытность автора. В литературных кругах произведение получило хвалебные отклики.

Аксаков знакомится с Н. В. Гоголем, их общение перешло в большую дружбу. Аксаков был талантливым рассказчиком, что передалось ему от матери, владевшей редким даром слова. Гоголю нравилось слушать его воспоминания о жизни в Заволжье. Он всегда говорил другу, что хорошо бы эти рассказы перенести на бумагу. Отчасти благодаря ему свет увидели многие произведения Аксакова.

Позже Аксаков поделился своими наблюдениями об охоте и рыбалке. Его книга «Записки об ужении рыбы» до сих пор пользуется популярностью у начинающих и опытных рыбаков.

Аксаков был равнодушен к успеху, которым пользовались его книги. Он писал больше для себя, спасаясь творчеством от жизненных проблем. В 1856 выходит отдельным изданием «Семейная хроника». «Детские годы Багрова-внука» относятся к позднему творчеству писателя. По мнению критиков, произведение уступает написанному ранее. «Литературные и театральные воспоминания» были интересны не столько художественными находками, сколько фактами, цитатами, картинами из жизни современников.

С середины 1840-х годов у Аксакова начались проблемы со здоровьем. Он почти ничего не видел, даже литературные труды писала его дочь Вера под диктовку отца. Несмотря на это, писатель ведет активную творческую жизнь. Он завершает автобиографическую трилогию, пишет повесть «Наташа», готовит мемуары. Он ведет активную переписку, к нему в Абрамцево приезжают писатели, художники, артисты. У него гостит Гоголь и работает над второй частью «Мертвых душ». Приезжая в Россию, Тургенев торопиться побывать у Аксакова. Стал бывать у него и Л. Н. Толстой, с которым они познакомились в 1856 году.

В 1859 году Аксаков скончался в Москве. В настоящее время прах писателя покоится на Новодевичьем кладбище.

Трое детей Аксакова пошли по стопам отца и посвятили жизнь литературе, истории, языкознанию.

Краткая биография Сергея Тимофеевича Аксакова

Правда жизни Сергея Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков родился, можно сказать, на стыке столетий, когда на смену «екатерининскому» XVIII веку шел «прогрессивный» век XIX-й. Это не могло не сказаться на формировании личности будущего писателя: в его произведениях мы видим честно, без прикрас нарисованную картину помещичьего быта со всем его самодурством, кулачными расправами, полной безнаказанностью всевластных господ. При этом Аксаков не предпринимает попыток склонить читателя к выводу, что это неправильно, бесчеловечно и с этим нужно что-то делать.

Краткая биография

Сережа Аксаков появился на свет в 1791 г. Старшее поколение его семейства, а особенно дедушка, чрезвычайно гордилось старинным дворянством. Дед и в горячо любимом внуке воспитывал уважение к своему происхождению.

Когда подошел возраст, родители отдали мальчика в гимназию, но он не смог там обучаться: к нему привязалась какая-то неведомая болезнь. Мать забрала сына домой, и он прошел всю программу обучения под ее наблюдением. Детство и ранняя юность, проведенные в большом имении, заложили в душе Сережи горячую любовь к родной природе, красивые описания которой позже появились во всех его рассказах и повестях.

В 15 лет одаренный юноша закончил Казанский университет. В 1807 году он уезжает в Москву, а потом перебирается в Петербург. Его служба началась с исполнения обязанностей переводчика, а затем он становится цензором. Между прочим, это была должность, сопряженная с большим риском! Если цензор пропускал что-то, вызывавшее неудовольствие государя или лиц, к нему приближенных, он мог не только лишиться работы, но и попасть под арест. Сергею Тимофеевичу довелось «цензуровать», как тогда говорили, статьи и стихи для журналов в тяжелые годы усиления реакции – после восстания декабристов, с 1826 по 1832 гг.

Однажды произошла история, наглядно иллюстрирующая честность и личную смелость Аксакова. Он ведь не только проверял чужие произведения, но и издавал свои. В «Московском вестнике» была напечатана его статья, вызвавшая гнев правительства. Цензора взяли под стражу, издателя журнала Погодина допросили. Но он отказался сообщить имя автора статьи. Тогда Аксаков явился в полицию и уведомил власть предержащих о своем авторстве. Последствия могли быть весьма печальны для него, но, к счастью, вступились друзья.

С 40-х гг. Аксаков все больше времени отдает творчеству. Он живет в любви и согласии с супругой Ольгой. Начинает подводить здоровье, слабеют глаза. Аксаков продолжает работать над рассказами и хрониками, диктует дочери Вере, которая записывает и редактирует сочинения отца.

Смерть настигла писателя в 1859 г., на 59-м году жизни.

Творчество

Многие из нас знакомы с творческим наследием писателя с детства – мамы читали нам на ночь сказку «Аленький цветочек». Аксаков услышал сказочную повесть из уст ключницы Пелагеи и литературно обработал ее.

Стихией Сергея Тимофеевича была проза. Его стиль не назовешь романтическим или возвышенно-одухотворенным – нет, он с предельной реалистичностью описывал те события, что происходили вокруг него. Огромную роль в его творчестве занимала тема природы, ей посвящены рассказы об охоте и рыбалке, которыми Аксаков увлекался с ранних лет.

Мы знаем писателя также по «Семейной хронике» и «Детским годам Багрова-внука». Обе хроники – колоссальный труд, ему Аксаков отдал годы жизни. Он впервые решается рассказать о повседневной жизни помещичьей усадьбы, поднимая вопрос о рабском положении крестьян и дворовых людей, о нелегкой женской судьбе. Нет, он не обвиняет и не грозит – он пишет «прямо набело» о тех фактах, которые ему доподлинно известны. Но эти, довольно сухо изложенные, без душераздирающих подробностей, факты таковы, что сердце всякого читателя обливается кровью.

Читайте также  Краткая биография конгрив

Стихотворное наследие Аксакова невелико и гораздо менее известно. У него мало стихов о любви. Одни стихи ближе по жанру к басням (таково, например, ироничное стихотворение «Канарейки»), другие – гражданско-патриотические воззвания («А.И. Казначееву»). Есть и философская лирика («Песнь пира»). Писаны они слогом тяжеловатым, и нам, после «крылатых» строк Батюшкова и серебристо-узорчатых – Цветаевой и Ахматовой, трудно их воспринимать. Однако на его стихах выросло следующее поколение поэтов, ставших настоящими звездами русского литературного небосклона.

Сергей Аксаков – один из мэтров нашей литературы, произведения которых не теряют популярности независимо от того, какой на дворе век. Аксакова будут читать всегда.

Аксаков Сергей Тимофеевич — краткая биография

ФИО: Аксаков Сергей Тимофеевич
Дата рождения: 01.10.1791
Место рождения: Уфа
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Писатель, общественный деятель, мемуарист, литературный и театральный критик
Дата смерти: 12.05.1859 (67 лет)

Детство и юность

Автор прекрасной волшебной сказки «Аленький цветочек» и нескольких крупных автобиографических произведений («Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания») Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября (20 сентября по старому стилю) 1791 года в Уфе в дворянской семье Аксаковых, род которых по семейным приданиям происходил от одного из тех знатных и крепких варягов, которые в XI веке переселились на Русскую землю вместе со своими дружинами.

Отец Аксакова Тимофей Степанович занимал должность прокурора в земском суде, а мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью одного из высокопоставленных местных чиновников, контролировавших аппарат управления и суд. У маленького Сережи было двое братьев и три сестры.

Детство Аксакова прошло в провинциальной Уфе, в старинном родовом имении. Родители передали сыну любовь к литературе и театру, а отец — еще и увлечение охотой и рыбалкой, наблюдательность и обостренное чувство прекрасного.

В 1799 году Аксаков стал гимназистом Казанской гимназии. На ее базе в 1804 году открылся новый университет, где будущий писатель и продолжил свое образование. Стараниями студентов и преподавателей там было создано «Общество любителей русской словесности», и Сергей Тимофеевич стал одним из его самых активных членов. Он принимал участие в выпуске нескольких студенческих рукописных журналов, выступая в роли редактора, и по-настоящему увлекся театральным искусством, ставшим любовью всей его жизни. Не закончив университет, Аксаков в 1807 году принял решение о переезде в Петербург.

Краткая биография

  1. 1807-1819 годы — служба переводчиком в Комиссии по составлению законов.
  2. 1808 год — знакомство с поэтом Державиным и другими известными литераторами столицы.
  3. 1816 год — женитьба на О. С. Заплатиной.
  4. 1820-1830 годы — активная литературная и переводческая деятельность.
  5. 1821 год — Действительный член «Общества любителей российской словесности» при Московском Университете.
  6. 1821-1827 годы — служба главным инспектором, а позднее директором Землемерного училища.
  7. 1827-1832 годы — переезд в Москву и работа цензором в Московском цензурном комитете; знакомство с представителями московской литературной и театральной элиты, сотрудничество с рядом крупных московских журналов; дружба с талантливым русским актером М. С. Щепкиным; знакомство с Н.В. Гоголем.
  8. 1833—1838 годы — инспектор, а позднее директор Межевого училища; знакомство с В.Г. Белинским.
  9. 1834 год — первая анонимная публикация очерка «Буран».
  10. 1837 год — наследование большого имения под Оренбургом.
  11. 1839 год — отставка по состоянию здоровья.
  12. 1843 год — приобретение подмосковного имения Абрамцево.
  13. 1847-1855 годы — начало активной литературной деятельности.
  14. 1856 год — книга «Семейная хроника» и другие автобиографические произведения.
  15. 1856 год — Член-корреспондент Петербургской Академии наук.
  16. 1858 год — автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука»; сказка «Аленький цветочек».
  17. 1859 год — умер в Москве; покоится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь С.Т. Аксакова

Личная и семейная жизнь С.Т. Аксакова складывалась светло, безоблачно и стабильно. В 1816 году он женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери одного из генералов Суворова и пленной красавицы-турчанки, которую тот привез с собой из турецкого похода. Взаимную любовь супруги Аксаковы пронесли через всю свою жизнь. Ольга Семеновна всегда была первым читателем, редактором и строгим литературным критиком для своего талантливого мужа. У них была дружная и гостеприимная семья: 6 дочерей и 4 сына. Еще четверо детей умерли в младенческом возрасте.

Ольга Семеновна Заплатина

В основу воспитания детей в семье легли традиционное патриархальное начало, народная мораль и высокая нравственность. Не случайно двое сыновей писателя стали позднее идеологами и вдохновителями славянофильства, а одна из дочерей — известной писательницей-мемуаристкой.

В течение нескольких десятилетий дом Аксаковых в Абрамцево гостеприимно распахивал свои двери для тогдашней культурной элиты России. Довольно частым гостем в доме был Н.В. Гоголь. Считается, что именно он подал Аксакову идею обратиться к художественной прозе. Можно только догадываться, сколько всего интересного и захватывающего могли бы поведать стены усадьбы о Сергее Тимофеевиче и всей его дружной и талантливой семье.

Выводы

Сергей Тимофеевич Аксаков вошел в историю отечественной литературы как абсолютно честный и искренний живописец и мастер художественного слова. Самобытность творчества писателя заключается в особом характере его художественной манеры — простой, лаконичной, колоритной и выразительной. Если бы Аксаков написал только одну сказку «Аленький цветочек», он все равно занял бы в русской литературе свое особое, почетное, место.

Волшебный, необыкновенно яркий сюжет, емкие, четко и красочно прорисованные образы героев, певучий народный язык делают это произведение настоящим шедевром русской литературной сказки. Сценическая постановка сказки Аксакова внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый продолжительный спектакль для детей.

С.Т. Аксаков был известен в литературных кругах своего времени не только как талантливый писатель, но и как один из первых в России литературных и театральных критиков, умных, чутких и прозорливых. Долгое время — до середины двадцатых годов XIX века — театральная критика в стране была в принципе невозможна, так как все актеры, служившие в императорских театрах, находились на службе у государя, что априори исключало возможность каких-либо публичных критических комментариев в их адрес. Таким образом, Аксаков по праву принадлежит к первопроходцам на пути становления театральной критики в стране.

С.Т. Аксаков является крупнейшим мемуаристом в русской литературе. Его автобиографическая художественная проза по-настоящему энциклопедична в изображении патриархального быта и нравов провинциального русского дворянства конца XVIII века. Все его произведения отличаются яркой типичностью характеров и сюжетов. Писатель утверждал в своем творчестве любовь к людям, к природе, к жизни, считая одной из главных человеческих ценностей семью и то высокое нравственное начало, которое всегда должно лежать в основе семейных отношений.

Славянофил и гегельянец: как жил и о чём писал Константин Аксаков

Краткая биография

Константин Аксаков — старший сын знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859), автора биографических книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», а также известной сказки «Аленький цветочек». Переняв у отца любовь к литературе, он во многом разделил и его убеждения, в зрелом возрасте став одним из идеологов славянофильства [1]. Но повлияла на Константина Аксакова и мать Ольга Семёновна Заплатина, которая в четыре года научила его читать, причём первой книгой мальчика стала «История Трои» [2]. Биографы убеждены, что по материнской линии он унаследовал две важные черты характера — патриотизм и пылкость: его дед был суворовским генералом, а бабушка — пленной турчанкой [3].

Детство будущий историк провёл в селе Аксаково в Оренбургской губернии. Фамильный топоним неудивителен: род Аксаковых ведёт свою историю от знатного варяга (норвежца), поселившегося в Киевской Руси в начале XI века. Многие представители семьи ещё в допетровскую эпоху были «государевыми людьми» — воеводами, стряпчими, стольниками — и заслужили дворянский титул и поместья [3].

Получив хорошее домашнее образование, в 15 лет Константин Аксаков поступил на словесное отделение Московского университета. Диплом кандидата он получил в 1835 году, а вот степень магистра — только в 1847-м. Диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» Аксаков опубликовал годом раньше, но защитить смог лишь после правок, которые требовал внести цензурный комитет. В дальнейшем столкновения с официальной идеологией продолжились: через пять лет он попал под полицейский надзор за статью «Богатыри князя Владимира» [2]. В этом видна горькая ирония судьбы: его отец несколько лет служил цензором, но его уволили за то, что он пропустил чересчур смелую пьесу [4].

Константин Аксаков стал автором множества художественных и публицистических произведений, которые печатались в популярных тогда журналах и газетах: «Телескоп», «Молва», «Московский наблюдатель», «Русская беседа», «Москвитянин», «День», «Русь», «Московский сборник». С 1857 года он был фактическим редактором газеты «Молва» [2]. Тексты Аксакова часто становились предметом обсуждения, и современники признавали его литературное дарование. В 1858 году его избрали действительным членом Общества любителей российской словесности [5].

По словам родных и друзей, Константин Аксаков отличался крепким здоровьем, но его сломила смерть отца, к которому он был очень привязан. Историк умер от чахотки 19 декабря 1860 года, всего на полтора года пережив Сергея Аксакова.

Интересно, что многие современники запомнили Константина Аксакова не как философа и писателя, а как бородатого чудака в зипуне и мурмолке (старинной шапке). Он носил крестьянскую одежду, противясь моде на европейские костюмы и демонстрируя свою верность русской старине и народным обычаям. Это нередко делало его предметом насмешек. Например, Александр Герцен однажды написал: «Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». Но Аксаков относился к своему наряду очень серьёзно, для него это был символ смирения и благочестия: «Фрак может быть революционером, а зипун — никогда. Россия, по-моему, должна скинуть фрак и надеть зипун — и внутренним и внешним образом» [6].

Московские адреса Аксакова

Аксаковы перебрались в Москву в 1826 году, и Константин всей душой полюбил этот город. Биографы приводят всего два случая, когда он покидал Москву надолго. В 1838 году юноша провёл пять месяцев в Германии и Швейцарии — эта была дань уважения немецкой культуре, к которой он приобщился во время учёбы в университете. Он детально изучал философию Гегеля, переводил немецких поэтов, в первую очередь Гёте и Шиллера. Вторая заграничная поездка стала для Аксакова последней: в 1859 году, заболев чахоткой, он по совету врачей отправился на Адриатику и умер на греческом острове Занте (Закинф) [6].

Константин Аксаков был приверженцем идеализма в философии, практические аспекты были ему чужды и в повседневности. Кроме того, он был горячо, как ребёнок, привязан к родителям, поэтому всё время жил с ними. Обычно семья проводила лето в Абрамцеве, а на зиму снимала квартиру в центре Москвы — большинство адресов тяготеют к Арбату.

В 1829–1833 годах Аксаковы поселились в Большом Афанасьевском переулке (дом 12). Здесь часто бывал Николай Гоголь, который сначала сильно повлиял на творчество Сергея Тимофеевича, а потом дружил и с Константином: сохранилась их переписка, критические статьи Аксакова о поэме «Мёртвые души» и «На смерть Гоголя» [4].

В доме 8 в том же переулке в 1835–1839 годах собирался кружок Николая Станкевича, с участниками которого Константин Аксаков познакомился в университете. Виссарион Белинский, Михаил Бакунин, Василий Боткин, Михаил Катков и другие молодые люди обсуждали философию Гегеля и Шеллинга, классическую и современную литературу. Посещал кружок и Иван Тургенев, запечатлевший эти встречи в романе «Рудин» [1]. Сам Аксаков вспоминал их так: «Кружок Станкевича был замечательное явление в умственной истории нашего общества… Искусственность российского классического патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, всё это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на всякую фразу и эффект; и то и другое высказывалось в кружке Станкевича, быть может впервые, как мнение целого общества людей» [4].

Читайте также  Краткая биография кабаков

В 1848–1849 годах семейное гнездо располагалось в Сивцеве Вражке (дом 30). Уютный дом в глубине сада посещали историки и философы, писатели и поэты, актёры и музыканты. Среди гостей были Иван Тургенев, Пётр Вяземский, Михаил Загоскин, Михаил Погодин, Алексей Хомяков, Михаил Щепкин, Павел Мочалов и Виссарион Белинский [1]. Своё сорокалетие здесь отметил Николай Гоголь [4]. В 1984 году по этому адресу открылся Дом-музей Аксаковых.

Не сохранился дом в Малом Лёвшинском переулке, где Аксаковы жили зимой 1855/1856 года. В нём сложился литературный салон, завсегдатаями которого были писатели Лев Толстой, Иван Тургенев и Тарас Шевченко, историк Сергей Соловьёв и декабрист Сергей Волконский [1].

В процессе реконструкции Москвы не стало и дома 7 на Собачьей Площадке, где жил славянофил Алексей Хомяков. Его навещали Александр Герцен, Пётр Чаадаев, братья Киреевские, Николай Языков, Михаил Погодин [1]. В 1920-х годах Наркомпрос разместил здесь «Бытовой музей сороковых годов XIX века», который закрыли за «идеологическую вредность для пролетариата», а здание отдали музыкальному училищу имени Гнесиных. В 1962 году дом вместе с Собачьей Площадкой снесли при строительстве Калининского проспекта (сейчас Новый Арбат).

Константин Аксаков был похоронен на кладбище Симонова монастыря, рядом с отцом. Но в 1930-х годах монастырь разрушили (сейчас на его территории находится, в частности, ДК «ЗИЛ»), и прах обоих Аксаковых перенесли на Новодевичье кладбище [1].

Москва в творчестве Аксакова

Константин Аксаков живо интересовался отечественной историей, историей и теорией русского языка, увлекался философией, особенно учением Гегеля. Рано оформившийся литературный талант (первые стихи и рассказы он написал в 12–13 лет) был подкреплён отличным образованием и собственными исследованиями. Благодаря этому Аксаков свободно чувствовал себя в разных жанрах: он писал лирические и гражданские стихи, прозаические и поэтические переводы, статьи и трактаты по истории и лингвистике, литературные рецензии, трагические драмы и сатирические пьесы, публицистику по актуальным политическим вопросам…

Его обширное литературное наследие по большей части осталось разбросано по журнальным и газетным публикациям. Иван Сергеевич Аксаков, тоже литератор, пытался издать полное собрание сочинений брата, но проект растянулся на 20 лет и так и не был закончен. В 1861 году опубликован первый том с историческими статьями; второй и третий тома, вышедшие в 1875 и 1880 годах, объединили филологические исследования Константина Аксакова [2].

Его творческая и научная деятельность страдали от цензуры. Например, в 1850 году прошло всего одно представление его исторической драмы «Освобождение Москвы в 1612 году». Пьесу запретили, потому что автор отдал ключевую роль в изгнании захватчиков народу [1].

Искренняя любовь Аксакова к Москве проявляется и в его лирике. В некоторых произведениях, например в акростихе 1840-х годов, поэт очень прямо выражает свои чувства:

Мои мечты и силы молодые
Одной тебе я отдал, посвятя;
Судьбой своей чудесной в дни былые
Как сильно ты тревожила дитя!
Всю жизнь свою останусь я с тобою,
А ты сияй бессмертной красотою [6].

Важной темой в творчестве Аксакова стало противопоставление Москвы, «народной», «земской» (естественной, исторически сложившейся) столицы, Санкт-Петербургу, столице «правительственной», «государственной» (политической, назначенной искусственно). Эта тема звучит в ряде стихотворений 1840-х годов, например в «Москве» и «Подлеце (Подражании Пушкину)» [6], а в 1856 году в статье «Значение столицы» она обретает черты политического манифеста.

Это противопоставление фактически является иллюстрацией одной из главных идей славянофилов: у России есть свой путь, с которого её заставил свернуть Пётр I, насильно переиначивая страну по западным образцам. Исходя из этих предпосылок, Аксаков делает следующие выводы:

«Средоточие правительства должно быть там же, где средоточие народное. Это необходимое условие благоденствия страны. В России, наоборот, средоточие правительственное уже полтораста лет находится вне средоточия народного. Это неизбежный источник всех её бедствий и зол. Для благоденствия России средоточию правительственному необходимо вернуться в средоточие народное. Другими словами: правительству необходимо перенести свою столицу из Петербурга в Москву… Великое благое начинание, великая истинная польза возможны лишь при этом условии, то есть при возвращении столицы в Москву; без этого добра не будет» [7].

Современники отнеслись к этим словам Аксакова примерно так же, как и к его зипуну и мурмолке. Лишь через 60 лет желание философа в некотором смысле сбылось: Москва вновь стала столицей, а Россия опять начала искать собственный путь.

Фото предоставлены Главным архивным управлением Москвы.

Использованные источники

  1. Стародуб К. Литературная Москва : Историко-краеведческая энциклопедия для школьников. — М. : Просвещение, 1997. — С. 16–19, 32, 189–190.
  2. Трубачёв С. Аксаков, Константин Сергеевич // Русский биографический словарь А.А. Половцова в 25 томах. Т.1. — СПб., 1896. — С. 100–103.
  3. Аксаковы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.1. — СПб., 1890. — С. 303–306.
  4. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты / Романюк С.К. — М. : Центрполиграф, 2016. — С. 455–457, 532.
  5. Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете. — М. : Печатня А. Снегиревой, 1911. — С. 4–6.
  6. Поэты кружка Н.В. Станкевича : Н.В. Станкевич, В.И. Красов, К.С. Аксаков, И.П. Клюшников. — М. ; Л. : Советский писатель, 1964.
  7. Аксаков К.С. Значение столицы // Москва — Петербург. Pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания. — СПб. : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — С. 232–247.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) — краткая биография, жизнь и творчество писателя

С писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым поклонники русской литературы знакомы с детства. Ему принадлежит известная сказка «Аленький цветочек», по мотивам которой был снят мультфильм, до сих пор пользующийся популярностью среди подрастающего поколения. В краткой биографии Аксакова нельзя не сказать о том факте, что он с детства любил книги и тянулся к театральному искусству.

Детство и образование

Сергей Аксаков родился в 1791 году в Уфе в семье дворян. Его отец Тимофей Степанович был прокурором в Земском суде, а мать Мария Николаевна любила книги, была образованной и даже вела переписки с известными людьми. Семья была многодетной: кроме Сергея у Аксаковых было двое сыновей и три дочери.

Хоть Аксаковы были дворянами, их семья была небогатой. В краткой биографии Сергея Тимофеевича Аксакова для детей важно указать, что его воспитанием занимались не только родители, но и дедушка Степан Михайлович. В доме было много слуг, благодаря им будущий писатель познакомился с народными сказками и песнями. Историю об аленьком цветочке ему рассказывала ключница Пелагея.

Много лет спустя Аксаков записал её по памяти. Это произведение принесло ему славу.

В восемь лет Сергей стал учиться в гимназии. Позже он поступил в Казанский университет. В студенческие годы у него просыпается интерес к литературе и театру, он пишет стихи и участвует в университетских спектаклях. К слову, университет он так и не окончил, устроившись работать переводчиком в Комиссию по составлению законов в Петербурге.

Искусство и литература

Службу в комиссии писатель вскоре бросил. Его больше привлекала литературная деятельность, поэтому он вступил в кружок «Беседы любителей русского слова», где познакомился с Иваном Крыловым. В это время он написал известное стихотворение «Вот родина моя».

Сергей Тимофеевич знал несколько иностранных языков: английский, французский и немецкий. Он стал заниматься переводами пьес и выступать с литературной критикой в газетах и журналах. В биографии Сергея Аксакова есть один интересный факт — в 1820-е годы дом писателя стал центром притяжения творческих людей: актёров, композиторов, литераторов. Николай Васильевич Гоголь отметил в доме Аксакова свой сороковой день рождения.

В 1837 году умер отец Сергея Тимофеевича и оставил богатое наследство, что позволило писателю сосредоточиться на своей литературной деятельности.

Он купил поместье Абрамцево, которое ныне является музеем-заповедником.

Сначала Аксаков писал немного и кратко, в основном это были небольшие статьи и рецензии. Но затем он написал очерк «Буран», «Семейные хроники», «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника». Он сочинял и рассказы о природе:

  • «Гнездо»;
  • «Знойный полдень»;
  • «Начало лета»;
  • «Ледоход».

Кроме литературы писатель любил бабочек, охоту и рыбалку, поэтому в его литературном творчестве много внимания уделялось природе.

Личная жизнь

Сергей Аксаков был не только выдающимся писателем и критиком, но и примерным отцом для своих детей. По некоторым сообщениям, их у него было 14, хотя литературоведы утверждают, что их насчитывалось 11.

В 1816 году писатель женился на Ольге Заплатиной. Она была дочерью генерала, который воевал вместе с Суворовым. Мать её рано умерла, и отец старался делать для дочери всё, что в его силах. Он пытался заменить ей мать. Вместе они читали военную и историческую литературу, газеты и журналы. Их семья была в курсе всех общественных дел Москвы.

В дом Заплатиных стал вхож Сергей Аксаков, который был очарован красотой Ольги. Писатель, приходя к себе домой после встреч с избранницей, ночами писал стихи, которые в какой-то степени можно назвать его автобиографией. В 1816 году Ольга и Сергей поженились. Сергей Тимофеевич ласково звал супругу Оллиной. По своему нраву Ольга была скромной и тактичной, создавала уют в доме. В их семье появилось 11 детей:

  • Константин. Был историком, лингвистом и литератором.
  • Григорий. Был уфимским и самарским губернатором.
  • Иван. Был литератором. Женился на дочери поэта Фёдора Тютчева Анне.
  • Михаил. Умер в возрасте 17 лет.
  • Вера. Была мемуаристкой.
  • Ольга. Болела нервной болезнью.
  • Надежда. Была музыкантом.
  • Любовь. Была художницей.
  • Мария.
  • Анна. Умерла в детстве.
  • Софья.

    В кратком содержании биографии Аксакова для 4 класса важно указать, что его семья считалась образцовой. Ольга и Сергей дали своим детям только самое лучшее, воспитывали их в любви и внимании.

    Наследие писателя

    Умер Сергей Аксаков в 1859 году. С юных лет он страдал эпилепсией. В последние годы жизни практически утратил зрение, поэтому свои сочинения он надиктовывал дочери Вере. Похоронили писателя на кладбище в Москве, а позже перенесли прах на Новодевичье кладбище.

    Именем литератора названы несколько музеев. В Уфе, Калининграде, Иркутске и ряде других российских городов есть улицы, названные в честь Аксакова. Библиотека Ульяновска носит его имя.

    В Московском театре имени Пушкина идёт спектакль «Аленький цветочек» — главное и наиболее известное произведение писателя.

    Постановка зафиксирована в Книге рекордов России как «самый долго идущий детский спектакль». Именем писателя также назван один из кратеров Меркурия.

    Сложно переоценить вклад литератора. Его книгами восхищались Николай Гоголь, Иван Тургенев, Николай Чернышевский. Они говорили, что таких произведений в русской литературе ещё не было.

  • Ольга Уварова/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Sogetsu-Mf.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: