Краткая биография виньи

Альфред де Виньи (1797—1863)

Потомок древнего аристократического рода, от своих предков Альфред Виктор де Виньи унаследовал культ чести и культ оружия. И хотя власть Наполеона Бонапарта, лишившего дворянство прежних прав, была ему с детства глубоко ненавистна, в шестнадцать лет он уже готовится к экзаменам в Политехническую школу, выпускавшую офицеров. Но в 1814 г. к власти вновь приходят Бурбоны и начинается эпоха Реставрации.

Граф де Виньи уже без всякого конкурса и специальной военной подготовки получает звание младшего лейтенанта, а затем вступает в элитный кавалерийский полк Свободное время он посвящает чтению и занятиям литературой и становится для многих своих современников неким идеальным символом духа эпохи. «Поэт-кавалергард, служитель муз и трона» — этот образ Виньи поначалу действительно в себе культивировал, но позднее всеми силами стремился от него избавиться.

В 1825 г., прослужив уже и в гвардии, и в пехоте, Виньи женится, берёт отпуск (а спустя два года и вовсе уходит в отставку) и поселяется в Париже, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. В 1826 г. он издаёт сборник стихов «Поэмы на древние и современные сюжеты», который состоит из трёх циклов: «Мистическая книга», «Древняя книга» и «Современная книга». В нём ярко проявляются и манера письма Виньи, и центральные темы его творчества.

Поэзия Виньи, глубоко личная и лиричная по существу, по внешней форме подчёркнуто эпична и философична (сам Виньи утверждал, что если он и опередил в чём-то современников, так это в способности сообщать своей поэзии философскую мысль). Роковое одиночество гения, бессилие человека перед лицом жестокого и слепого божества, страдание невинных — все эти проблемы Виньи облекает в форму мифологической или исторической притчи, главные герои которой — библейские пророки. Отсюда и другая особенность творчества поэта — оно чуждо злободневности; Виньи выясняет отношения не со своим веком, но с историей вообще, с Богом, с судьбой. Такова поэма «Моисей» (1826 г.) — о роковом одиночестве божьего избранника, которому не суждено даже увидеть Землю обетованную. Таковы поэмы «Потоп» (1826 г.), «Элоа» (1824 г.), в которых автор задаётся вопросом о справедливости Бога (в своём дневнике Виньи как-то записал, что, возможно, день Страшного суда будет судом не Бога над людьми, а людей над Богом). Такова и поэма Виньи «Париж» (1831 г.): в ней путешествие по современному Парижу оказывается на самом деле путешествием в глубины подсознания и в прошлое.

Фронда — движение против абсолютизма во Франции в 1648—1653 гг.

Одновременно с «Поэмами на древние и современные сюжеты» Виньи издаёт исторический роман «Сен-Мар» (1826 г.). Его действие происходит в первой половине XVII в., в эпоху царствования Людовика XIII, на фоне борьбы всемогущего кардинала Ришелье с дворянской Фрондой и потомственной аристократией.

Роман Виньи имел успех у публики, однако получил немало резких замечаний от критиков, в частности от Сент-Бёва, за слишком вольное обращение автора с исторической действительностью. В предисловии к пятому изданию романа (1833 г.) Виньи попытался оправдаться, утверждая, что искусство должно основываться на «истине наблюдения над человеческой природой, а не на истинности факта». И в самом деле, воссоздавая достаточно произвольно конкретную историческую эпоху для иллюстрации собственных мыслей, он и в историческом романе поступил с историей так же, как он поступал в своих поэмах.

В начале 30-х гг. Виньи переживает нравственный и интеллектуальный кризис, тогда же распадается его многолетняя дружба с В. Гюго. В новеллах сборника «Стелло, или Голубые бесы» (1832 г.) рассказывается о судьбах поэтов, ставших изгоями общества, которое оставляет их умирать в полном одиночестве. По мысли Виньи, поэт должен отделять свою частную жизнь от политической борьбы: «. свободный и одинокий должен он осуществлять свою миссию поэта: его одиночество священно».

Одно из драматических произведений Виньи — пьеса «Чаттертон» (из книги «Стелло») стала шедевром романтического театра. Автор называл её «драмой мысли»

Последние 25 лет своей жизни Виньи провёл в имении в Мэн-Жиро. Считалось, что в это время он ничего не писал. Когда же после смерти Виньи его душеприказчик собрал поздние стихотворения и поэмы (среди них — «Гефсиманский сад», «Гнев Самсона», «Смерть волка», «Чистый дух») в один сборник и издал его под заглавием «Судьбы» (1864 г.), французской литературе открылись тексты огромной поэтической силы. Их по праву относят к лучшему, что было написано Виньи и что вообще создано французскими поэтами-романтиками.

Пессимизму, беспомощному отчаянию, а также слепой вере автор противопоставил мощь человеческого духа, сохранение которого уже само по себе есть деяние героическое. И оно возможно во многом благодаря тому, что в мире существует поэзия.

Всё стихло на земле, над безднами
парящей,
И замерла она, как лодка без гребцов,
Которую во тьму несёт поток
журчащий.
И мощный глас из тех заоблачных краёв,
Где новый мир едва ль не каждый миг
родится,
Донёсся до земли, торжествен и суров:
«Я милосерд ко всем. Летите вспять,
царицы.
Пребудет человек пловцом, что пересечь
Пучину времени желает, но страшится.
……………………………………………………………………
Но от меня в нём жизнь, и сила в нём —
моя,
И для него один закон: шагай упорно,
А путь и цель пути — их знаю только я».

Виньи Альфред

Краткие содержания

(1797-1863)

Известный поэт родился 27 марта 1797 года в Лош, департаменте Эндра и Луары. Был гражданином Франции, достиг высот в деятельности поэта, драматурга и прозаика. Большая часть его творчества посвящена романтическому жанру. Альфред создал множество поэм, драм и исторических романов. Творец представлял консервативный французский романтизм, родился в старинной дворянской семье. Члены семейства при жизни активно выступали против революции и некоторые из них закончили жизнь смертной казнью. Уже в юношестве Альфред понимал, что класс, представителем которого он являлся, обречен. Об этом он писал в своих записках во время учебы в лицее. Уже с 15 лет служил в военных силах, был участником охраны Людовика 18. Затем, во времена «Ста дней», он сбежал. Хотя юноша и состоял в военных рядах вплоть до 1827 года, в настоящих боевых действиях он никогда участия не принимал.

В автобиографии Виньи указывал, что написал «La Dryade» в 16, а «Symetha» в 18 лет. Однако эти данные ничем не подтверждены и вызывают сомнения. В произведениях начинающий писатель пытался подражать близко знакомому писателю Андре де Шенье. Андре в то время также был писателем, представлявшем аристократов. Его жизнь закончилась также гильотиной. Первой поэмой Виньи, опубликованной в журнале, стала посвященная Байрону «Le bal».

Во время появления первого кружка романтиков биография Виньи начинает свой взлет — он становится популярным. В это время им созданы такие произведения, как «Dolorida», «Sur la mort de Byron». Виньи писал и некоторые критические статьи. Основой для них в основном служило творчество Корнеля и Расина, а не Шекспира и Байрона. Первые произведения писателя во многом были продолжением творчества классиков, но все же в них прослеживалась новая консервативно — романтическая линия.

Сборник стихов «Poemes» увидел свет в 1822 году, в последующие годы было написано множество произведений, герои которых — сильные, отчаявшиеся и одинокие люди. В 1822 году опубликованы «Моисей», в 1823 году — «Le Deluge» и «Eloa». Последнее творение рассказывало о падшем ангеле, который проникался страданиями обычных людей. Надо сказать, что это тема была довольно популярной в те времена. Произведение Ламартина «Падение ангела» также посвящено данной тематике.

Новые жанры появились в творчестве писателя в 1826 году, тогда он впервые обратился к романам и драмам. Вскоре после этого появился посвященный маркизу Сен — Мару исторический роман, повествовавший о жизни этого человека. В произведении рассказывалось о заговоре против Ришелье и казни маркиза.

Виньи придерживался точки зрения, что истина музыки прекраснее истины правды. Он писал в автобиографии о том, что за свою жизнь прочел более 300 различных книг. Именно поэтому не удивительно, что в его книгах так много невероятных анахронизмов. Впрочем, он оправдывал их тем, что искусство следует рассматривать, как заместитель истины, а не ее толкователь.

Альфред, зачастую, возвеличивал Сен — Мара и его последователей, а также тех, кто был против действий Ришелье, он стремился ограничить аристократию в ее правах и поэтому низвергал кардинала с трона, пытаясь таким образом возвеличить буржуазию. Образ Ришелье, конечно, был им сильно занижен. Виньи изучал и историю жизни Виньи Фронды, и хотел написать об этом одно из произведений, но этот замысел остался нереализованным. Он выступал вместе с теми, кто боролся против уступок третьему сословию.

Надо сказать, в свое время писателя не сильно — то и ценили. Его книги читали и хвалили только представители кружка романтиков и близких к ним людей, но все же они ставили его в один ряд с Гюго. Широкая общественность заинтересовалось творчеством Альфреда после выхода в свет романа «Cinq- Mars». В ближайшем времени писатель занимался переводами. В 1828 году появилась версия «Венецианского купца», а годом позднее и «Отелло». Надо отметить, что даже в переводах Виньи не старался придерживаться оригинала. Он говорил, что первоочередной его целью было передача духа произведений, а не их дословные переводы. «Отелло» ставили в одном из французских театров. Эту постановку, посчитали авангардной стычкой, а последующую, «Эрнани» — победной битвой.

В целом же романтические постановки автора тех времен воспринимались зрителем весьма охотно, чего нельзя сказать об исторической драме «Le marйchal d’Ancre» и комедии «Quitte pour la Peur», появившихся в 1831 и 1833 годах соответственно.

Поэма «Париж» стала данью культурному наследию города и торжеству науки. В своем творении писатель не изменил своим обычным настроениям, связывающим страдания и смерть, заявлял о смерти бога в сердцах народа. В произведении описан и момент смерти города, когда все погрузилось в кромешный мрак.

Последний роман Альфреда «Stello» напечатали в 1832 году, в этот же момент писателя признали успешным. Свою последнюю драму «Chatterton» он написал уже годом позднее, произведение было создано для Мари Довраль. Первая постановка драмы состоялась в 1835 году. Тогда же вышла и мемуарная книга «Рабство и величие военной жизни». Следом за написанием «Чаттертона» последовало мемуарное «Неволя и величие солдата». В нем писатель рассказал об одной из причин своего отчаяния. Он говорил о том, что современная армия потеряла свое прежнее величие, что когда — то она была источником гордости и силы, большой семьей, где каждый чувствовал долг и честь, покорность перед воинским долгом. Сейчас же, по мнению Виньи, армия превратилась в большую бездушную машину, которая занимается исключительно убийствами и от этого страдает сама. Тогда Альфред видел в армии лишь чуждую и порабощенную силу.

Читайте также  Краткая биография мопассан

Последней вышедшей книгой до гибели писателя стала «Неволя и величие солдата». Его избрали членом Академии в 1842 году, в 1848 он пытался попасть в Учредительное собрание и даже выдвигался на выборах, но его ждала неудача. Когда «Чаттертона» уже поставили, и вышла в свет последняя книга, Альфред де Виньи начал терять центральное место в литературной жизни.

Конец 40х годов писатель проводил в уединенном имении, практически все время проводил в одиночестве. Уже после его смерти появился в печати дневник, описывающий это время, полное пессимизма, отчаяния и одиночества.

Виньи стал творцом французского романтизма, как и великий Гюго. Надо отметить, что романтизм писателя был консервативным. В 1814 году произошла реставрация, представители Бурбонов вновь заняли престол, однако былой власти и могущества аристократия в это время не получила. Феодализм погибал, развивалась промышленность, происходил окончательный переход к промышленной буржуазии, создавалась июльская буржуазная монархия.

В первые годы событий еще казалось возможным возвращение прошлых времен, былого аристократического величия. Однако уже в 1830 году становилось все яснее, что прошлое уже никогда не вернется. После окончательного установления монархии стало очевидно, что аристократия погибает. Со своим стоицизмом Виньи в то время писал, что прошлому не суждено вернуться, аристократы уходят и единственное, что им остается сделать — умереть с честью и достоинством.

В прошлом представители этой группы занимали главенствующие положения во многом благодаря тогдашнему процветанию католической церкви. Виньи был ярким представителем консервативной романтики, относился ко всему с религиозно окрашенным пессимизмом, а также не понимал материалистического неверия 18 века. Надо отметить, что в позднее время писатель покорился воле бога. Основные его мотивы были таковы: первый — гордая и отчаявшаяся личность, презирающая «безыменное множество». Второй — покорность высшей воле, последний — безграничная верность и преданность. Все это и выразилось в желание писателя нести свой крест.

Мотивы проглядывались как в самых ранних, так и более поздних произведениях: от «Le malheur» и «La prison», написанных в 1820 и 1821 годах и до «Le mont des Oliviers» 1862 года и «La mort du loup» 1843 года. Самые последние записи Альфреда также наполнены этими мотивами. Информацию писатель брал из библейских источников, средневековых историй, произведений, повествующих о женах декабристов. Всех подобных людей он признавал крайне верными и покорными божьей воле, считал их готовыми до конца нести свой крест. В произведениях «Stello» и «Chatterton» изображались те же люди, потерявшие веру, обреченные и ожидающие своего конца.

До 1830 года Виньи ставили в один ряд с Гюго, в то время они писали в духе консервативного романтизма, оба были недовольны существующими порядками; позднее творчество первого наполнилось радикальным романтизмом, и пути писателей разошлись. Также до революции Виньи признавался гениальнейшим из поэтов, его считали одним из лучших мастеров стиха. В начале 40х после так называемого отделения и стали проявляться некоторые недостатки в произведениях писателя, а именно его манера подражать другим, риторика и множество схематизма в изображении персонажей.

Валерий Брюсов указывал, что Альфред де Виньи не имел дара музыкального стиха и пользовался только Александринским. Истинно певучи лишь некоторые отрывки из произведений поэта. Он занимался поиском рифм, и при этом ему было сложно выбирать правильные слова. Несмотря на это, его стихи обычно не кажутся искусственными, а наоборот, текут весьма легко и естественно.

Биография Альфреда де Виньи

Альфред Виктор де Виньи – французский писатель, крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма – родился 27 марта 1797 года в Лоше (департамент Эндр и Луара, Франция).

Альфред де Виньи родом из старинной дворянской семьи, активно боровшейся против революции; некоторые члены его семьи погибли на гильотине. Вошёл в жизнь с сознанием обречённости своего класса. В 15 лет поступил на военную службу; состоял в охране Людовика XVIII, когда тот во время «Ста дней» бежал. Оставался военным до 1827, но ни разу не участвовал в сражениях. По его собственным словам, «видел рабство армии, но не знал её величия» («Servitude et grandeur militaire»).

Если верить указаниям самого де Виньи, точность которых иногда подвергается сомнению, в 16 лет написал « La Dryade », а в 18 лет — «Symétha», в которых он следовал Андре де Шенье — писателю, гильотинированному во время революции и потому духовно близкому де Виньи, как и всем современным ему поэтам «проклятой расы», поэтам погибавшей аристократии. В печати дебютировал статьёй о Байроне и поэмой «Le bal» (Бал) в журнале В. Гюго «Conservateur» (1819-1822).

Вошёл в литературу в дни зарождения первого кружка романтиков. В журнале кружка « La Muse Française » (1823-1824) опубликовал поэму «Dolorida», стихи «Sur la mort de Byron» (Ha смерть Байрона) и статью о Брюгере де Сорсюме, переводчике Шекспира на французский язык.

В 1822 де Виньи опубликовал сборник «Poèmes», куда вошли три песни неоэллинской поэмы «Héléna», античные поэмы: « La Dryade », «Symétha», «Le Somnambule», Библейские поэмы: «La fille de Jephté» (Дочь Иевфая), «Le bain d’une dame romaine» (Ванна римской дамы), «La femme adultère» (Прелюбодейка) и современные поэмы: «La prison» (Тюрьма), «Le bal», «L’ode au malheur» (Ода несчастью).

В последующие годы де Виньи печатает поэмы о сильных, отчаявшихся, одиноких, полные гордой героики: «Moïse» (Моисей, 1822), «Le Déluge» (1823), мистическую поэму «Элоа» — о проникшемся людскими страданиями падшем ангеле; эта тема была модной в то время, ей также посвящено «Chute d’un ange» (Падение ангела) Ламартина. Вместе с ранее указанными поэмами и рядом других («Le Trappiste», «Le Cor» (Рог), «Madame de Soubise», « La Frégate „ La Serieuse “, ou la plainte du capitaine» (Фрегат «Серьёзная», или Жалоба капитана) и др.) они вошли в сборник «Poèmes antiques et modernes» (Античные и новые поэмы, 1826), которым надолго закончился первый период поэтической деятельности Виньи.

Начиная с 1826, де Виньи переходит к роману и драме. Он пишет исторический роман «Сен-Мар, или заговор времён Людовика XIII», посвящённый судьбе юного маркиза Сен-Мара, казнённого за заговор против Ришелье.

В 1828 он переводит «Венецианского купца» Шекспира, в 1829 — «Отелло». Верный принципу «правды поэта», а не истории, даже тогда, когда речь шла о поэте прошлого, де Виньи в этих переводах не следовал оригиналу в точности. Постановка «Отелло» в «Comédie Française» была успешной авангардной стычкой пред той победоносной битвой, которую романтики дали постановкой в том же театре в следующем сезоне «Эрнани» В. Гюго.

За переводами следует оригинальная историческая драма де Виньи «Le maréchal d’Ancre» (1831) и комедия «Quitte pour la Peur » (1833). Обе драмы прошли, в сравнении с другими романтическими постановками тех сезонов, в особенности с драмами В. Гюго и А. Дюма, — незаметно.

Одновременно с первыми драмами де Виньи публикует свою поэму «Париж», отмеченную любовью к городу и новым культурным веяниям. Последний роман де Виньи «Stello» (1832), его последняя драма «Chatterton», написана в 1833 специально для актрисы Мари Дорваль, и мемуарная книга «Servitude et grandeur militaire» (Рабство и величие военной жизни, 1835) имели успех.

После драмы «Чаттертон» Виньи написал повесть «Красная печать», открывающую цикл военной прозы «Неволя и величие солдата», где автор вскрыл одну из причин своего отчаяния.

«Неволя и величие солдата» — последняя книга, вышедшая при жизни Виньи. В 1842 он был избран в Академию, в 1848 — выставил свою кандидатуру в Учредительное собрание, но провалился. В центре литературной жизни после постановки «Чаттертона» и выхода последней книги он больше не был.

С 1836-1837 де Виньи до своей смерти прожил уединённо в своём имении, откуда лишь изредка выезжал. Там он написал «Poèmes philosophiques» (Философские поэмы), «La colère de Samson» (Гнев Самсона, 1839), «La sauvage» (Дикая, 1843), «La mort du loup» (Смерть волка, 1843), «La maison du berger» (Дом пастуха, 1844), поэму о жёнах декабристов «Wanda» (1847), «Les Destinées» (Судьбы, 1849), «Le mont des Oliviers» (Холм масличный, 1862) и некоторые другие, менее известные поэмы. Полностью они были напечатаны лишь после смерти Виньи в сборнике «Les Destinées». Тогда же вышел и его дневник — «Journal d’un Poète», полный глубочайшего пессимизма, отчаяния, одиночества и религиозного стоицизма обречённого верующего.

Альфред де Виньи умер 17 сентября 1863 года в Париже.

Энциклопедический словарь (2009)
ВИНЬИ АЛЬФРЕД ДЕ

ВИНЬИ АЛЬФРЕД ДЕ

ВИНЬИ Альфред де — ВИНЬИ́ (Vigny) Альфред Виктор де (1797-1863), французский писатель-романтик. В поэмах «Элоа» (1824), «Моисей» (1826), «Потоп» (1826) — воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя; богоборческие мотивы. В психологической драме «Чаттертон» (1835), поэме «Смерть волка» (1843) — трагическое одиночество избранных душ в мире непонимающей их «пошлой толпы». Стихи. Книга «Дневник поэта» (опубликована в 1867).

ВИНЬИ́ (Vigny) Альфред (Виктор) де (27 марта 1797, Лош, Франция — 17 сент. 1836, Париж), граф, французский поэт, драматург и прозаик.

Военная карьера

Родился в аристократической семье, обедневшей в результате Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ). Отец его, 60-летний отставной офицер, был ветераном Семилетней войны; дед по материнской линии, маркиз де Бароден, был коммодором королевского флота. Виньи рос в Париже и, готовясь к поступлению в Политехническую школу, посещал лицей Бонапарта, где приобрел «пылкую любовь к славе тех, кто носит оружие». В 1814 после Реставрации Бурбонов (см. БУРБОНЫ) Виньи, будучи по семейной традиции монархистом, в 17 лет стал лейтенантом королевской гвардии.

Читайте также  Краткая биография мерль

В 1822 он был произведен в старшие лейтенанты, а еще через год — в капитаны, но гарнизонная служба, не обещавшая славы и подвигов, тяготила его, и он предпочел офицерской карьере литературу.

Взяв несколько раз подряд отпуск, в 1827 оставил службу в армии, не помешавшую ему, однако, опубликовать еще в 1820 первую свою поэму «Бал», а двумя годами позже выпустить первый поэтический сборник «Поэмы». Тогда же началось его сотрудничество с политически консервативным литературным журналом Виктора Гюго (см. ГЮГО Виктор) «Ла мюз франсез». Парижские литературные салоны и журналы приветствовали рождение поэта, который как истинный романтик сочетал изящество стиля с силой и глубиной образов. В 1826 вышло расширенное переиздание «Поэм» под названием «Поэмы на древние и современные сюжеты», которое также имело шумный успех.

Первые литературные успехи

В том же 1826 Виньи приобрел известность и как прозаик, проявив недюжинный талант повествователя в историческом романе «Сен-Мар» (1826; русский перевод 1829; 1936) о заговоре маркиза де Сен-Мара, фаворита Людовика XIII, против кардинала Ришелье (см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан). «Сен-Мар» стал первым значительным историческим романом на французском языке, хотя популярность его в немалой степени была вызвана грандиозным успехом книг Вальтера Скотта. (см. СКОТТ Вальтер) Следуя типично «романтическому» увлечению Шекспиром (см. ШЕКСПИР Уильям), Виньи в 1829 сделал вольные переложения «Отелло» — «Венецианский мавр» и «Венецианского купца» — «Шейлок». В эти годы Виньи считался одним из вождей французской романтической школы. Его талант высоко ценил поэт-романтик Альфонс де Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс), а Гюго и Шарль Сент-Бев (см. СЕНТ-БЕВ Шарль Огюстен) считали его другом. Виньи и писательница Дельфина Ге, «муза страны», как называли ее за красоту и литературный талант, составляли замечательную пару, но в феврале 1825 Виньи неожиданно для всех женился на Лидии Бенбери, дочери состоятельного англичанина.

Отбросив иллюзии

К 1830 характер Виньи изменился, став более мрачным. Июльская революция (см. ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830) привела его к историческому пессимизму, вызванному многократными поражениями монархизма во Франции, — итог, ставший очевидным уже в романе «Сен-Мар». Подобно Шатобриану (см. ШАТОБРИАН Франсуа Рене), Виньи считал для себя верность монархии делом чести, хотя не скрывал, что, по его мнению, Карл X, король из династии Бурбонов, заслуживал поддержки не более, чем возведенный на престол финансовой буржуазией Луи Филипп (см. ЛУИ ФИЛИПП). Виньи тщетно пытался найти для себя политический идеал и внимательно изучал самые разные взгляды и убеждения, не причисляя себя к сторонникам ни одного из них. С этого времени Виньи начал пристально следить за текущими событиями, осмысляя их порой с пророческой ясностью, но так и не находя для себя последовательной политической линии в публичной деятельности.

Виньи признался в утрате иллюзий уже в 1831, в стихотворении «Париж», произведении особого жанра, который он называл «воспарениями». Разочарованность его возросла, ибо он перестал находить поддержку в религии. Его настроения в связи с этим ясно выражены в стихотворении «Любовники из Монморанси» (1832), где он размышляет о самоубийстве. Единственное, что поэт в эти годы не подвергал сомнению, — это любовь, обернувшаяся для него, однако, тяжелой психологической травмой в период связи с актрисой Мари Дорваль, для которой он создал роль Китти Белл в пьесе «Чаттертон» (1835). Он обвинял ее в неверности, а также в чересчур нежных отношениях с писательницей Жорж Санд (см. САНД Жорж). Отношения с Дорваль глубоко ожесточили Виньи.

«Стелло»-«Чаттертон»

В 1832 вышел роман Виньи «Стелло» (русский перевод 1835; 1987), состоящий из трех «консультаций» (диалогов) между двумя символическими фигурами: Черным Доктором, олицетворяющим собственный интеллект Виньи, и поэтом Стелло, жаждущим играть активную роль в общественной жизни. Желая предостеречь Стелло от опасностей, которыми чреват политический энтузиазм, Черный Доктор рассказывает ему три истории на тему взаимоотношения поэта с властью: легкомыслие Людовика XV обрекает Никола Жильбера на смерть в нищете; фанатизм республиканского тирана Робеспьера (см. РОБЕСПЬЕР Максимилиан) приводит Андре Шенье (см. ШЕНЬЕ Андре Мари) на эшафот; эгоизм лорда-мэра Лондона Уильяма Бекфорда становится причиной самоубийства поэта Томаса Чаттертона (см. ЧАТТЕРТОН Томас). Любой политический режим, доказывает Черный Доктор, оборачивается для поэта «вечным остракизмом».

Позднее Виньи переработал ту часть «Стелло», которая посвящена самоубийству Чаттертона, в прозаическую драму в трех актах «Чаттертон». Воссоздавая последние мгновения Чаттертона, он показывает благородство и страдания непонятого гения в безжалостном материалистическом мире. Высшее достижение Виньи-драматурга «Чаттертон» остается одной из лучших романтических драм.

Роман Виньи «Неволя и величие солдата» (1835; русский перевод 1914; 1968) состоит из трех новелл, связанных между собой личным комментарием, и повествует о благородстве и страданиях воина, обязанного в силу своего ремесла убивать и обреченного на пассивное повиновение. Первая и третья новеллы являются выдающимися достижениями Виньи-прозаика, а герой второй новеллы, старый наполеоновский солдат капитан Рено , остается незабываемым воплощением человеческого величия.

В 1838 Виньи возвратился к поэзии и уже не оставлял ее до конца жизни. За эти годы он создал 11 поэм, объединенных позднее под названием «Судьбы» (1864), самые ранние из которых пронизаны глубоким пессимизмом, зато последующие все увереннее утверждают нетленную природу духовных сил человека.

Зрелые годы

В зрелые годы Виньи постепенно перестал публиковать написанное, он редко появлялся в обществе, предпочитая покой своего поместья парижской суете. В 1841 он баллотировался во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ), но был избран лишь в 1845, с пятой попытки. Жена Виньи, чье продолжительное нездоровье вызывало у него постоянную тревогу, скончалась в 1862. Сам поэт умер в следующем году от рака желудка после тяжких страданий. Он оставил несколько неподготовленных к печати вещей, и их посмертная публикация способствовала упрочению его славы: «Судьбы», «Дневник поэта» (1867), «Дафна и неизданные воспоминания» (1958).

Литературное мастерство Виньи можно назвать неровным. Он не обладал легкостью стиля и бывал порой излишне прозаичен; так, например, в «Судьбах» немало утомительных долгих пассажей, которые тяжело написаны и тяжело читаются.

Поэт-мыслитель и поэт-лирик

Репутацией поэта-мыслителя Виньи обязан прежде всего сборнику «Судьбы», в котором он изобличает все, что в устройстве мира враждебно человеческой личности: беспринципных политиков («Сен-Мар»), толпу и власть, какая бы она ни была («Стелло» и «Дафна»), женскую неверность («Гнев Самсона»). С особым трагизмом воспринимает он безучастность Провидения, безмолвствующего перед лицом страданий («Гефсиманский сад», такого же холодного и равнодушного, как сама природа («Дом пастуха»). Его веры в Бога хватает лишь на то, чтобы посылать небу упреки. Страдая от собственного скептицизма, Виньи провозглашает чисто человеческие ценности: честь, милосердие, любовь к прекрасному. Его последняя поэма воспевает Святой Дух, который, по сути своей, есть дух человеческий, поставленный на место Бога — «Чистый дух» (1864).

Было бы однако неверно считать Виньи только философом. Его произведения — плод не столько философских раздумий, сколько трагического восприятия жизни. Разбитая любовь, непонятая добрая воля, измученное сознание воина, ненавидящего войну, но продолжающего сражаться, — все это больше нежели просто идеи: здесь предстают раненое чувство и терзаемая угрызениями совести душа. Под обезличенной маской символов, представленных в общечеловеческом масштабе, скрываются мучительные внутренние противоречия сознания самого Виньи, и его творчество есть попытка их разрешить.

Ада Лавлейс — краткая биография

Полное имя: Августа Ада Байрон Кинг
Дата рождения: 10 декабря 1815 г.
Место рождения: Лондон, Великобритания
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Ученая, математик
Дата смерти: 27 ноября 1852 г. (36 лет)

В биографии Ады Лавлейс имеется два удивительных факта. Во-первых, она была дочкой знаменитого лирического поэта Джона Байрона. Во вторых, эта необыкновенная женщина признана первым в истории программистом.

Такое сочетание поражает воображение и вызывает к этому историческому персонажу живейший интерес.

Детство и юность

Урожденная Ада Байрон родилась 10 декабря 1815 года в столице Англии. Ее родители принадлежали к высшему обществу.

Отец – лорд Джордж Байрон, несмотря на то, что ему было всего 27 лет, к этому времени уже был популярным поэтом, прославившимся в Англии и по всему миру своими романтическими стихами. Матерью была 23-трехлетняя Анна Изабелла Милбэнк, носившая титул баронессы Уэнворд.

Ада Байрон в 4 года

Несмотря на принадлежность к одному слою общества, родители маленькой Ады по своему характеру, взглядам и поведению представляли собой полнейшую противоположность.

Лорду Байрону импонировала бурная жизнь, насыщенная романтическими приключениями. Анна Изабелла Милбэнк была спокойной уравновешенной женщиной, религизионной и образованной.

Когда Аде было всего 5 недель, брак ее родителей перестал существовать, что было неудивительным.

Мать Ады отдала новорожденную дочь на воспитание своим родителям. Лорд Байрон свои родительские права отстаивать не стал, несмотря на то, что при разводе было принято оставлять ребенка отцу. Когда Аде было восемь лет, ее отец ушел из жизни из-за роковой болезни.

Ада Байрон в 7 лет, картина Альфреда д’Орсе, 1822 год

Вернувшись из многодневного круиза, мать Ады занялась воспитанием дочери. Она решила не отдавать дочь в университет, а предпочла домашнее образование. Боясь, чтобы к дочери не перешла страсть к сочинительству стихов, мать девушки старалась обратить ее внимание на точные науки. Материальное состояние позволяло приглашать к Аде самых лучших учителей, которым она доверяла.

Ада изучала многие предметы, но особую склонность она проявляла к точным наукам, в том числе математике. Развиваться помогал острый ум девочки.

Ада Байрон в 17 лет

Среди учителей была астроном и математик Мэри Сомервилль, которая познакомила ее с английским математиком Чарльзом Бэббиджем, заслугой которого было изобретение аналитической вычислительной машины.

Эта встреча стала судьбоносной и сыграла большую роль в жизни Ады Лавлейс как ученого.

Краткая биография

События жизни Ады в качестве ученого носят нарастающий характер.

  1. Чарльз Беббидж высоко оценил выдающиеся способности девушки. Он пригласил Аду посмотреть изобретенную им машину, которая могла осуществлять вычисления с высокой точностью. Впоследствии ее признают первым в мире компьютером. Это произвело на девушку неизгладимое впечатление.
  2. Лекции Беббиджа о его машине и другие работы по механике были записаны на французском языке итальянским ученым Луиджи Менабреа, чьим мнением Беббидж весьма дорожил. Ада по просьбе Беббиджа взялась перевести эти записи на английский язык. На эту работу ей потребовалось более года. Ученые Англии до этого не слишком интересовались этой темой. Талантливая переводчица сумела доступным языком объяснить работу машины. К переводу были приложены замечания самой Ады. Текст комментариев по объему превосходил саму статью и, по сути, являлся отдельной научной работой.
  3. В своих комментариях Ада Лавлейс сделала предсказания, что машина, подобная аналитической машине, изобретенной Бэббиджем, в дальнейшем сможет помогать сочинять музыку, участвовать в живописи в зависимости от того, какая информация будет в нее вложена. Эти предсказания явились пророческими.
  4. В 1843 году Ада Лавлейс написала программу, с помощью которой можно было подсчитывать Числа Бернулли. Это было признано первой программой, разработанной для компьютера, что дало право называться Аде Лавлейс первым программистом.
  5. Обширные познания позволяли оценивать работы других выдающихся ученых. В 1844 году Адой была написана рецензия на работу, касающуюся магнетизма. Но опубликована она не была.
  6. Одной из заслуг Лавлейс является то, что она ввела термины, относящиеся к программированию, «цикл» и «рабочая ячейка», которые используются и в наше время.
  7. Аде Лавлейс довелось общаться с великим ученым Майклом Фарадеем. Она получила от него лестное прозвище «восходящая звезда науки».
  8. В блестящей карьере Лавлейс имелись серьезные преграды. В то время женщины не имели доступа в библиотеку лондонского Королевского общества, где хранились необходимы для работы книги. Серьезной проблемой также являлось пошатнувшееся здоровье Ады и нехватка денег. Это не останавливало работу талантливого ученого.
  9. Аду помимо своих работ интересовала деятельность ее мужа, который занимался инновационными строительными проектами. На эту тему также были совершены различные публикации.
  10. В 1850 году семья Лавлейс переехала в новый дом в Лондоне. Это позволило увеличить свое присутствие на научной сцене в столице Англии.
  11. В мае 1851 года она посетила выставку в лондонском Хрустальном дворце, где демонстрировались самые передовые достижения современной науки и техники. Это дало новый толчок пытливому уму Лавлейс.
  12. У Ады Лавлейс был диагностирован рак, чем объяснялось постоянное ухудшение ее здоровья.
  13. Применение опиума и марихуаны не давали ожидаемого результата. Ей удалось ценой усилий продержаться еще несколько месяцев, но, в конце концов, смерть настигла ее.
  14. Первая женщина программист умерла 27 ноября 1852 года. Непосредственным поводом ее смерти стало неудачное кровопускание, что в то время было модным средством лечения. Ей было 36 лет.
  15. Похоронена Ада в склепе, принадлежащем семье своего отца. Так они воссоединились после смерти.
Читайте также  Краткая биография гриммельсгаузен

В честь Ады Лавлейс был создан язык программирования, названный «Ада».

Ада Лавлейс (1843)

Личная жизнь

Когда молодая девушка стала появляться в высшем свете Лондона, это не осталось незамеченным.

Помимо незаурядного ума Аде была присуща привлекательная и яркая внешность. Изящная и женственная девушка была способна поддержать разговор на любую тему, делая это с неуловимой тонкой иронией. Своими собеседниками Ада всегда выбирала умных людей. Это позволяло ей пользоваться успехом в мужском обществе, тем более что она обладала весьма игривым и влюбчивым характером. Так, например, бурный роман с репетитором закончился только тогда, когда об этом узнали родственники.

В 1835 году в возрасте 20 лет Ада вышла замуж за барона Уильяма Кинга, который был старше ее на 10 лет. В дальнейшем он унаследовал титул лорда Лавлейса, а Ада получила возможность называться баронессой Лавлейс.

Муж не препятствовал научным увлечениям своей прекрасной жены и даже по возможности субсидировал их, хотя полностью в них разобраться не мог. Это было важным для Ады, поскольку в викторианской Англии подобная деятельность для женщины не приветствовалась.

Байрон был 12-м бароном Вентворд. На службе он получил звание офицера Королевского флота. Однако, дезертировав, вернулся в Англию и стал работать на верфях.

Дочь Аннабелла или иначе Энн Изабелла более известна как леди Энн Блант. Вместе со своим мужем они много путешествовали по Ближнему Востоку и Аравии, скупая элитных арабских лошадей. Леди Анна была образованной женщиной, знавшей несколько языков. Также она увлекалась музыкой и живописью. Несмотря на общие интересы, касающиеся лошадей, супругам пришлось развестись.

Дочь Энн Изабелла

Второй сын Ральф Гордон имел звание 2-го графа Лавлейс. После смерти своего старшего брата он стал тринадцатым бароном Вентвортом. В общественной жизни Ральф особого участия не принимал, много времени посвящая чтению. Он был смелым альпинистом и совершал многочисленные восхождения.

Муж Ады Уильям пережил свою жену на 41 год, женившись вторично. Перед этим ему пришлось выслушать от нее признания в ее изменах, что шокировало Уильяма и навсегда отвернуло от некогда горячо любимой жены.

Муж — лорд Лавлейс (Уильям Кинг)

Заключение

Ада Лавлейс занимает значительное место в истории точных наук, оставив за собой звание первого программиста в истории. Несмотря на препятствия, она сумела преодолеть предубеждения своих современников и добилась значительных результатов.

Не будь ее открытий, современный мир был бы другим.

Леонардо да Винчи – биография, кратко, самое главное, изобретения, картины

Введение в историю

Леонардо да Винчи (1452 –1519) – величайший итальянский живописец, идеал, человек неповторимых, грандиозных способностей, совершивший колоссальный вклад в искусство эпохи Ренессанса.

Талантливый деятель науки, скульптор, первооткрыватель, ученый, философ, музыкант, писатель, одним словом «универсальный человек». Он добился результатов абсолютно во всех областях науки и искусства.

До наших дней дошли его изумительные картины и изобретения. Эксперименты до сих пор поражают новизной и смелостью. Особенно учитывая в какие времена он творил.

Детские годы

Будущий гений родился 15 апреля 1452 г. в крошечном селе Анкиано близ Флоренции. Он был незаконным сыном состоятельного адвоката Пьеро и красивой сироты Катарины. Первые три года мальчик жил с матерью. Вскоре нотариус заключил брак с богатой и знатной девушкой происхождения, но она оказалась бесплодной.

Пьеро с супругой забрали трехлетнего ребенка к себе в семью, разлучив его навсегда с матерью. Это был первый удар, настигший ребёнка в столь малом возрасте и отразившийся на своей последующей жизни и творчестве. Во многих своих работах он старался воссоздать образ матери.

Пьер да Винчи дал сыну многостороннее образование и всячески старался приобщить его к семейной профессии, но мальчик не проявлял к никакого интереса, он с раннего детства интересовался искусством.

Рождение художника

Интересная и беззаботная детская пора в деревне прошла. Отец с мачехой переселился во Флоренцию, где восемнадцатилетний юноша стал подмастерьем известного живописца Андреа дель Вероккьо. Тут подросток перенимал фактические умения, нужные в то время живописцу.

Как верно изготовить краски, мастики, лаки, понимать систему света и тени, как загрунтовать доску либо полотно. Приходилось начинать с ахов ремесла так как специалисты в то время сами делали все необходимое, а не покупали краски в магазине. Живописец в 15 столетии считался ремесленником.

Там, кроме искусства и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы арифметики и механики, анатомию, работу со сплавами и гипсом, методы выделки кож. Молодой человек жадно впитывал знания и позднее обширно употреблял их в своей деятельности.

Творчество

  1. Первой самостоятельно написанной картиной Леонардо стало полотно « Просвещение ».
  2. После этого начинается период жизни, который характерен увлечением художника образом Мадонны. К числу ранних творений Леонардо принадлежит « Мадонна Бенуа » (не закончена, сегодня находится в Эрмитаже), радикально отличающаяся от характерных мадонн 15 столетия. Мадонна выглядит болезненной девушкой, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на руках.
  3. В 1480 году художник уже владел личной мастерской и получал заказы. Но пламенный интерес к науке нередко отвлекал его от занятий искусством. Неоконченными остались большая алтарная композиция « Поклонение волхвов » и « Святой Иероним » К миланскому периоду относятся великолепные творения зрелого стиля — « Мадонна в гроте » и « Тайная вечеря ».
  4. Основой творчества мастера считается фреска « Тайная вечеря », которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие. Этот шедевр удивляет не только общей композицией, но и точностью. Леонардо передает психологическое состояние апостолов, и делает это в момент, когда оно достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт.
  5. И, наконец, самая загадочная и магическая картина Леонардо – « Мона Лиза » (Джоконда). До наших дней остается тайной, кто именно изображен на этой картине, несмотря на то, что существует большое число предположений. В настоящее время это полотно висит в Лувре. Её загадочная улыбка пленяет, гипнотизирует, вызывая многочисленные споры.

Достижения

  • Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Он воплотил новую живописную технику.
  • Также создал робота-рыцаря, который использовался в качестве развлечений при дворе Лодовико Сфорца. Арбалет, прототип сегодняшнего лука был разработан именно им.
  • Он изучал полет птиц и работал над конструкциями летательных аппаратов, предложил рабочую модель парашюта с размерами. Он устремлял взор в глубины моря, придумал маску и снаряжение водолаза. Изучая военное искусство, он сконструировал немало принципиально новых военных машин.
  • Историки сходятся в том, что первый набросок подшипника был сделан да Винчи.

Последние годы жизни

Художник умер в возрасте 67 лет, случилось это в 1519 году предположительно от инфаркта. Все признаки болезни проявлялись задолго до трагедии. Живописец не мог двигать правой рукой из-за частичного паралича, но продолжал создавать шедевры.

Можно отметить, что ему очень сильно помогал его ученик Франческо Мельци, а незадолго до смерти наш герой и вовсе потерял способность ходить.

Все свое имущество маэстро завещал воспитанникам. Согласно последней воли, Леонардо захоронили в церкви Сен Флорантен в Амбуазе, одной из 2-ух основных церквей данного города.

Однако первая могила да Винчи была разрушена в процессе протестанских войн. Остатки разных людей смешали и захоронили в саду. Позднее археолог Арсен Уссэ определил скелет мастера по описанию и перенес его в реконструированную могилу на территории крепости Амбуаз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: