Краткая биография аполлинер

Гийом Аполлинер

Дата рождения 26.08 — 1880; Дата смерти 09.11 — 1918

Французский поэт, классик французской литературы ХХ столетия Гийом Аполлинер (26.8.1880, Рим, — 9.11.1918, Париж) родился в семье польской аристократки и итальянского офицера, был крещен как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Получил образование в Монте-Карло, впоследствии перебрался в Париж.

Некоторое время работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе. В 1913 году был опубликован поэтический сборник «Алкоголь», который считается высшим достижением Аполлинера-поэта. В книге стихов «Алкоголь. 1898—1913» (1913) — интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму Аполлинер попал по ложному обвинению в 1911).

В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне Аполлинер воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество Аполлинера. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу — доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь Аполлинера 26 ноября 1917).

Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1916», 1918).

Итоговое раздумье Аполлинера в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.

Поэт скончался в Париже от гриппа незадолго до подписания перемирия в войне, 9 ноября 1918 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Классик французской литературы XX столетия Гийом Аполлинер родился в Риме 26 августа 1880 года, в семье польской аристократки и итальянского офицера. Крещен он был как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Образование получил в Монте-Карло, после чего переехал в Париж. Проработав учителем некоторое время, он полностью посвятил себя литературе. Высшее достижение Аполлинера, поэтический сборник «Алкоголь», был опубликован в 1913 году. Формалистическое экспериментирование и новаторское развитие классической традиции столкнулись в творчестве Аполлинера. Ныне он воспринимается одним из тончайших лириков XX века (цикл «Vitamimpendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917). Все по причине того, что влиянию модернистских школ, таких как символизм («Разлагающий чародей, 1908»), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913), или сюрреализм («Сосцы Тиресия», 1918), не удалось сковать творчество поэта.

Приближалась 1-я мировая война, в которой Аполлинер видел бессмысленное уничтожение человека человеком. Однако в стремлении освободить Польшу в 1914 году он вступил добровольцем во французскую армию, и был тяжело ранен. Свои первые военные стихи он адресовал «прекрасной даме», и окрасил их воинственным презрением к врагу («Послания к Лу», 1915). Еще поэт написал лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1916», 1918).

Мистерия — буфф «Цвет времени», опубликованная в 1920 году, звучит как итоговое раздумье над собственническим миром, и грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Скончался поэт 9 ноября 1918 года от гриппа, и был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Биография Гийома Аполлинера

Гийом Аполлинер (настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) – французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века – родился 26 августа 1880 года в Риме.

Мать Аполлинера – польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича, находилась в Новогрудке (ныне Беларусь). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.

Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 переехал с матерью в Париж.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён – Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед).

В 1910-е активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912-1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо.

В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

7 сентября 1911 Гийом Аполлинер был помещён в тюрьму в связи с подозрением в похищении из Лувра «Моны Лизы», но пять дней спустя – оправдан.

Весной 1917 по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Художественная проза Аполлинера носила оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (Onze mille verges, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» ( La Rome des Borgia, 1913), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909-1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также – провозглашённый в 1924 румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами: Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа.

9 ноября 1918 года Гийом Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время эпидемии.

Гийом Аполлинер (1880—1918)

Для поколений французских поэтов и читателей с именем Гийома Аполлинера связаны революционное преобразование французского стиха и песенное, лирическое начало.

Гийом Аполлинер (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) был незаконнорождённым сыном польки Анжелики Костровицкой, несколько лет жившей в Италии. В мэрии его зарегистрировали как ребёнка неустановленных родителей. Отсутствие официального статуса и прежде всего французского гражданства долгие годы омрачало его существование и порой делало объектом клеветы и ложных обвинений.

В Первую мировую войну Аполлинер провёл почти год на передовой (это принесло ему долгожданное французское гражданство), был ранен. После госпиталя вновь вернулся к литературной жизни, вскоре женился, но через полгода умер от гриппа.

Аполлинер начал публиковать стихи и статьи в журналах в 1901 г. В 1909 г. совместно с другом, художником Андре Дереном, он издал книгу «Гниющий чародей». В основу сюжета легла старинная легенда о волшебнике Мерлине, сыне земной женщины и дьявола, и озёрной деве Вивиане, обманом завлёкшей чародея в лес и заточившей его живым в могилу, где гниёт его тело, пока душа жива. Для изложения этой истории поэт обращается к средневековому жанру диалога, который ведут над могилой Мерлина всевозможные живые существа и призраки, собравшиеся на волшебный звук его голоса.

Читайте также  Краткая биография бернет

В 1911 г. выходит «Бестиарий, или Кортеж Орфея». Подобно тому как в средневековых бестиариях описывались различные животные, воплощавшие человеческие пороки, с последующим назиданием, Аполлинер в своих поэтических миниатюрах даёт краткие изображения зверей, а затем иронический или философский комментарий. Так, дельфин, резвящийся в морской воде, наводит поэта на размышления о смене радости и горя в его собственной судьбе:

Дельфин резвится — но волна
Всегда горька и солона.
Где радость? Встречусь ли я с нею?
Всё горше жизнь, всё солонее.

«Дельфин» (перевод М. Д. Яснова)

Заглавие «Алкоголи» продолжает традицию, идущую от Бодлера и Рембо, поэтически воспевших опьянение. Важна также связь алкоголя с огнём, одним из центральных символов книги

Все эти миниатюры объединяются вокруг образа Орфея — легендарного поэта, обладавшего уникальным даром зачаровывать животных звуками своей лиры.

В 1913 г. увидела свет книга стихов «Алкоголи». Сборник поразил читателей своим новаторством: Аполлинер решительно отказался от знаков препинания, считая, что подлинная пунктуация в поэзии — это ритм и паузы стиха. Так теперь пишут многие французские поэты. Читателей пленил лиризм сборника, в нём услышали отзвуки народных песен и музыкальной и образной системы Поля Верлена.

Одно из самых знаменитых стихотворений «Алкоголей» — «Мост Мирабо» (1912 г.). Время, уносящее с собой любовь, изменчиво и быстротечно. Поэт стремится противопоставить ему нечто незыблемое. Таков мост Мирабо, таковы чувства поэта:

Мост Мирабо минуют волны Сены
И дни любви Но помню я смиренно
Что радость горю шла всегда на смену
Пусть бьют часы приходит ночь
Я остаюсь дни мчатся прочь
(Перевод И. И. Кузнецовой.)

Две последние строки повторяются в стихотворении и становятся его рефреном. К сожалению, приводимый перевод искажает смысл рефрена, так как в оригинале последовательность обратная: «Дни уходят, я остаюсь».

Живописен образ «моста наших рук», который поэт стремится построить над теми же волнами Сены, но вместе с ними уходит и любовь («Ни прошедшее время / Ни любовь не возвращается»).

Тема несчастливой любви — ключевая в творчестве Аполлинера. Она воплотилась и в другом произведении сборника — в «Песне несчастного в любви» (дословно: «плохо любимого»), «Песня» состоит из нескольких частей, одна из которых — письмо запорожцев турецкому султану, приводимое в качестве примера верности. Части сильно отличаются друг от друга. Стремление свести воедино разные жанры и традиции — характерная черта поэзии Аполлинера.

«Каллиграмма» — слою, созданное Аполлинером, возможно, из существующих «каллиграфия» (греч. «красивый почерк») и «идеограмма», как назывались в то время подобные стихотворения

Следующий его поэтический сборник — «Каллиграммы» (1918 г.) — был значительно более новаторским. Каллиграммы — произведения, находящиеся на пересечении поэзии и изобразительного искусства; в них поэт, нетрадиционно располагая строки и используя разные шрифты, экспериментирует с тем, как стихотворение должно выглядеть на бумаге.

Книга, задуманная Аполлинером ещё до войны, в 1914 г., должна была называться «И я тоже живописец». Но издание 1918 г. было более объёмно, оно отразило и военный опыт поэта. Не случайно его полное название — «Каллиграммы. Стихи мира и войны».

Стремясь к сближению с живописью, Аполлинер существенно отклоняется от традиционной метрической формы французского стиха: нет ни силлабического метра, ни рифмы. Вместо строф — абзацы, организованные вокруг определённой темы или образа. Перечислительная интонация, объединяющая разные явления, становится важным художественным приёмом. Всё, что укладывается в одну строку (событие, реплика, художественное обобщение), оказывается равноценным, поскольку строки по значению равны между собой.

Датчанин глядит в расписанье
пуская колечки дыма
Пивную пересекает чёрный котяра
Блины удались Журчит вода
Платье чёрное цвета её ногтей
А вот это исключено
Пожалуйста сударь
Малахитовый перстень
Пол посыпан опилками
Ну конечно
Рыженькую официантку умыкнул
книготорговец
…………………………………………………………..
Честь достаточно часто зависит
от часа обозначенного на часах

«Понедельник улица Кристины» (перевод М. Д. Яснова)

В изображении войны Аполлинер невероятно чуток Он замечает красоту ракеты ночью, озаряющей лес вокруг, и смерть, которую она несёт. Всё это соединяется в причудливый сплав:

Весна распутица копилка ночь атака
Дождь у меня в душе льёт кровь
из мёртвых глаз

«Апрельская ночь 1915» (перевод Ю. Б. Корнеева)

Гийом Аполлинер вошёл в историю французской литературы как новатор. В его творчестве в равной мере отражены и традиционные для французской поэзии темы, и новые, до того считавшиеся недостойными внимания поэтов. Строки из статьи Аполлинера с показательным названием «Новое сознание и поэты» звучат как манифест поэзии Нового времени: «Поэзия и творчество тождественны, поэтом должно называть лишь того, кто изобретает, того, кто творит, — поскольку вообще человек способен творить».

Гийом Аполлинер: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Гийом Аполлинер: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Пол Вошер: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Вильгельм Пик: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Рождение поэта

В последний день жаркого августа 1880 года незнакомка с младенцем на руках и двумя приятелями появилась в одном из полицейских отделений Рима с заявлением, что нашла этого ребенка на улице и готова принять его в свою семью. Мальчика тут же крестили, он обзавелся именем Джульемо Альберто Дульчини, женщина стала готовить документы на усыновление.

А второго ноября того же года в полиции появилась польская аристократка из обедневшего рода Анжелика Костровицкая и потребовала вернуть ей сына. Она не смогла объяснить, как ребенок оказался на улице, но доказала, что является его матерью и назвала точную дату появления младенца на свет – 25 августа. Эта дата стала официальным днем рождения Вильгельма Вонж-Костровицкого.

Семья

Родословная Вильгельма изобилует противоречивыми фактами. Принято считать, что дед поэта был активистом знаменитого польского восстания 1863-го, был арестован, сослан в Сибирь, откуда сбежал и пробрался в Италию. Мать, Анжелика, отличалась крайне распутным образом жизни и была чрезвычайно азартна, спустив все наследство на рулетке.

Личность отца Вильгельма – тайна, покрытая мраком. Он и сам любил распускать всевозможные, порой шокирующие слухи о папочке, называя в числе «кандидатов» на эту «должность» даже Папу Римского. Принято считать, что отцом поэта является Франческо Флуджи д’Аспермонт, итальянский военный офицер, но законного мужа у ветреной Анжелики не было никогда. У Вильгельма был младший брат по имени Альбер, который повторил судьбу старшего – сначала мать подбросила его к дверям какого-то дома, а спустя время со скандалом вернула.

Образование

Все свое детство Гийом провел в Монако. Сначала он грыз гранит науки в лицее Сен-Шарль, а по его окончании поступил в каннский колледж, откуда вскоре был исключен за хранение литературы весьма вульгарного содержания. Семнадцатилетний Аполлинер вместе с матерью переехал в Ниццу и продолжил образование там, поступив на курсы риторики. Анжелика играла в казино и заработала прозвище «красивая авантюристка», а будущий поэт подружился с Анжем Туссен-Люкой и вместе с ним начал выпускать журнал, наполненный стихами, сплетнями и политическими статьями.

Творчество

Итальянские корни дали ему гордый профиль, импульсивный характер и искрометное чувство юмора, а славянские предки одарили Вильгельма склонностью к тонкой лирике и философским рассуждениям. Первая серьезная работа Гийома появилась лишь в 1899 году, когда он написал цикл «Ставло», влюбившись в Марию Дюбуа, дочь владельца ресторана. В том же, 1899 году Гийом с матерью и братом переехал в Париж, оставив первую любовь за спиной из-за каприза Анжелики. Личная жизнь и творчество тесно переплетались в карьере поэта. Очередной музой стала сестра приятеля, 16-летняя Линда да Сильва, но и это увлечение продлилось недолго – вплоть до знакомства с художницей Лорансен в 1907-м.

В начале XX века Аполлинер активно занимался публицистикой, писал и работал в различных журналах и эпатировал публику своими мистификациями. Так, в журналах 1909 года стали появляться публикации некоей Луизы Лаланн, по общему мнению, весьма незаурядной женщины, тонко чувствующей искусство, обладающей выдающимся лирическим талантом. Как оказалось, это был всего лишь розыгрыш Гийома, который и творил от имени Луизы.

К 1910 году вокруг Гийома сформировался кружок молодых деятелей искусства, которые называли себя сюрреалистами – термин, придуманный Аполлинером, чтобы обозначить новые веяния. В 1911 году Аполлинер оказался за решеткой почти на неделю по обвинению в попытке украсть из Лувра картину «Мона Лиза» – и это тоже оказалось очередной эпатажной выходкой.

Читайте также  Краткая биография лукиан

Проза и поэзия Аполлинера несли на себе отпечаток карнавального розыгрыша в сочетании с меланхолической лирикой. Его творчество на многие годы определило направление развития изобразительного искусства, музыки и литературы в Европе.

На фронте весной 1916 года, Гийом был ранен в голову и перенес сложную операцию, которая серьезно подорвала его жизненные силы. Спустя два года на Францию обрушилась эпидемия испанского гриппа, и одной из ее жертв стал Гийом Аполлинер, которого друзья и благодарные почитатели похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.

Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire).

Рождение поэта

В последний день жаркого августа 1880 года незнакомка с младенцем на руках и двумя приятелями появилась в одном из полицейских отделений Рима с заявлением, что нашла этого ребенка на улице и готова принять его в свою семью. Мальчика тут же крестили, он обзавелся именем Джульемо Альберто Дульчини, женщина стала готовить документы на усыновление.
А второго ноября того же года в полиции появилась польская аристократка из обедневшего рода Анжелика Костровицкая и потребовала вернуть ей сына. Она не смогла объяснить, как ребенок оказался на улице, но доказала, что является его матерью и назвала точную дату появления младенца на свет – 25 августа. Эта дата стала официальным днем рождения Вильгельма Вонж-Костровицкого.

Краткая биография Аполлинер

Гийом Аполлинер

Дата рождения 26.08 — 1880; Дата смерти 09.11 — 1918 Французский поэт, классик французской литературы ХХ столетия Гийом Аполлинер (26.8.1880, Рим, — 9.11.1918, Париж) родился в семье польской аристократки и итальянского офицера, был крещен как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Получил образование в Монте-Карло, впоследствии перебрался в Париж. Некоторое время работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе. В 1913 году был опубликован поэтический сборник «Алкоголь», который считается высшим достижением Аполлинера-поэта. В книге стихов «Алкоголь. 1898-1913» (1913) — интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму Аполлинер попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне Аполлинер воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество Аполлинера. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу — доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь Аполлинера 26 ноября 1917). Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918). Итоговое раздумье Аполлинера в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон. Поэт скончался в Париже от гриппа незадолго до подписания перемирия в войне, 9 ноября 1918 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Вариант 2

Классик французской литературы XX столетия Гийом Аполлинер родился в Риме 26 августа 1880 года, в семье польской аристократки и итальянского офицера. Крещен он был как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Образование получил в Монте-Карло, после чего переехал в Париж. Проработав учителем некоторое время, он полностью посвятил себя литературе. Высшее достижение Аполлинера, поэтический сборник «Алкоголь», был опубликован в 1913 году. Формалистическое экспериментирование и новаторское развитие классической традиции столкнулись в творчестве Аполлинера. Ныне он воспринимается одним из тончайших лириков XX века (цикл «Vitamimpendere amori» — «Жизнь посвятить любви», 1917). Все по причине того, что влиянию модернистских школ, таких как символизм («Разлагающий чародей, 1908»), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913), или сюрреализм («Сосцы Тиресия», 1918), не удалось сковать творчество поэта.

Приближалась 1-я мировая война, в которой Аполлинер видел бессмысленное уничтожение человека человеком. Однако в стремлении освободить Польшу в 1914 году он вступил добровольцем во французскую армию, и был тяжело ранен. Свои первые военные стихи он адресовал «прекрасной даме», и окрасил их воинственным презрением к врагу («Послания к Лу», 1915). Еще поэт написал лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918).

Мистерия — буфф «Цвет времени», опубликованная в 1920 году, звучит как итоговое раздумье над собственническим миром, и грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Скончался поэт 9 ноября 1918 года от гриппа, и был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Семья

Родословная Вильгельма изобилует противоречивыми фактами. Принято считать, что дед поэта был активистом знаменитого польского восстания 1863-го, был арестован, сослан в Сибирь, откуда сбежал и пробрался в Италию. Мать, Анжелика, отличалась крайне распутным образом жизни и была чрезвычайно азартна, спустив все наследство на рулетке.

Личность отца Вильгельма – тайна, покрытая мраком. Он и сам любил распускать всевозможные, порой шокирующие слухи о папочке, называя в числе «кандидатов» на эту «должность» даже Папу Римского. Принято считать, что отцом поэта является Франческо Флуджи д’Аспермонт, итальянский военный офицер, но законного мужа у ветреной Анжелики не было никогда. У Вильгельма был младший брат по имени Альбер, который повторил судьбу старшего – сначала мать подбросила его к дверям какого-то дома, а спустя время со скандалом вернула.

Образование

Все свое детство Гийом провел в Монако. Сначала он грыз гранит науки в лицее Сен-Шарль, а по его окончании поступил в каннский колледж, откуда вскоре был исключен за хранение литературы весьма вульгарного содержания. Семнадцатилетний Аполлинер вместе с матерью переехал в Ниццу и продолжил образование там, поступив на курсы риторики. Анжелика играла в казино и заработала прозвище «красивая авантюристка», а будущий поэт подружился с Анжем Туссен-Люкой и вместе с ним начал выпускать журнал, наполненный стихами, сплетнями и политическими статьями.

Творчество

Итальянские корни дали ему гордый профиль, импульсивный характер и искрометное чувство юмора, а славянские предки одарили Вильгельма склонностью к тонкой лирике и философским рассуждениям. Первая серьезная работа Гийома появилась лишь в 1899 году, когда он написал цикл «Ставло», влюбившись в Марию Дюбуа, дочь владельца ресторана. В том же, 1899 году Гийом с матерью и братом переехал в Париж, оставив первую любовь за спиной из-за каприза Анжелики. Личная жизнь и творчество тесно переплетались в карьере поэта. Очередной музой стала сестра приятеля, 16-летняя Линда да Сильва, но и это увлечение продлилось недолго – вплоть до знакомства с художницей Лорансен в 1907-м.

В начале XX века Аполлинер активно занимался публицистикой, писал и работал в различных журналах и эпатировал публику своими мистификациями. Так, в журналах 1909 года стали появляться публикации некоей Луизы Лаланн, по общему мнению, весьма незаурядной женщины, тонко чувствующей искусство, обладающей выдающимся лирическим талантом. Как оказалось, это был всего лишь розыгрыш Гийома, который и творил от имени Луизы.

К 1910 году вокруг Гийома сформировался кружок молодых деятелей искусства, которые называли себя сюрреалистами – термин, придуманный Аполлинером, чтобы обозначить новые веяния. В 1911 году Аполлинер оказался за решеткой почти на неделю по обвинению в попытке украсть из Лувра картину «Мона Лиза» – и это тоже оказалось очередной эпатажной выходкой.

Проза и поэзия Аполлинера несли на себе отпечаток карнавального розыгрыша в сочетании с меланхолической лирикой. Его творчество на многие годы определило направление развития изобразительного искусства, музыки и литературы в Европе.

На фронте весной 1916 года, Гийом был ранен в голову и перенес сложную операцию, которая серьезно подорвала его жизненные силы. Спустя два года на Францию обрушилась эпидемия испанского гриппа, и одной из ее жертв стал Гийом Аполлинер, которого друзья и благодарные почитатели похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.

Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire).

Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича, находилась в Новогрудке (ныне Беларусь). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.

Читайте также  Краткая биография пронский

Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 переехал с матерью в Париж.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). В 1910-е активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь» (Paris-journal

); в 1912-1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (
Soirées de Paris
), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (
Les peintres cubistes
, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего

, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.
Проза и антологии
Художественная проза Аполлинера носила оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (Onze mille verges

, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» (
La Rome des Borgia
, 1913), «Конец Вавилона» (
La fin de Babylone
, 1914), «Три Дон Жуана» (
Les trois Don Juan
, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (
Les maitres de l’amour
, 1909-1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» (
L’Enfer de la Bibliothèque nationale
).
Каллиграмма Поэзия
Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée

, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (
Alcools
). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (
Le poéte assassiné
), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»
(Calligrammes
), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

Каллиграмма Эйфелева башня
Аполлинер и сюрреализм
В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами — Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias

), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Гийом Аполлинер

26 августа 1880 — 9 ноября 1918 • 38 лет (140)

  • Биография и творчество
  • Последние годы
  • Память

Французский поэт, литературный и художественный критик, журналист, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.

Биография и творчество

Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича, находилась в Новогрудке (ныне Белоруссия). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ или итальянский офицер.

Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 году переехал с матерью в Париж. Специального образования не получил. В молодости Аполлинер некоторое время жил в Бельгии, где овладел валлонским языком достаточно хорошо, чтобы писать стихи, некоторые из которых сохранились.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). Основал ряд журналов, в том числе «Эзопов пир» (1904). В 1910-е активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912—1913 годах с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 году познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 года состоял с ней в любовной связи.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Его творчество оказало глубокое воздействие на формирование эстетики авангардизма.

Политические убеждения

Увлекался идеями анархизма и выступал в защиту Дрейфуса.

Похищение Джоконды

21 августа 1911 года «Мона Лиза» была похищена из Лувра. Главным подозреваемым стал Гийом Аполлинер, которого арестовали 7 сентября. Как выяснилось, любовник поэта бельгиец Жери Пьере, который жил с Гийомом в одной квартире, продолжительное время воровал из Лувра бесценные старинные иберийские статуэтки и продавал их Пабло Пикассо. Аполлинер успел отправить Пьере в Марсель, а оттуда в Александрию до того, как был арестован. Пикассо с двумя чемоданами, забитыми статуэтками, ночью бегал по Парижу, пытаясь сбросить краденое в Сену, но так и не решился (город был переполнен полицией), но поскольку скупщик краденого к тому моменту был уже знаменит, у него нашлись влиятельные покровители. Статуэтки по-тихому вернули в музей, Пикассо не тронули, а Аполлинера отпустили после пяти дней ареста за непричастностью к преступлению.

Проза и антологии

Художественная проза Аполлинера отличается стилистическим мастерством и часто носит оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (Onze mille verges, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909—1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 году он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).

Поэзия

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 году Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 году вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

Аполлинер и сюрреализм

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами — Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Последние годы

В 1914 году ушёл добровольцем на фронт. Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа. 2 мая 1918 года он женился на Эмме Луизе (Жаклин) Кольб. Осенью 1918 года Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время эпидемии. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Память

  • В шестом округе Парижа возле церкви Святого Германа в Лугах установлен бюст работы Пабло Пикассо. В 1951 году западная часть улицы Аббатства была переименована в улицу Гийома Аполлинера.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: