Краткая биография бенедиктов - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография бенедиктов

Бенедиктов, Владимир Григорьевич, известный поэт. Родился 5 ноября 1807 г. в Петербурге, происходил из духовной семьи Смоленской губернии и провел детство в Петрозаводске, где служил его отец. Окончив четырехклассную олонецкую гимназию, Бенедиктов.

Краткая биография бенедиктов

Значение БЕНЕДИКТОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Бенедиктов, Владимир Григорьевич, известный поэт. Родился 5 ноября 1807 г. в Петербурге, происходил из духовной семьи Смоленской губернии и провел детство в Петрозаводске, где служил его отец. Окончив четырехклассную олонецкую гимназию, Бенедиктов перешел (1821) в средние классы петербургского второго кадетского корпуса; откуда вышел первым в 1827 г., прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк и начал скромную, бесцветную жизнь строевого офицера. В 1831 г. Бенедиктов, в чине поручика, принимал участие в усмирении польского восстания, а в следующем году оставил военную службу и перешел в министерство финансов, где прослужил много лет, от ничтожной канцелярской должности до места директора государственного заемного банка, ревностно относясь к своим служебным обязанностям, неизменно считаясь превосходным службистом и посвящая свои досуги высшей математике, астрономии и писанию стихов. Томиком стихотворений Бенедиктов дебютировал в конце 1835 г. «Сначала, — рассказывает автор вышедшей в конце тридцатых годов в Германии книги «Litterarische Bilder ans Russland», Кениг, — никто не подозревал, чтоб он занимался стихотворством. Однажды пришел к нему друг его, литератор, и застал его за стихами. Бенедиктов должен был сознаться пред ним в любви своей к поэтическим трудам и прочесть кое-что из своих произведений настоятельному другу. Последний был изумлен его талантом, которого прежде не подозревал в нем, и восхищен неожиданною красотою его поэтических созданий. С того времени произведения Бенедиктова сделались известны публике». Первая книжка «Стихотворений Владимира Бенедиктова» разошлась в самое короткое время. Н.В. Гербель передает, что «ослепленная блеском и гармонией бенедиктовского стиха публика, восторг которой не знал пределов, буквально утопала в море звуков и раскупала книжку нарасхват, так что в самом непродолжительном времени понадобилось новое издание, которое и вышло в начале следующего года». Бенедиктову тогда благоприятствовали многие обстоятельства. Читатели после «Бориса Годунова» охладели к Пушкину , и это охлаждение коснулось даже такого чуткого ума, как Белинский ; Жуковский , Вяземский , Баратынский , Козлов отзывались редко, и в это застойное время Бенедиктов занял в глазах публики вакантный трон лауреата. Всеобщего восторга не могли заглушить на первых порах трезвые и резкие отзывы Белинского (в «Телескопе») и Н. Полевого (в «Сыне Отечества»). Благосклонно отнесся к Бенедиктову сам Пушкин (в его библиотеке сохранились оба первые издания книжки Бенедиктова), нашедший у него «превосходное сравнение неба с опрокинутой чашей» и сказавший ему: «У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм»; можно предполагать по одной отметке в библиографическом отделе «Современника», что Пушкин собирался написать рецензию на сборник стихов Бенедиктова. Вторая книжка стихов, которую выпустил Бенедиктов в 1838 г., быстро разошлась без остатка в числе 3000 экземпляров, — успех по тому времени прямо неслыханный. Но здравое слово Белинского сделало свое дело. Молодой Тургенев , который сначала «воспылал негодованием» против «критикана», скоро почувствовал, что Белинский прав: «Прошло несколько времени, и я уже не читал Бенедиктова». Белинский сразу и бесповоротно определил в стихах Бенедиктова «риторическую шумиху, набор общих мест», «ошибки против языка и здравого смысла», холодную риторику, свел их к «стихотворной игрушке» и признал, что у Бенедиктова «нельзя отнять таланта стихотворческого, но он не поэт» и многими «в наше прозаическое время» лишь принят за поэта. Этого приговора Белинский не изменил и впоследствии и не раз, так или иначе, повторял его. Гром похвал постепенно стал стихать, общественное мнение заметно трезвело, и в 1842 г., когда Бенедиктов снова выпустил книжку стихов, ее встретили довольно сдержанно. Бенедиктов тогда стал мало писать, даже почти замолк на целые десять лет (1845 — 1855) и снова взялся за перо, уже как певец гражданских мотивов, в годину крымской войны и начала нового царствования. Поддавшись общему прогрессивному настроению, Бенедиктов в своем новом стихотворном цикле отразил мысли большинства, но остался тем же ритором, которому недостаток чуткости и образования не дал долго идти за общественным увлечением, и быстро исписался. Самое имя его стало постепенно забываться и скоро погрузилось в пучину окончательного забвения. Переживший себя Бенедиктов умер 14 апреля 1873 г. Основные черты творчества Бенедиктова — напряженная аффектация настроения, надуманность образов, вычурность выражений. Наивной читательской массе 30 — 40-х годов, которая не умела оценить величавую и целомудренную прелесть поэзии Пушкина и упоенно восхищалась Марлинским , нравились и «меч молний», которым «опоясалось море»; и грудь, которая «станет священным гробом», и «мох забвения на развалинах любви», и «морозный пар бесстрастного дыханья», падающий на «пламя красоты», и «шипучее сердце порока», Бенедиктов тогда вполне соответствовал эпохе господства над умами Кукольника , Брюллова , Сенковского , Булгарина и Греча . За искренний жар страсти Бенедиктов выдавал ухарство самого вульгарного пошиба: соловей «дробью прыснул»; о глазах красавицы Бенедиктов говорил: «два голландские алмаза — глазки, глазки — у! — беда!», «Плутяга», Бахус Рубенса «алый ротик свой разинул». Римский папа «взял громаду всей Европы в перегиб — и об гроб Христов расшиб». Юпитера Бенедиктов величает «шутом-потешником» и «старым чертом». Отсутствие чувства меры доводило Бенедиктова до прямой порнографии. Свою искусственность Бенедиктов не только сознавал, но возводил в эстетический канон и внушал поэту: «Чтоб выразить таинственные муки, чтоб сердца огнь в словах твоих изник, — изобретай неслыханные звуки, выдумывай неведомый язык». Так буквально он и поступал; Я.П. Полонский даже составил «Алфавитный список слов, сочиненных Бенедиктовым, видоизмененных или никем почти не употребляемых, встречающихся в его стихотворениях». Среди них встречаются такие, как «возблагодать», «льдоребрый», «мужественность», «нетоптатель», «сентябревый», «яичность». По существу Бенедиктов был прав, признавая за поэтом державную прерогативу некоторой свободы в обращении с языком, но своими безвкусными неологизмами он только доказал, что сам он, по размерам своего дарования, на эту свободу посягать не должен был. Все же для развития и усложнения русской стихотворческой техники Бенедиктов сумел кое-что сделать и начал торить ту дорогу, по которой много лет спустя пошел Бальмонт , и в его «гремучих напевах», где слышны «литавры и бубны созвучий», изредка бывала неподдельная красота слова, попадались отдельные, вне связи и системы, ценные мысли, но эта малая и лучшая часть его творчества тонет в море банальщины, эффектничанья и пустозвонной трескотни. Мотивы поэзии Бенедиктова просты и незамысловаты и редко выходят из области любви и природы, к которым Бенедиктов относится без особой вдумчивости, с наивным обывательским эпикуреизмом. Тем же обывателем остался Бенедиктов и в своих гражданских мотивах, на первых порах примиривших с ним даже критику, после Белинского вообще сурово смотревшую на него. В них разнузданная муза Бенедиктова предстала уже «одета запросто, застегнута по шею, без колец, без серег». Он обращался к писателю: «гласом добрым воззови, и зов твой, где бы ни прошел он, пусть духом мира и любви и в самом громе будет полон! Огнем свой ополчи глагол лишь на нечестие земное и — с Богом — ратуй против зол!» В общих чертах он верно понимал дух новой эпохи, когда, встречая наступающий 1857 г., писал: «Кое-что сказалось с разных уголков, много завязалось новых узелков. Время полюбило правду, наголо, правда ж дай, чтоб было все вокруг светло. И не одолеют чуждых стран мечи царство, где светлеют истины лучи». Такие азбучные поучения в те печальные годы царствования Александра II для многих звучали и тепло, и ново. Конечно, не дешевым либерализмом и не дешевой эротикой спасается в литературе от полного забвения имя Бенедиктова. Как верно подметил еще Пушкин, он несомненный, хотя и примитивный, художник слова, как такового, и справедливо сказал о нем позднейший критик: «Любитель славы, любовник слова, он в истории русской словесности должен быть упомянут именно в этом своем качестве, в этой свой привязанности к музыке русской речи». Бенедиктов много и удачно переводил (из Мицкевича, Гюго, Теофиля Готье, Петефи, Козара, Медо Пучича). Собрание его стихотворений вышло в 3 томах в 1856 г.; посмертное издание выпущено и издано товариществом Вольф в 1883 — 1884 годах, под редакций Я.П. Полонского и переиздано в 1902 г. Биография и библиографические сведения о Бенедиктове см. у Полонского в статье, помещенной при собрании сочинений Бенедиктова, у С.А. Венгерова («Источники словаря русских писателей», 1, 210 — 211; «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых», II, 398 — 418); см. также В.П. Быкова, «Записки старой смолянки», I, 172 — 173, 212, 244 — 248, 256 — 257; II, 222 — 223; Б. Садовской, «Русская Камена», стр. 89 — 101 (М., 1910); Ю. Айхенвальд , «Силуэты русских писателей», вып. III (М., 1910), и «История русской литературы XIX века», изд. «Мира», II, 62 — 65; рецензия А. К. на собрание стихотворений 1856 г. в «Сыне Отечества», 1856, ¦ 27 и 28. Н. Лернер.

Биография Владимира Бенедиктова

Владимир Григорьевич Бенедиктов – русский поэт и переводчик – родился 5 (17) ноября 1807 года в Санкт-Петербурге в семье провинциального чиновника.

Воспитывался в Олонецкой гимназии (1817-1821) в Петрозаводске и во 2-м кадетском корпусе (1827) в Санкт-Петербурге, откуда был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк. С этим полком участвовал в походе 1831 года против польских повстанцев и по возвращении гвардии в Петербург оставил военную службу, поступив в министерство финансов, где он и оставался до конца своей службы.

Был секретарём министра Е. Ф. Канкрина. В 1843 назначен директором правления экспедиции государственных кредитных билетов. В 1847 и 1856 получил ордена св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3-й степени. В 1850 был произведён в действительные статские советники. В 1856 был назначен членом правления Государственного банка. В 1860 вышел в отставку с пенсией и с тех пор жил «на покое» то в Петербурге, то в деревне, то за границей.

Читайте также  Краткая биография филдинг

Избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности в 1855.

Владимир Григорьевич Бенедиктов умер 14 (26) апреля 1873 года в Санкт-Петербурге. Погребён на Смоленском православном кладбище. Могила не сохранилась.

На литературное поприще Бенедиктов выступил в 1835 небольшой книжкой стихотворений, которая обратила на юного поэта внимание критики и публики (ранее в печати появлялось только одно стихотворение в 1832). Ранние стихи Бенедиктова проникнуты романтическими образами, бурной метафорикой, энергичной ритмикой стиха (характерна полиметрия, частое изменение размера в пределах стихотворения), словотворчеством. Тематика — романтические красоты природы, любовь к «идеальной деве», война, бал. Сочетание неистовой образности с прозаизмами — характерная черта стиля Бенедиктова — производило на различных критиков то ощущение «безвкусицы», то впечатление «нового поэтического стиля».

Читатели и рецензенты встретили эту книжку громким похвалами: она покупалась нарасхват, так что скоро потребовалось новое издание; по рассказу И. И. Панаева, Жуковский отзывался о новом поэте с восторгом; отовсюду слышались самые лестные суждения. Только Белинский (в «Телескопе» 1835 г.) взглянул на произведения Бенедиктова с иной точки зрения и заявил, что в них виден только талант стихотворца, то есть умение ловко владеть размером и рифмой, но почти совсем отсутствует поэтическое дарование. Пик популярности раннего Бенедиктова приходится на трёхлетие 1835-1838 (в 1838 вышел второй сборник), хотя инерция успеха сохранялась и много позже.

В эпоху Крымской войны Бенедиктов выступил с рядом патриотических од. В период реформ Александра II и подъёма «гражданской» поэзии Бенедиктов поддался этому новому общественному настроению: он приглашал читателя на борьбу с общественным злом, приветствовал обновление общества («Борьба», «К новому поколению», «И ныне», «7 апреля 1857» и др.) В 1850-1870-е Бенедиктов продолжает создавать и лирические произведения, отличающиеся уже меньшей вычурностью стиля и большей философской глубиной; версификационное его мастерство по-прежнему остаётся на высоте.

В 1856 вышло в свет полное собрание стихотворений Бенедиктова в 3-х томах, а в следующем году в виде дополнения к этому собранию — «Новые стихотворения». В 1884 товариществом М. О. Вольфа было издано 2-е полное собрание стихотворений Бенедиктова под редакцией и с вступительной статьей Я. П. Полонского.

В 1869 Бенедиктов составляет первый на русском языке сборник математических головоломок, который не был издан и остался лишь в виде рукописи. Был найден только в 1924. Этот сборник упоминает Я. И. Перельман в своей книге «Живая математика», а также приводит несколько задач из него.

В XX веке стихотворения Бенедиктова издавались в Большой серии Библиотеки поэта Л. Я. Гинзбург (1939) и Б. В. Мельгуновым (1983). Долгое время над наследием Бенедиктова тяготел приговор Белинского, и в конце XIX – начале XX века имя поэта по-прежнему было символом бездарной безвкусицы. Только с 1920-х начинается переоценка творчества Бенедиктова, что связано с работами Гинзбург и других русских формалистов, а также с осознанием поэтической практики Серебряного века.

Бенедиктов — один из крупнейших поэтов-переводчиков своего времени. Переводил произведения И. В. Гёте, Шиллера, Байрона, Шекспира, Виктора Гюго, Огюста Барбье, Теофиля Готье и других зарубежных поэтов. Перевёл с польского языка поэмы Адама Мицкевича «Гражина» и «Конрад Валленрод» (1863), а также почти всю лирику Мицкевича (не всё издано, как и переводы из Байрона). Большую известность получил его острополитический перевод «Собачьего пира» Барбье (1856), распространявшийся в списках и вызвавший восторг Тараса Шевченко. Особо удачными считаются его переводы из Гюго, Готье и других французских романтиков XIX века, близких Бенедиктову по художественному языку. Значительная часть переводов Бенедиктова появилась в изданиях Н. В. Гербеля (1860-е годы).

Бенедиктов Владимир Григорьевич

Краткие содержания

(1807-1873)

Родился Владимир Григорьевич Бенедиктов 05.11.1807 в Санкт-Петербурге. Свое детство поэт провел в городе Петрозаводске, относящемся к Олонецкой губернии, где отец его состоял на службе в качестве советника правления. По наступлении 1817 года, когда Бенедиктову исполнилось 10 лет, он поступил в губернскую олонецкую гимназию и окончил полный ее курс обучения спустя четыре года, так как в те времена в гимназиях имелось только четыре класса. Под влиянием преподавателя словесности Яконовского, который писал стихи и принуждал их произносить учеников при различных торжествах гимназии, у мальчика стало пробуждаться стремление к стихотворству.

После окончания гимназии Владимир Григорьевич продолжил обучение в кадетском втором корпусе, куда на основании экзаменов был принят в 1821 году. В период пребывания в корпусе, совместно со своими товарищами, он стал упражняться в написании стихов для кадетских альманахов и журналов. После окончания курса 25.06.1827 Бенедиктов поступил в качестве прапорщика в лейб-гвардии полк Измайловский. Спустя три года его перевели в поручики. В начале 1831 года он совместно с полком выступил в поход, целью которого являлось усмирение восстания поляков. Активно принимая непосредственное участие во всех полковых делах, «за храбрость» получил орден святой Анны четвертой степени.

Возвратившись в Петербург из похода, Бенедиктов военную службу оставил и определился в канцелярию финансового министра Канкрина, с изменением наименования в коллежские секретари. Начал Бенедиктов с исполняющего должность помощника столичного начальника, а уже в 1834 году его назначили столоначальником. В 1837 году назначен на должность старшего секретаря общей канцелярии финансового министра. В 1843 году стал директором руководства экспедиции кредитных государственных билетов. В 1850 году его произвели в статские действительные советники, а в 1847 году и 1856 был награжден орденом святого Владимира третьей степени и святой Анны второй степени. По наступлении 1856 года Бенедиктова назначили в правление госбанка. Отслужив в финансовом учреждении приблизительно три десятилетия при паре министров, Ф. П. Вронченко и графе Канкрине, в 1860 году Бенедиктов был направлен в отставку, с выплатой полного пансиона в 2500 рублей ежегодно.

В качестве первого печатного литературного произведения Бенедиктова рассматривается незначительный по размеру его сборник стихов, который автор издал в самом начале 1835 года в Петербурге. Сборник был встречен единодушными похвалами общественности и журнальных изданий. Но Белинский и Полевой не смогли Бенедиктова признать крупным поэтом.

Финансировал издание граф Каргоф, супруга которого Бенедиктову посвятила некоторое количество достаточно сочувственных страничек собственных воспоминаний. Госпожа Каргоф говорит, что Бенедиктов обладал огромным, хотя и не продолжительным успехом. Слава молодого тогда еще поэта гремела изначально в Петербурге, о чем говорит и И. И. Панаев в «Литературных воспоминаниях». Он писал: «Появление стихов Бенедиктова произвело серьезный шум и гвалт не только в мире литераторов, но и чиновников. Многие относительно статей Белинского и Полевого высказывались с определенным негодованием, и крайне довольны были статьей профессора Шевырева, который Бенедиктова провозгласил в качестве поэта мысли.

Поговаривают, что Жуковского настолько поразили стихи Бенедиктова, что он на протяжении нескольких дней прогуливался с книжкой по царскосельскому саду и воздух оглашал его стихотворными звуками.

Между тем, Пушкин был хладнокровен. После прочтения Бенедиктова, ему был задан вопрос относительно сложившегося его мнения, на что он сказал, что у него появилось чудесное сравнение «неба с перевернутой чашей».

Прохладный отзыв Пушкина хорошо гармонировал с таким обоснованным отзывом Белинского: «Право, мне не удается увидеть никаких достоинств описательных картин Бенедиктова, так как в них наблюдается усилие воображения, и никоим образом не полнота самой жизни, которая собой оживляет все. В стихах господина Бенедиктова ничто недосказано полностью, не хватает полноты, так как талант его не наделен силой фантазии, с помощью которой любое чувство находит верное и полное высказывание. Неоспоримо, у него имеется стихотворческий талант, но поэтом он не является. Читая его стихи, ясно проглядывается, из чего они состоят. Если же Бенедиктов и далее станет продолжать упражнения в стихотворной области, то спустя время он испишется, станет владельцем поэзии выражения, отработает собственных стих, но вряд ли у него получится стать настоящим поэтом».

В те времена содержанием стихов Бенедиктова служило воспевание наделенных могуществом страстей, которые являлись чуждыми для его дюжинной натуры. На этом основании, ввиду отсутствия искренности чувства, поэту приходится раз за разом вставать на ходули и прибегать к неестественным преувеличениям. Но публике эта фальшь была незаметна. Её увлекала звучность стиха и книжица раскупалась очень скоро, на основании чего потребовалось новое ее издание.

Начиная с 1836 года, стихи Бенедиктова стали все чаще появляться на страничках таких изданий, как «Сын Отечества», «Библиотека для чтения» и «Современник». По окончании 1838 года появился второй том сборника стихов поэта, что было встречено хвалебными речами Сенковского, опубликованных во втором номере «Библиотеки для чтения» за 1839 год. Второй сборник раскуплен был столь же стремительно, как и первый, хотя тираж уже составлял 3000 экземпляров.

Начиная с 1839 года стихи Бенедиктова стали все чаще появляться на страницах самых различных изданий. В 1842 году второй сборник был издан повторно, что в очередной раз привело к строгой оценке Белинского. После данных событий Бенедиктова не было слышно на протяжении целого десятилетия, а возобновил он собственную поэтическую деятельность только по наступлению 1855 года. Те произведения, которые относятся к данному второму периоду, от первого опыта отличаются и самой формой, и, естественно, внутренним содержанием. Движение общества, которое возымело место по окончанию компании в Крыму, не смогло и Бенедиктова оставить равнодушным. Гражданские мотивации стали основополагающей темой его стихотворных произведений, хотя отсутствие природного дара поэта находит свое место и в данном случае, проявляясь в виде холодной риторики и определенной ограниченностью мысли.

В 1856 году его стихи были опубликованы тремя томами. К последнему из них, в качестве дополнения, в 1857 году издана была небольшая книжка, получившая такое заглавие, как «Новые стихи Бенедиктова». В период с 1855 года и по 1860, произведения Бенедиктова печатались в таких журналах, как: «Искра», «Век», «Современник», «Русский Вестник», «Сын Отечества», «Пантеон», Библиотека для чтения» и прочих. Наиболее позднее стихотворение поэта было опубликовано во втором номере «Литературной библиотеки» за 1860 год. Бенедиктов не стал прекращать своей поэтической деятельности, причем как оригинальной, так и переводческой, но, тем не менее, печататься перестал.

Читайте также  Краткая биография друнина

Скончался Бенедиктов 14.04.1873 года в Петербурге, а погребен был на кладбище при Новодевичьем Воскресенском монастыре.

БЕНЕДИКТОВ, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

БЕНЕДИКТОВ, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (1807–1873) – русский поэт, переводчик.

Родился 5 (17) ноября 1807 в Петербурге в семье чиновника, происходившего из духовного сословия. Детство прошло в Петрозаводске, куда семья переехала вскоре после его рождения. В 1817–1821 учился в Олонецкой губернской гимназии, где под влиянием одного преподавателя, увлекавшегося поэзией, начал писать стихи. Впечатления от северной природы позднее сказались во многих стихах Бенедиктова (Озеро и др.).

В 1821 поступил во 2-й Петербургский кадетский корпус, который успешно окончил в 1827. В звании прапорщика участвовал в Польской компании 1830–1831 (в это время написал первые свои стихотворения – Праздник на биваке, Бранная красавица и др.), был награжден за храбрость, но вскоре оставил военную службу и поступил в Министерство финансов, где добросовестно прослужил до 1858 и сделал хорошую карьеру (вышел в отставку действительным тайным советником), в чем ему немало помогли незаурядные математические способности. Контраст между лирическим героем Бенедиктова («пламенным», «бурным» поэтом) и скромным уделом чиновника по финансовой части позднее неоднократно обыгрывался в пародиях, в том числе – Козьмы Пруткова, посвящавшего ему свои сочинения как сослуживцу по «Пробирной палатке».

С литературными кругами Бенедиктов сблизился через своего давнего приятеля поэта В.И.Карлгофа, который в 1835 издал за свой счет первый сборник стихов Бенедиктова (до этого напечатано было только одно его стихотворение – К сослуживцу, 1832). Книжка имела огромный успех и в том же году была переиздана. Он сразу вошел в число первых любимцев публики, увлеченной яркой романтической образностью его стихов, эмоциональных и порой нарочито эффектных. Поэт Я.П.Полонский вспоминал: «…вся читающая Россия упивалась стихами Бенедиктова. Он был в моде – учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим, девицы их переписывали, приезжие из Петербурга, молодые франты хвастались, что им удалось заучить наизусть только что написанные и еще нигде не напечатанные стихи Бенедиктова». Его ценили и подлинные знатоки поэзии – В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, Ф.И.Тютчев и др., им увлекался молодой И.С.Тургенев, подражания Бенедиктову явны в юношеских сборниках Н.А.Некрасова и А.А.Фета.

Изданная в 1838 вторая книжка стихов Бенедиктова была встречена прохладней, а к 1840-м годам он становится предметом насмешек, что было отчасти связано с общим охлаждением к поэзии в то время. Вслед за В.Г.Белинским, выступившим против него еще в пору всеобщих восторгов (в статье Стихотворения Владимира Бенедиктова, 1835), его обвиняют в безвкусице, безыдейности. Особенно раздражает критиков словотворчество Бенедиктова и его «нелепые» выражения: «грудные волны», «стоит безглаголен», «прелестная сердцегубка», «благородит просторожденца» и др. Позднее появится термин «бенедиктовщина», которым будут клеймить некоторых поэтов XX в. (Б.Л.Пастернака, молодого В.В.Набокова, Б.Лифшица и др.; позднее в стихотворении Вальс (1840) уже без уничижительных коннотаций будут находить предвосхищение поэтики Пастернака).

В эти годы стихи Бенедиктова почти не появляются в печати. Он живет замкнуто, поддерживает отношения лишь с узким кругом друзей, в числе которых были И.А.Гончаров и А.Н.Майков. На публике со своими стихами он ненадолго появился в пору оживления общественной жизни во 2-й половине 1850-х, но его книги были неодобрительно встречены критикой. Захваченный веяниями нового времени, Бенедиктов пишет политические, либерально-обличительные и даже революционные стихи (Современный гений; перевод из Огюста Барбье Собачий пир, восхитивший Т.Шевченко, и др.); в 1858 молодая аудитория шумно приветствовала чтение им стихов К новому поколению (От стариков) с призывом Шагайте через нас!

Этот успех также был недолгим. В 1862 Бенедиктов совсем отходит от литературной жизни, но продолжает много писать, смело экспериментируя со стихотворными формами, образами. Многие его поздние стихи были по достоинству оценены только в XX в. (Неотвязные мысли, Бессонница, Игра в шахматы и др.; среди ценителей его поэзии – Э.Г.Багрицкий и Н.А.Заболоцкий). Освоив под конец жизни несколько европейских языков, он много занимается переводами: переводит В.Шекспира, Ф.Шиллера, Дж.Байрона, В.Гюго и др. Огромный труд пожилого Бенедиктова – перевод почти всей поэзии А.Мицкевича.

В последние годы он становится все более замкнутым, хозяйство в доме ведет сестра. По словам Я.П.Полонского, когда Бенедиктов умер 14 (26) апреля 1873 в Петербурге, «многие, даже из его знакомых, не знали, где его квартира, и весьма немногие проводили на вечный покой».

Издания: Бенедиктов В.Г. Стихотворения. Л., 1983.

Биоргафия Бенедиктов Владимир Григорьевич

Бенедиктов, Владимир Григорьевич, известный поэт. Родился 5 ноября 1807 г. в Петербурге, происходил из духовной семьи Смоленской губернии и провел детство в Петрозаводске, где служил его отец. Окончив четырехклассную олонецкую гимназию, Бенедиктов перешел (1821) в средние классы петербургского второго кадетского корпуса; откуда вышел первым в 1827 г., прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк и начал скромную, бесцветную жизнь строевого офицера. В 1831 г. Бенедиктов, в чине поручика, принимал участие в усмирении польского восстания, а в следующем году оставил военную службу и перешел в министерство финансов, где прослужил много лет, от ничтожной канцелярской должности до места директора государственного заемного банка, ревностно относясь к своим служебным обязанностям, неизменно считаясь превосходным службистом и посвящая свои досуги высшей математике, астрономии и писанию стихов. Томиком стихотворений Бенедиктов дебютировал в конце 1835 г. «Сначала, — рассказывает автор вышедшей в конце тридцатых годов в Германии книги «Litterarische Bilder ans Russland», Кениг, — никто не подозревал, чтоб он занимался стихотворством. Однажды пришел к нему друг его, литератор, и застал его за стихами. Бенедиктов должен был сознаться пред ним в любви своей к поэтическим трудам и прочесть кое-что из своих произведений настоятельному другу. Последний был изумлен его талантом, которого прежде не подозревал в нем, и восхищен неожиданною красотою его поэтических созданий. С того времени произведения Бенедиктова сделались известны публике». Первая книжка «Стихотворений Владимира Бенедиктова» разошлась в самое короткое время. Н.В. Гербель передает, что «ослепленная блеском и гармонией бенедиктовского стиха публика, восторг которой не знал пределов, буквально утопала в море звуков и раскупала книжку нарасхват, так что в самом непродолжительном времени понадобилось новое издание, которое и вышло в начале следующего года». Бенедиктову тогда благоприятствовали многие обстоятельства. Читатели после «Бориса Годунова» охладели к Пушкину , и это охлаждение коснулось даже такого чуткого ума, как Белинский ; Жуковский , Вяземский , Баратынский , Козлов отзывались редко, и в это застойное время Бенедиктов занял в глазах публики вакантный трон лауреата. Всеобщего восторга не могли заглушить на первых порах трезвые и резкие отзывы Белинского (в «Телескопе») и Н. Полевого (в «Сыне Отечества»). Благосклонно отнесся к Бенедиктову сам Пушкин (в его библиотеке сохранились оба первые издания книжки Бенедиктова), нашедший у него «превосходное сравнение неба с опрокинутой чашей» и сказавший ему: «У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм»; можно предполагать по одной отметке в библиографическом отделе «Современника», что Пушкин собирался написать рецензию на сборник стихов Бенедиктова. Вторая книжка стихов, которую выпустил Бенедиктов в 1838 г., быстро разошлась без остатка в числе 3000 экземпляров, — успех по тому времени прямо неслыханный. Но здравое слово Белинского сделало свое дело. Молодой Тургенев , который сначала «воспылал негодованием» против «критикана», скоро почувствовал, что Белинский прав: «Прошло несколько времени, и я уже не читал Бенедиктова». Белинский сразу и бесповоротно определил в стихах Бенедиктова «риторическую шумиху, набор общих мест», «ошибки против языка и здравого смысла», холодную риторику, свел их к «стихотворной игрушке» и признал, что у Бенедиктова «нельзя отнять таланта стихотворческого, но он не поэт» и многими «в наше прозаическое время» лишь принят за поэта. Этого приговора Белинский не изменил и впоследствии и не раз, так или иначе, повторял его. Гром похвал постепенно стал стихать, общественное мнение заметно трезвело, и в 1842 г., когда Бенедиктов снова выпустил книжку стихов, ее встретили довольно сдержанно. Бенедиктов тогда стал мало писать, даже почти замолк на целые десять лет (1845 — 1855) и снова взялся за перо, уже как певец гражданских мотивов, в годину крымской войны и начала нового царствования. Поддавшись общему прогрессивному настроению, Бенедиктов в своем новом стихотворном цикле отразил мысли большинства, но остался тем же ритором, которому недостаток чуткости и образования не дал долго идти за общественным увлечением, и быстро исписался. Самое имя его стало постепенно забываться и скоро погрузилось в пучину окончательного забвения. Переживший себя Бенедиктов умер 14 апреля 1873 г. Основные черты творчества Бенедиктова — напряженная аффектация настроения, надуманность образов, вычурность выражений. Наивной читательской массе 30 — 40-х годов, которая не умела оценить величавую и целомудренную прелесть поэзии Пушкина и упоенно восхищалась Марлинским , нравились и «меч молний», которым «опоясалось море»; и грудь, которая «станет священным гробом», и «мох забвения на развалинах любви», и «морозный пар бесстрастного дыханья», падающий на «пламя красоты», и «шипучее сердце порока», Бенедиктов тогда вполне соответствовал эпохе господства над умами Кукольника , Брюллова , Сенковского , Булгарина и Греча . За искренний жар страсти Бенедиктов выдавал ухарство самого вульгарного пошиба: соловей «дробью прыснул»; о глазах красавицы Бенедиктов говорил: «два голландские алмаза — глазки, глазки — у! — беда!», «Плутяга», Бахус Рубенса «алый ротик свой разинул». Римский папа «взял громаду всей Европы в перегиб — и об гроб Христов расшиб». Юпитера Бенедиктов величает «шутом-потешником» и «старым чертом». Отсутствие чувства меры доводило Бенедиктова до прямой порнографии. Свою искусственность Бенедиктов не только сознавал, но возводил в эстетический канон и внушал поэту: «Чтоб выразить таинственные муки, чтоб сердца огнь в словах твоих изник, — изобретай неслыханные звуки, выдумывай неведомый язык». Так буквально он и поступал; Я.П. Полонский даже составил «Алфавитный список слов, сочиненных Бенедиктовым, видоизмененных или никем почти не употребляемых, встречающихся в его стихотворениях». Среди них встречаются такие, как «возблагодать», «льдоребрый», «мужественность», «нетоптатель», «сентябревый», «яичность». По существу Бенедиктов был прав, признавая за поэтом державную прерогативу некоторой свободы в обращении с языком, но своими безвкусными неологизмами он только доказал, что сам он, по размерам своего дарования, на эту свободу посягать не должен был. Все же для развития и усложнения русской стихотворческой техники Бенедиктов сумел кое-что сделать и начал торить ту дорогу, по которой много лет спустя пошел Бальмонт , и в его «гремучих напевах», где слышны «литавры и бубны созвучий», изредка бывала неподдельная красота слова, попадались отдельные, вне связи и системы, ценные мысли, но эта малая и лучшая часть его творчества тонет в море банальщины, эффектничанья и пустозвонной трескотни. Мотивы поэзии Бенедиктова просты и незамысловаты и редко выходят из области любви и природы, к которым Бенедиктов относится без особой вдумчивости, с наивным обывательским эпикуреизмом. Тем же обывателем остался Бенедиктов и в своих гражданских мотивах, на первых порах примиривших с ним даже критику, после Белинского вообще сурово смотревшую на него. В них разнузданная муза Бенедиктова предстала уже «одета запросто, застегнута по шею, без колец, без серег». Он обращался к писателю: «гласом добрым воззови, и зов твой, где бы ни прошел он, пусть духом мира и любви и в самом громе будет полон! Огнем свой ополчи глагол лишь на нечестие земное и — с Богом — ратуй против зол!» В общих чертах он верно понимал дух новой эпохи, когда, встречая наступающий 1857 г., писал: «Кое-что сказалось с разных уголков, много завязалось новых узелков. Время полюбило правду, наголо, правда ж дай, чтоб было все вокруг светло. И не одолеют чуждых стран мечи царство, где светлеют истины лучи». Такие азбучные поучения в те печальные годы царствования Александра II для многих звучали и тепло, и ново. Конечно, не дешевым либерализмом и не дешевой эротикой спасается в литературе от полного забвения имя Бенедиктова. Как верно подметил еще Пушкин, он несомненный, хотя и примитивный, художник слова, как такового, и справедливо сказал о нем позднейший критик: «Любитель славы, любовник слова, он в истории русской словесности должен быть упомянут именно в этом своем качестве, в этой свой привязанности к музыке русской речи». Бенедиктов много и удачно переводил (из Мицкевича, Гюго, Теофиля Готье, Петефи, Козара, Медо Пучича). Собрание его стихотворений вышло в 3 томах в 1856 г.; посмертное издание выпущено и издано товариществом Вольф в 1883 — 1884 годах, под редакций Я.П. Полонского и переиздано в 1902 г. Биография и библиографические сведения о Бенедиктове см. у Полонского в статье, помещенной при собрании сочинений Бенедиктова, у С.А. Венгерова («Источники словаря русских писателей», 1, 210 — 211; «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых», II, 398 — 418); см. также В.П. Быкова, «Записки старой смолянки», I, 172 — 173, 212, 244 — 248, 256 — 257; II, 222 — 223; Б. Садовской, «Русская Камена», стр. 89 — 101 (М., 1910); Ю. Айхенвальд , «Силуэты русских писателей», вып. III (М., 1910), и «История русской литературы XIX века», изд. «Мира», II, 62 — 65; рецензия А. К. на собрание стихотворений 1856 г. в «Сыне Отечества», 1856, № 27 и 28. Н. Лернер.
Бенедиктов Владимир Григорьевич — краткая биография.

Читайте также  Краткая биография лорка

Биографии других знаменитостей и писателей

Энциклопедия биографий знаменитостей.А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ю Я

Персональный гороскоп

Составление личного гороскопа для каждого по дате рождения и имени заказать

Бенедиктов, Владимир Григорьевич

Влади́мир Григо́рьевич Бенеди́ктов (5 [17] ноября 1807, Санкт-Петербург — 14 [26] апреля 1873, там же) — русский поэт и переводчик. Секретарь министра Е. Ф. Канкрина.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Переводы
  • 3 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 4 Память
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография [ | ]

Сын провинциального чиновника. Воспитывался в Олонецкой гимназии (1817—1821) в Петрозаводске и во 2-м кадетском корпусе (1827) в Санкт-Петербурге, откуда был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк. С этим полком участвовал в походе 1831 года против польских повстанцев и по возвращении гвардии в Петербург оставил военную службу, поступив в Министерство финансов, где он и оставался до конца своей службы.

В 1843 году назначен директором правления экспедиции государственных кредитных билетов. В 1847 и 1856 годах получил ордена св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3-й степени. В 1850 был произведён в действительные статские советники. Примечательно, что двоюродным братом В. Г. Бенедиктова был генерал-майор русской армии М. М. Венедиктов (1806—1881) или Бенедиктов, как в то время транскрибировали его фамилию. В 1848 году он был направлен в Париж, где вошёл в круг знакомых писательницы Жорж Санд, которая свела его с будущей его супругой — Александрой Пикте [5] , сестрой известного в своё время филолога Адольфа Пикте.

В. Г. Бенедиктов, как и М. М. Бенедиктов, занимал высокие посты в управлении. В 1856 году был назначен советником правления Государственного заёмного банка. В 1860 году вышел в отставку с пенсией и с тех пор жил «на покое» то в Петербурге, то в деревне, то за границей.

Избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности в 1855 году [6] .

Творчество [ | ]

Свои первые стихи Бенедиктов писал ещё учась в гимназии под руководством своего учителя И. Ф. Яконовского, который также питал страсть к поэзии [8] . На литературное поприще Бенедиктов выступил в 1835 небольшой книжкой стихотворений, которая обратила на юного поэта внимание критики и публики (ранее в печати появлялось только одно стихотворение в 1832). Ранние стихи Бенедиктова проникнуты романтическими образами, бурной метафорикой, энергичной ритмикой стиха (характерна полиметрия, частое изменение размера в пределах стихотворения), словотворчеством. Тематика — романтические красоты природы, любовь к «идеальной деве», война, бал. Сочетание неистовой образности с прозаизмами — характерная черта стиля Бенедиктова — производило на различных критиков то ощущение «безвкусицы», то впечатление «нового поэтического стиля».

Читатели и рецензенты встретили эту книжку громким похвалами: она покупалась нарасхват, так что скоро потребовалось новое издание; по рассказу И. И. Панаева, Жуковский отзывался о новом поэте с восторгом; отовсюду слышались самые лестные суждения. Только Белинский (в «Телескопе» 1835 г.) взглянул на произведения Бенедиктова с иной точки зрения и заявил, что в них виден только талант стихотворца, то есть умение ловко владеть размером и рифмой, но почти совсем отсутствует поэтическое дарование. Пик популярности раннего Бенедиктова приходится на трёхлетие 1835—1838 (в 1838 вышел второй сборник), хотя инерция успеха сохранялась и много позже.

В эпоху Крымской войны Бенедиктов выступил с рядом патриотических од. В период реформ Александра II и подъёма «гражданской» поэзии Бенедиктов поддался этому новому общественному настроению: он приглашал читателя на борьбу с общественным злом, приветствовал обновление общества («Борьба», «К новому поколению», «И ныне», «7 апреля 1857» и др.) В 1850—1870-е гг. Бенедиктов продолжает создавать и лирические произведения, отличающиеся уже меньшей вычурностью стиля и большей философской глубиной; версификационное его мастерство по-прежнему остаётся на высоте.

В 1856 г. вышло в свет полное собрание стихотворений Бенедиктова в 3-х томах, а в следующем году в виде дополнения к этому собранию — «Новые стихотворения». В 1884 году товариществом М. О. Вольфа было издано 2-е полное собрание стихотворений Бенедиктова под редакцией и с вступительной статьёй Я. П. Полонского.

В 1869 г. Бенедиктов составляет первый на русском языке сборник математических головоломок, который не был издан и остался лишь в виде рукописи. Был найден только в 1924 г. Этот сборник упоминает Я. И. Перельман в своей книге «Живая математика», а также приводит несколько задач из него.

В XX веке стихотворения Бенедиктова издавались в Большой серии «Библиотеки поэта» Л. Я. Гинзбург (1939) и Б. В. Мельгуновым (1983). Долгое время над наследием Бенедиктова тяготел приговор Белинского, и в конце XIX — начале XX века имя поэта по-прежнему было символом бездарной безвкусицы. Только с 1920-х годов начинается переоценка творчества Бенедиктова, что связано с работами Гинзбург и других русских формалистов, а также с осознанием поэтической практики Серебряного века.

Переводы [ | ]

Бенедиктов — один из крупнейших поэтов-переводчиков своего времени. Переводил произведения И. В. Гёте, Шиллера, Байрона, Шекспира, Виктора Гюго, Огюста Барбье, Теофиля Готье и других зарубежных поэтов. Перевёл с польского языка поэмы Адама Мицкевича «Гражина» и «Конрад Валленрод» (1863), а также почти всю лирику Мицкевича (не всё издано, как и переводы из Байрона). Большую известность получил его острополитический перевод «Собачьего пира» Барбье (1856), распространявшийся в списках и вызвавший восторг Тараса Шевченко. Особо удачными считаются его переводы из Гюго, Готье и других французских романтиков XIX века, близких Бенедиктову по художественному языку. Значительная часть переводов Бенедиктова появилась в изданиях Н. В. Гербеля (1860-е годы).

Адреса в Санкт-Петербурге [ | ]

  • 1844 год — дом Кранихдельда — Конный переулок, 22;
  • 1867 год — доходный дом Фитингоф — Большая Садовая улица, 68;
  • 1869 год — доходный дом Фитингоф — Большая Садовая улица, 68.

Память [ | ]

Именем В. Г. Бенедиктова названа одна из улиц Петрозаводска [9] .

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: