Краткая биография дидро - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография дидро

Дени Дидро (1713-1784) – французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».

Краткая биография дидро

Дени Дидро

Дени Дидро (1713-1784) – французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Иностранный почетный член Петербургской академии наук.

В биографии Дидро есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Дени Дидро.

Биография Дидро

Дени Дидро появился на свет 5 октября 1713 года во французском городе Лангр. Он рос и воспитывался в семье метрдотеля Дидье Дидро и его супруги Анжелики Вигнерон. Кроме Дени у его родителей родилось еще 5 детей, двое из которых умерли несовершеннолетними.

Детство и юность

Уже в детстве у Дидро начали проявляться прекрасные способности к изучению разных наук. Родители хотели, чтобы их сын связал свою жизнь с церковью.

Когда Дени было около 13 лет он начал обучаться в католическом лицее, где готовили будущих священнослужителей. Позже он стал студентом иезуитского колледжа в Лангресе, где удостоился степени магистра гуманитарных наук по философии.

После этого Дени Дидро продолжил учебу в коллеже д `Аркур в Парижском университете. В возрасте 22 лет он отказался войти в духовенство, решив получить юридическое образование. Тем не менее, вскоре он потерял интерес к изучения правоведения.

В данный период биографии Дидро захотел стать писателем и переводчиком. Интересен факт, что по причине отказа заняться одной из ученых профессий отец отрекся от него. В 1749 г. Дени окончательно разочаровался в религии.

Возможно это было связано с тем, что его любимая сестра Анжелика, которая стала монахиней, скончалась от переутомления прямо в ходе богослужения в храме.

Книги и театр

В начале 40-х годов Дени Дидро занимался переводами английских произведений на французский язык. В 1746 г. он опубликовал свою первую книгу «Философские мысли». В ней автор рассуждал о примирении разума с чувством.

Дени заключил, что без дисциплины чувство окажется разрушительным, тогда как разум нужен для контроля. Стоит заметить, что он был сторонником деизма – религиозно-философского направления, признающего существование Бога и сотворение им мира, но отрицающего большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм.

Вследствие этого, в данном труде Дидро приводил множество идей, критикующих атеизм и традиционное христианство. Его религиозные взгляды наилучшим образом прослеживаются в книге «Прогулка скептика» (1747).

Данный трактат представляет собой что-то вроде разговора между деистом, атеистом и пантеистом о природе божественности. Каждый из участников диалога приводит свои «за и против», опираясь на те или иные факты. Однако «Прогулка скептика» вышла в печать только в 1830 г.

Власти предупредили Дени Дидро, что если он начнет распространять эту «еретическую» книгу, то они отправят его за решетку, а все рукописи сожгут на костре. В 1749 г. философа все же посадили в тюрьму, однако не за «Прогулку», а за работу «Письмо о слепых для тех, кто может видеть».

Дидро пробыл в одиночной камере около 5 месяцев. В это время биографии он исследовал «Потерянный рай» Джона Мильтона, делая на полях заметки. После выхода на свободу, он вновь занялся писательской деятельностью.

Любопытно, что по своим политическим воззрениям Дени придерживался теории просвещенного абсолютизма. Как и Вольтер, он скептически относился к народной массе, которая по его мнению была не способна решать крупные политические и нравственные проблемы. Наилучшей формой правления он называл монархию. При этом король обязан был обладать всеми научными и философскими знаниями.

В 1750 г. Дидро доверили должность редактора авторитетного французского справочника эпохи Просвещения – «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». За 16 лет работы над энциклопедией, он стал автором нескольких сотен экономических, философских, политических и религиозных статей.

Интересен факт, что вместе с Дени над написанием этого труда работали такие известные просветители, как Вольтер, Жан Лерон д’Аламбер, Поль Анри Гольбах, Анн Роберт Жак Тюрго, Жан-Жак Руссо и другие. Под редакцией Дидро были созданы 28 из 35 томов «Энциклопедии».

Сотрудничество с издателем Андре ле Бретоном прекратилось по причине того, что тот без разрешения Дени избавлялся от «опасных» мыслей в статьях. Философ пришел в ярость от действий Бретона, решив оставить этот монументальный труд.

Дидро на обеде философов

В последующие годы биографии Дидро начал уделять большое внимание театру. Он стал писать пьесы, в которых часто затрагивал семейные отношения.

К примеру, в пьесе «Внебрачный сын» (1757) автор размышлял над проблемой появления незаконнорожденных детей, а в «Отце семейства» (1758) рассуждал о выборе супруги по велению сердца, а не по настоянию отца.

В ту эпоху театр разделялся на высокий (трагедию) и низший (комедию). Это привело к тому, что он установил новый вид драматического искусства, назвав его – «серьезным жанром». Под таким жанром подразумевалось нечто среднее между трагедией и комедией, что позже начали называть – драмой.

Кроме написания философских сочинений, пьес и книг по искусству, Дени Дидро издал немало художественных произведений. Наибольшую популярность обрели роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо» и повесть «Монахиня».

Дени Дидро и Екатерина-II

За годы творческой биографии Дидро стал автором многих афоризмов, среди которых:

  • «Человек перестает мыслить, когда перестает читать».
  • «Не пускайтесь в объяснения, если хотите быть понятыми».
  • «Любовь часто лишает разума того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет».
  • «Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя».
  • «Жизнь злых людей полна тревог» и т.д.

Биография Дидро тесно связана с Россией, а точнее с Екатериной II. Когда императрица узнала о материальных трудностях француза, она предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с годовым окладом в 1000 ливров. Любопытно, что Екатерина выплатила философу аванс за 25 лет службы вперед.

Осенью 1773 г. Дени Дидро прибыл в Россию, где прожил около 5 месяцев. В данный период императрица почти каждый день общалась с французским просветителем.

Они часто обсуждали политические проблемы. Одна из ключевых тем – превращение России в идеальное государство. При этом, женщина относилась к идеям Дидро скептически. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром она писала, что если Россия будет развиваться по сценарию философа, ее ожидает хаос.

Личная жизнь

В 1743 г. Дени начал ухаживать за девушкой из низшего класса Анной-Антуанеттой Чампион. Желая взять ее в жены, парень попросил благословения у своего отца.

Однако, когда Дидро-старший узнал об этом, он не просто не дал своего согласия на брак, но добился «письма с печатью» – внесудебного ареста сына. Это привело к тому, что молодого человека арестовали и заточили в монастыре.

Через несколько недель Дени удалось бежать из монастыря. В ноябре того же года, влюбленные тайно обвенчались в одном из парижских храмов. Интересен факт, что об этом браке Дидро-старший узнал только через 6 лет.

В этом союзе у супругов родилось четверо детей, трое из которых умерли еще в младенчестве. Выжить удалось только Марии-Анжелике, которая позже стала профессиональным музыкантом. Дени Дидро было трудно назвать образцовым семьянином.

Мужчина неоднократно изменял жене с разными женщинами, среди которых писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского артиста Жанни-Катрин де Мо и, конечно же, Софи Волан. Подлинное имя Волан – Луиза-Генриетта, тогда как прозвище «Софи» дал ей Дени, который восхищался ее умом и сообразительностью.

Любовники переписывались между собой на протяжении около 30 лет, вплоть до кончины Волан. Благодаря нумерации писем становится ясным, что философ отправил Софи 553 послания, из которых до наших дней сохранились 187. Позже данные письма были выкуплены Екатериной 2, вместе с библиотекой французского философа.

Смерть

Дени Дидро умер 31 июля 1784 года в возрасте 70 лет. Причиной его смерти стала эмфизема – заболевание дыхательных путей. Тело мыслителя было похоронено в храме Святого Роха.

К сожалению, в разгар знаменитой Французской революции 1789 г. все могилы в церкви были разорены. В результате, специалисты до сих пор не знают точного местонахождения останков просветителя.

Дени Дидро — краткая биография

Полное имя: Дени Дидро
Дата рождения: 05.10.1713
Место рождения: Лангр, Франция
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Писатель, философ, драматург
Дата смерти: 31.07.1784 (70 лет)

Детство и юность

Дени Дидро родился 05 октября 1713 г. в городе Лангр, расположенном на северо-востоке Франции.

Его отец, Дидье Дидро, был потомственным ножовщиком и очень уважаемым человеком в городе. Ему были свойственны честность, прямота, человечность и трудолюбие, передавшиеся и сыну. Мать, Анжелика Виньерон, была дочерью кожевенника.

Семья была зажиточной. Дени был 2-м ребенком супругов, их первенец умер в младенчестве. Всего в семье родилось 7 детей, из которых только 4 дожили до зрелых лет.

В 1723 г. родители отдали Дени в лангрский иезуитский колледж, желая, чтобы сын сделал духовную карьеру. В 1726 г. юноша стал аббатом.

Затем он отправился в Париж, где продолжил обучение в колледже Д’аркур. В этот период он разочаровался в религии и отказался от идеи стать священником.

Краткая биография

  1. В 1732 г. молодой человек получил степень магистра на факультете искусств Сорбоннского университета.
  2. Отец предложил сыну попробовать свои силы на юридическом поприще и устроил его помощником к своему знакомому метру Клеману де Ри. Однако Дени не желал осваивать профессию юриста и продолжал самостоятельно изучать языки, литературу, философию и математику. Несмотря на уговоры родителей Дени не хотел выбирать себе никакую профессию, что привело к серьёзной ссоре с отцом. Дидро фактически остался на улице без средств к существованию и вёл богемный образ жизни, давая иногда частные уроки и занимаясь переводами.
  3. В начале 40-х гг. Дидро познакомился и подружился с Жаном Жаком Руссо, Вольтером, Мармонтелем и другими философами и писателями. Вместе они обсуждали волнующие вопросы.
  4. В 1743 г. Дени перевёл с английского на французский «Историю Греции» Тэмпла Станьяна.
  5. В 1745 г. вышел выполненный Дидро перевод книги Энтони Шефтсбери «Опыт и достоинство добродетели», дополненный собственными размышлениями переводчика.
  6. В 1746 г. Дидро опубликовал свой первый авторский труд «Философские мысли», который был крайне враждебно принят критиками и запрещён.
  7. В 1746-1748 гг. философ работал над переводом «Медицинского словаря» Роберта Джеймса.
  8. В 1747 г. было написано новое сочинение мыслителя – «Прогулка скептика, или Аллеи». Но опубликовано оно было только в 1830 г.
  9. В 1749 г. за атеистическое произведение «Письмо о слепых для тех, кто может видеть» Дидро арестовали и заключили в одиночную камеру в тюрьму Венсен. Там он провёл около 5 месяцев.
  10. В 1750 г. философу предложили стать главным редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», ставшего крупнейшим французским справочником XVIII века. Над ним, помимо Дидро, работали философы Руссо, Жокур, Вольтер, Монтескьë, скульптор Фальконе, архитектор Блондель, математики д’Аламбер, Боссю, учëные Добантон, Бюффон и другие видные деятели того времени.
  11. В 1751 г. вышел первый том «Энциклопедии». Всего с 1751 по 1780 гг. было опубликовано 35 томов, 28 из которых – под редакцией Дидро. Для «Энциклопедии» он написал около 6 тысяч статей об экономике, философии, точных науках, механике, политике и религии.
  12. В 1754 г. вышло сочинение «Мысли об истолковании природы», в котором философ развивает идеи атеистического материализма.
  13. В 1757 г. Дидро написал и опубликовал пьесу «Побочный сын, или Испытания добродетели».
  14. Год спустя вышла новая пьеса драматурга «Отец семейства». В обоих произведениях Дидро показывал семейные конфликты между простыми людьми. Этот новый театральный жанр автор определил как «серьёзный» (до этого существовали только трагедия и комедия), впоследствии он стал называться «драмой».
  15. С 1759 по 1781 гг. Дидро занимался написанием ежегодных критических обзоров о художественных выставках («Салоны»).
  16. В 1760 г. была написана повесть «Монахиня». Опубликована она была только в 1796 г. из-за сильной антиклирикальной тематики.
  17. В 60-е гг. писатель создал одно из лучших своих художественных произведений – философский диалог «Племянник Рамо». Книга увидела свет только после смерти автора.
  18. Как известно, у философа была великолепная библиотека, которую он решил продать в 1765 г. с целью улучшения своего материального положения и сбора денег на обучение и приданое для дочери. Библиотеку приобрела российская императрица Екатерина II, которая покровительствовала французским просветителям и состояла со многими из них в переписке. Из уважения к мыслителю, всё собрание было оставлено в Париже, Дидро был назначен библиотекарем с ежегодным жалованием (причём деньги были выплачены ему за 50 лет вперёд) и мог пользоваться книгами в любое время. Уже после его смерти, в 1785 г., библиотека была перевезена в Петербург. Однако в целом виде собрание не сохранилось.
  19. С 1765 по 1780 гг. писатель работал над романом «Жак-фаталист и его хозяин», который также был опубликован посмертно.
  20. В 1773 г. по приглашению Екатерины II Дидро посетил Петербург и пробыл там около полугода. Петербургской академией наук ему было присвоено звание иностранного почётного члена.
  21. Последние годы философ чувствовал утомление от интенсивного интеллектуального труда, но продолжал заниматься литературными проектами. Одним из последних его сочинений стало «Эссе о Сенеке».
  22. 31 июля 1784 г. в возрасте 70 лет Дени Дидро скончался. У него была эмфизема лёгких.
Читайте также  Краткая биография мелвилл

Личная жизнь

Женой философа в 1743 г. стала Анна Антуанетта Шампьон. Она работала в полотняной лавке вместе со своей матерью и была набожной католичкой. Обвенчались молодые люди тайно, что только усугубило размолвку Дени с отцом.

Первые двое детей, рождённых в браке, погибли в младенчестве. В 1753 г. у супругов родилась дочь Мари-Анжелика, ставшая впоследствии музыкантом.

Но пылкий Дени вскоре начал изменять жене. Вначале со светской дамой Мадлен д’Арсан де Пюизье.

Вывод

Дени Дидро был выдающимся французским философом-просветителем, интеллектуалом и писателем, одним из ярчайших людей своего времени. Благодаря Дидро появилась знаменитая «Энциклопедия» – крупнейший справочник эпохи Просвещения.

В своих философских сочинениях он проповедовал атеизм и материализм. Мыслитель также был талантливым драматургом и способствовал появлению нового жанра – драмы. Крупнейшие его художественные произведения стали известны широкой публике только после смерти автора.

Он внёс огромный вклад в развитие всех сфер культурной и общественной жизни в целом.

Дени Дидро

Биография Дени Дидро

Французский писатель и философ, энциклопедист Дени Дидро (Denis Diderot) родился 5 октября 1713 года в Лангре, Шампань, Франция. Его мать, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника, а отец, Дидье Дидро, — ножовщиком.
По желанию семьи, юный Дени готовил себя к духовной карьере. В 1723 1728 годах он учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом.

С 1728 (или 1729) года в Париже Дидро учился, по некоторым свидетельствам, в янсенистском коллеже д’Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези.

В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета.

В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743 1748 годах он перевел с английского «Историю Греции» Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Шефтсбери, «Медицинский словарь» Джеймса.

В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном Д’Аламбером он получил приглашение стать во главе издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Поначалу словарь рассматривался как перевод «Энциклопедии» Эфраима Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Д’Аламбера превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Дидро занимался историей философии и ремесел.

В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Работа заняла 25 лет. «Энциклопедия» составила 28 томов — 17 томов статей и 11 томов иллюстраций. Помимо Дидро, который написал около шести тысяч статей, к ее созданию были привлечены философы Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах. Статьи по разделам писали скульптор Этьенн Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, естествоиспытатели Луи Жан Мари Добантон и Николя Демаре, экономист Франсуа Кенэ и др.
В своих первых философских работах «Философские мысли» (1746) и «Аллеи, или прогулка скептика» (1747) Дидро придерживался деизма. В сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские воззрения на природу. В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был арестован и заключен в Венсеннский замок.
Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях «Мысли об истолковании природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769), «Философские принципы относительно материи и движения» (1770) и др.

Дидро — автор нескольких пьес и романов. В 1750 е годы им были опубликованы две пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись от поэтики классицизма, Дидро драматург стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.

Главные художественные произведения Дидро повесть «Монахиня» (1760), роман диалог «Племянник Рамо» (1762 1779), роман «Жак фаталист и его хозяин» (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.

В 1759 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры художественных выставок — «Салоны». Они были размещены в рукописной газете «Литературная корреспонденция» его друга литератора Фридриха Мельхиора Гримма, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям.

В 1765 году российская императрица Екатерина II приобрела библиотеку Дидро. Заплатив за библиотеку, Екатерина оставила книги в его пожизненное пользование и назначила философу ежегодное жалованье в качестве библиотекаря, выплатив деньги за 50 лет вперед.

С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания на «Наказ» Екатерины II вызвали ярость императрицы.

В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. Он приготовил материал для своего друга историка Гийома Тома Франсуа Рейналя с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал «Эссе о Сенеке», где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие.

31 июля 1784 года Дени Дидро скончался. Он был похоронен в церкви Святого Роха (Saint Roch), но во времена Французской революции 1789 года все захоронения в церкви были разорены, а тела перенесены в общую могилу.

У Дени Дидро и его жены Анны Антуанетты было трое детей, двое из которых умерли в раннем возрасте, осталась младшая дочь Мария Анжелика (1753 1824).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Репродукция гравюры Энрикье Дени Дидро

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Filslov.ru — Философия как предмет науки

  • Главная
  • А — Абеляр Пьер
  • Б — Базис и надстройка
  • В — Вейсманизм — морганизм
  • Г — Галилей Галилео
  • Д — Даламбер Жан Лерон
  • Е — Евгеника
  • Ж — Жданов Андрей
  • З — Закон
  • И — Ибн Рошд Мухаммед
  • К — Кабанис Пьер Жан Жорж
  • Л — Лавров Петр Лаврович
  • М — Мавли Габриэль Вонно
  • Н — Наивный реализм
  • О — Об основах ленинизма
  • П — Павлов Иван Петрович
  • Р — Рабовладельческий строй
  • С — Самодвижение
  • Т — Творческий марксизм
  • У — Умов Николай Алексеевич
  • Ф — Фабианский социализм
  • Х — Холизм
  • Ч — Чаадаев Петр Яковлевич
  • Ш — Шаг вперед и два назад
  • Э — Эволюция и революция
  • Ю — Юм Давид
  • Я — Язык

Дидро Дени (1713—1784) — великий французский просветитель, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии». За свои радикальные взгляды подвергался репрессиям. Дидро признаёт объективное существование материи; материя вечна, ей присуще движение. Абсолютный покой, согласно Дидро,— абстракция, его нет в природе.

Пространство а время рассматриваются им как объективные формы бытия материи. Материя состоит из молекул. Каждой молекуле свойствен внутренний источник движения — «интимная сила», внешним выражением которой является механическое перемещение в пространстве. Все изменения в природе подчинены закону причинности. Явления природы находятся jt _. неразрывной связи между собой, в единстве. Нет непроходимой грани между живой и неживой» материей, они могут взаимно превращаться друг в друга.

У Дидро имеется ряд элементов диалектического понимания мира, в частности по вопросу об эволюции живых существ, о связи между изменением видов и условиями их существования (хотя в целом его материализм, как и материализм всех французских философов XVIII в., является механистическим и метафизическим). Отдельные формы живых существ, согласно Дидро, находятся в процессе постоянного изменения. По учению Дидро, в развитии природы существует естественная преемственность, включающая и человека; в соответствии с ней и должна быть построена классификация существ. «Надо начать,— писал он,— с классификации существ, от инертной молекулы — если такая есть — до живой молекулы, микроскопического животного, животно растения, животного, человека». Ощущение — свойство материи. С точки зрения Дидро, вся материя обладает чувствительностью.

Читайте также  Краткая биография катулл

При этом он различает инертную, скрытую форму чувствительности, присущую неорганической природе, и деятельную чувствительность, свойственную органической природе. Само мышление, по взгляду Дидро, есть развитая форма чувствительности материи. Источником человеческого познания являются ощущения, которые возникают в результате воздействия предметов, явлений природы на органы чувств. Не только ощущения, но и сложные выводы, умозаключения, по утверждению Дидро, отражают объективную, реальную взаимосвязь Явлений природы. Критерий истины он усматривает в опыте, считая истинными представления, правильно отражающие объективную материальную действительность, но в целом ему, осталось чуждо понимание роли общественной практики в познании.

Дидро — атеист. Он решительно отрицал существование бога и критиковал философский идеализм и религиозные догматы о бессмертии души, свободе воли и т. д. Ленин высоко ценил Дидро за материалистическую критику субъективного идеализма Беркли (см.). Отвергая религиозную феодальную мораль, Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление человека к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Материалистически объясняя природу, Дидро, однако, остался идеалистом в области истории.

Характер общественного строя он, как и другие французские материалисты XVIII в., ставил в зависимость от политической организации общества, которая с его точки зрения возникает из существующего законодательства и в конечном счёте из u господствующих в обществе идей. Как и другие французские материалисты, Дидро свои надежды на разумное устройство общества связывал с появлением просвещённого государя. Но это царство разума было, по выражению Энгельса, идеализированным царством буржуазии. В 1773—1774 гг. Дидро посетил Россию, где усиленно рекомендовал Екатерине II развивать промышленность, торговлю, опираясь на третье сословие. Как известно, планы Дидро пришлись не по душе Екатерине II.

Дидро — крупный теоретик эстетики и литературы, автор ряда художественных произведений. В своих эстетических трудах он отстаивал реалистическое направление в искусстве. Главные его произведения: «Мысли к объяснению природы» (1754), «Племянник Рамо» (1762), «Разговор Даламбера и Дидро» (1769), «Сон Даламбера» (1769), «Философские основания материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774—1780).

Дени Дидро
Denis Diderot

Французский писатель. Философ-просветитель.
Драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».
Иностранный почетный член Петербургской академии наук. Выступал идеологом и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.

Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре, Франция. Отец мальчика являлся мастером по изготовлению ножей. Данная профессия передавалась в семье из поколения в поколение в течение двух столетий. По совету своего брата, каноника, отец отдает сына в школу иезуитов, но потом оставляет мысль сделать Дени священником. Воспитание парня в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер.

Именно в Париже молодой человек увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, встречает не только единомышленников, но и друзей Жан-Жака Руссо, Лерона Д′Аламбера, Этьена Кондильяка, Франсуа Туссена. В это время появляется достаточно смелое произведение Дидро «Письмо о слепых». Это «письмо» послужило причиной трехмесячного заключения автора в Венсенском замке. Данный арест еще больше развил в Дидро революционные мысли.

В 1746 году Дидро выпустил первую авторскую работу: «Философские мысли». В этом труде француз размышлял о примирении разума с чувством и пришел к выводу, что без дисциплины чувство будет разрушительным, а разум необходим для контроля. В момент написания следовал идеям деизма, поэтому в труде содержатся аргументы против атеизма и критика христианства.

Через четыре года Дидро стал главным редактором крупнейшего французского справочника эпохи Просвещения: «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел». За шестнадцать лет работы над книгой Дени написал несколько сотен статей об экономике, механике, философии, политике и религии. Бок о бок с Дидро работали Жан-Жак Руссо, Вольтер, Шарль Луи де Монтескье.

Дидро в 1750-е годы обращается к театру и сочиняет ряд пьес, посвященных семейной тематике. Драма «Внебрачный сын» обращается к теме незаконнорожденных детей, а «Отец семейства», автобиографичное произведение о выборе жены по велению сердца, а не по желанию отца. Помимо философских трактатов, трудов об искусстве, пьес, Дидро писал художественные произведения. Ключевыми являются роман «Жак-фаталист и его хозяин», диалог «Племянник Рамо», повесть «Монахиня». А еще перу Дени принадлежат множество афоризмов, в том числе высказывание «лестничный ум», которое подразумевает нахождение подходящего ответа в момент, когда время для него уже упущено.

Биография Дени Дидро тесно связана с Россией, а именно с Екатериной II Великой. Узнав о финансовых трудностях французского философа, императрица предложила купить его библиотеку и назначить его наблюдателем с зарплатой 1000 ливров в год. Императрица выплатила аванс за 25 лет службы вперед. В октябре 1773 года француз приехал в Санкт-Петербург и пробыл в России пять месяцев. За этот период Дидро и Екатерина II встречались почти ежедневно.

Одна из основных тем для обсуждения: превращение России в идеальное государство, создание утопии. Екатерина Великая, видимо, считала мысли Дидро неразумными. В переписке с дипломатом Луи-Филиппом Сегюром императрица писала, что если последовать его идеям, то Россию постигнет хаос.

Во многих статьях, например, в статье «Свобода», принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться правительству Франции. В возрасте шестидесяти шести лет писатель вдруг увлекся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля.

Дени Дидро скончался 31 июля 1784 года от от эмфиземы легких в Париже. Похоронен великий писатель, философ и драматург в церкви Святого Роха.

1746 — «Философские мысли»
1747 — «Прогулка скептика»
1749 — «Пись о слепых для тех, кто может видеть»
1750 — 1766 — «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел»
1751 — «Письмо о глухом и немом»
1757 — «Внебрачный сын»
1758 — «Отец семейства»
1759 — 1781 — «Салоны»
1763 — «Племянник Рамо»
1771 — 1778 — «Жак-фаталист и его хозяин»
1780 — «Монахиня»

В 1979 году Международный астрономический союз присвоил имя Дени Дидро кратеру на обратной стороне Луны.

К 200-летию со дня смерти Дидро в 1984 году французской почтой для заморского департамента Уоллис и Футуна выпущена почтовая марка номиналом в 100 франков с портретом философа и изображением титульного листа «Энциклопедии».

В кинематографе:

Дамы Булонского леса (1945) — режиссер Робер Брессон, экранизация одной из историй в романе Дени Дидро «Жак фаталист».

Монахиня (1966) — режиссер Жак Риветт. Точное название фильма — «Сюзанна Симонен, монахиня Дени Дидро».

Жак-фаталист и его хозяин (ТВ, 1984) — режиссер Клод Сантелли.

Распутник (2000) — режиссер Габриэль Агийон.

Фаталист (2005) — режиссер Жуан Бутелью.

Монахиня (2013) — режиссер Гийом Никлу.

Отец — Дидье Дидро;
Мать — Анжелика Вигнерон.

В начале 1743 года философ познакомился с Анной-Антуанеттой Чампион (1710-1796), необразованной девушкой из низшего класса, которая вместе с матерью жила в одном доме с Дидро. Молодой человек, желая жениться на ней, спросил разрешение у отца. Дидье не просто воспротивился идее сына, а добился «письма с печатью», то есть внесудебного ареста Дени. Писателя заточили в монастыре Кармелитов.

Спустя несколько недель Дидро бежал и сразу отправил возлюбленной письмо, заключающее главный вопрос: согласна ли Антуанетта выйти замуж. Девушка ответила отказом: не хотела связываться с семьей, в которой ей не рады. Однако позже француженка изменила мнение. В ночь на 6 ноября 1743 года Дидро и Чампион тайно обвенчались в одной из церквей Парижа, разрешающей брак без согласия родителей. Интересный факт: отец Дени узнал о браке сына 6 лет спустя.

В браке родились четверо детей. Первенец, Анжелика, появилась на свет 14 августа 1744 года, а спустя полтора месяца, 29 сентября, умерла. Сыновья Франсуа Жак и Дени-Лоран также погибли в младенчестве. Единственным выжившим ребенком стала Мария-Анжелика (1753-1824), названная в честь погибших матери и сестры француза. Она прославилась как музыкант-инструменталист.

Личная жизнь Дидро бурно протекала и вне супружества. Среди его любовниц – писательница Мадлен де Пюизье, дочь французского актера Жанни-Катрин де Мо и, безусловно, Софи Волан. Настоящее имя мадемуазель Волан: Луиза-Генриетта, а прозвище Софи, дал Дидро, восхищаясь мудростью ее мыслей. Изначально ничего не значащая переписка завязалась в 1755 году, со временем превратившись в роман в письмах, и завершилась в 1784 году, со смертью Софи. Благодаря нумерации самого философа доподлинно известно, что он отправил Софи 553 письма, 187 дошли до наших времен.

ДИДРО, ДЕНИ

ДИДРО, ДЕНИ (Diderot, Denis) (1713–1784), философ, романист и художественный критик. Родился 5 октября 1713 в Лангре (Шампань), в семье ножовщика. Образование получил в иезуитском коллеже Лангра, впоследствии, вероятно, учился в парижском янсенитском Коллеж д’Аркур. Отказавшись от церковной карьеры, зарабатывал на жизнь (отец отказал ему в содержании) частными уроками и случайными статьями в журналах, неплохие деньги доставляло сочинение проповедей. Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов, и похоже, он сделался в этом окружении непререкаемым авторитетом.

В 1741 Дидро влюбился в Антуанетту (Нанетту) Шампьон, жившую в большой бедности с овдовевшей матерью. Они решили вступить в брак, и он отправился в Лангр объявить об этом и потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния, однако отцу удалось посадил его в тюрьму. Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно обвенчались. Супруги не очень подходили друг для друга: Дидро не был верным мужем, а Нанетта с годами сделалась невыносимо сварливой; тем не менее они не расставались до смерти.

В начале 1740-х годов Дидро поручили перевести Рассуждение о достоинстве и добродетели (Inquiery Concerning Virtue and Merit) Шефтсбери, в ту пору мало известного во Франции. На страницах этой работы (в значительной степени самостоятельной) он предстает еще теистом, но уже год спустя в Философских мыслях (Pensées philosophiques), своего рода опровержении Мыслей Паскаля, он выступает как скептик и вольнодумец. К этому времени Дидро-философ уже достиг зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но прежде всего – как о поборнике скептицизма. Напечатанные без имени автора Философские мысли имели значительный успех, выразившийся также в публичном сожжении.

Читайте также  Краткая биография каменский

Вместе со своим другом Ж.Л.Даламбером он получил приглашение стать во главе огромного нового начинания, названного, Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел (Encyclopédie, ou Dictionaire raisonné des sciences, des arts et des métiers). Издатель поначалу рассматривал этот словарь просто как перевод Энциклопедии Э.Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Даламбера тот превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Тогда же Дидро напечатал эпикурейский роман в духе «либертинства» Нескромные сокровища (Les Bijoux indiscrets).

После Философских писем репутация Дидро подверглась новому испытанию, когда в 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое Письмо о слепых в назидание зрячим (La Lettre sur les aveugles à l’usage de ceux qui voient). Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех месяцев.

По выходе из тюрьмы работа над Энциклопедией возобновилась, к ней привлекли многих выдающихся представителей науки и искусства, включая Вольтера. Дидро занимался историей философии и ремесел. Редакторы строили свою энциклопедию в согласии с принципом «древа знания» Ф.Бэкона, впрочем, несколько подправив «древо», так что религия оказывалась просто ветвью философии, а история представала скромным разделом памяти. Особой заботой редакторов было сочетание «словарного» (алфавитного) порядка статей, удобного для обычного читателя, с предположительно более философским, «энциклопедическим» охватом материала, для чего была изобретена сложная иерархическая система перекрестных отсылок. Через эти отсылки статья, например, ортодоксально религиозного содержания увязывалась с другой статьей, опровергавшей все основные тезисы первой. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет. На первых порах поддерживаемая властями, затем она приобрела могущественных противников, в особенности среди иезуитов, и несколько раз приостанавливалась королевскими эдиктами. Когда она была доведена до середины, еще одним ударом стало отступничество Даламбера; последнее потрясение Дидро испытал, обнаружив, что издатель без его ведома осуществил цензуру статей.

Одним из основных поставщиков статей для Дидро был П.Гольбах, чей дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распространялись труды радикального и атеистического характера. На обедах у Гольбаха Дидро встретился и свел знакомство с Д.Юмом, Д.Гарриком, Д.Уилксом и Л.Стерном.

Вскоре после появления первого тома Энциклопедии Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых (La Lettre sur les sourds et muets), продолжавшее более раннее Письмо о слепых. Оба Письма исходят из теории Дж.Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной истиной: не существует «врожденных идей», все знание приобретается из опыта. Письмо о глухих и немых содержит неожиданный поворот мысли: раздумывая о том, как нужно представлять происхождение языка, когда существуют глухонемые, автор приходит к «иероглифической» теории природы поэзии. В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.

Связано с Письмами и другое сочинение Дидро этого периода – Мысли об объяснении природы (Penseés sur l interprétation de la nature, 1753), серия размышлений о роли «догадки» в науке. Незадолго до этого естествоиспытатель Ж.Л.Л.Бюффон подверг критике претензии математики на абсолютную роль в познании, и Дидро вслед ему доказывал, что господство математики, которая представляет собой набор условных формул и имеет дело с абстрактными сущностями, отнюдь не идентичными реальным явлениям, подходит к концу, и она должна уступить место естественным наукам. Эта перемена, утверждал далее Дидро, приведет к тому, что новая и творчески более значительная роль будет принадлежать опытному знанию.

Около 1756 под впечатлением от случайно попавшей ему в руки комедии К.Гольдони Настоящий друг Дидро написал драму Побочный сын (Le Fils naturel), в развитии действия близко следующую за пьесой Гольдони (местами два эти произведения почти неотличимы), однако стремящуюся придать конфликту более серьезный философский характер. В сопутствующем пьесе трактате герой намечает программы нового, реформированного театра, порывающего с условностями классицизма. Недоброжелатели Дидро поспешили обвинить его в плагиате, и пьеса имела во Франции скромный успех, зато вторая пьеса Дидро, Отец семейства (Le Père de famille), вошла в репертуар «Комеди-Франсез». Сочинения, в которых он изложил свое понимание театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы имели значительный резонанс, особенно за пределами Франции.

Через Ж-Ж.Руссо Дидро познакомился с немецким литератором Ф.М.Гриммом, который издавал рукописный журнал «Корреспонданс литерер», знакомивший королевских особ с культурной жизнью Парижа. Начиная с 1759 Дидро освещал в нем устраиваемые раз в два года выставки живописи в Лувре – Салоны (Salons). Готовя эти статьи, он посещал мастерские знаменитых французских художников. Его пространные «обозрения» по форме часто представляли собой сюжетные повествования или философские фантазии, охватывающие самые разные темы.

Из этих и других сочинений Дидро возникает продуманная и ясная система эстетических взглядов, тесно связанная с его этическими концепциями. Эта связь хорошо видна на примере Парадокса об актере (Paradoxe sur le comédien). Сочинение было начато как отзыв о книге, посвященной английскому актеру Д.Гаррику, но приобрело форму диалога об искусстве и актерской игре. Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся многими актерами, оно затрагивало и более широкую тему, так как Дидро обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой ценой – одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами.

В середине 1760-х годов, когда работа над Энциклопедией почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку. Его друг и работодатель Гримм, благодаря «Корреспонданс литерер» хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Царица согласилась, поставив условием, что Дидро останется хранителем библиотеки и ее личным библиотекарем. Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 он отправился в Санкт-Петербург, где был принят с особыми почестями. В нескольких трактатах, написанных для Екатерины II в эту пору и позднее, Дидро пытался (без заметного успеха) разъяснить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости, написал замечания на проект Наказа.

Путешествие подорвало его здоровье, однако Дидро еще несколько лет отдавал много сил литературным проектам. Он приготовил обширный материал для своего друга Г.Рейналя, писавшего Историю обеих Индий (Histoire de deux Indes), с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал обширное Эссе о Сенеке (Essai sur Sénèque), где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие; в рукописи остался законченный большой трактат по физиологии. В феврале 1774 его разбил удар, и 31 июля того же года Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. В Петербург была перевезена и библиотека Дидро, купленная императрицей еще в 1765.

Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю. Самое раннее из них – роман Монахиня (La Religieuse), в котором содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения. По-видимому, Дидро не показывал Монахиню своим друзьям, хотя под конец жизни опубликовал роман в «Корреспонданс литерер». Еще большую скрытность он проявил в отношении вскоре набросанного, а возможно и написанного набело диалога Племянник Рамо (Le Neveu de Rameau). Это необычное произведение, которое так любили И.В.Гёте (переведший его на немецкий), Г.В.Ф.Гегель (обращавшийся к нему в Феноменологии духа), К.Маркс (отдававший Дидро предпочтение перед всеми другими прозаиками) и З.Фрейд (нашедший, что здесь предвосхищен Эдипов комплекс), вне сомнения, сам Дидро не собирался публиковать.

Произведение открыто для многих интерпретаций, однако в определенном отношении представляет собой размышление о природе гениальности. В диалоге участвуют философ (можно назвать его вторым «я» Дидро) и его знакомый Жан-Франсуа Рамо, племянник выдающегося композитора Жана-Филиппа Рамо – сам неудавшийся композитор, опустившийся человек, который погряз в нищете и прославился лишь экстравагантными теориями и шутками. Нужда заставляет его вести паразитическое существование, фиглярством добывая себе хлеб и кров, и он излагает целую науку о паразитизме. Второе «я» Дидро то забавляется, то испытывает к собеседнику отвращение, но признает, что опровергнуть его доводы нелегко. В этом, однако, и нет особой нужды, так как для самого Рамо не тайна, что в его построениях есть фатальный изъян. Обманувшись во всех своих упованиях, он пытается обрести опору в цинизме, но и цинизм оказывается ненадежной точкой отсчета.

В 1769 Дидро написал полный фантазии пародийно сократический диалог о материализме Сон Даламбера (Rêve de d’Alembert). Дидро и Даламбер беседуют о Декарте, и Дидро развивает один из своих любимых материалистических парадоксов, состоящий в том, что вся материя наделена способностью чувствовать, так что нет нужды вслед за картезианцами говорить о «душе». Последнее выдающееся литературное произведение Дидро, Жак-фаталист (Jacques le fataliste), написанное годом-двумя позже, навеяно Тристрамом Шенди Л.Стерна. Это пикарескный роман, перебиваемый отступлениями, внутри которых имеются свои отступления; в центре – безымянный Хозяин и его слуга Жак, действие состоит в их соперничестве друг с другом за власть; верх без труда берет Жак. Взаимоотношения героев и переход власти из рук в руки воспринимаются как притча, обладающая многогранным содержанием: речь идет и о природе литературного вымысла, и об отказе повествователя служить смиренным слугой или пособником читателя, и о французском обществе и зависимости дворянства от третьего сословия, и о судьбе, о необходимости для каждого признать ее верховную власть. В диалоге Сон Даламбера Дидро размышляет о сущности материализма, в романе – о всесилии детерминизма. Живой и веселый характер повествования напоминает сочинения Стерна, однако парадоксальность и глубина – заслуга Дидро.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: