Краткая биография ануй

Жан Ануй — самый популярный драматург Франции XX столетия. Его творчество — это «интеллектуальный театр», откровенно условный, где игра ума воплощается в трагическом или комическом гротеске.

Краткая биография ануй

Жан Ануй (1910—1987)

Жан Ануй — самый популярный драматург Франции XX столетия. Великолепное чувство сцены, её игрового начала и условности, блеск диалогов, изящество построения пьесы — все приёмы, так привлекающие зрителей, направлены у него на то, чтобы как можно более полно донести до них конфликт выражаемых персонажами идей. Не характеры людей, а идеи, их столкновение и борьба составляют стержень пьес Ануя.

Его творчество — это «интеллектуальный театр», откровенно условный, где игра ума воплощается в трагическом или комическом гротеске. Через его философские притчи зритель приобщается к ведущим течениям мысли XX столетия, в первую очередь к экзистенциализму.

Ануй любит использовать знакомые всем сюжеты из мифологии или истории. Миф драматургу нужен как универсальная ситуация, полигон для испытания идей на прочность. Ануй наполняет старую форму мифа новым содержанием: он смешивает исторические эпохи, его герои заранее знают исход трагедии, они говорят современным языком.

Главная тема Ануя — столкновение романтического идеала с пошлостью, жестокостью, грязью реальной жизни. Бескомпромиссный герой гибнет — тогда это трагедия. Но можно всё превратить в весёлую игру, отнестись к серьёзному несерьёзно — тогда это комедия с подчёркнуто условным счастливым концом. Любимые герои автора всегда молоды. С юношеским максимализмом они не принимают унылую прозу жизни и выбирают бунт, пусть бессмысленный и разрушительный, зато честный и благородный. Мы всей душой сочувствуем юным героям, отстаивающим свою правду, свои высокие чувства, но и невольно задумываемся о том, что от пошлости жизни с её жёсткими правилами никуда не деться. Пытаться прожить жизнь по законам красоты тоже опасно: легко сбиться на красивое позёрство, пустой жест, как герой пьесы «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1955 г.).

Первый успех пришёл к автору в 1932 г. — его пьеса «Горностай» стала сенсацией парижской сцены. Главный герой, молодой Франц, нищий воспитанник богатой герцогини, жаждет денег, «чтобы быть счастливым», так как удел бедняков — убожество тяжёлого и безрадостного труда, неприемлемого для тонкой натуры. Юноша благороден и отвергает «грязные» деньги, но всё же убивает старуху, чтобы, получив наследство, жениться на её внучке, в которую он романтически влюблён.

Плохой человек тоже хочет думать, что он хороший: Гастон в пьесе «Пассажир без багажа» (1937 г.) потерял во время войны память и выдумывает своё детство, воображая себя чудесным ребёнком. Узнав, что он на самом деле Жак — редкостный негодяй и мерзавец, герой отказывается от своей семьи и своего прошлого.

В «Эвридике» (1942 г.) трагическое рождается из столкновения возвышенной любви и фарса жизни. Разлучены и погублены прекрасные герои, не случайно носящие античные имена. Интересно, что пошло-гротескные персонажи, символизирующие «правду жизни», не имеют собственных имён: при всей их характерности они безлики, они лишь фон для юных героев, противопоставляющих им своё чистое и потому такое беззащитное чувство. Эти произведения автор объединил в сборник «Чёрные пьесы» (1942 г.).

Трагическая вершина творчества Ануя — пьеса «Антигона» (1943 г.). Поставленная в разгар войны и оккупации, она поднимает проблему выбора, проблему совести, проблему преступной власти и сопротивления ей. Однако считать пьесу антифашистской — упрощение. Это не агитка, а трагедия, в которой каждый прав по-своему.

В пьесе два трагических героя, две идеи — государственный порядок (правитель Креон) и бунт (Антигона). Старая греческая трагедия переосмыслена, но сюжет сохранён. Сыновья царя Эдипа убили друг друга в борьбе за власть. Креон, чтобы укрепить расшатанное государство, одного из них объявляет национальным героем, другого же — погубителем отечества и под страхом смерти запрещает его хоронить. Запрет нарушает сестра погибших Антигона, детской лопаткой насыпавшая горсть земли на труп брата. Антигона бунтует против закона, который ей кажется бесчеловечным, против соображений здравого смысла и политики.

Что делать Креону, который воспитал Антигону, подарил ей первую игрушку, а теперь собирается женить на ней своего сына и наследника? Креон понимает, что мир зол и жесток, и хочет его улучшить, делает «грязную работу» из чувства долга, видя в этом государственную необходимость. Он убеждает Антигону раскаяться, пытается спасти её. Но девушка непреклонна. Все доводы разума здесь бессильны. Она и сама понимает, что не знает, за что отдаёт жизнь.

Парадоксально, но упрямая Антигона оказывается права: жёсткая государственная власть, даже с «человеческим лицом», губительна для человека, общества и самого же государства. В финале пьесы после казни Антигоны сын Креона плюёт отцу в лицо и закалывается. Всё дело государственного строительства рухнуло. Креону ничего не остаётся, кроме как, занимаясь привычными делами правления, дожидаться смерти.

Бунт другой героини — знаменитой Жанны д’Арк из пьесы «Жаворонок» (1953 г.) — исполнен смысла: она восстаёт против ограниченности личных интересов, во имя спасения Франции. Гуманизму Жанны противостоит инквизитор, доказывающий, что «тот, кто любит человека, не любит Бога». Они ведут спор о природе человека. Утверждение инквизитора, будто человек — «воплощение греховности, заблуждений, бессилия», Жанна не опровергает, но дополняет: «А также и силы, и отваги, и света». Такова она сама, действующая не по сухому велению долга, а по велению сердца, как бы по наитию свыше. Она — жаворонок, птица утра, предвещающая солнечный день, расцвет своей родины. Не случайно пьеса начинается с конца — с суда над Жанной, завершается же не сожжением её на костре, а триумфом Жанны — коронацией нового короля. Да, эпизоды истории переставлены, но ведь мы смотрим не историческую драму, а философскую игру на хорошо известную тему.

В послевоенных пьесах Ануя его вчерашние герои превратились в резонёров и ворчунов, поскольку из идеального пространства мифа они переместились в обыденную жизнь. Так появились сатирические комедии «Колючие пьесы» (1956 г.). Автор с печальной иронией смотрит на современный мир. В пьесе «Сумасброд, или Влюблённый реакционер» (1959 г.) герой, старомодный идеалист, отвергает «общество потребления», с его комфортом и представлениями о жизни как о сплошном удовольствии, где нет места трагическому героизму. Эта его «старомодность» вдруг приобрела актуальность на пороге XXI в. И Ануй, как жаворонок, стал её предвестником.

Биография Жана Ануя

Жан Мари Люсьен Пьер Ануй (Ануйль) – французский драматург и сценарист, видный деятель французской литературы XX века – родился 23 июня 1910 года в небольшой деревне близ Бордо (Франция). По национальности баск.

Семья писателя не принадлежала к аристократическому кругу. Отец, Франсуа Ануй, был обычным портным, а мать, Мари-Магдален, скрипачкой. Мать частенько брала его на выступления, так что он еще в юном возрасте был знаком с жизнью театрально-музыкальной богемы, что в дальнейшем отобразил в своем творчестве.

В 1918 семья переехала в Париж, где Жан окончил лицей, а также успешно поступил на юридический факультет Сорбонны. Вскоре, проучившись полтора года, был вынужден покинуть изучение права и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Свою первую работу в рекламном агентстве писатель позднее вспоминал без сожаления и говорил, что написание рекламных слоганов способствовало развитию краткости и точности.

В 19 закончил в соавторстве с Жаном Ореншем драму «Хумулус немой». Первая самостоятельная пьеса «Горностай» была поставлена на сцене театра «Эвр». Однако первые постановки успеха на тот момент не имели, хотя некоторые критики восхищались профессиональным мастерством юного драматурга. В 1928 он женился на актрисе Монелль Валентин. С начала 30-х годов Ануй работал секретарём режиссёра Луи Жуве.

Первую самостоятельную пьесу, «Горностай», Ануй написал в 1931, затем до 1960 Ануй писал по пьесе почти каждый год. Успех пришёл в 1937 после того, как пьеса «Пассажир без багажа» была поставлена на парижской сцене.

Читайте также  Краткая биография овидий

В 1939 попал на фронт и был взят в плен, но вскоре его освободили, и все годы оккупации провел в Париже. Огромный резонанс в оккупированном фашистами Париже вызвала постановка пьесы «Антигона» (написана в 1943, тогда же впервые поставлена, опубликована в 1944), в которой звучали призывы не подчиняться насилию. Международную популярность Ануй приобрёл после Второй мировой войны. До 50-х годов в общей сложности пишет и самостоятельно ставит четыре десятка произведений. Жан Ануй в 1967 возвращается с автобиографическим произведением «Дорогой Антуан».

Ануй написал сценарии к нескольким фильмам, среди них «Месье Винсент» (1947) и «Маленький Мольер» (1959).

С возрастом Ануй все больше делался отшельником, а также сбегал из театра до окончания премьер. В 80-х у Ануя проявилась тяжелая сердечная болезнь, и он окончательно перебрался в Швейцарию. На тот момент уже давно развелся и жил в пригороде Лозанны со второй женой.

Жан Ануй умер 3 октября 1987 года от инфаркта в Лозанне (Швейцария).

Сценарист:
1951 – Дорогая Каролина / Caroline chérie
1952 – Каприз дорогой Каролины / Un caprice de Caroline chérie
1953 – Рыцарь ночи / Le Chevalier de la nuit
1964 – Карусель / La Ronde

Награды:
1961 – Премия «Тони» за лучшую пьесу
1970 – Премия Чино дель Дука
1971 – Премия «Prix du Brigadier»
1980 – Гран-при Французской академии

Пьесы:
«Хумулус немой» (Humulus le muet, 1929; в соавторстве с Ж. Ореншем)
«Мандарин» (Mandarine, 1930-1931; неопубл.)
«Горностай» (L’Hermine, 1931)
«Иезавель» (Jézabel, 1932)
«Бал воров» (Le Bal des voleurs, 1933)
«Жил-был каторжник» (Y’avait un prisonnier, 1934)
«Дикарка» ( La Sauvage , 1934)
«Пассажир без багажа» (Le Voyageur sans bagage, 1936)
«Ужин в Санлисе» (Le Rendez-vous de Senlis, 1936)
«Леокадия» (Léocadia, 1938)
«Эвридика» (Eurydice, 1941)
«Антигона» (Antigone, 1942)
«Ромео и Жанетта» (Roméo et Jeannette, 1945)
«Приглашение в замок» (L’Invitation au château, 1946)
«Медея» (Médée, 1946)
«Эпизод из жизни автора» (Épisode de la vie d’un auteur, 1948)
«Ардель, или Ромашка» (Ardèle ou la Marguerite , 1948)
«Репетиция, или Наказанная любовь» ( La Répétition ou l’Amour puni, 1950)
«Коломба» (Colombe, 1950)
«Вальс тореадоров» ( La Valse des toréadors, 1951)
«Сесиль, или Урок отцам» (Cécile ou l’École des pères, 1951)
«Жаворонок» (L’Alouette, 1952)
«Орнифль, или Сквозной ветерок» (Ornifle ou le Courant d’air, 1955)
«Бедняга Бито, или Ужин голов» (Pauvre Bitos ou le Dîner de têtes, 1956)
«Сумасброд, или Влюбленный реакционер» (L’Hurluberlu ou le Réactionnaire amoureux, 1958)
«Маленький Мольер» ( La Petite Molière , 1958)
«Потасовка» ( La Foire d’empoigne, 1958)
«Беккет, или Честь Божья» (Becket ou l’Honneur de Dieu, 1959)
«Подвал» ( La Grotte , 1959)
«Оркестр» (L’Orchestre, 1959)
«Сон критика» (Le Songe du critique, 1960)
«Не будите Мадам» (Ne réveillez pas Madame, 1964)
«Сладкая жизнь» ( La Belle Vie , 1965)
«Булочник, булочница и маленький подмастерье» (Le Boulanger, la Boulangère et le Petit Mitron, 1965)
«Месье Барнетт» (Monsieur Barnett, 1965)
«Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (Cher Antoine ou l’Amour raté, 1967)
«Золотые рыбки, или отец мой славный» (Les Poissons rouges ou Mon père, ce héros, 1968)
«Ты был таким милым в детстве» (Tu étais si gentil quand tu étais petit, 1969)
«Директор Оперы» (Le Directeur de l’Opéra, 1971)
«Арест» (L’Arrestation, 1972)
« Птички» (Chers zoiseaux, 1974)
«Сценарий» (Le Scénario, 1974)
«Да здравствует Генрих IV!, или Галигай» (Vive Henri IV ! ou la Galigaï , 1976)
«Штаны (Генералы в юбках)» ( La Culotte , 1976)
«Эдип, или Нескладный царь» (Œdipe ou le Roi boîteux, 1978)
«Пупок» (Le Nombril, 1980)
«Томас Мор, или Человек свободный» (Thomas More ou l’Homme libre, 1987)

Ануй Жан — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

Ануй (Anouilh) Жан (1910-87), французский драматург. В пьесах «Путешественник без багажа» (1937), «Дикарка» (1938) и др. — трагический конфликт героя с жестокостью окружающего мира. Лирико-иронические комедии («Ужин в Санлисе», 1942, и др.). В трагедии «Антигона» (1943), исторических драмах («Жаворонок», 1953, «Бекет или Честь божья», 1959) — гибель нравственно-бескомпромиссного героя, утверждающего свое человеческое достоинство. В многочисленных комедиях 1950-80-х гг. («Подвал», 1961) высмеивается мещанство и буржуазность.

Ануй Жан (полн. имя Жан Мари Люсьен Пьер) (23 июня 1910, Бордо — 3 октября 1987, Лозанна) французский драматург.

Семья Ануй переехала в Париж, когда Жан был подростком. В Париже он изучал право и некоторое время работал рекламным агентом. Однако в возрасте 18 лет, увидев драму Ж. Жироду «Зигфрид», открыл для себя театр и поэтический язык, который определил его дальнейшую судьбу. Ануй поступил секретарем к известному актеру и режиссеру Л. Жуве.

Первая пьеса Ануя «Горностай» была поставлена в 1932. Но успех драматургу принесла вторая пьеса «Пассажир без багажа» (1937; русский перевод 1969), за которой последовала «Дикарка» (1938; русский перевод 1969). Позднее Ануй объединил их в цикл-сборник «Черные пьесы» (1942), добавив драму «Эвридика» (1942; русский перевод 1969). В этих пьесах жестко очерчен бездуховный мир, в котором достоинство личности, ее ценности и надежды терпят поражение, а прекрасное обречено на гибель.

Ануй отвергал в творчестве как натурализм, так и реализм; он отстаивал то, что было позднее названо «театрализм», т. е. стремился вернуть на сцену поэзию и воображение. Для творчества Ануя характерно жанровое многообразие: от стилизации греческого мифа до перифраза исторического эпизода, от комического балета до современной комедии характеров. Характерные драматургические приемы Ануя — «пьеса в пьесе», перемена ролей, ретроспекция и проекция в будущее. Не являясь последовательным идеологом, каким был экзистенциалист Ж. П. Сартр, Ануй выработал собственный взгляд на жизнь, поставив во главу угла реалии человеческого существования, неоднозначные взаимоотношения между добром и злом. Ключевым для драматурга был вопрос о том, как далеко может зайти личность в своем компромиссе с истиной ради обретения счастья. Его героям приходится переживать утрату безмятежного мира детского счастья. Некоторым из персонажей удается примириться с неизбежным; другие, подобно легкомысленным героям «Бала воров» (1938), живут фальшивой жизнью; для третьих, таких как Антигона из одноименной пьесы (1943; русский перевод 1958) — предательство идеалов неприемлемо.

Начиная с «Приглашения в замок» (1947; русский перевод 1969) атмосфера пьес Ануя становится более мрачной. Стареющие пары в «Вальсе тореадоров» (1952) оказываются вовлеченными в танец смерти. В исторической драме «Жаворонок» (1953; русский перевод 1960) показан духовный поиск Жанны д’Арк, которая, подобно Антигоне и Терезе Тард из «Дикарки», является бунтаркой, восстающей против существующего миропорядка с его жалким и пошлым пониманием счастья. В другой исторической пьесе «Бекет, или Честь Божья» (1959; русский перевод 1969), показан смертельный исход борьбы героя, утверждающего в обстановке политических интриг свое человеческое достоинство.

В 1950-х в драматургии Ануя появляются элементы политической злободневности: «Бедняга Битос, или Обед знаменитостей» (1956) и некоторые другие пьесы.

В последние годы жизни

В 1960-е творчество Ануя многими начало восприниматься как устаревшее, утратившее актуальность, особенно в сравнении с работами мастеров театра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета. Пьеса Ануя «Булочник, булочница и маленький подмастерье» (1968) была принята холодно, однако ряд последовавших за ней произв. подтвердил славу драматурга: «Дорогой Антуан, или Неудачная любовь» (1969), «Золотые рыбки, или Этот герой, мой отец» (1970), «Не будите госпожу» (1970), «Директор оперы» (1972), «Арест» (1975), «Сценарий» (1976), «Да здравствует Генрих IV» (1977), «Штаны» (1978).

Читайте также  Краткая биография плавт

Ануй написал также несколько киносценариев и перевел на французский ряд пьес англоязычных драматургов.

Краткая биография ануй

Биография Жана Ануя (Jean Anouilh)

ЖАН АНУЙ (Jean Anouilh) (1910-1987), французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей т. н. интеллектуальной драмы. Вошел во французскую литературу одновременно с такими писателями-интеллектуалами, как Жан Жироду и Жан-Поль Сартр, но в отличие от них, с начала 1930-х годов целиком посвятил себя театру.

Родился 23 июня 1910 года в Бордо, в семье портного и скрипачки. В 15 лет приехал в Париж, где окончил школу и поступил на юридический факультет в Сорбонну. Вскоре оставил университет и поступил на работу в рекламное агентство. Параллельно писал короткие юмористические сценарии для кино. Он с детства стремился к литературной работе: по некоторым источникам, писать драматические сценки начал с 10 лет, а в 16 попробовал себя в «полнометражной» драматургии. Работа в рекламном агентстве продолжалась недолго — страсть к театру взяла верх, и в самом конце 1920-х годов поступает на работу в Театр Комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Еlysеes) на должность секретаря известного французского режиссера Луи Жуве. Вскоре он окончательно связывает свою жизнь с театром: женится на актрисе Монелль Валентин и пишет свою первую пьесу — «Горностай» (1932). Вслед за этим, вплоть до 1960 года, пишет в среднем по одной пьесе в год. Успех к Аную пришел в 1937 году, после постановки на парижской сцене его пьесы «Путешественник без багажа».

Затем последовали пьесы «Дикарка» (1938) и «Бал воров» (1939). В них уже были вполне внятно очерчены основная проблематика и некоторые эстетические особенности драматургии Жана Ануя. Они, несомненно, близки экзистенциализму: поиск смысла существования в абсурдном мире, пессимистические настроения, неразрешимые моральные конфликты, освобождение от которых приносит лишь смерть. И — прием, который позже стал для него одним из любимых: «театр в театре», когда персонажи сами играют те или иные роли (в «Бале воров» три вора выступают в роли дворян).

В 1940 году Ануй, обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Нельзя сказать, что Ануй был первооткрывателем этого приема — им нередко пользовались драматурги и прежде (например, пьесы Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и «Святая Иоанна» — о Жанне Д’Арк). Такой прием представляет собой серьезное испытание для индивидуальности драматурга: зрительский интерес держится не на происходящих событиях, а на круге непривычных идей, возникающих на основе знакомого сюжета. Основная интрига пьесы переходит с уровня фабулы на уровень интеллектуальной игры. В этом случае добиться успеха может только личность крупного масштаба, способная заставить зрителей напряженно следить за ходом своих размышлений. И Жан Ануй сумел выиграть: именно интеллектуальные драмы были признаны лучшими в его литературном наследии.

Первыми такими пьесами стали «Эвридика» (1941) и «Антигона» (1942, премьера состоялась в оккупированном немцами Париже в 1943 году, когда главная героиня символизировала непобежденную Францию и готовность продолжать борьбу вопреки разумным доводам). Позже были написаны «Ромео и Джульетта» (1946), «Медея» (1948), «Жаворонок» (1953). Последняя из них — о Жанне Д’Арк — многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Однако эти пьесы представляли собой лишь одну грань дарования драматурга: его творчество было на редкость разнообразным. Он сам делил свои пьесы на несколько циклов: «черные пьесы» (трагедии «Медея», «Антигона» и др.); «розовые пьесы» (лирико-иронические комедии с неправдоподобно счастливым концом — «Ужин в Санлисе», «Приглашение в замок» и др.); «костюмированные пьесы» («Жаворонок», «Беккет, или Честь Божья» и др.); «колючие пьесы» (сатирические комедии «Орнифль, или Сквозной ветерок», «Подвал» и др.). Перу Жана Ануя принадлежат и сценарии нескольких фильмов («Месье Винсент», 1947; «Маленький Мольер», 1959; и др.).

К концу 1950-х годов зрительский интерес к творчеству Ануя снижается. На смену ему приходят новые кумиры, огромную популярность получает родившийся во Франции «театр абсурда», где та же экзистенциальная проблематика раскрывается принципиально новыми театральными средствами. Строгая интеллектуальная логика Жана Ануя на фоне абсурдистских пьес начинает выглядеть архаичной. Спад общественного внимания послужил поводом творческих страданий драматурга: его не считали классиком, как, скажем, Ж. Кокто или Ж. Жироду, он не удостоился и избрания во Французскую Академию, как Ионеско. Косвенным свидетельством этих мучений служит то, что он всегда принципиально отказывался от любых наград и премий — разве что за исключением премии Бригадье за лучший спектакль сезона. Уже в пьесе «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1955) возникает новая, важная для драматурга тема: блестящий писатель в окружении злобных и бездарных критиков.

В 1970-1980-e годы он продолжал работать, однако былую популярность не смогли вернуть ни сборники «Барочные пьесы» (1974) и «Сокровенные пьесы» (1977), ни его режиссерские постановки спектаклей по своим пьесам и произведениям других авторов. Недаром в поздних — наименее значительных — произведениях Ануя нарастает мрачная безысходность и скепсис, особенно в трактовке извечного конфликта поколений.

Жан Ануй скончался 3 октября 1987 года в Лозанне, надолго пережив пик своей популярности. Однако лучшие его пьесы идут на сценах всего мира и сегодня.

ЖАН АНУЙ (JEAN ANOUILH. 1910-1987)

_ драматург, сценарист и режиссер. Дебютировал в сезоне 1929—1930 гг., а после успешной постановки комедии «Горностай» (1932) целиком посвятил себя театру. Почти все пьесы Ануя относятся к комедийному жанру в его многочисленных разновидностях — от трагикомедии до фарса и водевиля — и объединены в несколько циклов. Первые три сборника получили название «Черные пьесы» (1942), «Розовые пьесы» (1942), «Новые черные пьесы» (1946). Отличаясь несомненным тематическим и стилевым единством, они во многом близки литературе экзистенциализма — на первом плане стоит проблема существования человека в абсурдном мире. В основе драматического конфликта лежит столкновение идеала и уродливой, пошлой обыденности. Персонажи четко разделены: в центре находятся романтики-идеалисты (как правило, идеальные влюбленные), на периферии — конформисты, люди «на каждый день» (чаще всего это представители артистической богемы). В дальнейшем, начиная с цикла «Блестящие пьесы» (1951), все образы романтических влюбленных приобретают комедийную окраску, причем Ануй порой возвращался к отработанным уже темам, полемизируя сам с собой: так, в комедии «Коломба» (1951) пародийно переосмысляется ситуация «Эвридики» (1942). Двусмысленность в изображении героического бунтарства заметно усиливается в таких пьесах, как «Медея» (1953) и «Бекет, или Честь Божья» (1959). Не случайно обе эти трагикомедии вошли в цикл «Костюмированные пьесы» (1962) — в самом названии сборника подчеркнута условность исторического фона. В комедии «Орнифль, или Сквозной ветерок» (1955) из цикла «Колючие пьесы» (1956) появляется новый для драматурга герой — добродушный циник, снисходительный к своим и чужим слабостям. Также впервые разрабатывается очень важная для Ануя драматическая ситуация: блестящий и удачливый писатель в окружении бездарных критиков. Позднее эта тема будет продолжена в цикле автобиографических «Барочных пьес» (1974), построенных по принципу «театр в театре». Мрачная безысходность в оценке существующего порядка вещей еще больше сгущается в «Сокровенных пьесах» (1977). Эволюция Ануя во многом обусловлена кризисом экзистенциалистской концепции личности: от героики и романтического бунтарства ранних пьес драматург приходит к иронии и скепсису, направленным на извечный конфликт поколений, бессмысленность и бесперспективность политической борьбы, гнетущую повторяемость исторических ошибок и преступлений.

Читайте также  Краткая биография бойн

— трагикомедия, в которой иронически переосмысляется прославленный мифологический сюжет. Подобно Л. Пиранделло, Ануй исходил из концепции характера как роли, исполняемой в реальной жизни. Внимание акцентируется на свободе выбора: героиня восстает против тиранической власти во имя справедливости, но вместе с тем из страха перед жизнью и перед неизбежностью компромиссов. Двойственность коллизии обусловила противоречивые оценки пьесы: в ней видели как утверждение правоты бунта (особенно сильно эта тема звучала в период фашистской оккупации), так и доказательство изначальной ущербности любого мятежа. Ануй подчеркивает хрупкую уязвимость героини и в физическом, и в моральном плане — оказавшись наедине со Стражником, Антигона перестает понимать, зачем ей понадобилось умереть, однако все пути отступления для нее уже отрезаны. Далее вступает в свои права рок: самопожертвование героини влечет за собой гибель тех, кто связан с ней общей судьбой.

— самая знаменитая и, вероятно, лучшая пьеса Ануя, которая стоит особняком среди так называемых «Костюмированных пьес». В полном соответствии с традицией драматург изображает Жанну д’Арк народной героиней и мученицей, но при этом иронически переосмысляются превратившиеся в штамп реалии: так, епископ Кошон (по хроникам — лютый ненавистник Орлеанской Девы) искренне желает спасти Жанну, а английский военачальник Варвик предстает галантным и учтивым кавалером — как истый джентльмен, он не желает перечить даме, жаждущей взойти на костер, тем более что это вполне соответствует интересам «правительства Его величества». Самым непримиримым врагом Жанны является Инквизитор (фигура целиком вымышленная), ибо цель его — истребить всех, кто не желает покоряться Церкви и является носителем опасного духа независимости.

Произведения

Жаворонок / Пер. К.Хенкина. — М: Искусство, 1960. — 73 с.; Пьесы / Пер. В.Дмитриева; Ред.

Л.Борисевич. — М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 229 с.; Пьесы: В 2 т. / Сост. В. Маликов и

Ю. Яхнина; Послесл. Л.Зониной. — М.: Искусство, 1969. La Belle vie. — Paris: La Table Ronde, 1980. — 176 p.; Nouvelles pièces grinçantes: En 2 t. — Paris: La Table Ronde, 1970; Nouvelles pièces noires. — Paris: La Table Ronde, 1946. — 403 p.; Pièces baroques.- Paris: La Table Ronde, 1974.- 428 p.; Pièces brillantes.- Paris: La Table Ronde, 1962.-535 p.; Pièces costumées. — Paris: La Table Ronde, 1960. — 371 p.; Pièces farceuses. — Paris: La Table Ronde, 1984. — 453 p.; Pièces grinçantes. — Paris: La Table Ronde, 1956. — 507 p.; Pièces noires. — Paris: Calmann-Lévy, 1947. — 412 p.; Pièces rosés. — Paris: Calmann-Lévy, 1942. — 277 p.; Pièces secrètes. — Paris: La Table Ronde, 1977. — 380 p.; Thomas More ou L’homme libre. — Paris: La Table Ronde, 1987.- 156 p.

Гаевский В. Трагический фарс Жана Ануйля. — Театр, 1957, № 6, с. 170—181; Зингерман Б. К проблеме характера в пьесах Ануя. — Театр, 1977, N° 1, с. 131 — 147; Эсенбаева Р. Национальные традиции в творчестве Жана Ануя. — В кн.: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе, Л., 1973, с. 118—122. Borgal С. Anouilh ou La peine de vivre. — Paris: Éd. du Centurion, 1966. — 187 p.; Malachy T. Jean Anouilh: Les problèmes de l’existence dans un théâtre de marionettes. — Paris: Nizet, 1978. — 158 p.; Vier J. Le théâtre de Jean Anouilh. — Paris: Société d’ Edition d’Enseignement Supérieur, 1976. — 138 p.

Краткие биографии: Жан Ануй — Фрилансер Дарья Панакина dariapan — Портфолио — Работа #3540487

  • Зарегистрирована: 16.10.2010
  • Была на сайте: 05.08.2019 (18:29)
  • Краткие биографии: Жан Ануй

    Жан Ануй — французский драматург, сценарист, эссеист, видный деятель французской литературы XX века.

    С самого рождения жизнь Жана Ануя была необычной. По национальности он – баск, его родители – портной и скрипачка. Ануи жили в достатке, но маленький Жан был болезненным ребенком, и много времени проводил дома за книгами. Он очень рано выучился читать, и уже в 7-10 лет самостоятельно читал толстые философские романы.

    После школы Жан поступил в Сорбонну на юридический факультет, но вскоре забросил учебу и стал жить литературным трудом – писал короткие юмористические сценарии для тогда еще немого кино.

    С 1931 г. Жан Ануй начал писать пьесы для театра и впоследствии выпускал по пьесе практически каждый год. Кроме этого Ануй написал несколько романов-эссе («Слова» — воспоминания о детстве и другие).

    Его пьесы необычны по форме, они острые, философские, призывающие к борьбе за справедливость. Пьеса «Жаворонок» — одна из версий истории о Жанне Д`Арк, удивительно реалистичная и трагичная, является на сегодняшний день образчиком философской драматургии.

    Творчество Жана Ануя всегда было социально значимым. Так, одна из его лучших пьес — «Антигона» — была поставлена в оккупированном фашистами Париже и вызвала огромный резонанс. В пьесе открыто звучал призыв не подчиняться насилию, а жизнь автора после постановки оказалась под угрозой.

    Жан Ануй – один из самых ярких идеологов французской Студенческой революции 1968 года. Он был гораздо старше своих коллег по возрасту – в 1968 г. ему было уже под 60, но моложе многих своих учеников душой и взглядами на жизнь.

    Другие работы

    Краткие биографии: Пикассо Рубрика: художники и художницы Пабло Пикассо Пабло Пикассо – один из главных художников ХХ века, скульптор, график, керамист и дизайнер. Пикассо имеет невероятно длинное полное имя — Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno Mar&#2…

    Краткие биографии: Ле Корбюзье Рубрика: архитекторы Ле Корбюзье Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри) — французский архитектор швейцарского происхождения, создатель архитектуры интернационального стиля, художник, дизайнер, писатель-публицист. Оди…

    Хантер Томпсон: Гонзовый век Как получилось, что мальчик из обычной американской семьи стал одним из главных символов шестидесятых-семидесятых годов в Америке? Наверное, дело в гремучем характере Томпсона: бунтарский дух, неприкаянность и свобода в своей голове – вот то, что вел…

    Кофе-гляссе Рецепты; калорийность; секреты приготовления Кофе гляссе – вкусный и простой в изготовлении напиток. Его название происходит от французского glace — ледяной, замороженный. Классический гляссе – это горячий свежесваренный кофе, в который положен шар…

    Краткие биографии: Ираклий Андроников Рубрика: литературоведы Ираклий Андроников Ираклий Луарсабович Андроников — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий, народный артист СССР. Ираклий Луарсабович – коренной петербуржец, его семья принадлежит к …

    Мужские пальто-2011 Мужские пальто: осень 2011 Можно смело утверждать, что женщинам этой осенью повезет – пожалуй, многие из нас ждали именно таких мужчин. Стиль милитари со всеми его атрибутами и пикантная нота женственности удивительным образом сплелись в новом образе…

    Краткие биографии: Бьорк Рубрика: певцы и певицы. Бьорк Бьорк (полное имя — Бьорк Гудмундсдохтир), исландская певица, актриса, музыкант, композитор, лауреат множества премий. Ее песни трудно определяемы по жанрам, они сами по себе — их можно назвать альтернативным роком, …

    Краткие биографии: Лени Рифеншталь Рубрика: фотографы Лени Рифеншталь Лени Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, настоящее имя Берта Хелена Амалия Рифеншталь) — немецкий кинорежиссёр, фотограф, актриса и танцовщица. Лени Рифеншталь родилась в обеспеченной буржуазной семье. С самого де…

    Ольга Уварова/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Sogetsu-Mf.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: