Краткая биография кузмин

Кузмин Михаил Алексеевич — краткая биография

Полное имя: Кузмин Михаил Алексеевич
Дата рождения: 18.10.1872
Место рождения: Ярославль
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Поэт, драматург, прозаик, переводчик, композитор
Дата смерти: 01.03.1936 (63 года)

Взросление

Михаил Кузмин родился 18 октября 1872-го года в Ярославле в семье небогатых дворян. Отец, Алексей Алексеевич служил морским офицером, а после выхода в отставку стал членом окружного суда.

Отец — Алексей Алексеевич

Мать, Надежда Дмитриевна Федорова, была дочерью помещика и правнучкой французского актера Жана Офрена. У Миши было 2 старших сестры (Варвара и Анна) и 3 старших брата (Алексей, Дмитрий и Павел). Родители воспитывали детей в старообрядческой вере, связь с культурой которой мальчик сохранил навсегда.

В 1874-м году отца перевели в Саратов, туда переехало все семейство, и Миша пошел в гимназию. В 1884-м году Алексей Алексеевич вышел в отставку, и жена настояла на переезде в Санкт-Петербург, на свою родину. Кузмин продолжил учиться в гимназии, находившейся на 9-й линии Васильевского острова. В 1886-м году умер глава семьи, а гимназист подружился с полиглотом и будущим дипломатом Георгием Чичериным, приобщившим его к философии, итальянской культуре. Они были близкими друзьями до начала 1904-го года, когда Георгий уехал в Германию.

Благодаря Чичерину, Кузмин выучил итальянский язык, увлекся чтением немецких романтиков Гофмана, Фуке, Жан Поля, Тика. Объединяли гимназистов литература, музыка и гомосексуальная ориентация.

Михаил Кузмин в 1890 г.

Краткая биография

  • Лето 1891 – После окончания гимназии Михаил гостил в усадьбе Чичериных, которые настраивали его поступать в университет. Но юноша еще гимназистом написал несколько романсов, прологов к операм, а также оперу «Король Милло» и стал студентом консерватории. Хотя учителями были Н.Ф. Соловьев, А.К. Лядов и сам Н.А. Римский-Корсаков, однако Кузмин отучился лишь 3 года из 7. В 1-й половине 1890-х сочинил романсы на тексты Мюссе, Фофанова, Эйхендорфа, оперы «Елена», «Эсмеральда», «Клеопатра». Продолжал знакомство с немецкой, итальянской, французской музыкой и литературой. В основу мировоззрения вошло философское учение Плотина, считавшего, что красота является частью бытия, проявляется в любви, преображающей человека. Позже пришел к мысли о необходимости изоляции от общества ради призвания.
  • 1893 – Познакомившись с кавалеристом «князем Жоржем», пылко влюбился в него. Разочаровавшись в консерватории, терзаясь от своей половой ориентации, через год пытался уйти из жизни, отравившись лавровишневыми каплями. Но, испугавшись, сообщил матери, и был спасен. Мать настояла на прекращении учебы в консерватории.
  • 1894-1896 – Брал частные уроки в школе В. Кюнера у Римского-Корсакова.
  • Весна-лето 1895 – Путешествовал с князем Жоржем по Египту и Греции. Поездка напитала темами для будущих произведений. Потом офицер поехал один в Вену и там скоропостижно скончался от сердечного приступа.
  • Апрель-июнь 1897 – Поездка по Италии и Германии. Изучение культурного наследия этих стран тоже сильно повлияло на дальнейшее творчество литератора и композитора.
  • Зима 1897 – Написаны 1-е дошедшие до потомков стихотворения.
  • 1898-1903 – Малоизученный биографами период жизни Кузмина, когда он внешне старался быть похожим на старообрядцев, что породило легенды о его длительных пребываниях в поволжских и олонецких скитах старообрядцев.
  • Начало 1900-х – В доме высококультурного семейства исполнял музыкальные композиции на собственные тексты. Участвовал в «Вечерах современной музыки», на которых познакомил со своей музыкой более широкую публику. Эти «тусовки» были тогда единственной его связью с миром интеллигентов в области искусства. Позже поддерживал дружбу с К. Сомовым, В. Нувелем, Л. Бакстом и другими символистами, близкими по мироощущению.
  • Декабрь 1904 – Опубликовал в «Зеленом сборнике стихов и прозы» оперное либретто и поэтический цикл «13 сонетов», после чего автором заинтересовался В. Брюсов, убедивший больше заниматься литературным трудом.
  • 1906 – Опубликовал в журнале «Весы», которым руководил В. Брюсов, повесть «Крылья» и стихи из цикла «Александрийские песни». Повесть целомудренно описывала однополые отношения, но принесла скандал. Зато стихи критики-модернисты встретили восторженно. С весны стал регулярным посетителем «башни» Иванова, где собирался весь цвет аристократии и пользовались популярностью стихи Кузмина на его музыку. Музыкой к пьесе «Балаганчик» (Блока) начал театральную карьеру и дружбу с Блоком.
  • 1907 – Написал «Приключения Эме Лебефа» и «Картонный домик».
  • 1908 – Издал «Комедии» и дебютную книгу стихов «Сети», в которую включил цикл «Любовь этого лета». С этого времени журналы стали соревноваться в праве печатать профессионального автора.
  • 1909-1910 – Знакомится с молодыми поэтами: О. Мандельштамом, Н. Гумилевым, А. Толстым. При тесной связи с символистами сохраняет внутреннюю свободу, противопоставляя попыткам систематизации искусства «кларизм» – собственный вариант точного и прозрачного стиля, который отразил в статье «О прекрасной ясности».

Михаил Кузмин в 1910 г.

  • 1910-1923 – Выпустил более 7 книг рассказов, в т.ч. о Н.К. Рерихе.
  • 1912-1914 – Издал книги стихов «Глиняные голубки» и «Осенние озера».
  • 1915-1921 – Вышли романы «Плавающие-путешествующие», «Тихий страж», «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», пьеса «Вторник Мэри», книги стихов «Вожатый», «Двум», «Эхо», «Занавешенные картинки», «Нездешние вечера». Но даже при такой активности у него были финансовые затруднения, которые продолжались и далее до смерти. Из-за отказа от постоянной работы в госучреждениях приходилось теснее сотрудничать с разными журналами и издательствами, например, составляя планы французского отделения издательства «Всемирная литература», делая переводы.
  • 1922-1924 – С трудом пробивая стену цензуры, опубликовал «Условности: статьи об искусстве», поэму «Лесок», сборники стихов «Параболы», «Новый Гуль».
  • 1925-1936 – Наравне с другими мастерами «серебряного века», запрещен к изданию. Зарабатывал как композитор в спектаклях и переводами с французского, английского, немецкого языков. Поэтический сборник «Форель разбивает лед» чудом просочился в печать в 1929-м году.
  • 1 марта 1936 – Умер от пневмонии. Оставшиеся неопубликованными рукописи переданы матери Ю. Юркуна, и судьба их неизвестна.

Личная жизнь

Личная жизнь Кузмина складывалась непросто. Осознав гимназистом свою гомосексуальность, Михаил только к 25 годам принял ее как естественную потребность, питающую его поэтическую натуру. После князя Жоржа в спальне поэта периодически возникали безвестные купцы, молодые низкообразованные люди, приказчики-старообрядцы.

Когда Кузмин стал купаться в лучах богемной славы, к нему стали приходить элитные художники. В сентябре-октябре 1906-го года возникла непродолжительная связь с одним из основателей общества «Мир искусства» К. Сомовым. А вслед за ней последовал бурный 2-месячный роман с еще одним художником – Сергеем Судейкиным, ставшим героем повести «Картонный домик». Но Судейкин внезапно оборвал отношения, женившись на балерине Ольге Глебовой, а 5 глав произведения были утеряны в типографии перед публикацией.

В мае 1910-го года вступил в отношения с молодым гусаром-поэтом Всеволодом Князевым, который приходил к опытному товарищу домой, но после нескольких дней на рижской даче кавалериста мужчины расстались. Через полгода Князев застрелился от измены возлюбленной – О. Глебовой-Судейкиной.

Весной 1913-го года постоянным сожителем Михаила до его смерти стал начинающий литератор и художник Юрий Юркун. Со стороны они казались отцом и сыном, а хозяйством в их квартире занималась мать Юркуна.

Вывод

Михаил Кузмин – яркий представитель литературного и музыкального направлений искусства Серебряного века. Его творчество базировалось на 3-х «китах»: стилизации, гомосексуализме и прекрасной ясности. Стилизаторство не было основано на каком-то 1 авторе, направлении или эпохе: литератор нес читателю мир, в котором отражались разные культуры и эпохи. Литератор считается первым российским мастером свободного стиха. Повестью «Крылья» создал новую тему – однополой любви – в русской прозе.

М. Кузмин — портрет Н. Радлова (1926)

В 2000-2007 годах опубликованы дневники писателя, игравшие роль копилки культурных ценностей в эпоху их крушения.

Биография Михаила Кузмина

Михаил Алексеевич Кузмин – русский литератор (поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик) и композитор Серебряного века – родился 6 (18) октября 1872 года в Ярославле в семье дворянина, морского офицера в отставке, члена Ярославского окружного суда Алексея Алексеевича Кузмина (1812-1886) и его жены Надежды Дмитриевны Фёдоровой (1834-1904).

Михаил был младшим ребёнком, помимо него в семье было шестеро детей. Когда Михаилу исполнилось полтора года, отца перевели служить в Саратовскую городскую судебную палату, и всё семейство переехало на новое место. В 1883 Кузмин учится в той же гимназии, где несколько ранее учился Н. Г. Чернышевский. На саратовский период жизни приходятся первые (несохранившиеся) прозаические эксперименты — подражания Гофману.

В 1884, после отставки отца и по настоянию стремившейся обратно в родной город матери, всё семейство переехало в Санкт-Петербург. Жили сначала на Моховой улице у родственников.

М. А. Кузмин поступил в Санкт-Петербургскую 8-ю гимназию. В 1886 умер отец. В это же время М. А. Кузмин познакомился со своим одноклассником Г. В. Чичериным. Дружба с ним и его семьёй оказала на будущего писателя большое влияние. Г. В. Чичерин на многие годы (вплоть до своего отъезда из России в 1904) стал его ближайшим другом, а в какой-то степени — поклонником таланта и наставником. Их объединило одинаковое увлечение — музыка и литература. Г. В. Чичерин в этой паре был интеллектуалом, а М. А. Кузмин — творческим началом. Именно будущий дипломат расширил кругозор будущего писателя, например, приучил его к философии, итальянской и немецкой культурам.

Читайте также  Краткая биография мурашова

Уже в гимназические годы М. А. Кузмин начинает много заниматься музыкой, что значительно определило его будущие вкусы в искусстве. Сначала он написал несколько романсов, затем прологи к операм о Дон Жуане и Клеопатре, и, наконец, текст и музыку оперы «Король Милло» (по Гоцци). Круг чтения Кузмина-гимназиста составляли в основном немецкие романтики (Гофман, Жан Поль, Фуке, Тик).

В августе 1891 поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и Н. Ф. Соловьёв. М. А. Кузмин не закончил обучения в консерватории, пройдя три года из семилетнего курса, а потом два года брал уроки у Римского-Корсакова в частной музыкальной школе В. В. Кюнера.

В эти годы М. А. Кузмин сочинял много музыки: романсы на тексты Фофанова, Мюссе, Эйхендорфа, а также оперы «Елена» (на основе «Античных стихотворений» Леконта де Лиля), «Клеопатра» и «Эсмеральда» (по сюжету «Собора Парижской Богоматери» Гюго). Он изучает немецкий и итальянский языки. М. А. Кузмин в это время отдавал предпочтение классическому искусству.

В последний раз Кузмин был в Европе весной 1897. Целью этой поездки была обетованная Италия, «где искусство пускает ростки из каждого камня». К этому времени относятся первые из сохранившихся опытов Кузмина в стихах и прозе. Возвращение из Италии ознаменовалось духовным кризисом в жизни Кузмина. Из позднейших его рассказов следует, что в поисках своего предназначения он странствовал по скитам олонецких и поволжских раскольников, изучал традиции староверческого духовного пения, собирал древние рукописи с крюковой нотацией. В это время окончательно определяется двойственность Кузмина как человека, у которого русофильство и византизм органично сочетаются с «виртуозно играющим европеизмом».

В первые годы XX века М. Кузмин сблизился с высококультурным столичным семейством Верховских и выступал в их доме как исполнитель музыкальных произведений на собственные тексты. Определённая известность пришла к нему после музыкальных выступлений на «Вечерах современной музыки» — музыкального отделения журнала«Мир искусства».

Как литератор Кузмин дебютировал довольно поздно. Его первая публикация в 1905 (в полулюбительском «Зелёном сборнике стихов и прозы») вызвала интерес В. Я. Брюсова, который привлёк его к сотрудничеству в символистском журнале «Весы» и убедил его заниматься, прежде всего, литературным, а не музыкальным творчеством. В следующем году 34-летний Кузмин выступил в «Весах» с первыми заметными публикациями — стихотворной (цикл «Александрийские песни») и прозаической (повесть «Крылья»). В 1907 появились новые прозаические вещи («Приключения Эме Лебёфа», «Картонный домик»), а в 1908 вышла его первая книга стихов «Сети», куда вошли также «Александрийские песни».

Дебюту Кузмина сопутствовал громкий успех и признание со стороны критиков-модернистов, в то же время повесть «Крылья» вызвала скандал из-за первого в русской литературе сочувственного (хотя и довольно целомудренного) описания однополых любовных отношений. Кузмин продолжал писать «нарочито офранцуженную» прозу до конца 1910-х, но его остальные романы, повести и рассказы, в основном искусно стилизованные под позднеантичную прозу или характерные для XVIII века плутовские романы странствий (вроде «Кандида»), привлекли меньшее внимание читателей и критики, нежели «Крылья».

Кузмина-поэта неизменно влекут эллинистическая Александрия, французский «галантный век», закрытые общины русских старообрядцев, а также другие периоды художественного декаданса, доживания и распада цивилизации, прошедшей долгий и многотрудный путь культурного развития. Эти настроения сближали Кузмина с другим поэтом закатов —Иннокентием Анненским, который посвятил ему своё последнее (и во многом программное) стихотворение «Моя тоска».

Выступая с поэтическими концертами, Кузмин часто прибегал к музыкальному сопровождению, мелодекламировал (впрочем, негромко), что было тогда в большой моде, а иногда аккомпанировал себе на гитаре. В 1906 он написал музыку к постановке «Балаганчика» Александра Блока, осуществлённой Мейерхольдом на сцене театра Комиссаржевской. Также сочинил музыку для пьес Блока «Незнакомка» (1911) и «Роза и Крест» (1913), для «Бесовского действа» Ремизова (1907) и блоковского перевода «Праматери» Грильпарцера (1909). Некоторые свои стихи он накладывал на музыку и исполнял их вполголоса как романсы. Наиболее широко был известен его романс «Дитя и роза», несколько раз переиздававшийся нотным издательством «Эвтерпа».

В период активной богемной жизни Кузмин не чуждался театральной подёнщины. В 1910-1911 вместе с Мейерхольдом и художником Сапуновым был художественным руководителем «Дома интермедий» — театра малых форм в особняке Дервиза на Галерной. Среди многообразных его драматических опытов преобладают балеты в гривуазном духе и исполненные лукавства пасторали, как правило, предназначавшиеся для любительского театра и кабаре. Для труппы Комиссаржевской им написана «Комедия о Евдокии из Гелиополя» (1907), для «Дома интермедий» — «Голландка Лиза» (1911), для суворинского Малого театра — оперетта «Забава дев» (1911), для Интимного театра — «Выбор невесты» (1913), для домашнего театра Е. Носовой — «Венецианские безумцы» (1914), для театра Таирова — пантомима «Духов день в Толедо» (1915) и т. д.

Будучи завсегдатаем всех петербургских театров, Кузмин на протяжении многих лет обозревал в периодических изданиях новые спектакли и другие события культурной жизни столицы. В книге «Условности» (Петроград: Полярная звезда, 1923) были собраны некоторые его критические статьи, связанные с искусством Серебряного века: о прозе, поэзии, изобразительном искусстве, музыке, театре, кино и даже о цирке.

По разнообразию метрики Кузмин превосходит большинство мэтров «Серебряного века». К примеру, «Александрийские песни» написаны свободным стихом, что для русской поэзии было в новинку. По заключению Вяч. Вс. Иванова, «метры Кузмина оказываются не только для поздней Ахматовой, но и для других поэтов этого времени источником постоянных новшеств».

После революции Михаил Кузмин решил остаться в России и со временем превратился в авторитетного мэтра для нового поколения ленинградских поэтов и литераторов. Ради заработка принимал участие в театральных постановках в качестве музыкального руководителя, писал театральные рецензии. Пока приглашали, сотрудничал как композитор с созданным в 1919 Большим драматическим театром — написал музыку к спектаклям «Рваный плащ» С. Бенелли (1919), «Мнимый больной» Мольера, «Двенадцатая ночь» Шекспира (1921), «Земля» Брюсова (1922) и «Близнецы» Плавта (1923). Кузмину принадлежат русские тексты опер «Водовоз» Керубини, «Волшебная флейта», «Воццек», «Песни о земле» Малера.

В 1922-1923 Кузмин был лидером группы «эмоционалистов» (Радлова, Юркун и др.), которая издавала под его редакцией литературный альманах «Абраксас». Эмоционализм понимался Кузминым как «проясненная и умиротворенная разновидность экспрессионизма». Поздние кузминские пьесы для чтения («Прогулки Гуля», «Смерть Нерона») строятся на переплетении значимых для автора реминисценций и мифологем, скомпонованных по принципу субъективной ассоциации.

Кузмин относительно спокойно, хотя и в тревоге за своих близких, пережил начало политических репрессий. Возможно, свою роль в этом сыграла давняя, ещё с гимназических времен, дружба с Г. В. Чичериным — наркомом иностранных дел СССР. Печатали его всё реже: в конце 1920-х ежегодно публиковалось не более 2-3 новых стихотворений Кузмина.

В 1929 чудом пробил стену идеологической цензуры последний его поэтический сборник — «Форель разбивает лёд», ставший, по оценке последовательницы Кузмина Елены Шварц, его «шедевром и, может быть, оправданием жизни».

Со второй половины 1920-х Кузмин (как и многие другие отлучённые от публикации авторы «серебряного века») зарабатывал на существование преимущественно переводами (в том числе эквиритмическими): среди наиболее заметных работ — «Метаморфозы» Апулея (перевод стал классическим), сонеты Петрарки, восемь пьес Шекспира, новеллы Мериме, стихи Гёте и Анри де Ренье. По приглашению Максима Горького участвовал в составлении планов французской секции издательства «Всемирная литература», редактировал собрание сочинений Анатоля Франса (также активно им переводившегося).

В течение 60 лет (с 1929 по 1989) книги Кузмина в СССР не издавались. Ряд его поздних произведений, по-видимому, не сохранился: романы «Римские чудеса» (сохранились две опубликованные главы), «Пропавшая Вероника», практически не известно стихотворений последних 7 лет жизни. Оставшиеся после Кузмина рукописи были переданы решением суда его домохозяйке В. К. Амброзевич (мать Юркуна); дальнейшая судьба большинства из них неизвестна.

Михаил Алексеевич Кузмин умер от воспаления лёгких 1 марта 1936 года в Куйбышевской (Мариинской) больнице в Ленинграде.

Биография (вариант 1, автор неизвестен)

Кузмин Михаил Алексеевич

Кузмин Михаил Алексеевич (6 (18) октября 1872, Ярославль — 1 марта 1936, Ленинград) — русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор.

Родился в дворянской старообрядческой семье, отец — морской офицер, мать из помещичьей семьи, была внучкой французского актёра Жана Офреня, что отчасти пробудило в Кузмине интерес к западноевропейской культуре. Вскоре после рождения Михаила семья перебралась в Саратов, где и прошло ранней детство Кузмина. Учился в Саратовской гимназии (той же, в которой в свое время учился Чернышевский).

С 1884 года семья перехала в Петербург. Здесь еще в гимназические годы, Кузмин познакомился с Г. В. Чичериным, впоследствии наркомом иностранных дел советской России, который стал его близким другом и оказал на Кузмина огромное влияние. Летом 1891 года, после окончания гимназии, Кузмин поступил в консерваторию, где был учеником Н. А. Римского-Корсакова, однако проучился там лишь три года из предполагавшихся семи. Музыкальные увлечения Михаила Кузмина выливались в сочинение многочисленных произведений, преимущественно вокальных. Он пишет много романсов, а также опер на сюжеты из классической древности, а также выступает как пианист (впоследствии — как автор и исполнитель музыкальных произведений на свои слова).

Читайте также  Краткая биография галкин

времени. Эллинистическая Александрия надолго стала источником для его писаний, как в музыке, так в литературе. Такое же сильное влияние оказало на Кузмина краткое пребывание в Италии, где, изучая церковную музыку, он пробыл с апреля по июнь 1897 года, побывав проездом также и в Германии. Восхищение культурой Италии осталось у Кузмина до конца жизни, а его знания о ней, особенно о Риме эпохи раннего христианства и гностицизма, были необыкновенно широки. Позднее Михаил Кузмин, увлекшись старообрядчеством, много путешествовал по русскому Северу, жил в олонецких и поволжских старообрядческих скитах.

В последствии Михаил Кузмин обосновался в Петербурге, поддерживал дружеские отношения с художниками группы «Мир искусства». Эстетика мирискусников оказала влияние на его литературное творчество. Первые стихотворения Кузмина, дошедшие до нас, датируются зимой 1897 года, хотя писать он начал значительно раньше. Но дебютировал в печати лишь в 1904 в полулюбительском «Зелёном сборнике стихов и прозы», где Кузмин опубликовал цикл стихотворений «XIII сонетов», а также оперное либретто. На стихи Кузмина обратил внимание Брюсов и привлёк его к сотрудничеству в символистском журнале «Весы». Именно Брюсов убедил Кузмина заниматься прежде всего литературным, а не музыкальным творчеством.

В 1906 Кузмин опубликовал в «Весах» стихотворный цикл «Александрийские песни» и философски-публицистический роман «Крылья». В 1907 появились его следующие прозаические вещи «Приключения Эме Лебёфа», «Картонный домик», цикл стихов «Любовь этого лета», а в 1908 году вышла его первая книга стихов «Сети», куда вошли также «Александрийские песни». Дебюту Кузмина сопутствовал громкий успех и сочувствие со стороны критиков-модернистов, в то же время роман «Крылья» вызвал скандал из-за первого в русской литературе нейтрального описания гомосексуальных чувств и отношений (впрочем, вполне целомудренного).

С этого времени Михаил Кузмин прочно вошел петербургский литературный мир, познакомившись и сблизившись со многими поэтами-символистами — Блоком, Белым, Брюсовым и другими. Начал сотрудничать с издательством «Скорпион», продолжал публиковаться в «Весах». С весны 1906 года он стал регулярно посещать «башню» Вяч. Иванова, куда сходился весь артистический Петербург, и где огромной популярностью пользовались исполняемые Кузминым стихи, положенные на его же музыку.

В начале 1909 года Михаил Кузмин знакомится с молодыми поэтами — Н. Гумилевым, А. Толстым, О. Мандельштамом.

«Золотым руном», несмотря на бойкот этого издания со стороны ведущих сотрудников «Весов». В июле 1909 года он входит в круг будущих авторов журнала «Аполлон», в котором в дальнейшем будет активно сотрудничать и вести критическую рубрику «Заметки о русской беллетристике». В это время он тесно сближается с Гумилевым. Когда был создан «Цех поэтов», объединивший ряд молодых авторов, Кузмин изредка посещал его собрания. Но он всегда отделял себя от формальных связей с «Цехом» и акмеизмом, и более того, часто критиковал саму акмеистическую школу. Более того, отношение Кузмина к футуризму было более заинтересованным, нежели к акмеизму.

В этот период Михаил Кузмин также активно выступает с исполнением своих песенок. Он был частым посетителем кафе «Бродячая собака», где выступал с эстрады, а после закрытия «Бродячей собаки» Кузмин стал завсегдатаем «Привала комедиантов» где также выступал как поэт и музыкант. Выступая с поэтическими концертами, Кузмин часто прибегал к музыкальному сопровождению, мелодекламировал (впрочем, негромко), что было тогда в большой моде, а иногда аккомпанировал себе на гитаре. Некоторые свои стихи он клал на музыку собственного сочинения и исполнял их вполголоса как романсы. Наиболее широко был известен его романс «Дитя и роза» — несколько раз переиздававшийся нотным издательством «Эвтерпа». Этот романс прочно вошёл в репертуар военного Петрограда и исполнялся многими артистами до конца 30-х годов.

В августе 1912 года в издательстве «Аполлон» вышла вторая книга стихов Кузмина «Осенние озера». В 1914 году третий сборник «Глиняные голубки». В 1914 – 1915 годах Кузмин принимает участие в сенсационных по тому времени двух первых альманахах «Стрелец», в которых были опубликованы стихи Сологуба и Маяковского, Кузмина и Д. Бурлюка, а также других символистов и футуристов.

приспосабливаться привело его в конце концов почти к полной изоляции в литературной жизни конца двадцатых и всех тридцатых годов. При этом сам Кузмин не допускал для себя мысли об эмиграции, считая, что только в России он может жить и работать.

В 1918 году выходит сборник стихов Кузмина «Вожатый», в 1919 году выходит отдельное издание «Александрийских песен» и роман о жизни Калиостро. 1921 год принес еще два сборника стихов — «Эхо» и «Нездешние вечера». Но, несмотря на такую активность, Кузмина постоянно преследуют финансовые трудности, от которых он не смог избавиться до конца жизни. Кузмин постоянно отказывался от регулярной службы в госучреждениях и был вынужден более тесно сотрудничать с различными издательствами и и зданиями.

—1930-е годы Кузмин, как и многие писатели в советский период, был вынужден зарабатывать на жизнь многочисленными переводами: среди наиболее заметных работ — «Метаморфозы» Апулея (перевод стал классическим), сонеты Петрарки, восемь пьес Шекспира, новеллы Мериме, стихи Гёте и Анри де Ренье. Не всё опубликовано, в том числе полный перевод «Дон Жуана» Байрона. Перевод (возможно, полный) сонетов Шекспира утрачен в годы войны. Также по приглашению Горького, Михаил Кузмин сотрудничал с издательством «Всемирная литература», в котором участвовал в составлении планов французской секции издательства, переводил прозу А. Франса и редактировал его собрание сочинений. Последняя книга собственных стихотворений Михаила Кузмина «Форель разбивает лёд» вышла в 1929. Ряд его поздних произведений, по-видимому, не сохранился: романы «Римские чудеса» (сохранились две опубликованные главы), «Пропавшая Вероника», известно очень мало стихотворений последних 7 лет жизни.

В феврале 1936 Михаил Кузмин заболел воспалением легких и умер в Мариинской больнице 1 марта 1936. Похоронен на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

КУЗМИН Михаил Алексеевич

КУЗМИН Михаил Алексеевич ( 6.10.1872, Ярославль — 1.3.1936, Ленинград) — поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, композитор.

Родился в дворянской семье. Отец — отставной морской офицер, по линии матери ( урожд. Федоровой) в роду — французский актер и театральный педагог конца XVIII — начала XIX в. Жан Риваль ( театр. псевдоним — Офрен). Оба родителя Кузмина — из семей старообрядцев. Крещен он был в церкви Рождества Христова в Ярославле.

Примерно через год после рождения Кузмина семья переехала в Саратов, где он окончил подготовительный и первый классы гимназии. С 1885 жил в Петербурге, где в 1891 завершил гимназическое образование и поступил в консерваторию ( проучился три года по классу композиции). В 1895−96 совершил длительное путешествие по Египту, а в 1897 — по Италии.

Возвратясь в Россию, сблизился со старообрядцами, на несколько лет удалился в монашеские скиты северных губерний. Изучал церковную музыку, интересовался бытовой эстетикой старообрядчества и древними иконами. Другая область, постоянно интересовавшая Кузмина — западноевропейская музыка и литература ( Кузмин хорошо владел французским, английским, итальянским языками, читал и на других языках). Органичное сочетание рафинированной европейской образованности и русской народно-поэтической культуры — уникальная примета эрудиции и художественного мышления Кузмина.

В начале 1900-х Кузмин стал участником петербургского кружка « Вечера современной музыки», близкого художественному объединению « Мир Искусства», вошел в столичную литературно-артистическую среду. Дебютировал в печати в 1905 циклом сонетов и драматической поэмой, после чего был замечен В. Брюсовым и приглашен к постоянному сотрудничеству в символистском журнале « Весы». С 1906 становится одной из самых заметных фигур литературно-артистической жизни Петербурга и — шире — русской культуры серебрянного века. На протяжении творческого пути был в той или иной мере близок к разным поколениям « новой поэзии» ( символизму, акмеизму, отчасти футуризму, поэтическим школам 20-х), при этом не становясь участником группировок и сохраняя творческую самостоятельность. Незлобивость, отсутствие нередкой у больших художников мании величия, замечательная контактность Кузмина позволяли ему поддерживать хорошие творческие отношения с широким кругом музыкантов, литераторов, живописцев, актеров.

Кузмина отличал беспрецедентный даже по меркам серебряного века творческий универсализм. Музыка к ряду постановок Александринского, Суворинского театров, театра ; несколько оперетт, комических балетов, вокальных циклов; широкий круг литературных переводов ( сонеты Шекспира и его пьеса « Буря», проза Апулея и Боккаччо, произведения Реми де Гурмона, Д’Аннунцио, Анри де Ренье и др.); книга литературно-критической прозы « Условности»; богатый арсенал прозаических жанров: сказки, легенды, исторические « картинки», авантюрные рассказы и повести, стилизованные « жизнеописания» — вот лишь беглый перечень разнохарактерных творений Кузмина. Однако подлинную славу принесла Кузмину его лирическая поэзия.

Кузмин — поэт нетрагических сторон жизни. Для него крайне нехарактерны интонации эпитафии, оды, элегии, трагедии, сатиры. Сам поэт предпочитал называть свои лирические произведения « песнями» или даже « песеньками», соединяя в этом слове семантику концертного номера, любительской импровизации и бесхитростного музицирования « для себя». В отличие от своих современников-символистов, Кузмин отказывается от претензии на роль демиурга своей собственной судьбы: его лирический герой послушен внешней воле, он — «радостный путник», не заглядывающий за горизонт, но любующийся богатством и разнообразием чудес Божьего мира. «Человек культуры», Кузмин в своем творчестве являет любовное, бережное отношение к разным ликам искусства прошлых эпох. Само лирическое переживание в его поэзии часто сопрягается с восприятием искусства той или иной эпохи: античности и Возрождения, французского XVIII века и русского старообрядчества. Исповедуя принципы « прекрасной ясности», Кузмин любит изящную игру предметными подробностями, выводящую поэта за пределы символизма и предвещающую стилистику акмеизма. Поэт стремится заразить читателя своей влюбленностью в эстетизированный быт, насыщая стихи « милыми мелочами» обыденной жизни. Мир вещей становится у него не периферийной сферой, а равноправным человеку объектом лирического переживания.

Читайте также  Краткая биография барто

Поэтика Кузмина — это поэтика радостной легкости, изменчивости, обслуживающая постоянство его мироощущения: ясную и спокойную веру в мудрость мироустройства. Любовь — главная тема всей лирики Кузмина — одновременно оказывается единственным и потому могущественным источником детерминизма в его творчестве.

Лучшими лирическими книгами дореволюционного этапа творчества Кузмина стали сборники « Сети» и «Вожатый». Позднее творчество 1920-х мало чем напоминает певца « прекрасной ясности». Оно сопоставимо не столько с серебряным веком русской поэзии, сколько с европейским модернизмом первой трети века, в особенности с немецким экспрессионизмом. В последней книге лирики « Форель разбивает лед» используются изощренные метафорические ходы, резко усложняется композиция лирических циклов, строящихся на глубоко субъективных культурно-исторических ассоциациях. И все же «кузминская нота» в поэзии серебряного века — это прежде всего нота доверия к индивидуальности, радостного воодушевления, праздничности: «Сегодня праздник:// все кусты в цвету,// поспела смородина// и лотос плавает в пруду как улей!» ( из цикла « Александрийские песни»).

Одно из стихотворений Кузмин посвятил Ярославлю.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. – М.: Новое Литературное Обозрение, 1995;

Богомолов Н.А., Малмстад Дж. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. – М.: Новое Литературное Обозрение, 1996. (То же – М.: Молодая гвардия, 2013. Серия ЖЗЛ.)

Собр. соч., т. 1-9. – Пг., 1914-1918.

Сети. Первая книга стихов. – М., 1908.

Стихотворения. Поэмы. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989.

Избранные произведения. – Л.: ИХЛ, 1990.

Арена. Избранные стихотворения. – СПб.: Северо-Запад, 1994.

Подземные ручьи. Избранная проза. – СПб.: Северо-Запад, 1994.

Проза и эссеистика. В 3-х тт. – М.: Аграф, 1999.

Дневник. 1905. 1906. 1907. – М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000.

Дневник. 1908 – 1915. – М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009.

Дневник 1934 года. – М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.

Кузмин, Король эстетов

«Король эстетов», «законодатель мод», «русский Брюммель» – так называли современники известного поэта Серебряного века Михаила Алексеевича Кузмина (1872–1936).

Был Кузмин настолько необычен, эпатажен, что биография его еще при жизни обросла невероятными и зачастую взаимоисключающими подробностями. Поговаривали, что был он старообрядцем, что учился у иезуитов. В Париже он будто бы танцевал канкан с моделями Тулуз-Лотрека, а в итальянском монастыре, где он якобы провел послушником три года, носил вериги. А еще про него говорили, что служил он «малым» в мучном лабазе, участвовал в «Союзе русского народа» и был обладателем 365 жилетов!

Достоверных фактов его жизни известно тоже немало. Детские годы будущего поэта связаны с Саратовом. Здесь, около десяти лет, с 1874 года, жила его семья. Отец Алексей Алексеевич, бывший моряк, служил в Саратовской судебной палате. За это время Кузмины несколько раз сменили квартиру. Жили они то у староверов Медведевых на Пешке у старого собора, то в доме Бодиско у Плацпарада на Аничковской (ныне Рабочей) улице. Затем были дом Ларионовых на той же Аничковской улице и дом Смирнова на Армянской (сейчас Волжской) улице.

Память Михаила Кузмина сохранила множество колоритных фрагментов своего саратовского детства. Семья Ларионовых, по его мнению, напоминала персонажей Достоевского. «Отец – спившийся музыкант из благородных. Он был композитор, написал несколько романсов, танцев и все время (лет 20) писал оперу «Барышня-крестьянка», которую всем, даже мне, восьмилетнему, играл, – зафиксировал поэт в своем «Дневнике 1934 года». – Он знал языки и литературу, был талантлив, но решительно никуда не годен. Потому ли он пил, что был негоден, потому ли был негоден, что пил, нельзя было разобрать. Думаю, что музыка его была дилетантская. Он был с длинными волосами, с бородкой, всегда валившимся пенсне и в спускающихся брюках, какое-то предвосхищение Луначарского, но с большей талантливостью и грацией». Надо сказать, что, по крайней мере, одна творческая удача у этого композитора все-таки была: он автор всемирно известной песни «Калинка».

Прямо перед окнами дома была католическая семинария, и мальчик видел, как юные семинаристы «в рясках» бегали по саду и играли в лапту. Миша завидовал им, потому что у них «нет мамок и нянек». Завидовал тому, что каждый из них «. мечтает о доме, который ему представляется лучшим, чем мне, живущему дома. Я завидовал мечте о доме», – так позже Кузмин сформулирует свои противоречивые чувства, рождавшиеся в его детской душе. Наверное, он действительно тогда ощущал себя одиноким в недружной семье, где отец был деспотичным и уже пожилым человеком, а мать Надежда Дмитриевна, вечно обремененная заботами о многочисленных детях, вероятно, уделяла ему недостаточно внимания.

Через сад и нижние улицы была видна и Волга, то с «бесконечными зелеными лугами за нею (а по ним передвигаются тени от облаков), то залитая лунным светом, всегда с пением издали». А какие заповедные места в окрестностях Саратова знал мальчик! Кузмины несколько лет подряд снимали дачи в районе Бараникова оврага. Незадолго до смерти Михаил Алексеевич напишет настоящий поэтический гимн саратовским оврагам: «Нигде не было так много шиповника и бабочек. Какие краски, какие махаоны, подалириусы, аполлоны, марсы, траурные и какие-то сумеречные, толстые, как большой палец, серые с розовым, серые с оранжевым! И ночные. И летучие мыши. Ночи там были черные, как сажа и жаркие, как печка, и все запахи, и мириады светляков. Цветы целыми огромными полянами, незабудки так незабудки, колокольчики так колокольчики, душистый горошек и ландыши. В последнем овраге был даже ковыль. Потом везде полынь, мята и богородичная травка, как в аптеке или в английском бельевом комоде».

А потом был Санкт-Петербург, родина матери, куда в 1884 году уехала семья. Дома у Кузминых нередко звучала музыка. Мать Михаила хорошо знала пять опер и часто исполняла их на рояле, а также свои любимые вальс, польку, мазурку, кадриль, лансье. Поэтому не удивительно, что юный Кузмин увлекался музыкой и всерьёз готовился стать композитором, учился в консерватории у Николая Андреевича Римского-Корсакова и Анатолия Константиновича Лядова. Стихи он начал сочинять случайно – по собственному признанию, не мог найти подходящих слов для своей музыки. Брюсов посоветовал ему писать самому. Кузмин попробовал, и сразу получилось.

Вот как сам несостоявшийся композитор объяснил своё обращение к поэзии: «И легче, и проще. Стихи так с неба готовыми и падают, как перепела в рот евреям в пустыне. Я никогда ни строчки не переписываю». Так, неожиданно, в 33 года Кузмин стал поэтом. Вскоре начали выходить его поэтические сборники: «Сети» (1908), «Осенние озера» (1912), «Вожатый» (1918), «Нездешние вечера» и «Эхо» (1921), «Парабола» (1923), «Форель разбивает лед» (1928) и другие.

Как многие талантливые люди, Кузмин был отмечен «бытовыми» странностями. Он, например, не переносил продовольственных запасов, считая это дурной приметой. Как-то женщина, которая вела у него хозяйство, выменяла в голодном Петрограде во время гражданской войны четыре бутылки подсолнечного масла и несколько фунтов сахара. Невзирая на слезы и мольбы Кузмин вылил масло в раковину, оставив только одну бутылку, а сахар раздал детям на улице.

После революции поэт всё меньше публикует свои стихи, а затем и совсем перестал их публиковать. Подчеркнутый эстетизм, утонченность певца «нездешних вечеров» не вписались в стилистику эпохи, воспитывавшую нового человека с крепкими мускулами и нервами. Михаил Алексеевич занялся переводами, принимал участие в театральных постановках в качестве музыкального руководителя, писал театральные рецензии. До сих пор мы читаем в его переводе «Золотого осла» Апулея, сонеты Петрарки.

Репрессии тридцатых годов обошли Кузмина. Вероятно, его спасла дружба (еще по петербургской гимназии) с наркомом иностранных дел РСФСР Георгием Васильевичем Чичериным. Но имя Кузмина на полвека было забыто. Только в 1980-е годы стали появляться публикации о нем и переиздаваться его произведения.

Наталия Самохвалова, Государственный архив Саратовской области

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: