Краткая биография марло
Биография Кристофера Марло
Кристофер Марло – английский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи, благодаря которому в Англии получил распространение не только рифмованный, но и белый стих – родился в один год с Шекспиром (1564) в семье сапожника из Кентербери, крещён 26 февраля 1564 года.
До 1580 посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение. Затем с марта 1581 учился как стипендиат архиепископа Паркера в Кембриджском университете. В Кембридже Марло сблизился с Томасом Нэшем и Томасом Уолсингемом, племянником члена Тайного совета Ф. Уолсингема. Марло окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром (1584), а затем — вероятно, по протекции Уолсингема-старшего — магистром (1587).
Связь Марло с Уолсингемом, по-видимому, объясняет вольности в его поведении ещё во время учёбы в Кембридже. Например, с середины 1584 в документах университета отмечаются продолжительные отлучки Марло. Однажды он побывал в родном Кентербери, но куда он ездил в остальных случаях (например, с февраля по июнь 1587), точно неизвестно. Тайный совет потребовал от руководства университета допустить Марло к выпускным испытаниям, ссылаясь на то, что «он хорошо поработал на благо королевы» во время пребывания на континенте. Предполагается, что Марло собирал во Франции сведения о деятельности английского католического подполья, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I. По возвращении с континента Марло стал тратить крупные суммы на выпивку и хороший стол.
В 1592 Марло был задержан властями Соединённых провинций в портовом городе Флиссингене и обвинён в фальшивомонетничестве. Его выслали в Англию, где он должен был предстать перед лордом Бёрли; по возвращении на родину никаких обвинений ему предъявлено не было. Биографы Марло связывают этот эпизод с его разведывательной деятельностью.
Пользуясь своими обширными связями, Кристофер Марло переехал в Лондон, где занялся активной литературной деятельностью. Он сблизился с т. н. «университетскими умами», кругом драматургов, писавших для общедоступного театра, куда входили поэты Д. Лили, Т. Нэш, Р. Грин, Дж. Пил и Т. Лодж. В английской столице за ним закрепилась репутация курильщика, распутника, скандалиста, дуэлянта, колдуна, вольнодумца и содомита. Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух», которая пользовалась таким колоссальным успехом, что Марло вынужден был написать её продолжение (чего раньше на лондонской сцене не случалось). В этой пьесе в полной мере проявился вкус Марло к напряжённой экспрессии, к живописной экзотике и сценическим эффектам.
Приблизительно с этого времени его отношения с правительством резко меняются. Вольнодумный кружок У. Рэйли, в который вступил Марло, не был на хорошем счету у правительства. Считалось, что там проводились некие кощунственные обряды. В мае 1593 в Лондоне произошли волнения, в которых участвовали католики и протестанты. В городе распространялись памфлеты с выпадами против рабочих-иммигрантов из Фландрии. Тайный совет искал авторов этих воззваний среди лондонской литературной богемы. Были произведены обыски, в том числе на квартире, которую Марло делил с драматургом Томасом Кидом. Среди его бумаг были обнаружены заметки, содержащие крамольные и даже атеистические высказывания.
Томас Кид, помещённый в тюрьму, под пытками показал, что бумаги принадлежали Марло и остались от совместной работы над пьесой два года назад. Был или не был Марло тайным агентом, формально совет должен был допросить его, тем более что королева оставила на рапорте резолюцию: «Довести расследование до конца». Поэта, гостившего у Томаса Уолсингема в поместье Скедбери (Кент), вызвали на заседание Тайного совета 20 мая 1593, но не арестовали, а лишь велели каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу. Однако допрос, вероятно, не состоялся, так как через 10 дней Марло убили.
Кристофер Марло был зарезан в таверне Дептфорда 30 мая 1593 года. Его тело было предано земле 1 июня там же. По поводу обстоятельств и причин смерти поэта до сих пор существуют противоречивые версии. Некоторые исследователи считают, что бытовая ссора, приведшая к фатальному исходу, была подстроена. По этой версии поэт намеревался уехать из Англии через Дептфорд, но правительство решило помешать этому ввиду его причастности к секретам английской разведки.
Кристофер Марло — единственный современник, которого Шекспир прямо цитирует в одном из своих сочинений. Когда в Лондоне был опубликован памфлет, поносивший Марло и Шекспира за дурновкусие, оба поэта парировали обвинения лёгкими эротическими поэмами в классицизирующей, овидиевской манере («Геро и Леандр» Марло и «Венера и Адонис» Шекспира).
Одна из конспирологических версий исследователей т. н. «шекспировского вопроса» приписывает Марло (якобы не погибшему в 1593 г.) произведения, известные под именем Шекспира. Согласно этой версии, смерть Марло была инсценирована им самим, возможно, при содействии Уолсингема.
Марло внёс большие изменения в английскую драму. До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды. Он первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. Марло преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха, существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии. Он начал более свободно, чем его предшественники, обращаться с ударными слогами: трохей, дактиль, трибрахий и спондей заменяют у него властвовавший у его предшественников ямб. Этим он приблизил трагедию к классической драме типа Сенеки, популярной тогда в английских университетах. Современников поражал мощный, полный аллитерационных повторов стих Марло, звучавший для елизаветинской эпохи свежо и необычно.
Главные герои произведений Марло — борцы с огромным честолюбием и грандиозной жизненной энергией. Герои Марло неоднозначны, они вызывали у зрителей одновременно ужас и восхищение. Он восстаёт против средневекового смирения человека перед силами природы, против смиренного принятия жизненных обстоятельств. Пьесы Марло были рассчитаны на то, чтобы поражать современников неожиданными театральными эффектами.
Пьесы Кристофера Марло:
«Дидона, царица Карфагена» («Dido, Queen of Carthage», совместно с Т. Нэшем, около 1583)
«Тамерлан» («Tamburlaine», около 1587)
«Доктор Фауст» («Doctor Faustus», около 1588-89)
«Мальтийский еврей» («The Jew of Malta», 1589)
«Эдуард II» («Edward II», 1592)
«Парижская резня» («The Massacre at Paris », 1593)
МАРЛО, КРИСТОФЕР
МАРЛО, КРИСТОФЕР (Marlowe, Christopher) (1564–1593), английский поэт и крупнейший после Шекспира драматург елизаветинской эпохи. Родился в феврале 1564 в Кентербери (графство Кент). Его отец, Джон Марло, по профессии сапожник, был почетным гражданином города.
Единственный лист, сохранившийся от списков стипендиатов кентерберийской Королевской школы, свидетельствует о том, что Марло до поступления в университет получал в этой школе стипендию. Согласно архивам Корпус-Кристи-колледжа Кембриджского университета, он окончил школу в 1580 и получал в колледже стипендию, учрежденную несколькими годами раньше архиепископом М.Паркером. Поскольку записи о выплатах стипендии в отсутствие стипендиата не производились, можно заключить, что сначала Марло занимался усердно, но в последние годы часто уезжал из Кембриджа. Марло без труда получил степень бакалавра в 1584, но в 1587 году ученый совет отказал в присуждении ему степени магистра, сделав это лишь после специального распоряжения королевского Тайного совета. Англия готовилась выступить против испанской Непобедимой армады, и, по-видимому, молодой поэт был каким-то образом связан с британской разведкой. Это предположение подтверждается и загадочными обстоятельствами его убийства шесть лет спустя.
Получив степень магистра, Марло почти сразу отправился в Лондон, где вошел в первую в истории английской литературы группу профессиональных драматургов, за которыми закрепилось название «университетские умы» (Д.Лили, Т.Нэш, Р.Грин, Дж.Пил и Т.Лодж). Он привез в Лондон рукопись первой части трагедии Тамерлан (Tamburlaine), написанной, вероятно, еще в Кембридже.
Бурная личная жизнь Марло отразилась и в его произведениях. Несдержанный на язык, он нажил себе немало врагов. 30 мая 1593 Марло был убит в драке в дептфордской таверне «Дейм Элеанор Булл» близ Лондона. Перед этим у него возникли неприятности с властями – его даже вызывали в Тайный совет. Возможно, причиной убийства послужила некая интрига, связанная с его секретной службой. Марло похоронен в дептфордской церкви св. Николая.
Самая известная, хотя и не лучшая пьеса Марло Тамерлан (часть 1 – 1587, часть 2 – 1588) посвящена истории безвестного скифского пастуха, ставшего властелином мира. Первая английская трагедия, написанная блестящим, виртуозным белым стихом, Тамерлан ознаменовал начало нового периода в английской драме. Благодаря мощному драматизму, звучности стиха, поэтической изысканности пьеса имела оглушительный успех; поток цитат, подражаний и пародий не иссякал многие годы.
Следующими пьесами Марло были, скорее всего, Мальтийский еврей (The Jew of Malta) и Доктор Фаустус (Doctor Faustus). Текст обеих пьес, к сожалению, испорчен как небрежными переписчиками, так и переделками для театральных постановок, но следов руки автора достаточно, чтобы дать представление о величии и красоте первоисточника. Герой Мальтийского еврея – пьесы, несомненно повлиявшей на Венецианского купца Шекспира, – еврей-купец, богатый и коварный; его замыслы терпят крах, дочь бежит к христианину, а сам он разоряется.
Лучшим произведением Марло большинство критиков считает Доктора Фауста. Это первая из двух великих драм, основанных на истории реального лица – доктора Иоганна Фауста из Гейдельберга (в архивах Гейдельбергского универститета есть запись о присуждении ему степени бакалавра в 1509), который, как гласит легенда, продал душу дьяволу. Источником пьесы Марло послужила народная немецкая Книга о Фаусте, английский перевод которой вышел в 1592. Впрочем, некоторые данные свидетельствуют о том, что пьеса написана в 1588–1589. В таком случае не знавшему немецкого Марло был доступен более ранний, не дошедший до нас перевод Книги о Фаусте. И.В.Гёте, использовавший тот же сюжет в своей трагедии Фауст, очень высоко ставил пьесу своего английского предшественника. В сколь бы поврежденном виде ни дошел до нас текст Марло, в нем сохраняются первоначальная сила чувств, мастерство сюжетного построения и великолепие стиха. Особенно впечатляет последняя сцена, где всего за несколько минут сценического действия разворачивается драма человека, душа которого обречена на вечную гибель.
Последняя из значительных пьес Марло, Эдуард II (Edward the Second), отличается от всего написанного им прежде сдержанностью манеры, свидетельствующей о творческой зрелости автора. Цельность сюжета, стройность композиции, глубокое проникновение в психологию, особенно женскую, при отсутствии ходульной риторики – все говорит о том, что перед гибелью поэт достиг расцвета своего дарования. В Эдуарде II Марло впервые проявляет интерес к теме романтической любви. Вместе с тем эта пьеса – один из первых серьезных успехов английской исторической драмы. Она основана главным образом на сведениях из Хроник (1577) Р.Холиншеда (ум. ок. 1580). По сравнению с ней две более поздние трагедии Марло – Дидона, царица Карфагена (Didona, Queen of Carthage) и Парижская резня (The Massacre at Paris) – не имеют сколько-нибудь серьезной ценности.
Несомненен талант Марло и в области недраматической поэзии, хотя он оставил всего две поэмы – Геро и Леандр (Hero and Leander) и Страстный пастух – своей возлюбленной (The Passionate Shepherd to His Love), причем в первой Марло принадлежат только две песни, а остальные были дописаны после смерти Марло его другом Дж.Чапменом.
Влияние Марло на Шекспира уже давно не вызывает сомнений; подражания и реминисценции из его сочинений отмечены примерно в половине пьес и поэм Шекспира.
Марлоу, Кристофер
поэт, переводчик и драматург
Кристофер (Кит) Марло (англ. Christopher («Kit») Marlowe ), (26 февраля 1564, Кентербери — 30 мая 1593, Дептфорд) — английский поэт, переводчик и драматург елизаветинской эпохи, один из наиболее выдающихся предшественников Шекспира. Марло был незаурядной личностью, свидетельство чему не только его мощное поэтическое дарование, но и принадлежность к философскому кружку У. Рэли, члены которого, по-видимому, исповедовали весьма нетрадиционные для своего времени взгляды, ставя под сомнение бессмертие человеческой души.
Содержание
Биография
Марло родился 16 февраля 1564 г. в Кентербери, в семье сапожника. В родном городе посещал кентерберийскую Королевскую школу, затем учился в Кембридже. Окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром (1584), а затем — по-видимому, по протекции руководителя секретной службы Ф. Уолсингема — магистром (1587). Связь Марло с последним по-видимому и объясняет много вольностей в его поведении еще во время учебы в Кембридже. Так он мог спокойно покинуть Кембридж, как то было с февраля по июнь 1587 г. Никто не знал, где Марло всё это время находился. Это сошло ему с рук видимо не без покровительства влиятельных особ Лондона. Как утверждают многие исследователи биографии английского поэта и драматурга, в том числе и Е. Черняк в своей книге «Пять столетий тайной войны» по заданию Уолсингема Марло выполнял некую тайную миссию в Европе. Целью его было собрать подробную информацию о деятельности английского католического подполья во Франции, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I.
Позже Кристофер Марло переехал в Лондон и занялся активной литературной деятельностью. Тогда же вступил в кружок драматургов «Университетские умы», куда входили поэты Д. Лили, Т. Нэш, Р. Грин, Дж. Пил и Т. Лодж. Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух». Приблизительно с этого времени его отношения с правительством резко меняются. Вольнодумный кружок У. Рэйли, в который вступил Марло, не был на хорошем счету у правительства. Считалось, что там проводились некие богохульные обряды. Вскоре Марло по доносу обвинили в атеизме и хотели предать суду. 20 мая 1593 г. поэта вызвали на заседание Тайного Совета, но не арестовали, а лишь велели каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу. Но он так и не был вынесен. Через 10 дней Марло убили.
30 мая 1593 г. Марло был зарезан в одном из домов (по одной из версий — в таверне) города Дептфорда. Похоронен 1 июня в этом же городе. По поводу обстоятельств и причин смерти поэта до сих пор существуют противоречивые версии. Одни связывают убийство с шпионской деятельностью Марло, другие говорят о бытовой ссоре, приведшей к фатальному исходу. Гибель Марло также породила слухи о его причастности к секретам английской разведки. В этом деле действительно много странного, начиная от путаницы с точной датой смерти поэта (по одним данным — 30 мая, по другим — 1 или 2 июня) до имен убийц (их имена несколько раз менялись, а основные подозреваемые — Фризер, Скирс и Пули — считались агентами секретной службы, что и помогло им впоследствии уйти от наказания). Расследование преступления велось крайне неопрятно. Складывалось впечатление, что власти хотят быстрее замять это дело. Ведь смерть Марло была для них весьма кстати. Со смертью поэта можно было захоронить и многие тайны, о которых он знал, если считать, что он действительно работал на секретную службу. Ходили даже и вовсе невероятные слухи, что Уолсингем инсценировал смерть своего агента дабы спасти от суда и сохранить для дальнейшей работы! Но именно ему Марло был скорее нужен мертвым, нежели живым. В биографии Марло вообще много странного и загадочного. Одни считают его (с подачи антистратфордианцев) не предвестником Шекспира, а чуть ли не самим величайшим драматургом эпохи, не погибшим в 1593 г., а ставшим издаваться под псевдонимом Шекспира. Недаром один из исследователей биографии Марло К. Гофман заостряет внимание на схожести внешних черт одного из портретов Кристофера и портрета Уильяма Шекспира. Другие утверждают, что если Шекспир и был на самом деле, то он заимствовал или переделал (доработал) многие из пьес Марло, выдав за свои. Они пытаются это доказать тем, что большинство творений Шекспира начало появляться как раз после трагической гибели Марло, утверждая и то, что сюжеты некоторых пьес и стиль их написания якобы напоминают творчество Марло. Но конкретных доказательств пока нет.
Таким образом «шекспировский вопрос» остается открытым, что не умаляет заслуг Кристофера Марло как великого поэта и драматурга, умершего в расцвете лет.
Творчество
Марло внёс большие изменения в английскую драму. До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды. Он первым сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. Марло преобразовал стихотворную ткань драмы введением белого стиха, существовавшего до него лишь в зачаточном состоянии. Он начал более свободно, чем его предшественники, обращаться с ударными слогами: трохей, дактиль, трибрахий и спондей заменяют у него властвовавший у его предшественников ямб. Этим он приблизил трагедию к классической драме типа Сенеки, популярной тогда в английских университетах. Марло видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, определяющих судьбу персонажей, а во внутренних душевных противоречиях, раздирающих исполинскую личность, поднявшуюся над обыденностью и расхожими нормами.
Современников поражал мощный стих Марло, звучавший для елизаветинской эпохи свежо и необычно. М.Дрейтон назвал его вдохновение «прекрасным безумием, которое по праву и должно овладевать поэтом», чтобы он смог достичь таких высот.
Творчество Марло — титанический порыв, романтическая идеализация мощи, силы, разума. Персонажи его — борцы. Тамерлан, бывший пастух, появляется на сцене в триумфальной колеснице в сопровождении толпы побеждённых им царей. «Мальтийский жид» по имени Варавва борется с целым христианским миром за освобождение своей порабощённой нации и побеждает этот мир единственным доступным ему орудием — золотом. Фауст продаёт душу из-за жажды знаний и стремления владеть миром. Его Фауст, как и Люцифер Мильтона, преклоняется перед мощью разума, дерзновенно нарушает запрещение «вкушать от древа познания». Мечты и желания Фауста у Марло — целая программа экспансии, осуществляемой руками жадных авантюристов, начинавших свою социальную карьеру в Британии. Герои Марло неоднозначны, они вызывали у зрителей одновременно ужас и восхищение. Марло не только восставал против средневекового смирения человека перед силами природы, против средневекового мышления, но он также утверждал, что религия — орудие политики, выдуманное попами для эксплуатации невежественной массы, что пророки были фокусниками и обманщиками. Атеистом в полном смысле этого слова он не был, но с точки зрения того времени его считали опасным вольнодумцем, и преследований и ареста он избежал лишь вследствие своей преждевременной смерти. Его переводы «Элегий» Овидия были признаны «атеистическими» и сожжены палачом по приказу епископа кентерберийского.
КРИСТОФЕР МАРЛО (CHRISTOPHER MARLOWE. 1564-1593)
— прожил короткую жизнь, полную необыкновенных событий и приключений. Марло родился в семье ремесленника-башмачника. Окончив Кембриджский университет со степенью магистра, в 1587 г. он уехал в Лондон, стал актером. Марло принадлежал к так называемым «университетским умам», плеяде драматургов, сочетавших в своем творчестве гуманистические взгляды с традициями английского народного театра. Марло был известен как откровенный атеист, «богохульник» и еретик, ставящий человеческий разум и безграничные возможности личности выше догматов церкви. В биографии Марло до сих пор много неясного: по одной версии он являлся политическим агентом Тайного Совета, был связан со многими деятелями елизаветинской эпохи, принимал активное участие в заговорах и 30 мая 1593 г. был убит в трактирной драке. В историю Марло вошел как писатель, занимающий после Шекспира второе место в литературе английского Возрождения. Из наследия Марло до нас дошло семь пьес, ряд стихотворений, незаконченная поэма на мифологический сюжет «Геро и Леандр». Его драматургия проникнута духом вольнодумства, свободолюбия. Как подлинно ренессансный писатель, Марло воспевал свободу и независимость человека. Его творчество глубоко демократично: героями его лучших трагедий являются люди, вышедшие из низов общества, которые лишь благодаря собственной незаурядности становятся выдающимися личностями. Первое драматическое произведение Марло — трагедия «Тамерлан Великий» (пост. около 1587—1588, опубл. 1590). Исторический Тамерлан был человеком знатного рода. Но Марло делает героем своей пьесы простого скифского пастуха, который благодаря своим личным качествам — целеустремленности, воле и жажде власти — оказывается выше и значительнее царей. Однако, возвеличив простого человека, достигшего высот власти, создав образ «сильной личности», Марло в то же время указывает на гибельность безграничного индивидуализма для человеческой природы. Характерно, что, начиная с Тамерлана, Марло в последующих произведениях наделяет своих героев более человечными чертами — Варрава в трагедии «Мальтийский еврей» (1590), король Эдуард в трагедии «Эдуард II» (1591—1592), герцог Гиз в «Парижской резне» (1593). Еще в то время, когда литература английского Возрождения находилась «на взлете», Марло почувствовал, что та свобода человеческой личности, за которую выступали писатели и философы — его современники, на практике нередко осуществляет себя кровавым и жестоким путем. Марло понимал всю сложность создавшейся дилеммы, ее неразрешимость — отсюда и присущее ему глубокое трагическое мировосприятие, понимание бесперспективности устремлений его героев.
Трагическая история доктора Фауста (The tragical history of the life and death of Doctor Faustus. 1589)
— написана через год после опубликования в Германии «Народной книги о докторе Фаусте». Пьеса является вершиной творчества Марло. Фауст, подобно Тамерлану, стремится овладеть миром, но не с помощью оружия, а благодаря знаниям, которые смогут возвысить его над всеми остальными людьми, погрязшими в пошлости повседневного существования. Именно поэтому Фауст продает Душу дьяволу. Причем Фауст прекрасно знает, что загробной жизни не существует и что не следует бояться «адских мук». Однако и эта пьеса, подобно «Тамерлану Великому», пронизана противоречиями: свободолюбие Фауста, его нежелание подчиниться каким-либо законам перерастают в Цинизм и безверие, которые мучают Фауста. Вновь в творчестве Марло мы встречаем истинно ренессансного героя — сильного духом и гордого, который платит жизнью за желание стать выше прочих людей. Но, возвеличив романтического героя, Марло тут же развенчивает его. «Трагическая история доктора Фауста» — шедевр литературы Возрождения, насыщенный мыслями писателя, обогнавшего свое время.
Сочинения / Вступ. ст. и коммент. А.Парфенова.— М.: Гослитиздат, 1961.— 660 с.; Трагическая история доктора Фауста / Пер. Е. Бируковой; Вступ. ст. Л. Пинского.— М.: Искусство, 1959.— 93с. The complete works: In 2 vol. / Ed. by F. Bowers.— London ; New York : Cambridge univ. press, 1973; The tragical history of Doctor Faustus / Ed. by R. H. Robbins. — Brooklyn ; New York : Barren’s educational series, 1948.- XII, 152 p.
Морозов М.М. Кристофер Марло. — В кн.: Морозов М. М. Избранные статьи и переводы, М., 1954, с. 299—310; Овчинникова Ф. Г. Проблема героя в драматургии Марло.— Учен. зап. Ленингр. пед.’ин-та им. А.И.Герцена. Кафедра зарубежн. лит., 1958, т. 158, с. 55—93; Парфенов А. Т. Кристофер Марло.— М.: Худож. лит., 1964.— 220 с. Knoll R. E. Christopher Marlowe. — New York : Twayne, 1969.- 160 p.; Twentieth century interpretations of Doctor Faustus: A collection of critical essays / Ed. by W. Farnham. — Englewood Cliflfs: Prentice-Hall, 1969.- VI, 120 p.
Кристофер Марло биография. Поэт, драматург
Кристофер Марло был поэтом и драматургом, стоявшим на переднем крае драматического ренессанса 16 века.
Кто такой Кристофер Марло?
В то время как литературная карьера Кристофера Марло длилась менее шести лет, а его жизнь-всего 29 лет, его достижения, прежде всего пьеса «Трагическая история доктора Фауста», обеспечили ему прочное наследие.
Ранние годы
Кристофер Марло родился в Кентербери около 26 февраля 1564 года (в этот день он был крещен). Он поступил в Королевскую школу и получил стипендию, которая позволила ему учиться в колледже Корпус-Кристи в Кембридже с конца 1580 по 1587 год.
Марло получил степень бакалавра искусств в 1584 году, но в 1587 году университет колебался в предоставлении ему степени магистра. Его сомнения (возможно, возникшие из-за его частых отлучек или предположений, что он перешел в католичество и вскоре поступит в колледж в другом месте) были устранены или, по крайней мере, рассеяны, когда Тайный совет прислал письмо, в котором говорилось, что он теперь работает «над делами, касающимися блага его страны», и ему была присуждена степень магистра в соответствии с графиком.
Марло как тайный агент?
Характер службы Марло в Англии не был определен Советом, но письмо, отправленное в Кембридж, вызвало множество спекуляций, в частности теорию о том, что Марло стал секретным агентом, работающим на разведывательную службу сэра Фрэнсиса Уолсингема. Прямых доказательств в пользу этой теории нет, но из письма совета ясно следует, что Марло служил правительству в каком-то тайном качестве.
Сохранившиеся кембриджские записи того периода показывают, что Марло несколько раз подолгу отсутствовал в университете, гораздо дольше, чем позволяли школьные правила. И сохранившиеся счета столовой показывают, что он щедро тратил на еду и питье, находясь там, большие суммы, чем он мог себе позволить на свой известный стипендиальный доход. И то и другое может указывать на вторичный источник дохода, такой как секретная правительственная работа.
Но при скудных веских доказательствах и безудержных спекуляциях тайна, окружающая службу Марло королеве, вероятно, останется тайной. Шпион или нет, но, получив степень магистра, Марло переехал в Лондон и стал писать.
Ранняя писательская карьера
После 1587 года Марло был в Лондоне, писал для театра и, вероятно, также иногда занимался государственной службой. Считается, что его первая пьеса «Дидона, царица Карфагена» была опубликована только в 1594 году, но считается, что она была написана, когда он еще учился в Кембридже. Согласно записям, пьеса была исполнена Детьми Капеллы, труппой мальчиков-актеров, между 1587 и 1593 годами.
Второй пьесой Марло был двухсерийный «Тамерлан» (ок. 1587; опубликован в 1590). Это была первая пьеса Марло, поставленная на регулярной сцене в Лондоне, и одна из первых английских пьес в чистом стихе. Она считается началом зрелой фазы елизаветинского театра и была последней пьесой Марло, опубликованной перед его безвременной кончиной.
Между учеными существуют разногласия относительно порядка, в котором были написаны пьесы после «Тамерлана».
Некоторые утверждают, что пьеса «Доктор Фауст» быстро последовал за «Тамерланом», и что Марло затем обратился к написанию «Эдуарда II», «Парижская резня», и, наконец «Мальтийский еврей».
Пьесы
«Мальтийский еврей»
Мальтийский еврей (полностью Известная трагедия Богатого мальтийского еврея) с прологом, поставленным персонажем, представляющим Макиавелли, изображает еврея Барабаса, самого богатого человека на всем острове Мальта. Однако его богатство захвачено, и он борется с правительством, чтобы вернуть его, пока не погибнет от рук мальтийских солдат.
Пьеса закручена религиозными конфликтами, интригами и местью, и считается, что она оказала большое влияние на Шекспировского «Венецианского купца». Главный герой, Барабас, считается главным вдохновителем шекспировского Шейлока в «Купце». Пьеса также считается первой (удачной) Черной комедией или трагикомедией.
Барабас-сложный персонаж, который вызвал неоднозначную реакцию у зрителей, и были обширные дебаты по поводу изображения евреев в пьесе (как и в случае с шекспировским Купцом). Наполненная непристойными персонажами, пьеса также высмеивает сексуально озабоченных христианских монахов и монахинь и изображает пару жадных монахов, соперничающих за богатство Барабаса. Таким образом, «Мальтийский еврей» является прекрасным примером того, чем отчасти известны последние четыре произведения Марло: противоречивые темы.
«Эдуард II»
Исторический «Эдуард II» (полностью Беспокойное правление и Прискорбная смерть Эдуарда Второго, короля Англии, с Трагическим падением Гордого Мортимера) — это пьеса о низложении английского короля Эдуарда II его баронами и королевой, все из которых возмущены чрезмерным влиянием людей короля на его политику.
«Эдуард II»-это трагедия, в которой фигурирует слабый и ущербный монарх, и она проложила путь для более зрелых историй Шекспира, таких как Ричард II, Генрих IV и Генрих V.
Это единственная пьеса Марло, текст которой можно с уверенностью назвать рукописью автора, поскольку все другие пьесы Марло были сильно отредактированы или просто переписаны с спектаклей, а оригинальные тексты были утеряны в веках.
«Парижская резня»
«Парижская резня»-это короткая и мрачная работа, единственный сохранившийся текст которой, вероятно, был реконструкцией по памяти или «сообщенным текстом» первоначального представления. Из-за своего происхождения пьеса занимает примерно половину длины «Эдуарда II», «Мальтийского еврея» и каждой части «Тамерлана» и включает в себя в основном кровавое действие с небольшой глубиной характеристики или качественным стихом. По этим причинам пьеса была самой заброшенной в творчестве Марло.
Резня изображает события Варфоломеевской резни 1572 года, в которой французская королевская семья и католическая знать спровоцировали убийство и казнь тысяч протестантских гугенотов. В Лондоне агитаторы ухватились за его тему, чтобы пропагандировать убийства беженцев, событие, о котором пьеса устрашающе предупреждает королеву в своей последней сцене. Интересно, что предупреждение исходит от персонажа, которого называют «Английским агентом», персонажа, который, как полагают, является самим Марло, представляющим его работу в секретной службе королевы.
«Доктор Фауст»
Самая известная пьеса Марло-«Трагическая история доктора Фауста», но, как и большинство его пьес, она сохранилась только в искаженном виде, и когда Марло действительно писал ее, она была предметом споров.
Основанный на немецком «Фаустбухе», «Доктор Фауст» признан первой драматизированной версией легенды о Фаусте, в которой человек продает свою душу дьяволу в обмен на знание и власть. В то время как версии истории начали появляться еще в 4-м веке, Марло значительно отклоняется, поскольку его герой не может раскаяться и его контракт аннулируется в конце пьесы. Об этом его предупреждает еще одна вариация пересказа Марло- «Добрый ангел», но Фауст постоянно игнорирует советы ангела.
В конце концов Фауст, кажется, наконец раскаивается в своих поступках, но либо слишком поздно, либо просто неуместно, так как Мефистофель собирает свою душу, и ясно, что Фауст уходит с ним в ад.
Арест и смерть
Постоянные слухи об атеизме Марло наконец настигли его в воскресенье 20 мая 1593 года, и он был арестован именно за это «преступление». Атеизм, или ересь, был серьезным преступлением, за которое наказывали сожжением на костре. Однако, несмотря на тяжесть обвинения, он не был заключен в тюрьму или подвергнут пыткам, а был освобожден при условии, что будет ежедневно являться к судебному приставу.
Однако 30 мая Марлоу был убит Инграмом Фризером. Фризер был с Николасом Скересом и Робертом Поули, и все трое были связаны с одним или другим из Уолсингемов-либо с сэром Фрэнсисом Уолсингемом (человеком, который, очевидно, завербовал самого Марло в секретную службу по поручению королевы), либо с родственником, также занимавшимся шпионским бизнесом. Якобы, проведя день вместе с Марло в ночлежке, между Марло и Фризером вспыхнула драка из-за счета, и Марло был убит ножом.
Теории заговора изобиловали с тех пор, с атеизмом Марло и предполагаемой шпионской деятельностью в центре заговоров убийства, но реальная причина смерти Марло все еще обсуждается.
Что не обсуждается, так это литературное значение Марло, поскольку он является самым важным предшественником Шекспира и уступает только самому Шекспиру в области елизаветинской трагической драмы.