Краткая биография менандр

Биография Менандра: фото, личная жизнь, творчество, причина смерти, древнегреческий комедиограф, комедии, сочинения

Краткая биография менандр

Менандр

Биография

Наследие древнегреческого комедиографа Менандра составляет примерно 108 произведений, которые считались утраченными до начала 1900-х годов. Поэт, получавший призы на фестивалях, слыл мастером новоаттической литературы и продолжателем традиций ученого Эпикура — автора знаменитых философских трудов.

Судьба

Биография Менандра началась около 342 года до н. э. Он родился в древнегреческих Афинах в аристократической военной семье. Отец поэта был полководцем и правителем города Херсонес Фракийский, который теперь принадлежит территории турецкого ила Чанаккале.

Предположительно, будущий комедиограф являлся родственником Алексида, среднеаттического поэта и драматурга, написавшего более 200 пьес. Именно он привил Менандру вкус к классической литературе и познакомил с сочинениями, представлявшими интерес.

Некоторые ученые аргументированно оспаривают эту распространенную точку зрения, потому что Алексид жил в Фурии, расположенной вдалеке от Афин. Стремление сопоставить двух сочинителей вызвано традициями преемственности, корни которых берут начало на дне исторических глубин.

Оттуда же возникло предположение, что в юности Менандр дружил с Теофрастом, музыкантом и философом в одной из централизованных школ. Он также был близок с Деметрием Фалерским — выдающимся государственным деятелем, который под покровительством царя Македонии занимал афинский престол.

Благодаря этим связям во взрослой жизни поэт попал в милость к сатрапу Египта, ставшему полноправным царем под именем Птолемея I Сотера. Однако придворные ограничения не соотносились с характером комедиографа, и он променял завидное положение на свободу и собственный дом.

Поселившись на побережье Эгейского моря в обществе любовницы-гетеры, Менандр спокойно занимался творчеством, избегая влияний извне. Известно, что он участвовал в фестивалях и соперничал с Филемоном Старшим, который хотел добиться победы в неравной литературной войне.

Из произведений потомков и современников следовало, что афинянин был лучшим автором, выигравшим за годы творчества десятки почетных званий и призов. Плутарх высоко ценил комедии, часть из которых считали плагиатом, а также упоминал сочинения грека других литературных стилей и родов.

Вероятно, Менандр писал речи и моностихи (максимы), и некоторые считали, что он стал создателем знаменитых общедоступных цитат. А отрывок из пьесы «Пьянство» отождествил его с псевдонимом Харизий, который в IV веке жил в Риме и написал научный трактат.

Доказательств подобному сопоставлению не было обнаружено, поскольку произведения считались утраченными в течение десятка веков. Но потом ученые нашли отдельные однострочные афоризмы, и появились первые издания из 1750 стихов.

Однако прорыв в изучении творчества Менандра не дал информации о личной жизни, и до сих пор никому не известно, была ли у него семья. Удалось выяснить, что причиной смерти стало утопление при купании, которое происходило в Фалерской бухте, неподалеку от жилья драматурга.

Творчество

XX век принес человечеству открытие множества комедий Менандра и дополнил библиографию, уже насчитывающую ряд томов. Оказалось, что мир произведений грека включал описание бытовых отношений, происходивших в древнем обществе властных хозяев и покорных рабов.

Отсутствие реалистичных персонажей сделало сочинения ценным материалом для изучения жизни и быта непримечательных людей. Правда, отсутствие психологизма в сюжетах, повествовании и характерах не способствовало демонстрации переживаний и бурных страстей.

Подобно Анакреонту, предпочитавшему светский тон литературы, Менандр описывал рядовые события простонародным понятным языком. Таким образом, герой комедии, шедшей на сцене афинских театров, был близок и знаком и восторженно воспринимался зрителем.

Действия таких выдающихся сочинений, как «Брюзга», «Третейский суд» и «Самиянка» наполнялись любовными интригами и аферами корыстных людей. Характеры, повторяющиеся в произведениях в виде одноименных персонажей, служили для автора главным средством воплощения идей.

В собирательных типажах героинь-любовниц, находчивых рабов и глав семейства Менандр высмеивал черты жизни, известной грекам с древних времен. Отцы препятствовали неравным бракам, но дочери все равно находили счастье и представали в финале пьесы в качестве законных жен.

Отдельное место в творчестве комедиографа занимали хвастуны-солдаты, а также состоятельные граждане, помогавшие беднякам. Это было нововведением, характерным для эллинской литературы, наряду с меньшим авторским вниманием к воинам и олимпийским богам.

Менандр

Краткие содержания

(342-291)

Мена́ндр ( с др.-греч. Μένανδρος; 342 до н. э.-291 до н. э.) был древнегреческим комедиографом, крупнейшим мастером новоаттической комедии.

Родился в Афинах, его отца звали Диопейф. Как Аристофан являлся главой древней комедии, так Менандр был главой новоаттической комедии. Находился в родстве с Алексидом (поэтом комедии среднего ранга). Епиктр был другом и сверстником Менандра, Теофраст — учителем и другом, который внимательно и тонко подмечал повседневные отношения и людские характеры и нравы. Личная жизнь Менандра была пресыщена довольством, любовью к женщинам, привольем. Нет абсолютно никаких сведений насчет его общественной жизни. Как-то царь Птолемей предложил Менандру переселиться в Александрию, на что он (Менандр) ответил отказом.

Количество его комедий достигло 108, однако победителем состязаний он побывал лишь 8 раз. Его удачливым соперником был Филемон. До нашего времени в полном содержании (за исключением нескольких фрагментов) дошла лишь одна его комедия «Брюзга» («Δύσκολος»).

Римские пьесы Теренция и Плавта, которые вместе с Афранием и Цецилием перенесли менандрову комедию на римскую сцену- fabula palliata, дают родственное понятие о построении сюжета, содержании, точной обрисовке характеров. Многочисленные отдельные заметки позднейших писателей Греции, и исходящие от них характеристики и подражания поэту, помогают нам наиболее точно проследить его образ.

Сохранившиеся отдельные отрывки комедий играют первостепенную роль в изображении его характера. Знаменитый византийский грамматик Аристофан (262-185 г. до н. э.) был самым авторитетным почитателем Менандра, он был одним из ближайших к Менандру по времени критиком. Аристофан выделил Менандру первую ступень после Гомера. Как обычно критики ищут отражение действительности в комедиях, так Аристофан угадывал саму действительность и жизнь в его произведениях. Комедии Менандра отличаются наставительностью, достоверностью и опытом прошлых поколений, а также благородством и чистотой речи. Все это тонко подметил и определил восторгавшийся Менандром Плутарх, который ставил его на ступень выше Аристофана. «Вам не стоит бывать в театре, — замечает моралист, — если вы не способны понять что-либо из Менандра». Как говорил Квинтилиан, Менандр великой славой своей затмил всех соперников и вверг их в темноту.

Менандр славился и среди христианских писателей таких, как Апостол Павел, Климент Алесандрийский, Иероним. Они умудрялись находить возможность восхвалять труды Менандра и перенимать от него мудрые изречения. Суждения поэта на все различные случаи жизни составляют драгоценнейшую часть его комедий. Они отличались правдивостью и точностью содержания, выразительностью формы и краткостью. Позднее древние собиратели находили эти суждения не в самих комедиях, а в Стобее, Афинее, схолиастах и др. писателях. Собрание изречений Менандра в одну строку сохранилось и до наших времен. Их количество колеблется в районе 760. Из наследия Менандра уцелело 1130 отрывков и 73 названия комедий.

Мир комедий Менандра — обычная повседневная жизнь; его действующие лица — обыкновенные заурядные личности, снабженные мелкими страстишками, привычными ошибками и желаниями, которые попадают в комичные ситуации. Однако индивидуализации, глубокого раскрывания характеров и выделения каких-либо присущих личности особых свойств не наблюдается еще. Комедию заполняют общие типы героев, которые часто повторяются и используются под одинаковыми именами. Лишь происходит смена обстановки и ситуации. Герои практически безлики. И это и есть задумка Менандра — показать обычных людей в необычных ситуациях. Влюбчивые юноши, хитрые сводники, находчивые рабы, расточительные и ревнивые супруги, потакающие шалостям детей матери, наглые иждивенцы, страстные куртизанки, хозяева непотребных домов — это атмосфера деятельности Менандра.

По мнению Квинтилиана, Менандр — величайший мастер в определении характеров «отцов, мужей, сыновей, крестьян, солдат, бедняков и богачей, и сердитых, и умоляющих, и кротких, и суровых».

Первое место в произведениях Менандра занимают рабы и женщины, бедняки и простолюдины. Успех героев-любовников достигается при помощи личных качеств — ума, находчивости, доброты и благовоспитанности, но ни в коем случае не зависит от их материального благополучия и общественного положения.

Отношение поэта к нищим, обездоленным и приниженным запечатлено человечностью автора. Раб в комедиях Менандра может выступать как положительный, так и отрицательный герой: преданный и честный — противопоставлен плуту и обманщику, исполнительный и трудолюбивый — лентяю и дармоеду. Богатым людям следует заботиться о бедняках, проявляя к ним участие, а бедняки не должны терять свое достоинство. Боги — попечители бедняков, а оскорблять бедняка — совершать большой грех.

Читайте также  Краткая биография кальвино

Душа менандровой комедии — вездесущая любовь. Его комедии наполнены любовными интригами, которые в конце пьесы имели обыкновение благополучно заканчиваться. Около пяти пьес Менандр посвятил изображению глупых, хвастливых солдат, которые представляют интерес своими спорами и рассказами о взаимности и неудачах любовных похождений: «Льстец», «Рыбаки», «Ненавистный», «Евнух», «Фрасилеон».
Теренций переделал для римской сцены четыре комедии Менандра: «Самоистязатель», «Евнух», «Андриянка», «Братья». К тому же, римлянин не постеснялся переделать из двух греческих пьес одну римскую. Наилучшими комедиями Менандра были признаны «Фаида» и «Женоненавистник».

Сюжеты его комедий, а также и способ их развития, включая обилие общих суждений представлений, которые являлись верными не для одних лишь афинян, а для большого количества единомышленников всего мира, — все это сближает комедии с новоевропейским видом драмы, и даже более — с новомодным романом.

Именно эти свойства, переданные с ясностью и простым изложением аттической речи, принесли неописуемый успех Менандру даже далеко за пределами его родины на многие века. Размер его стихотворных диалогов — трехстопный ямб и четырехстопный хорей. В комедиях Менандра отсутствуют хоры. Как и у трагедий Еврипида, его комедии начинались с пролога. Его философские мировоззрения близки к Эпикуру, а построение пьес и обилие житейских перипетий — влияние Еврипида.

Открытие комедий Менандра

В средневековье комедии Менандра утеряны. Сохранились лишь некоторые цитаты из них, которые быстро обрели популярность, превратившись в известные афоризмы. В 1709 г. была издана первая подборка фрагментов пьес этого автора. Занимался этим Жан Ле Клерк в Амстердаме. А в 1823 г. выходит более полная версия собраний отдельных фрагментов(500). Эта подборка была издана Августом Мейнеке.

К концу XIX века было обнародовано 1750 менандровых стихов. В 1876 году Коббет издал фрагмент комедии «Привидение», который он обнаружил в монастыре на горе Синай на исписанных пергаментных листах IV века. В 1897 г. в Египте приобрели папирус содержанием в 90 стихов — пролог комедии «Земледелец».

В 1905 году наступил перелом, когда в Египте случайно обнаружили склад документов из папируса на месте древнейшего Афродитополя. Там были и комедии Менандра. Общее число его стихотворений — 1300, и пять комедий: «Самиянка», «Третейский суд», «Герой», «Отрезанная коса» и одна без названия.

Число находок, исполненных на папирусной бумаге, множилось; полный текст комедии «Брюзга» был найден в 1959 и опубликован. А также были найдены фрагменты из «Щита» и «Самиянки». В 1901-1960 гг. была открыта значимая часть свитка 3-го века до нашей эры (который по времени близок к существованию автора) с комедией «Сикионцы».

В 2003 году в рукописи IX века из Сирии из Библиотеки Ватикана были обнаружены отдельные листы-палимпсесты, греческий текст которых был наполовину стерт, и его не удалось восстановить. В него входят примерно 200 строк новой комедии Менандра и 200 строк из пьесы «Брюзга». Данные источники пока не удалось идентифицировать.

Менандр

Менандр (греч. Μένανδρος ; 342 до н. э.—291 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии.

Содержание

Биография

Афинянин, сын Диопейфа; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию. Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. Ни одна из комедий Менандра до нас целиком не дошла. Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262—185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения. Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι). Всего уцелело от Менандра до 1130 отрывков и названия 73-х комедий.

Творчество

Мир комедий М. — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70). Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии М.: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий М. считались «Женоненавистник» и «Фаида». Не меньше пяти комедий посвятил М. изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух». Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах М. видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит, совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М., так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили М. блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.

Открытие комедий Менандра

В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке. К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре в Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов — начало комедии «Земледелец». Но перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии. Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г. опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901—1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».

Читайте также  Краткая биография аверченко

Переводчики Менандра на русский язык

  • Апт, Соломон Константинович
  • Церетели, Григорий Филимонович

Литература

Тексты и переводы

  • Менандр. Комедии. / Пер. Г. Ф. Церетели. (Серия «Античная литература»). М.-Л.: Academia. 1936. XXXIX, 193 стр. 5300 экз.
  • Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1964. 318 стр. 25000 экз.
  • Менандр. Комедии. Фрагменты. / Пер. С. Апта, А. Парина, Г. Церетели, О. Смыки. (Дополнения: Античные свидетельства о жизни и творчестве Менандра. / Пер. В. Чемберджи. Маски средней и новой комедии. / Пер. М. Гаспарова.) Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1982. 576 стр. 40000 экз.

Французские:

  • В серии «Collection Budé» начато издание его сочинений: Ménandre.
    • Tome I, 1re partie: La Samienne. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e tirage revu et corrigé 1989) 3e tirage 2003. LXXXV, 106 p.
    • Tome I, 2e partie: Le Dyscolos. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. (2e édition 1976) 5e tirage 2003. LXIII, 146 p.
    • Tome I, 3e partie: Le Bouclier. Texte établi et traduit par J. M. Jacques. 2e tirage 2003. CXXII, 191 p.
    • T. IV. Les Sicyoniens. Texte établi et traduit par A. Blanchard. 2009. CXXXII, 51 p.

Мудрость Человечества

Биография

Мена́ндр (др.-греч. Μένανδρος; 342 до н. э.—291 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии.

Афинянин, сын Диопейфа; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию.

Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος»«Брюзга».

Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенёсших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262—185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком.

Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения — например, апостол Павел цитирует Менандра в 1Кор. 15:33: «Худые сообщества развращают добрые нравы». Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι).

Творчество

Мир комедий Менандра — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; нет ещё индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает Менандра величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70).

Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах Менандра видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях Менандра является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит совершать дурное деяние.

Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Не меньше пяти комедий посвятил Менандр изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух».

Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии Менандра: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий Менандра считались «Женоненавистник» и «Фаида».

Как сюжеты комедий Менандра, так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили Менандру блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохеический тетраметр. Хоров в комедиях Менандра не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям Менандр всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.

Открытие комедий Менандра

В Средние века комедии Менандра были утеряны; сохранились только цитаты из них, превратившиеся в расхожие афоризмы. Первая подборка фрагментов из Менандра была издана в 1709 г. Жаном Ле Клерком в Амстердаме, в 1823 г. в Берлине выходит гораздо более полная (около 500 фрагментов) подборка, изданная Августом Мейнеке.

К концу XIX века было известно 1750 стихов Менандра. В 1876 году Коббетом был издан фрагмент комедии «Привидение», обнаруженный им в монастыре на Синае на двух пергаментных листах IV века, вклеенных в переплет книги. В 1897 г. в Египте был приобретен папирус, содержащий 90 стихов — начало комедии «Земледелец».

Читайте также  Краткая биография о'нил

Перелом наступил в 1905 году, когда в Египте, на месте древнего Афродитополя был найден склад папирусных документов VI в., включая остатки папирусного кодекса — книги с комедиями Менандра. Всего было найдено более 1300 стихов из пяти комедий: «Третейский суд», «Самиянка», «Отрезанная коса», «Герой» и одной неизвестной комедии.

Число папирологических находок множилось; в частности был найден и в 1959 г. опубликован полный текст комедии «Брюзга» и новые отрывки из «Самиянки» и «Щита» (кодекс III- начала IV вв.). В 1901—1960 гг. при демонтаже картонажей для мумий, найденных в Фаюмском оазисе, была открыта значительная часть свитка III в. до н. э. (наиболее близкого ко времени жизни комедиографа) с комедией «Сикионцы».

В 2003 году в сирийской рукописи IX века из Библиотеки Ватикана были найдены отдельные листы-палимпсесты со стертым греческим текстом IV века. Благодаря современным технологиям, таким как en:spectral imaging, греческий текст оказалось возможным прочесть: он представляет собой около 200 строк из «Брюзги» и около 200 строк ещё одной комедии Менандра, которую пока не удалось идентифицировать. Подобная находка была также сделана в 2014 году студентами, исследующими палимпсесты в волнах различного диапазона.

Менандр. Биография и творчество

Менандр — последний классический и первый новый писатель. Он родился в Афинах в 343г. до н.э., был сыном Диопейфа и племянником известного поэта средней комедии Алексида, который и стал первым наставником Менандра в литературе. Менандр получил хорошее риторское и философское образование. В молодости он отслужил на военной службе. Менандр учился у Феофраста, был знаком с Эпикуром, с оратором Деметрием Фалерским, который некоторое время был македонским наместником в Афинах. Менандр сторонился общественно-политической деятельности. Из писателей он более всего увлекался Эврипидом.

Первое выступление Менандра в театре относится к 323 г. до н.э., а первая победа — к 315 г. до н. э. с комедией «Гнев». Всего он одерживал победу восемь раз, но был высоко оценен после смерти.

Менандр написал 105 или 110 комедий. Из них полностью сохранилась лишь одна — найденная на египетском папирусе и впервые опубликованная в 1958 г. — «Брюзга». В отрывках сохранилось около трех тысяч стихов, по которым можно составить представление о таких комедиях как «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Сикионец», «Земледелец», «Герой», «Самиянка», некоторых других.

Комедия Менандра по своему стилю является логическим выводом из всего предшествующего развития аттической драмы, шедшей от мифологии к быту. В ней есть черты, связывающие новую комедию с классической драматургией, например пролог. В «Брюзге» его произносит Пан, который сам «направляет» главные линии сюжета, так как заставляет Сострата влюбиться в дочь Кнемона. В «Отрезанной косе» пролог произносит богиня Неведение. В комедии «Брюзга» есть и эксод с веселой пирушкой, которыми так изобилуют комедии Аристофана, а также прямое обращение актера к публике с просьбой аплодировать и мольба к Деве Победе быть благосклонной.

Движущими силами комедии нравов и интриг у Менандра являются характер человека, его природа и случай. (Онисим в «Третейском суде»: Наш нрав — вот кто наш бог! И счастье и беда — все от него зависит, . )

Природа одна владеет только ей присущими свойствами, которыми она одаряет всех. У человека нет ничего иного, кроме только полученного от нее, то есть она — источник жизни и существования. У природы свои законы, она сама по себе, но природа воплощается в человеке, и ее «умная» деятельность берет верх над чувствами. Природа человека, как его сущность, чрезвычайно устойчива, никакие обстоятельства, никакое воспитание не в силах ее побороть. Природа человека понимается Менандром не только как некая твердая основа, но и как благо, присущее людям независимо от их национальности. Однако природа воплощается в конкретных характерах людей, часто слабых, неуверенных в жизни, скептически настроенных, погруженных в мир домашних и семейных забот, поэтому, будучи твердой основой бытия, здоровой силой, поддерживающей человека, она, тем не менее, сама ограниченна и мелка, как и тот человек, которому она служит опорой. Кроме того, действующая по своим законам природа рушится под воздействием стихийной силы случая — Тюхе, понимавшейся в эпоху эллинизма как мощное и своенравное божество, вытеснившее древнюю устойчивую и неотвратимую судьбу. У Менандра Тюхе «безрассудна» и «не надежна», но вместе с тем эта великая сила действует в мире малых дел человека и, распоряжаясь в обывательской и скромной жизни, вполне ей соответствует. Таким образом, жизнь героев Менандра никак не может быть сведена к бесцельному бытовизму, так как она управляется надличными силами, имеющими свои цели и задачи.

Комедии Менандра серьезно отличаются от большинства произведений других комических поэтов. Автор везде соблюдает строгую выдержанность плана и композиции, логическую последовательность в развитии действия, вместе с этим он тщательно избегает всего грубого, за что и ценился как образец аттического изящества. У него почти совершенно отсутствует буффонада, он сосредотачивает внимание на внутренних переживаниях действующих лиц, только изредка допускает обращение актеров к зрителям.

Именно Менандру принадлежит заслуга создания комедии характеров. Он сумел соединить типическое с индивидуальным. Характер действующего лица представляет для поэта главный интерес. Не внешняя занимательность сцены, не отдельные сценические эффекты, а глубокое проникновение в психологию героя представляется автору самым важным, именно это определяет весь ход действия.

Язык Менандра — образец чистейшей аттической речи. Он близок к разговорному языку и содержит признаки зарождающегося общегреческого наречия. Менандр, таким образом, продолжает наметившуюся у Эврипида тенденцию. Он не допускает ни грубости, ни вульгарности. Менандр умеет тонко индивидуализировать речь, применяясь к моральному облику каждого действующего лица; живо оттеняется разница между речью людей высшего класса, ее утонченностью и некоторой торжественностью, и безыскусственностью речи простых людей. Своим мыслям он умел придать такую ясность и образную форму, что многие его выражения стали пословицами.

Менандр иногда отходит от комического тона, переходя в трагический, например, в «Отрезанной косе». Некоторые его произведения по сюжету и системе образов приближаются к тому, что можно назвать бытовой драмой, например «Третейский суд».

Изображая мелкого и среднего человека, Менандр проводит некоторые свои принципы, которые были прогрессивными. Он стоит за нормальную семейную жизнь, в презренных и маленьких людях склонен видеть человеческие и даже благородные чувства, в гетере он тоже видит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным и безусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. Женщина у Менандра вполне равноправный член общества, иной раз даже превосходящий мужчину по своим душевным качествам. Рабы для него тоже люди, и притом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого.

Из комедий Менандра мораль вытекает сама собой, хотя он никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться.

Среди приемов, используемых Менандром, большую роль играет прием «узнавания», нередко встречается мотив подслушивания чужого разговора. Творчество Менандра основывалось на существовании определенных сюжетных стереотипов и наличии галереи традиционных масок, существовало традиционное художественное мышление, находившее отражение во множестве трафаретных названий пьес, имен персонажей, сюжетных ситуаций. Но автор внес в традиционные схемы то, что оказалось гораздо жизненнее их самих, что строилось не на стандартных приемах, а открывало новые перспективы для жанра.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: