Краткая биография моравиа

Альберто Моравиа (Alberto Moravia) Итальянский писатель, новеллист и

Краткая биография моравиа

Альберто Моравиа (Alberto Moravia)

Годы жизни: с 28.11.1907 по 26.09.1990

Итальянский писатель, новеллист и журналист

Альберто Моравиа родился 28 ноября 1907 г. в семье итальянского архитектора и художника еврейского происхождения Карло Пинкерле и Терезы Иджинии де Марсанич. Был вторым из четырех детей. Его настоящей фамилией была Пинкерле, а взятый позднее псевдоним Моравиа — фамилия его еврейской бабушки по отцовской линии. По словам самого Альберто, «детство было обыкновенным, хотя и одиноким».
В девятилетнем возрасте Альберто заболевает костным туберкулёзом, от которого ему удалось излечиться лишь к 17 годам. Пять лет он вынужден провести в постели в различных горных санаториях Италии, Австрии и Германии. Болезнь оказала очень сильное влияние на становление личности Моравиа. В «Краткой автобиографии», написанной для книги Оресте дель Буоно, Моравиа скажет: «Болезнь была важнейшим фактом моей жизни». В период болезни Альберто много читает, особенно классику семнадцатого и восемнадцатого веков (Гольдони, Шекспир, Мольер и др.), изучает иностранные языки — к моменту выписки из санатория знал французский и немецкий, пробует писать.
После выписки живёт в городке Брессаноне, в котором и начинает работу над своим первым романом «Равнодушные» («Gli indifferenti»), который увидит свет лишь в 1929 году и будет иметь большой успех. Этот год будет отмечен в Европе и Америке экономическим кризисом. Моравиа утверждал, что в тот момент, когда он вступал в литературу, политика его совершенно не интересовала. Его влекло только желание отразить правду. Поэтому он знакомится с современными итальянскими писателями, близкими ему по духу (Коррадо Альваро, Массимо Бонтемпелли), работает в журнале «XX век» («XX Novecento»), где напечатает свою новеллу «Уставшая куртизанка» («Cortigiana stanca»).

Официальные власти фашистской Италии восприняли роман «Равнодушные» очень негативно. Знаменитые критики того времени тоже были не в восторге, поэтому к концу 30-х годов о нем стали говорить как о случайном авторе, выплеснувшем всего себя в первый роман. Не выдержав давления со стороны общества и боясь преследования со стороны властей, Альберто начинает путешествовать, публикуя свои заметки в газете La Stampa.
Он побывал в Греции, Китае. В 1933 году стал одним из основателей журнала «Характеры» («Caratteri»). В 1935—1936 гг. он живет в США, где, по приглашению Джузеппе Преццолини, руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете. Здесь Моравиа читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов И. Ньево, А. Мандзони, Дж. Верга. Во Франции Моравиа знакомится с антифашистской эмиграцией. Она вызвала в нем двойственное чувство, и это отразилось в парижских сценах романа «Конформист» («Il conformista», 1951), в 1970 году экранизированного Бернардо Бертолуччи. Проведя еще некоторое время в Мексике, писатель возвращается в Италию и в 1937 году выпускает сборник новелл «Обман» («L’imbroglio»), с которого начнётся его длительное сотрудничество с издательством «Бомпьяни». В конце 30-х годов Моравиа уже не стал бы утверждать, что политика его не интересует. Но опубликовать откровенное антифашистское произведение в Италии практически невозможно. Но тем не менее Моравиа это удалось. В 1941 году он издал роман «Маскарад» («La mascherata», 1941). Однако это произведение уже при втором издании изымается властями, и Альберто не может больше писать под своим настоящим именем, и он берет себе псевдоним — Псевдо (Pseudo), таким образом подписываясь под статьями в журнале «Перспективы», которым руководит Курцио Малапарте.
В 1941 Моравиа женится на Эльзе Моранте, с которой знаком с 1936 года. Эльза тоже была писателем, правда гораздо менее значительным, нежели её муж. Самым знаменитым её произведением станет роман «История» («La storia», 1974). Вместе с женой Альберто долгое время живёт на острове Капри, где пишет роман «Агостино» («Agostino», 1944). Его антиправительственные статьи в газете «Иль Пополо ди Рома» («Il Popolo di Roma») резко критикуются в обществе. В последние годы фашизма писатель вынужден скрываться, так как его имя фигурирует в списках полиции.
После высадки союзников в сентябре 1943 года Моравиа вместе с женой скрываются в городке Фонди, в Чочарии, и на основе увиденного там и пережитого Моравиа напишет один из самых известных своих романов «Чочара» («La ciociara», 1957). В 1944 году, во время немецкой оккупации, выходят рассказы из сборника «Эпидемия» («L’epidemia») и эссе «Надежда, или Христианство и коммунизм» («La Speranza, ovvero Cristianesimo e Comunismo»). После освобождения Италии он возвращается в Рим и начинает активно работать как на литературном, так и на журналистском поприще. В частности, для газеты «Коррьере делла сера» Моравиа будет писать до последних дней жизни.
В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет, к его произведениям часто обращается кинематограф. После выхода романа «Римлянка» («La romana», 1947) выходят повести «Неподчинение» («La disubbidienza», 1948), «Супружеская любовь и другие рассказы» («L’amore coniugale e altri racconti», 1949) и роман «Конформист» («Il conformista», 1951). Книги Моравиа переводят за рубежом, на основе его произведений снимают фильмы.
В 1952 году за сборник «Рассказы» («I racconti») ему была присуждена самая престижная литературная премия Италии «La Strega», хотя Ватикан включает все его произведения в «Индекс запрещенных книг». Годом позже Моравиа становится одним из основателей журнала «Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого будут публиковаться Жан-Поль Сартр, Элио Витторини, Итало Кальвино и др.
В 1954 году выходят сборник «Римские рассказы» («I racconti romani») и роман «Презрение» («Il disprezzo»). В первой половине 50-х Моравиа пишет многочисленные предисловия к произведениям итальянских авторов, а в 1957 году начинает сотрудничать с журналом «Эспрессо», в котором будет вести рубрику о кино. В это же время писатель все больше интересуется театром и пишет пьесы «Маскарад» и «Беатриче Ченчи». В 1958 году, впервые посетив Советский Союз, выпускает эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS»).
После выхода в 1959 году сборника «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani»), а в 1960 году романа «Скука» («La noia», литературная премия Виареджо за 1961 год), литературная карьера писателя находится на вершине славы, а сам Моравиа признан ведущей фигурой литературных кругов Рима. Теперь его мнение считается одним из самых авторитетных в литературе.
В апреле 1962 года Моравиа расстается с Эльзой Моранте; его новой спутницей становится молодая писательница Дача Мараини. В этом же году выходят эссе «Мысль об Индии» («Un’idea dell’India») и первый из задуманных трех сборник рассказов «Робот» («L’automa»). В 1967 году выйдет второй сборник «Вещь есть вещь» («Una cosa è una cosa»), а в 1970-м третий — «Рай» («Il paradiso»). В 1963 году в сборнике под заглавием «Человек как завершение и другие эссе» («L’uomo come fine e altri saggi») Моравиа объединяет очерки и эссе различной тематики, написанные с 1941 по начало 60-х годов. Вступив в полемику с неоавангардной «Группой 63», в 1965 году публикует свой экспериментальный «роман в романе» «Внимание» («L’attenzione»).
В конце 60-х годов выходят из печати и ставятся на сцене пьесы Моравиа «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969). В 1971 году выходит отмеченный влиянием фрейдизма и ставший скандально известным роман «Я и он» («Io e lui»), а также критическое эссе «Поэзия и роман» («Poesia e romanzo»), а в 1972 году писатель отправляется в длительные поездки в Африку, результатом которых станет книга «Из какого ты племени?» («A quale tribù appartieni?», 1972).
В 1973 году выходит его новый сборник рассказов «Другая жизнь» («Un’altra vita»), а в 1976-м — еще один, под заглавием «М-да» («Boh»). В 1978 году опубликован его новый роман «Внутренняя жизнь» («La vita interiore»), ставший итогом семилетнего труда.
В 1983 году выходит сборник рассказов «Вещь» («La cosa»), посвящённый Кармен Ллера, новой спутнице жизни Моравиа, испанке, почти на 47 лет моложе писателя. Он женится на ней в 1986 году, вызвав множество слухов и скандалов.
Во второй половине 80-х годов выходят два тома его «Собрания сочинений», охватывающих соответственно периоды с 1927 по 1947 гг. и с 1948 по 1968 гг.
В 1984 году он становится депутатом в Европейском парламенте, избранным как независимый кандидат от Итальянской коммунистической партии. В это время он работает над репортажами из Страсбурга для рубрики «Европейский дневник» газеты «Коррьере делла Сера».
В 1990 году, вместе с журналистом Аленом Элканном, Моравиа пишет всемирно известную автобиографию, озаглавленную «Жизнь Моравиа» («Vita di Moravia»).
Скончался в своей квартире в Риме 26 сентября 1990 года, похоронен на римском кладбище Кампо Верано. Опубликованы посмертно сборники ранних рассказов «Ромильдо» («Romildo», 1993) и «Пропавшие рассказы» («Racconti dispersi», 2000).

Интересные факты из жизни

Существует версия, что в 1958 году Альберто Моравиа должна была быть присуждена Нобелевская премия по литературе, но, благодаря мощному лобби ЦРУ, она досталась советскому писателю-диссиденту Борису Пастернаку. Кандидатура Альберто Моравия уже не могла номинироваться на получение Нобелевской премии, и шведская Академия, понимая, что нанесла обиду Италии, на следующий год присудила премию писателю Сальваторе Квазимодо.

Награды писателя

1952 — Премия Стрега [I racconti]

Библиография

Романы
«Равнодушные» [Gli indifferenti] (1929)
«Неправильные амбиции» [Le ambizioni sbagliate] (1935)
«Маскарад» [La mascherata] (1941)
«Агостино» [Agostino] (1943)
«Римлянка» [La romana] (1947)
«Непокорность» [La disubbidienza] (1948)
«Конформист» [Il conformista] (1951)
«Презрение» [Il disprezzo] (1954)
«Чочара» [La ciociara] (1957)
«Скука» [La noia] (1960)
«Внимание» [L’attenzione] (1965)
«Я и он» [Io e lui] (1971)
«Внутренняя жизнь» [La vita interiore] (1978)
«1934» (1934) (1982)
«Подглядывающий» [L’uomo che guarda] (1985)
«Путешествие в Рим» [Il viaggio a Roma] (1988)
«Женщина-леопард» [La donna leopardo] (1991)

Сборники рассказов
«Обман. Пять коротких новелл» [L’imbroglio] (1937)
«Ленивые сны» [I sogni del pigro] (1940)
«Несчастный любовник» [L’amante infelice] (1943)
«Две Куртизанки и вечер Дон Жуана» [Due cortigiane e serata di Don Giovanni] (1945)
«Супружеская любовь и другие рассказы» [L’amore coniugale e altri racconti] (1949)
«Римские рассказы» [Racconti romani] (1954)
«Эпидемия. Сюрреалистические и сатирические рассказы» [L’epidemia. Racconti surrealisti e satirici] (1956)
«Новые римские рассказы» [Nuovi racconti romani] (1959)
«Робот. Рассказы» [L’automa. Racconti] (1962)
«Уставшая куртизанка» [La cortigiana stanca] (1965)
«Вещь есть вещь» [Una cosa è una cosa] (1967)
«Рай» [Il paradiso] (1970)
«Другая жизнь» [Un’altra vita] (1973)
«М-да» [Boh] (1976)
«Миллиард лет назад. » [Un miliardo di anni fa. ] (1979)
«Истории о предыстории» [Storie della preistoria] (1982)
«Вещь и другие рассказы» [La cosa e altri racconti] (1983)
«Муж, любовники и другие рассказы» [La villa del venerdì e altri racconti] (1990)
«Красные церкви и другие рассказы» [Le chiese rosse e altri racconti] (1998)

Пьесы
«Маскарад» [La mascherata] (1954)
«Беатриче Ченчи» [Beatrice Cenci] (1955)
«Мир он и есть мир» [Il mondo e’ quello che e] (1966)
«Интервью» [L’intervista] (1966)
«Бог Курт» [Il dio Kurt] (1968)
«Дань Джеймсу Джойсу» [Omaggio a James Joyce] (1968)
«Жизнь — игра» [La vita è gioco] (1969)
«Ремень» [La cintura] (1984)
«Обернись, поговори со мной» [Voltati parlami] (1984)
«Информация от ангела» [L’angelo dell’informazione] (1985)

Экранизации произведений, театральные постановки

«Провинциалка» (1953, реж. Марио Сольдати)
«Римлянка» (1954, реж. Луиджи Дзампа)
«Жаль, что ты каналья» (1954, реж. Алессандро Блазетти)
«Римские рассказы» (1955, реж. Джанни Франчолини)
«Чочара» (1960, реж. Витторио де Сика)
«Агостино» (1962, реж. Мауро Болоньини)
«Скука» (1963, реж. Дамиано Дамиани)
«Презрение» (1963, реж. Жан-Люк Годар)
«Вчера, сегодня, завтра» (1963, реж. Витторио Де Сика)
«Равнодушные» (1964, реж. Франческо Мазелли)
«Женщина-невидимка» (1969, реж. Паоло Спинола)
«Конформист» (1970, реж. Бернардо Бертолуччи)
«Супружеская любовь» (1970, реж. Дачия Мараини)
«Я и он» (1973, реж. Лучано Сальче)
«Дезидерия: Внутренний мир» (1980, реж. Джанни Барчеллони — роман «Внутренняя жизнь»
«Непокорность» (1981, реж. Альдо Ладо)
«Внимание» (1985, реж. Джованни Сольдати)
«Я и он» (1988, реж. Дорис Дёрри)
«Подглядывающий» (1993, реж. Тинто Брасс)
«Желание» (1998, реж. Седрик Кан) — роман «Скука»

Биография Альберто Моравиа

Альберто Моравиа – итальянский писатель и журналист – родился 28 ноября 1907 года в Риме в семье итальянского архитектора и художника еврейского происхождения Карло Пинкерле (уроженца Венеции) и Терезы Иджинии де Марсанич (уроженки Анконы с далматинскими корнями).

Его настоящей фамилией была Пинкерле, а взятый позднее псевдоним Моравиа — фамилия его еврейской бабушки по отцовской линии. Альберто был вторым ребёнком в семье после старшей сестры Адрианы, в 1909 родилась младшая сестра Элена, а в 1914 младший брат Моравиа — Гастоне. По словам самого Альберто, «детство было обыкновенным, хотя и одиноким».

В девятилетнем возрасте будущий писатель заболевает костным туберкулёзом, от которого ему удалось излечиться лишь к 17 годам. Болезнь оказала очень сильное влияние на становление личности Моравиа. Пять лет он вынужден провести в постели в различных горных санаториях Италии, Австрии и Германии. В период болезни Альберто много читает, особенно его привлекают классики семнадцатого и восемнадцатого веков (Гольдони, Шекспир, Мольер и др.), изучает иностранные языки (к моменту выписки из санатория Кортина д’Ампеццо Моравиа знал французский и немецкий) и, самое главное, начинает свою писательскую деятельность.

Читайте также  Краткая биография сименон

После выписки живёт в маленьком городке Брессаноне, где начинает работу над своим первым романом «Равнодушные» («Gli indifferenti»), который увидит свет лишь в 1929 и будет иметь большой успех. Этот год будет отмечен в Европе и Америке экономическим кризисом. Моравиа утверждал, что в тот момент, когда он вступал в литературу, политика его совершенно не интересовала. Его влекло только желание отразить правду. Поэтому он знакомится с современными итальянскими писателями, близкими ему по духу (Коррадо Альваро, Массимо Бонтемпелли), работает в журнале «XX век» («XX Novecento»), где напечатает свою новеллу«Уставшая куртизанка» («Cortigiana stanca»).

Официальные власти фашистской Италии восприняли роман «Равнодушные» очень негативно. Знаменитые критики того времени тоже были не в восторге, поэтому к концу 30-х о нем стали говорить как о случайном авторе, выплеснувшем всего себя в первый роман. Не выдержав давления со стороны общества и боясь преследования со стороны властей, Альберто начинает путешествовать, публикуя свои заметки в газете «La Stampa». Он побывал в Греции, Китае.

В 1933 стал одним из основателей журнала «Характеры» («Caratteri»). В 1935-1936 живет в США, где, по приглашению Джузеппе Преццолини, руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете. Здесь Моравиа читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов И. Ньево, А. Мандзони, Дж. Верга. Во Франции Моравиа знакомится с антифашистской эмиграцией. Она вызвала в нем двойственное чувство, и это отразилось в парижских сценах романа «Конформист» («Il conformista», 1951), в 1970 экранизированного Бернардо Бертолуччи. Проведя еще некоторое время в Мексике, писатель возвращается в Италию и в 1937 выпускает сборник новелл «Обман» («L’imbroglio»), с которого начнётся его длительное сотрудничество с издательством «Бомпьяни».

В конце 30-х годов Моравиа уже не стал бы утверждать, что политика его не интересует. Но опубликовать откровенное антифашистское произведение в Италии практически невозможно. Тем не менее Моравиа это удалось. В 1941 он издал роман «Маскарад» («La mascherata»). Однако это произведение уже при втором издании изымается властями, и Альберто не может больше писать под своим настоящим именем. Он берет себе псевдоним — Псевдо (Pseudo), таким образом подписываясь под статьями в журнале «Перспективы», которым руководит Курцио Малапарте.

В 1941 Моравиа женится на Эльзе Моранте, с которой знаком с 1936. Эльза тоже была писателем, правда гораздо менее значительным, нежели её муж. Самым знаменитым её произведением станет роман «История» («La storia», 1974). Вместе с женой Альберто долгое время живёт на острове Капри, где пишет роман «Агостино» («Agostino», 1944). Его антиправительственные статьи в газете «Иль Пополо ди Рома» («Il Popolo di Roma») резко критикуются в обществе. В последние годы фашизма писатель вынужден скрываться, так как его имя фигурирует в списках полиции.

После высадки союзников в сентябре 1943 Моравиа вместе с женой скрываются в городке Фонди, в Чочарии, и на основе увиденного там и пережитого Моравиа напишет один из самых известных своих романов «Чочара» («La ciociara», 1957). В 1944, во время немецкой оккупации, выходят рассказы из сборника «Эпидемия» («L’epidemia») и эссе «Надежда, или Христианство и коммунизм» («La Speranza, ovvero Cristianesimo e Comunismo»). После освобождения Италии он возвращается в Рим и начинает активно работать как на литературном, так и на журналистском поприще. В частности, для газеты «Коррьере делла сера» Моравиа будет писать до последних дней жизни.

В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет, к его произведениям часто обращается кинематограф. После выхода романа «Римлянка» («La romana», 1947) выходят повести «Неподчинение» («La disubbidienza», 1948), «Супружеская любовь и другие рассказы» («L’amore coniugale e altri racconti», 1949) и роман «Конформист» («Il conformista», 1951). Книги Моравиа переводят за рубежом, на основе его произведений снимают фильмы.

В 1952 за сборник «Рассказы» («I racconti») ему была присуждена самая престижная литературная премия Италии «La Strega», хотя Ватикан включает все его произведения в «Индекс запрещенных книг». Годом позже Моравиа становится одним из основателей журнала «Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого будут публиковаться Жан-Поль Сартр, Элио Витторини, Итало Кальвино и др.

В 1954 выходят сборник «Римские рассказы» («I racconti romani») и роман «Презрение» («Il disprezzo»). В первой половине 50-х Моравиа пишет многочисленные предисловия к произведениям итальянских авторов, а в 1957 начинает сотрудничать с журналом «Эспрессо», в котором будет вести рубрику о кино. В это же время писатель все больше интересуется театром и пишет пьесы «Маскарад» и «Беатриче Ченчи». В 1958, впервые посетив Советский Союз, выпускает эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS»).

После выхода в 1959 сборника «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani»), а в 1960 романа «Скука» («La noia», литературная премия Виареджо за 1961), литературная карьера писателя находится на вершине славы, а сам Моравиа признан ведущей фигурой литературных кругов Рима. Теперь его мнение считается одним из самых авторитетных в литературе.

В апреле 1962 Моравиа расстается с Эльзой Моранте; его новой спутницей становится молодая писательница Дача Мараини. В этом же году выходят эссе «Мысль об Индии» («Un’idea dell’India») и первый из задуманных трех сборник рассказов «Робот» («L’automa»). В 1967 выйдет второй сборник «Вещь есть вещь» («Una cosa è una cosa»), а в 1970 третий — «Рай» («Il paradiso»). В 1963 в сборнике под заглавием «Человек как завершение и другие эссе» («L’uomo come fine e altri saggi») Моравиа объединяет очерки и эссе различной тематики, написанные с 1941 по начало 60-х годов. Вступив в полемику с неоавангардной «Группой 63», в 1965 публикует свой экспериментальный «роман в романе» «Внимание» («L’attenzione»).

В конце 60-х выходят из печати и ставятся на сцене пьесы Моравиа «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969). В 1971 выходит отмеченный влиянием фрейдизма и ставший скандально известным роман «Я и он» («Io e lui»), а также критическое эссе «Поэзия и роман» («Poesia e romanzo»), а в 1972 писатель отправляется в длительные поездки в Африку, результатом которых станет книга «Из какого ты племени?» («A quale tribù appartieni?», 1972).

В 1973 выходит его новый сборник рассказов «Другая жизнь» («Un’altra vita»), а в 1976 — еще один, под заглавием «М-да» («Boh»). В 1978 опубликован его новый роман «Внутренняя жизнь» («La vita interiore»), ставший итогом семилетнего труда.

В 1983 выходит сборник рассказов «Вещь» («La cosa»), посвящённый Кармен Ллера, новой спутнице жизни Моравиа, испанке, почти на 47 лет моложе писателя. Он женится на ней в 1986, вызвав множество слухов и скандалов.

Во второй половине 80-х выходят два тома его «Собрания сочинений», охватывающих соответственно периоды с 1927 по 1947 гг. и с 1948 по 1968 гг.

В 1984 он становится депутатом в Европейском парламенте, избранным как независимый кандидат от Итальянской коммунистической партии. В это время он работает над репортажами из Страсбурга для рубрики «Европейский дневник» газеты «Коррьере делла Сера».

В 1990, вместе с журналистом Аленом Элканном, Моравиа пишет всемирно известную автобиографию, озаглавленную «Жизнь Моравиа» («Vita di Moravia»).

Альберто Моравиа умер в своей квартире в Риме 26 сентября 1990 года. Похоронен на римском кладбище Кампо Верано.

Опубликованы посмертно сборники ранних рассказов «Ромильдо» («Romildo», 1993) и «Пропавшие рассказы» («Racconti dispersi», 2000).

Произведения:

Романы:
«Равнодушные» (Gli indifferenti) (1929)
«Неправильные амбиции» (Le ambizioni sbagliate) (1935)
«Маскарад» (La mascherata) (1941)
«Агостино» (Agostino) (1943)
«Римлянка» (La romana) (1947)
«Непокорность» (La disubbidienza) (1948)
«Конформист» (Il conformista) (1951)
«Презрение» (Il disprezzo) (1954)
«Чочара» (La ciociara) (1957)
«Скука» (La noia) (1960)
«Внимание» (L’attenzione) (1965)
«Я и он» (Io e lui) (1971)
«Внутренняя жизнь» (La vita interiore) (1978)
«1934» (1934) (1982)
«Подглядывающий» (L’uomo che guarda) (1985)
«Путешествие в Рим» (Il viaggio a Roma) (1988)
«Женщина-леопард» (La donna leopardo) (1991)

Сборники рассказов:
«Обман. Пять коротких новелл» (L’imbroglio) (1937)
«Ленивые сны» (I sogni del pigro) (1940)
«Несчастный любовник» (L’amante infelice) (1943)
«Две Куртизанки и вечер Дон Жуана» (Due cortigiane e serata di Don Giovanni) (1945)
«Супружеская любовь и другие рассказы» (L’amore coniugale e altri racconti) (1949)
«Римские рассказы» (Racconti romani) (1954)
«Эпидемия. Сюрреалистические и сатирические рассказы» (L’epidemia. Racconti surrealisti e satirici) (1956)
«Новые римские рассказы» (Nuovi racconti romani) (1959)
«Робот. Рассказы» (L’automa. Racconti) (1962)
«Уставшая куртизанка» (La cortigiana stanca) (1965)
«Вещь есть вещь» (Una cosa è una cosa) (1967)
«Рай» (Il paradiso) (1970)
«Другая жизнь» (Un’altra vita) (1973)
«М-да» (Boh) (1976)
«Миллиард лет назад. » (Un miliardo di anni fa. ) (1979)
«Истории о предыстории» (Storie della preistoria) (1982)
«Вещь и другие рассказы» (La cosa e altri racconti) (1983)
«Муж, любовники и другие рассказы» (La villa del venerdì e altri racconti) (1990)
«Красные церкви и другие рассказы» (Le chiese rosse e altri racconti) (1998)

Пьесы:
«Маскарад» (La mascherata) (1954)
«Беатриче Ченчи» (Beatrice Cenci) (1955)
«Мир он и есть мир» (Il mondo e’ quello che e) (1966)
«Интервью» (L’intervista) (1966)
«Бог Курт» (Il dio Kurt) (1968)
«Дань Джеймсу Джойсу» (Omaggio a James Joyce) (1968)
«Жизнь — игра» (La vita è gioco) (1969)
«Ремень» (La cintura) (1984)
«Обернись, поговори со мной» (Voltati parlami) (1984)
«Информация от ангела» (L’angelo dell’informazione) (1985)

Моравиа, Альберто

28 ноября 1907 — 26 сентября 1990

итальянский писатель, новеллист и журналист

Альберто Моравиа (итал. Alberto Moravia; 28 ноября 1907, Рим — 26 сентября 1990, там же) — итальянский писатель, новеллист и журналист.

Биография и общественная деятельность

Ранние годы

Сын итальянского архитектора и художника-еврея Карло Пинкерле (уроженца Венеции) и Терезы (де Марсанич) Пинкерле (уроженки Анконы с далматинскими корнями). Родился 28 ноября в доме своих родителей на улице Via Sgambati в Риме. Его настоящей фамилией была Пинкерле, а взятый позднее псевдоним Моравиа — фамилия его еврейской бабушки по отцовской линии. Альберто был вторым ребёнком в семье после старшей сестры Адрианы, в 1909 году родилась младшая сестра Элена, а в 1914 году младший брат Моравиа — Гастоне. По словам самого Альберто, «детство было обыкновенным, хотя и одиноким».

В девятилетнем возрасте будущий писатель заболевает костным туберкулёзом, от которого ему удалось излечиться лишь к 17 годам. Болезнь оказала очень сильное влияние на становление личности Моравиа. Пять лет он вынужден провести в постели в различных горных санаториях Италии, Австрии и Германии. В «Краткой автобиографии», написанной для книги Оресте дель Буоно, Моравиа скажет: «Болезнь была важнейшим фактом моей жизни». В период болезни Альберто много читает, особенно его привлекают классики семнадцатого и восемнадцатого веков (Гольдони, Шекспир, Мольер и др.). Изучает иностранные языки (к моменту выписки из санатория Кортина д’Ампеццо Моравиа знал уже три языка — родной итальянский, французский и немецкий). Начинает свою писательскую деятельность.

Начало творческой деятельности

После выписки живёт в маленьком городке Брессаноне, в котором и начинает работу над своим первым романом «Равнодушные» («Gli indifferenti»), который увидит свет лишь в 1929 году и будет иметь большой успех. Этот год будет отмечен в Европе и Америке экономическим кризисом. Моравиа утверждал, что в тот момент, когда он вступал в литературу, политика его совершенно не интересовала. Его влекло только желание отразить правду. Поэтому он знакомится с современными итальянскими писателями, близкими ему по духу (Коррадо Альваро, Массимо Бонтемпелли), работает в журнале «XX век» («XX Novecento»), где напечатает свою новеллу «Уставшая куртизанка» («Cortigiana stanca»).

Официальные власти фашистской Италии восприняли роман «Равнодушные» очень негативно. Знаменитые критики того времени тоже были не в восторге, поэтому к концу 30-х годов о нем стали говорить как о случайном авторе, выплеснувшем всего себя в первый роман. Не выдержав давления со стороны общества и боясь преследования со стороны властей, Альберто начинает путешествовать, публикуя свои заметки в газете La Stampa. Впоследствии Моравиа напишет:

Десятилетие между 1933 годом, годом прихода к власти Гитлера, и 1943-м, когда пал итальянский фашизм, было с точки зрения общественной жизни худшим временем в моей жизни, и я до сих пор не могу вспомнить о нем без содрогания. Чтобы хоть как-то вырваться из отравленной атмосферы лжи, страха и конформизма, я много путешествовал.

Читайте также  Краткая биография бомарше

Он побывал в Греции, Китае. В 1933 году стал одним из основателей журнала «Характеры» («Caratteri»). В 1935—1936 гг. он живет в США, где, по приглашению Джузеппе Преццолини, руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете. Здесь Моравиа читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов И. Ньево, А. Мандзони, Дж. Верга. Во Франции Моравиа знакомится с антифашистской эмиграцией. Она вызвала в нем двойственное чувство, и это отразилось в парижских сценах романа «Конформист» («Il conformista», 1951), в 1970 году экранизированного Бернардо Бертолуччи. Проведя еще некоторое время в Мексике, писатель возвращается в Италию и в 1937 году выпускает сборник новелл «Обман» («L’imbroglio»), с которого начнётся его длительное сотрудничество с издательством «Бомпьяни». В конце 30-х годов Моравиа уже не стал бы утверждать, что политика его не интересует. Но опубликовать откровенное антифашистское произведение в Италии практически невозможно. Но тем не менее Моравиа это удалось. В 1941 году он издал роман «Маскарад» («La mascherata», 1941). Однако это произведение уже при втором издании изымается властями, и Альберто не может больше писать под своим настоящим именем, и он берет себе псевдоним — Псевдо (Pseudo), таким образом подписываясь под статьями в журнале «Перспективы», которым руководит Курцио Малапарте.

Альберто Моравиа


Биография

Сын итальянского архитектора и художника венецианского происхождения Карло Пинкерле и Терезы (де Марсанич) Пинкерле, уроженки Анконы. Родился 28 ноября в доме своих родителей на улице Via Sgambati в Риме. Его настоящей фамилией была Пинкерле, а взятый позднее псевдоним Моравиа — фамилия его еврейской бабушки по отцовской линии.
В девятилетнем возрасте будущий писател заболевает костным туберкулезом, от которого ему удалось изличиться лишь к 17 годам. Болезнь оказала очень сильное влияние на становление личности Моравиа. Пять лет он вынужден провести в постели в различных горных санаториях Италии, Австрии и Германии. В «Краткой автобиографии», написанной для книги Оресте дель Буоно, Моравиа скажет: «Болезнь была важнейшим фактом моей жизни». В период болезни Альберто много читает, особенно его привлекают классики семнадцатого и восемнадцатого веков (Гольдони, Шекспир, Мольер и др.). Изучает иностранные языки (к моменту выписки из санатория Кортина д’Ампеццо Моравиа знал уже три языка — родной итальянский, французский и немецкий). Начинает свою писательскую деятельность.

После выписки живет в маленьком городке Брессаноне, в котором и начинает работу над своим первым романом «Равнодушные» («Gli indifferenti»), который увидит свет лишь в 1929 году и будет иметь большой успех. Этот год будет отмечен в Европе и Америке экономическим кризисом, и судороги капиталистической системы определленым образом отразились в этом романе, хотя, конечно, отнюдь не непосредственно. В «Равнодушных» нет ни слова ни о безработице, ни о классовой борьбе, ни о терроре. Моравиа утверждал, что в тот момент, когда он вступал в литературу, политика его совершенно не интересовала.
Официальные власти фашистской Италии восприняли роман «Равнодушные» очень негативно. Знаменитые критики того времени тоже были не в восторге, поэтому к концу 30-х годов о нем стали говорить как о случайном авторе. Не выдержав давления со стороны общества и боясь преследования со стороны властей, Альберто начинает путешествовать.
Он побывал в Греции, Китае. В 1935—36 гг. он живет в США,руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете, где читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов. Во Франции Моравиа знакомится с антифашистской эмиграцией, вызвавшей в нем двойственное чувство, что отразилось в парижских сценах романа «Конформист» («Il conformista», 1951).
Опубликовать откровенное антифашистское произведение в Италии практически невозможно. Но тем не менее Моравиа это удалось. В 1941 году он издал роман «Маскарад» («La mascherata», 1941). Однако это произведение уже при втором издании изымается властями, и Альберто не может больше писать под своим настоящим именем, и он берет себе псевдоним — Псевдо (Pseudo).
В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет, к его произведениям часто обращается кинематограф. Книги Моравиа переводят за рубежом.

Критическая оценка произведений Альберто Моравиа превратила его в одного из наиболее значимых представителей неореализма XX века. Но этим не исчерпывается все его творчество. Ему близки некоторые положения марксизма, на основе которых он проводит свой критический анализ буржуазии, его творчество занимают и положения фрейдизма, дающие автору возможность по-другому взглянуть на общество, показать его искаженное мировосприятие, которое основывается исключительно на власти и деньгах.

Для итальянской литературы 60-х годов он стал своеобразным символом, точкой отсчета в рассмотрении тех или иных вопросов. Его гражданская позиция многими была взята за веру. А для общества в целом он стал примером свободного творца, имеющим всегда свое, исключительное мнение. Моравиа никогда не отступал от собственных принципов, стараясь всегда придерживаться своей позиции, которая, в свое время, зачастую была очень спорна. В какой-то мере именно своей «устойчивостью» он и получил признание во всех литературных (и не только) кругах.

Но заслуга Моравиа не только в его общественных действиях, но и в мастерстве письма. Его первый роман «Равнодушные» по праву считается одним из самых ярких произведений XX века. В центре всех творений Моравиа стоит человек, но в тоже время он часто прибегает к абстракции, иногда даже к столь популярному в середине века абсурду. Его творчество всегда неординарное: он то тяготеет к сюрреализму, то неореализму; в тоже время Моравиа занимает и эссеистика, в которой, помимо фактических данных, он добавляет и собственное восприятия мира. Его короткие рассказы отличаются насыщенностью описаний и в тоже время глубоким смыслом, скрытым в общей фабуле произведения.

Моравиа не сделал каких-либо значимых скачков в плане литературы, но он стал одним из самых значительных писателей всего мира в XX веке.
Библиография

La cortigiana stanca (Уставшая куртизанка, 1927)
Gli indifferenti (Равнодушные, 1929)
L’imbroglio (Обман, 1937)
I sogni del pigro (Мечты ленивого, 1940)
La mascherata (Маскарад, 1941)
Agostino (Агостино, 1944)
L’epidemia (Эпидемия, 1944)
La romana (Римлянка, 1947)
Il conformista (Конформист, 1947)
La disubbidienza (Неподчинение, 1948)
L’amore coniugale e altri racconti (Супружеская любовь и другие рассказы, 1949)
I racconti (Рассказы, 1952)
Racconti romani (Римские рассказы, 1954)
Il disprezzo (Презрение, 1954)
La Ciociara / Чочара , 1957)
Nuovi racconti romani (Новые римские рассказы, 1959)
La noia (Скука, 1960)
L’automa (Робот, 1962)
L’uomo come fine e altri saggi (Человек как завершение и другие эссе, 1963)
L’attenzione (Внимание, 1965)
Una cosa è una cosa (Вещь есть вещь, 1967)

La vita è gioco (Жизнь есть игра, 1969)
Il paradiso (Рай, 1970)
Io e lui (Я и Он, 1971)
A quale tribù appartieni? (Из какого ты племени?, 1972)
Un’altra vita (Другая жизнь, 1973)
Al cinema (Кино, 1975)
Boh (М-да, 1976)
La vita interiore (Внутренняя жизнь, 1978)
La cosa(Вещь, 1983)
Vita di Moravia (Жизнь Моравиа, 1990)
Титулы, награды и премии

1952 — Премия Стрега (I racconti)
Экранизации

Витторио де Сик — «Чочара» /La Ciociara/ (в главной роли — Софи Лорен), в основу которого был положен роман Cesira,
Витторио де Сик «Две женщины».

Жана-Люк Годар 1963 года «Презрение» /Le Mepris/ (по одноименному роману Il Disprezzo 1954),
документальная лента Пьера Паоло Пазолини Comizi d’amore 1965 года (где режиссёр, взяв в руки микрофон, задает итальянцам провокационные вопросы о сексе: малышей — откуда берутся дети, взрослых — как они относятся к гомосексуализму, время от времени общаясь в кадре с Альберто Моравиа . )
Франческо Мазелли Gli indifferenti ,
Бернардо Бертолуччи «Конформист» (экранизация анти-фашистского романа Моравиа),
Лукино Висконти «Чувство» по сценарию писателя.

Фильмография
Páramo (2002) (story)

L’ennui (1998) (based on the novel by)
L’uomo che guarda (1994) (novel «L’uomo che guarda»)
. aka «The Voyeur» — International (English title)
La villa del venerdì (1991) (novel)
Zavreno pro rodinny smutek (1991) (story)

La cintura (1989) (novel)
La romana (1988) (TV) (novel «La romana»)
Ich und Er (1988) (novel) (suggestion)
. aka «Me and Him» — International (English title), USA
La divina providencia (1988) (writer)
. aka «Divine Providence» — International (English title)
Oi logoi (1988) (short story)
La ciociara (1988) (TV) (novel)
. aka «Running Away» — USA
«Gli indifferenti» (1988) TV mini-series (novel)
. aka «A Time of Indifference» — International (English title)
Dastforoush (1987) (story) (segment 1)
. aka «The Peddler» — USA
L’attenzione (1984) (novel)
. aka «Attention» — Europe (English title)
Le ambizioni sbagliate (1983) (TV) (story)
La disubbidienza (1981) (novel)
Desideria: La vita interiore (1980) (novel)

Abrami in Africa (1976) (TV) (story)
Two Women (1973) (TV) (novel)
Io e lui (1973) (story)
Bog Kurt (1971) (TV) (writer)
Wielki swiat (1971) (story «Smells and a Bone»)
L’amore coniugale (1970) (novel)
Il conformista (1970) (novel)
. aka «The Conformist» — USA

Delitto al circolo del tennis (1969) (story)
La donna invisibile (1969) (short story)
. aka «The Fantasies of a Sensuous Woman» — USA (dubbed version)
. aka «The Invisible Woman» — International (English title)
La Roma di Moravia (1967) (TV) (novel)
L’occhio selvaggio (1967) (screenplay)
. aka «The Wild Eye» — USA (dubbed version)
Le ore nude (1964) (novel «Appuntamento al mare»)
Gli indifferenti (1964) (novel)
. aka «Time of Indifference» — USA
Ieri, oggi, domani (1963) (novella «Troppo Ricca») (segment «Anna»)
. aka «Yesterday, Today and Tomorrow» — USA
Le mépris (1963) (novel «Il Disprezzo»)
. aka «Contempt» — USA
L’amore difficile (1963) (story) (segment «L’avaro»)
. aka «Of Wayward Love» — International (English title)
La noia (1963) (novel «Boredom»)
. aka «The Empty Canvas» — USA
«Studio 4» (1 episode, 1962)
— The Imbroglio (1962) TV episode (novella)
Agostino (1962) (novel)
La giornata balorda (1961) (novel) (screenplay)
. aka «From a Roman Balcony» — USA
La ciociara (1960) (novel)
. aka «Two Women» — UK, USA
. aka «The Woman from Ciociara» — International (English title) (literal title)
I delfini (1960) (writer)
. aka «Silver Spoon Set» — USA
. aka «The Dauphins» — International (English title) (literal title)
Le bel âge (1960) (novel «Un vieil imbécile»)
Risate di gioia (1960) (stories Risate di Gioia, Ladri in chiesa)
L’Italia non è un paese povero (1960) (writer)

Racconti d’estate (1958) (screenplay) (story)
. aka «Girls for the Summer» — International (English title)
. aka «Love on the Riviera» — USA
Racconti romani (1955) (novel) (screenplay) (slso short stories «Racconti Romani»)
. aka «Roman Tales» — International (English title)
La donna del fiume (1954) (story)
. aka «The River Girl» — USA
Peccato che sia una canaglia (1954) (story «Il fanatico»)
. aka «Too Bad She’s Bad» — USA
La romana (1954) (novel) (screenplay)
. aka «Woman of Rome» — USA
Tempi nostri (1954) (story «Il pupo»)
. aka «The Anatomy of Love» — USA
La lupa (1953) (screenplay)
. aka «She Wolf» — USA
. aka «The Devil Is a Woman» — USA
La provinciale (1953) (novel)
. aka «The Wayward Wife» — USA
Sensualità (1952) (screenplay)
. aka «Barefoot Savage» — USA
. aka «Sensualita» — USA
L’ultimo incontro (1951) (screenplay)
. aka «Last Meeting» — International (English title)
È colpa del sole (1951) (writer)

La freccia nel fianco (1945) (dialogue) (screenplay)
Zazà (1944) (screenplay) (uncredited)
Ossessione (1943) (uncredited)
. aka «Obsession» — International (English title) (literal title)
Un colpo di pistola (1942) (screenplay) (uncredited)
. aka «A Pistol Shot» — International (English title)
Santa Rogelia (1940) (screenplay)
Il peccato di Rogelia Sanchez (1940) (screenplay)
Интересные факты

В 1958 году Альберто Моравиа, творчество которого получило известность во всем мире, был как никогда близок к получению Нобелевской премии по литературе. Он вошел в тройку лидеров вместе с датской писательницей Карен Бликсен и советским писателем Борисом Пастернаком. И эта последняя кандидатура получила неожиданную горячую поддержку со стороны постоянного секретаря Академии Андерса Эстерлинга, что вызвало удивление у его коллег. Дело в том, что этот автор уже номинировался в 1946 году за свой роман, запрещенный на родине, «Доктор Живаго», и тогда было учтено мнение эксперта-слависта Антона Калгрена, заявившего, что произведения Пастернака понятны далеко не всем.

Имя советского писателя с тех пор вызывало все меньше интереса среди членов Академии, но вот неожиданно в 1957 году Харри Мартинсон представил его как самого выдающегося советского писателя столетия. Что же произошло? На Западе узнали, что роман «Доктор Живаго» запрещен в СССР и что рукопись была похищена с целью опубликования в Италии.

Читайте также  Краткая биография катулл

Имя Пастернака вновь стало популярным.

Стрелка весов склонялась в пользу Альберто Моравия, произведения которого хорошо знали в Швеции. «Доктор Живаго» еще не был опубликован в Швеции, но Андерс Эстерлинг, прочитавший роман на итальянском языке, заявил: «Изучив произведение, я убежден, что он является одним из самых выдающихся современных писателей благодаря динамике изложения и творческой утонченности».

В конечном итоге шведская Академия, в которой действовало лобби ЦРУ, стремившееся дать пощечину Советскому Союзу, сделала выбор в пользу Пастернака, возвеличила писателя-диссидента, не подозревая, к каким дипломатическим проблемам это приведет.

Кандидатура Альберто Моравия уже не могла номинироваться на получение Нобелевской премии, и шведская Академия, понимая, что нанесла обиду Италии, на следующий год присудила премию писателю Сальваторе Квазимодо, заключает автор статьи Франческо Саверио Алонцо.

Моравиа, Альберто

Италия Италия

Альбе́рто Мора́виа (итал. Alberto Moravia ; 28 ноября 1907, Рим — 26 сентября 1990, там же) — итальянский писатель, новеллист и журналист.

Содержание

  • 1 Биография и общественная деятельность
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Начало творческой деятельности
    • 1.3 Последние годы жизни
  • 2 Творчество и влияние на мировую литературу
  • 3 Наиболее значимые произведения
  • 4 Экранизации
  • 5 Ссылки

Биография и общественная деятельность [ править ]

Ранние годы [ править ]

Сын итальянского архитектора и художника-еврея Карло Пинкерле (уроженца Венеции) и Терезы (де Марсанич) Пинкерле (уроженки Анконы с далматинскими корнями). Родился 28 ноября в доме своих родителей на улице Via Sgambati в Риме. Его настоящей фамилией была Пинкерле, а взятый позднее псевдоним Моравиа — фамилия его еврейской бабушки по отцовской линии. Альберто был вторым ребёнком в семье после старшей сестры Адрианы, в 1909 году родилась младшая сестра Элена, а в 1914 году младший брат Моравиа — Гастоне. По словам самого Альберто, «детство было обыкновенным, хотя и одиноким».

В девятилетнем возрасте будущий писатель заболевает костным туберкулёзом, от которого ему удалось излечиться лишь к 17 годам. Болезнь оказала очень сильное влияние на становление личности Моравиа. Пять лет он вынужден провести в постели в различных горных санаториях Италии, Австрии и Германии. В «Краткой автобиографии», написанной для книги Оресте дель Буоно, Моравиа скажет: «Болезнь была важнейшим фактом моей жизни». В период болезни Альберто много читает, особенно его привлекают классики семнадцатого и восемнадцатого веков (Гольдони, Шекспир, Мольер и др.). Изучает иностранные языки (к моменту выписки из санатория Кортина д’Ампеццо Моравиа знал уже три языка — родной итальянский, французский и немецкий). Начинает свою писательскую деятельность.

Начало творческой деятельности [ править ]

После выписки живёт в маленьком городке Брессаноне, в котором и начинает работу над своим первым романом «Равнодушные» («Gli indifferenti»), который увидит свет лишь в 1929 году и будет иметь большой успех. Этот год будет отмечен в Европе и Америке экономическим кризисом. Моравиа утверждал, что в тот момент, когда он вступал в литературу, политика его совершенно не интересовала. Его влекло только желание отразить правду. Поэтому он знакомится с современными итальянскими писателями, близкими ему по духу (Коррадо Альваро, Массимо Бонтемпелли), работает в журнале «XX век» («XX Novecento»), где напечатает свою новеллу «Уставшая куртизанка» («Cortigiana stanca»).

Официальные власти фашистской Италии восприняли роман «Равнодушные» очень негативно. Знаменитые критики того времени тоже были не в восторге, поэтому к концу 30-х годов о нем стали говорить как о случайном авторе, выплеснувшем всего себя в первый роман. Не выдержав давления со стороны общества и боясь преследования со стороны властей, Альберто начинает путешествовать, публикуя свои заметки в газете La Stampa. Впоследствии Моравиа напишет:

Десятилетие между 1933 годом, годом прихода к власти Гитлера, и 1943-м, когда пал итальянский фашизм, было с точки зрения общественной жизни худшим временем в моей жизни, и я до сих пор не могу вспомнить о нем без содрогания. Чтобы хоть как-то вырваться из отравленной атмосферы лжи, страха и конформизма, я много путешествовал.

Он побывал в Греции, Китае. В 1933 году стал одним из основателей журнала «Характеры» («Caratteri»). В 1935—1936 гг. он живет в США, где, по приглашению Джузеппе Преццолини, руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете. Здесь Моравиа читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов И. Ньево, А. Мандзони, Дж. Верга. Во Франции Моравиа знакомится с антифашистской эмиграцией. Она вызвала в нем двойственное чувство, и это отразилось в парижских сценах романа «Конформист» («Il conformista», 1951), в 1970 году экранизированного Бернардо Бертолуччи. Проведя еще некоторое время в Мексике, писатель возвращается в Италию и в 1937 году выпускает сборник новелл «Обман» («L’imbroglio»), с которого начнётся его длительное сотрудничество с издательством «Бомпьяни». В конце 30-х годов Моравиа уже не стал бы утверждать, что политика его не интересует. Но опубликовать откровенное антифашистское произведение в Италии практически невозможно. Но тем не менее Моравиа это удалось. В 1941 году он издал роман «Маскарад» («La mascherata», 1941). Однако это произведение уже при втором издании изымается властями, и Альберто не может больше писать под своим настоящим именем, и он берет себе псевдоним — Псевдо (Pseudo), таким образом подписываясь под статьями в журнале «Перспективы», которым руководит Курцио Малапарте.

В 1941 Моравиа женится на Эльзе Моранте, с которой знаком с 1936 года. Эльза тоже была писателем, правда гораздо менее значительным, нежели её муж. Самым знаменитым её произведением станет роман «История» («La storia», 1974). Вместе с женой Альберто долгое время живёт на острове Капри, где пишет роман «Агостино» («Agostino», 1944). Его антиправительственные статьи в газете «Иль Пополо ди Рома» («Il Popolo di Roma») резко критикуются в обществе. В последние годы фашизма писатель вынужден скрываться, так как его имя фигурирует в списках полиции.

После высадки союзников в сентябре 1943 года Моравиа вместе с женой скрываются в городке Фонди, в Чочарии, и на основе увиденного там и пережитого Моравиа напишет один из самых известных своих романов «Чочара» («La ciociara», 1957). В 1944 году, во время немецкой оккупации, выходит рассказы из сборника «Эпидемия» («L’epidemia») и эссе «Надежда, или Христианство и коммунизм» («La Speranza, ovvero Cristianesimo e Comunismo»). После освобождения Италии он возвращается в Рим и начинает активно работать как на литературном, так и на журналистском поприще. В частности, для газеты «Коррьере делла сера» Моравиа будет писать до последних дней жизни.

В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет, к его произведениям часто обращается кинематограф. После выхода романа «Римлянка» («La romana», 1947) выходят повести «Неподчинение» («La disubbidienza», 1948), «Супружеская любовь и другие рассказы» («L’amore coniugale e altri racconti», 1949) и роман «Конформист» («Il conformista», 1951). Книги Моравиа переводят за рубежом, на основе его произведений снимают фильмы.

В 1952 году за сборник «Рассказы» («I racconti») ему была присуждена самая престижная литературная премия Италии «La Strega», хотя Ватикан включает все его произведения в «Индекс запрещенных книг». Годом позже Моравиа становится одним из основателей журнала «Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого будут публиковаться Жан-Поль Сартр, Элио Витторини, Итало Кальвино и др.

В 1954 году выходят сборник «Римские рассказы» («I racconti romani») и роман «Презрение» («Il disprezzo»). В первой половине 50-х Моравиа пишет многочисленные предисловия к произведениям итальянских авторов, а в 1957 году начинает сотрудничать с журналом «Эспрессо», в котором будет вести рубрику о кино. В это же время писатель все больше интересуется театром и пишет пьесы «Маскарад» и «Беатриче Ченчи». В 1958 году, впервые посетив Советский Союз, выпускает эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS»).

После выхода в 1959 году сборника «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani»), а в 1960 году романа «Скука» («La noia», литературная премия Виареджо за 1961 год), литературная карьера писателя находится на вершине славы, а сам Моравиа признан ведущей фигурой литературных кругов Рима. Теперь его мнение считается одним из самых авторитетных в литературе.

В апреле 1962 года Моравиа расстается с Эльзой Моранте; его новой спутницей становится молодая писательница Дача Мараини. В этом же году выходят эссе «Мысль об Индии» («Un’idea dell’India») и первый из задуманных трех сборник рассказов «Робот» («L’automa»). В 1967 году выйдет второй сборник «Вещь есть вещь» («Una cosa è una cosa»), а в 1970-м третий — «Рай» («Il paradiso»). В 1963 году в сборнике под заглавием «Человек как завершение и другие эссе» («L’uomo come fine e altri saggi») Моравиа объединяет очерки и эссе различной тематики, написанные с 1941 по начало 60-х годов. Вступив в полемику с неоавангардной «Группой 63», в 1965 году публикует свой экспериментальный «роман в романе» «Внимание» («L’attenzione»).

В конце 60-х годов выходят из печати и ставятся на сцене пьесы Моравиа «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969). В 1971 году выходит отмеченный влиянием фрейдизма и ставший скандально известным роман «Я и он» («Io e lui»), а также критическое эссе «Поэзия и роман» («Poesia e romanzo»), а в 1972 году писатель отправляется в длительные поездки в Африку, результатом которых станет книга «Из какого ты племени?» («A quale tribù appartieni?», 1972).

В 1973 году выходит его новый сборник рассказов «Другая жизнь» («Un’altra vita»), а в 1976-м — еще один, под заглавием «М-да» («Boh»). В 1978 году опубликован его новый роман «Внутренняя жизнь» («La vita interiore»), ставший итогом семилетнего труда.

Последние годы жизни [ править ]

В 1983 году выходит сборник рассказов «Вещь» («La cosa»), посвящённый Кармен Ллера, новой спутнице жизни Моравиа, испанке, почти на 47 лет моложе писателя. Он женится на ней в 1986 году, вызвав множество слухов и скандалов.

Во второй половине 80-х годов выходят два тома его «Собрания сочинений», охватывающих соответственно периоды с 1927 по 1947 гг. и с 1948 по 1968 гг.

В 1984 году он становится депутатом в Европейском парламенте, избранным как независимый кандидат от Итальянской коммунистической партии. В это время он работает над репортажами из Страсбурга для рубрики «Европейский дневник» газеты «Коррьере делла Сера».

В 1990 году, вместе с журналистом Аленом Элканном, Моравиа пишет всемирно известную автобиографию, озаглавленную «Жизнь Моравиа» («Vita di Moravia»).

Скончался в своей квартире в Риме 26 сентября 1990 года, похоронен на римском кладбище Кампо Верано. Опубликованы посмертно сборники ранних рассказов «Ромильдо» («Romildo», 1993) и «Пропавшие рассказы» («Racconti dispersi», 2000).

Творчество и влияние на мировую литературу [ править ]

Критическая оценка произведений Альберто Моравиа превратила его в одного из наиболее значимых представителей неореализма XX века. Но этим направлением не исчерпывается все его творчество. Ему близки некоторые положения марксизма, на основе которых он проводит свой критический анализ буржуазии, но в то же время его творчество занимают и положения фрейдизма, дающие автору возможность по-другому взглянуть на общество, показать его искажённое мировосприятие, которое основывается исключительно на власти и деньгах.

Для всей итальянской литературы 60-х годов он стал своеобразным символом, точкой отсчёта в рассмотрении тех или иных вопросов. Его гражданская позиция многими была взята за веру. А для общества в целом он стал примером свободного творца, имеющим всегда своё, исключительное мнение. Моравиа никогда не отступал от собственных принципов, стараясь всегда придерживаться своей позиции, которая, в своё время, зачастую была очень спорна. В какой-то мере именно своей «устойчивостью» он и получил признание во всех литературных (и не только) кругах.

Но заслуга Моравиа не только в его общественных действиях, но и в мастерстве письма. Его первый роман «Равнодушные» по праву считается одним из самых ярких произведений XX века. В центре всех творений Моравиа стоит человек, но в то же время он часто прибегает к абстракции, иногда даже к столь популярному в середине века абсурду. Его творчество всегда неординарное: он то тяготеет к сюрреализму, то неореализму; в то же время Моравиа занимает и эссеистика, в которой, помимо фактических данных, он добавляет и собственное восприятия мира. Его короткие рассказы отличаются насыщенностью описаний и в то же время глубоким смыслом, скрытым в общей фабуле произведения.

Моравиа не сделал каких-либо значимых скачков в плане литературы, но он стал одним из самых значительных писателей всего мира в XX веке.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: