Краткая биография можаев

Биография Бориса Можаева

Борис Андреевич Можаев родился 1 июня 1923 года в с. Пителино Рязанской области. Отец до революции служил на пароходе. Вырос в крестьянской семье.

После школы в 1940 году подал документы в Горьковский институт инженеров водного транспорта на кораблестроительный факультет. Но тогда за обучение ввели плату. До зимы Можаев ещё хоть как-то умудрялся находить деньги на учёбу, подрабатывая грузчиком на пристани. Пришлось институт оставить и уйти в армию. В 1943 поступил в Ленинградское высшее инженерно-техническое училище ВМС, дислоцировавшееся тогда в Ярославле. После войны, будучи курсантом, одновременно пытался заочно учиться на филфаке ЛГУ. Получив в 1953 диплом военного инженера, отправился на Дальний Восток. Демобилизовался в 1954. Одно время занимался сбором и обработкой удэгейских сказок. Окончил двухгодичные Высшие сценарные курсы.

Многие вещи писателя пробивали себе дорогу в печать с большим трудом. Здесь можно вспомнить хотя бы историю очерка «Земля ждёт хозяина». Он был написан ещё в 1960. Так, главный редактор журнала «Октябрь» Ф. Панфёров, чтобы добиться публикации, дошёл до одного из секретарей ЦК КПСС и помощника Н.С. Хрущёва. И то, очерк был напечатан лишь в порядке дискуссии. Это случилось в 1961. Кроме того, из его названия власть потребовала убрать слово «хозяин».

В 1963 году разгорелся сыр-бор вокруг повести «Против неба на земле». В. Кочетов в какой-то момент испугался и распорядился вернуть рукопись из типографии. По его мнению, повести «не хватало» социализма. В рукописном виде она вышла в 1965 в издательстве «Советский писатель», но уже под другим названием — «Полюшко-поле». В 1966 Можаев написал пьесу «Единожды солгав», которая рассказывала о жизни страны на рубеже 1950-1960-х годов. Пьесу собирался во МХАТе поставить Михаил Кедров. Но коллегия Министерства культуры России решила, что никакого очковтирательства у нас в стране нет и поэтому готовить премьерный спектакль запретила. Чуть больше повезло повести «Из жизни Фёдора Кузькина». Её в июле 1966 опубликовал в «Новом мире» Твардовский. Повесть вызвала огромный резонанс. Юрий Любимов взялся инсценировать её в своём Театре на Таганке. Однако власть (прежде всего в лице секретаря ЦК КПСС П. Демичева и министра культуры Е. Фурцевой), расценив повесть и спектакль как пасквиль на советский образ жизни, прибегла к запретительным мерам. Позже писателя пытался поддержать член Политбюро ЦК КПСС Д. Полянский, слывший чуть ли не главным заступником русских патриотов в правившей верхушке. Но на поверку оказалось, что Полянский не так уж всесилен. Новая публикация повести, но уже под названием «Живой» состоялась лишь в 1973 в сборнике писателя «Лесная дорога», а премьера спектакля прошла только в 1989.

В конце 1960-х годов Можаев задумал роман «Мужики и бабы». О своих планах он поведал Солженицыну, с которым в 1969 вместе отправился на «Москвиче» в поездку по Рязанской области. Солженицын позже вспоминал, как Можаев рассказал ему о будущей книге: «Сперва цветущая деревня двадцатых годов, потом коллективизация и — крестьянский мятеж, который в Пигелинской округе произошёл в девятьсот тридцатом. И слушал я во все уши, и записывал, и глазами Борю поедал, как живое воплощение среднерусского мужичества, вот и повстанчества, — а до самой главной догадки не добрался, да это и такой писательский закон: догадка образа приходит чаще всего с опозданием, даже и много позже. Лишь через месяцы я догадался: да Борю-то и описать главным крестьянским героем «Красного Колеса»! — естественно входил он и в солдатство, с его бойцовской готовностью, поворотливостью, и в крестьянскую размыслительность, чинную обрядность, деликатность, — и во взрыв тамбовского мятежа. Так — родился и написан был (и не дописан, как всё «Колесо», до командира партизанского полка) — Арсений Благодарёв. С живого — легко, легко писалось. (Только Боре самому я о том не сказал, чтоб не нарушить натуральность. А он прочёл когда «Август», затем «Октябрь», — хвалил Благодарёва, не догадался.)» («Литературная газета», 1997, 26 февраля).

В 1973 завершил первую книгу романа «Мужики и бабы». Уже в 1987 году Можаев мне рассказывал: «Напечатать роман оказалось сложно. Так, три года не мог опубликовать первый том. Сначала он был принят бывшим главным редактором журнала «Новый мир» В. Косолаповым. Но Косолапов напечатать не успел, а сменивший его С. Наровчатов роман отверг. Только в 1976 удалось выпустить первый том в издательстве «Современник». В конце семьдесят восьмого года сел за второй том. Написать его мог уже к осени семьдесят девятого. Но я не видел издателя. Поэтому решил роман отложить и на полгода заняться кино, сделать фильм «Предварительное расследование». А потом за четыре месяца дописал второй том. В марте восмидесятого поставил последнюю точку. Рукопись обошла почти все журналы. Побывала она в журнале «Дружба народов». Отдел прозы и рабочая редколлегия её одобрили, но главный редактор С. Баруздин сказал, что вперёд пропустит мою повесть «Полтора квадратных метра», которая лежала у него десять лет, а потом только роман. Но после публикации повести в газетах поднялся большой шум, и роман Баруздин печатать уже не стал. Я отнёс рукопись в журнал «Наш современник». Романом горячо заинтересовался тогдашний первый заместитель главного редактора Ю. Селезнёв. Он отнёс рукопись в Главлит и получил разрешение на её публикацию. Однако вернувшийся из творческого отпуска главный редактор С. Викулов роман отклонил. После этого рукопись была предложена журналу «Новый мир». Роман снова попал в Главлит. Никаких возражений рукопись в Главлите, к удивлению тогдашнего редактора, вновь не вызвала. Три года В. Карпов тянул, но так и не напечатал её. А в прошлом году свои услуги предложил журнал «Дон». В «Доне» роман сразу же запустили в производство».

Очень точную характеристику роману «Мужики и бабы» дал Игорь Золотусский. «Роман Б. Можаева силён не своими мыслями, а картинами, — писал он в обзорной статье «Проза-87: свет и тени». — Мысли его — а автор часто переходит на язык прямого разговора с читателем — политизированы, в лучшем случае олитературены, полны ссылками на споры русской классики, споры XIX века. Б. Можаев эти споры осовременивает, вкладывает их в уста деятелей тридцатых годов, но это говорят не начальник милиции Озимов, учитель Успенский или секретарь комсомольской ячейки на селе Мария Обухова, а московские интеллигенты шестидесятых годов, которые впервые в те годы открывали для себя Достоевского, открывали «Бесов» и проблематику «цели» и «средств».

В 1980-х опубликованы сборники «Дождь будет» (роман, повести и рассказы), «Надо ли вспоминать старое?» (очерки, эссе, повести и рассказы).

В 1989-1990 годах в издательстве «Художественная литература» вышло четырёхтомное собрание сочинений писателя.

В 1993 принёс в журнал «Наш современник» рукопись романа «Изгой». В 1995 году возглавлял журнал «Россия». В последние годы жизни врачи обнаружили у него «недифференцированный рак» брюшных органов. Борис Можаев – Лауреат Госпремии СССР (1989). Произведения писателя переведены на иностранные языки. По его сценариям сняты фильмы.

Борис Андреевич Можаев умер 2 марта 1996 года в Москве.

Борис Андреевич Можаев

МОЖАЕВ Борис Андреевич (1923−1996), русский писатель. В произведениях о современной жизни, главным образом сельской, сочетание острой конфликтности с юмором (повесть «Из жизни Федора Кузькина», 1966, в последующих изданиях «Живой»; роман «Мужики и бабы», кн. 1−2, 1976−87, Государственная премия СССР, 1989; рассказы). Роман «Изгой», ч. 1 (1993). Публицистика. Киносценарии.

МОЖАЕВ Борис Андреевич (1 июня 1923, с. Пителино Рязанской обл. — 2 марта 1996, Москва), русский писатель.

«Отец мой до революции служил на пароходе, как и деды мои, но все они из крестьянского рода». Со стороны и отца, и матери — все моряки и речники: бурлаки, плотогоны, штурманы, лоцманы — водили суда по Волге и Каспию. «Пращур мой Максим Коротков был участником первой Отечественной войны; после Бородинского сражения остался в отряде Воейкова, прикрывавшем под Можайском отходившую армию Кутузова от наседавших французов. Отличившимся в этом бою (их было человек 20, по рассказам предков моих) дарована была фамилия Можаевых». В 1935 году Андрей Иванович Можаев, отец писателя, был сослан на Дальний Восток и там погиб. Мать дала образование всем детям (их было шестеро), кроме старшего.

После окончания средней школы Можаев поступил в ГИИВТ (Горьковский институт инженеров водного транспорта) на кораблестроительный факультет. Перед армией около года проработал учителем, был призван и в 1943 г. поступил в Высшее инженерно-техническое училище ВМС (Ленинград). Одновременно учился на филологическом факультете ЛГУ (заочно). После окончания училища (1948) был направлен на Тихоокеанский флот в звании инженер-лейтенанта. Строил фортификации в Порт-Артуре.

«Писателем меня сделал Дальний Восток»

Первые стихи «Архитектор» опубликованы в 1949 в газете «Советское Приморье». Во Владивостоке издана первая книга стихов «Зори над океаном» (1855) и первая книга прозы «Власть тайги»: повести и рассказы (1959). Там же — «Удэгейские сказки» (1955): Можаев как собиратель и составитель. Все — в Приморском книжном издательстве. Первая публикация в Москве — рассказ «Власть тайги», «Октябрь», 1957, № 8. «Можаев не предавался обычному в литературе тех лет упоенному славословию освоения этого края, а почуял «тревожный запах гари»: признаки того грубо потребительского, чреватого грядущими экологическими и нравственными катастрофами отношения и к природным ресурсам, и к людям, пагубность которого стала осознаваться обществом значительно позже» (А.Турков).

Исторической и художественной дальновидностью отмечено все творчество Можаева. В повести «Полюшко-поле» (1963), первой прозе Можаева о деревне, написан характер, который писатель подтвердит документально лишь спустя 10 лет в очерке «В Солдатове у Лозового». «Автору любопытно было наблюдать, — пишет Можаев, — как его персонаж, списанный в далеких уссурийских краях, повторился некоторыми гранями характера в живом и достоверном председателе на южном Алтае… Сила благого примера выглядит внушительней, когда творится доброе дело с одновременным захватом на тысячи километров». Талант, острый полемический дар, глубокая эрудиция, будь то история России или история российского земледелия на обширнейших ее территориях, сделали Можаев уже в начале 60-х видным публицистом и очеркистом, соединявшим в себе компетентность, яркий язык и бесстрашие. Как ни свирепствовала цензура, Можаев защищал хозяйскую независимость работника, экономическую самостоятельность земледельца — из года в год, из жанра в жанр, будь то очерк или роман, статья или сценарий. «К чему лукавить! — писал Можаев в 1990 г. — Земельный вопрос был и есть главным запалом всех наших междоусобиц. Он же был и главной нашей духоподъемной силой. Он поднял наше крестьянство, а с ним и государство, на большую высоту в столыпинские годы. Он же вызвал гражданскую войну и сбросил нас в пропасть. Он погубил белое движение, он же чуть не погубил и красных. Он оживил нас в годы нэпа, он же столкнул нас в кромешный ад коллективизации. Он и теперь требует от нас неотложного решения — отдать землю тем, кто ее хочет и может обрабатывать. От этого зависит все: или мы подымемся на крыло, или дело может кончиться все тем же взрывом и хаосом».

Читайте также  Краткая биография бабель

Книга публицистики «Запах мяты и хлеб насущный» объединяет наиболее значительные публикации Можаев («Земля ждет хозяина», «Лесная дорога», «Надо ли вспоминать старое?», «По дороге в Мещеру» и др.) Это, по признанию Можаев, писательский дневник или двадцатилетняя хроника, запечатлевшая его взгляд на злободневные явления жизни.

В 1966 в «Новом мире» Твардовского (№ 7) опубликована повесть «Из жизни Федора Кузькина» (впоследствии «Живой»). Снятая цензурой и с трудом разрешенная к публикации повесть была поставлена в Театре на Таганке Юрием Любимовым, который увидел в Кузькине характер национального масштаба (роль Кузькина — В. Золотухин). Спектакль был запрещен и вышел к зрителю через 21 год. Сюжет острого противостояния самодурству властей, хлесткий, озорной диалог, непредсказуемо самобытная и независимая натура Кузькина снискали повести и спектаклю звонкий успех (сотни зрителей успели увидеть спектакль на прогонах).

В 1960−70-е гг. Можаев создает вереницу чрезвычайно разнообразных и противоречивых портретов своих современников. Это глубоко художественное исследование сознания творческого и приспособленческого, рабского и дерзкого, распадающегося и воскресающего к созиданию. Можаев исследует «волю к независимости» (одно из любимейших его пушкинских выражений) как историю народного самосознания, переживаемую крайне разнообразно, разноречиво и крайне индивидуально. Цикл рассказов «Старые истории» и среди них — глубочайшая «Старица Прошкина», «История села Брехова, писанная Петром Афанасиевичем Булкиным», «Полтора квадратных метра» и др. это хроника уже не явлений, а характеров, порой в парадоксальном соединении трагедии и сатиры.

В 1980 Можаев заканчивает роман «Мужики и бабы», посвященный крестьянскому противостоянию насильственной коллективизации на Рязанщине. Полностью роман увидел свет лишь в 1987 году. Отвергнутая всеми московскими журналами вторая книга романа, где развернута панорама восстания и его подавления, была опубликована лишь в 1987, в журнале «Дон», № 1−3. В предисловии к этой публикации академик ВАСХНИЛ писал, что «Борис Можаев нашел свой прием раскрытия именно массового характера этой борьбы. Здесь действует народ. Политический авантюризм принял настолько широкие масштабы, что преодолеть его, сломать его, вернув деревню на путь закономерных, естественных социальных преобразований, может лишь массовое движение народа». Эта народная драма нашла в Можаев своего летописца. Сам Можаев, по признанию Солженицына, с которым был дружен, стал прототипом Арсения Благодарева, «главного крестьянского героя» «Красного Колеса», которому в Антоновщину предстояло стать в солженицынском романе руководителем одного из партизанских отрядов.

«Первейший знаток русской деревни и природы» (слова Солженицына), Можаев хотел довести свое повествование до наших дней, задумав трилогию.

Он успел написать лишь первые главы автобиографического романа «Изгой». В книгу очерков и рассказов «Затмение» (1995) включены очерки и статьи Можаева 90-х гг., посвященные реформам в современной деревне. Статья «Крымские страдания», посвященная Севастополю, закончена Можаевыи за два месяца до конца, уже в больнице, и полностью опубликована в журнале «Дон» (№ 7,1996). В 1994-м Можаев стал главным редактором журнала «Россия», но успел подписать лишь первый номер (1995). В номере — статья Можаева об аграрной реформе в Нижегородской области. Она называется «Земля и воля».

Борис Андреевич Можаев — русский писатель (1923−1996), родился 1 июня 1923 года в Рязанской губернии, в семье крестьян. В 1940 году, по окончанию школы, он поступил в Институт инженеров водного транспорта на кораблестроительный факультет.

В 1941 году Можаев был мобилизован в ряды Советской Армии и служил до 1954 года. За год до армии он успел проработать учителем. В 1948 году Можаев окончил Ленинградское Высшее инженерно-техническое училище ВМФ. Будучи курсантом, Борис Андреевич посещал лекции филологического факультета Ленинградского университета. По окончанию службы Можаев стал корреспондентом «Строительной газеты» и в дальнейшем работал в «Известиях». Его статьи регулярно публиковались в журналах и газетах.

В 1954 году вышел первый рассказ Бориса Можаева, а в 1955 году – первый сборник стихотворений «Зори над океаном». В 1976 году писатель выпустил свое самое известное произведение — роман «Мужики и бабы». Действие этого романа, как и некоторых других его произведений, происходит в Тихановском районе Рязанской области, который был вымышлен автором. Роман посвящен крестьянскому противостоянию насильственной коллективизации на Рязанщине. В 1960−70-е годы Можаевым был создан ряд произведений, в которых раскрывались чрезвычайно разнообразные и противоречивые портреты своих современников.

В 1980-х годах были опубликованы сборники произведений Можаева, состоящие из романов, повестей, эссе и рассказов «Дождь будет» и «Надо ли вспоминать старое?». В 1989—1990 годах издательство «Художественная литература» опубликовало четырёхтомное собрание сочинений Бориса Можаева.

В последние годы жизни Можаев работал над романом «Изгой», который так и не успел закончить. Первая книга романа была опубликована в журнале «Наш современник» в 1993 году. События романа происходят в конце 1950-х годов на Дальнем Востоке. В центре произведения судьба военного инженера, ставшего журналистом Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из известного романа «Мужики и бабы».

Произведения Борис Андреевича Можаева были переведены на иностранные языки. По сценариям писателя снято множество кинофильмов.

Умер Борис Можаев 2 марта 1996 года в Москве.

Краткая биография: Можаев Борис Андреевич

Можаев Борис Андреевич (1.06.1923, село Пителино, Рязанская обл. — 2.03.1996, Москва). Отец до революции служил на пароходе. Вырос в крестьянской семье. После школы в 1940 году подал документы в Горьковский институт инженеров водного транспорта на кораблестроительный факультет. Но тогда за обучение ввели плату. До зимы Можаев ещё хоть как-то умудрялся находить деньги на учёбу, подрабатывая грузчиком на пристани. Пришлось институт оставить и уйти в армию. В 1943 году поступил в Ленинградское Высшее инженерно-техническое училище ВМС, дислоцировавшееся тогда в Ярославле. После войны, будучи курсантом, одновременно пытался заочно учиться на филфаке ЛГУ. Получив в 1953 году диплом военного инженера, отправился на Дальний Восток. Демобилизовался в 1954 году. Одно время занимался сбором и обработкой удэгейских сказок. Окончил двухгодичные Высшие сценарные курсы. Многие вещи писателя пробивали себе дорогу в печать с большим трудом. Здесь можно вспомнить хотя бы историю очерка «Земля ждёт хозяина». Он был написан ещё в 1960 году. Так, главный редактор журнала «Октябрь» Ф.Панфёров, чтобы добиться публикации, дошёл до одного из секретарей ЦК КПСС и помощника Н.С. Хрущёва. И то, очерк был напечатан лишь в порядке дискуссии. Это случилось в 1961 году. Кроме того, из его названия власть потребовала убрать слово «хозяин». В 1963 году разгорелся сыр-бор вокруг повести «Против неба на земле». В.Кочетов в какой-то момент испугался и распорядился вернуть рукопись из типографии. По его мнению, повести «не хватало» социализма. В рукописном виде она вышла в 1965 году в издательстве «Советский писатель», но уже под другим названием — «Полюшко-поле». В 1966 году Можаев написал пьесу «Единожды солгав», которая рассказывала о жизни страны на рубеже 1950 — 1960-х годов. Пьесу собирался во МХАТе поставить Михаил Кедров. Но коллегия Министерства культуры России решила, что никакого очковтирательства у нас в стране нет и поэтому готовить премьерный спектакль запретила. Чуть больше повезло повести «Из жизни Фёдора Кузькина». Её в июле 1966 года опубликовал в «Новом мире» Твардовский. Повесть вызвала огромный резонанс. Юрий Любимов взялся инсценировать её в своём Театре на Таганке. Однако власть (прежде всего в лице секретаря ЦК КПСС П.Демичева и министра культуры Е.Фур цевой), расценив повесть и спектакль как пасквиль на советский образ жизни, прибегла к запретительным мерам. Позже писателя пытался поддержать член Политбюро ЦК КПСС Д.Полянский, слывший чуть ли не главным заступником русских патриотов в правившей верхушке. Но на поверку оказалось, что Полянский не так уж всесилен. Новая публикация повести, но уже под названием «Живой» состоялась лишь в 1973 году в сборнике писателя «Лесная дорога», а премьера спектакля прошла только в 1989 году. В конце 1960-х годов Можаев задумал роман «Мужики и бабы». О своих планах он поведал Солженицыну, с которым в 1969 году вместе отправился на «Москвиче» в поездку по Рязанской области. Солженицын позже вспоминал, как Можаев рассказал ему о бущущей книге: «Сперва цветущая деревня Двадцатых годов, потом коллективизация и — отметный крестьянский мятеж, который в Пигелинской округе произошёл в Девятьсот Тридцатом. И слушал я во все уши, и записывал, и глазами Борю поедал, как живое воплощение средне-русского мужичества, вот и повстанчества, — а до самой главной догадки не добрался, да это и такой писательский закон: догадка образа приходит чаще всего с опозданием, даже и много позже. Лишь через месяцы я догадался: да Борю-то и описать главным крестьянским героем «Красного Колеса»! — естественно входил он и в солдатство, с его бойцовской готовностью, поворотливостью, и в крестьянскую размыслительность, чинную обрядность, деликатность, — и во взрыв тамбовского мятежа. Так — родился и написан был (и не дописан, как всё «Колесо», до командира партизанского полка) — Арсений Благодарёв. С живого — легко, легко писалось. (Только Боре самому я о том не сказал, чтоб не нарушить натуральность. А он прочёл когда «Август», затем «Октябрь», — хвалил Благодарёва, не догадался.)» («Литературная газета», 1997,
26 февраля). В 1973 году завершил первую книгу романа «Мужики и бабы». Уже в 1987 году Можаев мне рассказывал: «Напечатать роман оказалось сложно. Так, три года не мог опубликовать первый том. Сначала он был принят бывшим главным редактором журнала «Новый мир» В.Косолаповым. Но Косолапов напечатать не успел, а сменивший его С.Наровчатов роман отверг. Только в 1976 году удалось выпустить первый том в издательстве «Современник». В конце семьдесят восьмого года сел за второй том. Написать его мог уже к осени семьдесят девятого. Но я не видел издателя. Поэтому решил роман отложить и на полгода заняться кино, сделать фильм «Предварительное расследование». А потом за четыре месяца дописал второй том. В марте восмидесятого поставил последнюю точку. Рукопись обошла почти все журналы. Побывала она в журнале «Дружба народов». Отдел прозы и рабочая редколлегия её одобрили, но главный редактор С.Баруздин сказал, что вперёд пропустит мою повесть «Полтора квадратных метра», которая лежала у него десять лет, а потом только роман. Но после публикации повести в газетах поднялся большой шум, и роман Баруздин печатать уже не стал. Я отнёс рукопись в журнал «Наш современник». Романом горячо заинтересовался тогдашний первый заместитель главного редактора Ю.Селезнёв. Он отнёс рукопись в Главлит и получил разрешение на её публикацию. Однако вернувшийся из творческого отпуска главный редактор С.Викулов роман отклонил. После этого рукопись была предложена журналу «Новый мир». Роман снова попал в Главлит. Никаких возражений рукопись в Главлите, к удивлению тогдашнего редактора, вновь не вызвала. Три года В.Карпов тянул, но так и не напечатал её. А в прошлом году свои услуги предложил журнал «Дон». В «Доне» роман сразу же запустили в производство». Очень точную характеристику роману «Мужики и бабы» дал Игорь Золотусский. «Роман Б.Можаева силён не своими мыслями, а картинами, — писал он в обзорной статье «Проза-87: свет и тени». — Мысли его — а автор часто переходит на язык прямого разговора с читателем — политизированы, в лучшем случае олитературены, полны ссылками на споры русской классики, споры XIX века. Б.Можаев эти споры осовременивает, вкладывает их в уста деятелей тридцатых годов, но это говорят не начальник милиции Озимов, учитель Успенский или секретарь комсомольской ячейки на селе Мария Обухова, а московские интеллигенты шестидесятых годов, которые впервые в те годы открывали для себя Достоевского, открывали «Бесов» и проблематику «цели» и «средств». В 1993 году принёс в журнал «Наш современник» рукопись романа «Изгой». В 1995 году возглавлял журнал «Россия». В последние годы жизни врачи обнаружили у него «недифференцированный рак» брюшных органов. Лауреат Госпремии СССР (1989). В двухтомном словаре «Русские писатели, ХХ век» (М., 1998) дата смерти ошибочно указана 4 марта.

Читайте также  Краткая биография гарин-михайловский

Краткая биография можаев

Можаев Борис Андреевич (1923/1996) — советский писатель, публицист. В своем творчестве уделял большое внимание темам, связанным с деревней, а также русским народом («Земля и руки», «Живой», «Мужики и бабы»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 177.

Можаев Борис Андреевич (1.06.1923—4.03.1996), прозаик, драматург, сценарист, публицист. Родился в с. Пителино Рязанской обл. Отец — крестьянин, лоцман на Оке, участник первой мировой войны. Детство провел в деревне на Рязанщине, там же окончил среднюю школу, полгода учительствовал, был призван в армию.

Окончил Ленинградское высшее инженерно-техническое училище. Печататься начал с 1953.

Произведения Можаева посвящены русской деревне. «Земля ждет», «В Солдатове, у Николая Лозового» (1961), «Земля и руки», «Эксперименты на земле» (1964), «Самостоятельность» (1972), «Запах мяты и хлеб насущный» (1982) и др. Этой теме посвящена и большая повесть Можаева «Полюшко-поле», первое художественное произведение о деревне, положившее начало его «деревенской прозе» — о «тяжелейших и несправедливейших испытаниях, выпавших на долю нашей деревни». В 1966 была опубликована повесть Можаева «Живой». Герой повести рядовой колхозник Федор Кузькин — человек, по выражению автора, «сохранивший достоинство и честь, оставшийся самим собою, способный, несмотря ни на что, делать свое дело». На протяжении повести он тем не менее постоянно «ломает комедию», «валяет дурака», хотя каждый день вынужден думать о том, как накормить семью (ведь заработанные трудодни существуют только на бумаге). Кузькин — это философ, который «скоморошествует, чтобы не пресмыкаться» (А. Вильчек). Критика встретила «Живого» с раздражением, лишь А. Твардовский, а за ним М. Алексеев увидели в повести принципиально важное. Позднее «Живой» был признан классическим произведением «деревенской прозы».

В 1968 Можаев написал «Историю села Брехова, писанную Петром Афанасиевичем Булкиным», герой которой — комический летописец Булкин — своеобразный антипод Федора Кузькина; в 1970 — «повесть-шутку» «Полтора квадратных метра».

В 1972—73 была написана первая книга романа-хроники «Мужики и бабы», в 1978—80 — книга вторая. Роман посвящен «переломным событиям в жизни русской деревни», годам коллективизации, когда русская деревня «оказалась надломлена, фактически разграблена, разорена».

Главное содержание романа «Мужики и бабы» — не столкновение правды с ложью или добра со злом, а столкновение двух различных правд, что неизбежно влечет за собой трагедию. Критика, называя роман Можаева «невыдуманной деревенской хроникой», «подлинной историей деревни», признавала за автором «незаурядное знакомство с эпохой» и в то же время отмечала присутствие в повествовании «огрехов и излишеств языка», «небрежной рукой набросанных, не процеженных сквозь сито доброго вкуса анекдотцев и прибауток» (О. Волков).

В 1993 была опубликована книга первая романа Можаева «Изгой» (полностью — в журнале «Наш современник», № 2, 3) — своеобразного продолжения романа «Мужики и бабы».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа

Можаев Борис Андреевич (1923-1996), прозаик.

Родился 1 июня в селе Пителино Рязанской области.

В 1948 окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМС в Ленинграде, служил морским офицером на Дальнем Востоке и в Китае. Уже в те годы начал заниматься журналистикой. В 1954 был опубликован первый рассказ в местном журнале, с 1956 произведения Можаева появляются в центральной печати: «Наледь», «Саня», «Тонкомер».

Собрал и обработал сказки удэгейского народа — «Удэгейские сказки» (1955).

В 1960-е написал ряд очерков, посвященных проблемам сельской жизни и сельского хозяйства: «Земля ждет» (1961), «Земля и руки» и «Эксперименты на земле» (1964). На эту же тему — повесть «Полюшко-поле» (1965). В журнале «Новый мир» в 1966 была опубликована повесть «Из жизни Федора Кузькина», подвергшаяся критике, и только в 1973 было разрешено ее напечатать в сборнике «Лесная дорога» под новым названием «Живой».

В 1976 Можаев пишет самое известное свое произведение — роман «Мужики и бабы».

В 1978 выходит сборник «Старые истории» (повести и рассказы).

В 1982 публикует повесть «Полтора квадратных метра» и сборник публицистических произведений «Запах мяты и хлеб насущный».

В 1980-е выходят в свет разные по жанру произведения Можаева: «Дождь будет» (роман, повести и рассказы), «Надо ли вспоминать старое?» (очерки, эссе, повести и рассказы).

В последние годы были написаны «Русские детективные истории, не похожие ни на что» (1993), сборник рассказов «Хозяин тайги» (1994), книга рассказов и очерков «Затмение» (1995).

Б.Можаев умер в 1996 году в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

МОЖАЕВ Борис Андреевич (1.06.1923, село Пителино, Рязанская обл. — 2.03.1996, Москва). Отец до революции служил на пароходе. Вырос в крестьянской семье. После школы в 1940 году подал документы в Горьковский институт инженеров водного транспорта на кораблестроительный факультет. Но тогда за обучение ввели плату. До зимы Можаев ещё хоть как-то умудрялся находить деньги на учёбу, подрабатывая грузчиком на пристани. Пришлось институт оставить и уйти в армию. В 1943 году поступил в Ленинградское Высшее инженерно-техническое училище ВМС, дислоцировавшееся тогда в Ярославле. После войны, будучи курсантом, одновременно пытался заочно учиться на филфаке ЛГУ. Получив в 1953 году диплом военного инженера, отправился на Дальний Восток. Демобилизовался в 1954 году. Одно время занимался сбором и обработкой удэгейских сказок. Окончил двухгодичные Высшие сценарные курсы. Многие вещи писателя пробивали себе дорогу в печать с большим трудом. Здесь можно вспомнить хотя бы историю очерка «Земля ждёт хозяина». Он был написан ещё в 1960 году. Так, главный редактор журнала «Октябрь» Ф.Панфёров, чтобы добиться публикации, дошёл до одного из секретарей ЦК КПСС и помощника Н.С. Хрущёва. И то, очерк был напечатан лишь в порядке дискуссии. Это случилось в 1961 году. Кроме того, из его названия власть потребовала убрать слово «хозяин». В 1963 году разгорелся сыр-бор вокруг повести «Против неба на земле». В.Кочетов в какой-то момент испугался и распорядился вернуть рукопись из типографии. По его мнению, повести «не хватало» социализма. В рукописном виде она вышла в 1965 году в издательстве «Советский писатель», но уже под другим названием — «Полюшко-поле». В 1966 году Можаев написал пьесу «Единожды солгав», которая рассказывала о жизни страны на рубеже 1950 — 1960-х годов. Пьесу собирался во МХАТе поставить Михаил Кедров. Но коллегия Министерства культуры России решила, что никакого очковтирательства у нас в стране нет и поэтому готовить премьерный спектакль запретила. Чуть больше повезло повести «Из жизни Фёдора Кузькина». Её в июле 1966 года опубликовал в «Новом мире» Твардовский. Повесть вызвала огромный резонанс. Юрий Любимов взялся инсценировать её в своём Театре на Таганке. Однако власть (прежде всего в лице секретаря ЦК КПСС П.Демичева и министра культуры Е.Фур цевой), расценив повесть и спектакль как пасквиль на советский образ жизни, прибегла к запретительным мерам. Позже писателя пытался поддержать член Политбюро ЦК КПСС Д.Полянский, слывший чуть ли не главным заступником русских патриотов в правившей верхушке. Но на поверку оказалось, что Полянский не так уж всесилен. Новая публикация повести, но уже под названием «Живой» состоялась лишь в 1973 году в сборнике писателя «Лесная дорога», а премьера спектакля прошла только в 1989 году. В конце 1960-х годов Можаев задумал роман «Мужики и бабы». О своих планах он поведал Солженицыну, с которым в 1969 году вместе отправился на «Москвиче» в поездку по Рязанской области. Солженицын позже вспоминал, как Можаев рассказал ему о бущущей книге: «Сперва цветущая деревня Двадцатых годов, потом коллективизация и — отметный крестьянский мятеж, который в Пигелинской округе произошёл в Девятьсот Тридцатом. И слушал я во все уши, и записывал, и глазами Борю поедал, как живое воплощение средне-русского мужичества, вот и повстанчества, — а до самой главной догадки не добрался, да это и такой писательский закон: догадка образа приходит чаще всего с опозданием, даже и много позже. Лишь через месяцы я догадался: да Борю-то и описать главным крестьянским героем «Красного Колеса»! — естественно входил он и в солдатство, с его бойцовской готовностью, поворотливостью, и в крестьянскую размыслительность, чинную обрядность, деликатность, — и во взрыв тамбовского мятежа. Так — родился и написан был (и не дописан, как всё «Колесо», до командира партизанского полка) — Арсений Благодарёв. С живого — легко, легко писалось. (Только Боре самому я о том не сказал, чтоб не нарушить натуральность. А он прочёл когда «Август», затем «Октябрь», — хвалил Благодарёва, не догадался.)» («Литературная газета», 1997, 26 февраля). В 1973 году завершил первую книгу романа «Мужики и бабы». Уже в 1987 году Можаев мне рассказывал: «Напечатать роман оказалось сложно. Так, три года не мог опубликовать первый том. Сначала он был принят бывшим главным редактором журнала «Новый мир» В.Косолаповым. Но Косолапов напечатать не успел, а сменивший его С.Наровчатов роман отверг. Только в 1976 году удалось выпустить первый том в издательстве «Современник». В конце семьдесят восьмого года сел за второй том. Написать его мог уже к осени семьдесят девятого. Но я не видел издателя. Поэтому решил роман отложить и на полгода заняться кино, сделать фильм «Предварительное расследование». А потом за четыре месяца дописал второй том. В марте восмидесятого поставил последнюю точку. Рукопись обошла почти все журналы. Побывала она в журнале «Дружба народов». Отдел прозы и рабочая редколлегия её одобрили, но главный редактор С.Баруздин сказал, что вперёд пропустит мою повесть «Полтора квадратных метра», которая лежала у него десять лет, а потом только роман. Но после публикации повести в газетах поднялся большой шум, и роман Баруздин печатать уже не стал. Я отнёс рукопись в журнал «Наш современник». Романом горячо заинтересовался тогдашний первый заместитель главного редактора Ю.Селезнёв. Он отнёс рукопись в Главлит и получил разрешение на её публикацию. Однако вернувшийся из творческого отпуска главный редактор С.Викулов роман отклонил. После этого рукопись была предложена журналу «Новый мир». Роман снова попал в Главлит. Никаких возражений рукопись в Главлите, к удивлению тогдашнего редактора, вновь не вызвала. Три года В.Карпов тянул, но так и не напечатал её. А в прошлом году свои услуги предложил журнал «Дон». В «Доне» роман сразу же запустили в производство». Очень точную характеристику роману «Мужики и бабы» дал Игорь Золотусский. «Роман Б.Можаева силён не своими мыслями, а картинами, — писал он в обзорной статье «Проза-87: свет и тени». — Мысли его — а автор часто переходит на язык прямого разговора с читателем — политизированы, в лучшем случае олитературены, полны ссылками на споры русской классики, споры XIX века. Б.Можаев эти споры осовременивает, вкладывает их в уста деятелей тридцатых годов, но это говорят не начальник милиции Озимов, учитель Успенский или секретарь комсомольской ячейки на селе Мария Обухова, а московские интеллигенты шестидесятых годов, которые впервые в те годы открывали для себя Достоевского, открывали «Бесов» и проблематику «цели» и «средств». В 1993 году принёс в журнал «Наш современник» рукопись романа «Изгой». В 1995 году возглавлял журнал «Россия». В последние годы жизни врачи обнаружили у него «недифференцированный рак» брюшных органов. Лауреат Госпремии СССР (1989). В двухтомном словаре «Русские писатели, ХХ век» (М., 1998) дата смерти ошибочно указана 4 марта.

Читайте также  Краткая биография лонгфелло

Сочинения:

Собрание сочинений: В 4-х т. — М., 1989 — 1990;

Затмение. — М., 1995; Пропажа свидетеля. — М., 1999;

Земля ждёт хозяина: Старые и новые истории. — М., 2003.

Избр. произв.: В 2 т. М., 1982;

Литература.:

Огрызко В. Земля ждёт хозяина: [Беседа] // Книжное обозрение. — 1987. — 20 ноября;

Борис Можаев

Биография

«Земля ждет хозяина» — так назвал одно из своих произведений Борис Можаев, советский писатель, чье творчество превратилось в настоящее «стояние за деревню». Судьба русского крестьянства в перипетиях 20-го века стала магистральной темой литературного наследия Можаева.

Детство и юность

Борис Андреевич родился 1 июня 1923 года в рязанском поселке Пителино, а потому о жизни русской деревни писатель знает не понаслышке. Его семья добывала себе хлеб крестьянским трудом, и Можаев с детства привык к радостям и тяготам сельской жизни.

Яркой вспышкой в памяти Бориса остались крестьянские восстания, охватившие деревни после коллективизации. Он вспоминал, как в могильной тишине уводили колонной «бунтарей-вредителей». Многодетную семью Можаевых в кулаки не определили, хотя хозяйство они имели крепкое. Отец Андрей Иванович в колхоз идти отказался, заработав клеймо единоличника, а впоследствии став «врагом народа».

Писатель Борис Можаев / «Русский путь»

Отца отправили в ссылку, и на попечении матери осталось пятеро детей, но она справилась, всех вывела в люди. Несмотря на погруженность в заботы о хозяйстве, Борис отличался тягой к учению. Окончил Потапьевскую среднюю школу, и к 17 годам из него уже вышел готовый сельский учитель.

Можаев мечтал получить высшее образование, но сыну «врага народа» попасть в институт было непросто. В 1940 году Бориса зачислили в институт инженеров водного транспорта города Горького, но плату за учебу тот потянуть не смог.

Парень устроился на службу в школу-семилетку села Гридина, где располагались колхоз, библиотека, больница, клуб, почта и прочие составляющие советского сельского благополучия. У Можаева хорошо получалось учить детей грамоте, но нежданно-негаданно грянула война. Из того же села осенью 1941 года он вместе с еще пятерыми Можаевыми ушел на фронт. Чудом вышло так, что все вернулись живыми.

Советской армии не хватало офицерских кадров, и с 1943-го Бориса как студента института направили в Ленинградское высшее инженерно-техническое училище ВМФ, окончив которое молодой офицер отправился на Тихоокеанский флот.

Все это время Борис лелеял мечту стать писателем. Недаром параллельно с учебой в военном вузе Можаев ходил слушать лекции на филфаке Ленинградского университета. Еще живя во Владивостоке, Борис Андреевич стал писать статьи для периодики.

Творчество

Первые статьи Можаева были опубликованы в 1949 году, однако путь к широкому читателю занял еще полтора десятка лет. Прозу Можаева не спешили публиковать, и тот довольствовался редкими рассказами и повестями, которые все же проходили в печать.

На страницы произведений писатель переносил свою главную боль и любовь — русскую землю и ее судьбу. Недаром это слово проскальзывало едва ли не в каждом заголовке его ранних очерков: «Земля ждет», «Земля и руки», «Эксперименты на земле».

А еще отличительной особенностью прозы Можаева стали сильные герои — его современники, которые вне зависимости от рода деятельности отличались крепким стержнем и умением жить по совести. Крестьяне, художники, агрономы, охотники, милиционеры — такова пестрая палитра профессий, будни которых освещал в повестях и рассказах Борис Андреевич.

Юрий Любимов и Борис Можаев после спектакля «Живой»

Параллельно с написанием прозы Можаев создавал сценарии фильмов, самым известным из которых стал детектив «Хозяин тайги» (1968) с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким в главных ролях. А вот спектакль «Живой», который намеревались поставить в Театре на Таганке, до зрителя так и не добрался — запрет пришел от самого министра культуры Екатерины Фурцевой.

Тем временем библиография Можаева постепенно пополнялась новыми произведениями, среди которых повести «Тонкомер», «Наледь», пьеса «Единожды солгавши». Но главным трудом писателя стал роман «Мужики и бабы». Первый том хроники о судьбе крестьян в годы коллективизации вышел в 1976 году, и 11 лет понадобилось на то, чтобы до читателя добралось окончание эпопеи.

В романе проиллюстрирована трансформация народной жизни, которую автор переживал как собственную трагедию. Воспоминания, биографии односельчан, полевые наблюдения и работа в архивах легли в основу этой книги. За «Мужиков и баб» Можаева удостоили Государственной премии СССР, и он стал признанным представителем так называемой деревенской прозы.

Личная жизнь

Главной женщиной в личной жизни Можаева стала Мильда Эмильевна Шноре — переводчик и консультант Национальной комиссии Союза писателей СССР. Для нее русский язык был не родным, она родилась и выросла в Латвии. В годы войны Мильда потеряла всю семью и, оставшись одна на белом свете, уехала в Москву, настроившись все следующие годы прожить «холостячкой», чтобы больше не переживать боль потерь.

Александр Солженицын и Борис Можаев / «Ревизор»

С Можаевым они познакомились весной 1962 года в общежитии Литинститута. Жена писателя вспоминала, как при знакомстве он в один миг смог разговорить ее, скромницу и затворницу. Позднее она не раз замечала за ним этот дар — умение сразу расположить к себе собеседника и превратиться во внимательного слушателя.

Жене Бориса Андреевича достался в наследство хутор на берегу Рижского залива, и Можаев своими руками восстанавливал полуразрушенный дом, который со временем стал уютным гостеприимным пристанищем для семьи и друзей.

У супругов родилось двое детей: дочь Анита (1963) и сын Петр. Дочь пошла по стопам матери и стала филологом, а сын занялся экспериментальной физикой. А вот старший сын писателя Андрей, родившийся в 1955 году, продолжил дело отца, став сценаристом и писателем.

Смерть

До самой смерти Можаев продолжал много работать, путешествовал, наблюдая за изменениями, которые происходили с его родиной. География его перемещений была обширна — от Дальнего Востока до Крыма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: