Краткая биография новалис

Новалис Георг Фридрих Филипп Фрайхерр фон Гарденберг Сборник афоризмов «Цветочная пыльца» Нова́лис (нем. Novalis , псевдоним, настоящее имя — Фри́дрих фон Га́рденберг Georg Friedrich

Краткая биография новалис

Новалис

Георг Фридрих Филипп Фрайхерр фон Гарденберг

Сборник афоризмов «Цветочная пыльца»

Нова́лис (нем. Novalis , псевдоним, настоящее имя — Фри́дрих фон Га́рденберг Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg ; 2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий писатель, поэт, мистик. Один из представителей немецкого романтизма.

Содержание

Биография

Родился в 1772 году в г. Обервидерштед (Саксония) в семье солезаводчика. В 10 лет был послан в религиозную школу, но не смог там учиться из-за суровой дисциплины. Он переезжает с отцом в Вайсенфельс, где поступает в гимназию Айслебен. В 1790—1791 слушает лекции по праву в Йенском университете. С 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797—1798 годах учился в горной академии Фрайберга. Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером. В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла (15 лет), но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.

После окончания университета в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её. Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.

Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте неполных 29 лет от туберкулёза.

Творчество

В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций. Неустойчивость социального бытия своей группы Новалис пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира. В его «Гимнах к ночи» (1800) смерть вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а непосредственным проникновением (интуицией), не осложнённым пагубными премудростями рационализма. Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном романе «Гейнрих фон Офтердинген» (1797—1800). В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в её многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развёрнутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», — все это раскрывает тот идейный мир, в который уходит Новалис от бренности в поисках абсолюта. «Генрих фон Офтердинген». В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене. Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображенного Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы. Роман состоит из двух частей. Первая часть — «Ожидание», которую Новалис закончил, посвящена путешествиям Генриха и его душевным изысканиям. Вторая часть — «Свершение», которую Новалис не успел закончить. Эта часть посвящена поэзии, её значению в жизни мира. Поэзия — это мир. По задумке Новалиса Генрих должен был продолжить свое путешествие и наконец сорвать цветок из своего сна.

Этот роман писался до 1799 года. Толчком к этому роману стал роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера», посвященный воспитанию и духовному росту. Гете в своем романе впервые поднимает тему профессии. Новалис же воспитание напрямую связывает с духовным ростом. Голубой цвет в романе — это символ самораскрытия, внутреннего, духовного. В этом романе Новалис полно раскрывает смысл лирической стихии. Офтердинген — сновидец и мечтатель, он открыт впечатлениям. Это история о том, как мир воспринимает новую душу, как новая душа воспринимает мир. Все очень лирично. Роман написан простым общедоступным языком. Роман пронизывают философские диалоги и рассказы. Сам Офтердинген ищет себя, слушает рассказы других героев, сопоставляет их с собой, со своей жизнью. Каждая профессия символизирует поиск смысла жизни. Например, рудокоп. Он роет вглубь также, как познается смысл жизни.

Наследие и признание

Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х.

Интересные факты

Слова Новалиса «Теории — сети, ловит только тот, кто их забрасывает» является эпиграфом к труду Карла Поппера «Логика научного исследования».

Новалис является автором сравнения религии с опиумом, ставшего широко известным благодаря фразе Карла Маркса «Религия — опиум народа». В 1798 году в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» Новалис писал:

«Ihre sogenannte Religion wirkt bloß wie ein Opiat: reizend, betäubend, Schmerzen aus Schwäche stillend».

Публикации на русском языке

  • Генрих фон Офтердинген. М.: Госиздат, 1922
  • Фрагменты// Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, с.94-107
  • [Стихотворения]// Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература, 1985, с.26-85
  • Вера и Любовь, или Король и Королева// Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987, с.44-57
  • Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996
  • [Стихотворения]// Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века. М.: Полифакт, 1998 (по указателю)
  • Генрих фон Офтердинген. М.: Ладомир; Наука, 2003
  • [Стихотворения]// «Зарубежная поэзия в переводах Вячеслава Куприянова», Радуга, Москва, 2009
  • Ученики в Саисе. СПб, «Леонардо», 2011

Примечания

  1. Novalis. Blüthenstaub. Erstdruck in: Athenäum 1, Berlin 1798, S. 70-106 / sh. Historisch-kritische Ausgabe Bd. 2 / Новалис «Цветочная пыльца», 1798. См. также Опиум народа.

Литература

  • Шульц Г. Новалис сам о себе. Екатеринбург: Аркаим, Урал ЛТД, 1998

Ссылки

  • Новалис в библиотеке Максима Мошкова
  • Сайт, посвящённый Новалису
  • Новалис. Генрих фон Офтердинген. Высокий роман

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каштанов, Сергей Михайлович
  • Шимпанзе

Смотреть что такое «Новалис» в других словарях:

Новалис — (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) (1772 1801) немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с… … Литературная энциклопедия

НОВАЛИС — (Novalis), псевдоним; настоящее имя Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801) философ, поэт, один из вождей йенского романтизма. Изучал право в Йене, Лейпциге, Виттенберге, в 1797 горное дело во Фрейбурге. Некоторое время работал горным… … Философская энциклопедия

Новалис — Новалис: от магического идеализма к христианству как универсальной религии Новалис, настоящее имя которого Фридрих фон Гарденберг, родился в 1772 г. и скончался в неполные двадцать девять лет от туберкулеза в 1801 г. Его называют поэтическим… … Западная философия от истоков до наших дней

Новалис — (Фридрих фон Хартенберг) (1772 1801 гг.) писатель и философ Безумие и колдовство очень схожи. Кудесник это художник безумия. В основе, каждый человек живет в своей воле. Твердое намерение есть общеуспокаивающее средство. Все случаи нашей жизни… … Сводная энциклопедия афоризмов

Читайте также  Краткая биография корнель

НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ( магический идеализм ) духа, Бога и природы, существующих … Современная энциклопедия

НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … История Философии: Энциклопедия

НОВАЛИС — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772 1801) немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были… … Новейший философский словарь

Новалис — (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 – 1801), немецкий писатель романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство (“магический идеализм”) духа, Бога и природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Новалис — (Novalis), настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (Hardenberg) (1772 1801), немецкий поэт и философ. Представитель йенского кружка романтиков. Высказал идеи интуитивистской диалектики, всеобщего символизма природы, полярности и… … Энциклопедический словарь

НОВАЛИС — (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772 1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма. Жизнь Новалиса небогата событиями. Родился 2 мая 1772 в родовом… … Энциклопедия Кольера

Новалис (1772—1801)

Знатный немецкий дворянин Фридрих фон Гарденберг не случайно выбрал себе псевдоним Новалис, производный от de novali, что на латыни означает «возделывающий новь». Он считал себя и своих товарищей, йенских романтиков, первооткрывателями новых путей — и не только в искусстве: они мечтали перестроить саму жизнь. В поэтическом словаре Новалиса рядом со словом «новь» стоят «первозданность», «девственность», «изначальность». Именно в изначальное, в глубь времён был нацелен взгляд Новалиса — поэта, прозаика, философа, мистика и. горного мастера, рудокопа. В эту глубь Новалис вглядывался для того, чтобы найти там пророчество о будущем.

«Он пел о начале мира, о происхождении звёзд, растений, животных и людей, о всемогущем взаимовлечении всех вещей в природе, о древнем золотом веке и о властительницах его — любви и поэзии, о возникновении ненависти и варварства и об их распрях с этими добрыми богинями и, наконец, о грядущем торжестве последних, о конце печали, обновлении природы и возвращении золотого века навсегда». Эти слова из сказки о старом короле — правителе Атлантиды, покровителе поэтов, его прекрасной дочери и её возлюбленном вполне можно отнести ко всему творчеству Новалиса. Сказка включена в третью главу романа «Генрих фон Офтердинген» — главного сочинения Новалиса.

После самого драматичного события в жизни Новалиса — смерти пятнадцатилетней невесты — он всё чаще думает о нераздельности жизни и смерти, о способах преодоления грани-цы между видимым и невидимым мирами. Переживания, связанные со смертью Софии, вызвали к жизни «Гимны к ночи» (1800 г.) — один из шедевров немецкой романтической лирики

Это произведение можно назвать романом только в том смысле слова, какой вкладывали в него сами романтики: свободно скомпанованный, всеобъемлющий, открытый в бесконечное текст, «книга жизни». Действие романа условно отнесено автором к XII—XIII столетиям, когда жили поэты-миннезингеры Генрих фон Офтердинген и Клингсор. Впрочем, Новалису нужно не реальное историческое Средневековье: в творчестве немецких миннезингеров, провансальских трубадуров, Данте и других поэтов «высокого» Средневековья «возделыватель нови» прозревал начало Нового времени.

Сказки, сны, разговоры-диспуты героев, песни (едва ли не каждый из основных персонажей романа, включая героев «вставных» историй, имеет свою «сольную» партию), лирические описания природы, трактат-похвала рудному делу (он занимает почти всю пятую главу) объединены условной фабулой романа воспитания. Этот жанр к концу XVHI в. прочно утвердился на немецкой почве. Его классикой стал «Вильгельм Мейстер» И. В. Гёте. Роман Новалиса — и продолжение традиции, и одновременно спор с великим предшественником. В «Генрихе фон Офтердингене» повествуется о том, как сын плотника Генрих искал своё призвание. Оно в том, чтобы постичь не только «науку» поэзии, поэтическое ремесло, которым по средневековому обычаю овладевали в доме Наставника-учителя, но и своё высшее, мистическое назначение.

Роман «Генрих фон Офтердинген» опубликован другом Новалиса Людвигом Тиком в 1802 г., уже после смерти автора. Новалис работал над романом последние два года своей недол-гой жизни и успел написать только первую его часть (девять глав) и самое начало второй

Это назначение сравнимо с миссией Иисуса Христа (тоже сына плотника): Генриху предстоит остановить течение времени, преобразовать, «воспитать» саму Природу так, чтобы она перестала быть дикой «пожирательницей» человеческих жизней, воскресить всех мёртвых и вернуть на «новую» землю золотой век. Практические «магические» деяния Генриха должны были стать темой второй, ненаписанной части романа. Но читателю известно, о чём пойдёт в ней речь.

Внешне простое, текущее от главы к главе по ходу путешествия героя и его матери повествование в «Генрихе фон Офтердингене» основано на принципе предварения: всё, что произойдёт с героями, предсказано заранее — в их снах, в сказках, в магической книге. Роман начинается сном Генриха, в котором он, уже прожив бурную, пёструю жизнь, пройдя сквозь тёмный лес, проникает в пещеру, вырубленную в горах, и затем выходит на луг, к ручью, где растёт голубой цветок. В венчике цветка Генрих видит лицо своей будущей невесты — Матильды, дочери Клингсора. Голубой цветок — символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение идеала, к которому устремлена душа поэта. Сотканный из отголосков средневекового «Романа о Розе», «Божественной комедии» Данте и рыцарских романов, миф о голубом цветке стал своего рода эмблемой немецкого романтизма.

В «Генрихе фон Офтердингене» в роли учителя выступает поэт Клингсор, живущий в Аугсбурге. Туда направляются Генрих и его мать. В пути им встречаются купцы, с которыми они ведут возвышенные беседы о природе и о существе поэзии, возвращающиеся из похода крестоносцы, старый рудокоп. Он показывает им пещеру в глубине горы, где проводит остаток своих дней граф фон Гогенцоллерн. В магической книге, хранящейся у графа-отшельника, Генрих видит всю свою прожитую и будущую жизнь, изображённую на картинках и записанную тайными письменами. Позднее колумбийский писатель Г. Гарсиа Маркес использует тот же сюжетный ход в романе «Сто лет одиночества»

Помимо «Генриха фон Офтердингена» перу Новалиса-прозаика принадлежит также незаконченная повесть «Ученики в Саисе» (1798—1799 гг.; издана в 1802 г.). Это, по сути, такая же «повесть», как «Офтердинген» — «роман». Её текст представляет собой сплетение голосов, принадлежащих последователям некоего Учителя. Из этого хора возникает смутная, очень условная фабула повести. Ученики собираются в Саисе — городе в Древнем Египте. Их жизнь возле Учителя — приготовление к обряду посвящения, после которого путь одних лежит на Восток, к истокам земной мудрости, других — к родительскому очагу. Учитель приуготовляет учеников и к духовной, и к практической деятельности.

«Ученики в Саисе» — не только «поэма» о природе, это и трактат о воспитании. Саис предстаёт идеальной школой человечности, где всё обучение протекает на лоне природы в свободном общении учеников и Учителя, который ничего не вещает им с кафедры и никак формально не возвышается над ними. Сама его жизнь, его занятия и его речи — предмет подражания и осмысления.

«Наверное, никто не отклоняется так далеко от цели, как тот, кто воображает себя уже знающим необычайное царство и умеющим в немногих словах изложить его устройство и найти везде верный путь. Никому, кто отъединился и сделался как бы островом, не даётся само собой понимание. Долгое непрестанное общение, свободное и искусное созерцание, чуткость к тихим знакам и приметам, внутренняя поэтическая жизнь, развитые чувства, простая и благочестивая душа — вот что по существу требуется от настоящего друга природы. » Новалис

Новалис

Краткие содержания

Читайте также  Краткая биография робертс

(1772-1801)

Новалис — Фридрих фон Гарденберг (настоящее имя). Родился 02.05.1772 года в Видерштедте, а умер в 25.03. 1801 года в Вайсенфельсе. Немецкий поэт и писатель, мистик. Выступает в роли яркого представителя романтизма в Германии.

Биография Новалиса яркая и насыщенная. Родился писатель в 1772 году в Обервидерштеде, в Саксонии. Его родители были солезаводчиками. В десятилетнем возрасте его отправили учиться в одну из религиозных школ, но грызть гранит науки там было сложно, так как присутствовала очень суровая дисциплина.

Позднее он переехал со своим папой в Вайсенфельс. Там он начинает учиться в гимназии Айслебен. Благодаря тому, что он ездил в различные учебные заведения, будущий писатель смог познакомиться с выдающимися деятелями своего времени, а именно Людвигом Тиком, братьями Шлегелями и Шиллером.

Новалис (1795 год) помолвлен с Кюн Софи, эту девушку молодой человек очень любил. Но любимая вскоре умерла в возрасте пятнадцати лет, лишь навеки оставшись в сердце Новалиса и воплотившись в героинь его произведений.

Он окончил университет в 1797 году, после этого начал заниматься изучением теории, познаниями мироздания. В статье под названием «Христианство или Европа» (ее опубликовали уже посмертно) — он говорил о том, что Германия может двигаться дальше благодаря помощи католической церкви средневековья и акцентировал внимание на том, что необходимо заняться ее возрождением. Но Новалис был по-настоящему образованным и смышленым человеком и прекрасно понимал, что лишним будет заниматься забрасыванием науки и коммерческих отношений, ведь без этого Германии будет очень сложно избавиться от всех негативов. В связи с этим он предложил компромиссное решение между торговлей, наукой. Но он не успел сделать задуманное, так как умер в двадцать девять лет от туберкулеза.

Творчество Новалиса с большей степенью раскрывает мировоззрение дворянства, которое заметно потеряло устойчивость социального характера, но все же всеми силами стареется заняться протипоставлением революции буржуазии. Социальное бытие и его бренность Новалис старается всеми силами преодолеть и занимается противостоянием «бренности» настоящего абсолютного мира, ведь в нем происходит компенсирование ущербности, зыбкости, обреченности существующего мира.

В произведении под названием «Гимны к ночи» (1800) происходит противопоставление смерти ночам, «несущим бесконечные тайны», происходит прославление соединения настоящего, которое является бликом жизни и дня. Постижение настоящего происходит с помощью науки и интуиции, которые не осложнены премудростями рационального. Здесь можно увидеть идеал, направленный на творение, поиски вечного и нетленного, бесконечного и одновременно наивного, которое не было отягощено разумом поэта. Такой поэт был изображен автором в сказке аллегорического типа под названием «Гиацинт и роза», которую он вставил в небольшой фрагмент философского высказывания под названием «Ученики в Саисе» (в качестве основной идеи выступает мир науки — ненастоящий мир, действительность начинает постигаться чувствами, а не разумом). Также это можно проследить в достаточно сильном по смысловой нагрузке произведении Новалиса романе под названием «Генрих фон Офтердинген», который был дописан им в 1800 году.

«Генрих фон Офтердинген», главная мысль произведения

В данном романе «о неповторимых судьбах поэта, где происходит прославление поэзии и ее соотношения с многообразием », был показан полностью развернутый комплекс романтизма дворян. Цехово-ремесленный мир средневековья, который претерпел превращение в идиллический мир саморасцвета доверчивого творчества народа, — прообраз Офтердингена, который вырос поэтом и искал «небесно-голубой цветок», выступающий в качестве символа томления романтиков по идеалу невыразимого плана. Речь полностью архаичная, словно ребячья, которая занималась служением цели направленной на идеализирование непритязательного, обычного «народа», — во всем этом был раскрыт мир идеалов, ведь в него ушел Новалис, от повседневной бренности ища абсолют.

Основой произведения является легенда, повествующая о Генрихе фон Офтердингене. Событийные эпизоды выступают в роли привычной материальной оболочки, которая занимается изображением внутреннего и глубинного процесса в жизненной деятельности поэта и жизненных идеалов, постижением которых занимался Генрих, изображении аллегорического характера Новалиса, имеющего облик, так называемого, «голубого цветка». Основная мысль состоит в том, что в качестве смысловой нагрузки произведения выступают сновидения самого Генриха, притчи, которые он ранее слыхал, мифы и сказки.

В романе две части. «Ожидание» — 1 часть, Новалис ее посвятил переживаниям и путешествиям Генриха. 2 часть под названием «Свершение» не была закончена, так как автор не успел это сделать. Но в ней много посвящено поэтической мысли и о значении этого критерия в жизни. Поэзия — настоящий мир. Новалис задумал, что Генрих и дальше будет продолжать свои нехитрые путешествия и в скором времени найдет цветок из своего сна и сорвет его.

Роман был дописан в 1799 году. В качестве точки отправления (прототипа) послужил роман Гете под названием «Годы учебы Вильгельма Мейстера», в котором речь шла о духовном росте и воспитании. Гете одним из первых понял профессиональную тему. Новалис в свою очередь занимается связыванием воспитания с ростом на духовном уровне. В данном романе Новалисом в полной мере был раскрыт весь смысл стихии лирики.

Офтердинген — выступает в роли мечтателя и сновидца, в нем живут впечатления. Это повествование о новой душе, которую воспринимает мир, и показывается, каково отношение этой же души, в свою очередь, к миру. Здесь много лирики. Язык романа прост и общедоступен. В нем происходит пронизывание рассказов и философских диалогов. Сам Офтердинген занимается поиском своего «Я», осмысливает рассказы иных персонажей, начинает заниматься сопоставлением услышанного к себе. Каждая профессия — словно символ новой жизни. К примеру, тот же, рудокоп, ведь он ищет истину, роя землю.

СКАЗКИ ГЕРМАНИИ

Волшебный мир старой немецкой сказки

  • Главная
  • КАРТА САЙТА
  • Эпос Мифы
  • Баллады
  • Писатели XVIII-XIXвв.
  • Писатели XIX-XXвв.
  • Народ.Сказки и Легенды
  • Сказки Шварцвальда
  • Легенды Баден-Бадена
  • Легенды Гарца
  • Сказки Вост.Пруссии
  • Легенды Рейна
  • По следам немецких сказок и легенд
  • Мифические (сказочные) образы
  • Стихи в блоге
  • Фламандские сказки
  • В гостях сказка
  • О блоге и об авторе

НОВАЛИС — ПЕРВЫЙ НЕМЕЦКИЙ ПОЭТ-РОМАНТИК

НОВАЛИС

Он происходил из древнего нижненемецкого дворянского рода, (семья была знатной, богатой и многодетной — у родителей было одиннадцать детей), а псевдоним «Новалис», который он взял себе, по латыни означает «тот, кто обрабатывает новь, целину, невозделанное поле» /1/ .

Он не был придуман самим поэтом. Семейное имя «Новалис» имеет древние корни в истории рода и восходит к XIII веку, когда им начал именоваться его предок, некий господин фон Гарденберг. Имя поэта Novalis, как видим, не содержит в себе ничего мистического. Сам Фридрих фон Гарденберг произносил свое поэтическое имя, в отличие от других членов семьи, также любивших пользоваться им, с ударением на первом слоге — Нóвалис. «Тот, кто первый».

Дом в Вайсенфельсе. Здесь Фридрих фон Гарденбергер
жил с 13-ти лет. В нем он умер в 1801г.
************************

И он действительно был одним из самых первых представителей раннего немецкого романтизма. Не по значению, а по хронологии. Это уже после Новалиса в Германии появятся писатели Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, Вильгельм Гауф, Генрих Гейне, Эрнст Теодор Гофман, Йозеф фон Эйхендорф и Адельберт фон Шамиссо, композиторы Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер и многие-многие другие.

Но это — после. А он был первым.
Новалис принадлежал к кружку так называемых Йенских романтиков, куда, кроме него, входили также писатели Август и Фридрих Шлегели /2/ , Людвиг Тик, Вильгельм Вакенродер, философ Фридрих Вильгельм Шеллинг. Со смертью Новалиса в 1801г. группа распадется.

Его назовут провозвестником и идеологом романтизма в Германии, эмблемой которого станет образ Голубого цветка, так неясно и интимно очерченный в незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген». Этот образ Новалис взял из народного предания, очень распространенного в Германии. Голубой цветок у него превращается в символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта.

Новалис.
Бюст работы Фрица Шапера (Fritz Schaper)
*********************

Все произведения Новалиса полны намеков, неясных мечтаний, фантазий, иногда с трудом понимаемых нами из так далеко отстоящего от него времени. Его герои, как и сам автор, пребывают не здесь, на земле, а в некоем лимбо /3/ , стране грез. Он и сам, романтичный юноша с тонкой душой, прожил жизнь, как герой собственного романа. Ибо подобное тянется к подобному.

Читайте также  Краткая биография адамович

В 23 года (в 1795 году) Новалис обручился с 13-летней Софией Вильгельминой фон Кюн /4/ . Помолвка была неофициальной и произошла без ведома строгих родителей. До свадьбы невеста не дожила: в конце того же 1795 г. девушка тяжело заболела и спустя некоторое время умерла, едва ей исполнилось пятнадцать лет /5/ . Через год после смерти Софии Новалис выберет себе другую избранницу, Юлию Шарпантье, скромную и кроткую девушку.

София же останется его музой на всю жизнь. Любил ли он ее, эту девочку-подростка, или был к ней сильно привязан? Кто скажет и кто знает? Она была намного младше его; еще при ее жизни, после очередной размолвки (говорят, юная Софи была очень ревнива), он писал в письме к своему брату, что думает о расторжении их помолвки. Но вот ее не стало, и ее образ Новалис сохранит в своей душе до конца дней своих.

София фон Кюн
1782-1797
************

Она явилась для него проводником в другое, невидимое, но для романтика Новалиса вполне реальное измерение. Её образ воплотился во всех его произведениях. С ней связано представление автора о любви и возлюбленной поэта. История сохранила для нас ее несовершенный портрет. Вот он.→
С него — но не на нас, а в сторону — глядит молоденькая девочка: кружевной платок красиво драпирован на тоненькой шейке, волосы аккуратно подобраны за уши.. Она трогательна своей еще не расцветшей юностью, которой расцвесть было не суждено..

Переживания, связанные со смертью Софии, отразились в «Гимнах к ночи» (1800г.) — цикле стихов, которые наполнены воспоминаниями о ней. Это лирические стихотворения в прозе — образец немецкой романтической лирики.

Ключ к пониманию души поэта-романтика дает нам другой поэт, уже наш, русский, Александр Блок:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.

Менее чем через месяц после смерти Софии от скоротечной чахотки умирает любимый младший брат Эразм, и после этих смертей дорогих поэту людей, последовавших одна за другой, Новалис начинает изучать теологию, стремясь к познанию мира, задумывается о нераздельности жизни и смерти, о способах преодоления границы между видимым и не-видимым.

«С вещами невидимыми мы связаны теснее, чем с видимыми», — писал Новалис и, вероятно, не ошибался.

Новалис — первый немецкий поэт-романтик

НОВАЛИС
1772 — 1801
Обервидерштедт — Вайсенфельс

ПОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ.

Поэт, мистик, писатель, не имеющий ни одного законченного романа. Что же такого необычного в этом изящном юноше, едва дожившем до 29 лет? Почему его так тихо и нежно поцеловала Вечность, обычно безжалостная ко всем остальным?

Его настоящее имя — Фридрих. Впрочем, оно не одно. Барон Георг Филипп Фридрих фон Гарденберг. Он родился в 1772 г. в замке Обервидерштедт (Oberwiederstedt) в горах Гарца и провел в этом родовом имении все свое детство.

Он происходил из древнего нижненемецкого дворянского рода, (семья была знатной, богатой и многодетной — у родителей было одиннадцать детей), а псевдоним «Новалис», который он взял себе, по латыни означает «тот, кто обрабатывает новь, целину, невозделанное поле» /1/.

Он не был придуман самим поэтом. Семейное имя «Новалис» имеет древние корни в истории рода и восходит к XIII веку, когда им начал именоваться его предок, некий господин фон Гарденберг. Имя поэта Novalis, как видим, не содержит в себе ничего мистического. Сам Фридрих фон Гарденберг произносил свое поэтическое имя, в отличие от других членов семьи, также любивших пользоваться им, с ударением на первом слоге — Н;валис. «Тот, кто первый».

И он действительно был одним из самых первых представителей раннего немецкого романтизма. Не по значению, а по хронологии. Это уже после Новалиса в Германии появятся писатели Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, Вильгельм Гауф, Генрих Гейне, Эрнст Теодор Гофман, Йозеф фон Эйхендорф и Адельберт фон Шамиссо, композиторы Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер и многие-многие другие.

Но это — после. А он был первым.
Новалис принадлежал к кружку так называемых Йенских романтиков, куда, кроме него, входили также писатели Август и Фридрих Шлегели /1/, Людвиг Тик, Вильгельм Вакенродер, философ Фридрих Вильгельм Шеллинг. Со смертью Новалиса в 1801г. группа распадется.

Его назовут провозвестником и идеологом романтизма в Германии, эмблемой которого станет образ Голубого цветка, так неясно и интимно очерченный в незаконченном романе «Генрих фон Офтердинген». Этот образ Новалис взял из народного предания, очень распространенного в Германии. Голубой цветок у него превращается в символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта.

«Мир должен быть романтизирован, — утверждал Новалис, — только так можно помочь ему обрести изначальный смысл».

Все произведения Новалиса полны намеков, неясных мечтаний, фантазий, иногда с трудом понимаемых нами из так далеко отстоящего от него времени. Его герои, как и сам автор, пребывают не здесь, на земле, а в некоем лимбо /2/, стране грез. Он и сам, романтичный юноша с тонкой душой, прожил жизнь как герой собственного романа. Ибо подобное тянется к подобному.

ПРИМЕЧАНИЯ:
——————-
Титульный портрет Новалиса Ф.Гарейса (крайнее фото справа)
Художник Франц Гарейс (Franz Gareis) изобразил на своей картине Новалиса в 1799г.

«На своем портрете Новалис — женственный, озаренный каким-то внутренним светом юноша, с прекрасным широким лбом и широкою переносицей, немного вздернутым носом, миловидным, чувственным ртом, светлыми кудрями, рассыпавшимися по плечам, и большими, прекрасными темными глазами, очень живыми, но остановившимися как бы на предмете духовного созерцания в момент овладения мысли этим созерцаемым предметом.»

(Вяч.Иванов «О Новалисе»)

1. «. В 1792 г. в Лейпциге, где Новалис по настоянию отца изучал юриспруденцию, он встречается с Фридрихом Шлегелем, юношей одних с ним лет (но взглянувшим на него сразу как на младшего), умственно зрелым не по возрасту, феноменальным умником с болезненной, омраченной страстями и честолюбием душой, художественно и мистически не одаренным, зато похожим на непрерывно действующий вулкан новых мыслей, глубоких и необычайных.

Вот что писал Фридрих Шлегель о своем первом знакомстве с Новалисом: «Судьба дала мне в руки молодого человека, из которого может выйти все. Он мне очень понравился, я пошел ему навстречу; скоро он открыл мне святая святых своего сердца. Он почти еще мальчик, стройный, с очень тонким лицом, с черными глазами, которые принимают великолепное выражение, когда он разглагольствует с воодушевлением о чем-нибудь прекрасном. В нем несказанно много огня. Говорит он втрое больше и втрое скорее, чем мы все. Необычайна быстрота его понимания и восприимчивости. Изучение философии дало ему роскошную легкость в образовании красивых философских построений. Но влечет его не столько познание, сколько красота. Его любимые писатели: Платон и (мистик) Гемстергейс. С неистовым энтузиазмом развивал он мне в один из первых вечеров мнение, что нет в мире зла, и все опять приближается к золотому веку. Никогда юность не представлялась мне столь радостною, как в нем. В его восприятии жизни есть какое-то целомудрие, коренящееся в душе, а не в неопытности, он очень жизнерадостен и очень мягок. Дружба с младшим доставляет мне истинное наслаждение, коему я и предаюсь».

(Вяч.Иванов «О Новалисе»)

2. Limbo (от латинского Limbus — край, предел)

1/. Это место, куда попадают души, которые не заслужили Рая или Ада.
2/. Лимбо — область между жизнями.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: