Краткая биография стругацкие а и б

Быть писателем – фантастом, это, в какой-то степени, то же самое, что и быть Богом, ибо творить целый мир, который живет по своим собственным законам, подвластно лишь тем дерзновенным

Краткая биография стругацкие а и б

Стругацкие Аркадий Нантович и Борис Нантович

Быть писателем – фантастом, это, в какой-то степени, то же самое, что и быть Богом, ибо творить целый мир, который живет по своим собственным законам, подвластно лишь тем дерзновенным смертным, что решили уподобиться своему Создателю. Родные браться – Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие, вне всяких сомнений, ярчайшие звезды в целой плеяде талантливейших авторов, работающих в таком непростом литературном жанре, как научная фантастика. Они на протяжении десятилетий оставались самыми читаемыми писателями-фантастами в СССР и самыми известными советскими писателями-фантастами за рубежом.

↑ Аркадий Стругацкий

Будущий писатель появился на свет в Батуми 28 августа (1928), но впоследствии жил в Ленинграде. Его отец был искусствоведом, мать же работала учительницей. Когда началась Великая Отечественная война, аркадий трудился на строительстве укреплений, после – в мастерской по изготовлению гранат. В 1942 году его и отца эвакуировали из блокадного Ленинграда. Их поезд разбомбили и Аркадий оказался единственным, кто выжил из всего вагона. Отца пришлось похоронить в Вологде, а сам он оказался в Оренбурге (тогда Чкалове). В эвакуации он работал на пункте приема молока и оттуда же, из Оренбурга, был призван на службу в армию. Учился он в артучилище города Актюбинска и уже перед самым выпуском, в 1943 году его откомандировали в Военный институт иностранных языков города Москвы. Аркадий закончил его в 1949 году, получив специальность переводчика с японского и английского языков. По специальности военного переводчика он долгое время работал на Дальнем Востоке, пока, в 1955-ом не демобилизовался. На гражданке Аркадий Стругацкий трудился в «Реферативном журнале», а потом – редактором в Госполитиздате и Детгизе. Писателя не стало двенадцатого октября 1990 года.

↑ Борис Стругацкий

Младший брат Аркадия Стругацкого родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. В этот же город он возвратился и после эвакуации, поступил в ЛГУ на механико-математический факультет и окончил его с дипломом астронома. После окончания ВУЗа работал в Пулковской обсерватории. С 1960-го года стал профессиональным писателем, но работал, в основном, в соавторстве с братом Аркадием. Был популярен как переводчик американской научной фантастики – и тоже в творческом тандеме с братом (как переводчики Стругацкие работали под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Вместе с режиссером К. Лопушанским стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за работу над сценарием к фильму «Письма мертвого человека» в 1986 году. Борис Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге.

↑ Творчество

Первые попытки писать прозу у обоих братьев были еще в ранней юности. К примеру, Аркадий Стругацкий свою первую повесть написал еще до начала войны, но рукопись была утеряна во время блокады («Находка майора Ковалева»). Борис же начал писать лишь с конца 50-х годов. Первой совместной работой авторов был рассказ «Извне», который в 1958 году был опубликован в журнале «Техника – молодежи». Позже этот рассказ был переработан в повесть с тем же названием. Уже в следующем, 1959-ом году увидела свет первая книга братьев Стругацких – «Страна багровых туч». За ней следуют продолжения этой повести, связанные общими героями. В 1960-ом – «Путь на Альматею», в 1962-ом – «Стажеры». Эти повести, а также первый сборник рассказов братьев – «Шесть спичек» — послужили началом многотомного цикла произведений о том мире, в котором автором хотелось бы жить самим, о мире будущего – Мире Полудня.

Первые романы авторов вполне соответствовали требованиям идеологии советского государства. «Полдень XXII века» — книга, написанная в 1962 году, даже стала программной. Книга повествовала о блестящих перспективах человечества: покорение космоса, блестящие умы правят миром, все люди являются невероятно творческими созидателями жизни. Однако самой главной темой для всех последующих книг советских фантастов – стала тема нравственного выбора человека – и в отличие от «Полдня…» в произведениях Стругацких стали мелькать тревожные ноты. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1965), «Хищные вещи века» (1965) – во всех этих книгах нравственный выбор героев далеко не так прост, ибо, как правило, выбор делается не между добром и злом, и между злом и очень большим злом. Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Малая проза (35)
  • От модераторов (22)
  • Над кукушкиным гнездом (4)
  • Биографии (3)
  • Трудно быть богом (2)
  • Посторонний (2)
  • Критические статьи (1)

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Биография братьев Стругацких

По просьбам некоторых читателей, предоставляю Вашему вниманию небольшой очерк по биографии Аркадия и Бориса Стругацких.

Тем, кто любит Стругацких, – условно говоря, от девяноста пяти до пятнадцати лет: четыре поколения читателей. Каждое из которого понимает Стругацких по-своему. Больше всего их творчество повлияло на людей родившихся в первое двадцатилетие после Великой Отечественной войны.

Аркадий Натанович родился 28 августа 1925 года в грузинском городе Батуми на берегу Черного моря. Борис Натанович родился 15 апреля 1933 года в русском городе Ленинграде на берегу Финского залива.

Семья Стругацких была несколько необычной даже по меркам тогдашнего времени – первого десятилетия после победы Великой Революции. Отец, Натан Стругацкий, сын провинциального адвоката, вступил в партию большевиков в 1916 году, участвовал в Гражданской войне комиссаром кавалерийской бригады и затем политработником у замечательного советского полководца Фрунзе, после демобилизации работал партийным функционером на Украине, причем по специальности он был искусствоведом, человеком глубоко и широко образованным. Мать же, Александра Литвинчева, была дочкой мелкого прасола (торгового посредника между крестьянами и купцами), простой, не очень грамотной девушкой. Свадьба произошла против воли родителей. Родители прокляли свою дочь за мужа еврея.
Вскоре после рождения Аркадия отец был направлен на партийную работу в Ленинград, там Аркадий и вырос.
Началась война, город осадили немцы и финны. Аркадий участвовал в строительстве оборонительных сооружений, затем, осенью и в начале зимы 41 года, работал в мастерских, где производились ручные гранаты. Между тем положение в осажденном городе ухудшалось. К авиационным налетам и бомбардировкам из сверхтяжелых мортир прибавилось самое худшее испытание: лютый голод. Мать и Борис кое как еще держались, а отец и Аркадий к середине января 42 го были на грани смерти от дистрофии.
Неожиданно открылась возможность уехать вместе с последней партией сотрудников Публичной библиотеки. Борис был тогда ещё мал и было решено разделится. Аркадий и отцом эвакуировались, а Борис с матерью остались в Ленинграде.
На «Дороге жизни» грузовик, на котором ехали отец и Аркадий, провалился под лед в воронку от бомбы. Отец погиб, а Аркадий выжил. Его с грехом пополам довезли до Вологды, слегка подкормили и отправили в Чкаловскую область (ныне Оренбургская). Когда он оклемался, то стал писать письма в Ленинград. Получив первое письмо мать и Борис сорвались и приехали к нему. Какое-то время даже удалось пожить вместе, но потом Аркадия призвали в армию.
Судьба его была – окончив Актюбинское минометное училище, уйти летом 43 го на Курскую дугу и сгинуть там вместе со всем своим курсом. Но жизнь распорядилась по другому. Он стал слушателем японского отделения восточного факультета Военного института иностранных языков. За время его службы в этом качестве ему довелось быть свидетелем и участником многих событий.
Перед выпуском в 49-м году Аркадий скоропалительно женился, и не прошло и двух лет, как молодая жена объявила, что вышла ошибка, и они разошлись.
В 55-м году Аркадий служил на Дальнем Востоке, и это был, вероятно, самый живописный период в его жизни. Ему довелось испытать мощное землетрясение. Он был свидетелем страшного удара цунами в начале ноября 52 года. Он принимал участие в действиях против браконьеров. И еще возникло тогда некое обстоятельство, которое в значительной степени определило его (и Бориса) дальнейшую судьбу. Судьбу писателей.

В марте, кажется, 1954 года американцы взорвали на одном из островков Бикини свою первую водородную бомбу. Островок рассыпался в радиоактивную пыль, и под мощный выпад этой «горячей пыли», «пепла Бикини», попала японская рыболовная шхуна «Счастливый Дракон № 5». По возвращении к родным берегам весь экипаж ее слег от лучевой болезни в самой тяжелой форме. И именно в те дни и месяцы Аркадий по роду своих обязанностей на службе ежедневно имел дело с периодикой стран Дальневосточного «театра» – США, Австралии, Японии и т.д. Вместе со своим сослуживцем Львом Петровым изо дня в день Аркадий следил за событиями, связанными со злосчастным «Драконом». И вот, когда умер Акинори Кубояма, радист шхуны, первая жертва «пепла Бикини», Лев Петров объявил, что надлежит написать об этом повесть. Он был очень активным и неожиданным человеком, Лева Петров, и идеи у него тоже всегда были неожиданные. Но писать Аркадию давно хотелось, только раньше он об этом не подозревал. И они вдвоем с Львом Петровым написали повесть «Пепел Бикини».
Но на самом деле это была не первая повесть в его жизни. Уже написаны к тому времени были и «Как погиб Канг», и рассказик «Первые», и вовсю шла подготовка к будущей «Стране багровых туч».
К огромному изумлению Аркадия, «Пепел Бикини» был напечатан. Сначала в журнале «Дальний Восток» (во Владивостоке), затем в журнале «Юность».
А демобилизовался он в июне 55 го и сначала поселился у мамы в Ленинграде. К тому времени он был уже второй раз женат, и у него было двое детей – дочка трех лет и дочка двух месяцев. И в Ленинграде он крепко и навсегда сдружился с братом своим, Борисом. До того братья встречались от случая к случаю, не чаще раза в год, когда Аркадий приезжал в отпуск – сначала из Москвы, затем с Камчатки и из Приморья. И вдруг Аркадий обнаружил не юнца, заглядывающего старшему брату в рот, а зрелого парня с собственными суждениями обо всем на свете, современного молодого ученого, эрудита и спортсмена. Он закончил механико математический факультет Ленинградского университета по специальности «звездный астроном», был приглашен аспирантом в Пулковскую обсерваторию и работал там над проблемой происхождения двойных и кратных звезд.

Читайте также  Краткая биография черный саша

В начале 56 года Аркадий переехал в Москву и для начала поступил работать в Институт научной информации, а затем перешел в Восточную редакцию крупнейшего в стране издательства художественной литературы, именовавшегося тогда Гослитиздат.
И именно в это время было написано первое научно фантастическое произведение «Страна багровых туч». Её отдали в издательство «Детская литература», и уже рукопись этого произведения удостоилась премии на конкурсе Министерства просвещения Российской Федерации, а в 59 м повесть вышла первым изданием, и еще ее переиздавали в 60 и 69 году.
И после этого братья принялись работать.
1960 – «Путь на Амальтею», «Шесть спичек».
1961 – «Возвращение (Полдень, XXII век)».
1962 – «Стажеры», «Попытка к бегству».
1963 – «Далекая Радуга».
1964 – «Понедельник начинается в субботу».
Одновременно Аркадий активно занимался переводами японской классики.
Одновременно Борис ходил в археологические экспедиции и участвовал в поисках места для сооружения телескопа гиганта.

«Почему мы посвятили себя фантастике? Это, вероятно, дело сугубо личное, корнями своими уходящее в такие факторы, как детские и юношеские литературные пристрастия, условия воспитания и обучения, темперамент, наконец. Хотя и тогда еще, когда писали мы фантастику приключенческую и традиционно научную, смутно виделось нам в фантастическом литературном методе что то мощное, очень глубокое и важное, исполненное грандиозных возможностей. Оно определилось для нас достаточно явственно несколько позже, когда мы поднабрались опыта и овладели ремеслом: фантастическому методу имманентно присуще социально философское начало, то самое, без которого немыслима высокая литература.» (с) Аркадий Стругацкий

Так же были другие факторы:
Первое. Всемирно историческое: запуск первого спутника в 57 м.
Второе. Литературное: выход в свет в том же 57 м великолепной коммунистической утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».
Третье. Издательское: наличие в те времена в издательстве «Молодая Гвардия» и в издательстве «Детская литература» превосходных редакторов, душевно заинтересованных в возрождении и выходе на мировой уровень советской фантастики.

Ну а дальше все покатилось практически само собой. В 1964 году братьев Стругацких приняли в Союз писателей, и творчество их было окончательно узаконено.
Дальнейшая жизнь их складывалась вполне счастлива. Дети, внуки, любищие жёны и друзья. Конечно подводило здоровье. У Аркадия была ишемическая болезнь сердца а Борис пережил инфаркт.
Их долго время не покидало ощущение что самая лучшая, самая нужная книга еще не написана, между тем как писать становилось все трудней – и не от усталости, а от стремительно нарастающей сложности проблематики, интересующей авторов.
На одном из выступлений на прямой вопрос, собираются ли Стругацкие уезжать из страны, Аркадий Натанович ответил так:
– Мы с братом уедем отсюда только связанные и на танке!

12 октября 1991 года Аркадий Натанович Стругацкий скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Писатель «А. и Б. Стругацкие» перестал существовать.

И последнее – Завещание Аркадия Натановича Стругацкого как последняя повесть в его жизни.

Не может же быть, что все мы – сплошные идиоты!
Не убивайте.
Почитайте отца и мать, чтобы продлились дни ваши на земле.
Не пляшите с утра и до утра.
Возымейте иную цель жизни, нежели накладывать руку на чужое богатство и на женскую красоту.
Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров.

Братья Стругацкие. Аркадий и Борис Стругацкие. Как всё начиналось. Детство и юношество. Биография и творчество великих советских фантастов.

Нелюбимые властями, придерживаемые советской цензурой братья Стругацкие пользовались фантастической популярностью. Их книги мгновенно исчезали из библиотек. Запрещенные, а также изданные-переизданные повести ходили по рукам в виде многочисленных и всевозможных копий. Тираж всё же благополучно изданных произведений оказывался заведомо малым.

На закате СССР образовался даже нелегальный и довольно специфический бизнес: удачливые обладатели одного из журнала, содержащего повесть Стругацких, копировали драгоценные страницы, переплетали и продавали их.

Совершенно другой мир будущего, описываемый братьями Стругацкими, другой, но, несомненно, близкий, с похожими на нас героями, мыслящими, как мы, охватил страстной любовью всю советскую интеллигенцию.

Чудом попавшая в провинциальную лавку Сибири, Дальнего Востока или Заполярья книжка Стругацких – по истине находка! Часто такие книги в лавках являлись соседями по полке с макаронами, консервами, сахаром или чаем. И, следовательно, были также необходимы, как и эти продукты.

Книги, прочитанные в раннем возрасте, навсегда остаются в подсознании, они формируют нас.

В детстве в квартире Стругацких было два книжных шкафа, о которых Борис Натанович Стругацкий вспоминал с особым удовольствием. Они содержали «библиотеку интеллигента» (Жюль Верн, Дюма, Толстой, Щедрин, Пушкин и Лермонтов, Лондон и Уэллс); все произведения Достоевского, «Трилогию» Горького, «Тысячу и одну ночь», «Всемирную Библиотеку». Множество ныне забытых писателей: Верхарн, Анри де Ренье, Пьер Мак Орлан, Селин.
Содержанием этих шкафов братья Стругацкие — каждый в свое время — активно пользовались.

Оба они любили Чехова, но Аркадий Натанович предпочитал «Скучную историю», а Борис Натанович «Хамелеона». Ценили «Бесов» Достоевского, «Фиесту» у Хемингуэя, «Театральный роман» у Булгакова. Вкусы их были не одинаковы, но близки.

Чехов, Толстой, Лондон, Щедрин, Хемингуэй, Буссенар…

К слову невольно задумаешься: «Что сегодня, подходя к книжным полкам своих родителей, читают дети? Да и во всех ли квартирах они есть – книги и книжные полки? И что же сегодня формирует вкусы, интересы и сознание тех, кто никаких книг дома не находит и довольствуется ограниченными предложениями с экрана?»

Но сейчас не об этом.

Мы поговорим о необычной судьбе писателей-фантастов – братьев Стругацких.

Аркадий Натанович родился в г. Батуми 28 августа 1925 года.
Борис Натанович — в Ленинграде 15 апреля 1933 года.
Мать — Александра Ивановна Литвинчева всю жизнь проработала учительницей литературы и русского языка.

Их отец Натан Залманович Стругацкий служил на разных должностях, всегда не очень большим, но начальником.
В то время когда их отец работал в Главлите, книг в доме было изобилие – по должности ему полагался регулярный книжный паек – свежая художественная литература Петербурга бесплатно. К слову сказать, во всем остальном нужды не было, но и шиковать не приходилось. Донашивали перешитую матерью отцовскую военную одежду. Жили в коммуналке.

Аркадий в свои шестнадцать лет увлечен математикой и астрономией.
Борису — восемь.

И вот – война.

От жизни ждешь только лучшего.
Но совершенно неизвестно узнали бы мы тех Стругацких, если бы судьба их сложилась иначе. Не попади они, как и многие их современники, в условия жестокой исторической мясорубки.
Осажденный Ленинград — бомбежки, холод и голод.

28 января 1942 года отца — Натана Залмановича и Аркадия эвакуировали через ладожское озеро по «дороге жизни». А Александра Ивановна и больной Борис остались в городе.
Без сомнения, продовольственные карточки на февраль месяц отца и Аркадия, спасли жизнь Борису и матери. Потому как февраль 1942 года был самым страшным месяцем блокады.

Аркадий же преодолел трудный путь.
Грузовая машина, Ладожское озеро, полынья, мокрая одежда и мороз 30 градусов. А после переправы через озеро – эвакопункт, дизентерия. Всё еще мокрые одежды и поезд до Вологды, который шел 8 дней. Без еды по 3-4 дня. До Вологды в вагоне из тридцати человек доехало только одиннадцать. И еще километр до вокзала пешком по морозу до потери сознания. Потом Аркадий Натанович помнит уже госпиталь, где ему и сообщили о гибели отца.
Только летом 1942 года Аркадий оказался в поселке Ташла (сегодня Оренбургской области), где устроился на работу начальником сепараторного пункта. Вывез из Ленинграда Мать и брата.
В 1943 году Аркадия призвали в Красную Армию и отправили к счастью не на фронт, а на учебу во 2-е Бердичевское пехотное отделение. Александра Ивановна и Борис в 1944 году вернулись в Ленинград, руины и пожарища которого долго напоминали Борису Натановичу панораму разрушенного марсианами города.

Читайте также  Краткая биография городецкий

Блокаду и войну пережили. Из памяти человеческой эти события было невозможно вычеркнуть. Но ужас блокады в своем творчестве Стругацкие ни разу не затрагивали – табу.
Из пехотного училища Аркадия направили на учебу в Военный институт иностранных языков – Москва, Таганка. Здесь он познакомился со своей будущей второй женой – Еленой Ошаниной. Первый его брак оказался недолгим, не сложился.
Служил Аркадий в Канске – преподавателем в школе военных переводчиков, и дивизионным переводчиком на Камчатке и в Хабаровске. А в 1955 году он демобилизовался.

Судьба распределилась странным образом.

Аркадий Натанович страстно мечтал стать ученым – астрономом и математиком, но война решила иначе.
Борис же окончил Ленинградский университет по специальности «звездный астроном».
Что, безусловно, вызвало сильную зависть старшего брата.
В восьмом классе Аркадий Натанович прочел повесть «Гектор Сервадак» Жюля Верна. В которой повествуется о том, как однажды с земным шаром столкнулась комета, и, вырвав кусок Северной Африки, населенной людьми и одним астрономом, унеслась дальше в космос. Именно после прочтения этой необычной, немного нелепой и милой книги Аркадий заинтересовался астрономией, пытаясь воссоздать траекторию движения этой кометы.

Младший Стругацкий после окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории и занимался вопросами происхождения и эволюции «широких пар». Но диссертацию так и не защитил. Всё рухнуло в один момент, когда Борис Натанович с ужасом обнаружил, что тема его работы была раскрыта десяток с лишним лет назад астрофизиком Чандрасекаром. Борис Натанович стал лаборантом на местной счетной станции. Не смотря ни на что, об этих временах он вспоминал с удовольствием, говоря, что не бывает неинтересной работы, бывает только малознакомая работа…

Стругацкий старший после демобилизации устраивается в Институт научной информации. Теперь он семейный человек, к тому же он стал отцом.
В это время братья начинают интенсивно переписываться, чтобы понять, что им под силу.
Жизнь налаживается.

Фантастика в середине прошлого века для советского читателя была чем-то вроде живительной воды. Однако литературный дар редко проливался щедрым дождем на нивы советских фантастов 50-х годов.
Сами Стругацкие фантастику читали, потому, как читать было больше нечего. Отсутствие хорошей фантастики послужило толчком для братьев Стругацких, попытаться написать то, о чем бы стоило говорить. Это желание не явилось для них одномоментным озарением.
Но литературная деятельность Стругацких началась еще до войны. «Находка майора Ковалева» — фантастический роман Аркадия Натановича и его рассказ 1946 года «Как погиб Канг». В 1948 году Борис Натанович написал свой первый рассказ «Виско». Затем несколько переводов, рассказов и повестей, «Песчаная горячка» (совместная работа), и «Четвертое царство» Стругацкого-старшего, а также повесть «Пепел Бикини».
Стоял вопрос: «О чем писать и как писать?»
Аркадий Натанович внимательно следил за положением литературных дел.

Он хорошо видел недостатки современной научной фантастики.
И однажды в письме брату он написал:
«Писатели совершенно не имеют собственного стиля, у них нет ни героев, ни личности. Язык изложения скоро надоедает и приедается, к тому же идея у всех одна – патриотизм, но какой-то дешевый и казенный, сюжет примитивен.
В описании технических моментов нет подробности, будто писали их специалисты-недоучки. И самое главное – они (современные писатели фантасты) боятся смешивать жанры.
Понимаешь теперь, какой козырь упускают наши горе-фантасты?
Так что «долой жюльверщину». Описание и формулировки должны быть умные, точные и короткие. Наши произведения должны отличаться разумной смелостью введения предложений «на грани возможного» в области техники и природы и отличаться строгим реализмом в поведении и поступках героев. Сентиментальность, авантюризм, философия – смесь жанров придаст необычный вкус».

Если бы не фантастическая энергия Аркадия Натановича, его отчаянное стремление прорваться, выбиться, реализовать литературное дарование, то – по словам Бориса Натановича – не было бы никогда братьев Стругацких.
Аркадий Натанович и Борис Натанович – это были два очень непохожих друг на друга человека. Стругацкий-старший — очень общительный, открытый – судьба офицера служившего в разных гарнизонах, безусловно, сыграла роль — многие годы он был двигателем их маленького творческого тандема. Он всегда хотел писать.
И Стругацкий-младший исключительно добросовестный человек, умный, вникающий в каждую деталь. И союз таких разных людей состоялся, они дополняли друг друга.

Почему именно фантастика? Об этом летом 1986 года Стругацкий-старший, обращаясь к своему прошлому, напишет: «Вероятно это сугубо личное дело, которое уходит корнями в детство и юношество: условия воспитания, обучения, литературные пристрастия, ну и темперамент». По его же словам отец пробудил в обоих братьях «страсть к фантастике». А Борис Натанович добавил: «мы любили читать фантастику, поэтому и начали ее писать. Без памяти любили Уэллса, Конан-Дойла, Чапека, и нам казалось, что мы знаем, как надо писать, чтобы это было интересно читать…».

По легенде Стругацкие придумали и начали писать свою совместную повесть «Страна багровых туч» на спор в конце 1954 или начале 1955 г..
«Мне кажется, — пишет Стругацкий-младший, — я даже помню, где это было: на Невском, близ Аничкова моста. Мы прогуливались там втроем, я Аркадий Натанович и его жена Лена, как обычно, костерили современную фантастику за скуку, беззубость и сюжетную заскорузлость, а Ленка слушала, слушала, потом терпение ее иссякло, и она сказала: «Если вы так хорошо знаете, как надо писать, почему же сами не напишете, а только все грозитесь да хвастаетесь. Слабо?» И пари тут же состоялось». Поспорили на бутылку шампузы.
Но на самом деле идея повести о трагической экспедиции на Венеру возникла у Аркадия Натановича еще в самом начале 50-х. Судя по переписке братьев, работа над «Страной» вовсю шла задолго до 1954 года. И как уже было сказано, это был далеко не первый их совместный литературный труд.

Так все-таки легенда или правда?

В 1954 году Аркадий Натанович мечтал об аспирантуре в Ленинградском Государственно университете, безусловно, ждал демобилизации. Но, предчувствуя некоторую неизвестность, мытарства, поиск работы и жилья, в письмах брату писал: «а стоит ли демобилизоваться? Ведь писательский хлеб очень сомнителен и возможно разумнее будет построить свою карьеру в армии?».
Ведь многие молодые люди пробуют свои силы, марают бумагу, участвуют в конкурсах, состоят в кружках и студиях и т.п.
И для того чтобы «поставить» на литературную деятельность в подобной ситуации требуется смелость и решительность.
Так вот эта «бутылка шампанского на спор» послужила своего рода толчком в принятии решения, она означала:
«Литературное баловство закончилось, пришло время литературной работы».

Две жизни и один творческий путь: братья Стругацкие

Две разные жизни и один творческий путь – это про братьев Стругацких. Аркадий и Борис родились в семье с разницей в восемь лет, но стали знамениты именно в своем тандеме. В советское время никто из фантастов так и не смог обойти дуэт по популярности. Чем была наполнена жизнь этой творческой единицы и каждого ее члена в отдельности?

Аркадий Натанович – старший из братьев, родился в августе 1925 года в жарком городе Батуми. Родители – представители типичной интеллигенции. Отец занимал пост редактора местной газеты «Трудовой Аджаристан», а мама видела призвание в педагогике, работая учителем литературы в школе.

В 1933 году на свет появился второй сын Борис. Отечественную войну семья Стругацких встретила в Ленинграде. Единственным путем спасения стала знаменитая Ладожская дорога жизни. Правда, покинуть осажденный город в 1942 году смогли лишь глава семейства и старший сын. Борис настолько ослаб от болезни, что мать не рискнула вывозить его из блокадного Ленинграда.

Восстановилась семья спустя несколько месяцев, но уже без отца. Его Аркадий похоронил еще в Вологде. На время пути братьев разошлись: старший был призван в армию в 1943 году. Далее было пехотное училище, Военный институт иностранных языков, он служил переводчиком на Дальнем Востоке и покинул ряды армии лишь в 1955 году.

Борис Стругацкий при первой же возможности вернулся из эвакуации в родной Ленинград. В его «послужном» списке учеба в главном ВУЗе города, диплом астронома, работа в Пулковской обсерватории.

Когда у обоих братьев проснулась любовь к сочинительству? Наверное, еще с детства. Не будем также скидывать со счетов хорошую наследственность, ведь родители трудились на литературной ниве и привили детям любовь к чтению.

Однако первые шаги Аркадий и Борис совершали отдельно друг от друга. Достоверно известно, что дебютная повесть старшего Стругацкого увидела свет еще в осажденном Ленинграде, но была утеряна. Следующий рассказ («Как погиб Кант») датируется 1946 годом. Младший Борис к началу 50-х гг. также увлекается игрой литературным слогом, надо признаться, весьма успешно. Но фантастических высот братья добиваются именно в творческом дуэте.

Читайте также  Краткая биография эрдман

Их первое совместное «детище» – рассказ «Извне», напечатанный в 1958 году. Буквально через год появляется приключенческая фантастическая повесть «Страна багровых туч». Далее из-под их пера вышли десятки знаменитых произведений, среди которых нельзя выделить главные. Настолько каждая книга самобытна и представляет собой новую веху творческого пути Стругацких.

Почему братья обратились именно к жанру фантастики? В одной точке сошлись несколько обстоятельств. Во-первых, два будущих писателя обожали этот жанр с детства. Они имели представление, как преподнести его «вкусно». Во-вторых, фантазийные миры в середине прошлого века были чем-то вроде своеобразной отдушины для читателей, уставших от войны. В-третьих, хорошая фантастика – дефицит. Братья, много читающие, отлично понимали сей факт. Аркадий Стругацкий убеждал Бориса в огромных возможностях, лежащих перед ними. Мол, нынешних фантастов отличает дешевый патриотизм, отсутствие стиля, ярких героев, скучное повествование, отсутствие запоминающихся технических моментов. Зато в их руках – множество козырей. Почему бы не попробовать смешать стили повествования? Например, вместо примитивного сюжета смешать реализм, философию, авантюризм и сентиментальность.

Поговаривают, творческие люди плохо уживаются бок о бок, но только не наши герои. Будучи по природе совершенно разными людьми, братья Стругацкие идеально дополняли друг друга. Аркадий – «вечный двигатель» с бешеной энергией, стремившийся добиться успеха, реализовать творческий дар, общительный, решительный. Борис – умница, спокойный, исполнительный, вникающий в детали.

Каждую книгу творческого дуэта читатели принимают на «ура». Правда, советская цензура совсем не в восторге от вольных мыслей Стругацких. Ей не по нраву узнаваемые типажи советского общества, их нравственные выборы и душевные терзания. Не по нраву настолько, что в тексты вносится масса правок, закрываются журналы, публикующие произведения дуэта, а то и вовсе книги запрещаются к печати. Но это ли не настоящий успех?

Сегодня по мотивам книг писателей сняты фильмы (те же «Чародеи», «Обитаемый остров», «Сталкер» и др.), созданы компьютерные игры, высказывания героев превратились в афоризмы. Жаль только, что новых произведений творческого тандема не придется увидеть. Аркадий Стругацкий скончался в 1991 году, Борис – в 2012. Поклонники творчества никогда не посетят их могил: братья завещали развеять свой прах после кремации над Пулковской обсерваторией. Что ж, весьма символично для двух оригиналов, мысли которых обитали в параллельных вселенных.

Старший брат советской фантастики. Неутомимый Аркадий Стругацкий

28 августа 1925 года родился Аркадий Стругацкий, старший из братьев, ставших классиками мировой научной фантастики.

Писатель сумел заглянуть далеко в будущее, именно поэтому его произведения до сих пор читают и любят.

«Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу» и многие другие книги, написанные в соавторстве с Борисом Стругацким, считаются классикой советской фантастики. О том, какую роль в маленьком сообществе «А. и Б. Стругацкие» играл старший брат, рассказывает АиФ.ru.

Дорога жизни

Аркадий был первенцем в семье искусствоведа и учительницы. С детства отец будущего писателя буквально пичкал сына книжками и всячески поощрял его стремление фантазировать. До Великой Отечественной войны в семье была заведена добрая традиция: по вечерам Натан Стругацкий читал детям сказки и остросюжетные романы со всего мира.

В годы войны Стругацким не повезло оказаться в Ленинграде, который вскоре после начала немецкого наступления попал в блокаду. На семейном совете было решено спасти хотя бы одного из детей — по «дороге жизни» отец выехал с Аркадием из осаждённого города. По пути эшелон с беженцами, где находился Аркадий, подвергся бомбардировке, и из всего вагона чудом удалось спастись только будущему фантасту.

В дороге погиб отец будущего писателя, а продуктовые карточки Натана и Аркадия помогли выжить матери и 8-летнему Борису, которые через несколько месяцев по той же дороге выбрались из Ленинграда.

Военные годы не стали для старшего из братьев «тёмными»: в это тяжёлое время Аркадий начал своё блестящее образование. Военный институт иностранных языков оказался тем местом, где он в совершенстве изучил английский и японский. В рядах Красной Армии Аркадий прослужил переводчиком вплоть до 1955 года на Камчатке, Дальнем Востоке и в Сибири, совмещая военную деятельность с преподаванием языков. Но где бы ни находился будущий писатель, он всегда просил младшего брата делиться с ним любой информацией по астрономии, физике, сообщать, что нового в литературе, особенно в фантастике, писать, какие новые песни поют и какие читают стихи.

Властители дум

Будущий известный фантаст начал писать ещё в блокадном Ленинграде. Первая повесть Аркадия — «Находка майора Королёва» — была утеряна во время блокады, как и другие ранние рукописи автора. А первой опубликованной книгой стала повесть «Пепел Бикини», написанная во время службы в армии в соавторстве с Львом Петровым. Сам Аркадий всегда был к себе очень строг и говорил, что это произведение не представляет для читателей ни особого интереса, ни литературной ценности.

Однако следующий писательский «дуэт» автора вошёл в историю мировой литературы и просуществовал до последних дней жизни фантаста. История «братьев Стругацких» началась с книги «Страна багровых туч», опубликованной в конце 1950-х годов.

Появление творческого дуэта «А. и Б. Стругацкие» младший брат описывает так: «Писать фантастику мы начали потому, что любили. её читать, а читать было нечего. Мы любили без памяти Уэллса, Чапека, Конан-Дойла, и нам казалось, что мы знаем, как надо писать, чтобы это было интересно читать. Было. заключено пари с женой Аркадия Натановича, что мы сумеем написать повесть, точнее — сумеем её закончить, — так всё и началось».

В первые годы совместной творческой деятельности Стругацкие отличались невероятной продуктивностью — за три года издали пять книг. Каждое новое произведение становилось всё интереснее и ярче. Очень быстро из литературных новичков братья превратились в настоящих властителей фантастических дум.

Связанные одной целью

Как братьям долгие годы удавалось продуктивно работать в творческом тандеме, недоумевали многие, ведь они были абсолютно разные по характеру. Аркадий всегда считался человеком чрезвычайно эмоциональным, а Борис — рациональным. Первые произведения Стругацкие создавали бок о бок — оба за машинками. Но однажды Аркадий объявил, что Борис неряха — печатает грязно — и отстранил родного брата от аппарата. Тот вспоминал: «Когда мы писали письма начальству, Аркадий постоянно норовил обложить это начальство последними словами, а я всё выруливал в скучно-казённый стиль. А вообще-то вся работа наша представляла собою непрерывный спор».

Для того, чтобы спор не переходил за границы литературной работы, братья даже жили в разных городах: Аркадий в Москве, Борис в Санкт-Петербурге. Где-то раз в год писатели встречались в доме творчества «Комарово», где подробно обсуждали сюжеты и прописывали основную фабулу произведения, затем разъезжались и работали независимо друг от друга, формируя законченное произведение при следующей встрече.

Фантастический мотор

Долгие годы Аркадий считался мотором маленького сообщества «А. и Б. Стругацкие», он всегда стремился успеть как много больше. Запала писателя хватало и на создание собственных книг. Под псевдонимом «С. Ярославцев» автор публиковал фантастические книги о параллельных мирах, попадая в которые, герои пытаются изменить окружающую их реальность: «Экспедиция в преисподнюю», «Подробности жизни Никиты Воронцова», «Дьявол среди людей». Также Аркадий всегда находил время на переводы с японского и английского языков.

По воспоминаниям родных и близких, Аркадий всегда был очень консервативен в технике. Даже когда у Бориса появился свой персональный компьютер, старший брат не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

В одиночестве

12 октября 1991 года старшего из Стругацких не стало, он скончался от рака печени, несмотря на продолжительное лечение. С тех пор новых книг под авторством «А. и Б. Стругацкие» не появлялось. Борис практически перестал писать, признаваясь: «После ухода брата сам образ жизни изменился. Всё стало „не то“ — работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот». Ему было сложно работать без Аркадия: «Вот только очень непросто стало писать одному, без молчаливого одобрения и без бурной критики брата, я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворённо произносил: „Ну это вам не хрен собачий!“».

В 2012 году перевернулась последняя страница биографии «братьев Стругацких» — от онкологического заболевания в Санкт-Петербурге скончался Борис.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: