Краткая биография шатобриан
Биография Франсуа Рене де Шатобриана
Франсуа Рене де Шатобриан – французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма – родился 4 сентября 1768 года в Сен-Мало (Франция) в бретонской дворянской семье.
Учился в коллеже г. Доль, затем в Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786, уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк.
В 1791 совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 Шатобриан женился на 17-летней Селесте де ла Винь-Бюиссон, дочери арматора из Сен-Мало (брак был бездетен). 15 июля 1792, в сопровождении своего брата, Шатобриан покидает Францию и эмигрирует в Кобленц. Там он вступил в ряды роялистских войск («армия принцев»). Принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800. В Англии он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797), в котором негативно оценил революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам…».
В 1803 Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме. Однако после расстрела герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку.
В 1803-1804 — поверенный в делах республики (швейцарском кантоне) Вале. В 1811 был избран членом Французской академии.
В 1809 вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, Шатобриан 5 апреля 1814 выпустил памфлет, написанный еще до свержения императора, который носил название «О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы». Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16 000 ее экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра «принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия».
После реставрации Бурбонов, в 1815, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом.
После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822) и Риме (1829), в 1823-1824 был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку.
Франсуа Рене де Шатобриан умер 4 июля 1848 года в Париже.
После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.
Произведения:
Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, 1821
Опыт исторический, политический и моральный о революциях старых и новых, рассматриваемых в соотношении с Французской революцией (Essai historique, politique et moral sur les révolutions anciennes et modernes, considérées dans leurs rapports avec la Révolution française, 1797)
Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне (Atala, ou les Amours de deux sauvages dans le désert, 1801)
Рене, или Следствия страстей (René, ou les Effets des passions, 1802)
Гений Христианства (Le Génie du Christianisme, 1802)
Мученики, или Триумф христианской веры (Les Martyrs, ou le Triomphe de la foi chrétienne, 1809)
Путешествие из Парижа в Иерусалим и из Иерусалима в Париж, через Грецию и обратно через Египет, Варварию и Испанию (Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l’Égypte, la Barbarie et l’Espagne, 1811)
О Бонапарте, Бурбонах и необходимости присоединиться к нашим законным принцам ради счастья Франции и Европы (De Bonaparte, des Bourbons, et de la nécessité de se rallier à nos princes légitimes pour le bonheur de la France et celui de l’Europe, 1814)
Политические размышления о некоторых современных произведениях и интересах всех французов (Réflexions politiques sur quelques écrits du jour et sur les intérêts de tous les Français, 1814)
О монархии, согласно хартии (De la Monarchie selon la charte, 1816)
Воспоминания, письма и подлинные записи, касающиеся жизни и смерти Е. К. В. месье Шарля-Фердинанда д’Артуа, сына Франции, герцога Беррийского (Mémoires, lettres et pièces authentiques touchant la vie et la mort de S. A. R. monseigneur Charles-Ferdinand d’Artois, fils de France, duc de Berry, 1820)
Приключения последнего Абенсерага (Aventures du dernier Abencerage, 1826)
Натчезы (Les Natchez, 1827)
Путешествия в Америку и Италию (Voyages en Amérique et en Italie, 1827)
О печати (De la presse, 1828)
Опыт об английской литературе и рассуждения о человеческом духе, временах и революциях (Essai sur la littérature anglaise et considérations sur le génie des hommes, des temps et des révolutions, 1836)
Этюды или исторические речи о падении Римской империи, рождении и развитии христианства и вторжении варваров (Études ou discours historiques sur la chute de l’Empire romain, la naissance et les progrès du christianisme et l’invasion des barbares, 1831)
Веронский конгресс (Congrès de Vérone, 1838)
Жизнь Рансе (Vie de Rancé, 1844)
Замогильные записки (Mémoires d’outre-tombe, 1848)
Шатобриан, Франсуа Рене де
Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand ; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель и дипломат, зачинатель романтизма во французской литературе.
Биография
Родился в 1768 в бретонской дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Во время Великой французской революции, возвратясь во Францию, выступил на стороне королевских войск. В 1792—1800 годах находился в эмиграции в Англии. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797), в котором критически оценивал революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 году во Францию, он опубликовал роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, дает мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
В 1803 Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме, но через год, после убийства герцога Энгиенского, демонстративно ушёл в отставку. В 1811 году он был избран членом Французской академии, а в 1815 стал пэром Франции.
В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После реставрации Бурбонов Шатобриан работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 был министром иностранных дел. В 1830, после падения Бурбонов, он окончательно вышел в отставку.
После смерти были изданы его мемуары — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов жанра.
Творчество
Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».
«Атала» — это роман о «любви двух влюбленных, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передает через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.
Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.
В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году
В «Рене, или Следствия страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина дает вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…»
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.
В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Друг народа
- Эстляндская компания
Смотреть что такое «Шатобриан, Франсуа Рене де» в других словарях:
Шатобриан, Франсуа Рене — Франсуа Рене де Шатобриан Франсуа Рене де Шатобриан (фр. François René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен Мало 4 июля 1848, Париж) французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе … Википедия
Шатобриан, Франсуа-Рене де — Франсуа Рене де Шатобриан Франсуа Рене де Шатобриан (фр. François René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен Мало 4 июля 1848, Париж) французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе … Википедия
Шатобриан Франсуа-Рене де — Франсуа Рене де Шатобриан Франсуа Рене де Шатобриан (фр. François René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен Мало 4 июля 1848, Париж) французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе … Википедия
Шатобриан Франсуа Рене — Франсуа Рене де Шатобриан Франсуа Рене де Шатобриан (фр. François René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен Мало 4 июля 1848, Париж) французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе … Википедия
Шатобриан Франсуа Рене де — Франсуа Рене де Шатобриан Франсуа Рене де Шатобриан (фр. François René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен Мало 4 июля 1848, Париж) французский писатель и дипломат, один из основателей романтизма во французской литературе … Википедия
ШАТОБРИАН Франсуа Рене — ШАТОБРИАН (Chateaubriand) Франсуа Рене де (4 сентября, Сен Мало – 4 июля 1848, Париж), французский писатель, государственный деятель. Аристократ в эпоху революций «Певец мировой скорби» родился в Бретани в знатной, но обедневшей семье. Детские… … Энциклопедический словарь
Шатобриан, Франсуа Рене де — Франсуа Рене де Шатобриан. ШАТОБРИАН (Chateaubriand) Франсуа Рене де, виконт (1768 1848), французский писатель. Роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешенности от мира в повестях “Атала” (1801),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Шатобриан Франсуа Рене — ШАТОБРИАН (Chateaubriand) Франсуа Рене (1768 1848), франц. писатель, публицист. Представитель католич. романтизма. В раннем творчестве испытал воздействие идей Ж. Ж. Руссо, поэтизировал жизнь диких индейцев в повести «Атала, или Любовь двух… … Лермонтовская энциклопедия
Шатобриан Франсуа Рене — Шатобриан (Chateaubriand) Франсуа Рене (4. 9.1768, Сен Мало, ‒ 4.7.1848, Париж), французский писатель и политический деятель. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными… … Большая советская энциклопедия
ШАТОБРИАН Франсуа Рене де — ШАТОБРИАН (Châteaubriand) Франсуа Рене де (17681848), французский писатель. Пов. «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (отд. изд. 1801, п. 1801), «Рене, или Следствия страстей» (отд. изд. 1802, п. 1805). Новелла «История последнего из… … Литературный энциклопедический словарь
Мудрость Человечества
Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, виконт, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма.
Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в колледже г. Доль, Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж, где поступил на службу в Навварский полк.
В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратился во Францию на пике Великой французской революции. В конце марта 1792 г. Шатобриан женился на 17-летней Селесте де ла Винь-Бюиссон, дочери арматора из Сен-Мало (брак был бездетен). 15 июля 1792 года, в сопровождении своего брата, Шатобриан покидает Францию и эмигрирует в Кобленц. Там он вступил в ряды роялистских войск («армия принцев»). Принял участие в осаде Тионвилля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800 гг. В Англии он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал 1-м секретарем французского посольства в Риме. Однако после расстрела герцога Энгиенского, поэт демонстративно вышел в отставку.
В 1803—1804 — поверенный в делах республики (швейцарском кантоне) Вале.
В 1811 году он был избран членом Французской академии.
В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После отречения Наполеона и вступления в Париж войск союзников, Шатобриан 5 апреля 1814 года выпустил памфлет, написанный еще до свержения императора, который носил название «О Буонапарте и Бурбонах и о необходимости поддержать наших законных государей ради благоденствия Франции и всей Европы». Брошюра имела большой успех, и за два месяца было продано 16 000 ее экземпляров. Сам Людовик XVIII неоднократно повторял, что эта брошюра «принесла ему больше пользы, чем стотысячная армия».
После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков. В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении якобинских и анархических волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом.
Могила Шатобриана в Сен-Мало
После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку. Умер 4 июля 1848 года в Париже.
После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.
Творчество
Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».
«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.
Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.
В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.
В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.
В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В библиотеке Пушкина хранилось 26-томное брюссельское издание Шатобриана (1826–1832), все тома с художественными произведениями разрезаны. У Пушкина присутствует 17 упоминаний о Шатобриане (кроме посвященной ему статьи). М. Горький открыл свою серию книг «История молодого человека» повестью Шатобриана «Рене». В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).
Франсуа Рене де Шатобриан: биография, творчество, факты
Приветствую любителей литературы и истории! Франсуа Рене де Шатобриан — писатель, государственный деятель, «отец» французского романтизма. Родился в Бретани, в родовом замке Комбург.
В 1786 году он впервые приехал в Париж. В период светской жизни в Париже (1787-1789), относятся его первые литературные (стихотворные) опыты.
Весной 1791 г. Франсуа отправился в Америку с честолюбивой надеждой совершить важные географические открытия. Случайно узнав об аресте Людовика XVI революционными властями, в 1792 г. вернулся во Францию.
Он принял участие в военных действиях контрреволюционной армии. В конце концов, он оказался в Англии. Там он прожил в эмиграции с 1793 по 1800 год.
В 1797 году здесь вышел в свет мало кем замеченный «… опыт о древних и новых революциях». Это книга во многих отношениях «вольтерьянская», скептическая, исполненная безнадежного разочарования в людях и в боге.
«Гений христианства» и другие произведения Шатобриана
1798-1799 годы. Шатобриан вновь возвратился к религии и начал работу над «Гением христианства». Он вернулся на родину в 1800 и через год выпустил в свет отрывок из этой книги — повесть «Атала».
Портрет Шатобриана. Художник Этьенн Жора
«Атала», так же как и появившееся еще через год первое полное издание «Гения христианства», принесла автору огромный успех.
В это время Наполеон, стремясь к союзу с церковью, заключил конкордат с папой Пием VII. Книга Шатобриана пришлась кстати, и писатель оказался в милости у императора. В 1803 году его назначили секретарем посольства в Риме.
Вскоре его дипломатическая карьера прервалась. Выразив свое несогласие с незаконным расстрелом герцога Энгиенского, Шатобриан оказался в оппозиции. Он отправился в путешествие на Восток (1806 г.).
Плодом этого путешествия были два значительных сочинения — поэма «Мученики» и «Путешествие из Парижа в Иерусалим». Шатобриан создал страстный памфлет против Наполеона «О Бонапарте и Бурбонах», увидевший свет в начале апреля 1814 г., сразу после падения императора.
В эпоху Реставрации, Шатобриан поначалу выступал активным сторонником новой власти. В 1823 году он даже был назначен на пост главы МИД Франции. Однако постепенно позиция Шатобриана становилась либеральной.
Он полемизировал с ультрароялистами в брошюре «Монархия согласно хартии» и в статьях. Затем перешел в либеральную оппозицию.
Франсуа Рене де Шатобриан (парадный портрет), 1828
В 1826 г. начало выходить полное собрание сочинений Шатобриана. Помимо уже опубликованных произведений, в него вошли юношеская эпопея «Начезы», «Путешествие в Америку», «мавританская» новелла «Приключения последнего из Абенсерага», а также «Опыт о революциях», сопровожденный автополемическями комментариями.
Без средств к существованию
Шатобриану не внушал симпатии дух наживы, воцарившийся в стране вместе с Луи-Филиппом. Отказавшись от звания пэра, присвоенного ему Людовиком XVIII, и причитающейся в связи с этим пенсии, писатель остался практически без средств к существованию. Отныне он зарабатывал на жизнь исключительно литературным трудом.
Он много занимался историей, результатом чего явились «Исторические этюды», о первых веках христианства и крушении Римской империи.
Шатобриан опубликовал «Опыт об английской литературе», книгу мемуарно-исторического характера «Веронский конгресс», «Жизнь Ранее» (1844) — жизнеописание одного из известных религиозных деятелей XVII столетия.
Шатобриан и «Замогильные записки»
Самое крупное создание этих лет — «Замогильные записки»- книга воспоминаний о своей жизни и о жизни революционной и послереволюционной Европы. Первый набросок мемуаров относится к 1803 г., но вплотную автор занялся ими именно в 20-30-е гг.
Неприятие современности обусловило своеобразную авторскую позицию: запискам его предназначено было стать в буквальном смысле «замогильными». Писатель завещал опубликовать их лишь после своей смерти.
Не желая видеть своими читателями современников, он предпочитал обращаться к потомкам. Действительно, «Записки» увидели свет лишь после кончины автора. Умер Франсуа Рене де Шатобриан 4 июля 1848 г.
Слава Шатобриана при жизни была огромна. Он всегда оставался для французов «классиком», «школьным» автором.
Видео
В данном видео дополнительная информация о жизни и творчестве Шатобриана.
Друзья, если эта статья была для вас интересной, поделитесь с друзьями в соц. сетях! Непременно заходите, впереди много интересного!
Шатобриан, Франсуа Рене де
Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н (фр. François-René, vicomte de Chateaubriand ; 4 сентября 1768, Сен-Мало — 4 июля 1848, Париж) — французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, реакционер, один из первых представителей романтизма.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 3 Произведения
- 4 Образ в кинематографе
- 5 Награды
- 6 Примечания
- 7 Литература
- 8 Ссылки
Биография [ править ]
Родился в 1768 году в бретонской дворянской семье. Учился в Доле, Ренне и Динане. Юные годы его прошли в родовом замке Комбур (Combourg). После смерти отца в 1786 г., уехал в Париж. В 1791 году совершил путешествие в Северную Америку. Возвратясь во Францию на пике Великой французской революции, вступил в ряды роялистских войск. В 1792 г. женился на Селесте де ла Винь-Бюиссон (брак был бездетен). В том же году эмигрировал в Англию. Там он написал и опубликовал «Опыт о революциях» (1797 г.), в котором негативно оценил революционные события во Франции.
Вернувшись в 1800 году во Францию по наполеоновской амнистии, он опубликовал основанный на американских впечатлениях роман «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» (1801), повесть «Рене, или Следствия страстей» (1802) и философский трактат «Гений христианства» (1802). Последний явился вдохновенной апологией христианства, не догматической или богословской, а поэтической попыткой показать, «что из всех существовавших религий, христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; … она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даёт мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».
В 1803 году Шатобриан по приглашению Наполеона стал французским дипломатом в Риме [1] . Однако через год, после казни герцога Энгиенского, ушел в отставку. В 1811 году он был избран членом Французской академии.
В 1809 году вышел в свет его роман «Мученики», продолжающий развивать идеи «Гения христианства» и повествующий о первых христианах. Для написания романа Шатобриан совершил путешествие по Греции и Ближнему Востоку.
После реставрации Бурбонов, в 1815 году, Шатобриан стал пэром Франции. Сотрудничал в газете «Conservateur». Шатобриан был одним из немногих ультрароялистов (крайних сторонников монархии), кто искренне принял хартию 1814 года, исходя из невозможности восстановления дореволюционных порядков [2] . В 1820 г. был командирован на конгресс в Вероне, где настаивал на совместном подавлении волнений в Испании. В этом вопросе он встретил упорное сопротивление представителей Великобритании. Именно Шатобриан, и в этой именно связи, нарёк Британию Коварным Альбионом [3] .
После Вероны работал послом в Берлине (1821), Лондоне (1822), и Риме (1829), в 1823—1824 годах был министром иностранных дел. В 1830, после Июльской революции, приведшей к падению старшей линии Бурбонов, поэт окончательно вышел в отставку.
После смерти были изданы его воспоминания — «Замогильные записки», один из самых значительных образцов мемуарного жанра.
Творчество [ править ]
Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».
«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.
Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.
В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.
В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.
В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).