Краткая биография вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны.

Краткая биография вознесенский

Краткая биография Андрея Вознесенского

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны. После возвращения в Москву, где ходил в школу, уже в 14 лет пишет первые стихи.

После школы поступает в архитектурный институт, после окончания института Вознесенский так и не работал по специальности.

В 1958 году выходят в свет первые стихи, а в 1960-м был опубликован первый сборник «Мозаика». Спустя некоторое время выходит второй сборник «Парабола». Поэта стали приглашать на вечера, где были такие же поэты, гонимые в советском государстве.

В особенности был недоволен поэтом Никита Хрущев, «спасло» же Вознесенского требование Джона Кеннеди, оставить его в покое. Стихотворения Андрея Вознесенского стали переводить и выпускать за границей.

В 1962 году выходит третий сборник «Треугольная груша», вызвавший новые недовольства со стороны власти. Поэт подвергается жесточайшей критике, а произведения его передаются только «из-под полы». Несмотря на это поэт каждый год выходят новые сборники.

Первой супругой поэта была его коллега Белла Ахмадулина, но вместе прожили они недолго. Музой же для поэта почти на протяжении всей жизни была Зоя Богуславская. Брак с Зоей не подарил поэту детей, на смертном одре рядом с Андреем Вознесенским была именно Зоя Богуславская.

В 1995 году у поэта обнаружили болезнь Паркинсона. В 2006 году произошел первый инсульт, осложнением которого были трудности с передвижением и паралич руки. В 2010-ом еще один инсульт, после которого поэт потерял голос. Весной была перенесена операция, но третий инсульт случился в первые теплые деньки, этот удар Вознесенский уже не пережил. Похоронен литератор на Новодевичьем кладбище.

Читать биографию Вознесенского Андрея Андреевича

Мы знаем Андрея Вознесенского прежде всего как замечательного поэта, в творчестве которого отобразилась целая эпоха. Коренной москвич, он появился на свет в мае 1933 года. Его отец был талантливым инженером, всю жизнь занимался строительством гидроэлектростанций, возглавлял институт. В начале войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган, жили в семье простого рабочего. Вознесенский вспоминал, какие добрый и чуткие люди их окружали.

Еще в школе начал писать стихи, с удовольствием их читал друзьям и любимой девушке. Восхищался творчеством Пастернака, поэтому только представилась возможность, написал письмо со своими стихами. Так началась дружба четырнадцатилетнего мальчишки и знаменитого поэта. Много позже о своем друге напишет эссе «Мне четырнадцать лет». Под влиянием отца отучился в архитектурном институте и будучи талантливым человеком оставил свой след как архитектор и художник В поэзии Вознесенский искал свой путь, увлекался Маяковским и Кирсановым, его стихи этого периода отличается удивительной самобытностью, которая сразу привлекла читателя.

Уже в 1959 году выходит в печать сборник «Мозаика» и попадает под цензуру, второй сборник «Парабола» ждала та же участь. Поэта обвиняют в неправильном видении истории и формализме, жестоко критикуют. Однако Вознесенский часто выезжает с гастролями за рубеж, становится очень популярным поэтом.

В личной жизни мастер оказался счастливым человеком, жена была его музой, верным другом и помощницей все 46 лет совместной жизни.

Целый цикл стихов поэт посвящает проблеме отношения человека и природы. «Роща”, «Бобровый плач”, «Песнь вечерняя”, «Не трожь человека, деревце!. Не бей человека, птица!” – каждая строчка взывает, требует остановиться, пересмотреть свою отношение ко всему живому. Выходит книга стихов «Треугольная груша», поэма «Лонжюмо». Книга стихов «Антимиры» звучит с театральной сцены. Сам Владимир Высоцкий пишет музыку к стихам и исполняет «Песню акына». Во времена оттепели Вознесенский много пишет, активно печатается, получает государственную премию. Открывается еще один талант поэта, он становится знаменитым песенником, целые поколения росли с его песнями. Пишет либретто к рок-опере «„Юнона“ и „Авось“», романсы в постановке замечательно исполняет Николай Караченцев.

С взрослением приходит новое восприятие мира, интимная лирика перестает быть главной темой в творчестве Вознесенского. Он раскрывает себя как гражданин и человек, остро чувствующий трагедию времени и общества. В 90-е мастер остро чувствует как распадается государство, духовная основа общества. Результатом стала поэма «Рапсодия распада», обращается к христианской морали, пишет поэму «Андрей Полисадов», в честь своего прадеда-священника. Много экспериментирует с формой, становится на позиции пост авангардизма.

Вознесенский не любит шумную Москву. Предпочитает жить и работать на лоне природы в Переделкино. В память об учителе Борисе Пастернаке дважды в год устраивает литературные вечера. Здоровье поэта ухудшается, перенес несколько инсультов и в 78 лет умер, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Великая княгиня московская Елена Васильевна Глинская родилась в Москве в 1508 году в семье царя Василия II, также известного по прозвищу «Тёмный». Она росла умной и смышленой девушкой, учила иностранные языки, увлекалась живописью и искусством.

На протяжении долгого времени старинные русские былины несправедливо считались сказками, а подвиги народных героев — монархической пропагандой. Научные исследования народного творчества начались сравнительно недавно, в конце XX века.

Иван Грозный — прозвище Иоанна IV Васильевича, знаменитого князя Столичного и всей Руси, 1-ый российский правитель, управлявший с 1547 года в течении пятидесяти лет — что является абсолютным рекордом правления Отечественным правительством

Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе — Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков

Андрей Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) – советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. За свою биографию он был удостоен многих престижных наград. Его считают одним из самых популярных поэтов середины прошлого века.

В биографии Вознесенского много интересных событий, и обо всех них мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Андрея Вознесенского.

Биография Вознесенского

Андрей Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Он рос в образованной и интеллигентной семье.

Его отец, Андрей Николаевич, был инженером-гидротехником, в связи с чем принимал участие в постройке Братской и Ингурской гидроэлектростанций. Позже он стал доктором технических наук, после чего возглавил Институт водных проблем.

Мать Вознесенского, Антонина Сергеевна, была родом из небольшого города Киржач, находящегося во Владимирской области. Именно в этом городке прошло детство поэта.

Кроме Андрея в семье Вознесенских родилась девочка Наташа.

Детство и юность

Когда в 1941 г. началась Великая Отечественная война, Андрею исполнилось 8 лет. В скором времени он вместе с родителями был эвакуирован в Курган, в котором начал ходить в местную школу.

И хотя этот город был совсем не похож на Москву, он оставил в сердце маленького Андрея множество приятных воспоминаний.

Андрей Вознесенский в молодости

После окончания войны семейство Вознесенских вернулось в Москву. Именно там будущий литератор окончил школу и начал писать первые стихи.

В возрасте 14 лет он отправил свои произведения знаменитому поэту Борису Пастернаку. Тот по достоинству оценил творчество Вознесенского, после чего они стали часто общаться.

Стоит заметить, что Пастернак оказал серьезное влияние на становление личности юного поэта.

После школы Андрей Вознесенский успешно сдал экзамены в Московский архитектурный институт. Однако образование архитектора так никогда ему и не пригодилось.

Получив диплом в 1957 г. он произнес следующую фразу: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!».

Творчество Вознесенского

В течение короткого отрезка времени Вознесенский получил большую известность. Поэт одно за другим писал новые произведения, насыщенные аллегориями и красочными образами. В его стихах читатель мог проследить скрытый подтекст, что было весьма необычно и интересно для того времени.

В 1958 г. в творческой биографии Вознесенского произошло знаковое событие. В печать вышли его первые стихи, которые сразу же вызвали интерес у публики.

В этот период Вознесенский серьезно увлекался творчеством Бориса Пастернака и Владимира Маяковского.

Андрей Вознесенский выступает на сцене

Спустя 2 года Андрей Андреевич издал первый поэтический сборник «Мозаика». В нем оказалось немало стихов, которые шли вразрез с советской идеологией. В результате Вознесенский начал испытывать давление со стороны чиновников и многих коллег по цеху.

Интересен факт, что редактор, допустивший издание «Мозаики», был немедленно уволен со своей должности.

Читайте также  Краткая биография канетти

Однако, несмотря на все препятствия, уже через несколько месяцев Вознесенский публикует 2-й сборник стихов под названием «Парабола». Эта книга также имела большой успех.

Вознесенского начали приглашать на разные творческие вечера, где он мог читать свои произведения. Он выступал на одной сцене с такими поэтами, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.

Вскоре давление на Андрея Вознесенского увеличилась еще больше. Против него выступил советский генсек Никита Хрущев, собиравшийся выдворить молодого поэта за пределы СССР.

Интересно, что тогда за литератора вступился президент США Джон Кеннеди, который лично попросил Хрущева оставить Вознесенского в покое. Не менее интересен и тот факт, что брат американского президента, Роберт Кеннеди, высоко отзывался о творчестве Вознесенского, и даже переводил его стихи на английский язык.

По просьбе того же Кеннеди Андрею Вознесенскому разрешили посетить США. Там он познакомился с разными деятелями культуры, а также с популярной актрисой Мэрилин Монро (см. интересные факты о Монро).

После этого он побывал во многих европейских странах, где его творчество было высоко оценено критиками.

В 1962 г. вышел очередной сборник Вознесенского «Треугольная груша», который также вызвал волну недовольства у представителей власти. Его критиковали в прессе и изображали в оскорбительных карикатурах. Тем не менее, народ искренне полюбил опального поэта.

В последующие годы биографии из-под пера Андрея Вознесенского вышло много великолепных стихов, наполненных любовной лирикой.

Одновременно с этим было немало стихотворений, заставляющих задуматься о социальных проблемах. В тот период биографии им были написаны такие произведения, как «Вальс при свечах», «Сон», «Романс» и другие.

В 1981 г. в московском театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось» на либретто Вознесенского. Композиции «Я тебя никогда не забуду» и «Аллилуйя» вызвали у публики настоящий восторг.

Москвичи и гости города всеми силами пытались попасть на популярный спектакль, вследствие чего театральный зал был всегда переполнен.

С Андреем Вознесенским, 1967 г.

После этого сборник Вознесенского «Антимиры» послужил основой для очередного спектакля. Интересен факт, что для этой постановки Владимир Высоцкий написал музыку и исполнил «Песню акына» на стихи Вознесенского.

В период биографии 1959-1993 гг. Вознесенский сочинил 8 поэм. Так же он был известен и как поэт-песенник. Именно ему принадлежат стихи к таким шлягерам, как «Плачет девочка в автомате», «В моей стране», «Два стрижа», «Затмение сердца», «Миллион алых роз» и т. д.

С ним хотели сотрудничать многие популярные артисты, среди которых были Александр Кальянов, София Ротару, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Андрей Миронов и др.

Личная жизнь

Первой женой в биографии Вознесенского стала Белла Ахмадулина, которая ради него ушла от Евгения Евтушенко. Тем не менее, их брак оказался недолгим.

Вознесенский и Ахмадуллина

В скором времени Андрей встретил поэтессу Зою Богуславскую, с которой прожил 46 лет. Интересно, что на момент их знакомства Зоя также состояла в браке, и даже имела ребенка. Однако любовь к Вознесенскому оказалась сильнее.

Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский

Они прожили долгую и счастливую жизнь, хотя общих детей у них так и не родилось. Богуславская была рядом с мужем до последних дней его жизни.

Смерть

В середине 90-х у Андрея Вознесенского начали проявляться первые признаки болезни Паркинсона. С каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, а мышцы горла и конечностей заметно ослабевали.

В 2006 г. у поэта случился первый инсульт, после которого у него парализовало руку. Спустя 4 года он перенес 2-й инсульт, в связи с чем полностью лишился голоса.

В скором времени Вознесенского прооперировали в одной из немецких клиник. Но как только он приехал домой, его настиг 3-й инсульт, от которого ему уже не удалось оправиться.

Андрей Андреевич Вознесенский умер 1 июня 2010 года в возрасте 77 лет. Знаменитого поэта похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами отца и матери.

Вознесенский А.А.

Скачать биографию

Андрей Андреевич Вознесенский (родился 12 мая 1933 года в Москве — умер 1 июня 2010 года в Москве).
Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций — Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
Мать — Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) — тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.
Супруга — Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии «Триумф».

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.

Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваше вступление в литературу- стремительное, бурное, я рад, что до него дожил» — так писал Пастернак из больницы.

В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.
В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта — «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» (1962).

Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой «идеологический мусор», в котором наиболее заметна книжечка с названием «Треугольная груша»

В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле «представителей художественной интеллигенции». На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.

Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.

Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников — от «шестидесятников» до современной молодежи — проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах «черного рынка» на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников.
Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1978), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992) (тираж 1000 экземпляров), «Casino «Россия»» (1997), «На виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), а также «Девочка с персингом», «Жуткий кризис «Суперстар»», «Гадание по книге»и другие. В 1993 году в журнале «Дружба народов» опубликован безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе». В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство «Вагриус» приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.
Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль «Берегите ваши лица», снятый сразу же после премьеры.

Читайте также  Краткая биография магха

Рок-опера «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.
На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе «Миллион алых роз» (муз.Р.Паулса), «Песня на «бис» (муз.Р.Паулса), «Начни сначала» (муз.Е.Мартынова), «Плачет девочка в автомате» (муз.Е.Осина), «Новые московские сиртаки» (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

Последние годы, найдя применение своей «академической» специальности, А.Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видиом.Выставки этих произведений — видиом- с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах планеты.
Андрей Вознесенский — автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».

А.А.Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии Литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Андрей Вознесенский — лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А.Вознесенского «самым великим поэтом современности».

/ Биографии / Вознесенский А.А.

Смотрите также по Вознесенскому:

Андрей Вознесенский

Андрея Вознесенского считают в поэзии Андреем Первозванным. И действительно, пронзительность каждой строки поэта трогает глубоко, до мурашек. Трогает так, что навзрыд, обнажая в душе каждого какое-то чудо, какое-то откровение…

↑ Первые шаги А.Вознесенского

Андрей Вознесенский – поэт, прозаик и публицист – родился двенадцатого мая в 1933-ем году в Москве в семье профессора и доктора технических наук Николая Вознесенского, который ко всему прочему был еще заслуженным деятелем науки и техники в Узбекской республике. Часть своего детства поэт провел во Владимирской области, в Киржаче.

Когда грянула Великая Отечественная война, Андрея и его мать – Антонину Сергеевну – срочно, вместе со многими другими, эвакуировали из столицы. Семья их попала по распределению в Курган, где их определили на жительство в семью машиниста. Поле окончания войны они вернулись в Москву. Андрей рано начал писать стихи. Когда поэту исполнилось четырнадцать, то он отправил свои стихи Борису Пастернаку, который был его кумиром. И Борис Леонидович ответил Вознесенскому, что очень рад, что дожил до того времени, когда в России появился великий поэт.

Дружба с Пастернаком оказала колоссальное влияние на жизнь и судьбу Андрея Андреевича. Сейчас об этом вспоминают мало и редко, но Вознесенский был не только поэтом, он был еще и архитектором. Поэт был студентом Московского архитектурного института, который благополучно закончил в 1957-ом году. Он был сорок шесть лет счастлив в браке с театральным и кино – критиком, писательницей Зоей Богуславской.

Его первые стихи были опубликованы в 1958-ом году в периодике. Его лирика была пронизана экстравагантностью метафор и сравнений, он пытался измерить своего современника образами и категориями мировой цивилизации. Он был учеником последнего футуриста – Семена Кирсанова, не только Пастернака и Маяковского. «Похороны Кирсанова» — стихотворение, которое было позже положено на музыку Давидом Тухмановым, и стало песней «Памяти поэта», которую исполнял Валерий Леонтьев.

↑ «Шестидесятник»

В 1960-ом году во Владимире вышел первый сборник поэта и навлек на себя такую лавину гнева со стороны властей, что его редактора – Капитолину Афанасьеву – сняли с работы и даже хотели полностью уничтожить тираж. В том же году вышел, уже в Москве, и второй сборник Вознесенского – «Парабола», который мгновенно становится библиографической редкостью. Стихотворение «Гойа», которое относится к тому периоду времени, было обвинено в формализме из-за нестандартного отражения трагедии Великой Отечественной войны. Он, наряду с Евгением Евтушенко и Беллой Ахмадулиной принимал участие в поэтических чтениях, которые пользовались огромной популярностью в ту пору.

Поэзия Вознесенского (как, впрочем, и поэзия его товарищей по цеху) вызывала резкую критику и неприятие властей, и находило отражение в неприятии их творчества и литературной общественностью той поры. «Модный поэт» — стихотворение Николая Ушакова напоминает издевательскую эпиграмму, мол, что ж ты, поэт модный, «сегодня не модно цветешь?». Другой автор – Игорь Кобзев в своем стихотворении «Комсомольским активистам» также не стеснялся в выражениях, называя поэзию Вознесенского «заморским абстрактным бредом».

На поэта рисовали карикатуры, на которых Вознесенский был изображен в виде сора, который выметает рабочий метлой. Сам Хрущев в Кремле, во время встречи с интеллигенцией, кричал Андрею Вознесенскому, чтобы он убирался вон из страны, «к своим хозяевам» и обещал подписать поэту загранпаспорт. Но в эмиграцию поэт так и не отправился, хотя неоднократно бывал за рубежом со своими выступлениями. Он посещал Мексику и Австралию, США и Канаду, Великобританию и Францию, был и в Италии, и в Польше.

↑ Признание А.Вознесенского

Только в семидесятые закончилась травля на поэта и его, наконец, стали издавать большими тиражами. Марк Захаров в 1981-ом поставил в Московском театре им. Ленинского комсомола рок – оперу «Юнона и Авось», которая была написана Алексеем Рыбниковым на либретто Андрея Вознесенского. Поэт жил и работал в Подмосковье, в Переделкино, недалеко от дома, где когда-то жил и работал его кумир, Борис Пастернак. Андрея Андреевича не стало первого июня в 2010-ом году.

Вознесенский Андрей Андреевич

Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина.

Учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Закончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник — «Парабола» — вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963. На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта разгромной критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!». Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина».

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

Читайте также  Краткая биография труа

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).
Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился. Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Андрей Вознесенский — Биография

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933, Москва — 1 июня 2010, Москва) — русский советский поэт, публицист, художник, архитектор. Один из самых известных поэтов-шестидесятников.

Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций — Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
Мать — Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) — тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.
Супруга — Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии «Триумф».

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.

Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваше вступление в литературу- стремительное, бурное, я рад, что до него дожил» — так писал Пастернак из больницы.

В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.
В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта — «Парабола» и «Мозаика». Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» (1962).

Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические «порывы» ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников. Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой «идеологический мусор», в котором наиболее заметна книжечка с названием «Треугольная груша»

В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле «представителей художественной интеллигенции». На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.

Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.

Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников — от «шестидесятников» до современной молодежи — проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах «черного рынка» на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников.
Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1978), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992) (тираж 1000 экземпляров), «Casino «Россия»» (1997), «На виртуальном ветру» (1998), «Страдивари сострадания» (1999), а также «Девочка с персингом», «Жуткий кризис «Суперстар»», «Гадание по книге»и другие. В 1993 году в журнале «Дружба народов» опубликован безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе». В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство «Вагриус» приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.
Цикл стихов Вознесенского «Антимиры» (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль «Берегите ваши лица», снятый сразу же после премьеры.

Рок-опера «Юнона и Авось» (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.
На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе «Миллион алых роз» (муз.Р.Паулса), «Песня на «бис» (муз.Р.Паулса), «Начни сначала» (муз.Е.Мартынова), «Плачет девочка в автомате» (муз.Е.Осина), «Новые московские сиртаки» (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

Последние годы, найдя применение своей «академической» специальности, А.Вознесенский работал в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видиом.Выставки этих произведений — видиом- с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах планеты.
Андрей Вознесенский — автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимался переводами, активно участвовал в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха «Метрополь».

А.А.Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии Литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Андрей Вознесенский — лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А.Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: