Балтийский флот и его борьба против морских перевозок врага

Переход смерти. Кто виноват в гибели Балтийского флота?

В августе 1941 года во время эвакуации из Таллина в Ленинград, в ходе так называемого Таллинского прорыва, погибла почти треть Балтийского флота и более двенадцати тысяч военных и гражданских.
В истории Балтийского флота есть чёрная страница, это Таллинский переход — несколько суток, за которые флот потерял до трети своего плавсостава и до 14 000 погибших моряков. Самое жуткое, что почти все потери случились в результате грубых просчётов и неправильных решений командования, вылившись в масштабную катастрофу, которой можно было легко избежать. Как же так получилось и кто в этом виноват, попробуем разобраться.

Вопрос времени

Лето 1941 года. Пока ещё не стало понятно, насколько плохи дела. Военные не теряли надежды, что стремительное наступление немецких войск удастся остановить со дня на день. Увы, оказалось, что ситуация гораздо хуже, чем любые самые плохие предзнаменования.

Балтийский флот стоял в акватории Таллина, одной из наиболее удобных. Во-первых, развитая инфраструктура порта, оставшаяся с тех времен, когда город был ещё Ревелем. Во-вторых, Советский Союз не так давно «прирос» прибалтийскими республиками и держать флот в Таллине казалось очень удобным. В случае чего можно быстро совершить выход на оперативный простор Балтийского моря, в крайнем же варианте отступить в привычные воды Маркизовой лужи (Финского залива) на историческую базу в Кронштадт.

Казалось, что немцы достаточно далеко, ближайший военный порт Кёнигсберг — в нескольких сотнях километров. Увы, оказалось, что это совсем не так.

С самого начала войны Балтийский флот показал себя организованной и серьёзной силой. Во время налётов немецкой авиации в конце июня 1941 года на портовые города балтийцы показали себя с лучшей стороны. Налёты были отбиты, ни один корабль не был потоплен. Флот оставался силой, с которой нужно было считаться.

Отход, похожий на бегство

Уже 7 августа 1941 года сухопутное сообщение с Таллином было потеряно. Немецкие войска группы Центр, как нож сквозь масло, прошли через территорию Прибалтики и закрепились на берегу Финского залива в районе Нарвы. В то же время Таллин готовился к защите, но абсолютно неспешно, словно не веря в необходимость сражаться. На создание окопов и земляных сооружений было отправлено слишком мало людей. Можно сказать, что оборона Таллина держалась просто чудом.

Увы, нарком ВМФ Кузнецов упустил нужное время и приказ на эвакуацию был отдан в тот момент, когда немецкие дальнобойные орудия уже делали первые выстрелы по таллинскому порту. 27 августа, в день начала эвакуации, бои уже вовсю шли на окраине города.

Срочность и поспешность превратили и так сложную технически операцию в настоящий хаос. Стоит отметить, что к моменту эвакуации таллинский порт был «перенаселён», в него пришли корабли с уже оставленных советской армией портов Лиепаи и Риги. В результате, когда началась погрузка на корабли, возникла суматоха, списки почти нигде не велись, не было никакого учёта. На некоторые транспорты военные набивались так, что на верхней палубе было невозможно стоять. Многие гражданские просились с семьями на эвакуацию, они ещё не знали, какой ад ждёт их впереди.

Кроме военных судов и транспортов из Таллина уходили гражданские судёнышки — рыбацкие сейнеры и даже скорлупки яхт, забитых людьми, бегущими от наступающих немцев.

На корабли грузили всё, что они только могли увезти. Начиная с документов и казны Эстонской Республики до ремонтно-спасательного судна «Серп и Молот», на котором находилось огромнейшее количество запчастей для балтийских подлодок, а также новейшие станки для ленинградских портовых мастерских, крановое и водоотливное оборудование.

Из-за неразберихи грузилось всё куда попало. Под эвакуацию госпиталя могли выделить плохо подходящий для этого сухогруз, а артиллеристам предоставить под погрузку пассажирский лайнер, на палубах которого никак не получалось разместить пушки и лошадей.

Сжатые сроки и недостаточно чёткое руководство превратили эвакуацию Таллина в спешное бегство.

Сквозь мины

Корабли ещё не успели уйти от причалов, когда по ним открыла огонь немецкая авиация и артиллерия. Узнав об эвакуации, немецкое командование приказало сорвать операцию любыми способами. В вахтенном журнале крейсера «Киров» есть записи о том, как приходилось уклоняться от взрывов собирающимся в ордер кораблям. Согласно журналу, обстрелы проводились более 14 раз за день. Часть транспортов получила повреждения прямо в порту Таллина.

Все советские силы были разделены на три больших отряда, первый самый сильный, в нём шли главные силы Балтийского флота — крейсер «Киров» и лидер эсминцев «Ленинград». Два других отряда были слабее, но эсминцы и катера для охранения присутствовали на каждом. Из-за отсутствия записей сложно сказать точно, но, по подсчётам историков, на кораблях находилось более 28 000 военных и почти 13 000 гражданских. И это не считая мелкие суда, решившие добираться вместе с военными.

28 августа 1941 года флот покинул порт Таллина. Увы, оказалось, что немцы успели поставить минные заграждения на пути эвакуации. Нельзя сказать, что командование было к этому не готово, но протраленные вчера проходы немцы успели заминировать ночью по новой.

Начался переход по Балтийскому морю, просто нашпигованному минами. Да, впереди ордера, как и положено, шли тральщики, но, увы, протраленная ими полоса оказывалась слишком узкой. Мины зачастую приходилось отталкивать от кораблей шестами и вёслами. Более того, любой налёт авиации приводил к тому, что корабли конвоя начинали маневрировать и практически сразу выскакивали за границы безопасной полосы.

Потери начались почти сразу же. Выскочил на минное поле и затонул ледокол «Кришьянис Вальдемарс». Почти сразу от взрыва мины затонул транспорт «Алев», на котором было более 1200 эвакуировавшихся, спасти удалось лишь шесть человек. Кто-то сообщил о перископе немецкой подводной лодки (как оказалось впоследствии, немецких субмарин здесь не было).

Началась паника. Контр-адмирал Трибуц, командовавший отступлением, приказал сменить ордер строя, что привело к тому, что эсминцы оказались на минном поле. Практически сразу затонули эскадренные миноносцы «Калинин», «Володарский» и «Артём». Почти сразу над кораблями появились немецкие «Юнкерсы» атаковавшие транспорты, на которых было так мало зенитных установок.

К 18 часам корабли вошли в наиболее плотно заминированный участок. Море здесь напоминало наваристый суп, где ни ложки без чёрных, несущих смерть шаров. Вот запись вахтенного журнала эсминца «Суровый».

«18:20. Впереди по курсу подорвался большой транспорт, наполненный людьми.

18:22. Подорвавшийся транспорт вместе с людьми ушёл под воду.

18:25. Впереди по курсу подорвался транспорт с людьми.

18:30. Подорвавшийся транспорт с людьми ушёл под воду».

Один за одним подорвались и ушли под воду тральщики, работавшие впереди крейсера «Киров». В 20:35 затонул, подорвавшись на мине, «Яков Свердлов», бывший эсминец «Новик», один из лучших эсминцев в мире на момент постройки.

Впоследствии появилась легенда, что команда «Якова Свердлова» заметила торпеды, выпущенные немецкой подлодкой в крейсер «Киров», и прикрыла своим корпусом флагмана. Увы, это не так, подводных лодок здесь не было, никакие документы этого не подтверждают, были лишь мины, один за одним уничтожающие корабли Балтийского флота. Почти сразу подорвался и затонул эсминец «Скорый». Сильно были повреждены и лидеры замыкающего отряда «Минск» и «Славный». Погибло ещё несколько тральщиков.

К моменту постановки на якоря в ночь с 28 на 29 августа флот уже потерял потопленными 26 кораблей.

Под градом бомб

На следующий день корабли наконец выскочили из зоны плотной постановки мин — и почти сразу немецкая авиация продолжила атаки. Эсминцев осталось мало, и защитить корабли было практически некому. Пикирующие бомбардировщики топили транспорты один за одним.

Только в море с тонущих кораблей было спасено свыше 9300 человек, ещё свыше 6100 человек удалось спасти, причаливая горящие, тонущие и повреждённые корабли к острову Гогланд. Затем их забрали оттуда высланные из Кронштадта транспорты.

В Кронштадт добралось всего 107 кораблей. Всего было уничтожено более 60 кораблей. Погибло, по разным подсчётам, от 12 до 14 тысяч перевозимых военных и гражданских. Таллинский переход стал одной из наиболее чёрных страниц Балтийского флота, когда на расстоянии в 300 километров была потеряна почти треть флота. У немцев было уничтожено лишь три самолёта, что позволило им использовать этот эпизод в качестве пропаганды.

Виноватых, как обычно, по итогу не нашлось. Контр-адмирал Трибуц продолжил свою карьеру, а эпизод в советские времена оброс «подводными лодками», подбитыми торпедными катерами и десятками сбитых самолётов. Увы, погибших моряков и корабли было уже не вернуть. А впереди оставалось ещё четыре года сложнейшей и тяжёлой войны.

Балтийский флот РФ: боевые корабли и характеристики

Балтийский флот Российской Федерации – известное подразделение военно-морского флота (ВМФ), оставившее значительный след в истории. Дважды награжденный орденом Красного Знамени, флот участвовал во множестве военных операций.

История флота

Балтийский флот является одним из самых древних военно-морских образований. Балтийское море, начиная с Х века, имело важнейшее стратегическое значение, ведь именно с него начинался так называемый путь “из варягов в греки”.

Историю Балтийского флота можно рассматривать с начала эпохи новгородско-шведских войн, хотя официальная дата создания отдельного подразделения датируется несколькими веками позже.

Создание

Балтийский флот обязан своему существованию Петру I. Еще в конце 17 века последним царем всея Руси была создана флотилия на территории Ярославской области. Примерно в 1696 году начато масштабное строительство кораблей на воронежских верфях. Именно с этих кораблей несколькими годами позже начнется история Балтийского флота.

Размах строительства поражает: австрийские инженеры были приглашены для помощи в строительстве, а непосредственное участие в процессе приняли более 25 тыс. крестьян и посадских. За время слаженной работы удалось построить два крупных корабля, более 20 галер и почти полторы тысячи барок, предназначенных для перевозки людей и крупногабаритных грузов.

В те времена только Пётр Алексеевич смог понять и оценить все перспективы развития морского дела в России

Цель строительства – успеть ко Второму Азовскому походу. Она была успешно достигнута, ведь уже в середине 1696 года при поддержке построенных кораблей крепость Азов была захвачена. Именно этот год является фактической датой рождения военно-морского флота.

Балтийский флот как отдельное подразделение появился в 1703 году, в период Северной (Двадцатилетней) войны между шведами и коалицией государств северной части Европы, которая велась за право обладания балтийскими землями.

В этот период Балтийский флот принял участие в нескольких боевых действиях, которым отводится важная роль в событиях Северной войны.

Период после смерти Петра I

Военно-морской флот Петра I, впоследствии преобразованный в военно-морские силы Российской империи, заметно снизил скорость развития после смерти царя. Это коснулось и Балтийского флота. В период с 1726 по 1730 год не построено ни одного корабля, несколькими годами раньше создан всего один боевой линейный корабль.

В 1728 шведский посол в России в отчетах своему руководству писал, что флот приходит в упадок и, несмотря на стремительное развитие раньше, в этот период переживает не лучшие времена. Старые корабли вышли из строя, в рабочем состоянии осталось всего несколько боеспособных кораблей, а строительство новых было приостановлено.

В 1729 году для защиты балтийской зоны было пригодно не больше 20% всего корабельного состава флота. Во время правления Петра II наблюдается значительное снижение боевой подготовки экипажа военных кораблей.

Ситуация переменилась, когда на престол взошла императрица Анна Иоанновна. По ее указу создана военно-морская комиссия. Одним из первых решений императрицы стал приказ о восстановлении и укреплении флота.

В 1734 году Балтийский флот отличился в войне за польское наследство. В годы русско-турецкой войны флот принимал участие во взятии Азова.

Однако в ходе событий русско-турецкой войны Балтийский флот был ослаблен, к концу 1739 году из-за болезней и военных действий экипаж уменьшился почти на 4 тыс. человек. Балтийский флот принимал участие в русско-шведской войне.

Участие в семилетней войне

На начало семилетней войны Балтийский флот находился в выигрышном положении, ведь шведские корабли присоединились к ним, а Пруссия не располагала собственным флотом. Основная задача Балтийского флота в этой войне – не допустить проход английских кораблей через Балтийское море. Также в задачу флота входила блокада прусского побережья.

В июне 1757 года при содействии флота была захвачена крепость Мемель. Через два месяца после этих событий флот вступил в стычку с прусскими войсками и успешно подавил их наступление.

Читайте также  Гражданская война в россии (1917 - 1922)

В 1758 году корабли флота были посланы навстречу британской эскадре для того, чтобы помешать им вступить в Балтийское море. В целом, до окончания семилетней войны флот больше не принимал активного участия в боевых действий, осуществляя блокаду прусских войск, не давая им продвинуться дальше.

Участие в Великой Отечественной войне

Согласно плану “Барбаросса”, Балтийский флот должен был быть полностью блокирован силами врага. В это время противнику удалось без помех минировать воды акватории, из-за чего СССР понес существенные потери.

Основные задачи Балтийского флота во время ВОВ:

  • содействие союзным войска на приморских направлениях;
  • минно-заградительные действия;
  • борьба на коммуникациях;
  • действия против военных кораблей врага;
  • высадка десантных сил.

В 1941 году силы противника активно продвигались вглубь территории СССР, система базирования Балтийского флота была нарушена, что составило дополнительные сложности в выполнении задачи морского подразделения. Флот был вынужден обеспечивать безопасность уязвимого со всех сторон Кронштадта. Это морское подразделение понесло большие потери, но в конце лета 1941 года удалось осуществить Таллинский переход.

В начале осени 1941 года флот оказал содействие в удержании ораниенбаумского плацдарма.

Крупнокалиберные артиллерийские орудия кораблей Балтики оказывали колоссальную помощь в защите города на Неве

В 1942 году враг начал минирование вод Финского залива. В результате количество мин, установленных противником за два года, превысило 21 тыс. Однако подводные лодки Балтийского флота, несмотря на большие потери, успешно выполняли возложенную на флот задачу на этой территории.

Флот принял участие в битве за Ленинград. За этот год потери флота составили более 50 боевых кораблей и подводных лодок.

В январе 1943 года Балтийский флот участвовал в прорыве советских сил через ленинградскую блокаду. В этом же году прекратилось участие подводных лодок флота в военных действиях в связи с масштабным минированием вод противником. Функционировала только морская авиация.

В начале 1944 году силы флота участвовали в операции против противника под Ленинградом. В то время, как готовилась операция “Нева-2”, кораблями флота были перевезены войска и военная техника второй ударной армии. В ходе этой операции силы флота приняли участие в артиллерийском и авиационном наступлении. Затем артиллерия приняла участие в прорыве обороны на Карельском перешейке. Морской десант флота захватил Бьеркский архипелаг, острова Выборгского залива.

В 1944 году Финляндия вышла из войны, поэтому положение флота быстро переменилось, и уже осенью этого года подводные лодки снова начали принимать участие в военных действиях.

Во время Великой Отечественной войны флот понес тяжелые потери, но и имеет несколько значимых трофеев, в их числе – потопление трех крупнейших немецких кораблей, перевозивших более 20 тыс. человек.

Балтийский флот сегодня

Сегодня Балтийский флот продолжает успешно выполнять свои задачи. Флагманы флоты – два миноносца проекта 956 “Настойчивый” и “Беспокойный”.

С 2000 года корабельные силы флота посещали страны Африки, Европы, Азии и Америки с деловыми визитами, неоднократно принимали участие в различных морских учения, в том числе и мировых.

Начиная с 2000 года состав постоянно пополняется новой современной техникой, флот развивается и расширяется. Корабельный состав постоянно модернизируется, добавляются современные системы навигации и слежения.

На сегодняшний день Балтийский флот представляет собой основную учебную базу для военно-морских сил страны. На базе флота планируется установка постоянного оперативного соединения в северной части Атлантического океана.

Базирование и задачи флота

Изучив историю, следует разобраться, где находился и находится сегодня Балтийский флот. Штаб Балтийского флота расположен в городе Калининград. В состав входит Краснознаменная Балтийская военно-морская база. Краснознаменная Ленинградская военно-морская база, отмеченная во время ВОВ, имеет три места дислокации – Ломоносов, Кронштадт, Санкт-Петербург.

Разобравшись, какие базы, находящиеся в составе Балтийского флота, где расположены, следует изучить корабельный состав Балтийского флота военно-морского флота (ВМФ) России и состав воинских частей. Структура морской организации Балтийского флота ВМФ РФ представлена более 25 тыс. человек – основной состав воинских или войсковых частей.

Эскадренные миноносцы Балтийского флота

Балтийский флот ВМФ России располагает эскадренным миноносцем “Настойчивый” (проект 956). Еще 10 лет назад таких миноносцев в составе было два. Второй носит имя “Беспокойный”. Однако в 2008 году корабль в последний раз был спущен на воду, так как израсходовал свой потенциал. Несколько лет назад корабль стал музейным экспонатом.

На сегодняшний день в составе остался миноносец “Настойчивый”. Флагман Балтийского флота введен в эксплуатацию в 1991 году, в 2019 году запланирован плановый ремонт, в ходе которого корабль будет модернизирован.

Последний командир корабля – капитан 3 ранга Ганиев А. Р. (с 2018 года).

Сторожевые корабли 2-го ранга

В составе Балтийского флота присутствуют 2 корабля проекта “Ястреб”. Это сторожевые корабли дальней морской зоны, часто классифицируются как фрегаты. Один из них, “Неустрашимый”, на сегодняшний день находится на плановом ремонте. Корабль впервые спущен на воду в 1988 году. Второй сторожевой корабль – “Ярослав Мудрый”. Его строительство пришлось на начало перестройки, потому было заморожено. Корабль вступил в строй только в 2009 году.

Сторожевые корабли ближней морской зоны

Кораблей этого класса в составе флота 4. Все они представляют собой многоцелевые суда подкласса “корвет” проекта “Стерегущий”:

  • “Стерегущий” – вступил в строй в 2007 году;
  • “Сообразительный” – в строю с 2011 года;
  • “Бойкий” – спуск осуществлен в 2013 году;
  • “Стойкий” – в строю с 2014 года.

Все корабли заложены на “Северной верфи” Санкт-Петербурга.

Малые боевые корабли

Всего в состав Балтийского флота входят 13 кораблей этого класса. Все они в строю и успешно эксплуатируются. Больше половины спущено на воду в 1989-1990 годах, поэтому в скором времени ожидается капитальный ремонт.

В 2015 году в состав флота поступило 2 корабля проекта “Буян-М” и один корабль проекта “Каракурт”.

Боевые катера

В состав Балтийского подразделения ВМФ РФ входит 12 боевых катеров. Среди них противодиверсионные, ракетные и патрульные катера. 8 катеров, в том числе ракетные и противодиверсионные, спущенные на воду в начале 90-х годов прошлого века. Три патрульных катера спущены в 2013 году.

Десантные корабли

В состав входит:

  • 4 больших десантных корабля (2 ранга, проекта 775) – в эксплуатации с 1985-1990 гг.;
  • 2 малых десантных корабля на воздушной подушке (проект 12322 “Зубр”) – с 1991 г.;
  • 9 десантных катеров.

Десантные катера представлены тремя единицами техники проекта “Акула”, тремя катерами проекта “Серна”. В 2014 году флот пополнен тремя катерами проекта “Дюгонь”.

Подводные лодки

В Балтийском флоте ВМФ РФ числится три подводные лодки проекта “Палтус”. Однако одна из них списана и не эксплуатируется (“Выборг”), еще одна находится на ремонте (“Алроса”), возвращение в строй планируется в 2019 году. Успешно эксплуатируется только одна подлодка “Дмитров”, спущенная на воду в 1986 году.

Командующие

На сегодняшний день командующим флотом является адмирал Носатов А.М, приступил к должности в 2016 году.

Перед ним должность занимали вице-адмиралы Кравчук В.П. (2012-2016), Чирков В.В. (209-2012 гг.) и Мардусин В.Н. (2007-2009 гг.).

Начальником штаба с 20016 по 2019 год был вице-адмирал Мухаметшин И.Т.

Балтфлот он спас, за это и был расстрелян

95 лет назад завершился легендарный Ледовый поход Балтийского флота — операция по спасению кораблей от захвата германскими и финскими войсками. В результате перевода из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт были спасены 236 кораблей. В «благодарность» командир перехода Алексей Щастный по приказу Льва Троцкого был расстрелян, а корабли потом уничтожены…

Щастный Алексей Михайлович

Поход был завершен 2 мая 1918 года. Эта ранее закрытая страница истории флота сейчас, конечно, открыта. Имя Алексея Михайловича Щастного, бывшего капитана I ранга российского императорского флота, ранее тщательно замалчивалось практически во всей советской военно-исторической литературе. А ведь именно благодаря организаторским талантам Щастного и был спасен Балтийский флот. Правда, потом большевистским властям по требованию кайзеровской Германии основную часть спасенного флота все равно пришлось уничтожить…

А расстрел героя Ледового похода Балтийского флота Щастного стал самой первой смертной казнью по судебному приговору в истории советской власти. После завершения похода, по приказу Троцкого он был арестован «за преступления по должности и контрреволюционные действия». После суда его приговорили к расстрелу. Обвинение, по информации историка С. Мельгунова, было сформулировано очень удивительно, можно сказать, чрезвычайно странно: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти». Театр революционного абсурда!

После того, как в Цемесской бухте были затоплены последние корабли российского Черноморского флота, Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. По другим источникам, он был застрелен прямо в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе. Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года… Но вернемся к легендарному Ледовому походу.

Проводка русских кораблей была проведена в очень тяжёлых ледовых условиях февраля-мая 1918 года. Начальник Морских сил Балтийского моря (его должность обозначалась загадочной аббревиатурой наморси) Алексей Щастный выстроил переход кораблей несколькими отрядами.

Дело в том, что после срыва кайзеровской Германией мирных переговоров в Бресте и начала наступления немецких войск в Эстонии возникла реальная угроза захвата русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (нынешнем Таллинне). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (нынешний Хельсинки).

17 февраля 1918 года коллегия Морского комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с «Ермаком». 19 февраля на буксире у ледокола «Волынец» на ревельский рейд вышли три подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация.

В этот же день ледокол «Ермак» повел в Гельсингфорс первую группу кораблей в составе двух подводных лодок и двух транспортов. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей.

Представьте себе морально-психологическую обстановку на кораблях в те дни. Революционные матросы воевать совершенно не хотели, дисциплина не то, что «хромала», она просто-напросто почти отсутствовала. Матросы практически не признавали командиров, приказать что-то им было очень сложно. Кое-как выручали комиссары из числа тех же матросов. Но и их очень часто посылали куда подальше. И вот в этих условиях бывшему царскому капитану I ранга Алексею Щастному неимоверными усилиями все-таки удалось наладить выход кораблей в море.

Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и вспомогательных судов, две подлодки, три тральщика и минный заградитель. 25 февраля немецкие самолеты произвели бомбардировку остававшихся в Ревеле кораблей, а к 19 часам этого же дня германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начало движение к Гельсингфорсу.

Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсера «Рюрик» и «Адмирал Макаров». Проводку осуществляли ледоколы «Ермак», «Волынец» и «Тармо». Перед оставлением города группа подрывников взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов, в том числе пять крейсеров и четыре подлодки. На переходе, получив повреждения, затонула подводная лодка «Единорог». Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и восемь старых подводных лодок.

Однако, увы, перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Не обращая внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (Ленин приказывал уводить корабли, а Троцкий — оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивыми советами англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, Алексей Михайлович Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все корабли были разбиты на три отряда.

С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров «Гангут», «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», крейсеров «Адмирал Макаров», «Богатырь», Рюрик» в сопровождении ледоколов «Ермак» и «Волынец» в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.

Читайте также  Развитие культуры киевской руси

2 апреля, за день до высадки германского десанта «Балтийской дивизии» фон дер Гольца у Ганге (ныне Ханко) были взорваны четыре подводные лодки типа, а также плавбаза «Оланд» и сторожевик «Ястреб», которые в отсутствии на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий день на внешнем свеаборгском рейде и англичане уничтожили семь своих подводных лодок, воевавших в составе российского Балтийского флота, свою плавбазу «Амстердам» и три грузовых парохода.

5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй отряд в составе линкоров «Андрей Первозванный», «Республика», крейсеров «Олег», «Баян», 3 подлодок, и 2 портовых ледоколов. Переход проходил в труднейших ледовых условиях, а так как ледоколы «Волынец» и «Тармо» были захвачены белофиннами, линкору «Андрей Первозванный» пришлось взять их функции, проламывая проход во льду своим бронированным корпусом. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом «Ермак» и крейсером «Рюрик». 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.

Третий отряд (172 корабля) был разделен на четыре группы, которые с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами, придерживаясь проходившего вдоль финских шхер северного стратегического фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным и все же к 22 апреля все корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.

12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками, в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых судов, которые были захвачены. В результате переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

Как указано на сайте D-pankratov.ru, в результате героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе шесть линкоров, пять крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, пять минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, семь ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое военное снаряжение. Спасенные корабли составили основу Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие, деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять серьезную внутреннюю опасность.

В такой обстановке власть оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. И она его сделала. 3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И. И. Вахрамеев, а затем Ф. Ф. Раскольников с единственным поручением — ликвидировать последние корабли Черноморского флота.

Как гласят исторические первоисточники, содержание секретной директивы Троцкого об уничтожении только недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей быстро распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде была принята резолюция: «Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». 22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя. Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.

Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А. М. Щастный и М. П. Саблин. По прибытии в морской комиссариат как бы для получения ордена за Ледовый переход А. М. Щастный по приказу Л. Д. Троцкого был арестован и потом расстрелян.

Но необходимая большевистской власти «мирная передышка» была все-таки получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили 13 ноября 1918 года Советскому правительству аннулировать некоторые статьи Брест-Литовского мира. По сути, спасенный во время Ледового похода, а потом почти уничтоженный Балтийский флот стал некой разменной картой в войне с Германией — и тогда спас советскую власть от краха…

Русский флот в основных сражениях Северной войны. 1712-1721 гг.

С 1712 г. русский Балтийский флот уже представлял собой грозную силу, и его моряки смело оперировали в водах Финского и Ботнического заливов. Все — от командующего до простого матроса — ждали случая разгромить в морской баталии сильных шведов. Однако те, испытав серьезные поражения на суше и лишившись значительной части своих владений в Прибалтике, отнюдь не спешили давать повод отличиться своим противникам.

Шхерный крейсер шнява

В Дании, Швеции и России в XVII— XVIII вв. строили шнявы — малые 12-18-пушечные быстроходные корабли, предназначенные для разведки, участия в крейсерских операциях, борьбы с каперами, действий против корабельного и гребного флота в шхерах. Обладая малой осадкой и великолепной маневренностью, шнявы прекрасно зарекомендовали себя во время Северной войны в качестве универсальных военных кораблей, хотя первоначально строились как торговые суда.

Благодаря полным обводам и развитой кормовой части на шнявах можно было довольно быстро менять расположение грузов и тем самым влиять на осадку — качество, незаменимое в узких местах и шхерах. При этом корабль оставался достаточно мощно вооружен и комфортен для начальствующего состава. Это обстоятельство и возможность легко устанавливать массивный кормовой флагшток, на котором обычно поднимали большие штандарты, послужили причиной популярности данного типа корабля у адмиралов и монархов. Так, у Петра I любимой была шнява с названием «Мункер» (с нидерл. — «Мое сердце»), она строилась и для Азовского, и для молодого Балтийского флотов. В обоих случаях это был 14-пушечный корабль, выполненный, скорее всего, по одному проекту.

Гангутское сражение

Кампания 1714 г. ознаменовалась первой морской победой русского флота у мыса Гангут. В тот год намечалось овладеть Финляндией (начало было положено в 1712 г.), занять Аландские острова и перенести войну на территорию Швеции.

Подготовка к кампании

Всю зиму Пётр I тщательно готовился к походу: гребной флот, предназначенный для прорыва в Або, был доведен до 99 галер, полугалер и скампавей, корабельный флот состоял из 11 линейных кораблей, 4 фрегатов и ряда мелких парусных судов. Гребным флотом командовал генерал-адмирал Апраксин, корабельным — сам царь.

В июле 1714 г. состоялся бой у мыса Гангут — выдающееся, неповторимое в истории сражение. Его уникальность в том, что типичное десантное (с флотской точки зрения, вспомогательное) соединение противостояло мощному шведскому флоту. Обычно при таких неравных условиях нужно либо уходить (иначе обречь себя на гибель), либо ждать помощи своего флота. Пётр I принял иное решение. Вот как развивались события.

Еще в мае русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта, но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ватранга. Воспользовавшись ранним освобождением западной части Финского залива ото льдов, он уже в апреле занял позицию на открытом плесе у южной оконечности Гангутского полуострова.

Определив силы и позицию шведского флота, Апраксин сообщил Петру I в Ревель о невозможности беспрепятственного прохода его галер в Або, предложив варианты прорыва: отвлечение шведского флота Ревельской эскадрой или совместная атака линейного и гребного флотов. Ввиду превосходства шведов над эскадрой Пётр I отказался от ее использования и отправился к Гангуту, чтобы на месте определить действия гребного флота.

Военная хитрость Петра

Из Тверминне Пётр I произвел личную разведку шведского флота, после чего приказал строго наблюдать за противником. С этой целью были усилены наблюдательные посты на берегу Гангутского полуострова, а к опушке шхер, ближе к шведскому флоту, выдвинут дозорный отряд из 15 скампавей. При обследовании Гангутского полуострова царь пришел к мысли построить через узкий перешеек (2,5 км) деревянный помост (переволоку) для переброски по нему нескольких легких судов в район к западу от Гангута.

Военная хитрость Петра заключалась в том, что внезапное появление в тылу противника нескольких скампавей вызовет замешательство у шведов и этим облегчит прорыв главных сил гребного флота мимо Гангута.

Узнав от местных жителей о строительстве переволоки, шведский командующий разделил свой флот на 3 части, оставив у мыса меньшую. Отряд контр-адмирала Эреншильда (10 гребных кораблей) направился к западному берегу перешейка. Для атаки русского флота к Тверминне вышли фрегат и 2 бомбардирских судна под началом вице-адмирала Лиллье. Сам Ватранг с 7 линейными кораблями и 2 фрегатами продолжал занимать позицию у Гангута.

Прорыв. 26 июля

С дозорного отряда и наблюдательных постов Петру донесли о движении шведских кораблей. Всесторонняя оценка обстановки позволила ему правильно определить время операции. Зная, что в районе мыса в летние дни до полудня часто бывает штиль, Пётр I решил направить в прорыв свои галеры утром 26 июля, чтобы шведы не смогли маневрировать под парусами. Первыми в строю кильватерной колонны мимо кораблей Ватранга прошли 20 скампавей русского авангарда. Это застало шведов врасплох. Их корабли, буксируемые шлюпками, безуспешно пытались сблизиться с противником. Беспорядочный огонь пушек с большой дистанции не причинил ему вреда, и вскоре в прорыв бросились 15 русских скампавей дозора. Они также успешно выполнили свою задачу и присоединились к первому отряду.

В тот же день прорвавшаяся часть флота блокировала в Рилакс-фьорде гребные корабли Эреншильда, который напрасно ожидал спуска русских галер с переволоки. Отряд Лиллье, заштилевший в первой половине дня восточнее Гангута, не смог подойти к Тверминне и атаковать русский флот. К вечеру, по сигналу Ватранга, Лиллье вернулся к Гангуту. Опасаясь ночной атаки русских, командующий шведским флотом оттянул свои корабли от берега и выстроил их в 2 линии на направлении прорыва авангарда противника. Прибрежный фарватер оказался открытым. Это было новым промахом шведских адмиралов, чем немедленно воспользовались Пётр I и Апраксин. Вечером незаметно для шведов главные силы гребного флота были подтянуты из Тверминне к гангутскому плесу.

Заключительный этап. 27 июля

С утра при штиле и небольшом тумане Апраксин начал прорыв главными силами своего флота, обходя корабли неприятеля прибрежным фарватером. Снова шведы буксировали свои корабли и вели огонь с большой дистанции, но не смогли помешать стремительным действиям русских: все корабли, кроме одной приткнувшейся к мели скампавеи, успешно прорвались в абоские шхеры.

Заключительным этапом гангутского сражения был бой русских кораблей с отрядом Эреншильда, который состоял из парусно-гребного фрегата, 6 больших галер и 3 шхерботов, имевших на вооружении около 120 орудий. Шведы заняли позицию в узком проливе к западу от Гангутского полуострова. Их корабли, обращенные бортом в сторону русского флота, были выстроены в 2 линии с выдвинутыми вперед флангами, упиравшимися в прибрежные отмели. В центре первой линии стоял 18-пушечный фрегат, а справа и слева от него по 3 галеры. Во второй линии — слабые шхерботы.

Позиция, занятая шведами, не позволяла русскому флоту использовать свое численное превосходство. Для атаки были выделены 23 скампавеи под командованием Петра. Боевой порядок русского отряда представлял собой строй фронта с одним рядом кораблей в центре и двумя на флангах. Главные силы флота во главе с Апраксиным развернулись за атакующим отрядом — это был тактический резерв. Трудность заключалась в том, что шведские корабли имели подавляющее превосходство в артиллерии и могли быть атакованы только с фронта. Кроме того, русским солдатам и матросам нужно было брать на абордаж высокобортные шведские корабли.

В 14 часов 27 июля флот Петра I устремился в атаку по всему фронту противника. Две попытки, встреченные перекрестным огнем, не увенчались успехом. Тогда русский самодержец решил действовать иначе: третья атака была направлена на фланговые суда противника, при подходе к ним наряду с артиллерией использовали ружейный огонь. Цель была достигнута — шведам был навязан абордажный бой. В безжалостной схватке, длившейся около 3 часов, флагманский корабль шведов — фрегат «Элефант» — взяли на абордаж, остальные 10 судов не выдержали и сдались. Эреншильд пытался спастись на шлюпке, но был пойман и пленен.

Гангутское сражение навсегда вошло в анналы отечественной военно-морской истории не только как первый триумф русских над шведами на море, но и как стратегическая победа, поскольку она привела Шведское королевство к поражению в войне в целом.

Читайте также  Духовный мир и повседневный быт советского человека

Успехи русского флота

Гангутское сражение фактически явилось победой галер. Корабельный флот, строительству которого Пётр Великий уделял огромное значение, своего звездного часа ждал еще 5 лет. Но обо всем по порядку.

К 1715 г. русская армия овладела крепостями Выборг, Ревель (Таллин), портовыми городами Пернов (Пярну), Рига, Гельсингфорс (Хельсинки) и Або (Турку), а также Моонзундскими островами. Опираясь на Кронштадт и Ревель, русский Балтийский флот мог контролировать всю северную и восточную Балтику и потому создал серьезнейшую угрозу шведским морским коммуникациям. Ведь в образовавшейся ситуации шведские караваны можно было с равным успехом атаковать как возле Шведского королевства, так и в акваториях, близких к местам вывоза стратегических товаров — портовым городам Южной Балтики. Одновременно русские использовали гребной флот, который действовал в шхерных районах. В результате завозимый кораблями приток продовольствия в Швецию уменьшился.

Эзельское сражение

Для борьбы с торговым судоходством противника в ходе кампании 1719 г. силами Балтийского флота велась форсированная разведка. В мае, после опроса команд шведских торговых судов, захваченных русскими крейсерами у Эланда, было установлено присутствие в районе Пиллау (Данциг) нескольких шведских военных кораблей, обеспечивавших перевозки хлеба из Прибалтики в Стокгольм. На основании этих данных адмирал Апраксин приказал капитану II ранга Науму Сенявину с отрядом (6 линейных кораблей и 1 шнява) срочно выходить из Ревеля. В ночь на 24 мая 1719 г. в районе между островами Эзель и Готска-Санден Сенявин обнаружил 3 шведских корабля и стал их преследовать.

На рассвете русские корабли сблизились со шведами на короткую дистанцию и вступили в артиллерийский бой. Главный удар пришелся по линейному кораблю противника, сильно повредив его. Но и у русского флагмана был поврежден рангоут, из- за чего тот стал отставать от шведского корабля. Тогда Сенявин приказал другим кораблям преследовать уходящего противника, а сам вступил в бой со шведским фрегатом. Сильный продольный залп артиллерии принудил неприятеля сдаться. После починки Сенявин возобновил погоню за уходившим шведским линейным кораблем, и тот был захвачен.

В результате боя у Эзеля трофеи русских составили 52-пушечный линейный корабль, 34-пушечный фрегат и 12-пушечная бригантина. Сражение продемонстрировало высокое тактическое искусство моряков и командиров молодого российского флота, благодаря которому шведским кораблям был отрезан отход в шхеры.

Бой у острова Гренгам

В то время когда силы корабельного флота успешно выполняли задачу по обороне Финского залива и нарушению морских коммуникаций врага, русский гребной флот продолжал активные действия против шведских кораблей в районе Аландских островов. В июле 1720 г., получив сообщение от разведки о появлении неприятельских кораблей у острова Ламеланд, командующий гребным флотом (61 скампавея и до 20 лодок) генерал Голицын вышел на поиск противника.

На пути к острову был обнаружен шведский корабельный отряд, на который Голицын не рискнул напасть на свободном плесе при сильном ветре и волнении. Он решил отойти в шхеры к острову Гренгам, чтобы выбрать удобный момент для атаки. Шведские корабли начали преследовать русских. Увлекшись погоней, они втянулись в шхеры и оказались в ловушке. Быстро оценив новую обстановку, русское командование решило атаковать фрегаты врага. В результате скампавеи взяли на абордаж и пленили 4 шведских корабля, остальные стали поспешно отступать. Русские преследовали шведов до выхода на свободный плес, где вынуждены были прекратить погоню из-за ветра и сильного волнения.

Бой у острова Гренгам явился своеобразным продолжением гангутской победы, своего рода ее окончательным закреплением. Он продемонстрировал успешные действия русского гребного флота против хорошо вооруженных парусных кораблей противника.

Захват русскими галерами 4 шведских фрегатов — замечательный образец русского военно-морского искусства, повторить который не удалось ни одному иностранному флоту за всю историю их существования.

Бой у Гренгама был последним крупным столкновением русского и шведского флотов в ходе Северной войны. К 1721 г. соотношение сил на Балтике кардинально изменилось. Русский Балтийский флот насчитывал 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов. Их экипажи общей численностью 27 000 человек были хорошо подготовлены, а многие командиры мыслили нетривиально. Шведский же флот сократился существенно: к 1718 г. он насчитывал лишь 21 линейный корабль и 10 фрегатов, и то в плачевном состоянии. Через 3 года их количество еще уменьшилось.

Балтийский флот в конце войны

Советские войска вышли на границе с Восточной Пруссией к побережью Балтики и отсекли огромную массу вражеских войск от основных сил фронта. В «курляндском котле» оказалась почти вся группа армий «Север» — более 33 дивизий.

С освобождением Моонзундских островов закончилось изгнание гитлеровцев со всей территории Советской Эстонии, и силы флота получили возможность более активно действовать на Балтике. Теперь все внимание Трибуц уделял «курляндскому котлу», чтобы не дать врагу вывезти оттуда войска, боевую технику и материальные ценности.

Балтийский флот был выведен из оперативного подчинения командующего Ленинградским фронтом и вошел в прямое подчинение наркому ВМФ СССР, а также маршалу А. М. Василевскому, который координировал боевые действия войск 2-го и 1-го Прибалтийских фронтов по ликвидации курляндской группировки.

Потребовалось передислоцировать многие соединения флота на запад. Авиация флота, которая к этому времени насчитывала более 750 самолетов, перебазировалась на аэродромы Эстонии, Латвии, Литвы и в Восточную Пруссию.

Торпедные и сторожевые катера, «морские охотники» и тендеры, частично морем, а частично по железной дороге были доставлены в Палангу, Клайпеду, Кранц и другие пункты. Морская железнодорожная артиллерия также активно участвовала в боях в Курляндии, приняла участие в штурме Пиллау и Кенигсберга.

Подводные лодки балтийцев, пользуясь финским прибрежным фарватером, смело выходили на коммуникации врага и успешно осуществляли блокаду вражеского побережья. С сентября 1944 года Швеция прекратила поставки железной руды в Германию.

Гитлеровцы все свое внимание сосредоточили на защите своего побережья и перевозках из портов Курляндии в Германию. Балтийский флот получил боевую задачу воспрепятствовать этим действиям врага. Командующий флотом перенес свой КП в Палангу.

Балтийские моряки обрушили на фашистов уничтожающие удары. Сотки вражеских кораблей и транспортов, десятки тысяч гитлеровцев нашли себе могилу на дне моря.

Героизм Нельсона Степаняна

Авиационным штурмовым полком командовал подполковник Нельсон Георгиевич Степанян. Это был человек исключительной смелости и отваги. Требовательный к подчиненным в бою, но скромный в повседневной жизни, весельчак и балагур, он всегда заражал окружающих своим оптимизмом.

Боевая слава штурмовика Нельсона Степаняна была хорошо известна всем морякам и солдатам, сражавшимся под Ленинградом и Севастополем, под Тихвином и на Ладоге, под Нарвой и у Лиепаи. Флотский летчик лично совершил около 250 боевых вылетов. На его счету — немало потопленных вражеских боевых кораблей и транспортов, уничтоженных танков и орудий.

Трибуц знал Степаняна с осени 1941 года, когда младший лейтенант после излечения от раны под Одессой, прибыл в авиацию КБФ. Весь боевой путь летчика прошел на глазах командующего флотом. Все его воинские звания и все награды — орден Ленина, три ордена Красного Знамени и звание Героя Советского Союза прошли «через руки» Трибуца. За это время летчик стал командиром полка.

14 декабря 1944 года Владимир Филиппович узнал, что при штурмовке вражеских кораблей в Лиепае Н. Степанян погиб. Командующий посмертно представил отважного балтийского летчика ко второй звезде Героя. Спустя три месяца после героической гибели Н. Г. Степаняну было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

Трибуц хорошо знал людей, имел о них свое собственное мнение и твердо его отстаивал.

Победы балтийского флота в 1945 году

К марту 1945 года корабли Балтийского флота ушли далеко на запад. Флот оказался растянутым от Ленинграда и Кронштадта до Восточной Пруссии и Померании. Управление соединениями и частями усложнилось. Основная часть штаба флота находилась в Таллине, командный пункт флота — в Паланге, а ряд управлений оставался в Кронштадте.

В создавшейся обстановке, вызванной стремительным продвижением советских армий на запад, трудно было сосредоточить все органы управления в одном месте. Да к этому Трибуц и не стремился. Мы уже отмечали, что командующий флотом смело полагался на своих помощников — адмиралов и офицеров, и твердо верил, что они успешно справятся с задачами.

Когда Финляндия вышла из Второй мировой войны и из района Ладожского озера были изгнаны оккупанты, отпала надобность иметь там военную флотилию, Все ее корабли вместе с командами и управлением перебазировались в Рижский залив, а контр-адмирал В. С. Чероков стал командиром Рижского морского оборонительного района. Его корабли занимались не только очисткой морских просторов от мин, но и участвовали в десантных операциях, вели усиленную подготовку к высадке стрелкового корпуса на побережье Курляндии, где отчаянно, с упорством обреченных, сопротивлялась в «котле» группа армий «Север».

Все силы флота, действовавшие в Восточной Пруссии и Померании, были объединены в Юго-западный морской оборонительный район. Командиром района Военный совет КБФ назначил контр-адмирала Н. И. Виноградова, а в тех местах, где базировались силы флота, были созданы маневренные базы, которые возглавили контр- адмирал Н. Э. Фельдман, капитаны 1 ранга К. М. Кузне­цов и Е. В. Гуськов.

Балтийские моряки активно помогали войскам маршала А. М. Василевского в штурме Кенигсберга.

Шел последний месяц войны. Советские воины усиливали свои удары по врагу. Трибуц ежедневно принимал доклады о победах и успехах балтийцев.

11 апреля в воздух поднялись 328 самолетов морской авиации. Они потопили 13 фашистских транспортов, шесть сторожевых кораблей и миноносец. 12 апреля вылетело 400 самолетов. На дне моря нашли себе могилу четыре вражеских транспорта, танкер, два сторожевых корабля, самоходная баржа.

В осажденной морской крепости Пиллау враг яростно сопротивлялся. Гарнизон получил подкрепление морем через залив Фишхаузен. Командование КБФ решило парализовать этот канал снабжения.

Бронекатера капитана 2 ранга М. Ф. Крохина 17 апреля атаковали крупный вражеский конвой. Десантные катера, баржи и баркасы, переполненные фашистскими солдатами, пошли на дно. До пяти тысяч гитлеровцев погибло в итоге этого боя.

25 апреля, на следующий день после падения Пиллау, флот высадил два тактических десанта на косу Фрише- Нерунг. Десантники действовали решительно и дерзко. Уже к полудню они очистили от фашистов северную часть косы, захватив в плен 6000 вражеских солдат. Более 1700 гитлеровцев было убито.

Балтийцы еще дальше продвинулись на запад. Авиация и корабли флота стали базироваться теперь на Кольберг. Под их ударами оказались вражеские корабли в Свинемюнде. Здесь летчики КБФ потопили линкор «Шлезиен».

В тот же день пришла весть о падении Берлина. Победный флаг реял над рейхстагом.

Но на Балтике еще продолжалась война. В районе Лиепаи сопротивлялись войска группы армий «Север», шли упорные бои у Свинемюнде. Из этих районов, спасаясь от неминуемого возмездия, бежали многие тысячи фашистов. Они укрылись на датском острове Борнхольм.

Начиная с 5 мая, радиостанции флота трижды передали на немецком языке требование командования Краснознаменного Балтийского флота всем фашистским военным кораблям и транспортным судам изменить курс и следовать в Клайпеду и Кольберг для сдачи. Такое же требование адресовалось и начальнику гарнизона острова Борнхольм. Но враг не отвечал. 9 мая Балтийский флот высадил свой последний десант и заставил гарнизон острова сложить оружие.

Так закончилась война на Балтике. Флот участвовал в боях все 1418 дней и ночей войны и внес достойный вклад в разгром гитлеровской Германии. 1206 боевых кораблей и транспортов врага покоились на дне моря, свыше двух тысяч вражеских самолетов уничтожили балтийцы.

Родина высоко оценила подвиг моряков Балтики. Более 100 тысяч балтийцев были награждены орденами и медалями, 174 человека стали Героями Советского Союза, а четверо из них получили это звание дважды. 23 корабля и части заслужили звание гвардейских, а 64 корабля и части были награждены орденами.

В ознаменование 20-летия победы Президиум Верховного Совета СССР наградил Краснознаменный Балтийский флот вторым орденом Красного Знамени.

Всех этих побед и почестей флот удостоился в тот период, когда во главе его стоял Владимир Филиппович Трибуц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: